Развитие ребенка через народное творчество

Развитие речи детей через устное народное творчество

В настоящее время, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрождаются лучшие образцы народной педагогики.  Я считаю, что фольклор – одно из действенных и ярких средств её, таящий огромные дидактические возможности. Ещё  К.Д. Ушинский  подчёркивал, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе нравственного развития.

Проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. Увеличить запас помогают малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность народных произведений, привлекает внимание детей, вызывает желание повторить их, запомнить, что в свою очередь способствует развитию разговорной речи».

Свою работу начала с изучения методической литературы. Наиболее интересными мне показались следующие пособия: Л.Н. Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления»; К. Белая «Занятия с малышами в детском саду». В основу работы были положены научные достижения А.П. Усовой «Русское народное творчество в детском саду», Е.А.  Флериной  «Эстетическое воспитание дошкольников».  Выбрать наиболее удачные приёмы воздействия на детей помогли статьи кандидата психологических наук Л.Н. Павловой «Фольклор для малышей». В своей деятельности опираюсь на комплексные занятия Т.М. Бондаренко, так как они включают большое содержание фольклорного материала. Детский фольклор —  обширная область устного народного творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой.  Веками народ отбирал и хранил, передавал из уст в уста эти маленькие шедевры, полные

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приёмами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа». Это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок.  Они разнообразны по содержанию: колыбельные — успокаивают, весёлые – радуют, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нём. Знакомство с народными  потешками  расширяет кругозор детей, обогащает их чувство и речь, формирует отношение к окружающему миру.

Развитие речи детей посредством фольклорных произведений, безусловно, не проявляется само собой. В этом важную роль играет воспитатель, умело направляющий этот процесс. Поэтому в своей работе с детьми я перед собой поставила

цель: использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

Задачи:

  • освоение разговорной речи;
  • расширение словарного запаса;
  • воспитание звуковой культуры речи;
  • формирование связной речи;
  • расширять представления детей о разных формах фольклора;
  • воспитывать любовь к  народному искусству и народным традициям;
  • обеспечить формирование доброжелательности,  коммуникативности;
  • установить двусторонний контакт с малышом в адаптационный период;
  • доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

В своей работе по развитию речи детей посредством произведений народного творчества выбрала следующие направления:

  • в обучении правильному произношению;
  • в приобщении детей к русской национальной культуре;
  • в непосредственно образовательной деятельности;
  • в беседах;
  • в наблюдениях;
  • в народных подвижных играх;
  • в играх на развитие мелкой моторики;
  • в театрализованной деятельности.

Я  работаю с детьми младшей  разновозрастной группы.  Уже само чтение потешек  создает благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми. Они затихают, улыбаются, просят читать ещё. Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановое. Описание их не только поэтично, но и образно: курочка- рябушечка  идет на речку за водой – цыпляток поить; кисонька-мурысонька идет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашу варит – деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинька горенку метет. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца. Знакомство с каждой новой потешкой доставляет малышам радость. Они с удовольствием вслушиваются в звучание народной речи, улавливают стихотворный ритм, богатство оттенков слов.

Хочу отметить  особую значимость фольклора в первые дни появления малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии.   Потешка  помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку,  отвлечься и успокоиться. И тогда я использую потешки  для новичков:

Кто тут плачет, ой,  ой, ой,

Говорят, сынишка мой?

Нет, не плачет мой сынок,

Зря вы говорите!

Улыбается уже – посмотрите!

Во время расставания с родителями я переключаю внимание ребёнка на игрушку (кошку, петушка, собачку), сопровождая её движениями, чтением потешки.  Хорошо подобранная, с выразительностью произнесённая потешка порой помогает быстрее установить контакт с ребёнком. На все случаи жизни мы можем найти их в книгах и применить:

«Петушок, петушок, золотой гребешок….»

или

«Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись…»

или

«Вот собачка, Жучка, хвостик закорючка …».

