Развитие ребенка иностранными языками

Развитие ребенка иностранными языками thumbnail

В современном
мире в связи с глобальными, геополитическими, экономическими и
социокультурными изменениями к человеку предъявляются более жесткие
требования. Возрастает потребность свободно общаться на иностранном
языке, а иногда даже на нескольких. Изменился способ и объем
восприятия информации, поэтому необходимо изменить и подходы к
обучению. Существует мнение, что раннее
обучение иностранным языкам усложняет содержание дошкольного
образования, и вредно, так как лишает ребенка детства. Однако
исследования показали, что изучение иностранных языков, при
правильной организации занятий, развивает детей, повышает их
образовательный и культурный уровень.

Уже доказано, что
раннее изучение иностранных языков не только ускоряет процесс
формирования иноязычной коммуникативной компетенции, но также
положительно влияет на общее развитие ребенка. Следует отметить, что
под ранним обучением иностранного языка понимается обучение,
осуществляемое на основе интуитивно-практического подхода в период с
момента рождения ребенка до его обучения в школе.

Обладая высокой
пластичностью функций мозга и психики, дети имеют большие
потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от
воспитания и обучения окружающих взрослых. Поэтому, их необходимо
начинать развивать в самых разных направлениях с первых дней жизни.

В институте в Филадельфии (США) под
руководством известного в Штатах врача Гленна Домана доказали, что
самое эффективное обучение происходит в период роста мозга. Поэтому
научить чему-либо маленьких детей, намного легче. A способность
овладения речью наследуется ребенком с момента рождения и проявляется
уже с первых лет жизни. Ребенок мог бы заговорить сразу на нескольких
языках, если бы воспитывающие его люди, образовали для него
(искусственно или естественно) разные языковые среды. Потом детям
постарше становится труднее овладеть иностранными языками. Дело в
том, что к шести годам ребенок свободно владеет речью на родном
языке, беспрепятственно общается с окружающими его людьми, а
уникальные свойства, присущие механизму способности заговорить,
застывают, так как они уже обеспечили жизнеспособность организма в
среде и их назначение для организма исчерпано. И усвоение
иностранного языка происходит в процессе целеустремлённого обучения
больше на основе действия таких функций как память, мышление, воля.

Кроме того, замечено что, ребенок,
который рано научился какой-либо деятельности (в том числе и рано
начал изучать иностранный язык), если продолжает эти занятия, любит
учиться, легко занимается сам и никогда не мучается от безделья и
скуки. Так у ребенка формируется положительная учебная мотивация.

Следует упомянуть полемику на тему:
«способствует ли изучение иностранных языков улучшению
произносительных навыков на родном языке». Некоторые логопеды,
психологи, считают, что для развития речевой функции, а именно для
разработки артикуляционного речевого аппарата ребенка, ему необходимо
заниматься иностранным языком. Важно избежать смешения в языке
ребенка иностранного и русского произношения, поэтому в случае
нарушении речи следует отложить изучение другого языка.

Доказано, что лучше всего дети
запоминают слова, называющие то, что им интересно и имеет для них
эмоциональную значимость. Эмоциональный фактор вообще имеет большое
значение в процессе обучения иностранному языку.

Эмоциональность легко соединяется с художественностью.
На уроках иностранного языка в детском саду так же часто и успешно
создается художественная среда. Театральная, музыкальная,
литературная или другая деятельность детей при обучении иностранному
языку не только вызывает их неподдельный интерес и желание к
обучению, но также оказывает положительное воздействие на развитие их
личностных особенностей [4].

По мнению психологов, таких как Л.C. Выгодский, Л.В.
Щерба, изучение иностранного языка благоприятно влияет на развитие
родной речи. Длительное экспериментальное обучение иностранному
языку, проводившееся коллективом лаборатории обучения иностранным
языкам НИИ общего и среднего образования РФ, подтвердило
положительное влияние предмета на общее психическое развитие детей,
на выработку у них способов адекватного поведения в различных
жизненных ситуациях, на лучшее владение родным языком. Наиболее
благоприятным периодом для начала обучения иностранным языкам
психологи определяют возраст с 2 до 8 лет.

Это далеко не полный список
положительных результатов раннего изучения иностранного языка.
Необходимо всегда помнить, что главным принципом в любом обучении
является его гуманистическая направленность.

