Центр развития ребенка венгера

Центр развития ребенка венгера thumbnail
 

Новости центра

История центра

Программа "Развитие"

Обучающие программы

Вопросы - ответы

Наши координаты

На главную

История создания
Учебного центра им. Л.А. Венгера

         Частное учреждение
дополнительного профессионального образования Психолого-педагогический учебный центр им. Л.А.Венгера «Развитие» (НОУ УЦ им. Л.А.Венгера «Развитие») был создан в 1992 году по инициативе известного детского психолога Л.А.Венгера.

      Леонид Абрамович Венгер (1925-1992 гг.) долгое время руководил лабораторией психологии детей дошкольного возраста Института дошкольного воспитания АПН СССР, директором которого был Александр Владимирович Запорожец.

      Научная деятельность лаборатории и Института строилась на основе культурно-исторической концепции Л.С.Выготского и теории деятельности. Работы Л.А.Венгера и сотрудников лаборатории, посвященные проблемам детского развития, широко известны не только в России, но и за рубежом.

      Результаты многолетних научных исследований лаборатории и Института позволили разработать эффективные, оригинальные формы образовательной практики, кардинально влияющие на процессы детского развития. Специально организованное обучение открывает новый путь максимального развития потенциальных возможностей дошкольника. Реализация таких возможностей становится основой успешности дальнейшей жизни растущего человека.

     Центр продолжает разрабатывать общую концепцию детского развития, конкретизируя ее в различных образовательных программах, адресованных детям, педагогам и родителям:

  • Образовательные программы для дошкольников направлены на развитие общих умственных способностей.
  • Программа повышения квалификации воспитателей и учителей предполагает освоение технологий работы с детьми и совершенствование профессиональной позиции педагогов.

     Центр осуществляет свою деятельность, в основном, силами научных сотрудников Института психолого-педагогических проблем детства РАО. Центр привлекает к работе высококвалифицированных, известных специалистов, докторов и кандидатов наук в области детского развития, имеющих большой опыт практической работы.

В 1996г. авторский коллектив Центра был удостоен премии Правительства РФ в области образования за разработку программы «Развитие».
     В 2009-2010 учебном году  Центр провел Всероссийский педагогический конкурс образовательных учреждений, работающих по программе «Развитие». Информация о результатах конкурса отражена в информационном письме.
    В 2012 г. в соответствии с Федеральными государственными требования к образовательным программам авторский коллектив Центра  в составе 25 человек разработал и издал третий вариант программы «Развитие» — программу «Развитие+».
   В 2013 г Центр получил бессрочную  лицензию на образовательную деятельность Министерства образования РФ.
   С 1992 г. по 2004 г. директором Центра была кандидат педагогических наук Варенцова Н.С..
   С 1992 г  по 1998 г. научное руководство работой Центра осуществляла доктор психологических наук, член-корр. РАО Дьяченко О.М.
   С 1998 г по 2005 г.научным руководителем являлся доктор психологических наук, профессор Веракса Н.Е.
   С 2004 года по настоящее время директором и научным руководителем Центра является кандидат психологических наук Булычева Антонина Ивановна.        

   В 2015 — 2016 г. в соответствии с требованиями
ФГОС ДО был написан и издан четвертый вариант программы и планов образовательных
ситуаций.

  В 2017 г. было изменено название Центра на «Частное
учреждение дополнительного профессионального образования
Психолого-педагогический учебный центр им. Л.А.Венгера «РАЗВИТИЕ».

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

      О результатах проведения Всероссийского педагогического конкурса образовательных учреждений, работающих по программе «Развитие»
ЧУ ДПО «УЦ имени Л.А.Венгера «Развитие» сообщает, что объявленный  30 июня 2009г. конкурс состоялся.
     
Члены конкурсной комиссии, преподаватели и администрация Центра выражают благодарность педагогам и администрации дошкольных учреждений, откликнувшихся на призыв об участии в конкурсе.
     
В конкурсе приняли участие  132 учреждения из 45 регионов Российской Федерации (84 города и поселка) в качестве 169 номинантов.  География участников конкурса, также как и география дошкольных учреждений, работающих по программе «Развитие», оказалась обширной: от г.г. Южно-Сахалинска и  Арсеньева до г.г. Калининграда и  Печоры Псковской области.; от г.г. Элисты и  Ставрополя до г.г. Норильска и Северодвинска.
    
Наиболее активными участниками конкурса стали дошкольные учреждения г. Череповца Вологодской области —  11 учреждений  и г. Тольятти – 5 учреждений.
В конкурсе приняли участие, в основном, государственные образовательные учреждения.
    
К сожалению, конкурсанты не всегда выдерживали предложенный формат электронных носителей, что не позволило комиссии рассмотреть некоторые материалы. Со списком всех учреждений, принявших участие в конкурсе, можно ознакомиться на  сайте Центра.
    