Благодаря простоте и мелодичности звучания  потешек  дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Например, во время кормления кукол приговаривают: “Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку».

Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек  вызывают у малышей чувство сопереживания сверстникам. Упавшему  малышу  приговаривают: “Не плачь, не плачь, куплю калач”. Приходится учитывать индивидуальные особенности детей, чтобы создать у каждого из них радостное настроение. Та же всем известная потешка “Ладушки” звучит свежо, когда её приговаривают от имени куклы, умеющей двигать руками. А сколько веселья вызывает у детей зайка, скачущий по комнате под слова народной потешки!

Скачет зайка маленький,

 Около завалинки.
Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка.

Ритмичный текст потешки  побуждает ребят к движению, создавая весёлое настроение.

Пальчиковая игра – одна из форм русского фольклора, она стала детям очень близкой, любимой, интересной. Много пальчиковых игр дети знают. Это: «Пальчики поздоровались», «Наша семья», «Рубим капусту», «Этот пальчик бабушка… ». Эта игра особенно была воспринята детьми. Дети как бы встречаются с  близкими, перебирая свои маленькие пальчики. Я использую пальчиковые игры, начиная с приёма детей. Малыши  с удовольствием перебирают пальчиками,  наделяя именами близких людей. Перебираю пальчиками ребёнка и приговариваю:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот – наш малыш,

А зовут его – …

Прислушиваются к словам потешки,   радуются. Особенно дети любят,  когда во время чтения  потешки  используется его имя. Такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Илюша хороший,

Илюша пригожий!

Такие маленькие фольклорные шедевры, полны мелодичностью и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым.

Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, я решила прибегнуть к потешке. Так, во время умывания говорю:

Ай, лады, лады, ла

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики. Вода – детская стихия. Если не умываться, то побрызгаться водичкой детки любят, вот и приходится, чтобы правильно и аккуратно научить умываться, использовать  потешки: «Водичка, водичка», «Зайка начал умываться» …

Читайте также:  Как понять отстает ребенок в развитии или нет

Потешки   способны корректировать  поведение детей,  создавать  у них хорошее  настроение.  Вот почему я стараюсь, чтобы потешка  сопутствовала во всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад.  Не все дети охотно ложатся в постель, некоторые испытывают  чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Для таких малышей я ласково, убаюкивающее  говорю:

Вот и люди спят

Вот и звери спят,

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

 Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам…

Спят — поспят,

Всему миру спать велят.

Одевание — сложный режимный процесс. Не все дети любят одеваться. В этом случае выручают куклы, как олицетворение самого ребёнка, («Наша Маша  маленька,   на ней шубка аленька, опушка бобровая, а Маша чернобровая»). Детки тут же вступают в диалог, а у меня тоже шубка, смотрите какая и у меня … и т. д. Маленькие дети – удивительный народ!

Они с удовольствием начинают одеваться, чтобы показать свои вещи.

Огромное значение в развитии речи детей раннего возраста имеют дидактические игры. Ценность дидактических игр состоит в том, что речевые задачи решаются в игровом действии: формирование звукопроизношения, обогащения словаря, развитие связной речи. Наиболее успешно решаются речевые задачи в играх с использованием фольклорных произведений. Содержание дидактических игр, используемых для улучшения звукопроизношения, различно. Наиболее успешно эта задача решается в таких играх, как «Совушка-сова», «Поезд», «Еду – еду».

В игре «Совушка-сова», дети ходят по кругу и говорят:

Совушка-сова ,

Большая голова

На суку сидит

Вовсе стороны глядит

Как полетит Ш, Ш, Ш,Ш». После этого начинают бегать, вытянув руки в разные стороны и произносят звук «Ш».

В игре «Поезд» дети «едут в лес», они идут по кругу и изображают гудок паровоза у-у-у, с шумом пускают пар ш-ш-ш. Воспитатель произносит слова потешки:

Поехали , поехали,

За грибами, за орехами.

