Развитие привязанности ребенка ко взрослому

Помните ослика Иа-Иа, который очень любил свой хвост и «был к нему привязан»? Тема привязанности необъятна. Любой разговор на эту тему рискует стать банальной пародией великолепных текстов классиков психологии: Боулби, Виникотта, Эйнсворт. Поэтому в данной статье хочу обозначить лишь несколько ключевых моментов, касающихся типов привязанности, которые важно понимать, чтобы эффективно выстраивать отношения с окружающими.

Авторы понятия

Прежде всего стоит назвать имена ученых, которые внесли самый заметный вклад в теорию привязанности.

Конрад Лоуренс на основе изучения инстинктивного поведения животных описал явление импринтинга: «Кого детеныш первым увидел с момента рождения, тот ему и мама!» Неотступное следование утенка за уткой — это инстинктивная программа выживания вида. У взрослых животных также есть инстинктивная программа: «Увидел маленького — покорми и согрей!» Известны случаи, когда эта программа заботы распространяется и на детенышей другого вида. По легенде, капитолийская волчица выкормила Ромула и Рема.

Дональд Виникотт изобрел понятие «достаточно хорошей матери». Такая мать физически и психологически доступна, эмоционально доброжелательна и стабильна, обеспечивает младенцу необходимые для выживания ресурсы (уход, кормление, общение, заботу и очень многое другое).

Джон Боулби считал привязанность — эмоциональную связь ребенка с важным взрослым — ключевым фактором для выживания, обеспечения безопасности, комфорта и развития ребенка. Ребенку важно, чтобы мама или другой взрослый были рядом и были готовы о нем не только позаботиться, но и эмоционально поддержать. Привязанность — это своеобразное знание ребенка о том, что взрослый надежен и дает опору для последующего познания мира.

Виникотт, Боулби, Эйнсворт на основании многочисленных наблюдений и исследований описали разные стили привязанности ребенка к матери.

Надежный тип привязанности

Надежная привязанность формируется, если дети в случае реальной или мнимой угрозы могут с уверенностью полагаться на помощь и поддержку взрослых. Такой ребенок реагирует адекватно сложившейся ситуации. Когда родитель уходит, ребенок расстраивается. Когда родитель возвращается, ребенок ощущает себя спокойно и уверенно. Когда надо, дети с надежным стилем привязанности обращаются за утешением к родителям и своевременно получают заботу и поддержку.

Тревожно-амбивалентный тип привязанности

Дети с таким стилем привязанности сильно плачут и злятся, когда остаются одни, и не идут на контакт, когда взрослый возвращается. Им страшно, они не чувствуют гарантий, что родители будут рядом, когда от них потребуются помощь и поддержка.

Избегающий тип привязанности

Такой стиль привязанности формируется вследствие многократного разочарования ребенка, в результате крушения его надежд на поддержку со стороны взрослого. Ребенок после множества бесплодных попыток прекращает звать взрослого на помощь, замыкается в себе. Он не плачет, когда взрослый уходит, и не радуется, когда взрослый возвращается. Для многих родителей и учителей это очень удобные дети, они сами умеют себя развлекать. 

Дезорганизованный тип привязанности

Дети с таким стилем привязанности кажутся растерянными и смущенными. Чаще всего это является следствием противоречивого поведения родителей: «То любит, то не любит, то к сердцу прижмет, то отругает без всякой причины!»

Но обо всем по порядку.

Динамика развития привязанности

Со времен психоанализа развитие человека рассматривается как движение от состояния пассивного объекта чужих желаний до состояния активного субъекта, способного воплощать в жизнь свои собственные желания. От беспомощности и тотальной зависимости к состоянию творца собственной жизни.

Одним из критериев зрелости и психического здоровья личности многие считают завершенную сепарацию от родителей и опекунов, самостоятельность и независимость. А такое явление, как привязанность, относят скорее к периоду детства. Ребенок без эмоциональной привязанности к родителям развиваться не может, она ему необходима как воздух. А вот взрослый может без привязанности обойтись, он же не ребенок, он должен быть самостоятельным и независимым.

На самом деле потребность в привязанности развивается вместе с человеком. Новорожденному малышу для выживания нужна одна форма привязанности (регулярный уход, кормление, тепло, безопасность и многое другое), а взрослому привязанность необходима совершенно другая.

