Что способствует развитию ребенка

Что способствует развитию ребенка thumbnail
Семь советов, как способствовать развитию ребенка

Рейтинг
32

Из множества советов, как развить потенциал ребенка, родителям важно выбрать наиболее подходящие

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Развитие и рост ребенка – сложный процесс, который включает в себя несколько составляющих. Ребенок развивается как физически, так и психически. Для полноценного развития психики ребенка, ее умственной, эмоциональной и социальной сфер, важна поддержка родителей.

Иногда родителям бывает сложно стимулировать психическое развитие ребенка. Поскольку поддержка родителей в этом процессе очень важна, следует поощрять развитие ребенка как в детском саду или школе, так и дома. При этом главное – найти правильный, последовательный подход, соответствующий индивидуальным особенностям ребенка.

Разумеется, родители хотят для своих детей только самого лучшего. Но сегодня разгорается немало споров, как максимально развить потенциал ребенка: какие занятия выбирать для него, какие подбирать книги для его развития, использовать ли компьютеры или телевизор в обучающих целях. По этому поводу существует много мнений, но, в конце концов, вам решать, какие советы лучше всего подходят для вашего ребенка.

Рассмотрим несколько приемов, с помощью которых родители могут способствовать психическому развитию ребенка.

1. Общайтесь с ребенком

Для развития детской психики родителям нужно не только понимать, какие умственные, эмоциональные и социальные навыки понадобятся ребенку в будущем и постепенно формировать их, но и найти для этого наиболее подходящий способ. Родителям бывает трудно это сделать, ведь им приходится искать нужный способ интуитивно. Они прилагают много усилий, чтобы понять индивидуальные потребности ребенка и уже в соответствии с ними развивать умственные навыки. Постоянное общение с ребенком помогает родителям глубже понимать его психические и физические потребности.

2. Читайте книги вместе с ребенком

Родители должны активно развивать у ребенка навыки чтения и письма в соответствии с его возрастом и уровнем развития. Кроме этого, следует научить его простейшим арифметическим действиям и развить навыки решения проблем. Найдите подходящий способ развить эти навыки – так вы воодушевите ребенка, укрепите доверие между вами и разовьете у ребенка привязанность к вам. Тесное и доверительное общение с ребенком формирует у него социальные и эмоциональные навыки. Ребенок начинает понимать, что эмоциональное развитие настолько же важно, как и умственное или социальное.

3. Занимайтесь с ребенком совместными делами

Поощряйте занятия ребенка различными делами. В процессе работы поддерживайте его и стимулируйте доводить дела до успешного завершения. Так вы сможете научить его самому искать информацию, необходимую для выполнения задачи, и сделаете этот процесс приятным для ребенка. Ваша поддержка также может вселить в него энтузиазм и интерес к обучению и самосовершенствованию.

Развивая уверенность ребенка в себе, вы можете создать хорошую атмосферу для его личностного и социального роста.

4. Развивайте у ребенка творческое мышление

Творческое мышление необходимо ребенку для решения различных задач, позволяет ему видеть ситуации с разных точек зрения. Предлагайте ребенку различные занятия, развивающие творчество: рисование, раскрашивание картинок, игры на воображение и т.д. Обеспечьте ребенка всем необходимым, что может ему понадобиться для этих занятий: бумагой, красками, карандашами, пластилином и т.д. Кроме этого, позволяйте ребенку применять подручные предметы для своих игр.

5. Используйте музыку и телевидение для развития ребенка

Ученые утверждают, что ребенок может воспринимать музыку еще в утробе матери. Музыка положительно влияет на развитие ребенка с самого раннего возраста. Выберите стиль музыки, который ему нравится (в вашем распоряжении есть множество самых разнообразных стилей – от классической до современной зарубежной музыки).

Что касается телевидения, здесь родителям следует быть осторожными. Телевидение может приносить как пользу, так и вред для ребенка. Родителям необходимо тщательно выбирать программы, которые могут способствовать его умственному развитию. Также следует уделять просмотру этих программ количество времени, соответствующее возрасту ребенка.

