Развитие ребенка через взаимодействие с семьей

Развитие ребенка через взаимодействие с семьей thumbnail

Нина Столярова
Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Большинство взрослых людей — родители. Роль родителя – особая и очень ответственная роль. Эта роль (которую в основном определяет семья и общество в целом) накладывает огромную ответственность на человека за жизнь и благополучие другого человека – его ребенка.

С первых дней жизни ребенок начинает познавать окружающую его действительность, и именно родители оказывают самое большое внимание на его развитие.

Однако опыт работы свидетельствует о том, что познавательное развитие в условиях семьи осуществляется недостаточно. Это усугубляется отсутствием у родителей умения общаться с собственными детьми, недостатком знаний о процессах познавательного развития ребенка. Поэтому полноценное познавательное развитие ребенка рассматривается нами как объединение усилий педагогов и родителей, их взаимодействие и сотрудничество, координация действий по единой программе, выполнение общих задач, взаимопомощь.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова » взаимодействие «объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.

Главный момент в контексте «семья — дошкольное учреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи.

На начальном этапе установления доверительных отношений, я старалась узнать как можно больше о семьях наших воспитанников: традициях, укладе, увлечениях, получить информацию о ребенке.

Знакомство с жизнью каждой семьи начиналось с анкеты, которую заполняют родители.

В анкету были включены следующие вопросы:

1. Кем является по темпераменту Ваш ребенок?

2. Как часто Вы проводите свободное время со своим ребенком?

3. Доставляет ли Вам удовольствие при общении с ребенком?

4. Чем любит заниматься Ваш ребенок?

5. Какие игрушки привлекают Вашего ребенка? Любимая игрушка ребенка

6. Какие методы воспитания Вы предпочитаете практиковать?

7. Кто из членов Вашей семьи проводит больше всего времени с ребенком?

8. Какие проблемы воспитания остаются для Вас менее изученными?

Проанализировав данные анкеты, я узнала о семье очень многое: об увлечениях ребенка, о его поведении дома, о методах воспитания, используемых родителями, о том, кто в семье занимается воспитанием. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Работа с родителями моих воспитанников ведется систематически и планово, используются коллективные и индивидуальные формы.

Для координированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой следующие задачи:

1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

2. Изучать семьи своих воспитанников.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

С этой целью я использую традиционные и нетрадиционные формы и методы работы с родителями:

1. Посещение семей воспитанников на дому. Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания. Я заранее согласовываю с родителями удобное для них время посещения, а также определяю цель своего визита. Прийти к ребенку домой — это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогают понять психологический климат семьи.

2. Групповые родительские собрания. Родительские собрания поводятся 3 раза в год. На этих собраниях родителей знакомим с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи;

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Наши дети в детском саду» я провела в форме круглого стола. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.

Готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности, за то, что привели ребенка в наш детский сад. Игра «Свеча Доверия», объединила взрослых. Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.

Доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.

3. Консультации. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

4. Дни добрых дел. Родители оказывают помощь в создании предметно – развивающей среды.

5. Беседы с родителями. Беседа — это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей. В моей практике она используется как самостоятельно,так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

6. Библиотека игр для родителей. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком.

7.Наглядную информацию:

— папки передвижки

— фотовыставки

— копилка Добрых дел.

Чтобы родительские уголки привлекали внимание, я использую в своей работе,рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание». В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Также в родительском уголке содержится информация о работе группы, режимных моментах, план работы с родителями, доска объявлений, меню. Для информаций имеется папка – передвижка «Здоровей-ка». Материал в уголке обновляем раз в две недели.Живой интерес у родителей вызвали фотовыставки: «Мы играем», «Папа, мама, я — спортивная семья», «Прощай лето!». Активность родителей в создании фотовыставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Очень хорошо, когда под рукой видеокамера и фотоаппарат, ведь родителям очень интересно, чем занимается их ребенок в детском саду. Я стараюсь запечатлеть весь процесс нашей деятельности на снимках.

Хочу отметить, что родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Я, не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Источник

Взаимодействие с семьёй

для полноценного развития личности ребёнка

Всё начинается с семьи. Все дети приходят в мир беспомощными и беззащитными. Их жизнь, здоровье и будущее до периода взросления целиком зависят от родителей. В законе РФ «Об образовании» ст.18.п.1определяется, что родители являются первыми педагогами.

