Развитие ребенка и среда презентация

Слайд 1

«Развивающая предметно-пространственная среда группы ДОУ» М К ДОУ Садовский детский сад

Слайд 2

«На развитие личности ребенка влияет не только наследственность и воспитание, но и немаловажное значение играет среда, в которой пребывает ребенок».

Слайд 3

Факторы, которые следует учитывать при организации РППС Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек , которые : провоцируют ребенка на агрессивные действия и вызывают проявление жестокости . Антропометрические факторы , обеспечивающие соответствие росто-возрасных характеристик параметрам предметной развивающей среды . Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН и ФГО С.

Слайд 4

1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс. 2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности. Требования ФГОС к предметно — развивающей среде:

Слайд 5

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть

Слайд 6

При формировании предметно-развивающей среды в нашей группе, мы поставили себе цель выполнять это с минимальными экономическими затратами. Мы старались сделать развивающею предметно- пространственную среду разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка. Мы соблюдали принцип зонирования. Благодаря организации различных игровых центров с помощью открытых стеллажей, не загромождающих помещение. В группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской). Для того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе и чувствовал себя комфортно, в группе выделены центры определенного вида деятельности.

Слайд 7

Центр выбора Один из вариантов организации самостоятельной деятельности детей. Вместе с воспитателем дети выбирают тот центр, где им было бы интересно заниматься каким-либо делом. Каждый центр имеет свой цвет вагона паровозика с кармашком. Выбрав вид деятельности, дети помещают свою фотографию в соответствующий кармашек. Цель : помогает организовать самостоятельную деятельность детей, учитывая их интересы, учит планировать свою деятельность и правильно делать выбор.

Слайд 9

Центр науки и природы Центр природы является не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольника. В центре природы находятся: уголок экспериментирования, аквариум, огород на окошке, календарь природы. Задачи : совершенствование всестороннего воспитания и развития детей ; развитие познавательных интересов, любознательности, первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, воспитание бережного отношения к природе, всему живому. Цель : расширение знаний детей о науке и природе, развитие интереса к ее познанию.

Слайд 11

Центр сюжетно- ролевых игр Центр сюжетной игры позволяет детям постоянно накапливать опыт самостоятельной и творческой деятельности. Он представлен куклами, мягкими игрушками, наборами мебели, посуды, игрушками – предметами бытовой техники, разнообразными видами транспорта, наборами домашних и диких животных, муляжами овощей и фруктов. Цель : позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Задача: создание условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм.

Слайд 13

Центр патриотического воспитания В центре содержится материал по ознакомлению с родным городом, страной, государственной символикой, а также уголок русского быта, в котором собраны предметы старины и быта крестьян, материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Задачи : формирование у детей чувства привязанности к своей семье, дому, детскому саду, поселку, стране, представления о России как о родной стране, о Москве — как о столице России; воспитание умения видеть красоту родного края, радоваться ей. Цель: развитие интереса к русским традициям и промыслам; воспитание любви к своей Родине, преданность к своему отечеству, бережного отношения к природе, ко всему живому, уважения и интереса к культурному прошлому России.

Слайд 15

Книжный центр « Центр книги » — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате ДОУ, который является средством формирования у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Задачи: привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего « талантливого читателя » . Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы; удовлетворение разнообразных литературных интересов детей; формирование у дошкольников интереса к художественной литературе.

Слайд 17

Центр театра и ряженья Театральная зона представлена куклами, атрибутами, декорациями разных театров: настольного, пальчикового, плоскостного. Цель : развитие у детей связной речи, умения подбирать атрибуты п о развитию сюжета. Задачи: побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в в ыборе роли; способствовать разностороннему развитию детей.

Слайд 18

Центр «Юный пешеход» Цель: познакомить дошкольников с правилами дорожного движения, дорожными знаками. Задачи: подвести детей к осознанию необходимости соблюдений правил дорожного движения. Центр содержит дидактические игры, настольные игры, макеты светофора, дорожных знаков, а так же различный транспорт в виде игрушек. Дети могут воспользоваться материалом как в совместной, так и в самостоятельной деятельности.

Слайд 20

Центр сенсорного развития Центр « Сенсорного развития » направлен на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики. В нем находятся вкладыши разной формы, игрушки-шнуровки разного вида, разные виды мозаик, настольные игры, игры с прищепками, пособия сделанные своими руками: « Разноцветные резиночки » , « Бусы » , « Веселые мячики » , « Ракета » . Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей. Задачи: создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразии свойств предметов окружающего мира; поддержание и развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними .

Читайте также:  Золотой ребенок развитие личности

Слайд 22

Центр искусства Здесь находятся разнообразные краски, бумага, ножницы, клей, мелки, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания, цветная бумага, материалы для приобретения опыта использования нетрадиционных способов в изобразительной деятельности, которые постоянно дополняются. Цель: развитие интереса к изобразительной деятельности. Задачи: обогащение представления детей об искусстве как основе развития творчества, их представлений о многообразии материалов для творчества, развитие эстетического восприятия, образного представления, воображения.

Слайд 24

Центр конструирования Центр конструирования представлен разнообразными материалами, различными способами крепления, выполненными из различных материалов, настольными и напольными конструкторами. Центр обогащен мелкими игрушками для обыгрывания или конструирования по заданным условиям. Цель: формирование конструкторских способностей у детей. Задачи: развитие умения видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение, закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Слайд 26

Центр уединения – обязательный атрибут в нашей группе для детей, в нем дети могут отдохнуть от собственных переживаний, уединиться, расслабиться и просто побыть одни. В них используется детская мягкая мебель , книги, окна. Цель: создание условий личного пространства для формирования психологической стабильности ребенка. Задачи: обеспечение индивидуальных потребностей ребенка и благоприятные условия развития.

Слайд 27

Центр физического развития В «Центре физического развития» помещается различный физ.инвентарь: кегли, мячи, мешочки с песком, флажки, обручи и т.д.; также имеется гимнастическая стенка для детей, которая является доступной для занятий и в свободной деятельности. Задачи : укрепление здоровья детей; формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развития физических качеств. Цель: формирование физического развития ребёнка, который владеет доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывает желание заниматься физическими упражнениями .

Слайд 28

.

Слайд 29

. Центр музыкального развития В музыкальном центре имеются: фортепиано, музыкальный уголок, русские народные ударные инструменты (деревянные ложки, трещотки, свистульки, бубен, погремушки). Национальные костюмы, видеомагнитофон, музыкальный центр. Цель : поддержать интерес дошкольника к музыкальной деятельности, в соответствующей форме стимулировать развитие музыкальности посредством пения, игры на музыкальных инструментах, музыкально – ритмичных движений и слушания музыки. Задачи: Обеспечивать самостоятельную (индивидуальную и совместную) деятельность детей, возникающую по их желанию и интересам. Способствовать получению и закреплению знаний о музыке. Развивать музыкальность, любознательность, стремление к экспериментированию.

Слайд 30

.

Слайд 31

Центр Занимательных дел . Это полифункциональное трансформируемое рабочее пространство. Оно с легкостью меняет свой облик. Во-первых, это «мастерская» (для занятий продуктивной деятельностью), во-вторых, «Лаборатория» (для занятий познавательно-исследовательской деятельностью) и в-третьих, место для свободной деятельности детей по интересам вне занятий со взрослыми. Возможность свободного изменения рабочего пространства – и по конфигурации и по объему – открывается за счет разного расположения столов: соединение в общий большой рабочий стол или компоновки для трех детей (для пар, для индивидуальной деятельности).

Слайд 32

.

Слайд 33

Дайте детству наиграться! Насмеяться, наскакаться! Дайте радостно проснуться, Дайте в ласку окунуться, Детства дней не торопите, Детству солнце подарите. 11/20/2017

Источник

Предметно – развивающая

среда  в ДОУ

  как фактор формирования личности ребенка.

Старший воспитатель

МДОУ  №  105

«Лесная сказка»

Попова Елена

Викторовна

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.  (слайд №№ 2)

Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:

Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» (слайд № 3)

 Цель данного положения  – содействовать становлению ребёнка как личности

Это предполагает решение следующих задач:

( Слайды №№ 4-7)

— Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру

— Радости существования (психологическое здоровье)

— Формирование начал личности (базис личностной культуры)

— Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности)

— Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.

Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. (слайд №№ 9)

Читайте также:  Сроки развития ребенка в утробе

Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.

Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.

Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

— принцип дистанции, позиции при взаимодействии

— принцип активности, самостоятельности, творчества

— принцип стабильности, динамичности

— принцип комплексирования и гибкого зонирования

— принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального — благополучия каждого ребёнка и взрослого

— принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды

— принцип открытости – закрытости

— принцип учёта половых и возрастных различий детей.

     Однако они не отвечают на вопрос педагога — практика: каким образом сформировать эту среду, чем конкретно наполнить окружающее пространство ребенка (будь это группа в детском саду, классное помещение в школе или в учреждении дополнительного образования)?

Разные образовательные программы дают конкретные рекомендации относительно предметного оснащения образовательного процесса и связаны только со специально организованными занятиями. Для детей дошкольного возраста не менее важна совместная игровая деятельность и самостоятельная игра. (слайд № 10 — 13)

Затрудняют действия педагога по подбору развивающего материала — новые реалии в мире игрушек и развивающих пособий для дошкольников. Чрезмерное обилие игрушек и развивающих пособий и их активная реклама приводят к тому, что не только родители, но и опытные педагоги теряются в их выборе. Необходимы ясные ориентиры в выборе развивающих игр и пособий и создании развивающей среды.

В любой дошкольной программе основу образовательного процесса составляют разные виды деятельности, в процессе которых решаются познавательные задачи. К таким развивающим видам деятельности относят игровую и продуктивную деятельность, познавательно- исследовательскую деятельность (детское экспериментирование). Очень важно обеспечить двигательную активность детей как необходимое условие их физического развития.

Таким образом, предметно- развивающая среда для детей дошкольного возраста должна включать материалы для оснащения всех видов деятельности и обеспечивать возможность развиваться детям не только в организованных формах обучения, но и в различных играх: сюжетно- ролевых, дидактических, подвижных. Необходимо дать возможность детям дошкольного возраста лепить, рисовать, петь, танцевать, двигаться в соответствии с возрастными потребностями и возможностями каждого ребенка. Задача педагога разумно использовать в педагогическом процессе все многообразие игр: дидактических, развивающих, сюжетно-дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театрализованных, игр-экспериментирования, сохранять баланс между разными видами игр. Необходимо дать возможность детям участвовать в создании и изменении предметно- развивающей среды в соответствии с их интересами, игровыми замыслами. Для этого использовать легко трансформируемые элементы: поролоновые модули, пространственные конструкторы, надувные резиновые элементы (сухие бассейны), спортивные комплексы, ширмы. Своевременно изменять предметно- развивающую среду: вносить новые атрибуты к играм, игрушки, игровое оборудование, развивающие игры в соответствие с уровнем развития ребенка. Не менее важным является оптимальный отбор развивающих игр, игрушек, игрового оборудования по количеству и качеству.

На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в предшкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности.

Это такие технологии как:

-игровая технология интеллектуально- творческого развития В.Воскобовича (РГПУ им. И.И. Герцена Санкт-Петербург) «Сказочные лабиринты игры»;

— игровой методический комплекс «Логические блоки Дьенеша»;

— дидактический многофункциональный материал «Цветные счетные палочки Кюизинера»;

— развивающий комплект «ЛОГИКО- Малыш» и другие.

Не умаляя значения игр, способствующих интеллектуально — творческому развитию, необходимо подчеркнуть, что творческая продуктивная деятельность столь же присуща здоровому, развивающему ребенку предшкольного возраста, как и игровая. Дети от природы любят рисовать, их не надо заставлять и стимулировать рисовать или лепить, они стремятся к этому сами. Созерцание красок, созидание, творчество — одно из высших человеческих проявлений. Необходимо создать условия для рисования, лепки, поэтому предметно развивающая среда для детей предшкольного возраста должна включать оборудование для лепки, рисования, изделия народных художественных промыслов.

Игра как процесс, развивающий творческие способности ребёнка начинается с моделирования ситуации по выбранному «сценарию». Собственно творчество ребёнка начинается с момента наделения определёнными качествами. В этом цель и ценность игровой деятельности, развивающей фантазию и творческие способности.

Подводя итоги выступлению, хочется еще раз подчеркнуть, что необходимо использовать сложившийся за многие годы опыт работы по оснащению предметно- развивающей среды в дошкольных учреждениях. Оснащение различных видов деятельности (игровой, познавательно- исследовательской, продуктивной, двигательной способствует интеллектуально-творческому, физическому, психическому развитию детей предшкольного возраста).

Литератрура:

1.Петровский В.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении//Дошкольное образование в России. М., 1996

2.Доронова. Т.Н.,Короткова Н.А. «Материалы и оборудование для детского сада».М.,2003

3.С.Л. Новосёлова «Игра дошкольника». М., 1989 год

Источник

Слайд 1

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА воспитатель Метелкина Н.Н. 2016г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска »

Слайд 2

Предметно-развивающая среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, способствует обеспечению безопасности детей, сохранению их физического и психического здоровья и имеет воспитательное значение, развивающий характер, дает возможность каждому ребенку испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности. Развивающая среда способствует развитию индивидуальности каждого ребенка с учетом его интересов и уровня активности.

Читайте также:  Логопедия речевое развитие ребенка

Слайд 3

Развивающая предметно-пространственная среда в группе соответствует требованиям ФГОС, т.е. она содержательна, насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна и доступна, а также оборудована с учетом возрастных особенностей детей и тематическим планированием. Инициируя познавательную и творческую активность детей, предоставляет ребенку свободу выбора форм активности, обеспечивает содержание разных форм детской деятельности, соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка.