6. Исследуйте природу вместе с ребенком

Можно годами гулять с ребенком в парке, но так и не замечать, какие растения там растут и какие птицы живут. Так вы упускаете прекрасную возможность исследовать вместе с ребенком окружающий мир. Наблюдайте, как растут растения (вместе с ребенком вы можете посеять семена и наблюдать, как они прорастают), какие изменения в природе происходят в каждый сезон и т.д.

7. Определите таланты и склонности вашего ребенка

Дети с раннего возраста могут проявлять определенные способности, например, концентрироваться или запоминать информацию, читать с раннего возраста и т.д. Талант ребенка может выражаться в различных сферах: рисование, музыка, танцы и т.д. Поговорите со школьными учителями – они помогут вам определить дарования ребенка и посоветуют, как лучше их развить. Поддерживайте ребенка в совершенствовании его талантов, но не оказывайте при этом слишком большого давления.

Читайте также:  Индивидуальная работа с детьми по математическому развитию ребенка

Не существует единых правил для родителей относительно того, как способствовать развитию ребенка. Поэтому вам нужно понять, что этот процесс не может быть идеальным. Вам следует лучше узнать своего ребенка и найти эффективный способ общаться с ним. Каждой семье подходят разные способы общения между родителями и детьми. Однако при этом родителям важно быть последовательными в воспитании детей, стимулируя развитие их умственной и эмоциональной сфер. Чтобы максимально развить потенциал ребенка, необходимо уделять внимание обоим этим компонентам на всех этапах жизни ребенка. Общайтесь с его школьными учителями, советуйтесь с ними и действуйте сообща. Так вы сделаете все для благополучия ребенка во взрослой жизни.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.57 из 5 на основе
7 оценок.

Развитие ребенка
12.03.2018

Источник

  • search

“Весь в отца! Хоть воспитывай, хоть нет”, – в сердцах заявляют мамы в ответ на очередные кульбиты сыновей. “Вся в мать пошла”, –­ вторят им отцы дочерей. Но такую ли большую роль играют гены в формировании характера ребенка? Или все зависит от воспитания? Профессор и основатель отечественной психологии материнства Галина Филиппова поможет разобраться от чего зависит развитие ребенка.

Fotobank / Getty Images

Для начала давай возьмем за аксиому, что все дети разные. И эта разница зависит от врожденных свойств нервной системы: как быстро нервные клетки увеличивают или снижают активность, как долго они могут находиться в состоянии напряжения, как быстро переключаются между разными процессами. Набор этих свойств мы привыкли называть “темпераментом”. Повлиять на него нельзя, он обусловлен биологически и зависит от питания, стрессов, болезней и генетической предрасположенности. Кстати, о генетике. Представители этой науки часто заявляют, что поведение и личность людей чуть ли не на 80% зависят от наследственной предрасположенности и воспитанием это не исправить. Что ж, можно бесконечно спорить, что влияет на развитие ребенка сильнее: гены или ближайшее окружение. Но все дискуссии на эту тему сводятся к одной простой мысли: нужно учитывать то, что дано природой, и развивать то, что возможно. То есть если малыш спокойный и меланхоличный, любит тихо собирать конструктор, не стоит выталкивать его в театральную студию и всеми силами лепить из него эксцентричного экстраверта.

А что же тогда можно воспитывать? Привычки, поведение, отношение к другим людям и к себе. Умение понимать, регулировать и выражать свои эмоции, ставить цели и добиваться результата. Только вот желательно реализовать свои педагогические таланты до того, как ребенку исполнится 7 лет. Потому что примерно к этому возрасту у него сформируются все системы мозга. И в дальнейшем взрослые смогут лишь влиять на ценности и установки растущего человека. Поэтому предлагаем сдать в библиотеку умные книжки и больше внимания уделять малышу – ведь он сам покажет, как развивается. А мы подскажем, что именно и как можно воспитывать.

С самого рождения младенец развивается стремительно по биологически заложенной программе: физически и умственно. До трех лет эта программа довольно конкретная, и родители должны помочь ребенку ее пройти. В этом, собственно, и заключается воспитание на данном этапе.