Комфортный контакт со своим ближайшим окружением взрослому тоже жизненно необходим. Только это уже не одностороннее потребление заботы родителей, как у ребенка, а взаимовыгодное сотрудничество и обмен самыми разными видами взаимной поддержки равных по статусу людей.

Вспомните себя в детстве. Год от года вы становились все более и более самостоятельным, но ваша потребность в контакте со взрослым сохранялась.

Ситуация со временем очень сильно меняется. Была мама молодая и большая, а стала старая и слабенькая. Был ребенок маленький и слабый, а стал большой и независимый. А привязанность остается. Только привязанность эта наполнена совсем другим содержанием.

Если удается родителям и ребенку подстроиться друг под друга, сохранить уважение и гибкость вместо обособленности и разобщенности («Меня не интересует, что с тобой происходит!»), вырастет новое качество привязанности.

Согласитесь, с возрастом потребности ребенка существенно изменяются: сначала ему нужны были материнское молоко, тепло и уход, а потом ему приходится освоить важные навыки: от умения завязывать шнурки до умения поддерживать комфортные отношения с окружающими.

В конце концов важный взрослый обеспечивает нравственные ориентиры для ребенка, показывает, что правильно, что неправильно. «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха, что такое хорошо и что такое плохо!» Ресурсы взрослого, которые могут быть переданы ребенку, неисчерпаемы. Привязанность ребенка ко взрослому не исчезает, она может существенно видоизменяться.

Читайте также:  Развитие ребенка процесс или результат

Другими словами, сепарация вообще не обязательно должна завершаться. У людей, ставших взрослыми, отношения с родителями могут перерастать в отношения сотрудничества, дружбы и взаимопомощи. Как только ребенок вырос, достиг уровня взрослого, который способен сам зарабатывать, сам принимать важные решения, сам быть экспертом и творцом своей собственной жизни, ему по-прежнему нужна поддержка родителей. Но совершенно другая. Ему важно получать от родителей признание и уважение, получать подтверждение, что он является полноценным уважаемым человеком.

Привязанность — результат общих усилий

Привязанность задается не только состоянием ребенка, но и чувствительностью взрослого. В контакте взрослого и ребенка постоянно происходят обмен и подстройка друг к другу. Если один о чем-то сигналит, другой должен этот сигнал воспринимать.

Сформированная привязанность, как и в процессе импринтинга, делает важного взрослого, а иногда нескольких взрослых яркой и привлекательной фигурой для ребенка. Точно такой же механизм потом, в более зрелом возрасте, переносится на отношения с возлюбленным. Вспомните, когда вы были влюблены и очарованы, предмет вашей влюбленности выступал в качестве очень яркой фигуры, а все остальные почти не отличались друг от друга на его фоне. Это тот же самый механизм.

Нормальное развитие привязанности ребенка происходит тогда, когда взрослый, находящийся рядом и обеспечивающий уход, заботу и эмоциональный контакт, например мама, находится в ресурсе. Когда он может реагировать на сигналы ребенка и удовлетворять его потребности своевременно и доброжелательно.

Когда мама по самым разным причинам не находится в ресурсе (послеродовая депрессия, нелюбимый ребенок от нелюбимого мужчины, необходимость незамедлительно выйти на работу и др.), ребенок может получить недостающую эмоциональную поддержку от других членов семьи или адаптироваться к ее недостатку. А это, в свою очередь, становится динамическим стереотипом, иначе говоря, привычкой. Так и формируются различные стили привязанности.  

О том, как сформировать надежную привязанность у ребенка, вы можете прочитать во второй части статьи: https://zen.yandex.ru/media/karpenkov/vzroslye-otnosheniia-detskie-priviazannosti-chast-2

***

В центре семейного консультирования «ОЛЬВИЯ» расстановки, психологические тренинги и индивидуальные консультации каждый день!

Источник

В психологии под термином «привязанность» традиционно понимается как «устойчивая, эмоционально-психологическая связь с другими людьми» (Дж. Боулби). Теория привязанности заключается в том, что через привязанность ко взрослому у младенца начинает формироваться чувство базового доверия к миру — ощущение безопасности, надежности, опора на взрослого, который не только повышает шансы на выживание, но и удовлетворяет все потребности ребенка.

Английским психологом Дж. Боулби выявлены следующие признаки проявления привязанности:

  • — объект привязанности может лучше других успокоить или утешить малыша;
  • — младенец чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением;
  • — в присутствии объекта привязанности младенец реже испытывает страх.

