Влияние нравственного воспитания на развитие личности ребенка

                                   Заявка

на участие в межмуниципальной научно-практической конференции «Духовно-нравственное обучение и воспитание в современном образовании»

  1. Лобынцева Ольга Леонидовна – музыкальный руководитель.
  2. Голдинова Галина Викторовна – воспитатель.
  3. Богунова Татьяна Николаевна – воспитатель.

Место работы:  МКДОУ детский сад  №8 общеразвивающего вида                                          г. Россоши   Воронежской области   (Россошанский район).

Секция:  «Духовно-нравственное воспитание  дошкольников в системе всестороннего развития личности»

Тема выступления:  «Роль духовно- нравственного воспитания в развитии личности ребёнка дошкольного возраста»

Контактные данные:  тел:  8-920-4278-788

                                     Эл. почта:  olga.lobintseva@yandex.ru

Технические средства:  компьютер, мультимедийный экран для показа презентации.

                                                                          04 марта 2018г.   Лобынцева О.Л.

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение                          детский сад №8 общеразвивающего вида г. Россоши и  Россошанского района           Воронежской области.

                           Доклад на тему:                                                        

 «Роль  духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста»

Секция: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»

                                                                                                          Подготовили:  

                                                        Воспитатели: Голдинова Г.В., Богунова Т.Н.

                                                      Музыкальный руководитель: Лобынцева О.Л.                                                                                        

                                             г. Россошь          

                                                  2018г.

  АКТУАЛЬНОСТЬ:                

  Слайд   1-2

       Сегодня общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты содержания образования. Наше общество  переживает духовный кризис: мы живем в мире, где очень часто торжествует культ денег, беззакония, безнравственности, психология потребителя. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня —  разрушение  личности. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.  

Слайд- 3  

          Материальные ценности  доминируют над духовными, высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Без сомнения, существование любого народа на земле, основано на приоритете духовно-нравственных и культурных ценностей. Духовно- нравственное воспитание  благотворно влияет  на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет исключительную важность.

 Слайд -4    

  Сегодня перед системой образования  стоит задача выстроить в четком соответствии с законодательной базой непрерывную систему духовно-нравственного воспитания на ступенях дошкольного, начального и основного общего образования, которую в перспективе можно было бы рассматривать в качестве определенного социокультурного стабилизатора жизнедеятельности общества в целом.

Слайд -5        

      Духовно-нравственное воспитание предполагается строить на базовых национальных ценностях (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество), передаваемых из поколения в поколение и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях.

Отметим, что базовые ценности в первую очередь формируются в семье. Но только система образования способна обеспечить системное, последовательное и осознанное духовно-нравственное развитие и воспитание личности. Начало духовно-нравственным основам формирования личности должно быть положено как можно раньше, в дошкольном возрасте. Воспитание ребенка должно быть направлено на формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, неравнодушия, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

         Возникает проблема: как сделать так, чтобы ребенок был внутренне свободным, а внешне воспитанным? Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви.  Ребенок,  должен узнать то лучшее, чего достигли его соотечественники и понимать, что эти достижения – результат труда отдельных людей в разных сферах.

Читайте также:  Развитие внимание у ребенка в раннем детстве

         Одним из приоритетных направлений  в нашем детском саду, является духовно- нравственное воспитание.  Это  направлению обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и проходит через все формы работы с детьми.

           Изучив  много  интересной литературы  по данной теме, мы решили познакомить детей (в доступной и понятной для данного возраста форме)  с православной  культурой и историей, пробудить к ней интерес. Свою работу с детьми построили на нескольких циклах:

Слайд -6

  1. «Мир вокруг нас»

Цель:  Помочь открыть детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира, обращать их внимание на его богатство, красоту и разнообразие; понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природному богатству.

      Тематика занятий по этому циклу: «Рукотворный и нерукотворный мир»,  «Мир — наш дом»,  «Разнообразие животного мира».

Слайд -7

Слайд – 8

  1. «Дерево добра»

Цель:  Учить детей на основе литературных произведений (сказок, рассказов, стихотворений, театрализованных представлений) различать добро и зло;  помочь увидеть красоту нравственных поступков, формировать христианское отношение к ближним.