Физическое развитие. Дети учатся двигаться. До полугода – ползать, примерно до полутора лет – ходить, к двум годам осваивают все виды перемещения. Ловко держатся руками за стенки кроватки – конечно, чтобы выбраться из нее. Сначала просто хватают игрушки, а к трем годам учатся более точным движениям – скажем, держать в руках вилку и ложку. После четырех лет с удовольствием начинают экспериментировать – танцевать рэп и ламбаду, бегать-прыгать, стоять на голове и выполнять прочие акробатические этюды. Так малыши осваивают координационно сложные движения. Кстати, именно поэтому отдавать детей в танцевальные и спортивные секции рекомендуют ближе к пяти годам. До этого они все равно не смогут выполнить никаких специальных упражнений.

Интеллектуальное развитие. Бешеными темпами развиваются интеллект и мышление. Прежде всего – память. Ее объем у младенцев грандиозен! Еще бы, столько всего нужно держать в голове: как выглядят мама, папа, комната, игрушки и все предметы, которые окружают дома. Дети превосходно запоминают цифры и буквы. Родителям может показаться, будто ребенок научился читать или считать, но это не так. Малыш просто запомнил сочетания звуков и картинок. Вообще, не нужно торопить ребенка и учить его грамоте. До трех лет маленький человек учится прежде всего двигаться сам и оценивать предметы и их свойства: пластиковый кубик – квадратный и легкий, металлический шар – круглый, гладкий и холодный. Шар можно катить, кубики – ставить друг на друга. Уже феерия!

Чтобы научиться читать и считать, ребенок должен понять, что такое символы. Способность воспринимать метафоры возникает после трех лет, ближе к 4-5. Этот момент легко отследить, наблюдая за тем, как малыш играет. Когда в играх появляется элемент фантазии – вот верный признак. Если обычная палка стала саблей или полицейским жезлом, ура, настало время показывать буквы. 

Роль родителей. Главная задача в этот период – просто наблюдать за ребенком, понимать, чего он хочет, и помогать ему в достижении этих целей. Поддержать малыша могут мама, папа, бабушка или тетя, то есть любой взрослый, часто бывающий рядом. Это не значит, что придетс­я постоянно следить за каждым движением маленького исследователя. Нужно помогать ему решать эволюционно заложенные задачи развития. Например, пока ребенок не научился ходить, мама становится его главным средством передвижения: берет на руки и показывает все, что его интересует. Малыш хочет потрогать фиалки на подоконнике – папа разрешает. Не понимает, как собрать пирамидку, – бабушка объясняет. 

Читайте также:  Центр развития ребенка венгера

А когда наши дети становятся взрослее, перед ними возникают новые задачи. Например, дошколята 6 лет все еще не умеют ставить цели и достигать их, соблюдать режим дня, управлять своими эмоциями. Все это делают родители: за них и вместе с ними. И учат самым важным вещам, которые пригодятся в жизни. Например, вот таким…

Это качество означает, что ребенок может выполнить какое-то дело от начала до конца: будь то раскрашивание картинки или строительство дома из кубиков. Только вот проблема: дети до 3 лет совсем не умеют ставить цели, а до 7 лет – только очень краткосрочные. Потому что они живут здесь и сейчас. И, видимо, поэтому они – самые счастливые создания в мире. 

Как воспитать. Использовать детский интерес к процессу. Догадываешься, чем ребенок может заниматься бесконечно? Конечно, играть. Дошколята именно через игры познают мир. Так что если сумеешь любое дело превратить в развлечение, ребенок сам не заметит, как все выполнит. Согласись, странно ожидать от малыша рвения в том, что ему совершенно не интересно. Это приходит куда позже!

Внимание как психический процесс – это способность долгое время сосредотачиваться на чем-то одном: разглядывать игрушки, слушать колыбельную в исполнении бабушки, рассматривать и сравнивать картинки, чтобы найти десять отличий, а позже – умение прочитать, понять задание в учебнике и выполнить его. 

