Развитие ребенка и здоровьесберегающая деятельность в образовании

Тарасова Ольга Семеновна, методист по начальному образованию  МКУ «Управление образования» Нурлатского муниципального района Республики Татарстан

Развитие ребенка и здоровье сберегающая

деятельность в образовании.

        Проблема сохранения и укрепления здоровья   учащихся  является актуальной, востребованной и масштабно реализуемой в системе образования. Основная миссия школы – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья учащихся? Ведь их здоровье  находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха и  условий семейного воспитания. Мы, в своей деятельности руководствуемся определением   понятия Здоровья, как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.  Вопросы охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения, пропаганды здорового образа жизни сегодня  крайне актуальны и требуют формирования новых технологий и подходов. Но какие бы методы учитель не применял и сколько бы, не принуждал к учению, результата добиться, можно только решая проблему комплексно, через  развитие и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса.

Ученик

                                               Педагог                                        родитель

Образование будет выполнять функцию  укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность.  Работа в данном направлении в целом ложится на плечи педагогов.

Именно успешность в учении является условием благополучного самочувствия ребенка в школе, а это достигается путем обеспечения каждому возможности развиваться соответственно своим индивидуальным особенностям.  Например,  дошкольные образовательные учреждения превращаются в предшколы, где  вместо развития духовного, физического, интеллектуального, сажают детей за парты и учат читать, писать, решать. Ведь поддержание и управление физическим здоровьем детей напрямую связано с их двигательной активностью, которой мы их лишаем.  В связи с этим стоит задача сохранить здоровье ребенка в условиях интенсивного предметного обучения, нормировать учебную нагрузку и другие виды деятельности в соответствии с  возрастными особенностями детского организма.

 Педагоги начальной школы давно замечают, что  с каждым годом уровень здоровья поступающих в 1 класс детей становится все ниже, а это значит, что снижаются и потенциальные возможности их успешного обучения. Ведь за последние 5 лет резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет. Причиной резкого снижения уровня здоровья   дошкольного и младшего школьного возраста является:

— падение уровня жизни, неблагоприятная экологическая обстановка в России

-ухудшение состояние здоровья матерей

— стрессы

-дефицит двигательной активности

— массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

— неполноценное питание

Сотрудники школы могут использовать оценку эффективности внедрения образовательных технологий по сбережению здоровья в работу школы через:

  1. результаты проведения мониторинга здоровья учащихся
  2. желание учащихся посещать школу
  3. объем дневной учебной нагрузки на учащихся
  4. наличие или отсутствие в школе курящих
  5.  содержание уроков физкультуры и эмоциональная атмосфера от них
  6. Активность и заинтересованность школьников в участии в мероприятиях, связанных с тематикой здоровья
  7. Отношение к школе родителей учащихся.

  Преподаватели, учителя  не врачи, они не могут заниматься оздоровлением детей, они должны обучать, развивать, воспитывать. На мой взгляд, надо  ввести в стимулирующую часть заработной платы педагогов надбавки за формирование у школьников навыков здорового образа жизни.Необходимо уделять внимание проблеме питания школьников. Сюда входит рациональная организация работы школьной столовой, ассортимент товаров в школьном буфете, наличие горячего питания, обеспечение школы питьевой водой.  Существует масса объективных причин, когда система образования не может справиться только своими силами.

 Например, во многих школах туалеты расположены на улице, нет спортзалов, санитарно-гигиенический и тепловой режимы  не соответствуют требованиям. Не может школа сама решить данные проблемы без помощи. Для ведения оздоровительной работы в школе нет условий и прежде всего квалифицированных  работников.  В учебные планы образовательных учреждений вводятся дополнительные часы по физической культуре. Однако простое увеличение часов без совершенствования материальной базы, кадрового, учебно-методического обеспечения не дадут значительных результатов. Во всех школах и детских садах в обязательном порядке должна формироваться не только здоровьесберегающая, но и здоровьеформирующая сфера.  Здоровье сберегающие технологии являются ставной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь.     Разрушительные последствия для здоровья подрастающего поколения несут такие факторы как наркотики, алкоголь, никотин и их пропаганда, неразумное сексуальное поведение, криминальное поведение. В последние несколько лет проблеме вредных привычек и зависимостей учащихся посвящается все больше и больше работ. Возрастает число детей, подростков, молодежи, употребляющих  психоактивные вещества. Воспитательный аспект является здесь самым важным. Именно от них зависит формирование в школе среды, противодействующей распространению курения, наркотиков, употребления алкоголя. Если наука и практика, все ведомства и общественные организации  будут вместе решать проблемы здоровья в системе образования, то успех будет гарантирован.