Признаки проявления привязанности по Дж. Боулби представлены в таблице.

Этапы развития привязанности ребенка по Дж. Боулби

Этапы развития

Возраст

(месяцы)

Главные особенности

До-привязанность

0-2

Недифференцированная социальная чувствительность

Созидаемая

привязанность

2-7

Узнавание знакомых людей

Четкая

привязанность

7-24

Протест при отделении, настороженность к незнакомцам

Партнерство с корректируемыми целями

После 24

Взаимоотношения носят двусторонний характер: дети понимают потребности родителей

Экспериментальные исследования Р. Шпиц и У. Коблинер доказали, что дети проявляют большую привязанность к тому человеку, который с ними играет, а не к тому, который только заботится о них (кормит, купает и одевает и т. п.). Таким образом, телесный контакт со взрослым хотя и важен, но не является единственным фактором, способствующим привязанности ребенка. Необходимы и другие проявления внимания.

В 1970-е годы американский психолог М. Эйнсворт, наблюдая за детьми от 1 года до полутора лет, фиксировала их поведение и различную реакцию на ситуацию, в которой дети ненадолго оставались одни. Ее эксперименты под названием «Незнакомая ситуация» позволяли определить характер привязанности.

На основе наблюдений М. Эйнсворт выявила и описала три основных типа привязанности: надежная, тревожно-сопро- тивляющаяся, избегающая. Позже, продолжая изучать привязанность к близким взрослым, исследования Э. Мейнс на основе результатов собственных экспериментов позволили выявить четвёртый стиль привязанности — дезорганизованная привязанность. Рассмотрим их последовательно.

Надежная привязанность. Дети активно исследуют окружающий мир, находясь рядом с матерью; расстраиваются, когда она уходит; радуются, когда она возвращается; часто ищут контакт с ней, помогающей преодолеть стресс. Малыши дружелюбны к незнакомому человеку в присутствии матери.

Тревожно-сопротивляющаяся привязанность. Такие дети даже в присутствии матери проявляют очень слабую исследовательскую активность. В случае разлучения с матерью они переживают сильный стресс. Однако когда мать возвращается, малыши испытывают противоречивые эмоции: с одной стороны, они радуясь, тянутся к матери; с другой — проявляют негативное отношение, сердясь на ее уход, — пихают, отталкивают ее, отказываются выполнить просьбу. Эти дети не доверяют незнакомым людям даже в присутствии матери.

Читайте также:  Центр развития ребенка теремок ульяновск

Избегающая привязанность. Дети активно демонстрируют непрочную привязанность. Они не возражают против ухода матери и не обращают внимание на ее возвращение. Малыши довольно общительны с незнакомым взрослым, но могут избегать этого общения так же, как и мать.

Дезорганизованная привязанность. При этом типе привязанности отмечается смешение тенденций избегания и сопротивления. Эти дети неуверенны при встрече с матерью, они не знают, приблизиться к ней или, наоборот, избежать встречи с ней.

В своих исследованиях она отмечала, что степень опасности новой ситуации оценивается малышом на основе привязанности к матери. Если ребенок видит на лице матери испуг или слышит тревогу в голосе, то малыш тоже насторожится, не проявит активного познания неизвестного. Но если она улыбается и побуждает малыша подбадривающим тоном, то он начинает активно взаимодействовать с новым объектом.

Последующие исследования показали: витагенный опыт ребенка, когда его самостоятельные проявления отвергались (их редко брали на руки, не проявляли нежности к ним, отстраняли при желании приласкаться) или вызывали неприятные для него последствия (к отвержению прибавлялся гнев взрослого), поведение малыша получает негативное подкрепление и впоследствии будет скрываться. Такой малыш рано усваивает, что результаты эмоциональных проявлений, любви по отношению к матери могут вызвать непредсказуемые и опасные для него последствия, вследствие чего научается быть сдержанным. Такое поведение со стороны взрослых может привести к детским неврозам.

Наиболее благоприятной для полноценного развития ребенка в раннем возрасте является надежный тип привязанности. Дети с таким типом привязанности активны, общительны, инициативны, обладают высокой познавательной мотивацией, самостоятельностью, творческой составляющей в различных видах деятельности. В дальнейшем у таких детей отмечается уверенность в своих убеждениях, ответственность, лидерские качества, они легко устанавливают контакты с новыми людьми, открыты ко всему новому.