Как воспитать. Очень легко. Нужно всего лишь предлагать ребенку не больше одной цели за раз. Развесив вокруг кроватки мобили и гирлянды, разложив кучу игрушек, мы только рассеиваем его внимание. Покажи малышу не более трех простых предметов, причем отличаться они должны максимум двумя признаками: цветом, формой. Ребенок станет их разглядывать и сравнивать еще охотнее, если с этими предметами будет что-то происходить. Сначала сама поверти их в руках, потом дай чаду потрогать и погрызть. Опять же нужно вызвать любопытство – показать, что с этой дивной вещью можно делать. А позже ему на смену придет интерес – он еще укрепит внимание. 

Современные родители мечтают вырастить детей, которые бы читали книги, а не играли в игрушки на планшете. Вот и начинают обучать алфавиту трехлеток. И совершают ошибку. Да, ребенок запомнит буквы. И да, даже безграмотного взрослого можно научить грамоте за неделю. Но взрослый понимает, что за символом стоит смысл. У детей это понимание формируется вместе с развитием мышления, после четырех лет, как мы писали выше. Поэтому нужно не учить читать, а прививать любовь к чтению.

Как воспитать. Совсем маленьким детям в принципе интересно, когда взрослый им читает вслух. Это значит, мама или папа рядом, уделяют внимание. Ближе к двум годам, когда развивается память, ребенок находит новый интерес: запоминать любимые сказки наизусть. Мучает родителей, заставляет читать одно и то же десятки раз. Сразу заметит и непременно исправит, если те хоть что-то перефразировали (сказали “хрустальный башмачок”, а не “хрустальная туфелька”). Не надо предлагать новых книг – учите наизусть истории, которые нравятся малышу. 

И только ближе к трем годам у юного литературоведа возникает интерес к содержанию книги. Какие там герои? Что они делают? Почему поступают так или иначе? Вот тут пора подключать воображение: ребенок любит, когда родители сочиняют дополнительные истории про персонажей, покупают игрушки, находят книги с продолжением. Ближе к школе можно читать по вечерам всей семьей – по очереди, по одной главе, книги, которые будут интересны всем: “Чук и Гек” и “Денискины рассказы”, например. 

И конечно, со временем ребенок станет интересоваться книгами родителей. Поэтому неплохо, если в вашей семье взрослые тоже любят читать. И не только ленты соцсетей… 

Сосредоточенно делать что-то не очень интересное, как ты уже поняла, детям сложно. Но есть хорошая новость: любовь к труду возникает сама по себе, в возрасте 3-4 лет. И, к сожалению, многие взрослые этого не замечают, не помогают ребенку развивать ее. Не повторяй их ошибок. Постарайся обратить внимание, когда твои сын или дочка с удовольствием включаются в любые хозяйственные дела: подметают, моют посуду, протирают пыль. Делают они это для того, чтобы быть рядом и проводить время с тобой, но у них возникает иллюзия, что они помогают. Вот ее и нужно поддерживать!

Как воспитать. Не говори: “Иди поиграй, пока я помою посуду”, а предложи маленькому мойдодыру поучаствовать. Он научится держать тарелку, пенить губку. Да, посуду придется мыть час. Но все это время ты занимаешься с ребенком, и не надо ломать голову, какими развивающими играми занять скучающее чадо. Потому что в процессе мытья посуды развивается самое главное – умение делать руками разную работу.

Читайте также:  Развитие игры ребенка в период раннего возраста

Талант – это совокупность способностей, интереса и умения трудиться. Безусловно, способности во многом обусловлены биологически: зависят от того, как развились органы чувств – слух, зрение, ощущения. А вот интерес и умение трудиться – компоненты таланта, которые можно и нужно развить.

Как воспитать. Просто быть внимательными к тому, что у ребенка получается хорошо и что ему нравится. И, конечно, помогать ему ставить краткосрочные цели, чтобы поддерживать интерес к регулярным занятиям. Ведь даже самые яркие способности могут остаться невостребованными, если их не разглядеть и не сдобрить щедрой порцией трудолюбия.

А еще родители, конечно, хотят, чтобы дети были послушными. Что ж, при правильном воспитании будут. И послушными в хорошем смысле: не теми, кто слепо выполняет команды, а теми, кого понимают. Важно видеть, к чему готов и не готов ребенок и не требовать невозможного. Когда мама и папа внимательны к своему чаду, они сами становятся лучшими в мире воспитателями.

