Познавательное развитие ребенка в подростковый период

Познавательное развитие ребенка в подростковый период thumbnail
Познавательное развитие ребенка в подростковый период

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменение ведущей деятельности перестраивает интеллектуальную сферу подростка. В 1-ю очередь уменьшается поглощенность учением. Однако в подростковом и юношеском возрасте расширяется содержание понятия «учение». В него вносятся элементы самостоятельного интеллектуального труда, направленного на удовлетворение индивидуальных интеллектуальных потребностей, выходящих за рамки школьной программы. (Сапогова, С. 334-335).

Восприятие подростков, становится все более управляемым, приобретая новые качественные особенности. Наиболее важная из них – интеллектуализация, которая проявляется в том, что подросток становится способным к более сложному анализу и синтезу воспринимаемых объектов, фактов действительности. В процессах восприятия большое место начинают занимать различные мыслительные приемы, логические рассуждения и операции. Подросток может уже мысленно ставить цель восприятия – вычленять те признаки и свойства предметов, которые необходимы для правильного выполнения учебной задачи. Интеллектуализация восприятия есть необходимое условие успешного овладения различного учебного материала, особенно по геометрии, алгебре, черчению. Подростки осваивают графические схемы и могут создавать графические образы (Г.О.). Г.О. – представление о том, как предмет должен быть изображен. Г.О. включает зрительные образы предмета, представления о нем, а также двигательные представления о том, как должно быть построено изображение предмета. Этот процесс связан с умением видеть предмет и передать его. Умение видеть приносит чувство эстетического удовольствия, учит особой деятельности – любованию.

Умение читать графические схемы, планы, географические карты приносит интеллектуальное удовлетворение.

Учебная программа в школе строится таким образом, что подросток должен освоить названные умения. (Мухина, С. 384-385).

Подростки и юношество наиболее сензитивны к воздействию музыки. Они стремятся воспринимать музыку на пределе возможного, поэтому стремятся чаще слушать музыку больших частот. Благодаря экспрессивности, призывающей своим ритмом к движению, эта музыка позволяет включиться в задаваемый ритм и через телесные движения выразить чувства, переживания. Музыка является, своего рода, регулятором поведения, т.к. оказывает психофизиологическое воздействие (музыкальный «кайф» → происходит отрешение от самого себя), музыка влияет на метаболизм, мускульную Е, дыхание, АД, эмоции.

Подросток способен к восприятию музыки, т.к. у него развиваются музыкальные способности (по Б.М. Теплову): ладовое чувство (эмоциональное различение ладовой функции звуков мелодии), слуховое представление (т.к. хорошо развиваются память и воображение), музыкально-ритмическое чувство. (Мухина, С. 386-388).

Мышление становится все более теоретическим. Его специфика – способность рассуждать гипотетико-дедуктивно (от общего к частному), т.е. на основе одних общих посылок путем построения гипотез и их проверки. Здесь все идет в словесном плане, а содержанием теоретического мышления является высказывание (в словах или других знаковых системах). (Сапогова, С. 335).

С 11-12 лет вырабатывается формальное мышление, поэтому подросток может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией; он может действовать в логике рассуждения.

Подросток начинает ориентироваться на потенциально возможное, а не на обязательно очевидное. Благодаря этому он может вообразить все, что может произойти, — и очевидные, — и недоступные восприятию события. Он может строить гипотезы, требующие проверки и доказательства. Подросток уже может, как взрослый, подвергать переменные комбинаторному анализу, что гарантирует составление перечня всех возможностей решения задачи.

То, насколько быстро подросток способен выйти на уровень теоретического мышления, определяет глубину постижения им учебного материала и развитие его интеллектуального потенциала.

Однако многие подростки продолжают оставаться на уровне конкретного мышления. Это может быть обусловлено индивидуальным развитием: кто-то преодолеет этот уровень, но кто-то остановится на нем. (Мухина, С. 391-392).

Таким образом, главное интеллектуальное достижение подростка – умение оперировать гипотезами, что порождает способность к научному рассуждению. Также подросток становится способным оценивать собственные интеллектуальные операции, управлять ими.

Внимание, память, воображение.

Подросток этими функциями управляет по своей воле. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом, а в случаях увлекательной деятельности появляется и послепроизвольное внимание.

В развитии внимания происходит значительное расширение объема внимания и развития способности его быстрого переключения с одной деятельности на другую. В этом же возрасте получает сильное развитие послепроизвольное внимание, которое выражается в интересе к самому процессу работы и служит показателем возросшей готовности подростка к выполнению серьезной учебной деятельности.

