Развитие приемного ребенка в замещающей семье
Каждый ребёнок, лишившийся кровной семьи по той или иной причине, конечно, нуждается в любви, внимании, ласке, принятии. Всё это может дать только семья. Она обогреет душу и поможет справиться с тяжёлой жизненной ситуацией.
При устройстве ребёнка в замещающую семью вопрос успешной адаптации является ключевым. Именно благополучная адаптация является показателем грамотно выстроенного процесса жизнеустройства.
Адаптация – это процесс привыкания, притирания, людей друг к другу, к изменившимся условиям, обстоятельствам. Адаптация в новой семье — процесс двусторонний, т.к. привыкать друг к другу приходится и ребёнку, оказавшемуся в новой обстановке, и взрослым — к изменившимся условиям и новому члену семьи.
Адаптация у разных детей проходит по-разному. Здесь многое зависит и от возраста ребёнка, и от черт его характера. Большую роль играет опыт прошлой жизни. Прежде всего, нужно сделать так, чтобы ребёнка ничего не испугало, не вызвало отрицательных эмоций или не насторожило. Это может быть и непривычный запах в квартире, и домашнее животное, которого ребёнок никогда не видел. Вероятнее всего и реакция на членов семьи у ребёнка будет разная. Кто-то не будет никому отдавать предпочтения и станет одинаково относиться как к папе, так и к маме. Чаще всего ребёнок сначала отдает предпочтение кому-то одному. Одни — предпочтут папу и будут мало уделять внимания маме, а другие, наоборот, по привычке будут льнуть к женщине, а кто-то потянется к бабушке. Но, несмотря на эти различия, в поведении детей можно отметить некоторые общие закономерности. Поведение и самочувствие ребёнка не остается постоянным, оно меняется с течением времени по мере того, как он осваивается в новой обстановке. Как отмечают психологи, при адаптации ребёнка в новых условиях имеется несколько стадий.
Первую стадию можно охарактеризовать как «Знакомство», или «Медовый месяц». Здесь отмечается опережающая привязанность друг к другу. Родителям хочется обогреть ребёнка, отдать ему всю накопившуюся потребность в любви. Ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к жизни в семье. Он с удовольствием выполняет все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили — они только хотят полюбить новых родителей.
Ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно. Это приводит многих детей в лихорадочно-возбужденное состояние. Семьи лицом к лицу сталкиваются с проблемами часто совсем не похожими на те, которые они предполагали увидеть. Некоторые приемные родители начинают ощущать свою беспомощность или огорчение по поводу того, что у них в семье появился совсем не такой ребёнок, какого они себе представляли. Взрослым очень хочется, чтобы процесс привыкания проходил как можно более гладко. В действительности же, в каждой новой семье случаются периоды сомнений, подъемов и спадов, тревог и волнений. Приходится в той или иной степени менять первоначальные планы. Никто заранее не может предугадать, какие неожиданности могут возникнуть.
Вторую стадию можно определить как «Возврат в прошлое», или «Регрессия». Первые впечатления схлынули, эйфория прошла, установился определённый порядок, начинается кропотливый и длительный процесс притирания, привыкания членов семьи друг к другу – взаимная адаптация. Ребенок понимает, что это — другие люди, в семье — другие правила. Он не сразу может приспособиться к новым отношениям. Он почти беспрекословно подчинялся правилам, пока это было в новинку. Но вот новизна исчезла, и он пробует себя вести как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Происходит очень болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения.
Как отмечают психологи, в этой стадии у детей могут отмечаться такие симптомы, как: фиксация на чистоте, опрятности или, наоборот, грязи и неопрятности; чувство беспомощности или чувство зависимости; чрезмерная озабоченность своим здоровьем, преувеличенные жалобы, повышенная чувствительность, отказ от нового, необъяснимые припадки злобы, плача, усталости или тревоги, признаки депрессии и т.п.