Существует
множество мнений по поводу того, какой именно следует выбрать способ
обучения малышей иностранному языку. Одним из наиболее актуальных и
действенных является преподавание ино­ст­ранного языка в
игровой форме.

Крупнейший теоретик игровой
деятельности Д.Б. Эльконин выделяет в иг­ре четыре важнейшие для
ребенка функции: средство развития моти­ва­ци­онно-потребностной
сферы; средство познания; средство развития умствен­ных действий;
средство развития произвольного поведения. Игровая деятельность
оказывает влияние на развитие внимания, памяти, мышления,
во­ображения [7].

Итак, игра
является инструментом преподавания, активизирующим мыслительную
деятельность детей. Учебный процесс посредством игры становится
привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать,
что формирует мощный стимул к овладению языками.

Вопросами методики преподавания
иностранного языка с использованием иг­ровой деятельности на
начальном этапе занимались Г.В. Ро­гова и И.Н. Верещагина, Е.И.
Пассов, Д.Б. Эльконин, Е.И. Негневицкая и другие ученые, методисты и
психологи.

Проблема поиска организации обучения на среднем и
старшем этапах на­шли отражение в работах Н.А. Салановича, В.В.
Андриевской и других авторов.

Однако еще недостаточно изучена
проблема специфики организации учебного процесса с включением игровой
деятельности на раз­лич­ных этапах обучения –
начальном, среднем и старшем. Важнейшим условием эффективности
учебных игр является строгий учет возрастных психолого-педагогических
особенностей учащихся.

Читайте также:  Развитие ребенка когда можно поговорить

Например, при обучении
иностранному языку маленьких де­тей необходимо принимать во
внимание такие особенности, как пытливость и любознательность. Также,
важно пом­нить, что им трудно в течение длительного времени
удерживать внимание на одном виде деятельности. Поэтому их
деятельность на занятиях должна быть разнообразной, эмоционально
насыщенной. Многие методисты полагают, что в дошкольном возрасте цель
обучения успешнее достигается при иг­ро­вой мотивации и при
оценке поведения со стороны сверстников.

Ролевой игрой дети овладевают к
третьему году жизни, знакомятся с че­ловеческими отношениями,
открывают у себя наличие переживаний. У детей формируется воображение
и символическая функция сознания, которые поз­во­ляют им
переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в
собственных чувствах, формируются навыки их культурного выражения. И
это позволяет им включаться в коллективную деятельность и общение. В
результате освоения игровой деятельности в дошкольном воз­рас­те
формируется готовность к учению.

Игры можно использовать при
введении и закреплении лексики, для формирования умений и навыков
устной речи. Именно в процессе игровой деятельности создаются условия
для естественного общения детей.

Итак, следует выделить следующее:

— игру можно включать в том или
ином виде в занятия по иностранному языку;

— проведение игр на уроках
иностранного языка позволяет реализовать воспитательные цели
обучения. Задача преподавателя – научить культуре игры и
культуре поведения вообще;

— разработка и внедрение игр в
процессе обучения способствует более успешному решению основных задач
обучения устной речи на разных этапах обучения иностранному языку.

Так же очень часто на уроках
иностранного языка с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
используют проектные методики. В европейских
языках слово «проект» заимствовано из латыни: причастие
projectus означает «выброшенный вперед», «выступающий»,
«бросающийся в глаза». Применительно к уроку иностранного
языка, проект — это специально организованный учителем и
самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий с созданием
творческого продукта. Таким образом, метод проектов — это
совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решать
ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей с
обязательной презентацией результатов. Ниже
приведены
несколько
примеров проектной методики, с
помощью которых в процессе обучения иностранному языку можно достичь
сразу нескольких целей — расширить словарный запас учащихся,
закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке
праздничную атмосферу, украсив кабинет иностранного языка красочными
работами детей.

№1. My
Favourites. Дети могут подготовить дома материал (вырезки из
журналов, рисунки) иллюстрирующие их интересы, увлечения и т. п. В
течение урока на цветной бумаге они оформляют странички альбома и
рассказывают о том, что любят (о любимом цвете, спорте, городе, и т.
д.)

№2. Picture poem. Детям можно предложить нарисовать
картину-стихотворение, так чтобы форма была созвучна со смыслом.

