Развитие познавательной сферы ребенка с онр
Юлия Веревкина
Особенности познавательной сферы детей с ОНР. Формирование личности ребенка с недостатками речевого развития
В структуре дефекта у детей с речевой патологией наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и снижение уровня познавательной сферы. Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности, помогает найти пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта. Соответственно наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений открывается возможность воздействовать на те или иные особенности психического развития, прямо или косвенно мешающие нормальному функционированию речевой деятельности.
По данным исследований Р. Е. Левиной и Н. А. Никашиной, «патологии мозговых систем оформляют не только картину речевого недоразвития, но и всю психическую деятельность ребенка, что способствует затруднению его контакта с окружающими, возникновению частых реакций негативизма, склонности к образованию стереотипий, отрицательного отношения к новому, трудностей при переключении с одного вида деятельности на другой, медлительности всех психических процессов, склонности к неловкости моторики» (1968, с. 119).
Как отмечают Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова т Т. Б. Филичева (1999, при первичном общем недоразвитии речи у детей формирование речи и мышления имеет свои качественные особенности. Начальные этапы психического развития (на первом году жизни) не нарушены, предречевое развитие также в ряде случаев протекает правильно. В младшем дошкольном возрасте психическое развитие этих детей опережает развитие речи. Находясь на первом уровне речевого развития и почти не владея словестными формами общения, эти дети отличаются избирательным отношением к окружающему, у них рано формируется критичность к своей речевой недостаточности, проявляется выраженный интерес и стремление к познавательной деятельности.
Нарушения мыслительной деятельности детей с ОНР
У детей с ОНР наблюдается несколько замедленный темп интеллектуального развития в сравнении с возрастной нормой.
Недостаточность обобщенного,абстрактного мышления: Неспособность ребенка установить сходство и различие между предметами и явлениями по существенным признакам, затруднение в выполнении заданий на классификацию и выделение 4 лишней картинки, непонимание основного смысла рассказа, трудности формирования абстрактного счета и в решении арифметических задач.
Отставание в развитиисловестно-логического мышления: без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, для некоторых детей характерна ригидность мышления. Дети с ОНР с трудом усваивают абстрактные, временные и пространственные понятия.
Мышление является преимущественно конкретным, инфантильным и стереотипным. При выполнении задания дети часто отвлекаются, обращают внимание на несущественные детали, упускают существенное, не могут адекватно оценить ситуацию. Процесс мышления характеризуется импульсивностью, хаотичностью, застреванием, замедленностью. Многие из детей с ОНР легко теряют конечную задачу, не могут составить внутренний план ее решения (недостаточное развитие динамики мыслительных процессов и внутренней речи).
Нарушения внимания детей с ОНР
Для детей с ОНР характерен пониженный уровень развитияосновных свойств внимания: недостаточная устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания. Нарушение концентрации внимания как следствие утомления. Неадекватные колебания внимания. Ограниченный объем внимания (дети воспринимают ограниченное количество информации, могут воспринимать не ситуацию в целом, а лишь отдельные ее элементы; в связи с этим осуществление деятельности замедляется).
«Генерализованное и неселективное»внимание: неумение сосредоточиться на существенных признаках (из-за трудностей дифференцировать раздражители по степени важности наблюдается зависимость внимания от внешних воздействий). Такие дети не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку.
Такие дети трудно восстанавливают порядок расположения даже 4 предметов после их перестановки.
Не замечают неточностей в рисунках-шутках.
Трудно сосредотачивают и удерживают внимание на словестном материале вне наглядной ситуации.
Нарушения мнестической деятельности детей с ОНР
У детей с ОНР нарушена как непроизвольная, так и произвольная память. Причиной трудностей произвольного запоминания является сниженная познавательная активность.
Наглядный материал детьми запоминается лучше вербального, а непроизвольное запоминание страдает меньше, чем произвольное.
У детей с ОНР снижена как механическая, так и логическая память. Снижение уровня логической памяти обусловлено недостаточностью смысловой переработки получаемой информации.
Отмечается своеобразие кратковременной памяти: снижение объема и скорости памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания, нарушение порядка воспроизведения рядов, излишняя тормозимость за счет побочных факторов.
Как пишут Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова и Т. Б. Филичева, «при относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Нередки ошибки – привнесения, повторное называние предметов, картинок. Дети забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые, элементы и последовательность предложенных для выполнения действий» (1990, с. 136)
Сенсорное развитие детей с ОНР также имеет свои особенности:
Дети затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – в обозначении этих свойств словом.
