Как работать с ребенком в зоне ближайшего развития

Алёна Рыбалко
Консультация «Зона ближайшего развития ребенка»

Зона ближайшего развития ребенка.

Зона ближайшего развития (ЗБР) – уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, в ходе совместной с ним деятельности, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Понятие «зона ближайшего развития» было впервые открыто Л. С. Выготским в начале 1930-х годов.

Чтобы определить зону ближайшего развития необходимо знать зону актуального развития.

Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.Дети растут очень быстро: то, что сегодня требовало помощи, завтра будет выполняться самостоятельно. В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще не уверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с помощью взрослого – завтра будут делать сами, и это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот, каждое действие, для которого ребенку приходится напрягаться умственно или физически, подстегивает его развитие. И это очень важно понимать! Именно здесь происходит таинство развития.

Как пишет Л. С. Выготский, «зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития.

Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день.

Зона ближайшего развития, логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития субъекта. Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо, – писал Л. С. Выготский, – когда оно идет впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», – писал Л. С. Выготский.

Этим отличается обучение ребёнка, целью которого является его всестороннее развитие, от обучения специализированным, техническим умениям, как писание на пишущей машинке, езда на велосипеде, которые не обнаруживают никакого существенного влияния на развитие.

Поэтому обучение оказывается наиболее плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития. Этот период называют многие современные педагоги, как Фортуин, Монтессори и др., сензитивным периодом.

По мнению Л. С. Выготского, в сотрудничестве ребенок способен сделать намного больше, чем самостоятельно. Сотрудничество – это один из параметров социального окружения, который является источником развития в онтогенезе. Сотрудничество может приобретать и форму подражания, но подражание возможно только потому, что лежит в «зоне ближайшего развития» ребенка. Подражание делает возможным «культурное развитие ребенка», формирование у него высших психических функций.

Введение феномена «зона ближайшего развития»позволило педагогике выработать стратегическое направление в процессе организации обучения: развивает только то обучение, которое ориентировано на «зону ближайшего развития» данного ребенка. Обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться, опираясь при этом на достигнутый уровень развития.

Одно из них связано с включением понятия ЗБР в диагностику психического развития. Основным методологическим принципом, на котором должна основываться диагностика, включающая ЗБР, является специальным образом организованное сотрудничество ребенка со взрослым и сверстником. Традиционно способом определения ЗБР является использование дозированной помощи при решении ребенком тестовой задачи. Взрослый оказывает помощь ребенку при возникновении у него трудностей. «Количество» и качество помощи – показатель ЗБР. Тот ребенок, который с минимальной помощью взрослого решает задачу, имеет наибольшую ЗБР (Иванова, 1976). По мнению автора анализа, метод дозированной помощи связан с более глубокой диагностикой актуального развития, изучением механизмов, которые обеспечивают решение интеллектуальных задач. Этот метод показывает, что актуальный уровень развития также не гомогенен, он имеет определенную внутреннюю структуру. Помощь взрослого выступает как инструмент изучения этой индивидуальной, или возрастной, структуры.

Помощь взрослого ребенкуможно подразделить на несколько этапов:

первая «доза» — подсказать, как сделать;

вторая – показать наглядный пример на такой же картинке (тренажере, как сделать, или же показать промежуточный вариант выполнения;

третья – показать на картинке ребенка, в случае с письмом – водить рукой ребенка, т. е. показать способ действия.

Вместе с тем концепция зоны ближайшего развития подвергается критике со стороны ряда ученых (Э. Эриксон и др., которые отмечают, что одна из опасностей, непосредственно связанная с зоной ближайшего развития в трактовке Л. С. Выготского, заключается в том, «… что нельзя пытаться подтолкнуть ребенка вперед до того, как у него разовьются способности, соответствующие той стадии развития, на которой он находится в данный момент. Это особенно важно с точки зрения эпигенетического принципа, сформулированного Э. Эриксоном. Как показано в работах самого Э. Эриксона и его последователей, игнорирование актуальных потребностей развитияприводит к серьезным личностным деформациям и, более того, психическим расстройствам. Как демонстрирует это практика, чрезвычайно «модные» сегодня попытки родителей «развивать» своих детей дошкольного возрастапосредством обучения их счету и письму, иностранным языкам, музыке и т. п. зачастую нередко не только наносят ущерб физическому и психическому здоровью, но и редко снижают мотивацию ребенка к обучению по достижении им дошкольного возраста.