Образовательное учреждение не может заменить и полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Семья и образовательное учреждение являются двумя важнейшими институтами социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их адаптивное взаимодействие, нацеленное на позитивное формирование подрастающего поколения. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в МКДОУ «Детский сад «Светлячок» решается несколькими способами:

Читайте также:  Физические показатели развития ребенка до года

Установка партнерских отношений с семьёй каждого воспитанника. Работу в этом направлении мы начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребёнка в детском саду. Углубленно над этим работают педагоги-психологи Яковлева И.О., Гиренко З.С., они же совмещают функции социальных педагогов. Проведение анкетирования, личных бесед помогает нам правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьями воспитанников. Педагоги нашего детского сада с особым вниманием посещают семьи с низким социальным статусом и, исходя из полученных сведений, совместно со специалистами учреждения формируют пути сотрудничества с семьёй воспитанника, определяют пути развития ребёнка.

Важную роль в углублении семейного воспитания играет

  1. создание системы педагогического всеобуча родителей. Каждый родитель должен знать и понимать, что он может сделать для того, чтобы его ребёнок гармонично развивался, рос и становился личностью. Традиционно в нашем дошкольном учреждении родительские собрания делятся на две части. Первая часть – тематическая, посвященная той или иной проблеме, куда по необходимости приглашаются представители администрации учреждения, специалисты. Вторая часть – практическая, в ходе которой происходит анализ тематических ситуаций, тренинги, дискуссии, используются презентации, видеофильмы. Это помогает сделать собрание интересным, ярким, запоминающимся.

Многие родители не всегда могут прийти на родительские собрания. Не потому, что им не нужно, а в силу своей занятости по работе или сложившихся обстоятельств. Для таких случаев мы предполагаем в дальнейшем, использовать сайт нашей организации. И размещаем на нём виртуальный всеобуч для родителей, это удобно и современно.

С 2016 года наше учреждение начало предоставлять услуги по дополнительному образованию детей. Это ещё одно из направлений работы по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников. Знаковым событием в минувшем учебном году стало проведение Дней открытых дверей для родителей, где можно было индивидуально встретиться с руководителями кружков, которые посещает их ребёнок, обсудить проблемы и разработать совместный план по их решению. На 2017-2018 учебный год мы планируем продолжить работу в данном направлении, и в будущем ввести Дни открытых дверей как одну из традиций детского сада.

  1. Организация консультаций для родителей воспитанников — одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений сотрудничества образовательного учреждения и семьи с целью полноценного развития личности ребёнка. В нашем детском саду реализуется программа «Жизнь без насилия». К сожалению, большая часть родителей, не находят времени для систематического самообразования, обычно обращаются за разовыми консультациями, и как правило, в экстренных случаях: так называемое «плохое поведение», конфликты с детьми. Свою задачу на этом этапе мы видим в оказании семье не только информационно-педагогической поддержки, но и эмоциональной. Многие конфликты удалось бы предотвратить на начальном этапе, ведь у нас с вами, уважаемые коллеги, существует ещё одна функция в нашей деятельности — психотерапевтическая. Поэтому педагоги-психологи детского сада «Светлячок», организуют как коллективные, так и индивидуальные практики по оказанию педагогами психотерапевтической помощи семьям воспитанников.

4. Ничто так не сближает родителей, педагогов и детей, как совместная деятельность, которая всегда интересна и разнообразна. Традиционно в нашем детском саду проходят выставки работ совместного творчества детей и родителей. Это осенние выставки «Бусы на все вкусы», «Осенний букет», «Чудеса с грядки», новогодняя выставка «Фабрика Деда Мороза», активное участие семьи наших воспитанников принимают в районном фестивале дошкольного творчества «Маленькая страна». Но такая деятельность была бы невозможна без педагогов учреждения. Именно они направляют, координируют, помогают в процессе работы над той или иной поделкой, творческим номером.