Дети путают названия цветов, геометрических фигур.
Дети с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях.
Слуховое восприятие (слуховое внимание, тембровый, звукочастотный слух, ритмическое чувство) формируется со значительной задержкой.
Отклонения в формировании личности
У детей с ОНР наблюдаются трудности социальной адаптации, сложности взаимодействия с окружающей их средой (несформированность средств общения)
Нарушения коммуникативной функции: снижение потребности в общении, несформированность средств коммуникации).
Заниженная самооценка, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности.
Источник
Автор: Пронько Инна Анатольевна
Должность: педагог– психолог
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №39
Населённый пункт: г.Красногорск, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития познавательной сферы у детей с ОНР
Дата публикации: 31.05.2018
Раздел: дошкольное образование
Особенности развития познавательной сферы детей с ОНР
Многочисленные
исследования
посвящены
изучению
психологических
особенностей детей с ОНР. Развитие познавательной сферы детей данной
категории
представлено
достаточно
широко.
Результаты
данных
исследований
свидетельствуют,
что
дети
с
ОНР
имеют
характерные
психологические особенности и отличаются от нормально развивающихся
детей.
При
этом
различия
касаются
практически
всех
психических
проявлений.
Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимаются различные сложные
речевые
расстройства,
при
которых
у
детей
при
нормальном
слухе
и
интеллекте
нарушено
формирование
всех
компонентов
речевой
системы.
Отмечается общая несогласованность всех систем языка — фонематической,
лексической (словарный запас), грамматической (правила словообразования и
словоизменения, правила связи слов в предложениях). Вместе с тем в картине
ОНР у разных детей имеются определенные индивидуальные особенности.
Для этих детей характерны нарушения познавательной деятельности в связи
с
незрелостью
эмоционально-волевой
сферы,
понижением
умственной
работоспособностью и недостаточностью отдельных психических функций.
У
них
отмечается
слабость
волевых
установок,
импульсивность,
двигательная
расторможенность,
эмоциональная
неустойчивость,
аффективная
возбудимость
или
вялость,
апатичность.
Недостаточная
выраженность
познавательных
интересов
сочетается
у
этих
детей
с
нарушением внимания, памяти, замедлением скорости приема и переработки
сенсорной информации, плохой координацией движений.
Такие
психические
процессы,
как
память
и
внимание,
восприятие
и
мышление у детей с ОНР также имеют свои особенности.
Психологические
исследования
указывают,
что
у
детей
с
ОНР
имеются
недостатки в развитии их непроизвольной памяти (дети с трудом вспоминают
и воспроизводят словесный материал, плохо запоминают тексты, таблицы и
т.п.).
Внимание у детей с ОНР характеризуется такими нарушениями, как: низкая
концентрация внимания, то есть неспособность ребенка сосредоточиться на
задании,
деятельности,
быстрая
отвлекаемость;
быстрая
истощаемость
и
утомляемость; узкий объем внимания, и низкий уровень его устойчивости.
Нарушение
внимания
у
детей
с
ОНР
отразилось
на
особенностях
их
восприятия: недостаточная полнота и точность, замедленность восприятия и
переработки информации для полноценного восприятия (ребенок с ОНР не
обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».);
снижение
активности
восприятия
(ребенок
не
пытается
всмотреться,
материал воспринимается поверхностно) и т.д. Наиболее грубо нарушены
такие сложные формы восприятия, как зрительное восприятие и зрительно-
моторная координация.
Так как на развитие мышления оказывают влияние все психические процессы
(память, внимание, восприятие, речь и др.), то нарушение в этих процессах
сказывается и на мышлении ребенка с ОНР.
Дошкольники с нормой развития к 6-7 годам способны выполнять сложные
интеллектуальные
задачи,
даже
если
они
ему
неинтересны
(действует
принцип:
«так
надо»
и
самостоятельности).У
детей
же
с
ОНР
эти
предпосылки развития мышления в той или иной степени нарушены. Общие
же
недостатки
мыслительной
деятельности
детей
с
ОНР
заключаются
в
следующем:
несформированность
познавательной,
поисковой
мотивации
(избегают
любых
интеллектуальных
усилий);
отсутствие
выраженного
ориентировочного
этапа
при
решении
мыслительных
задач
(начинают
действовать сразу, с ходу); низкая мыслительная активность, отсутствует
направленный поиск решения, решают задачу на интуитивном уровне.