Когда поезд набирает скорость дети говорят «чух-чух», потом «гу-гу-гу» (поехали быстро), и наконец «ш-ш-ш» выпускают пар.

Приехали, приехали,

С грибами с орехами.

Не менее серьёзное значение имеет обогащение словаря. Приобретение достаточного запаса слов на основе конкретных представлений и умение пользоваться ими в своей речи позволяет в дальнейшем овладеть связной речью.

В игре «Уложим куклу спать» дети уточняют и закрепляют название предметов, которые необходимы для быта, напевают колыбельные песни. Дети активизируют в речи слова люлька, зыбка.

В игре «Найди игрушку», дети по содержанию потешки, узнают о какой игрушке идет речь и разыскивают её в игровой комнате.

В игре «Больная кошечка» дети закрепляют слова, обозначающие название частей тела, они инсценируют действиями то, о чём говорят:

У кошечки головка болела

Ох, как болела. Дети берутся руками за голову и качают ею, затем дети говорят:

«У кошечки спинушка болела» …

Игру «Доскажи словечко» использую при повторении с детьми знакомых сказок, потешек. А также, чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей.

Особое место в работе по развитию речи детей занимают дидактические игры с предметными и сюжетными картинками. Игры с картинками способствуют расширению словарного запаса, формированию обобщенного значения слов, развитию грамматического строя речи, стимулирует активное использование речи. Рассматривая их вместе с воспитателем, дети узнают персонажей, изображенных на картинке, охотно называют их, вспоминают то, что знали раньше.

В игре «Узнай потешку» дети по предложенной картинке вспоминают потешку, показывают и называют персонажей.

В игре «Отгадай загадку» дети учатся узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов.

В играх с сюжетными картинками по фольклорным произведениям ребенок учится узнавать знакомых персонажей и называть совершаемые ими действия. Эти игры способствуют формированию речи, состоящих из простых и распространенных предложений, учатся отвечать на вопросы по содержанию картинок не просто, а полно, развёрнуто.

Очень важно научить детей наблюдать за явлениями природы, любоваться их красотой. Обращая внимание детей на природные явления, через заклички, знакомлю их с могучей силой природы, учу радоваться и солнцу, и дождю и радуге:

А ты радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Не давай дождя.

Дай нам солнышка-колоколышка!

Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание. Эту речевую задачу я решаю,  используя  заклички  и колыбельные песни. Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко – закликать:

Солнышко, появись!

Красное, нарядись!

Противоположным свойством обладают колыбельные песни. Само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно, напевно, ласково:

Тише, куры, не шумите.

Моего Ваню не будите.

Для выработки хорошей дикции, отчётливого и ясного произношения использую упражнения на звукопроизношение, имитацию голоса птиц. Обращаю  внимание детей на различную силу звучания их голосов.

Блестящим примером образности языка является язык русских народных сказок. Сказки, помогают создать сказочную атмосферу, необходимое настроение, помогают настроиться на конкретный речевой диалект. Первые сказки – «Курочка Ряба», «Репка»,  «Колобок» — понятны ребёнку, потому, что их герои – животные, разговаривают  и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай), бытовые (убирают дом, пекут пироги). Сказку легко можно перевести в игру, игру – в песню. Поэтому очень часто в гости к детям приходят сказочные герои.  Сказки на занятиях рассказываю с показом кукольного (пальчикового, настольного) театра.

Во время занятия я вижу, как дети меня слушают, воспринимают. В их лицах я примечаю передаваемые мною эмоции, как дети следят за мною: поворачивают головы в мою сторону, расширяются глазёнки, открываются ротики. Сказка вступила в свои права, захватывая ребёнка своими образами и событиями. Значит, я смогла добиться духовной близости со своими детьми.