№3. Washing
Line. Дети рисуют одежду, пишут на своих рисунках названия и затем
развешивают одежду на веревку с помощью прищепок.

Работу
над проектами можно строить как в группах, так и индивидуально.
Следует отметить, что метод проектов формирует у детей готовность
работать в коллективе, принимать ответственность за выбор и разделять
ее с членами коллектива, анализировать результаты деятельности.

Таким образом, использование
разнообразных педагогических приемов и знаний особенностей
направленности личности детей позволяют преподавателю сделать процесс
обучения иностранному языку более эффективным.

Конечно, исследования по влиянию изучения иностранного
языка на общее развитие детей нельзя считать завершенными, но с
полной уверенностью можно утверждать, что изучение иностранного языка
не оказывает отрицательного влияния на формирование личности ребенка.
Скорее, опираясь на результаты экспериментальных исследований, можно
говорить о положительном влиянии иностранного языка на развитие
детей.

И цель педагога в данной ситуации
сделать процесс более приемлемым для детей. Доводов в пользу раннего
обучения иностранным языкам вполне достаточно, дело только за
инициативными, компетентными и увлеченными своей работой учителями,
родителями, осознающими значение образования и развития своих детей.
И, конечно, государству необходимо осуществлять политику в пользу
своих юных граждан, а значит своего будущего.

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Психологические
особенности усвоения второго языка младшими школьниками //
Иностранные языки в школе.- 1986.-№ 2.-С.24-27.

2. Баранников А.В. O введении
иностранного языка во 2 клaccaх начальной школы в условиях
эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования
в 2002/2003 учебном году // Иностранные языки в школе.- 2002.- №
2.-С.4-10.

3. Витоль A.Б. Нужен ли
дошкольникам иностранный язык? // Иностранный язык в школе, 2000, №
6.-С.24-25.

4. Комарова Э.П., Трегубова Е.Н.
Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном
обучении иностранному языку // Иностранный язык в школе.- 2000.- №
6.-С.11-15.

5. Лазарева Е.В.
Раннее обучение английскому языку средствами искусства: воспитание
человеческой природы // Иностранные языки в школе.- 1996.-№
2.-С.42-50.

6. Уланова О.Б. Английский для
дошкольников: играем и учим, М., издательский центр «Академия»,
1998.

Читайте также:  Самообразование сенсомоторное развитие ребенка

7. Эльконин Д.Б. Психология игры.
М.: Владос, 1999 г. — 360 с.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, ребенок, игровая деятельность, процесс обучения, язык, обучение, раннее обучение, родной язык, раннее изучение, устная речь.

Источник

Для того, чтобы обучать ребенка иностранному языку нужно определиться с тем, какую методику вы будете использовать и основные подходы к обучению.

Важную роль в обучении ребенка иностранному языку оказывает возраст начала занятий. Так как восприятие и продолжительность различается, то все методики можно условно разделить на 2 части:

  1. обучение иностранному языку одновременно с родным. (0-4 года);
  2. на базе родного языка (4-7 лет).

Различие периодов заключено в характере формирования первоначальных знаний. Дети 0-4 года изучают язык как родной, 4-7 лет как дополнительный, ориентируясь на свои знания родного. Для первого периода важно знание родителями языка и использование методики сверхраннего развития. Второй период предполагает использование специальных программ.

Методики сверхраннего изучения иностранного языка

В случаях, когда ребенок не растет в двуязычной среде, на помощь родителям в обучении приходят популярные методики сверхраннего развития. Они предполагают возможность изучения иностранного языка в одно время с родным. Одним из условий включения в обучение детей 0 – 4 лет является обладание родителями хороших знаний в выбранном языке.

Самые популярные методики, используемые в этом периоде:

  1. Подход Глена Домана. Обучение при помощи карточек с изображением предмета. Внизу или с обратной стороны карточки написано слово или словосочетание;
  2. Кубики Николая Зайцева. Используются для изучения английского. Подразумевают изучение по кубикам, на которых размещены все встречающиеся слоги;
  3. Методика Марии Монтессори. Есть два варианта изучения. Через ознакомление с культурой выбранной страны или метод погружения, предполагает проведение всех занятий в выбранный день на иностранном языке.
  4. Проектная методика. Используется и в старшем возрасте, но возможно начало обучения с 3-х лет. Предполагает работу ребенка над заданной темой и подготовкой творческого материала по изученному. Работа наиболее подходит для группового обучения, но при внесении небольших изменений возможен и индивидуальный подход.