В эти месяцы часто обнаруживаются психологические барьеры: несовместимость темпераментов, черт характера, ваших привычек и привычек ребёнка. У детей, воспитывавшихся в детских домах, за время пребывания в них формируется свой идеал семьи, в каждом живет ожидание папы с мамой. С этим идеалом связывается ощущение праздника, прогулок, игр. Взрослые же, занятые житейскими проблемами, не находят для ребёнка времени, оставляют наедине с самим собой, считая его большим («Иди, поиграй, займись чем-нибудь…»). Либо чрезмерно опекают ребёнка, контролируя каждый его шаг. У многих взрослых, столкнувшихся с этими проблемами, не хватает сил, а главное терпения дождаться пока ребёнок сделает то, что им нужно. Особенно ярко в этот период проявляются: отсутствие знаний об особенностях возраста, умений устанавливать контакт, доверительные отношения и выбирать нужный стиль общения. Попытки опереться на свой жизненный опыт, на то, что их так воспитывали, часто терпят поражение. Обнаруживается разница во взглядах на воспитание у родителей, влияние авторитарной педагогики, стремление к абстрактному идеалу, завышенные или, наоборот, заниженные требования к ребёнку. Процесс воспитания рассматривается как исправление врожденных недостатков. Исчезает радость общения, естественность отношений. Может возникнуть стремление подчинить ребёнка себе, своей власти. Вместо естественного принятия ребёнка, преуменьшаются его достоинства. Вместо чуткого реагирования на малейшие достижения ребёнка, начинается его сравнение со сверстниками, которое, зачастую, не в пользу приемного ребёнка. Иногда в этот период ребёнок регрессирует в своем поведении до уровня, не соответствующего его возрасту. У некоторых детей могут наблюдаться необъяснимые приступы злобы, плача, усталости или тревоги. Отмечается возврат энуреза, вредных привычек.
Привыкнув к новым условиям, ребёнок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей. Этот поиск не всегда удачен. Чтобы привлечь к себе внимание, ребёнок может изменять поведение неожиданным образом. Веселый, активный ребёнок вдруг становится капризным, часто и подолгу плачет, начинает драться с родителями или с братом, сестрой (если они есть), делает назло то, что не нравится им. А угрюмый, замкнутый — проявлять интерес к окружающему, особенно, когда за ним никто не наблюдает, действует исподтишка либо становится необыкновенно активным. Об успешном преодолении трудностей этого адаптационного периода свидетельствует изменение внешнего облика ребёнка: изменяется выражение и цвет лица, оно становится более осмысленным, чаще появляется улыбка, смех. Ребенок становится оживленным, более отзывчивым, «расцветает». Неоднократно было отмечено, что после удавшегося приёма в семью, у детей начинают расти «новые» волосы (из тусклых они становятся блестящими), исчезают многие аллергические явления, прекращается энурез, очевидна прибавка в весе.
Третья стадия — «Привыкание», или «Медленное восстановление». Если раньше ребёнка привлекали малыши, то теперь он выбирает компании близкие ему по возрасту. Исчезает напряжение, дети начинают шутить и обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми. Ребенок привыкает к правилам поведения в семье. Он начинает вести себя также естественно, как ведет себя родной ребёнок в кровной семье. Ребенок принимает активное участие во всех делах семьи. Без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни. Поведение соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям.
Он чувствует себя свободно, становится более независимым и самостоятельным. У многих детей меняется даже внешность, становится более выразительным взгляд. Они становятся эмоциональнее; расторможенные – более сдержанными, а зажатые – более открытыми. Если ребёнок чувствует хорошее отношение к себе, возникает привязанность к родителям и ответные чувства. Если же родители не смогли найти путь к сердцу ребёнка и установить доверительные отношения, то усугубляются прежние недостатки личности (агрессивность, замкнутость, расторможенность) или нездоровые привычки (воровство, курение, стремление к бродяжничеству). То есть каждый ребёнок ищет свой путь защиты от неблагоприятных внешних воздействий. Примерно через год-полтора можно сказать, что семьи, «продержавшиеся» столь длительное время, смогут существовать долго. Если родители и ребёнок удовлетворены своей ролью и обстановкой в доме, то процесс адаптации успешно завершён.
Опубликовано 29.06.2017, 20:19
Источник
Особенности воспитания ребёнка в замещающей семье
«Воспитывать… самая трудная вещь.
Думаешь: ну, все теперь кончилось!
Не тут-то было: только начинается!»
Лермонтов М. Ю.
Воспитание детей – очень важный и требующий пристального внимания аспект в развитии и духовном процветании ребенка.