Читайте также:  История развития ребенка тетрадь для поликлиники

Тем не менее, сама по себе идея зоны ближайшего развития является, бесспорно плодотворной, о чем свидетельствует и интерес, проявленный к ней не только у нас в стране, но и за рубежом. Основная идея этой теории направлена на наиболее адекватную оценку перспектив развития ребенка и его способностей.

В статье «Проблема возраста» он расширил это понятие и использовал его для характеристики индивидуальных различий детей, показал связь зоны ближайшего развития и сенситивных периодов развития, подчеркивая, что обучение более эффективно, если осуществляется в период созревания психических функций.

Я предлагаю рассмотреть это понятие на примере 10ти месячного малыша. Итак, наш малыш умеет замечательно ползать и можно сказать, что он достиг в этом умении совершенства. Значит, ползание является для малыша зоной активного развития — умение уже достигнуто и не представляет собой для малыша никакой сложности. Само по себе ползание уже практически ничего не дает для развития ребенка, но при этом оно – важнейшее опорное средство для дальнейшего развития множества иных навыков. Ребенок подползает к маме и встает на ножки. Он хочет идти, но пока не получается. И мама, слегка поддерживая малыша, помогает ему шагать. Ходьба, в данном случае, — умение, которое ребенок только осваивает. Она то и находится в зоне его ближайшего развития. То есть навык скоро появится, но пока еще ходьба доступна только с помощью. Далее малыш пополз к своим игрушкам и взял, скажем, небольшую пирамидку. Сам стряхнул кольца, но одеть их в правильном порядке самостоятельно пока не может. Мама протягивает малышу нужные колечки и – пирамидка собрана. Собирание пирамидки – это тоже зона ближайшего развития, скоро это действие станет доступным и без помощи. А вот стряхивание колечек – это уже действие вполне освоенное и являющееся опорой для дальнейшего развития. Каждое действие, для выполнения которого ребенку приходится напрягаться умственно или физически подстегивает его развитие. Однако, необходимо помнить, что польза от такого развития будет лишь тогда, когда новые навыки опираются на уже достигнутые. Резкое форсирование развития вещь неуместная, поскольку слишком часто приводит не к развитию психических функций, а к комплексам неполноценности, к детскому «перегоранию».

Особенно актуально понятие зоны ближайшего развития для тех детей-дошкольников, чьи родители всерьез увлечены методиками раннего развития. Ориентация в зоне ближайшего развития ребенка позволяет родителям одновременно находится на полшага впереди своего малыша и на полшага позади.

Позади — для того, чтобы следовать интересам ребенка, не навязывая ему собственных представлений о том, что ему должно быть интересно. А впереди – чтобы гибко подстроиться под индивидуальный темп ребенка, чтобы создавать должную мотивацию (без нее будет банальное натаскивание, а также необходимую для развития навыка среду.

Подрастая, малыш одновременно осваивает огромное количество самых разных умений – и катание на велосипеде, и рисование, и счет, и речь, и так далее. И у каждого из этих умений своя зона ближайшего развития. У некоторых умений она очень обширная – ребенок с ходу ловит движение или некое знание. А следом за ним образуются все новые и новые навыки.