Читайте также:  Задания на развитие внимания у ребенка 8 лет

Источник

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Анализ состояния здоровья населения России, по данным официальной статистики и результатам эпидемиологических исследований, показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран, и следует ожидать его дальнейшего ухудшения, если существенно не будут изменены многие условия, влияющие на здоровье.

Как известно, здоровье человека зависит на 50% — от образа жизни, на 25% — от состояния окружающей среды, на 15% — от наследственной программы, на 10% — от возможностей медицины. Соответственно, наибольшее значение придается факторам, связанным с образом жизни и окружающей средой, так как эти факторы риска поддаются коррекции, как на популяционном уровне, так и на индивидуальном.

Многочисленные исследования убеждают педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В частности, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Местом формирования здоровья ребенка и представлений о здоровом образе жизни сегодня  является, к сожалению, не семья, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Поэтому целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровьесберегающего эффекта: сохранение оптимального функционального состояния организма, устойчивого уровня работоспособности школьников (по данным врачей-гигиенистов, уровень работоспособности у больных детей в 1,5 раза ниже по сравнению со здоровыми).

Каждое образовательное учреждение призвано не только обеспечивать учебный процесс, но и содействовать нормальному развитию обучающихся и сохранению их здоровья. Это четко оговорено и в ст.51 Закона РФ «Об образовании».

Наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.

школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  1. Стрессовая педагогическая тактика;
  2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5. Провалы в существующей системе физического воспитания;
  6. Интенсификация учебного процесса;
  7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Читайте также:  Развитие ребенка как субъект детской деятельности

Здоровый образ жизни:

  • благоприятное социальное окружение;
  •  духовно-нравственное благополучие;
  • оптимальный двигательный режим (культура движений);
  • закаливание организма;
  • рациональное питание;
  • личная гигиена;
  • отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
  •  положительные эмоции.

Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности — это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, — это:

  • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность
    требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  • рациональная   организация   учебного   процесса   (в   соответствии   с возрастными,     половыми,     индивидуальными     особенностями     и гигиеническими требованиями);
  • соответствие     учебной     и     физической     нагрузки     возрастным
    возможностям ребенка;
  • необходимый,      достаточный      и     рационально      организованный
    двигательный режим.

5. Классификация здоровьесберегающих технологий.

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).

        По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний;
коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-
гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью
(информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии
организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и
коррекции        девиантного   поведения);    психологические    (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии       комплексной       профилактики       заболеваний, коррекции      и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

В школе ребёнок проводит 70% времени бодрствования в течение многих лет обучения. Специалисты считают, что от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой. Именно эти факторы и побудили педколлектив нашей школы взяться за изучение проблемы сохранения здоровья ребёнка в период обучения.

Основная цель работы педагогического коллектива заключается в создании здоровьесберегающего образовательного пространства, где используются педагогические технологии, которые не наносят ущерба здоровью ребёнка, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни, развивают навыки культуры здоровья.

Поставленная цель достигается через решение следующих задач. Они представлены на слайде.

Для решения этих задач работа школы выстраивается по следующим направлениям:

— учебный режим;

— формирование здорового образа жизни;

— физкультурно-оздоровительные мероприятия;

— профилактическая работа;

— питание и медицинское обеспечение.

Мы считаем, что если ребёнок с радостью идёт утром в школу, если ему комфортно на уроке, если от общения с педагогом он получает удовольствие, то это помогает сохранить психическое здоровье ученика и педагога тоже!

Поэтому, внедрение здоровьесберегающих технологии в образовательный процесс – это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья обучающихся.

Предложение:

  1. Продолжить работу по формированию у учащихся навыков гигиены.
  2. Регулировать совместно с учебной частью нагрузку для учащихся, следить за объемом домашних заданий, знать психофизическое состояние учащихся, эмоциональный фон семей, предупреждать возможность негативного влияния учебного процесса на здоровье ученика.
  3. Проводить диагностику, профилактику и коррекцию физического и психического здоровья участников образовательного процесса.
  4. Усилить работу по профилактике случаев травматизма в учебно-воспитательном процессе и на бытовом уровне.
  5. Совершенствовать работу, направленную на улучшение питания детей, сбалансировать питание по химическому составу и калорийности.
  6. Продолжить лечение учащихся в санаториях области.