Слайд 4

Доступность обеспечивается свободным доступом к игрушкам, материалам, пособиям, которые расположены на уровне глаз детей, в свободном доступе. Безопасность обеспечивается соответствием всех элементов среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Вариативность среды предполагает периодическую сменяемость игрового материала в группах, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей . Полифункциональность обеспечивается использованием составляющих предметной среды, не имеющих жестко закрепленного места и по желанию детей и в зависимости от организованной деятельности переставляется в разные места.

Слайд 5

Все предметы убранства и оборудования гармонично сочетаются по цвету, стилю. Для оформления интерьера группы используются детские работы.

Слайд 6

Предметно-пространственная среда группы создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.

Слайд 7

В группе предметно-развивающая среда разделена на центры для самостоятельной деятельности детей. Игровой материал периодически меняется для стимуляции игровой, двигательной, познавательной, исследовательской активности детей, в соответствии с темой недели.

Слайд 8

Для обеспечения двигательной активности детей в группе организован спортивный центр « Здоровейка » , где имеется разнообразное спортивное оборудование, которое периодически меняется и перемещается в зону доступности: мячи разного размера, скакалки, кегли, флажки, оборудование для профилактики и коррекции осанки и плоскостопия, атрибуты для подвижных игр, приспособления для закаливания и самомассажа детей: массажеры, ребристые доски, пуговичные коврики и пр.

Слайд 9

Для интеллектуального развития создан математический центр «Почемучка» , в котором имеется раздаточный счетный материал, геометрические фигуры, занимательный и познавательный материал, игры на развитие логического мышления.

Слайд 10

Для развития экологической культуры у детей, в группе оборудован центр природы « Наблюдайка » , в котором созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитании любви к природе и бережного отношения к ней. В нем имеется необходимое оборудование для ухода за растениями, опытно-исследовательской деятельности, настенный календарь погоды, настольные игры экологической тематики, а также подобран иллюстрационный и дидактический материал. В экологическом центре расположены детские поделки из природного материала.

Слайд 11

В центре науки « Микроша » имеются материалы для исследовательской и экспериментальной деятельности: лупы, микроскопы, мензурки, магниты, стол для экспериментирования с песком и водой, нетрадиционный и природный материал, лупы, весы детские, мешочки с разным наполнением, емкости разных размеров, ткани разных фактур.

Слайд 12

В книжном центре « Почитайка » у детей формируется умение обращаться с книгой, навык слушания. Здесь расположены книги в соответствии с программой, а также портреты поэтов и писателей; все книги и иллюстрации периодически обновляются. Познакомившись с литературным произведением дети отражают в рисунках, продуктивной деятельности свое отношение к персонажам и событиям.

Слайд 13

Особое внимание уделяется центру нравственно-патриотического воспитания «Родина моя» . Где размещены: государственная символика, информационный и игровой материал о родном крае и городе, достопримечательностях. Дети узнают о народных традициях, знакомятся с микросоциумом (семья, детский сад, родной город).

Слайд 14

В целях художественно-эстетического развития в группе оборудован центр творчества «Волшебные пальчики», в котором находятся: трафареты , печати, шаблоны, краски, гуашь, восковые и жировые мелки, фломастеры, ножницы, образцы народно-прикладного и декоративного творчества, соленое тесто, природно-бросовый материал для создания коллажей, наглядный материал по ознакомлению с жанрами живописи, скульптурой и т.д . Используются нетрадиционные художественно-графические техники: монотипия, объемное моделирование, пластилинография, тычкование и т.д. материал доступен для самостоятельного использования детьми.

Слайд 15

В музыкальном центре «Волшебные нотки» имеются детские музыкальные инструменты для музыкальной импровизации, самодельные шумовые инструменты, альбомы с портретами композиторов и изображениями инструментов, аудиотехника с подбором детской, классической и релаксационной музыки. Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма.

Слайд 16

В группе организован центр театрализации «Чудинка» детей, в котором присутствуют различные виды театров, небольшие ширмы и наборы кукол (пальчиковых, перчаточных и плоскостных фигур), а также театры, сделанные совместно с детьми, маски, атрибуты, элементы костюмов для персонажей, подиумы, декорации. Театр помогает детям воссоздать сюжет сказки, способствует развитию творческих способностей, памяти, мышления.

Слайд 17

Игровой центр « Игралочка » оснащен атрибутами для сюжетно ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей и половой принадлежностью (неоформленный материал, многофункциональные кубики, макеты (объемные – домики, гаражи, ширмы), наборы образных игрушек (мебель, посуда, животные, транспорт, и т.п.), которые знакомят детей с окружающими предметами быта и учат действовать с ними. Полученные знания и навыки переносят в повседневную жизнь.

Источник