  1. Огромной популярностью среди детей и родителей пользуются совместные праздники и развлечения, которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик. Традиционны и любимы в нашем детском саду такие праздники  как: 

«8 марта»,

«День защитника Отечества»,

«День семьи»,

«День защиты детей»,

«День матери»,

«День рождение Детского сада»,

«Масленица»

  1. Дни добрых дел. Это дни добровольной, посильной помощи родителей — группе, детскому саду. Изготовление атрибутов, сборка мебели, помощь в создании предметно — развивающей среды группы и участка. Такая форма помогает налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных отношений между воспитателями родителями и детьми.

  2. Воспитание бережного отношения к природе родного края — важная часть в нравственном становлении личности ребенка, Одна из традиций нашего детского сада семейные экологические акции,  где родители и дети принимают активное участие. Подобные мероприятия способствуют сплочению семей, прививают интерес к своему краю; дают возможность уделять друг другу больше внимания.

  3. Решая задачи полноценного физического развития и оздоровления дошкольников, а так же формирование социальнокоммуникативной компетентности дошкольников, педагоги нашего учреждения совместно с семьями воспитанников организуют совместные дни здоровья, экскурсии. Целью данных мероприятий является укрепление физического здоровья, привития привычки к здоровому образу жизни; развитие интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность детей.

  4. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества. Организация взаимодействия детского сада и семьи в форме проектной деятельности представляет собой интересную современную форму работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

Семья и образовательное учреждение — два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Это станет возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Взаимодействие родителей и педагога редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Подготовила воспитатель высшей категории Черкашина Е.В.

3

Источник

Взаимодействие с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей

В соответствии с ФГОС ДО одно из условий, необходимых «для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста», — «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи» (п. 3.2.5).

         Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья — важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, формирование у него социально-нравственного потенциала. В семье закладываются исходные жизненные позиции, ребенок овладевает социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Обучение дошкольников социальному опыту, накопленному человечеством, овладение культурным наследием страны, привитие нравственных норм, традиций народа — прямая функция семьи как социального института. Поэтому, как бы серьезно ни продумывались формы и методы социально-коммуникативного развития детей в ДОО, как бы высоко ни были развиты социальные компетенции педагогов, невозможно достигнуть поставленной цели без поддержки и активного участия родителей в образовательном процессе. Ни одна, даже самая лучшая программа социально-коммуникативного развития детей не сможет дать полноценные результаты, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОО не создано детско-взрослое сообщество (педагоги — дети — родители), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей

Таким образом, взаимодействие с семьей — непременное условие социально-коммуникативного развития детей, которое в своей основе базируется на положительных примерах в поведении взрослых. Например, нельзя требовать от ребенка соблюдения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Или как поддерживать уверенность ребенка в своих возможностях, если дома у близких он чаще получает порицание, чем похвалу и одобрение? Несогласованность в требованиях, предъявляемых детям в детском саду и дома, может вызвать у ребенка чувство растерянности, обиды и даже агрессии. Поэтому крайне важно, чтобы составной частью работы по социально-коммуникативному развитию детей было повышение социальной компетентности родителей. Это необходимо, чтобы предупредить ошибки, допускаемые в семье: многие родители недооценивают значение развития взаимоотношений детей, их поведения в обществе, не уделяют должного внимания трудовому воспитанию и т.д. В соответствии с этим, перед педагогом стоит особая задача: заинтересовать родителей перспективами социально-коммуникативного развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе.

Читайте также:  Влияние витаминов на рост и развитие организма ребенка

Всем родителям необходимы педагогические и психологические знания, особенно, касающиеся социально-коммуникативного развития детей. Здесь особенно важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации через периодические издания, Интернет, но часто пользуются случайной литературой или советами некомпетентных друзей. Иногда воспитывают детей интуитивно, «как воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье.

Для эффективного повышения социальной компетентности родителей необходимо учитывать их социальный статус. Во многих методических пособиях по взаимодействию с родителями авторы выделяют четыре статуса семьи, которые имеют непосредственное влияние на социально-коммуникативное развитие и которые необходимо учитывать при планировании работы по повышению социальной компетентности родителей: социально-экономический; социально-психологический; социально-культурный; социально-ролевой.

Составление социального паспорта семьи, где указывается ее экономический статус, позволяет осуществлять дифференцированный подход к социальному просвещению родителей.