Подростковый возраст, однако, характеризуется такой особенностью внимания как его специфическая избирательность, т.е. направленность на тот объект или вид деятельности, который ему нравится. Например, неактивный и рассеянный ученик на математике будет проявлять исключительную работоспособность на уроке географии. (Асеев, С. 132-136).

Память также произвольна. Способность к запоминанию постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13 до 16 лет наблюдается более быстрый рост памяти. Память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память – она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого: становится более доступным запоминание абстрактного материала. (Мухина, С. 392-393).

Воображение превращается в самостоятельную внутреннюю деятельность. Подросток может проигрывать мыслительные задачи с математическими знаками, может оперировать значениями и смыслами языка, соединяя 2 высшие психические функции: воображение и мышление.

Для подростка мир воображения приобретает особое значение: в воображении он властвует над временем, над людьми и ситуациями (особенно, если это не возможно в реальности). Таким образом, воображение обогащает внутреннюю жизнь, становится творческой силой. (Мухина, С. 396).

Изменения в развитии речи проявляются в овладении сложными синтаксическими конструкциями языка. Подросток уже активно начинает использовать сложные предложения для выражения мыслей. Это создает предпосылку для развития правильного речевого оформления закономерностей и связей между предметами и явлениями (причинно-следственные, функциональные, условные связи). Подросток овладевает образной речью, благодаря чему он чаще употребляет метаморфические выражения, пословицы, поговорки, начинает понимать анекдоты.

Развитие личности подростка

В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе, развиваются процессы самосознания, приводящие в конечном счете к определению жизненной позиции, с которой начинается самостоятельная жизнь (но это уже в период ранней юности происходит).

Следует отметить то, что в подростковом возрасте процесс формирования личности не завершается. Весь этот период есть перестройка ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых. Однако в процессе формирования личности ведущими уже становятся закономерности индивидуального развития психики человека, а не возрастные закономерности. Т.е., если раньше кризис возникал в связи с неудовлетворением новых потребностей внешними препятствиями (запреты взрослых, неизменившийся образ жизни ребенка, сковывающий его активность), то теперь главную роль играют внутренние факторы: запреты, накладываемые подростком на самого себя, ранее сформировавшиеся психологические новообразования (привычки, черты характера и т.п.), которые часто мешают достичь желаемого и прежде всего самим подростком избранного образца. Конечно, внешние условия также остаются влияющими, но не имеющими решающего значения.

Читайте также:  Развитие речи у ребенка и проблемы связанные с этим

На основании имеющихся данных можно полагать, что кризис подросткового возраста связан с возникновением следующих новообразований личности в этот период: 1) чувства взрослости; 2) нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей свойственными качествами. Формируясь, вышеуказанные новообразования оказывают влияние на формирование таких особенностей, как волевых и деловых качеств личности. Они также оказывают влияние на эмоциональные особенности подростка, на характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и т.п. (Божович, 1995, С. 355-356).

Чувство взрослости – это новообразование является, по-Петровскому, центральным и специфическим, т.к. оно позволяет ребенку чувствовать себя уже не ребенком, а взрослым, стремиться быть и считаться взрослым.

Д.И. Фельдштейн пишет: «Если дошкольник играет во взрослого, младший школьник подражает ему, то подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реально существующих отношений. Поэтому, для подростка и мужество, и смелость, и одежда… важны только в связи с социальной позицией, с формированием социальной активности». (Вопросы психологии, 1, 83, С. 40-41).

Продолжая это, важно отметить, что социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Вследствие новой социальной позиции подростка (как взрослого) определяется его переориентация с одних норм и ценностей (детских) на другие – взрослые. (Петровский, С. 109-110).

Другим центральным новообразованием личности подростка является развитие самосознания. Говоря об этом процессе, необходимо учитывать, что это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка гаммой специфических (чаще внутренних) переживаний. (Божович, 1985, С. 111).

Развитие самосознания проявляется в формировании образа – «Я», представления о себе как о личности, самооценки, способности к самоанализу. (Асеев, С. 127).

Итак, развитие самосознания означает пробуждение интереса к своему внутреннему миру и его оценке. Все это становится возможным благодаря более высокому уровню мышления, которое формируется в условиях усложняющейся учебной деятельности.