Конкурсная комиссия работала в следующем составе: председатель —  Павлова Л.Н., члены конкурсной комиссии — Булычева А.И., Медведева М.Ю, секретарь — Уварова М.Н.
    
В номинации «Развивающее занятие» были представлены занятия по всем предложенным для конкурса разделам программы. Наиболее популярными у педагогов оказались разделы «Я и мир», «Конструирование», «Художественная литература и развитие речи».
    
При подведении итогов и выборе призеров конкурсная комиссия испытывала серьезные затруднения из-за того, что большое количество занятий в равной мере удовлетворяли  выдвинутым для их оценки критериям. В то же время занятия, представленные одним дошкольным учреждением, часто были проведены на разном качественном уровне: одно занятие оказывалось совершенным, другое уступало ему в качестве.
     
Конкурсанты не всегда выдерживали требование представить занятия с детьми двух разных возрастных групп. Комиссия обращала на это внимание.
     
При выборе призеров конкурсная комиссия  исходила из выдвинутых в Положении о конкурсе критериев оценки конкурсных работ. Они были конкретизированы. Оценивалось, прежде всего,  создание педагогом для детей развивающей образовательной ситуации (смысловая доступность, наличие проблемы, адекватность задачи возможностям детей) и способы работы педагога с детьми, ориентирующие их в окружающей действительности, помогающие достигать решения задач, поддерживающие детскую инициативу и активность.
      
В то же время конкурсная комиссия обращала большое внимание на естественность поведения детей на занятии: их заинтересованность, активность, эмоциональное состояние, проявляющееся в раскованности,  уверенности, комфортности, удовольствии от происходящего, а также на способы взаимодействия детей друг с другом и с воспитателем. 
      
Анализ проведенных занятий был представлен как в письменном виде, так и в форме видеозаписей реально проводимого педагогами обсуждения. Конкурсная комиссия отмечает, что видеозаписи проводимых обсуждений, как правило,  давали большую информацию о педагогическом коллективе ДОУ, уровне овладения Программой всем коллективом,  о понимании каждым педагогом сути образовательного процесса, чем  описание анализа занятия. Так, видеозапись анализа занятий, присланная  МДОУ ЦРР № 141 г.Дзержинска Нижегородской области, позволила комиссии отметить высокий уровень освоения программы и профессионального мастерства педагогического коллектива МДОУ.
      
В номинации «Развивающая среда» многие из присланных материалов содержали иллюстрацию многообразия оборудования ДОУ и всех имеющихся пособий к программе «Развитие» в форме презентации помещений и участка для прогулок. В присланных на конкурс материалах развивающая среда представлена, в большинстве случаев, полно и интересно, что позволяет представить работу всего дошкольного учреждения в целом. Все материалы прекрасно оформлены, отражают профессионализм педагогов, заинтересованность в работе с детьми.  Члены конкурсной комиссии отмечали, что им было приятно познакомиться с дошкольными учреждениями – партнерами Центра по образовательной деятельности.
     
Конкурсная комиссия выделяла работы тех учреждений, в которых в большей мере были представлены не материалы для занятий и оборудование кабинетов специалистов, а среда, в которой ежедневно находится ребенок.  Это материалы, которыми он самостоятельно пользуется в свободной деятельности, дающие возможность осваивать новые способы деятельности, получать новые знания и применять способы, уже освоенные на занятиях и в других жизненных обстоятельствах. В дополнение к требованиям, указанным в Положении о конкурсе, комиссия оценивала новизну и  целесообразную оригинальность окружающей среды, авторские разработки.
I место и денежная премия в размере 15 000 рублей присуждена МДОУ ЦРР д/с № 141 г. Дзержинска Нижегородской области (Заведующий МДОУ – Ерофеева Валентина Владимировна, старший воспитатель — Рубцова Ольга Викторовна, занятия представили  воспитатели Проценко Елена Владиславовна и Соколова Алла Геннадьевна).
II место и денежная премия в размере 10 000 рублей присуждена МДОУ ЦРР д/с № 74 г. Нижневартовска ХМАО (Заведующий МДОУ — Твердун Раиса Рауфовна, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе — Айтмухаметова Руфина Уразмухаметовна, занятия представили воспитатели Мержиевская Елена Алексеевна и Литвиненко Елена Владимировна).
III место и денежная премия в размере 8 000 рублей присуждена МДОУ ЦРР  д/с № 35 г. Саратова (Занятия представили педагог-психолог Игнатьева Светлана Степановна и воспитатель Галактионова Людмила Николаевна).                            
    