В играх-драматизациях, дети самостоятельно распределяют роли, передают характер героев (походку, жесты, интонации), поют за Петушка: «Несёт меня Лиса, за тёмные леса ….»; за Лису: «Петушок, Петушок, золотой гребешок», за Козу: «Козлятушки, ребятушки, отворитесь, отопритесь…». Это повышает интерес к данным занятиям, даёт представление о традиционной культуре своего народа, помогает разнообразить музыкально-фольклорную работу.

Вместе с сказкой приходит первая книга с картинками. Чрезвычайно полезным для развития речи является совместное чтение детских книг и рассматривание иллюстраций. Как правило, текст и иллюстрация – изображение персонажа, сюжетной сценки – помещаются на одной странице. Я показываю картинку, выразительно читаю текст, рассказываю, что нарисовано. Когда дети внимательно рассмотрят иллюстрацию, читаю  текст повторно. Чтение должно быть живым, выразительным. Читая, подчёркиваю  ритм, изменяю силу, высоту голоса, темп, интонацию, вовлекаю  детей в действие сказки или потешки. Слушая произведения,  дети устанавливают нормы литературного языка, пополняют словарный запас.

Хороводные игры — любимые забавы у малышей. Как отмечают специалисты, они помогают поддерживать доброжелательные отношения между детьми. Удовлетворяются самые разные потребности малышей: в общении друг с другом, физическом контакте (ведь часто детки обожают обниматься, браться за ручки), выражении своих эмоций (можно и посмеяться, и громко покричать-попеть). Дети учатся действовать согласованно и слаженно. В хороводных играх восприятие речи взрослого происходит с опорой на собственные действия и движения ребёнка. Они включают повторы действий и слов с четкой концовкой («топ-топ», «да-да»). Важно и то, что в ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт  взрослого с ребёнком. Всё это облегчает малышу понимание речи и побуждает его подражать речевым действиям. По мере овладения речью ребёнок начинает самостоятельно играть в эти игры, руководствуясь собственной словесной «инструкцией».

Читайте также:  Стадии развития ребенка в утробе матери картинки

Фольклор является одним из понятных и доступных средств развития речи  и эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста. Он обладает  и огромными воспитательными возможностями: фольклор может удовлетворить любые интересы детей, так как его тематика не ограничена. Я считаю,  систематическое и целенаправленное использование фольклорных произведений  дает возможность заложить основу физического благополучия ребенка, развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.

Источник

Джамиля Алибекова
Развитие речи детей через устное народное творчество

Речь, во всём её многовидовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется.

Речь, как исторически сложившаяся форма общения развиваетсяв дошкольном возрасте по двум направлениям:

1. Совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками;

2. Речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.

Развитие речи в дошкольном возрасте оказывает многообразное воздействие на детей. Прежде всего, оно играет большую роль в их умственном развитии.

Основная цель работы по развитию речи в дошкольных учреждениях — формирование устной речи и культуры речевого общения с окружающими. Она включает в себя ряд конкретных частных задач,среди которых: воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи (диалогической и монологической).

Целью моей работы является систематизиция методов и приемов для развития речи детей дошкольного возраста на материале устного народного творчества.

В соответствии с целью мною были выдвинуты следующие задачи:

1. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, сказках, поговорках и др. ;

2. Поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей, развивать грамматическую сторону речи, диалогическую и монологическую связную речь.

Речевое воспитание рассматривается как взаимодействие педагога и ребёнка, овладевающего родным языком. Это тесно связано с обучением родному языку, то есть педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребёнка речевых умений и навыков, и на этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, овладение звуковой культурой речи, грамматическим строем речи, формирование связной речи (диалог – монолог)

Психолого-педагогический аспект развития речи дошкольников

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребёнка процесс приобщения и овладения языком своего народа. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его — пословицы, загадки, сказки — он не только слышит, но и повторяет и усваивает. Они входят в его язык, разумеется, в доступном для него содержании. Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в своём влиянии на ребёнка. Необходимо, чтобы в живом слове, которое слышат дети повседневно от взрослых, звучали эти драгоценные зёрна. Только при этих условиях язык ребёнка будет живым и ярким.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины»— частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно -понятно даже для самых маленьких.