Использование методик сверхраннего развития при обучении иностранному языку имеет положительный эффект при качественном обучении и постоянных занятиях. В случае, если родители не могут обеспечить употребление предложенного материала в повседневной жизни, изучение иностранного языка в возрасте до 4-х лет не имеет смысла.

Методики сверхраннего развития предполагают обучение до определенного уровня в короткие сроки. Дальнейшее обучение лучше всего выстраивать, используя подходы, проверенные опытом языковых школ и курсов. Они рассчитаны на детей старше 4-х лет.

Методики обучения иностранным языкам с 4 до 7 лет

Изучая предложения различных языковых школ, можно наткнуться на большое количество различных техник и методик преподавания иностранному языку. Расписывая многочисленные плюсы разных подходов, школы стремятся заполучить клиентов, а родители вынуждены делать сложный выбор. Как выбрать подходящую методику и не ошибиться?

На самом деле количество подходов для обучения детей дошкольного возраста не так много. Они отличаются своими техниками и основной целью обучения. Практически все «фирменные» методики в своей основе имеют один из базовых подходов:

  1. Классическая методика;
  2. Коммуникативный подход;
  3. Индивидуальный подход.

Перечисленные методики позволяют выбирать ту базу, на которой будет выстроено знание языка ребенка. Будет ли сделан упор на разговорной речи, запоминании конкретных слов или же программа будет выстроена по определенной схеме зависит от того, какую методику выберут родители.

Классическая методика

Предполагает изучение языка по определенной схеме, обозначенной в специально разработанном методическом материале. Наличие базового учебника, на котором строится обучение обязательно. Выстроенная логическая цепочка занятий с обязательными повторениями изученного материала и небольшими грамматическими оговорками позволяет равномерно насыщать речь ребенка новыми словами, выстраивать конструкции на уже изученной языковой базе. Закрепление материала происходит через творческое проявление ребенка и игру.

Использование классической методики не исключает некоторых вариантов заучивания сложного материала. Возможны разнообразные домашние задания. Само занятие состоит из отдельных блоков, в которые помещается материал на развитие определенных языковых навыков. Активно используются аудио и видеозаписи при практике произношения. Использование наглядного материала и различных вариантов изучения материала позволяет обучать детей визуалов и кинестетиков.

Плюсы:

  1. Ребенку предлагается максимальный объем информации и равномерно развиваются все стороны владения языком;
  2. Закрепление материала упражнениями и повторением;
  3. Подходит для домашнего обучения при наличии методического материала.

Минусы:

Очень активным детям сложно усидеть на месте во время занятия. Им может становиться скучно при повторении материала.

Коммуникативная методика

Разработанная в Кембриджском университете методика предполагает обучение только носителями языка, благодаря которой ребенок погружается в языковую среду. Первоначально была создана для изучения английского, но успешно используется при обучении другим языкам. Обучение идет при помощи уже изученного ранее материала, родной язык на занятиях практически отсутствует. Преподаватель использует различные вербальные и невербальные методы для донесения материала. Благодаря живому общению и высокой восприимчивости детского мозга, ребенок быстро начинает понимать материал. Методика отлично подходит для аудиалов.

Читайте также:  Что способствует развитию ребенка

Наибольшего успеха добиваются дети, которые обучаются по этой методике в рамках группы. Они слышат речь не только преподавателя, но и своих сверстников, что положительно сказывается на интересе ребенка к языку.

Плюсы:

  1. Возможность обучения как в группе, так и один на один;
  2. Достаточно быстрое освоение разговорной речи и ее применение;
  3. Благодаря активному использованию речи, ребенок развивает речевой аппарат, улучшается произношение в родном языке.

Минусы:

Не подходит для замкнутых детей.

Индивидуальный подход

Эта методика предполагает под собой подбор техник и способов обучения ребенка исходя из его индивидуальных особенностей. Подходит для обучения родителями и репетиторами. Некоторые языковые школы предлагают индивидуальное обучение, но оно стоит на порядок выше группового. Особенность этой методики заключается в том, что исходя из интересов и особенностей характера ребенка подбирается материал, который будет изучаться. Подбирается вид занятия, но при необходимости он заменяется на другой.