В номинации «Развивающая среда»
I место и денежная премия в размере 10 000 рублей присуждена МДОУ ЦРР д/с №160 г. Барнаула Алтайского края  (Заведующий МДОУ — Ударцева Лариса Николаевна, воспитатель — Ковалева Марина Владимировна).
II место и денежная премия в размере 8 000 рублей присуждена МДОУ д/с № 165 г.Перми Пермского края (Воспитатель — Розина Галина Анатольевна).
III место и денежная премия в размере 5 000 рублей присуждена МДОУ д/с №  21  г. Зеленогорска Красноярского края  (Заведующий МДОУ — Кукарцева Елизавета Андреевна, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе — Зудаева Галина Александровна, демонстрация развивающей среды: воспитатели — Аникеева Любовь Михайловна, Заковряшина Светлана Владимировна, Жигалова Татьяна Анатольевна, Мощева Тамара Нестеровна).

Читайте также:  Значение игры в воспитании и развитии ребенка

      Все остальные участники конкурса награждаются почетными грамотами за успешное освоение и внедрение программы «Развитие» в образовательную практику ДОУ. Из них педагогические коллективы 15 учреждений награждаются  ценными подарками в виде пособий к программе «Развитие» (пособие к разделам «Природа» или «Логика» или «Конструирование» (схемы) – на выбор  по усмотрению номинантов).  Информация о награждении высылается каждому награжденному учреждению в письменном виде. При получении уведомления о ценном подарке просьба сообщить в Центр о названии выбранного пособия.
Дипломы и грамоты отправлены всем участникам конкурса 2 июля 2010г. Связаться по телефону с сотрудниками Центра можно будет только в сентябре. Информация в электронном виде будет приниматься и обрабатываться.
 

30 июня 2010 г.
                                    Директор Центра                                                                          Булычева А.И.

Список ДОУ, принявших участие в конкурсе

Регион

Город (поселок)

Кол-во ДОУ

№№ ДОУ

1

Алтайский край

Барнаул

1

160

2

Архангельская область

Северодвинск

2

59, 82

3

Астраханская область

Астрахань

1

65

4

Вологодская область

Череповец

10

21, 24, 75, 111, 113, 115,119, 124, 125, 422

Никольск

1

4

Вологда

1

55

5

Забайкальский край

с.Амитхаша 
Агинского р-на

1

Номин

п.Агинское

1

Солнышко

6

Ивановская область

Иваново

1

165

7

Иркутская область

Ангарск

1

112

Иркутск

3

40, 55, 220

8

Калининградская область

 Советск

1

10

9

Калмыкия (республика)

Элиста

2

14, 27

10

Калужская область

Калуга

4

84, 92, «Детство» ЦРР д/с «Росинка, «Детство» ЦРР д/с «Бережок»

11

Кемеровская область

Кемерово

1

155

Новокузнецк

2

158, 261

Юрга

1

42

Мыски

1

23

12

Кировская область

Зуевка

1

Родничок

Киров

1

40

13

Коми (республика)

Сыктывкар

1

89

Инта

3

2, 20, 29,

14

Костромская область

Кострома

1

58

15

Красноярский край

Красноярск

3

1, 320, Журавушка,

Зеленогорск

3

21, 22, «Маленькая страна»

Норильск

4

24, 71, 73, 98

Железногорск

1

61

16

Курганская область

Курган

1

45

17

Липецкая область

Липецк

1

68

18

Московская область

Зеленоград

1

2214

19

Мурманская область

Мончегорск

2

104, 330

20

Нижегородская область

Саров

2

35, 37

Павлово

1

31

Дзержинск

1

141

21

Новосибирская область

Татарск

1

6

22

Омская область

Омск

4

197, 330, Полтавский д/с, гимназия 140

23

Оренбургская область

п.Ростоши

1

21

Гай

1

17

Оренбург

1

21

24

Орловская область

Ливны

1

20

25

Пермский край

Пермь

3

165, 210, 407

Соликамск

1

44

Лысьва

1

21

Березники

1

89

26

Приморский край

Арсеньев

1

126

27

Псковская область

Печоры

1

Светлячок

Невель

1

10

28

Ростовская область

Сальск

1

13

Шахты

1

48

29

Самарская область

Самара

3

1, 154, 186

Тольятти

5

40, 67, 82, 164, 187

30

Саратовская область

Саратов

1

35

31

Саха (Якутия)(республика)

Мирный

1

1

32

Сахалинская область

Южно-Сахалинск

1

14

33

Свердловская область

Артемовский

1

135

Екатеринбург

2

104,  Гимназия № 202

Верхняя Салда

2

24 ,42

Асбест

1

22

Реж

1

5

34

Смоленская область

Ярцево

1

9

35

Ставропольский край

Ставрополь

3

43, 77, начальная школа – детский сад № 58

С.Кочубеевское

1

38

36

Тамбовская область

п.Первомайский

1

Дружба

37

Татарстан (республика)