Воспитание закладывает основы восприятия ребенком окружающего мира, его отношение к другим людям, видение себя и своих ближних. Именно родители играют первостепенную роль в становлении человека как личности. Семейное воспитание приемного ребенка имеет свою специфику, обусловленную психологическими особенностями детей-сирот. Когда в семью попадают дети дошкольного или школьного возраста, за ними стоит уже целая история жизни, полная психотравматических переживаний. В кровных семьях они прошли, может быть, через голод, лишения, жестокое обращение со стороны взрослых. Все приемные дети в тот или иной жизненный период были лишены постоянной любви и заботы значимого для них взрослого.
Поэтому основной направленностью детско-родительских отношений в замещающей семье должно стать удовлетворение потребности ребенка в постоянном, эмоционально теплом, понимающем общении со взрослым, который любит и принимает его.
Говоря о воспитании приемных детей, следует подчеркнуть, что зачастую замещающим родителям приходится иметь дело с «перевоспитанием». В данном случае любой стиль воспитания может быть как ресурсным, так и неподходящим в зависимости от состояния ребенка. Так, безынициативному, неуверенному ребенку может быть полезен либеральный стиль с преобладанием поддержки над контролем, а ребенку с низким самоконтролем и нарушенной нормативностью подойдет «диктат», т. е. строгий контроль и четкие, жесткие правила. Поэтому приёмным родителям очень важно быть гибкими, способными при необходимости изменить стратегию семейного воспитания, подобрав методы и приёмы, подходящие именно их ребёнку.
Но существуют приёмы, которые категорически нельзя применять в воспитании приёмного ребёнка:
1. Эмоционально отвергать ребенка. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой». Иногда эмоциональное отвержение маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы. Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей.
2. Требовать чрезмерно высокой моральной ответственности, не соответствующей возрасту и реальным возможностям ребенка. Требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на ребенка ответственности за жизнь и благополучие других, настойчивые ожидания больших успехов в жизни — все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его особенностям.
3. Осуществлять воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви.
Нежелательное поведение (например, непослушание), недостаточные достижения или неаккуратность в быту наказываются тем, что ребенку демонстрируется, что «он такой не нужен, мама такого не любит». При этом родители прямо не выражают недовольства ребенком, недопустимости подобного поведения, не демонстрируют ясно негативные чувства, которые они переживают в связи с плохим поведением ребенка. С ним не разговаривают, его подчеркнуто игнорируют, говоря о ребенке в третьем лице — как об отсутствующем. У ребенка подобное отношение порождает бессильное чувство ярости и гнева, вспышки разрушительной агрессии, за которыми стоит стремление доказать свое существование, внедриться в семейное «мы» напролом; родитель тогда идет на мировую из-зa страха перед агрессией или путем ответной агрессии (оплеух, ударов) пытается преодолеть им же созданную стену отчуждения. Подобное поведение родителей у легко ранимых детей порождает глубокое чувство собственной ненужности, одиночества. Стремясь добиться родительской любви, ребенок вынужден сверхограничивать собственную индивидуальность, поступаясь чувством собственного достоинства, лишаясь собственного «Я». Послушаниe достигается ценой обесценивания «Я».
4. Осуществлять воспитательный контроль посредством вызова чувства вины: ребенок, нарушающий запрет, клеймится родителями как «неблагодарный», «предавший любовь», «доставляющий столько огорчений», «доводящий до сердечных приступов» и т. д. Развитие самостоятельности сковывается постоянным страхом ребенка оказаться виноватым в неблагополучии родители, отношениями зависимости.
Воспитание приёмных детей – это большое, трудное, но благое дело. Как приемным детям, так и родителям приходится пройти очень сложный и длинный путь, пока между ними не наладятся по-настоящему близкие, доверительные отношения. Но настоящей наградой замещающим родителям станут счастливые глаза и радостный смех их приёмных детей!
Источник
Чтобы быть справедливым,
надо до тонкости знать
духовный мир своего ребенка
(В. А. Сухомлинский).
Составители:
социальный педагог Г(О)БУ Центр «СемьЯ» Осипова Татьяна Михайловна
педагог-психолог Г(О)БУ Центр «СемьЯ» Каверина Ольга Сергеевна г. Липецк. 2020 г
Интеграция ребёнка в замещающую семью
Интеграция ребёнка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей в замещающую семью — это его включение в семейную систему, принятие им предписанной роли, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества. В свою очередь и родители принимают и осваивают новые функциональные роли (матери и отца).
Как показывает практика, необходимым условием успешной интеграции ребёнка-сироты к новой семье является взаимное соответствие ожиданий ребёнка и приёмных родителей, а также всех членов приемной семьи между собой.