Отрадное явление: в последние годы возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало живительную силу обновления, ее можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народности. Народность — приоритет фольклорного жанра. Главная особенность фольклорных форм — приобщение к вечно юным категориям материнства и детства. Не случайно слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как народная мудрость.

Фольклор для детей — разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для детей. Особенность его — он соединяет в себе стихи, песни, игровые приёмы, танец.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.

ФОЛЬКЛОР РУССКОГО НАРОДА

Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.

МАЛЫЕ ЖАНРЫ

А) Колыбельные песни

Колыбельные песни в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить — «говорить». Старинное значение этого слова — «шептать, заговаривать».Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии.

Сон да дрема,

Приди к Ване в голова,

Сон да дрема,

Накатись на глаза.

Со временем колыбельные песни утратили обрядный и заговорно-заклинательный характер.

Б) Пестушки

В центре пестушек и потешек образ самого подрастающего ребенка. Пестушки подучили свое название от слова пестовать — «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Проснувшегося ребенка, когда он потягивается,гладят:

В) Потешки

Пестушки незаметно переходят в потешки — песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец,но лентяя:

Г) Прибаутки

Детям в первые годы их жизни матери и няньки пели и песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой. Все эти разнообразные песни можно определить одним термином — «прибаутки». Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. К числу прибауток надо отнести и небылицы-перевертыши — особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смещением реальных связей и отношений. Так, свинья «на дубу гнездо свила…

Распустила поросят

Всех по маленьким сучкам.

Поросята визжат,

Полететь они хотят.

Далее следует группа произведений, которые некогда принадлежали к фольклору взрослых, но, претерпев изменения, перешли к детям. Это заклички, игровые припевы, приговоры.

Д) Календарный детский фольклор

Очень рано дети обучаются на улице у своих сверстников разным закличкам (от слова закликать — «звать, просить, приглашать, обращаться») Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам.

От взрослых в детский быт перешли и устные приговорки. Это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам, божьей коровке, пчелам; к мышке с просьбой заменить старый, выпавший зуб новым, крепким; к ястребу, чтобы не кружил над домом, не высматривал цыплят.Это и вопрос кукушке: «Сколько мне жить?» Кукушка кукует, а дети считают.

Читайте также:  Радунский центр развития ребенка

Е) Жеребьевые скороговорки, считалки, дразнилки, скороговорки

Жеребьевая сговорка появляется, когда играющим надо разделиться на две партии. Это рифмованное обращение к «маткам», главам обеих партий. Ребятишки часто создают их на основе сказок, пословиц,поговорок и загадок: «Наливное яблочко или золотое блюдечко?» (Из сказки.) «Конь вороной или сбруя золотая?» (Из сказок или песен.) «Грудь в крестах или голова в кустах?» (Пословица.)

Немало народной выдумки внесено и в считалки.Другие названия их: счет, счетки, пересчет, сосчиталочки, гадалки и ворожитки.

Дразнилки — вид творчества, почти всецело развитый детьми. Безобидной и веселой словесной игрой детейстаршего возраста является быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз: это скороговорка.Она сочетает однокоренные или созвучные слова: На дворе — трава, на траве — дрова; Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать. Трудно решить, кто творец этих скороговорок — дети или взрослые. Некоторые из них вряд ли созданы детьми.

Ж) Загадки

Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка — вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности,а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.

З) Пословицы и поговорки

Народные пословицы содержат мораль,выработанную многими поколениями: «Нет друга — ищи, а нашел — береги»; В приобщении ребенка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц.

Народные поговорки — это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления.