Формирование самосознания начинается с того, что подросток выделяет те или иные свои качества из отдельных видов деятельности и поступков («Я хорошо учусь», «Я всегда говорю правду»), обобщает, осмысливает их как особенности своего поведения, а позднее как особенности своей личности. Однако, первоначально осуществлять оценочную деятельность помогают взрослые, прежде всего учителя и родители. Затем ребенок сравнивает оценки других и самооценку. Это является основанием для выделения каких-либо особенностей личности, по которым имеются расхождения в оценках взрослых и своих. Эти особенности, если они окружающими осуждаются, являются для подростка предметом особого внимания. Вот почему дети начинают чутко реагировать на то, как к ним относятся окружающие, становятся более ранимыми, отсюда колебания настроения, вспышки речевой агрессии, либо уход «в себя». Все эти особенности необходимо учитывать взрослым в обращении с подростком, не использовать резких, категорических высказываний, приказов, осуждений в их адрес, а делать это тактично: (Например, говорить «Прекрати», «Замолчи» и т.п. нельзя, а нужно «Я бы хотел попросить тебя…» и т.п.).

В формировании самооценки подростка играет важную роль и сравнивание себя с окружающими, т.е. «желаемый образ собственной личности создается из достоинств разных людей, которыми являются чаще реальные люди, а не литературные герои».

На основе развития самооценки и «образа – «Я» подросток выделяет те особенности личности, которые необходимо изменить, т.е. возникает стремление к самовоспитанию. (Асеев, Петровский). Поэтому сейчас мы рассмотрим как происходит формирование и развитие деловых и волевых качеств у подростка.

Развитие деловых качеств личности в подростковом возрасте происходит в связи с возрастанием интересов подростка к различным видам деятельности, стремления что-то делать своими руками, любознательности и первыми мечтами о будущей профессии.

Подросткам свойственна повышенная познавательная и творческая активность. Это стимулирует их для активного поиска знаний, умений и навыков по интересующему вопросу не только в пределах школьной программы, но и во внешкольной жизни, с помощью самообразования, в кругу друзей где отношения могут принимать уже деловой характер. Увлеченность подростка какой-либо наукой формирует новые мотивы учения.

В подростковом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, умения налаживать контакты, договариваться о совместных делах, распределять между собой обязанности. Эти качества развиваются во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток: учение, труд, общение, игра. В учении данные качества личности формируются и развиваются, когда подростки сами становятся организаторами учебного процесса и принимают на себя ответственность за него (например, задание найти какое-либо сообщение по изучаемой теме, т.е. ребенок планирует свое время, просчитывает способы получения информации).

В труде деловые качества развиваются особенно благоприятно, когда подросток наравне со взрослыми участвует в этой деятельности. Со стороны взрослых важно предоставлять ребенку максимум самостоятельности, поддерживать детскую инициативу и т.п. (Немов, С. 186-187).

Развитие волевых качеств предопределяется прежде всего развитием самосознания подростка. Осознавая свои слабые стороны, подростки, чтобы устранить их, начинают заниматься самовоспитанием. Это стимулирует развитие силы воли.

У мальчиков весьма распространенным способом развития у себя волевых качеств личности являются занятия видами спорта, связанными с большими физическими нагрузками. Увлекаясь различными видами спорта, кроме развития волевых качеств, происходит и развитие мотивации достижения успехов, т.к. в спорте, как правило, все стремятся достичь высоких результатов.

В развитии волевых качеств личности у подростков выделяют определенную последовательность:

1. В 1-ю очередь развиваются динамические физические качества: сила, быстрота, скорость реакции.

2. Во 2-ю очередь развиваются качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение, настойчивость.

3. В 3-ю очередь формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность.

Общая логика развития всех волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать умения, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов.

Читайте также:  Развитие сознания ребенка в раннем возрасте

У девочек выработка волевых качеств идет по другому пути. Для них такими видами деятельности, в которых складываются и закрепляются соответствующие качества, чаще всего являются учение, занятия искусством, домоводством, женские виды спорта. Девочки-подростки особенно много внимания уделяют школьным предметам, которые даются им трудно.

Таким образом, помимо развития волевых качеств личности, в данных видах деятельности происходит дальнейшая половая идентификация.

Выработанные волевые качества подростка являются важной предпосылкой успешного выполнения профессиональной деятельности у взрослого. (Немов, С. 184-185).