Огромное значение имеет психологический климат в семье, т.е. эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг с другом и друг к другу. Уровень психологического климата семьи — важный компонент для индивидуального подхода в повышении социальной компетентности родителей.

Не менее важна социокультурная адаптация семьи в обществе, поскольку если круг ее интересов ограничен, слаба моральная регуляция поступков, родители не проявляют активности в направлении повышения уровня своих социальных компетенций, с этими семьями нужна серьезная кропотливая работа.

Ситуационно-ролевая адаптация семьи связана с отношением к детям. В случае конструктивного отношения к ребенку, активности семьи в решении его проблем вопросы повышения социальной компетенции родителей решаются в тесном взаимодействии с ДОО, что приносит позитивные результаты.

Поэтому для дифференциации работы по повышению социальной компетенции семьи необходимо в начале учебного года провести анкетирование родителей, побеседовать с детьми, понаблюдать за ними в течение дня во время взаимоотношений со сверстниками, взрослыми и родителями. На основании этих данных важно составить характеристики семей, различающихся по уровню социальной адаптации, благополучию. Именно это становится основой для индивидуального дифференцированного подхода педагогов к вопросу повышения социальной компетентности родителей, использования разнообразных форм и методов работы с семьей.

Условия работы с семьей:

— целенаправленность, систематичность, плановость;

— доброжелательность и отзывчивость;

— дифференцированный подход с учетом специфики каждой семьи (возраста и образовательного уровня родителей, материального состояния, социально-эмоционального бла­гополучия и т.д.).

Основные методы изучения воспитания ребенка в семье:

— анкетирование с помощью проективных методик;

— наблюдение за ребенком в течение дня;

— индивидуальные беседы с ребенком;

— индивидуальные беседы с родителями и педагогами

Основные формы работы с родителями

Коллективные:

— общие и групповые родительские собрания;

— консультации и беседы;

— круглые столы, вечера вопросов и ответов, дискуссии;

— устные журналы;

— тренинги;

— оформление наглядно-информационных стендов;

— подготовка памяток, папок-передвижек, фотовыставок;

— оформление сайта ДОО для родителей;

— оборудование библиотеки и видеотеки для родителей;

— дни открытых дверей;

— презентации семейного опыта.

Индивидуальные:

— консультации и беседы;

— встречи в семейной гостиной;

— телефон доверия;

— оформление альбома «Спрашивайте — отвечаем» для конкретных семей.

Совместная деятельность педагогов, детей и родителей:

— совместное проведение занятий и досугов;

— дни здоровья;

— семейные и межсемейные проекты;

— разнообразные конкурсы (стен­газет, поделок, рисунков, зимних построек и т.д.);

— аукционы, вернисажи и т.д.;

— семейные клубы по интересам

Деятельность педагога по повышению социальной компетентности родителей включает две основные составляющие:

— педагогическую и, по возможности, психологическую помощь в повышении социального и эмоционального интеллекта родителей;

— выполнение педагогом роли посредника по социально-коммуникативному развитию детей между дошкольной образовательной организацией и семьей (в целях выработки единых правил и норм поведения ребенка в социуме).

Причем работу с семьей необходимо планировать по тем же направлениям, по которым строится образовательный процесс с детьми (взаимоотношения с ребенком в игровой деятельности, воспитание уверенности в себе, ценностного отношения к труду, формирование эмоциональной отзывчивости, толерантности, развитие навыков безопасного поведения в социуме, ознакомление с нравственной оценкой поступков и моральными нормами и т.д.).

Помочь семье ориентироваться на индивидуальные психологические особенности ребенка, создать полноценные условия для его развития, осознать проблемы в межличностных отношениях ребенка со взрослыми и детьми и найти пути их решения — вот вопросы, которые должны быть постоянно в центре внимания педагога. Причем взаимодействие с родителями в данном случае важно направить не только на формирование их социальной компетентности, но и на объединение требований к ребенку со стороны всех членов семьи, акцентирование совместной деятельности дошкольной образовательной организации и родителей.