Тематика занятий этого цикла: «Семья, дом»,  «Послушание и непослушание», «Благодарность», «О дружбе и друзьях», «Вера», «Трудолюбие», «Правда и ложь», «Добро и зло», «Справедливость».

Слайд -9

Слайд -10

  1. «Край, в котором мы живём»

Цель:  Воспитывать чувство любви к своему городу, своей стране.

      Тематика занятий этого цикла:  «История возникновения родного города», «Герб города», «Улицы и здания города», «Парки города».

Слайд — 11

  1. «Православная культура»

Цель: Познакомить  детей с историей православных праздников, прививать детям уважение и любовь к  православным традициям своего народа.

         На  занятиях этого цикла мы знакомим детей с историей храмов, беседуем о правилах поведения в православном храме, рассказываем об Иисусе Христе, Богородице и святых. Читаем художественную литературу по духовно-нравственной тематике, объясняем некоторые заповеди Библии, слушаем духовную музыку, колокольные звоны;  встречаемся с семьями,  регулярно посещающими храмы.

       Основные положения по духовно-нравственному  воспитанию детей, успешно интегрируются с образовательными областями образовательной программы ДОУ: обеспечивающие развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:

-социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

-физическое развитие.

Слайд – 12

Слайд — 13

Особое место отводится работе с родителями.

        Проведённые анкетирования и беседы с родителями, показали,  что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными людьми, однако, они плохо представляют себе православное учение, нечасто бывают в Храме.

     Целесообразно  помочь родителям осознать, что  в семье должны сохраняться и передаваться нравственные  и духовные обычаи и ценности. Многим  родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.   Практика работы по духовно – нравственному  воспитанию  показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание. Семья играет огромную роль в сознании ребёнка.

           Использование разнообразных форм работы с родителями:

— Проведение родительских собраний на духовно-нравственные темы; открытые показы  воспитательно-образовательного процесса «Дни открытых дверей», проведение совместных выставок, конкурсов, родительских  семинаров на диалоговой основе, анкетирование и тестирование родителей,  информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы, совместные с родителями праздники. 

         Основные формы  работы с детьми.

       В деятельности  дошкольного учреждения прослеживаются несколько направлений работы с детьми.

   1. Духовно-образовательное направление

Здесь педагоги строят образовательный процесс с учетом уровня нравственного, духовного и социального развития детей.

(Тематические занятия, проектная деятельность, исследовательская работа, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей). Для формирования нравственных качеств личности ребёнка дошкольного возраста в детском саду, мы используем следующие методы:

1. Беседа. Беседуя с детьми, воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им два — три вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет педагогам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта.

В старших группах проводятся этические беседы — это плановые, подготовленные занятия с детьми. Например «Из какой я сказки?», где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью.

С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму», «Что такое дружба?», «Что такое подвиг?», « Добро и зло» и т. д.

2. Чтение и анализ художественных произведений 

Л.Н.Толстой « Два товарища», « Отец и сыновья» « Дед и внук»,                               А. Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д.Ушинского «Умей обождать», А.Барто»  Помощница». Эстетический фон нашим занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в духовно-нравственном  воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности мы включаем детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуем выставки работ.

Слайд -14

  1. Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. Значение игры в формировании духовно-нравственных качеств  дошкольника очень велико. Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. В работе с детьми мы используем коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи. Мы проводим такие игры и упражнения: «Поприветствуем друг друга»; «Подбери картинку к «хорошо» и «плохо»»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и сада; «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день, нарисуй и расскажи о них» и т.д.                
Читайте также:  Развитие речи ребенка курсовая

Слайд — 15

  Опыт работы в данном направлении по духовно-нравственному воспитанию детей обобщён и представлен на районный конкурс в виде дидактической игры «Путешествие с колокольчиком для детей 6-8 лет, в котором был признан победителем.  Кроме того, данная игра опубликована в  сборнике статей практических материалов «Духовные принципы отечественного воспитания, исторические основы и современная практика».

 2.Культурно-познавательное направление

(Развлечения, праздники,  художественно-продуктивная  деятельность, экскурсии, целевые прогулки).

Слайд -16

Слайд — 17

       В течение года в нашем детском саду проводится множество праздников. И православные праздники — это особые праздники. Предварительно детям разъясняются подробно некоторые традиции, обычаи,  слова, связанные непосредственно с данным праздником. Детей знакомят с доступными их пониманию рассказами о земной жизни Христа, о жертвенной любви Божьей к людям и о пути человеческого спасения. К празднику дети мастерят подарки, украшения, учат стихи, песни, танцы. В совместной деятельности дети легче осознают правила доброй и благочестивой жизни.

Слайд — 18

        Особое место занимает формирование бережного и уважительного отношения детей к женщинам. Возрождение традиции празднования православных праздников содействует пониманию роли женщины в мире, дает возможность проявить и закрепить достойное отношение к женщинам на более глубоком основании.

Слайд  — 19

Слайд — 20      

      Традицией стало возложение цветов к « Вечному огню» и встречи с участниками праздника «Дня защитника Отечества».

  Слайд — 21

 Нравственно-трудовое направление (все виды труда, продуктивная деятельность).  Труд ребёнка — дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности.

        Включение труда в систему воспитания делает  возможным целостное развитие личности ребенка. Формирование доброго разумного отношения к природе,  умение глядеть на мир с любовью свидетельствует о позитивном развитии духовно-нравственной и социокультурной  сферы ребенка.

Вывод:

Слайд – 22

Слайд — 23

        Таким образом, трёхлетняя совместная  деятельность родителей и воспитателей в процессе духовного становления детей даёт хорошие результаты. Конечно, результативность духовно-нравственного воспитания не оценишь баллами. Оценку даст сама жизнь. Но первые итоги всё же, определяются по участию дошкольников во всех детсадовских мероприятиях и районных конкурсах.  

Слайд – 24

Слайд – 25

Слайд – 26

Слайд – 27

Дети знают православные праздники, активно принимают участие в праздничных мероприятиях, стали добрее друг к другу, правдивее, терпимее, умеют проявлять  сострадание, стараются делать добрые дела.  Хочется верить, что из них вырастут настоящие граждане, воспитанные на традиционных духовно-нравственных ценностях Русской культуры, настоящие патриоты своей Родины. В 7 главе Евангелие от Матвея написано: «…дерево доброе приносит и плоды добрые…».

Слайд — 28

      Детство всегда с надеждой  смотрит   в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который  определит им правильную и  достойную жизнь. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего  общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Это наша с вами главная задача, потому что мы ответственны за то, чтобы детство наших детей было счастливым.

 Слайд — 29

 Список используемой литературы

  1. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой «Программа  воспитания и обучения в детском саду».
  2. Л. Л. Шевченко  «Добрый мир» -православная культура для малышей.
  3. М.Д. Маханёвой, О.Л. Князевой  «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры».
  4. М.В.Захарченко «Православная культура».
  5. Н.В.Цилько, Н.Н. Султановой  «Духовно-нравственное воспитание дошкольников».
  6. О.О.Осадчей  «Православная культура».
  7. О.М.Потаповской «Подарок к празднику».

Источник

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22 «Тополёк»

Региональный семинар «Истинные и мнимые ценности: их роль в развитии личности»» 30 марта 2018 г.

Стендовый доклад

Влияние духовно – нравственного воспитания на формирование детских отношений в коллективе.

Круглый стол «духовно – нравственное воспитание»

Воспитатель Астапчук Л.С.

г. Бердск

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть

 в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина».

В. А. Сухомлинский. 

Современное развитие отечественного образования отражает общие тенденции социокультурной ситуации в стране. Одним из принципов государственной политики в области образования является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, воспитание гражданственности и любви к Родине».

В наше сложное время потерь духовных ценностей и ориентиров проблема нравственности усложнилась и актуализировалась, вызывая тревогу за судьбы наших детей. Как воспитывать их? Чем наполнить и укрепить их душу, чтобы уже сегодня он мог отличать добро от зла, противостоять процветающей в нашем обществе безнравственности и агрессии, ставящей под угрозу не только человеческую культуру, но и человеческую жизнь вообще.

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.

В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной, следовательно, обязанность педагога приобщать ребёнка к красоте, развивать его творческие способности, обогащая его духовный мир.

Читайте также:  Занятия с годовалым ребенком дома для развития

Так что такое духовно-нравственное воспитание детей? Это привитие детям определенных нравственных качеств, принятых в нашем обществе.

Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Сменились ли нравственные нормы? Нет, и не сменятся никогда. И если ребенку не давать правильный устой, азы моральных качеств, то он никогда не станет полноправным членом общества.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание дошкольников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Я считаю, что очень важно заниматься духовно-нравственным воспитанием детей с раннего возраста.

Воспитание нравственности начинается с формирования понятий хорошо и плохо, с осознания своих поступков как хороших, так и плохих. Как объяснить ребенку, что каждый хороший поступок — это частица добра, вложенная в мир доброты? От нее становится теплее, светлее и радостнее, а каждый плохой поступок — крупица зла, от которой становится темно и страшно. Как помочь малышу почувствовать необходимость вклада в «хорошо» и осознать ответственность за вклад в «плохо»?

Понятие «хорошо» и «плохо» для ребенка абстракция, потому, что их нельзя потрогать, увидеть. Как оживить эти понятия? Как заставить работать? Одна из основных причин равнодушного отношения ребенка к окружающим, непонимание чужих эмоций, переживаний. Как правило, взрослые стараются оградить малыша от забот и негативных эмоций, боясь, что они отрицательно скажутся на его психическом здоровье. В результате ребенок не учится понимать окружающих его людей, сочувствовать им, сопереживать вместе с ними. Задачей воспитателя является увидеть, что таится в душах детей, и помочь справиться со своими эмоциями и переживаниями, научить чувствовать окружающих его людей.

Дети по-своему видят действительность, они судят о своих поступках и поступках других, опираясь на свой еще небогатый жизненный опыт. Поэтому, педагогу необходимо умело и ненавязчиво учить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации. Работая с малышами, мы не перестаем воспитывать навыки самообслуживания, для этого мы читаем им стихи, сказки, такие как «Маша-растеряша», «Неумейка», обсуждаем сложившиеся ситуации. Добрые отношения к людям и сверстникам помогают воспитывать сюжетно-ролевые игры, где ведущую роль выполняют сами дети. Например, игра «Дом», «Приходите к нам на чай», «Кукла Катя заболела» и т. д. В ходе игры воспитываются гуманные чувства, забота о кукле, как о носителе человеческих качеств, учат детей быть вежливыми.

В ходе занятий и игр мы часто включаем элементы мотивации, т. е. присутствие третьего лица. Это, может быть,  Карлсон,  который случайно заглянул в наш детский сад, чтобы поиграть с детьми; медвежонок, зайчонок, который сбежал от волка, или создаем и вместе решаем проблемные ситуации такие, как «Собачка потерялась», «Почему зайчик плачет», «Колобок, которого надо спасти от лисы», и т. д. На мячике рисуем веселую рожицу и передаем по кругу, не забывая хвалить нашего колобка и говорить ему теплые, добрые слова.

Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком. Главное постараться сохранить эту связь, не дать ей оборваться!

Ещё я думаю, что общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Дети по природе своей открыты и отзывчивы. Наблюдение за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений радуют ребенка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт. Очень важно научить детей чувствовать себя довольными и счастливыми в любой обстановке, радоваться жизни, удивляться ее чуду.

В завершении своего выступления хочу сказать, что нравственность учителя,

моральные  нормы,  которыми  он  руководствуется  в  своей профессиональной деятельности  и  жизни,  его  отношение  к  своему  педагогическому  труду,  к ученикам,  коллегам  –  все  это  имеет  первостепенное  значение  для  духовно-нравственного  развития  и  воспитания  обучающихся.  Никакие  воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для  обучающихся  пример  нравственного  и  гражданского  личностного поведения.

Список литературы:

  1. Воронцов В.Л. «Симфония разума». М.: Художественная литература. Москва,1980,-704с.
  2. Маркова, В.Н. Нравственное воспитание в отечественной педагогике: Дошкольное воспитание. № 12, 2006,-104с.     
  3. Островская, Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1987,- 144 с.
  4. Полякова Н. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных праздников и народных традиций. — г. Губкин, 2007,-96с.

Источник