Обычно, в таком случае говорят о наличии способностей. Но практически у каждого ребенка есть такие умения, которые ему даются очень непросто и порой требуется существенная помощь взрослого для их освоения. В этом случае зона будет не слишком большой и необходимы дополнительные усилия для того, чтобы максимально возможно расширить ее. К счастью, зона ближайшего развития подвижна – в процессе занятий она постоянно расширяется, приобретается новый опыт, а на основе него ребенок все более и более совершенствуется. Главное — заметить, что именно в этом месте у малыша возникают проблемы и помочь ему преодолеть их.

У постоянного нахождения внутри зоны ближайшего развития ребенка есть и еще одно очень важное свойство. Определение зоны невозможно без теснейшего общения и сотрудничества со своим ребенком. А общение с взрослым и со сверстниками, в том числе и опосредованно, через игру – мощнейший развивающий стимул. И тут хотелось бы напомнить, что любые методики раннего развития нужны лишь для примерного направления. В результате живого общения с ребенком вы обнаружите, что создали вашу собственную методику – такую, какая нужна вашему конкретному малышу исходя из его интересов. Надо лишь пристально посмотреть на него – у каждого ребенка всегда есть то, от чего можно оттолкнутся. Это как раз и будет та область, где у малыша зона ближайшего развития наиболее обширна. Продолжая постепенно расширять ее, добавляя новые знания порой буквально по крупинкам, поощряя ребенка к собственным выводам в один прекрасный день вы поймете, что ваш труд оказался не напрасным. Но пожалуйста, никогда не забывайте, что главное, это ваша дружба с ребенком и ваше взаимное уважение. Лишь в этом случае вам удастся помочь ребенку вырасти гармоничным и счастливым человеком.

Читайте также:  Гомеопатия для развития ребенка

Развитие и обучение ребенка должно идти вслед за его внутренней потребностью и возможностью к восприятию в данный момент. Ребенку нужно предлагать то, что он, во-первых, легко усвоит в данный период, что ему будет естественно усваивать, а во-вторых, давать ему то, в чем он нуждается в данный момент, что обеспечивает прочный базис для дальнейшего развития.

Таким образом, с точки зрения Л. С. Выготского, может быть получено лишь представление об актуальном уровне развития ребенка, но никак не о его способности к усвоению нового материала. Для того, чтобы оценить потенциал развития, необходимо оценить «разрыв» между результатами самостоятельной деятельности ребенка и тем, что он может достичь при помощи взрослых.

Эту идею Л. С. Выготский иллюстрировал результатами эксперимента, в рамках которого двум мальчикам предлагалось выполнить стандартный тест интеллекта для 8-летних детей (что соответствовало их реальному возрасту). После того, как каждый из них успешно справился с заданием, им предлагалось при помощи экспериментатора решить более сложные задачи. На этом этапе один из испытуемых показал результат, соответствующий уровню развития 9-летнего ребенка, в то время как другой — 12-летнего. По мнению Л. С. Выготского, это является доказательством различного потенциала к обучению у двух данных детей, а выявленная таким образом «дистанция между уровнем фактического (актуального) развития, определяемым по результатам самостоятельного выполнения заданий, и уровнем потенциального развития, определяемым по результатам выполнения заданий под руководством взрослого или в сотрудничестве с более способными сверстниками»2 и является зоной ближайшего развития.

В качестве эмпирического подтверждения теории зоны ближайшего развития Л. С. Выготский приводил и результаты некоторых зарубежных исследований. Так, например, в работе «Умственное развитие детей в процессе обучения»он пишет: «Американская исследовательница Мак-Карти показала в отношении дошкольного возраста, что если ребенка от 3 до 5 лет подвергнуть исследованию, то у него окажется группа функций, которую ребенок уже имеет, но есть и другая группа функций, которой ребенок самостоятельно не владеет, но владеет под руководством, в коллективе, в сотрудничестве. Оказывается, что эта вторая группа функций в возрасте от 5 до 7 лет находится в основном на уровне актуального развития. Этим исследованием показано, что то, что ребенок умеет в 3—5 лет делать только под руководством, в сотрудничестве и коллективно, тот же самый ребенок от 5 до 7 лет умеет делать самостоятельно.»