Эмоциональное развитие

В эмоциональной сфере происходят существенные сдвиги. Если эмоции младшего школьника носят относительно спокойный характер, то эмоции подростка отличаются большой силой, трудностью в управлении ими. Подростки отличаются большой страстностью и вспыльчивостью, с чем связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении.

Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Аффекты подростков сильные и бурные (порой характерны попытки самоубийства). Эмоциональная неустойчивость проявляется в страстных спорах, доказательствах, выражении возмущения. Они горячо реагируют на все (переживание вместе с героями кинофильмов).

Эмоциональные переживания приобретают устойчивость. Подросток редко забывает обиды окружающих.

Нередко чувства подростков сильно противоречивы. Подросток может с жаром защищать друга, зная, что его нужно осуждать; может обладать чувством достоинства в одних ситуациях и плакать в других.

Следовательно, взрослым важно учитывать и эти особенности в обращении с подростками. (Гамезо, 1984, С. 226-228).

Чувство одиночества

Говоря о подростках, многие уверены, что им свойственна потребность в общении со сверстниками. Однако, можно сказать уверенно, что не всегда эта потребность реализуется, многие подростки испытывают дефицит общения. В письмах подростков на радио, в журналы, в сочинениях нередко встречаются высказывания: «Я страдаю от того, что одинока. Никому не нужна. Родной маме и то не нужна. Она считает, что, если я сыта, одета, значит все в порядке, а что в душе, ее не интересует» и т.п.

Дефицит общения возникает вследствие разных причин: 1) неблагополучного окружения; 2) нездоровых отношений в семье; 3) индивидуально-психологических особенностей личности.

Испытывая глубокую изолированность, подросток может найти выход из ситуации, став членом уличной сомнительной компании (если дефицит общения в семье) или войти в религиозные общины, секты. (Асеев, С. 130).

Для подростков также характерно развитие интересов, круг которых расширяется, интересы стабилизируются. Интересы, как известно, являются одним из проявлений направленности личности. Полностью же направленность развивается в юношеском возрасте.



Источник

| Восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержа­тельно, последовательно, планомер­но. Подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов (6,17).

Вниманиеподростка характеризу­ется не только объемом, но и специ-

Делинквентнов поведение

разновидность отклоняющегося поведения; противоправное, преступное поведение.

фической избирательностью. Оно становится все более про­извольным и может быть преднамеренным. Подросток может сохранять длительное время устойчивость и высокую интен­сивность внимания. У него вырабатывается умение быстро концентрировать и четко распределять свое внимание. Вни­мание подростка становится хорошо управляемым, контро­лируемым процессом и увлекательной деятельностью (в слу­чае послепроизвольного внимания) (6,9).

Память приобретает избирательный характер. Память полностью интеллектуализируется: объем памяти увеличи­вается в основном за счет логического осмысливания мате­риала. Наблюдается увеличение объема памяти, нарастает полнота, системность и точность воспроизводимого мате­риала, запоминание и воспроизведение опирается на смы­словые связи. Становится доступным запоминание абст­рактного материала (6,9).

Мышление. Существенные сдвиги происходят в интеллек­туальной деятельности подростков. Основной особенностью ее в 10-15 лет является нарастающая с каждым годом способ­ность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Важная особенность этого возраста — фор­мирование активного, самостоятельного мышления (6).

Мышление в подростковом возрасте характеризуется за­вершением развития (Ж.Пиаже). Проявляется способность мыслить дедуктивно, теоретически, формируется система логических высказываний. Подросток с равным успехом опе­рирует как с объектами, так и с высказываниями. Одновре­менно у него формируется способность к любого рода комби­наторным операциям, широкому варьированию пропорция­ми, что указывает на сформированность логического мышле­ния.

Подросток становится способным не только представить себе различные возможные пути преобразования данных для эмпирического их испытания, но может и логически истолко­вать результаты этих проб. Помимо того что подросток спо­собен «парить» над действительностью посредством планиро­вания и контроля своих свободных фантастических построе­ний, он научается прекрасно рефлексировать свои умствен­ные действия и операции и получать от этого интеллектуаль­ные эмоции (9).

Изменение характера и форм учебной деятельности требу­ет от подростков более высокого уровня организации умст­венной деятельности. Подросток становится способным к сложному аналитико-синтетическому восприятию предме­тов и явлений действительности. Содержание и логика изу­чаемых предметов, характер усвоения знаний развивают у подростков способность самостоятельно и творчески мыс­лить, сравнивать, делать глубокие по содержанию выводы и обобщения. Под влиянием обучения мышление, внимание и память постепенно обретают характер организованных, ре­гулируемых и управляемых процессов (17).