Во взаимодействии с семьей важно использовать все формы работы, разнообразные методы активизации родителей, направленные на возникновение интереса к проблеме, ассоциаций с собственным опытом, желания активно участвовать в обсуждении предлагаемого материала. Особенно эффективны постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Следует подчеркнуть, что использовать методы работы с родителями необходимо в их совокупности, например, беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др. Причем взаимопонимание родителей и педагогов, их взаимное доверие возможно лишь в том случае, если педагог не поучает, а советует, размышляет вместе с родителями, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости получения дополнительных знаний по социально-коммуникативному развитию детей. Родители должны чувствовать, что педагог нуждается в них, в объединении усилий, что они — его союзники, и он не может обойтись без их совета или помощи.

Родителям следует не только сообщать какие-либо знания, стимулировать их интерес к вопросам социально-коммуникативного развития детей, но и формировать свою родительскую позицию. Педагог должен всегда помнить, что семья способна как помочь ребенку разрешить конфликт, так и внести конфликт в его внутренний мир. Непосредственно воспринимая атмосферу своей семьи, подражая взрослым, дошкольник перенимает их ценностные ориентации, отношение к людям, окружающему миру. Во многом от родителей зависит, насколько адекватными будут эмоциональные реакции ребенка. Непонимание его интересов, потребностей могут вызывать негативные переживания у детей и оказывать решающее влияние на эмоциональное самочувствие, определяя психическое состояние, от которого существенным образом зависит, каким во взрослой жизни будет его отношение к окружающей действительности, людям и самому себе.

Читайте также:  Особенности развития эмоций у ребенка

Бывает так, что и знания у родителей есть, но они не могут ими воспользоваться в силу различных причин: отсутствия терпения, такта, ожидания мгновенных результатов, недоучета индивидуальных особенностей ребенка, отсутствия единства требований к детям. Именно в этих случаях на помощь семье должен прийти педагог, подсказать или вместе с родителями найти выход из создавшейся ситуации. Поэтому под высоким уровнем социальной компетентности родителей подразумевается не только совокупность знаний по социально-коммуникативному развитию, но и потребность воспитывать у детей социальные навыки поведения в обществе, умение анализировать собственные просчеты, находить их причины и т.д.

Каждый педагог знает, как меняются его отношения с родителями ребенка после посещения ими удачно проведенного праздника, участия в совместном досуге. Как правило, у мам и пап возрастает интерес к жизни детского сада, а общение с воспитателем приобретает более открытый и дружеский характер, в результате чего достигается и лучшее взаимопонимание в педагогических вопросах. Поэтому необходимо организовать разнообразные виды совместной деятельности детей, родителей и педагогов. Это может быть изготовление коллективных семейных стенгазет и альбомов, пошив игрушек, какие-либо семейные и межсемейные проекты и др. Очень хорошо привлечь пап к совместному труду на участках ДОО или попросить рассказать детям о своей работе. Все это формирует у детей позитивные установки к различным видам труда и творчества.

Можно привлечь родителей вместе с их детьми к участию в ознакомлении дошкольников с культурой и традициями народов, живущих в России (наверняка среди них найдутся представители разных национальностей). Это формирует у каждого ребенка уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, национальности.

Огромное значение имеют постановка общих спектаклей, подготовка к ним элементов декораций и костюмов. Желательно, чтобы в таких мероприятиях участвовали педагоги, дети разных возрастных групп и их родители. Следует подчеркнуть, что такая совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни ДОО, где существует определенная, искусственная изоляция дошкольников разного возраста, ограничивающая спектр их общения с детьми другого возраста и взрослыми. Расширение круга общения обеспечивает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом сообщества.

Праздники и спектакли, которые сообща подготавливаются в клубах, студиях и секциях, в повседневной жизни, не только являются радостным результатом совместной с родителями деятельности, но и формируют у дошкольников «эмоциональную отзывчивость, сопереживание, уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации» (по ФГОС ДО). К ним никак не подходит сухой и выхолощенный термин «мероприятия». Ученые дали более точное определение — интегрированный продукт, подчеркнув тем самым, что это, с одной стороны, своеобразный итог всего образовательного процесса, а с другой — привнесение в общее дело чего-то своего каждым участником. Важно отметить, что подобная организация клубной, студийной и секционной работы способствует самореализации каждого и взаимному обогащению всех. Взрослые выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия с детьми, занимая не назидательную учебно-дисциплинарную позицию, а общаясь с ребенком на равных. Именно в процессе непосредственного участия в общем деле дети усваивают их богатейший опыт, поскольку взрослые естественно и непосредственно на собственном примере показывают образцы взаимодействия и поведения в определенных ситуациях. В такой совместной деятельности педагоги лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежат уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми в ДОО.