Источник

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Педагог-психолог МАДОУ детский сад № 56 г.о. Самара

Айткалиева Р.С.

Тема: «Зона ближайшего развития»

Самара

2019г

Зона ближайшего развития

Хотите развивать ребенка? Так работайте в зоне его ближайшего развития! – совет психологов педагогам.

В ответ педагоги опускают глаза и замолкают. Неудобно спросить: « А это, простите, как?» Но редкий педагог сможет объяснить, что под этим подразумевается: высокая теория существует сама по себе,  а практика – сама по себе.

Между тем введение в науку понятия зоны ближайшего развития считается одним из выдающихся открытий Л.С. Выготского. Сам Выготский полагал, что это понятие должно коренным образом изменить подходы к диагностике развития ребенка и к практической работе с ним.

Попробуем разобраться, что же это такое – зона ближайшего развития.

Актуальный уровень развития ребенка – это то, что он знает и умеет выполнять самостоятельно.

Зона ближайшего развития – это то, что ребенок самостоятельно не выполняет, но с помощью взрослого у него получается. Это его завтрашнее будущее. Завтра Вы ему будете уже меньше помогать при выполнении чего-либо. На другой день с этим он уже будет справляться самостоятельно, а Вы ему будете помогать уже в чем-то другом. Таким образом, актуальный уровень развития ребенка будет повышаться, а зона ближайшего развития расширяться.

Ребенок – существо становящееся. Его психические функции и способности развиваются с возрастом. Каждой возрастной ступени соответствуют определенные нормы совершенства в развитии той или иной функции, тех или иных умений. Это уровень так называемого «реального развития ребенка». Определяя его, пишет Л. Выготский, мы всего лишь заглядываем во вчерашний день и констатируем: в предшествующий период развитие шло так-то и так-то. Этого совершенно недостаточно. Психические функции и способности ребенка развиваются неравномерно. Какие-то из них к моменту диагностики уже сложились, их развитие завершилось. Но в это же время психике того же самого ребенка свойственны и другие процессы – еще не завершенные, становящиеся. Результаты становления будут явственны только «завтра».

Выражаясь образно, психика ребенка находится одновременно в других состояниях – твердом и жидком. Что-то в ней уже устоялось, оформилось, отвердело. А что-то, напротив, еще «течет и меняется», еще только ищет свою форму отливки.

Согласно представлениям Выготского, не созревшие на сегодняшний день, но находящиеся в периоде созревания, психические процессы образуют зону ближайшего развития.

Существует ряд интеллектуальных операций и умений, которые ребенок к определенному возрасту может выполнить сам. Это уровень реального развития. Но существует и то, что сегодня умеет делать только в сотрудничестве со взрослым или с более старшим ребенком. Это уровень потенциального развития, или зона ближайшего развития. К примеру, трехлетний ребенок может сам разорвать лист бумаги на клочки или смять в комок газету. А в сотрудничестве со взрослым он из клочков бумаги может сделать аппликацию, из мятого комка – бумажный мячик.

Читайте также:  Наборы для занятий и развития ребенка

Почему такое сотрудничество свидетельствует о потенциальном развитии? То, что сегодня ребенок умеет делать только с помощью взрослого, завтра он научится делать самостоятельно.

Это психологический тезис. Для нас важны его педагогические следствия.

О том, что же это за следствия, рассказывает Елена Кравцова, доктор психологических наук, директор Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.

«Существует представление, что одни педагогические системы выстраивают работу с ребенком в зоне его актуального развития, а другие – в зоне ближайшего развития. По большому счету это неверно. Педагог – если он чему-то обучает ребенка – не может работать вне зоны ближайшего развития. Зону актуального развития можно только проверять или эксплуатировать. Ведь это то, чему ребенок уже научился, чем он овладел.

Обучая, взрослый вступает с ребенком в общение – выстраивает обучающую ситуацию. Но каждый раз, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, ситуация выстраивается по-разному.