В раннем возрасте определенным образом закладывается проекция межличностных отношений с пожилыми родителями. Так, при надежной привязанности в раннем возрасте у взрослых детей проявляются доверительные отношения к пожилым родителям, сердечность, забота и помощь. Тревожно-сопротивляющаяся привязанность раннего возраста может проявиться в дистантных отношениях, когда взрослые дети вспоминают о пожилых родителях лишь в случае крайней необходимости (их болезни, потребности в их помощи и т. п.). При избегающей и дезорганизованной привязанности взрослые дети часто демонстрируют равнодушное отношение к родителям, конфликтное взаимодействие часто приводит к прекращению общения.

Для психического развития ребенка раннего возраста очень важно осознание своей положительной значимости для близких людей. Отношение младенца к себе отражает отношение к нему родных и близких. Родители, ласково называя ребенка по имени, беря его на руки, гладя по голове, нежно разговаривая с ним, определенным образом демонстрируют малышу уникальность его личности, как бы авансируя его особую ценность и значимость не только для них как родителей, но и для всего социума. Именно в раннем возрасте закладывается прочный фундамент формирования Я-концепции. Г. Крайг выделяет пять основных факторов, влияющих на формирование Я-концепции в детском возрасте: характер восприятия ребенка другими (родителями, сверстниками); особенности самоанализа (анализ собственных достоинств и недостатков); ценности, ожидания, идеалы в социальном плане; опыт социального поведения; внешние данные, ощущение силы и здоровья. Заметим, что именно первый фактор, выделенный Г. Крайгом, накладывает отпечаток на все дальнейшие этапы социализации.

Так, в исследовании О.О. Андронниковой выделяются факторы, формирующие виктимное поведение и лежащую в его основе виктимную Я-концепцию. Среди этих факторов особое значение имеют негативное отношение со стороны родителей, особенно отца, отсутствие ощущения социальной поддержки и включенности в социум, непринятие окружающими.

Выявлено, что неразрешенный внутренний конфликт, тяжелые детские переживания, затягиваясь и становясь хроническими, оказывают специфическое негативное влияние на формирование Я-концепции. Дети, пережившие в семьях жестокое обращение, будут иметь нарушенную Я-концепцию. Под влиянием детских переживаний успеха и неуспеха изменяются структурные компоненты Я-концепции ребенка.

У взрослых людей с различными наиболее значимыми переживаниями детства существуют различия в структуре Я-концепции: в Я-образе, самоотношении, степени самоактуализации, уровне напряженности ведущих защитных механизмов. Таким образом, мы можем сделать вывод, что у людей, испытавших в детстве тяжелые негативные переживания, во взрослом периоде формируется деформированная Я-концепция виктимного типа: защитное отношение к себе, сомнения в ценности собственной личности, наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, склонность к самообвинению, вера в подвластность его «Я» внешним обстоятельствам, отсутствие уверенности в своих возможностях.

Последние исследования доказали, что тип привязанности в раннем возрасте определенным образом влияет и на деловую сферу взрослого человека. При первом стиле — работник уверен в себе, коммуникабелен, не боится совершить ошибку, адекватно воспринимает критические замечания. При втором типе — работник мало инициативен, редко берет на себя ответственность, зависим от мнения руководства, мнителен, раним, трепетно переносит критику. При третьем и четвертом типах — работники отличаются переменчивостью отношения к работе и окружающим, они редко бывают довольны собой и жизнью, пессимистичны, испытывают дискомфорт.

В нашей культуре, как и во многих других, такие положительно окрашенные проявления взрослого, адресованные малышу, формируют у него положительное самоощущение, помогают осознать свою значимость для других, определить успешность будущего. Формирующееся в раннем возрасте позитивное самосознание, подкрепленное эмоциональным принятием становится для ребенка основой для открытого, доверчивого отношения к миру. Для психического развития ребенка очень важно положительное переживание своей значимости для близких людей. Отношение младенца к себе отражает отношение к нему родных и близких.

Читайте также:  Пожелания воспитателям в развитии вашего ребенка

На втором году жизни у детей начинает формироваться нормы поведения как идеальные образцы. Эти идеальные образцы формируются под руководством взрослого, который должен четко дифференцировать в сознании ребенка «что такое хорошо, и что такое плохо». При правильно организованной систематической работе по формированию нравственного сознания на третьем году жизни ребенок научается различать норму и несоответствие чего-либо усвоенной норме. Так, малыш замечает, что у рубашки оторвалась пуговица, у машины отломилось колесо.