На наш взгляд, самая эффективная форма работы с семьей по социально-коммуникативному развитию детей — занятия в семейном клубе, позволяющие осуществить полноценный индивидуальный подход к каждому ребенку через взаимодействие родителей, досконально знающих особенности своего малыша, педагогов и психолога, строящих свою деятельность на основе профессиональных знаний. Причем результативность таких занятий в большей степени обусловлена не только содержанием, но и, главное, качеством общения специалистов с семьей.

Общение, как известно, процесс двухсторонний, и в него должны быть заинтересованно вовлечены все участники. Эта заинтересованность касается содержательной и эмоциональной сторон общения. Мы уверены, что дело не в количестве информации, предлагаемой родителям на занятиях в семейном клубе, а в степени ее актуальности, новизны, доступности и неординарной подачи. Поэтому при подготовке к занятиям в семейном клубе необходимо обращать внимание не только на разработку содержания сообщения или дискуссии, подготовку необходимого оборудования и материалов, но и на аргументированность и доказательность положений, динамизм, умение считаться с позицией окружающих, использовать возникающие во время общения проблемные ситуации и спорные мнения.

Семейные группы желательно комплектовать по интересам, учитывая особенности конкретной семьи. На одном занятии должно присутствовать не более 6-8 семей. Это способствует активному заинтересованному контакту с каждым родителем, совместному поиску наиболее эффективных решений проблемы конкретного ребенка.

Семейный клуб может носить более обобщенный характер, решая различные вопросы социально-коммуникативного развития (например, «Мы вместе!») или иметь более узкую тематику. Например, содержание занятий в семейном клубе по теме «Познай себя» может быть направлено на осознание и осмысление своего «Я», усвоение определенных понятий, связанных с переживанием основных чувств и эмоций (интерес, радость, гнев и т.д.), и оценочных отношений к себе и другим (добрый, отзывчивый, щедрый и т.д.).

Или, например, характерными задачами занятий в семейном клубе по теме «Уроки общения» могут быть:

— помощь детям и родителям в выборе наиболее адекватных способов общения в любой возрастной среде и в любых социальных условиях;

— советы по усвоению речевого этикета;

— подготовка ребенка подготовительной к школе группы к принятию новой социальной позиции школьника, а родителей — к социальной позиции родителей ученика;

— формирование личностных струк­тур «самоконтроль» и «самооценка» и т.д.

Тематику семейных клубов могут предложить сами родители в соответствии со своими возможностями, потребностями и интересами, а также особенностями их детей.

При проведении занятий в семейных клубах необходимо выполнять определенные требования — правила, с которыми следует ознакомить родителей в первую очередь (так как без их четкого выполнения невозможно решить вопросы взаимоотношений в социуме):

— использование на занятиях минимального количества ограничений и запретов, кроме кардинальных (нельзя ломать и драться);

— предоставление, по возможности, свободы действий;

— обеспечение эмоционального тепла и поддержки ребенка (при выполнении этого правила у него формируется чувство комфортности);

— создание и предоставление возможности «выплеска», т.е. условий, способствующих тонической сбалансированности эмоций;

— обеспечение только необходимой актуальной помощи ребенку со стороны взрослого, отсутствие прямого контроля и дидактизма;

— отсутствие требований к качественной деятельности детей и жесткого оценочного ее фиксирования;

— демонстрация положительного отношения к каждому ребенку;

— постоянное внимание ко всем аффективным проявлениям детей;

— обеспечение переноса осознанных способов поведения в повседневные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

На занятиях семейных клубов необходимо использовать разнообразные методы и приемы активизации как дошкольников, так и семьи.

В заключение следует подчеркнуть, что качественно и эффективно реализовать все направления программы социально-коммуникативного развития детей возможно только при комплексном решении всех задач и целенаправленном, систематическом и доброжелательном взаимодействии участников образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и каждой