Культура и деятельность в развитии ребенка

Культура и деятельность в развитии ребенка thumbnail

юлия танич
Развитие культурной личности детей дошкольного возраста в деятельности

За последние десятилетия совершен большой скачок во всех сферах деятельности человека. Развились нанотехнологии, технические средства, большую роль в жизни людей играют информационные технологии.Современный ритм людей уже не возможен без таких информационных средств: мобильная связь, интернет, телевидение, что серьезно сократило межличностные отношения, вызывая дефицит общения, культурного развития. Вследствие чего уделяется более пристальное внимание к дошкольному периоду жизни человека, становлению его личности, особенностям социализации, формированию и сохранению физически и психически здорового поколения. Так как, не возможно жить, трудиться удовлетворяя свои потребности не общаясь с людьми. Еще Л. С. Выгодский выдвинул положение, что развитие ребенка не возможно без общественно-исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями. Но для такого усвоения необходимо общение ребенка со взрослым, который уже в той или иной мере овладел этой культурой и способен передать ему накопленный опыт, научив его выработанным человечеством способам практической и умственной деятельности. Ведущую роль в процессах формирования личности играют обучение и воспитание, которые осуществляются в группах и коллективах. Потребность в общении с взрослыми и сверстниками определяет развитие личности ребенка, расширяется его кругозор, повышается самостоятельность. На ранних этапах становления личности ребенка ведущим средством общения является речь. Поэтому очень важно, чтобы малыш с самого начала пребывания в ДОУ приобретал положительный опыт сотрудничества и взаимопонимания. На всем протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. В младшем дошкольном возрасте ребенок подражает отдельным формам поведения взрослого или сверстника, то в среднем сознательно усваивает образцы норм поведения. Деятельность дошкольникастановиться разнообразнее: рисование, конструирование, игра, элементы учения и труда, в чем и проявляется активность ребенка.

Ролевая игра является так же ведущим видом деятельности дошкольника. В игре дети отражают различные стороны жизни, взаимоотношения взрослых, приобретают и закрепляют свои знания об окружающей действительности. В игре дети активны, творчески преобразуют то что было воспринято ранее, лучше управляют своим поведением, появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, возникают нормы нравственного поведения. Что позволяет ребенку лучше осознавать самого себя.

Еще одним важным аспектом в жизни для ребенка является труд. Он формирует нравственные качества, уважение к людям, чувство коллективизма. В этот период очень важно выработать положительное отношение к труду. Через интерес к труду развиваются произвольность, целенаправленность действий, формируются наблюдательность, любознательность, растут волевые усилия.

Всестороннее развитие личности ребенка в ДОУ обеспечивает воспитательно-образовательный процесс, в ходе которого происходит умственное, физическое, эстетическое и нравственное воспитание. При этом умственное воспитание ребенка это не только мыслительная деятельность, но и формирование определенных качеств личности. Умственное развитие ребенка в дошкольном возрасте закладывает фундамент представлений и понятий обеспечивая дальнейшее развитие ребенка. Поэтому упор на игровую и трудовую деятельность позволяет обеспечить оптимальное включение в учебную работу, вызывая положительный эмоциональный отклик на воспитательные воздействия и нормативные условия жизнедеятельности.

Таким образом, актуальность данной темы позволяет воспитателям и родителям использовать методики игр в обучении и воспитании детей, так как происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Постепенно формируя и общественно значимые мотивы, выражающиеся в желании сделать что-то для других.

Анкудинова Н. Е. Особенности осознания своих умений у детей 3-7 лет // Дисс…канд. наук. -М. 59.

Антонов Д. В. Формы нравственных переживаний // Вопросы психологии. -58.

Бодалев А. А. Личность и общение. -83.

Ветер Л. А. Восприятие и обучение. — М., 69.

Выгодский Л. С. Собр. Соч.: В 6т. -М., 82-84.-Т. 4.

Коломенский Я. Л. Психология детского коллектива. — Минск, 84.

Лисина М. И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. — Кишинев, 83.