Источник

Хорошая память, концентрация внимания, активная работа мозга, усидчивость – все эти качества обеспечат успешное овладение школьными знаниями. Обеспечив организм необходимыми витаминами и минеральными веществами, мы можем активизировать познавательные процессы, улучшить мыслительную деятельность.

Хотелось бы напомнить вам об 11 продуктах, которые нужно обязательно включать в рацион ребёнка школьного возраста, чтобы помочь ему без труда справляться с учебными задачами.

1. Рыба.

Самая лучшая рыба – жирная морская. В жирной морской рыбе есть Омега-3 жирные кислоты, которые уменьшают количество вредного холестерина, тем самым оказывают положительное влияние на головной мозг и сосуды.

Омега-3 жирные кислоты защищают нервные клетки мозга, снижают возможность появления депрессии, и даже синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Кроме этого, в рыбе содержится йод и фосфор, которые способствуют мозговой деятельности.

2. Яйца.

В составе яиц есть все нужные аминокислоты, которые требуются для хорошей работы головного мозга.

Учёными доказано, что употребление яиц способствует росту детей.

Также яйца являются источником ниацина, который необходим для питания мозга и способствует улучшению памяти.

3. Чеснок.

Он активизирует кровообращение, что способствует хорошему снабжению мозга кислородом. Включая каждый в пищу 2-3 зубчика чеснока, можно улучшить память.

Всем известно, что чеснок – это проверенное средство для защиты от инфекций и природный антисептик.

4. Красный виноград.

Красный виноград относят к числу природных антиоксидантов, которые помогают мозгу сохранять и перерабатывать полученную информацию.

5. Брокколи.

Этот вид капусты – источник витамина К, который улучшает мозговую деятельность. Ещё в состав брокколи входит бор, который также повышает мозговую активность. Содержание кальция и магния в этом овоще позволяет сбалансировать работу нервной системы, обеспечить регуляцию цикла сна и бодрствования, а также стрессоустойчивость.

6. Бобовые.

Углеводы бобовых пополняют организм ребёнка достаточным запасом энергии и активностью, а также длительным чувством насыщения.

В бобовых содержится фолиевая кислота и другие витамины группы B. Все эти полезные компоненты укрепляют краткосрочную и долговременную память.

7. Томаты.

В них есть ликопин, один из самых сильных антиоксидантов, защищающих оболочку нервных клеток. Интересно, что полезные свойства ликопина не снижаются при термической обработке помидоров.

Также в томатах есть витамин РР, который регулирует обмен веществ и работу нервной системы, улучшает зрение, пищеварение и кровообращение.

8. Лимоны.

Витамины группы В, входящие в состав лимонов, благоприятно влияют на нервную систему. Это, в свою очередь, позволяет мозгу работать в спокойном режиме, способствует улучшению памяти и внимания.

9. Грецкие орехи.

Достаточно съесть пять орехов в день, чтобы восполнить запасы Омега-3 в организме ребёнка. А Омега-3 стимулируют умственную деятельность, улучшают память.

Грецкие орехи пользуются популярностью у людей, которым часто нужно концентрироваться в течение продолжительного времени или работать в условиях напряжённой мыслительной деятельности.

10. Мёд.

Мёд – уникальный источник редких микроэлементов, которые благотворно влияют на умственное развитие детей.

Полезное вещество холин, содержащееся в мёде, способствует укреплению памяти, а также обладает успокаивающим действием.

11. Вода.

Мозг человека почти на 90% состоит из воды, следовательно, обезвоживание для него опасно. Чтобы не получить обезвоживания и улучшить работу головного мозга, нужно выпивать около 2 литров воды в течение дня.

Учёные установили, что школьник, который выпивает достаточное количество воды – более усидчив и сосредоточен во время уроков.

Включая в меню вашего ребёнка эти продукты, конечно, не нужно забывать, что некоторые из них могут вызывать аллергическую реакцию.

Интересная статья?

Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Источник