Решили:

Литература

  1. Воротилкина ИМ. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72.
  2. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. — № 11. С. 75.
  3. Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе // «Начальная школа», 2005. — № 11. С. 78.
  4. Львова ИМ. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005. — № 10. С. 86.
  5. Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 98.
  6. Дронов А.А. Профилактика нарушения осанки и укрепление мышечного корсета // «Начальная школа», 2006, № 3. С. 53.
  7. Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, № 4. С. 68.
  8. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.
  9. Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 105.
  10. Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 90.
  11. Шевченко ЛЛ. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 89.
  12. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий  в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. — М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. — (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).
  13. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.-С.84-92.
  14. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.
  15. Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей  стратегии педагога в условиях повышения квалификации// Валеология.-2004.-№4.-С.93-98.
  16. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.
  17. Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья//Дошкольное воспитание.-2006.-№3.-С.117-122.
  18. Здоровье и образование: из опыта работы учреждений образования Нижегородской области/ Министерство образования и науки Нижегородской области. — Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.-214с.
  19. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.
  20. Здоровьесберегающее образование: теорет. и приклад. аспекты: сб. ст./ Перм. гос. пед. ун-т [и др.]. — Пермь: Кн. мир; Звезда,2002.-205с.
  21. Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья»//Практика административной работы в школе. – 2006.-№1.-С.25-28.
  22. Казин Э.М., Касаткина Н.Э. Научно-методологические и организационные подходы к созданию региональной программы «Образование и здоровье»//Валеология.-2004.-№4.-С.6-10.
  23. Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя// Естествознание в школе.-2005.-№5.-С.50-55.
  24. Лобанова Е.А. Здровьесберегающие технологии на уроке музыки//Образование в современной школе.-2005.-№9.-С.44-57.
  25. Лукьянова В.С., Остапенко А.А., Гузенко В.В. Сохранение и восстановление здоровья учащихся в условиях педагогического лицея//Школьные технологии.-2004.-№1.-С.76-84.
  26. Лысых О.Б. Комплексная оценка результатов здоровьесберегающей деятельноси в образовательных учреждениях сельского района// Валеология.-2004.-№4.-С.11-116.
  27. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.
  28. Науменко Ю.В. Здоровьеформирующая деятельность детского дома и школы-интерната//Методист.-2005.-№2.-С.45-49.
  29. Недоспасова Н.П. Использование здоровьесберегающих подходов при создании муниципальной образовательной сети предпрофильного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.43-45.
  30. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.
  31. Опыт реализации комплексной стратегии образования, формирующего здоровье школьников: сб. статей и научно-методических разработок/ Под ред.  Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО,2005.-236с.- (Приложение к журналу «Учебный год», №8. Серия «Здоровьесбережение». Вып.2).
  32. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22.
  33. Поляков С. Не ходите, дети, в школу…: Портит ли система образования здоровье учащихся и если да, то как этого избежать?// Школьное обозрение.-2004.-№1.-С.2-7.
  34. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии.-2004.-№2.-С.200-207.
  35. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М.: АПК и ПРО,2002.-121с.
  36. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. — М.АРКТИ,2003.-270с.
  37. Смирнов Н.К. Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе//Практика административной работы в школе.-2006.-№1.-С.30-38.
  38. Степанова М., Александрова И., Седова А. С позиций сбережения детского здоровья: новые шкалы трудности учебных предметов//Директор школы.-2004.-№4.-С.87-91.
  39. Степанова М. Инновации в образовании: размышления гигиениста//Народное образование.-2006.-№1.-С.29-33.
  40. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44.
  41. Теория и практика обеспечения психологического здоровья детей в образовании (на примере проекта «Здоровьесберегающие и психотерапевтические технологии как средство развития предпосылок к саморегуляции психических состояний у детей 4-9 лет» «Психологическое здоровье учащихся в условиях модернизации образования»)/А.В.Шувалов.- М.:АПКиПРО,2004.-36с.
  42. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.-№4.-С.61-65.
  43. Халемский Г.А. Школа – территория здоровья// Педагогика.-2005.-№3.-C.42-46.
  44. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сб. инновац. опыта/ И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. — М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола,2001.-400с.
  45. Чурекова Т.М., Блинова Н.Г., Сапего А.В. Содержание здоровьесберегающего сопровождения в системе непрерывного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.67-70.
  46. Школа здоровья: пособие для учителей и родителей: Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование».-2006.-№1.-(Серия «Педагогические советы»).
Читайте также:  Таблица развития ребенка внутриутробно по неделям

Электронные ресурсы

  1. Павлова М. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения: [Электронный ресурс] Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.- //https://health.best-host.ru.-Саратов,2003
  2. Биология: https://www.chat.ru/~dronisimo/homepage1/anatom1.htm 
  3. Биология, обучающая энциклопедия: https://www.informika.ru/text/database/biology/ 
  4. Здоровье и образование www.valeo.edu.ru 
  5. Каталог образовательных интернет-ресурсов. Распорядительные и нормативные документы системы российского образования: https://www.orto.ru/ru/education.shtml
  6. Кафедра охраны здоровья детей и подростков ПОИПКРО: https://edu.perm.ru/poipkro/val/n-issldey.htm
  7. Применение здоровьесберегающих технологий в школе №1317 г.Москвы: https://www.specialschool.ru/health/

Источник