Источник

вика чуева
Значение культуры и образования в дошкольном возрасте при становлении личности человека

ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПРИ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Чуева В. И., воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка- детский сад№35 «Родничок» г. Губкин Белгородской области

В мире, в котором мы живем, где бок о бок с надеждами проживает тревога о судьбах человечества и планеты, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма. Человек будущего – это человек созидатель, личность культурная, образованная, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Педагогика изучает и выявляет закономерности наиболее эффективного развития личности ребенка в специально организованных условиях. Система дошкольного образования является первоначальным звеном всего педагогического образования. Период от рождения до поступления в школу — возраст наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, формирования качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых знаний и умений, и усвоения различных видов деятельности. На данном этапе формируются первичные навыки и знания в развитии речи, чтении, формировании математических представлений, конструировании, изобразительной деятельности, ознакомления с окружающим миром, музыкальном и физическом развитии, усваивает стандартные нормы культуры поведения. Обучение детей в детском саду – это совокупность методик физического, умственного, эстетического, трудового воспитания. Для этого требуется единство, согласованность всей системы воспитательно- образовательного воздействия взрослого на ребенка. Все эти направления педагогической работы осуществляются комплексно и планомерно. Воспитательно — образовательный процесс в детском саду «Родничок» осуществляется по основной образовательной программе ДОУ, которая основывается на примерной программе «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе на принципах интеграции образовательных областей. Работа проводится в различных видах деятельности по основным направлениям развития ребёнка (в соответствии с ФГОС ДО): социально – коммуникативному развитию, познавательному развитию, речевому

Читайте также:  Курсы развития ребенка 1 год

419

развитию, художественно – эстетическому развитию, физическому развитию. В своей педагогической деятельности педагоги используют информационно – коммуникативные технологии, а также электронно – образовательные ресурсы. При этом принцип интеграции позволяет в полной мере решать задачи для формирования положительной личности ребенка. Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является организованная образовательная деятельность (ООД). Организованная образовательная деятельность осуществляется педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. ООД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения ООД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций«. Организованная образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми в традиционной,так и в нетрадиционной форме: в форме экскурсий (значимых мест города, путешествий куда- то (в сказку, во времени, на другую планету, занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): конкурса (красоты, квн, почемучек, в виде исследовательской деятельности (опыты, эксперименты, театрализованные занятия (обыгрываются эпизоды из сказок, тематические викторины (закрепление пройденного материала, экстремальной прогулки с трудными заданиями, квест- игры. Возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей,имеют место фронтальные формы обучения: прогулки; экскурсии;игры: сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры-драматизации, спортивные игры; дежурство детей;труд: коллективный, хозяйственно-бытовой, труд в уголке природы, художественный труд; развлечения, праздники; экспериментирование; проектная деятельность; чтение художественной литературы; беседы; показ кукольного театра; вечера; досуги. В ДОУ выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми.Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности: предметноигровая, трудовая, спортивная, продуктивная, общение, сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения. В работе с детьми преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей. В настоящее время педагогические работники ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации

420

работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Каждый педагог – творческая личность, который освоил деятельность на технологическом уровне в соответствии с новыми требованиями и современными взглядами на развитие системы образования, при этом нее исключая классические образцы дошкольного воспитания, зарекомендовавшие себя ранее. Не вызывает сомнений тот факт, что искусство педагога заключается в создании такой познавательной ситуации, когда у ребенка высокие мотивационные позывы к постижению чего-то нового. Например, заслуживает внимания технология «Ситуация», суть которой заключается в проигрывании определенных ситуационных моментов, основанных на применении общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей детей. Такой прикладной характер погружения ребенка в ситуацию, в которой он может оказаться, формирует у ребенка умения принимать самостоятельные решения, делая определенные шаги в познании мира, приобретая практический опыт выполнения универсальных действий по фиксации затруднений, выявлению их причин, постановке цели, планированию своих действий, соотнесению поставленной цели с полученным результатом и другое. Несколько слов необходимо сказать о художественно-творческой деятельности дошкольников. Достаточно эффективной формой работы стоит отметить музыкально-театральную гостиную, в которой ребенок способен научиться воспринимать музыкальные и литературные произведения. В целом организация детского досуга как вида деятельности ориентирована на проведение взрослыми игр, развлечений и отдыха. От умения педагогами организовать детский досуг веселым и радостным, будет зависеть уровень комфортности и общего психологического состояния ребенка. Именно в игре осуществляется процесс перевода основных жизненных координат ребенка в систему координат коллектива, тем самым подтверждая их целесообразность использования в амплификации детского развития. Создание доверительной атмосферы и минимизация стрессовых факторов в образовательном процессе позволяет формировать в понимании детей любознательность, самостоятельность, инициативу, ощущение значимости каждого. Современные условия позволяют актуализировать вовлеченность детей

Читайте также:  Орудие и знак в развитии ребенка выготского

421

дошкольного возраста в процесс освоения культуры, которая обладает огромным потенциалом в решении многих проблем в воспитании. Таким образом, процесс обучения и воспитания в дошкольной образовательной организации направлен на всестороннее развитие личности ребенка, что подтверждается позицией гуманистической образовательной парадигмы, которая отмечает развитие человека (ребенка) как систему в которой находит отражение его культурные потребности и универсальные сущностные силы. Усваивая общие для людей ценности, ребенок получает основу для восприятия мира и понимания отношения к нему. Все это вместе взятое образует фундамент при становлении образованной, культурной, всесторонне развитой личности человека

Источник

Культурное развитие детей — это неотъемлемая часть в воспитании и развитии ребенка.