Плюсы:

  1. Обучение с собственной скоростью и по отдельной программе;
  2. Возможность менять подходы и техники в любой момент.

Минусы:

При обучении отсутствует общение со сверстниками, которое необходимо ребенку в этом возрасте.

Методики изучения иностранного языка могут иметь множество названий, но для правильного выбора родители должны четко понять, чего они хотят добиться в итоге.

Как подобрать подходящую методику?

Подбор подхода для начала обучения и продолжения после сверхранних методик должен основываться на анализе особенностей ребенка.

Среди важных факторов при подборе:

Основной тип восприятия ребенка;

  •  Черты характера ребенка. Для общительных и смелых детей хорошо подходит коммуникативная методика, а для скромных и замкнутых  индивидуальный подход;
  •  Для детей, которые изучали иностранный язык до 4-х лет нужно провести анализ знаний для определения уровня знания языка. По результатам принять решение о том, нужно ли ребенку продолжать индивидуальное обучение или же определить в группу детей в выбранной школе. Проведя анализ особенностей ребенка, родители могут выбрать тот вариант, который наиболее подходит малышу.

Подбор основного направления изучения и техники преподавания влияет на многие факторы изучения:

  • Интерес ребенка и его стремление обучаться;
  • Качество и количество усвоенной информации;
  • Сможет ли малыш достигнуть поставленной родителями цели в обучении. Если родители стремятся обучить ребенка с целью поступления в специализированную школу, то наилучшим вариантом будет классический или индивидуальный подходы. Они предполагают изучение не только устной речи, но и грамматики. В случае, если целью будет обучение ребенка разговорной речи, лучшим вариантом признается коммуникативная методика.

Советы родителям, которые обучают детей самостоятельно

Если вы решили обучать иностранному языку самостоятельно, то вам помогут следующие советы:

  1. Ребенку должно быть интересно. Нельзя заставлять. Результатом скучного и навязанного обучения будет полное отсутствие желания изучать его в дальнейшем.
  2. Обучение должно соответствовать возрасту и особенностям.
  3. Не нагружайте ребенка грамматикой до 6-7 лет. Обучайте его разговорной речи и приобщайте к новой культуре. Грамматические основы кроха сможет освоить уже в школе.
  4. При обучении используйте максимально возможные варианты развития речи.
  5. Не спешите осваивать новый материал, пока достаточно не закреплен изученный ранее. Не торопитесь за полгода изучить годовой курс. При чрезмерной нагрузке дети устают от обучения и перестают интересоваться новым материалом. Также чрезмерное усердие в изучении иностранного языка может негативно сказаться на качестве родного.
  6. Создайте для ребенка языковую среду. Любой язык закрепляется только в том случае, если он используется не только в рамках занятий, но и в повседневной жизни. Обсуждая с малышом что-либо, спрашивайте его, как это будет звучать на иностранном языке. Вне занятий рассказывайте новые слова, которые подходят по контексту события.
  7. Не стоит обучать новым словам, если кроха не видит и не понимает их значения. Наглядность нового материала является залогом его запоминания.
  8. Не стоит останавливаться на изучении отдельных слов. Обучайте ребенка целым фразам. Показывайте ему, каким образом идет построение языка. Дети до 7-ми лет очень чувствительны к звучанию языка и легко запоминают логическую последовательность слов.
  9. Смотрите различные мультфильмы на выбранном языке. Даже, если вам будет казаться, что кроха не понимает смысла. Малыш воспользуется звуковой интуицией и поймет смысл слов и событий. Вы удивитесь, но уже через некоторое время он начнет использовать в речи фразы и песни из мультфильма.
  10. Разучивайте различные стихотворения и песни. На базе разученного материала рассказывайте его по ролям.
  11. Читайте книги не только на родном языке, но и на иностранном.
  12. Не забывайте о собственном произношении и совершенствовании языка. Нельзя обучать иностранному языку, если вы допускаете ошибки в произношении или построении слов.
  13. Занятия с ребенком должны быть регулярными. Стоит повторять пройденный материал перед тем, как знакомить с новым.

Будьте терпеливы и не ждите моментальных успехов в усвоении языка. Сделайте обучение приятным и радостным и вы удивитесь, как быстро ваш малыш не только догонит вас в знаниях, но и перегонит.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник