Развитие ребенка через пальчиковые игры

ПАУЧОК

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.

Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Дождик с неба вдруг полил,

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Паучков на землю смыл.

Хлопок ладонями по столу/коленям.
Солнце стало пригревать,
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,

Действия аналогичны первоначальным
«Паучки» ползают на голове. 

Чтобы погулять на ветке.

ВЕТЕР

Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.(2 р)

кисти прижаты др. к др. основаниями, пальцы растопырены. Раскачиваем руками в разные стороны.
А под пальмой краб сидит,
И клешнями шевелит.(2р)
Ладони прижаты др. к др. боковыми частями, пальцы согнуты, растопырены (клешни), шевелим ими.

Чайка над водой летает,
И за рыбками ныряет.(2р)
Ладони соединены большими пальцами, остальные сжаты, разведены в стороны. «Машем» ими в воздухе.

А под пальмой краб сидит,
И клешнями шевелит.(2р)

Ладони сомкнуты и чуть округлены; волнообразные движения

Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.(2р)
Ладони основаниями прижаты др. к др., пальцы согнуты. « Открываем и закрываем рот крокодила».

А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит…(2р)

Перевернув руки на др. сторону, повторяем движения.

ПЯТЬ УТЯТ

Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
Но только четверо утят,
Вернулись к мамочке назад.
Четверо утят плывут…
Трое утят плывут…
Двое утят плывут…
Вот один плывёт вперёд,

Одна из рук — «мама утка» — Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука — утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к «утке». Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).

На берегу его мама ждёт,

киваем» кистью руки («мамой-уткой»).
И сразу пятеро утят,
Вернулись к мамочке назад.

УЛИТКА 

В домике она сидит,

Одна из рук — «цветочек». Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка — чашечка цветка. Вторая рука — улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).
Рожки высунув, молчит.
Вот улиточка  ползёт ,
Потихонечку вперёд.
Улитка» раскачивается из стороны в сторону.
На цветочек заползёт,
«Улитка» заползает на «цветочек».
Лепесточки погрызёт.
«Улитка» поочерёдно обхватывает пальцы («лепесточки») второй руки («цветочка»).
Рожки в голову втянула,
В домик спряталась, заснула.

«улитка» сворачивается в кулак («втягивает рожки»).
«Цветочек» закрывается, пряча «улитку»

РЫБКИ

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.
Лежало большое бревно на песке,
Руки прижаты друг к другу; переворачиваем их с боку на бок.
И рыбка сказала: “Нырять здесь легко!”
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.
Вторая сказала: “Ведь здесь глубоко”.
Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
А третья сказала: “Мне хочется спать!”
Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).
Четвёртая стала. Чуть-чуть замерзать.
Быстро качаем ладонями (дрожь).
А пятая крикнула: “Здесь крокодил!
Запястья соединены; ладони раскрываются
и соединяются (рот).
Плывите скорей, Чтобы не проглотил!”
Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки уплывают).

ЧАСЫ

Перебираем пальчиками («бежим») от колен до макушки
Мышь полезла в первый раз. Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом!”, 
Один хлопок над головой. 
Мышь скатилась кувырком.
Руки «скатываются» на пол. 
Мышь полезла второй раз,
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!”
Два хлопка. 
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз

Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” Три хлопка.
 Мышь скатилась кувыком.

             ПЕРЧАТКА

Весёлая мышка печатку нашла,
Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх. 
Гнездо в ней устроив, 
Складываем ладоши «ковшом»
Мышат позвала.
«Зовущий» жест
Им корочку хлеба дала покусать.
Большим  пальцем  по очереди стучим по остальным пальцам.
Погладила (отшлёпала) всех
Большим — гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному ).

и отправила спать. 
Ладони кладём под щёку (спим). 

КОТЯТА

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.
У кошечки нашей есть десять котят,
Покачиваем руками, не разъединяя их.
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых,
И самых красивых. Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу). 

ТАРАКАНЫ

За буфетом под пакетом десять тараканов. (2 раза)
Ладони раскрываем, прижимаем к боковой поверхности стола, пальцы рук («тараканы») растопырены, шевелим ими

Самый храбрый таракан побежал к тебе в карман.

Бежим пальцами рук по туловищу, имитируют заползание  «за шиворот».
За буфетом под пакетом девять тараканов.

Читайте также:  Грудной ребенок развитие ножек

Загибаем один из пальцев, крутим остальными, показывая, что теперь осталось девять тараканов.
За буфетом под пакетом девять тараканов. (2 раза) 
Движения повторяются, теперь  «тараканов» не 10, а 9.

У ЖИРАФОВ

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (2р).

Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.(2р.)

Щипаем себя, как бы собирая складки.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка,

Шёрсточка  везде.(2р.)
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (2р.)
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела

ПОРОСЯТА

«идём»по коленям каждым пальчиком

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,

Мизинцы.

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.

Безымянные.
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю 
«Фонарики».

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
Сжимаем и разжимаем кулачки.

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
Средние.
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
Указательные.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
Сжимаем и разжимаем кулачки.

Этот толстый поросёнок — лежебока и нахал,
Большие.
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.

Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.

ДВА КОЗЛИКА

На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные пальцы.
Как-то раз к кому-то в гости,
Шёл козлёнок через мостик,
Держим кисти горизонтально, сближаем руки.
А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой. 
На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить,
И другого пропустить.
Долго козлики сражались

Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами — бух!
На слово «бух» — хлопаем в ладоши.
И с моста в водичку — плюх!

Роняем руки на колени

ЗАЙЦЫ

. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших

Десять серых зайцев

Дремали под кустом,

И двое вдруг сказали:

“Вон человек с ружьём”

Двое закричали:
“Давайте убежим!”,
Двое прошептали

“Давайте помолчим!”,

Двое предложили:
“Мы спрячемся в кустах!”
А двое вдруг спросили:

«Он может сделать “Бах”?»

“Бах” — выстрелил охотник,

Хлопаем в ладоши.
Нажав ружья курок,

Бежим пальчиками по коленям

И десять серых зайцев припустились наутёк.

            РАЗМИНКА
Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим

И немножко помолчим.
Прижимаем указательные пальцы к губам

Плечиками мы покрутим,
И про ручки не забудем.

Пальчиками потрясём

И немножко отдохнём.

Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками

Мы ногами поболтаем,
И чуть-чуть поприседаем,

Ножку ножкой подобьём

И сначала всё начнём.

Подпрыгиваем на месте в ритме текста.
Далее темп ускоряется.
Головами покиваем,


Плечиками мы покрутим,

ВЕСНА

Пальцы — щепоткой. Качаем ими.
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
Ладони -«ковшом»,  руки вверх, раскрываем ладони, боковые части — прижаты, пальцы растопырены.
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.

Встаёт пораньше солнце

Чтоб землю нашу греть.

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок.

волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).
А из- под старой травки

Ладони — «ковшом».

Уже глядит цветок…

Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты .
А из под старой травки ,
Уже глядит цветок

Раскрылся — колокольчик
Пальцы сжаты в кулак.
В тени там, где сосна,

Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,  Динь-динь, пришла весна.

Источник

Пальчиковые игры.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Читайте также:  Консультация для родителей развитие речи в умственном развитии ребенка

Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой.

Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик.

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

МОЯ СЕМЬЯ

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

ПРЯТКИ

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

— Пальчик-мальчик, где ты был?

— С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

УЛЕЙ

Вот маленький улей, где пчелы спрятались,

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять!

Ззззз!

Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками — пчелы улетели.

ЧЕРЕПАХА

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть, то высовывает голову.

Когда хочет спать, то прячет её обратно.

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

КАПУСТКА

Мы капустку рубим, рубим,

Мы капустку солим, солим,

Мы капустку трем, трем,

Мы капустку жмём, жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет — поочередно загибать пальчики на обеих руках.

МЫ РИСОВАЛИ

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.

ПОВСТРЕЧАЛИСЬ

Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»,

Два щенка: «Ав-ав!»,

Два жеребенка: Иго-го!»,

Два тигренка: «Ррр!»

Два быка: «Муу!».

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

ЛОДОЧКА

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, —

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» — поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

РЫБКИ

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

ДРУЖБА

Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.

Обхватить правой ладонью левую и, покачивать в ритме стихотворения,

Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.

Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения

Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один.

Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца.

МЫ ПИСАЛИ

Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали.

ритмично сжимать и разжимать кулаки.

Вы скачите, пальчики,

пальчики » скачут» по столу

Как солнечные зайчики.

указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить.

Прыг скок, прыг скок, Прискакали на лужок.

пальчики «скачут» по столу.

Ветер травушку качает, Влево-вправо наклоняет.

— легкие движения кистями рук вправо влево

Вы не бойтесь ветра, зайки,

погрозить пальчиком.

Веселитесь на лужайке.

На последнюю помахать пальцами обеих рук

ЗАМОК

На дверях висит замок.

Пальцы в замочек, слегка покачивать

Кто его открыть бы смог?

«замочком» вперед-назад

Мы замочком повертели,

Повертеть «замочком»

Мы замочком покрутили

Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.

Мы замочком постучали,

Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.

Постучали, и открыли!

Показать ладошки.

ЗАЙЦЫ

Скачет зайка косой

Под высокой сосной.

Под другою сосной

Скачет зайка другой.

Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку — ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку — ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку — указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.

Читайте также:  Особенности развития ребенка от рождения до поступления в школу

НА ПОСТОЙ

Русская игра

Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы — дети (говорят тоненьким голосом). Безымянные пальцы — мама (говорит обычным голосом). Средние пальцы — папа (говорит низким голосом). Указательные пальцы — солдаты (говорят басом). Скрещенные большие пальцы — порог избы.

Ночь, в избе все спят.

Раздается стук.

Солдаты: Тук-тук! Указательные пальцы постукивают друг о друга.

Дети: Кто там? Постукивают друг о друга мизинцы

Солдаты: Два солдата пришли переночевать! Постукивают указательные пальцы

Дети: Спросим у мамы. Мама! Постукивают мизинцы

Мама: Что дети? Постукивают безымянные

Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы

Мама: Спросите у папы. Постукивают безымянные

Дети: Папа! Постукивают мизинцы

Папа: Что, дети? Постукивают средние пальцы

Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы

Папа: Впустите! Постукивают средние пальцы

Дети: Входите! Постукивают мизинцы

Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! Указательные пальцы «пляшут» совершая перекрестные движения

Солдаты: Войдем! Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.

Руки вытягиваются вперед.

С ДОБРЫМ УТРОМ!

С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

Указательными пальцами поглаживать глаза
Сделать из пальцев «бинокль» посмотреть в него

С добрым утром, ушки!
Вы проснулись?

Ладонями поглаживать уши
Приложить ладони к ушам «Чебурашка»

С добрым утром, ручки!
Вы проснулись?

Поглаживать то одну, то другую ручки
Хлопки в ладоши

С добрым утром, ножки!
Вы проснулись?

Поглаживание коленок
Потопать ногами

С добрым утром, солнце!
Я — проснулся!
(проснулась)

Поднять руки вверх, посмотреть на солнце
(посмотреть вверх)

МАЛАНЬЯ

У Маланьи у старушки

Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

Жили в маленькой Избушке

Сложить руки углом, показать избушку.

Семь сыновей,

Показать семь пальцев.

Все без бровей,

Очертить брови пальцами.

Вот с такими ушами,

Растопыренные ладони поднести к ушам.

Вот с такими носами

Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.

Вот с такими усами,

Очертить пальцами длинные «гусарские» усы.

Вот с такой головой,

Очертить большой круг вокруг головы.

Вот с такой бородой!

Показать руками большую окладистую бороду

Они не пили, не ели,

Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».

На Маланью все глядели,

Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.

И все делали вот так. ..

Дети показывают загаданные действия

ГОСТИ — Русская игра

Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.

— Мама, мама! Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.

— Что, что, что? Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.

— Гости едут! Постукивают мизинцы.

— Ну и что? Постукивают указательные пальцы.

— Здрасьте, здрастье! Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.

— Чмок, чмок, чмок! (Гости целуются) Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.

БРАТЦЫ

Засиделись в избушке братцы.

Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.

Захотел меньшой прогуляться

Отвести вбок мизинец (строго в плоскости ладони) и задержать его в этой позиции на 2-3 секунды.

Да скучно ему гулять одному.

Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию.

Зовет он братца вдвоем прогуляться.

Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.

Да скучно им гулять двоим.

Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию.

Зовут братца втроем прогуляться.

Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.

Грустно старшим сидеть в избе.

Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.

Зовут они братцев домой к себе.

Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.

При повторении игры работает другая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно.

ЛАДУШКИ ЛАДОШКИ

Мыли мылом ручки.

Мыли мылом ножки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Наварили кашки

Помешали ложкой.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Строили ладошки

Домик для матрешки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке

Накрошили крошек.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Хлопали ладошки

Танцевали ножки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Прилегли ладошки

Отдохнуть немножко.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Движения выполняются в соответствии с текстом, как подскажет фантазия.

Источник