Согласитесь весьма трудно представить развитие ребенка без участия со стороны взрослых. Ведь именно от них ребенок начинает осваивать манеры поведения и формы общения с людьми. Поэтому в этой статье я затрону весьма интересную тему которая будет полезна для многих родителей.

Ребенок с раннего и дошкольного возраста нуждается в постоянном общении и внимание со стороны взрослых, ведь благодаря этому он расширяет свой кругозор. На самых ранних этапах развития малыша главную роль играет — общение.

Поэтому очень важно чтобы родители уделяли своим крохам должное внимание в воспитании. На всем отрезке дошкольного возраста у ребенка может меняться характер по нескольку раз, точно так же как и настроение.

Чаще всего именно в этот период ребенок копирует поведение своих сверстников и родителей, иными словами для него усваиваются образы подражания и нормы поведения. Если в семье царит благоприятная атмосфера и общение с ребенком сформировано правильно, то он не испытает трудностей в школьной и взрослой жизни.

Так же главным аспектом в формировании личности и культурном развитии является труд. Благодаря ему у ребенка формируются нравственные качества, уважение к людям.

Труд развивает у детей целенаправленность и выполнение поставленных перед ними задач, а так же повышается уровень любознательности и растут волевые усилия.

Если ребенка не научить вести себя в общественных местах, а так же не воспитать уважение к другим людьми, сдержанности, то уже в подростковом возрасте все это невозможно будет исправить. Поэтому на плечи родителей возлагается задача как можно раньше начинать воспитывать ребенка и заниматься его развитием.

Культура поведения детей в быту включает в себя:

— чистые руки и лицо;

— опрятная одежда;

— аккуратно сложенные вещи;

— убирание со стола после еды за собой;

— заправленная постель после сна и т.д.

Со временем этот список становится все больше и у ребенка формируются полностью навыки которые ему пригодятся в дальнейшем.

Если начинать заниматься ребенком с раннего возраста, то уже к 5-ти годам он сможет:

— ухаживать самостоятельно за своей одеждой и обувью;

— аккуратно развешивать свою одежду и ставить обувь;

— беречь книги, игрушки и вещи;

— убирать за собой игрушки после игр;

— быть вежливым со старшими и своими сверстниками;

— активно и умело пользоваться столовыми приборами.

Не стоит держать ребенка постоянно взаперти дома, чем чаще вы будете появляться с ним в общественных местах тем быстрее он сможет освоить и привить себе навыки культуры поведения. Благодаря этому вы сможете избежать проблем, которые могут возникнуть в школе с учителями.

Благодаря посещению общественных мест  (кафе, кино или театр), ребенок сможет усвоить почему именно так необходимо одеваться и выглядеть, почему необходимо всегда быть в чистой одежде и вести себя скромно. Находясь в общественных местах и заведениях требуйте от ребенка чтобы он был сдержанным, спокойным и добродушным к окружающим.

Сейчас очень часто молодые мамочки ездят со своими крохами в транспорте и начинают кричать о том, что бы им уступили место. Но поверьте, если вашему ребенку уже исполнилось 6 лет то он вполне может постоять и уступить место, например пожилому человеку.

Поверьте он уже достаточно силен в этом возрасте, не стоит с такого раннего возраста прививать ему чувство «ему должны»! Так же находясь в общественном транспорте ребенок должен вести себя тихо, не кричать и не выкрикивать с места и привлекать к себе внимание со стороны попутчиков, а так же не залазить грязными ногами на сиденье.

Культурное развитие детей — это всегда беседа с ними. Знание этикета всегда должно подкрепляться практикой, это можно сделать в форме игры или в общении со сверстниками и взрослыми.

Старайтесь при ребенке не выражаться нецензурной лексикой, ведь он как » губка» все впитывает и запоминает. Будьте более сдержанными с ним, старайтесь разговаривать и объяснить, почему именно вот так нужно себя вести в том или ином месте.

Читайте также:  Развивающая среда и ее роль в воспитании и развитии ребенка

Ребенок любит, когда с ним разговаривают и объясняют все в доступной и лояльной форме. Но он может категорически быть настроен, если ему все время запрещать или делать это все в более грубой форме. Тогда он может озлобиться и сделать все с точностью да наоборот.

Источник

Алла Козлова
Влияние культурно-досуговой деятельности на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

«Влияние культурно – досуговой деятельности на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста».

Возрождение традиций прошедших столетий и воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры – это та задача, которая стоит передо мной, как педагогом дополнительного образования по музыкальному фольклору. Организация свободного времени главным образом определяется духовным уровнем развития общества, а в России – это культурная традиция, элемент культурного наследия, который передается из поколения в поколение.

Досуг – это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. В практике современных дошкольных образовательных учреждений досуг рассматривается как развлечение, организация праздников, детских утренников и других увеселительных мероприятий. Не секрет, что по тому, как человек проводит свой досуг, можно судить, на сколько высок его интеллектуальный уровень, какое у него воспитание, чем он увлекается.

Как известно, 90% информации, которую получает человек за всю свою жизнь, приходиться на возраст до 5 лет. И очень важно, чтобы с первых дней жизни ребенок попал в благоприятную обстановку. В нашем детском саду продумывалась организация свободного времени ребенка, чтобы, а процессе разнообразных занятий, а именно на музыкальном фольклоре дети всесторонне развивались.

Обобщение своего личного опыта в качестве музыкального руководителя, позволили сделать вывод о том, что культурно – досуговая деятельность детей – это специфическая, практически основная сфера социальной жизни детского сада, которая создает внешние и внутренние условия для освоения социокультурного опыта человечество и развития личности в процессе изучения и познания ценностей различных видов культуры.

Получая разнообразные эмоции, как положительные, так и отрицательные (радость, печаль, испуг, обида и др., в процессе приятного времяпрепровождения и находясь в состоянии комфорта, ребенок не только приобретает дополнительные знания, но и сам утверждается в том, что он знает, умеет и может сделать самостоятельно. Это, естественно, сказывается на его интеллектуальном развитии, так как удовлетворяется интерес к познанию окружающего мира.

Проведения развлечений, фольклорных досугов, праздников способствует активизации памяти, внимания, мышления, подготовке детей к определенным видам деятельности и ролям, решению психокоррекционных задач (снятие агрессии, страхов, преодоление замкнутости).

Благодаря использованию разнообразных видов деятельности – театрализованной, игровой, музыкально – дидактической, дети становятся не только эмоциональнее, но и совершенствуется их связная речь. Дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Тренировка памяти, мышления, внимания, каких-либо действий – все это находит отражение в развитии интеллекта.

Игра воздействует на ребенка комплексно – здесь он развивается и эмоционально и интеллектуально, социально, духовно и физически. Всякая деятельность детей должна иметь игровую форму как доминирующую.

В раннем детстве важное значение имеет знакомство детей с музыкально – поэтическим творчеством. Образы музыкального фольклора отличаются яркими образами, занимательностью, чувством юмора.

Специалисты утверждают, что в ходе эстетического воспитания расширяется кругозор детей, активизируются познавательные процессы, воспитывается внимание, развивается эстетическое восприятие, отношение и оценка, образное мышление, творческое воображение.

Таким образом, можно сделать вывод, что культурно – досуговая деятельность приводит в гармоничное отношение разум и тело, поддерживает мозговые системы в превосходном состоянии. Влияет на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Обеспечивает усвоение новых знаний и умений. А это ведет к повышению уровня интеллекта и формированию способностей ребенка.

Гармоничность физического и умственного развития детей, их нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству связана с совершенствованием многих качеств и свойств личности. В дошкольном возрасте, когда полученные музыкальные впечатления остаются в памяти на всю жизнь, особенно большое значение имеет оптимальное соотношение всех воздействий на ребенка. Учёт возрастных возможностей детей позволяет определить, какие формы и виды музыкальной деятельности наиболее эффективны для музыкального развития в том или ином возрасте.

В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста особое место занимают вечера развлечений и досугов. Они являются яркими моментами в жизни детей, радуют их, содействуют творческой активности и организации дружного коллектива.

Развлечения бывают 3 видов:

1. Организованные для детей взрослыми;

2. Проводимые силами самих детей, но с помощью взрослых;

3. Организованные взрослыми при участии детей в составлении программы и исполнении номеров.

Музыкальные развлеченияпроводятся в самых разных формах:

1. Инсценировки сказок, рассказов, стихотворений музыкальных игр.

2. Вечера игр, забав и аттракционов.

3. Вечера детской самодеятельности.

4. Театрализованные представления.

Тысячу раз прав М. Горький,написав: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир».

Источник