Интеграция приёмного ребёнка в семье — трудный вопрос и сложная жизненная проблема. Здесь многое зависит и от возраста ребёнка, и от черт его характера.
Появление нового члена в замещающей семьесопряжено со многими трудностями, в первую очередь, связанными с изменениями уклада и отношений внутри семьи. В устоявшуюся систему врывается новая личность, которая требует к себе внимания и имеет не только обязанности, но и права.
Замещающая семья имеет разительные отличия от кровной. Когда в семье рождается ребенок, возникает естественная система «Родители – Дети». Кровные узы заставляют близких и дальних родственников принять нового члена семьи как своего, вне зависимости от его личных особенностей. Привязанность между приемным ребенком и принимающей семьей вырастает не очень быстро.
Ребенок, попадая в замещающую семью, строит отношения не только со взрослым, который занимается его воспитанием, но и со всей семьей в целом, то есть имеет дело уже с системными процессами.
В процессе вхождения ребенка в семью — интеграции, семья пытается изменить ребенка, приспособить его к требованиям системы. Но и самой семье необходимо измениться, перестроиться. Либо отвергнуть ребенка.
Может случиться, что первое время ребёнок будет враждебно настроен, ощущать замешательство, испытывать эмоциональный стресс. Для таких детей нужны четкие ориентиры того, что происходит в семье, правила жизни семьи. Похвала, поощрения ребёнка показывает ему, что он важен, признан в семье, занимает свое, особое место. Наказание же — тупик для воспитания, начало конфликтов и отчужденности, что не способствует интеграции приемного ребёнка в семье, а скорее, отчуждению ребёнка от остальной семьи. Залогом укрепления отношений в замещающей семье должно стать понимание. Необходимо хвалить приемного ребенка за определённые поступки и повторяющиеся («спасибо, что помог мне помыть посуду») действия. И прием «если — то» использовать реже. На его примере дети учатся манипулированию.
Интеграция ребенка в замещающей семье зависит:
во-первых, от психологической готовности замещающей семьи к приему ребенка: открытости системы, ее способности к переструктурированию;
во-вторых, от того, насколько ребенка принимают в новой семье, от качества отношений ребенка с новыми родителями и наиболее значимыми членами этой семьи;
в-третьих, от социально-психологических особенностей личности ребенка и его приемных родителей;
в-четвертых, от специфики переживания детьми события отказа от них кровной семьей (изъятия из кровной семьи) и обретения новых родителей.
Интеграция детей в замещающей семье считается завершенной, если достигнуты следующие условия:
ребенок принимает и выполняет правила и традиции семьи;
положительная динамика развития ребенка;
принятие прошлого опыта ребенка приемными родителями;
принятие собственного опыта ребенком;
определены адекватные границы взаимоотношений ребенка и приемных родителей с кровной семьей ребенка;
успешная социализация ребенка в широком социальном окружении.
Если интеграция не происходит, то ребенок остается внешним элементом, не включенным в семейную систему, и в результате дезадаптируется.
Следует помнить, что у детей, воспитывавшихся в детских домах, за время пребывания в них формируется свой идеал семьи, в каждом из них живет ожидание встречи с родителями. С этим идеалом связывается ощущение праздника, прогулок, игр. Взрослые же, занятые житейскими проблемами, не всегда находят для этих детей времени, оставляют наедине с самим собой, считая их большими, либо чрезмерно опекают, контролируя каждый шаг.
Привыкнув к новым условиям, ребёнок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приёмных родителей. Этот поиск не всегда удачен. Неподготовленные к этому родители могут испытывать испуг, шок. Оправдывая себя, родители начинают искать в ребёнке недостатки, вызванные «ущербной» наследственностью: плохая память, туго соображает, слишком подвижный, и тому подобные дефекты, не подозревая, что многие недостатки в развитии вызваны не наследственными факторами, а психологической запущенностью ребёнка, и при хорошем семейном уходе, заботе и терпении исчезают бесследно.
Большую помощь в успешной интеграции детей-сирот в замещающую семью оказывает психолого-педагогическое сопровождение семей. —
Это позволяет осознатьродителям, что все эти проблемы и конфликты закономерны и хороши в том плане, что позволяют лучше узнать друг друга. Ребенкув этой ситуации нужно помочь сформировать и выразить чувства по отношению к ситуации, чтобы он не загонял обиды и разочарования в себя, а тоже вышел на конструктивный диалог с семьей.
Родителям необходимо дать понять, что это не катастрофа, что это – движение вперед, развитие отношений, возникновение взаимодоверия, когда уже не нужно надевать маску «идеальности».
Важно в этот период обращать внимание родителей на реальные достоинства ребенка, при этом разрешить себе испытывать все чувства и позитивные и негативные, потому что это нормально. Также необходимо рассказывать ребенку про себя, про свою жизнь, про детство, про семью, чтобы у него формировалось представление о приемных родителях, как о реальных людях.
Самым важным, но одновременно и самым сложным, является расширение социального опыта приёмного ребёнка. Вовлечение детей в домашний труд (какой он, чем занимаются родители), организация досуга, отдыха, общения внутри семьи, приобщение к семейным традициям и ценностям — вот программа максимум для успешной интеграции приёмного ребёнка в семье. Посещение театров, музеев, выставок, чтение книг, совместное проведение летнего отдыха, турпоходы, знакомство с новыми местами, общение с родственниками, семейные праздники с заботой друг о друге — основа основ семейных традиций.
Особенно сложна интеграция подростка-сироты в замещающую семью.
Замещающим родителям следует учитывать, что часто подростки требуют для себя слишком много свободы. Важно избегать крайностей в установлении взаимоотношений и стремиться к уравновешенности.
Как это делать?
Для начала можно рассмотреть приведенный ниже перечень. Проанализируйте в каких областях ваш приемный ребенок поступает ответственно? Выбор друзей и знакомых, внешний вид, умение планировать семейный бюджет, соблюдение распорядка дня, соблюдение правил и традиций семьи, самостоятельность при выполнении уроков.
Повышенная ценность семьи и недостаточный опыт жизни в ней способствуют идеализации воспитанниками детских домов взаимоотношений в семье, образа семьянина. Одновременно существует и другой эталон – отрицательный, конкретный образ того, какими эти взаимоотношения не должны быть, какими качествами не должны обладать муж, отец, мать, жена. Столкновение двух образов порождает конфликтную систему требований: идеализированных и неопределенных с одной стороны, и чрезвычайно низких, ограниченных выполнением элементарных норм поведения, – с другой.
И здесь важна роль специалистов службы сопровождения замещающих семей, которые проведут диагностику уровня развития ребенка и степени его отставаний, разработают систему развивающих и коррекционных занятий, подходящую именно вашему ребенку, дадут рекомендации, как с ним заниматься дома.
Всегда следует помнить, что отставание в развитии детей-сирот связано, прежде всего, с недостатком любви и вызванной этим тревогой, которая блокирует природную любознательность ребенка. Когда ребенок в вашей семье почувствует себя любимым и защищенным, его развитие ускорится.
В этой связи можно дать несколько советов замещающим родителям по улучшению общения с подростком:
— Постарайтесь, общаясь с подростком, следить за тем, чтобы не давать непрошеных советов. Даже если подросток спрашивает вас, что вы думаете по тому или иному поводу, прежде чем ответить, спросите, что думает по этому поводу он сам.
— Если вы будете уделять подростку немного времени и разговаривать на разные темы, а не только о том, чего вы от него хотите, он будет меньше сопротивляться вашему контролю. На этом этапе развития ребенку нужно спорить и высказывать свои мнения.
Для того, чтобы подростку-сироте успешно интегрироваться к жизни в семье, он должен обладать определёнными социальными умениями:
· умения совместного проживания (учитывать мнение другого, договариваться, вести совместную деятельность (проявлять эмпатию);
· умения адекватно выражать многообразные чувства и потребности, в том числе по отношению к семейному устройству;
· умения регулировать собственные эмоциональные состояния, поддерживать поведенческую стабильность;
· умения рефлексии, самоконтроля и самоорганизации;
· умения адекватно оценивать действительность и характер проблем;
· умения принимать решения самостоятельно и в группе;
· умения социального взаимодействия с окружающими.
Семья, в том числе и замещающая, является первой и важнейшей ячейкой общества, закладывающей и формирующей нравственные начала, жизненные принципы ребенка, подготавливающей ребенка к жизни. Семья является первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения. Поэтому родители как первые воспитатели имеют самое сильное и определяющее влияние на детей.
По материалам интернет-ресурса
Источник