БЫЛИНЫ

Наряду с песнями дошкольников необходимо знакомить с героическим эпосом. В наше время, когда эпос ушел из живой памяти народа, о богатырях ребенок узнает из книг. Ценность знакомства детей с эпосом не вызывает сомнения. Былины в художественной форме несут понятия о героической этике, дают уроки служения родине и народу.

В сборники включены пересказы наиболее известных характерных былин об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и других героях эпоса. Илья Муромец — первый богатырь, ему посвящено большинство пересказов. Последовательность былин в сборнике связана с последовательностью развития действия в них.

СКАЗКИ

Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. В сказках о животных много песенок. Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания.

Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребенка. Малыш с горячим сочувствием следит за всем,о чем говорится в сказке: радуется победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой, огорчается их невзгодам.

Волшебная сказка с ее стройной композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой по-следовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета.

Система работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи на материале устного народного творчества

В работе с детьми я определила следующие задачи:

1. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству.

2. Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

3. Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы.

4. Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.

5. Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.

6. Развивать интерес к народным играм. Учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.

Прежде чем приступить начать работу с детьми я определила следующие формы работы.

1. Создание развивающейречевой среды в группе:

возрастной подход;функциональность;вариативность;наглядность;

системность;комфортность;самостоятельность;доступность;применяемос-ть;соответствие требованиям программы.

2. Использование материалов устного народного творчества в специально организованной деятельности (на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, ИЗО).

3.Совместная работа педагога с детьми в разных видах детской деятельности:

развивающие игры, игры — драматизации, сюжетно -ролевые игры, упражнения подражательно — исполнительского творческого характера, импровизации, наблюдения, прогулки, экскурсии, рассматривание рисунков, фото, свободное и тематическое рисование, лепка, чтение художественных произведений, рассказ педагога и рассказ детей, сочинение историй, беседы, мини — конкурсы, игры — соревнования.

4.Работа с родителями:

родительские собрания, консультации для родителей, индивидуальные беседы, совместное разучивание произведений устного народного творчества.

Интерес к потешкам, загадкам, сказкам я заметила у детей своей группы в начале учебного года и решила, что именно устное народное творчество поможет повысить у детей уровень речевого развития, сделать их речь более выразительной, красивой грамматически правильной. Я изучила методическую литературу, психологические особенности развития речи детей – дошкольников разного возраста и приступила к работе.

Знакомство с народным творчеством для детей началось с потешек, колыбельных песенок, прибауток. Детям нравилось, когда я брала в руки куклу и начинала припевать, покачивая ее, они стали повторять.

Перед детьми ставила задачу не только слушать, запоминать, эмоционально прочитать потешку, но и самим обыгрывать. Мы вместе с детьми учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь, в зависимости о ком говорится в потешке.

Далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, и я стала использовать театр. К нашему маленькому театру дети относились с большим интересом, и вскоре в нем появились незаменимые артисты. Главное дети могли заменить друг друга, и никто не оставался в стороне, они могли сыграть любую роль и показать любой характер.

Я поставила перед собой цель знакомить детей с материалами устного народного творчества и способствовать этим развитию речевой активности детей.

Для привлечения родителей к совместной деятельности мною проводились совместные конкурсы на лучший рисунок, поделку по мотивам сказок. Совместно с родителями оформляли выставку детских работ. Проводили игру-драматизацию отдельных эпизодов по желанию детей. В работе использовала прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогала детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер ее героев.

На прогулке для наблюдений за сезонными явлениями я так же использовала элементы устного народного творчества (загадки, старинные приметы).

Моя работа оказалась плодотворной благодаря помощи родителей. Они учили вместе с детьми пословицы, поговорки. Помогали создавать предметную среду.

Я считаю, что правильно и четко организованная работа по приобщению детей в детском саду к устному народному творчеству способствует не только развитию речи, но и развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений.

Вывод: На основании вышеизложенного мною сделан вывод, что систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию их речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

Источник