С возрастом меняются и отношения между памятью и мышлением. Бели в раннем детском возрасте память являет­ся одной из основных психических функций и в зависимости от нее строятся все остальные психические процессы ребен­ка, то в процессе его развития память постепенно теряет свою доминирующую роль. Так, мышление ребенка в раннем детском возрасте во многом определяется его памятью, а про­цесс мышления в значительной степени является процессом воспроизведения (11).

При достижении ребенком младшего школьного возраста между мышлением и памятью сохраняется тесная взаимо­связь. Более того, мышление развивается в непосредствен­ной зависимости от памяти. Однако в подростковом возрас­те происходит существенный сдвиг в отношениях между па­мятью и другими психическими функциями. Исследования особенности мнемических процессов подростков показали, что в этом возрасте уже мышление определяет особенности , функционирования памяти. Например, процесс воспроизве-| дения информации в значительной степени определяется [ особенностями функционирования мыслительных процес-[ сов, так же как процесс запоминания, который сводится у подростка к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала. Поэтому воспроизведение ин­формации заключается в восстановлении материала по этим отношениям (11).

Воображение подростка. Параллельно с развитием мыш­ления, восприятия и памяти у подростка развивается вооб­ражение. Это прежде всего проявляется в том, что ребенок

Читайте также:  Приемы развития внимания ребенка дома

все чаще начинает обращаться к творчеству. Некоторые под­ростки начинают писать стихи, серьезно заниматься рисова­нием и другими видами творчества (11).

Следует подчеркнуть, что воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого человека. Однако воображение подростка не только существенно богаче фан­тазии ребенка более младшего возраста, но и является неотъ­емлемой частью его психической жизни. Это позволило Л.С.Выготскому высказать предположение о том, что фанта­зия подростка — это игра ребенка, переросшая в фантазию.

Вместе с тем фантазии ребенка выполняют еще одну зна­чимую функцию — регуляторную. Неудовлетворенность по­требностей и желаний подростка в реальной жизни легко во­площается в мире его фантазий. Поэтому воображение и фантазии в ряде случаев приносят успокоение, снимая на­пряженность и устраняя внутренний конфликт (11).

Согласно Л.С.Выготскому, под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии». Говоря о фантазии подростка, Л.С.Выготский отмечал, что «она обра­щается у него в интимную сферу, которая скрывается обыч­но от людей, которая становится исключительно субъектив­ной формой мышления, мышления исключительно для себя». Подросток прячет свои фантазии «как сокровеннейшую тай­ну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаружи­вает свои фантазии» (цит. по (10)).

icscal Литература по теме:

1. Бодалев А.А. Психология общения. М.- Воронеж: МПСИ, 1996.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.­Воронеж: МПСИ, 1995.

3. Возрастная и педагогическая психология./Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1973.

4. Выготский Л.С. Педология подростка //Психология под­ростка. Под ред. Ю.И.Фролова. М.: «Роспедагентство», 1997, с. 232-286.

5. Драгунова Т.В. Кризис объясняли по-разному. // Хресто­матия по возрастной психологии. М.:МПСИ, 1996, с. 237-239.

6. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики пе­реходного возраста. //Хрестоматия по возрастной психо­логии. М.МПСИ, 1996, с. 239-248.

7. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.-Воронеж: МПСИ, 1997.

8. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М.: ИПП, 1997.

9. Мухина B.C. Психология детства и отрочества. М.: ИПП, 1998.

10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: «Роспедагент­ство», 1996.

11. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А.Реана. СПб.: «Прайм — Еврознак», 2001.

12. Рабочая книга школьного психолога.//Под ред. И.В. Дуб­ровиной. М.:МПА, 1995.

13. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возрас­та. СПб.: «Питер», 2000.

14. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.-Воронеж: МПСИ, 1996.

15. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности де­тей подросткового возраста.// Хрестоматия по возрас­тной психологии. М.:МПСИ, 1996, с. 163-168.

16. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личнос­ти на примере подросткового возраста.// Хрестоматия по возрастной психологии. М.:МПСИ, 1996, с. 248-259.

17. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М.:МПСИ, из-во «Флинта», 1999.

18. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического разви­тия в подростковом возрасте. // Психология подростка. Под ред. Ю.И.Фролова. М.: «Роспедагентство», 1997, с. 313-320.

19. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. М.- Воро­неж: МПСИ, 1998.

J ■ Вопросы контрольной работы:

1. Почему подростковый возраст называют переходным и кризисным? {2,5,6,8,9.14,17)

2. В чем состоят основные проблемы подросткового возрас­та? (6,9.14,17,19)

3. Каковы основные новообразования подросткового воз­раста? Укажите, существует ли различие точек зрения по этому поводу в отечественной и зарубежной психологии (2,5,6.9,14,17,19),

4. Каковы причины конфликтов в общении подростка со взрослыми и сверстниками? (6.8,9,11,12,13,17,19)

5. Каковы условия возникновения и признаки подростко­вых объединений? (8,13,17)

6. Каковы основные характеристики развития самосозна­ния в подростковом возрасте? (2,4.13,14,19)

7. Каково влияние стиля общения педагога с подростками на формирование их эмоционального опыта? (1)

8. В чем проявляется потребность «быть личностью» в под­ростковом возрасте?(7)

Тесты для самоконтроля:

Вопрос 1

По Л.С.Выготскому, кризис под-‘ росткового возраста связан с:

1. Пубертатностью

2. Маргинальным статусом подро­стка

3. Претензией подростка на равно­правие со взрослыми

4. Нарушением отношений подро­стка с родителями

5. Возникновением новообразова­ний в области сознания и пере­стройкой отношений мезкду ре­бенком и средой

Номер правильного ответа — ?

Вопрос 2

Основными новообразованиями подросткового возраста явля­ются:

1. Развитие способности к труду и умения трудиться

2. Развитие потребности в меж­личностном общении и комму­никативной компетенции

3. Развитие самосознания и «чув­ства взрослости»

4. Психическая пубертатность

5. Трудолюбие и инициативность Номер правильного ответа — ?

Вопрос 3

Ведущей деятельностью в под­ростковом возрасте является:

1. Учебная деятельность

2. Профессиональное самоопреде­ление

3. Самостоятельное обретение зна­ний и навыков вне школы

4. Интимно-личностное общение со сверстниками

5. Подражание взрослым Номер правильного ответа — ?

Вопрос 4

Характеристика подростково­го возраста как периода «бури и натиска» принадлежит:

1. Э.Шпрангеру

2. СХоллу

3. Ш.Бюлер

4. В.Штерну

5. Л.С.Выготскому

Номер правильного ответа — ?

Вопрос 5

По мнению Д.И.Фельдштейна, в подростковом возрасте:

1. Индивид выходит на качест­венно новую социальную пози­цию, формируется его созна­тельное отношение к себе как к члену общества

2. Происходит срыв адаптации под влиянием изменения груп­повой принадлежности

3. Индивид освобождается от дет­ской зависимости

4. Формируется ответственное отношение к учебной деятель­ности

5. Формируется и проявляется подлинная взрослость подро­стка

Номер правильного ответа — ?

Вопрос 6

Центральным моментом кри­зиса подросткового возраста, по мнению Л.И.Божович, явля­ется:

1. Развитие инициативы

2. Развитие мировоззрения

3. Всплеск познавательной ак­тивности

4. Желание стать похожим на взрослого

5. Развитие самосознания Номер правильного ответа — ?

Вопрос 7

• Основная причина конфликтов подростков с родителями за­ключается в:

1. Неразвитости у подростков чув­ства эмпатии по отношению к родителям

2. Неудовлетворенности родителей инфантилизмом подростков

3. Неудовлетворенном желании ро­дителей видеть подростка рав­ноправным партнером по обще­нию

4. Игнорировании родителями «чувства взрослости» у подрост­ков, сохранении ими «детских форм контроля»

5. Преодолении подростком зави­симости от взрослых

Номер правильного ответа — ?

Вопрос 8

Для начала подросткового воз­раста характерна следующая тенденция в общении со свер­стниками:

1. Стремление подростка к авто­номии в группе сверстников

2. Индивидуализм, предпочтение интересных занятий общению со сверстниками

3. Превалирование коллективно-групповых форм общения со сверстниками

4. Предпочтение общению со сверстниками общения со взрослыми

5. Общая тенденция не выявлена Номер правильного ответа — ?

Вопрос 9

По мнению Э.Эриксона, в подро­стковом возрасте может сформироваться:

1. Автономия ‘2. Первая цельная форма эго-идентичности

3. Инициативность

4. Целеустремленность

5. Компетентность

Номер правильного ответа — ?

Источник