Казань

1

109

38

Тверская область

Удомля

1

Кораблик

39

Томская область

Северск

1

48

40

Удмуртия (республика)

Ижевск

1

40

Глазов

1

30

41

Ханты-Мансийский — (ЮГРА) автономный округ

Нижневартовск

2

74, 78

Нягань

1

8

42

Челябинская область

Челябинск

4

331, 348, 422, 462

Чебаркуль

1

Колокольчик

Златоуст

2

2, 39

Еманжелинск

1

26

Озерск

1

54

Магнитогорск

1

104

Снежинск

1

30

43

Читинская область

Чита

1

71

44

Ямало-Ненецкий Автономный округ

Губкинский

1

Сказка

Муравленко

1

Солнышко

Лабытнанги

1

Золотой ключик

Новый Уренгой

1

Мальвина

45

Ярославская область

Ярославль

2

8, 56

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка вилейка

Источник

 

Новости центра

История центра

Обучающие программы

Тренинги и групповая работа

Психологическая помощь

Вопросы - ответы

Наши координаты

На главную


Программа «Развитие»

Программа «Развитие» рекомендована
Министерством Образования РФ для обучения детей дошкольного
возраста

Центр развития ребенка венгера

    В 1996 году авторский коллектив Учебного Центра им. Л.А. Венгера был удостоен премии Правительства Российской Федерации в области образования за разработку образовательной программы «Развитие».

    
Любая целостная программа, в отличие от конкретных приемов, техник и рекомендаций по работе с детьми, основана на определенном философском и психологическом понимании природы человека и законов его развития. В соответствии с определением «развития» выстраиваются программное содержание и методы образовательной работы с детьми.

    
В качестве одного из ключевых понятий, на котором может основываться концепция развития ребенка, выступает понятие способностей. Развитие способностей дает ребенку возможность уже в дошкольном возрасте наиболее полно проявить себя в познании, творчестве, в самых разных видах детской деятельности.

    
«Развитие+».

    
«Развитие+» основывается на психологической теории Л.С. Выготского. Согласно этой теории сущность развития ребенка заключается в постепенном вхождении в человеческую культуру через овладение средствами, через развитие возможности видеть мир и взаимодействовать с ним существующими в культуре способами. Культурные средства, которые активно присваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать любую новую ситуацию, быть свободным в выборе собственных действий, самостоятельно организовывать свою деятельность.

    
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, планы и т. п.). Использование обозначений позволяет обобщить свой непосредственный опыт, выделить в действительности наиболее существенные для решения задачи стороны. Поэтому основной акцент программы сделан на усвоении применения наглядных моделей на различном содержании, что позволяет детям структурировать содержание для дальнейшего его эффективного использования.

Читайте также:  Познавательное развитие ребенка сказки о природе

    
Построенная на основании изложенных теоретических положений программа нацелена на развитие способностей дошкольников в процессе детских видов деятельности, коммуникации детей дуг с другом и с взрослыми. Таким образом, в программе выдерживается как бы двойная логика развития: с одной стороны, это овладение действиями с такими средствами, как сенсорные эталоны, символы, модели, по вполне определенной, отработанной в многочисленных исследованиях последовательности; с другой — это овладение «языком» каждой детской деятельности: игры, конструирования, литературно-художественной деятельности и др.
Естественно, что и логику средств, и логику деятельностей ребенок открывает, «со-творяет» вместе со взрослым. Взрослый организует деятельность детей, в процессе которой он передает ребенку опыт в особых, присущих дошкольнику, формах обучения.

    
–это эмпирическое обобщение, т. е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Осуществляются такие обобщения с помощью образных средств.

    
Что же касается развития личности ребенка, то наиболее значимые качества определяются в основном не специальными воздействиями, а общим характером взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми. Поэтому определяющим в этом отношении мы полагаем реализацию личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентацию детей на общечеловеческие ценности. Развитие же собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.

    
Программа состоит из следующих разделов:

  • Физическое развитие
  • Здоровье
  • Безопасность
  • Социализация
    • Игра
  • Труд
  • Познание
    • Сенсорное воспитание
    • Конструирование
    • Экология
    • Введение в звуковую действительность развитие произвольных
      движений рук
  • Коммуникация
    • Речь
  • Ознакомление с художественной литературой
  • Художественное творчество
    • Изобразительное искусство
    • Художественное конструирование
  • Достижения детей приобретаемые в результате
    образовательной работы по разделам программы «Развитие +»

    
Программа направлена на развитие всех общих способностей, что способствует успешному обучению детей в школе. Заметим, что к 2002 году по программе «Развитие» занималось более 2000 детских садов и более 5000 педагогов-дошкольников прошли профессиональную подготовку в Учебном Центре им. Л.А. Венгера.

Источник