К примеру, дети научились скатывать пластилиновые шарики. Это освоенное умение. А взрослый предлагает им слепить снеговика. Один на ходу «поймает» идею – взрослый лишь намекнет: надо поставить шарик на шарик. И вот уже в ряд выстраиваются снеговики разных видов и размеров, с разными штуковинами на головах – от шляпы о ведра. И в руках у них и метелки, и веники, и мешки, и даже цветы – вне сезона.

Другому ребенку нужно подробно объяснить, как верхний шар крепится к нижнему, сколько всего должно быть шаров. Нужно заставить его вспомнить, что с носом снеговику служит морковка или сучок, что в руках он должен что-то держать, и т.д. и т.п.

О чем это свидетельствует? О том, что зона актуального развития у двух детей одинаковая, а зона ближайшего развития – разная. У одного большая, у другого – маленькая. Она измеряется количеством и качеством необходимой педагогической помощи. Это и есть показатель индивидуальных возможностей.

Но тот ребенок, который с лету ухватил принцип лепки снеговика, может испытывать затруднения при овладении алгоритмом решения задач или с трудом усваивать правила орфографии. Значит, зона ближайшего развития не существует в единственном числе. Для каждого человека существуют различные зоны ближайшего развития – в зависимости от области деятельности, от индивидуальных склонностей к различным видам деятельности.

Неправильно также полагать, что, работая с ребенком в зоне его ближайшего развития, педагог ориентируется на эту зону. Он ориентируется на ее изменение, расширение.

Зона ближайшего развития, как и зона актуального развития, — тоже сложившееся образование: вот это я могу сделать с помощью взрослого. А это – не могу, как бы вы меня не стращали и не обличали. Что происходит в процессе обучения? В процессе обучения зона ближайшего развития меняется. Сегодня ребенок мог придумать историю только с помощью педагога. Педагог помог ему в описании персонажей, в выстраивании сюжетной линии. А через некоторое время ребенку потребуется лишь несколько наводящих вопросов: зона его ближайшего развития в области овладения языком существенно расширилась.

И педагог в этой ситуации способен предугадывать дальнейшее развитие ребенка или предположить зону его отдаленного развития. Вот этот, к примеру, скорее всего со временем перейдет к самостоятельному сочинительству, преуспеет в области литературного творчества. Этот будет писать неплохие сочинения на заданную тему. Этому всегда придется опираться на образцы. А в области математики все будет наоборот: дети меняются местами. Кто-то сохранит одинаково высокие показатели по различным направлениям.

Выготский не разрабатывал понятия зоны отдаленного развития. Но мы все таки можем им оперировать: с ним связано представление о некой творческой потенции ребенка, о необходимости забрасывать крючок педагогической удочки далеко вперед. Зону отдаленного развития практически невозможно просчитать. Ее лишь возможно угадать интуитивно, опираясь на опыт общения с ребенком.

Слово «общение» вообще является ключевым для образовательной ситуации. Обучение возможно только в процессе общения детей между собой и общения педагога с детьми. Ведь ребенок, как писал Выготский, развивается в ситуации сотрудничества. Сотрудничество, как объяснялось выше, предполагает диалог. Начинается оно с умения педагога грамотно определить зону актуального развития. Тогда ребенок в процессе обучения сможет опираться на свой опыт и не сломается, не разуверится в своих силах.

Другое необходимое качество – умение ставить вопросы: так, чтобы они оказывались в зоне ближайшего развития ребенка. Этому умению обязательно надо учить будущего педагога. Общению, сотрудничеству и диалогу, а не методикам. Методики – дело наживное. А вне общения они мертвы. Методики должны рождаться из живого чувства ребенка, из обостренной педагогической интуиции.

Тогда педагог будет безошибочно «попадать» в зону ближайшего развития своих учеников и успешно работать на ее расширение и на личностное развитие.

Источник