Ребенок рано научается подчинять поведение других людей своим требованиям. Последние американские исследования с младенцами доказали, что элементы «манипулятивного общения» отмечаются у ребенка на первом году жизни: малыш быстро усваивает, что на его призыв (крик, плач) взрослый быстро откликается и он начинает «призывать взрослого» каждый раз, даже без особой необходимости (ребенок сыт, здоров). Таким образом, можно сделать вывод, что дети «знают» о своей способности влиять на поведение родителей, а позже и других людей.

В конце второго, начале третьего года у ребенка формируется чувство собственности; он усваивает слова «мой», «моя» и не всегда готов поделиться «своим». Малыш дифференцирует свою игрушку и чужую; ребенок утверждается в чувстве собственности, стремится сохранить ее.

Чувство понимания и сопереживания эмоциям другого человека сначала направлена на значимого взрослого. Малыш способен пожалеть зайку, обнять огорченную маму, погладить бабушку по голове. Чувство сопереживания эмоциям другого человека может формироваться только под руководством взрослого, который объясняет и показывает, какие эмоции он испытывает.

Для формирования чувства сопереживания малышам нужна «обратная связь» (Н.Н. Авдеева). Такая обратная связь должна подкрепляться различным отношением взрослого к поступкам малыша: за хорошие поступки следует хвалить, ставить в пример, рассказывать другим родственникам: «Вот как хорошо поступил наш Петя: увидел, что Саша у Оли отнял лопатку, он отдал ей свою». При негативных поступках взрослому следует мягко поправлять и направлять ребенка: «Посмотри, Леночка плачет. Ей больно. Давай ее пожалеем!»

То, что маленький ребенок может понять психологическое состояние другого человека, означает, что он способен вспомнить свои прежние эмоциональные ощущения и поступить соответственно своему личному опыту. Однако к сверстнику еще долго будет относиться, как к неодушевленному предмету. Только к концу второго, середине третьего года жизни у малыша возникает интерес к сверстнику и желание продемонстрировать ему свои достижения.

Половая принадлежность ребенка — важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение. Раннее детство является ключевым периодом для становления гендерной идентичности личности. По утверждению Н.Л. Белопольской, в норме первичная половая идентичность формируется у детей в возрасте от полутора до трех лет. К концу раннего детства, к 3 годам, дети уже успешно дифференцируют свой пол и пол окружающих людей. («Я — мальчик. Я — мальчик Петя»). В этот период дети научаются правильно относить себя к определенному полу, определять пол своих сверстников, различать мужчин и женщин. В своих повседневных контактах с детьми взрослые постоянно увязывают поведение ребенка с его полом: «девочки так себя не ведут», «ты мальчик — должен терпеть».

Вместе с тем, психологические исследования доказывают, что в этом возрасте дети еще не осознают постоянства пола. Так, можно услышать, что трехлетний мальчик говорит: «Я, когда вырасту, стану, как мама». Под постоянством пола мы понимаем осознание детьми того, что пол не изменяется с течение всей жизни: при смене одежды, рода занятий и т. п. Половая идентификация у детей раннего возраста, чаще всего, проявляется в игровой деятельности: девочки играют в куклы, мальчики — в машинки, в строительный материал.

Социализация — процесс длительный. В раннем возрасте процесс усвоения ребенком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, позволяющих ему успешно адаптироваться в обществе, только начинается. Главным результатом успешного социального развития следует считать:

  • — формирование надежной привязанности, а на ее основе положительной Я-концепции и чувства собственного достоинства;
  • — наличие у ребенка социально-коммуникативной мобильности, которая проявляется в готовности взаимодействовать со взрослым и сверстниками;
  • — становление самосознания, характера, задатков и способностей;
  • — проявление личностной социальной позиции и способности определять свои собственные желания, а также возможность изменять свое поведение под воздействием меняющихся обстоятельств;
  • — проявление половой идентификации, формирующейся на основе подражания.

Взрослый не только организует деятельность ребенка (верба- лизирует мотив, ставит задачу, показывает способы выполнения действий и операций), он еще, что особо значимо, оценивает результат деятельности. Довольно часто результат самостоятельной деятельности ребенка кажется взрослому незначительным или ошибочным. В этом случае следует помочь ребенку, пояснить последовательность действий, проговаривая все этапы делового сотрудничества.

Источник