Также
у
детей
с
ОНР
имеются
нарушения
важнейших
мыслительных
операций:
анализ,
сравнение,
классификация,
индукция,
дедукция
(испытывают
большие
трудности
при
выстраивании
самых
простых
умозаключений, в отличие от своих нормальных сверстников).
Дошкольники с ОНР не умеют делать выводы, рассуждать, дают случайные и
необдуманные ответы, то есть проявляют неспособность к анализу. Общее
нарушение
интеллектуальной
(мыслительной)
деятельности
ребенка
приводит к значительным затруднениям в овладении речью и особенности
речевого развития таких детей проявляются не только в запаздывании речи,
но и в характере ее формирования.
Отечественными исследователями в данной области установлено, что у детей
с
нормальным
интеллектом
в
дошкольном
возрасте
уже
формируются
фонематические, морфологические и синтаксические обобщения. Нормально
развивающийся
ребенок
запоминает
не
только
слова,
но
и
отдельные
морфемы и уже с двухлетнего возраста начинает пользоваться правилами
словообразования в своей речи.
Речевое развитие детей с ОНР протекает иначе. У них не возникает подобных
обобщений: дети по подражанию усваивают отдельные слова и простые по
конструкции предложения. Из-за нарушения коркового анализа и синтеза в
пределах
слухового
и
речедвигательного
анализаторов
они
с
трудом
овладевают произносительной стороной речи.
Понимание структуры общего недоразвития речи, причин, лежащих в его
основе,
понимание
соотношения
первичных
и
вторичных
нарушений
необходимо
при
направлении
детей
в
специальные
учреждения,
выборе
адекватных
коррекционных
мероприятий,
предупреждении
нарушений
чтения и письма в начальной школе.
Источник
Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи (по Р.Е. Левиной). В зависимости от степени выраженности речевого дефекта выделяют четыре уровня речевого развития. Несмотря на сходство проявлений речевого дефекта при ОНР, указывающих на системную недостаточность всех компонентов речевой деятельности и даже при одном уровне их речевого развития, динамика преодоления речевого дефекта, особенности познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер, их поведения крайне различны.
Особенности познавательной сферы детей с ОНР
Особенности восприятия. Исследования слухового восприятия у данной категории детей выявили трудности восприятия раздражений неречевого характера, заключающиеся в отсутствии: слуховых предметных образов, нарушении слухового внимания, дифференцированного восприятия бытовых шумов, звуков речи, правильного анализа ритмических структур. Выполнение заданий на восприятие и воспроизведение ритма детьми с общим недоразвитием речи свидетельствуют о трудностях слухового анализа ритмических структур.
При некоторых клинических типах ОНР (моторная алалия) отмечается диффузность фонематических представлений, нечеткость звукового восприятия и воспроизведения, незначительное снижение тонального слуха, обусловленное специфическим состоянием коры головного мозга.
Простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений у детей с нормальным речевым развитием и с ОНР не имеет различий. Однако при постепенном увеличении количества информативных признаков изображений (контурные, пунктирные, зашумленные, наложенные), у детей с ОНР наблюдаются значительные затруднения, выявляется увеличение числа ошибок.
Особенно нарушенными при ОНР оказываются более высокие уровни зрительного восприятия. Это проявляется в трудностях классификации по форме, цвету, величине. При восприятии отмечаются нарушения в выделении существенных признаков, соскальзывание на случайные, незначимые признаки.
Буквенный гнозис у детей с ОНР характеризуется тем, что они не могут правильно называть буквы печатного шрифта, данные в беспорядке; находить буквы, предъявляемые зрительно, среди ряда других; показывать буквы по заданному звуку; узнавать буквы в условиях зашумления, изображенные пунктирно, в неправильном положении и т.д. В большинстве случаев дети с ОНР к моменту поступления в школу имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса и только немногие из них готовы к овладению письмом.
Симультанный гнозис у детей с ОНР характеризуется фрагментарностью воспроизведения ситуаций, без установления взаимоотношений. В рассказах детей отсутствует смысловая целостность. Тексты соответствуют изображенной ситуации либо частично, либо полностью, но с искажением смысла, пропусков смыслоразличительных звеньев, отсутствием или дефицитарностью временных и причинно-следственных отношений.
Для детей с ОНР характерны нарушения оптико-пространственного гнозиса, которые проявляются при рисовании, конструировании, начальном овладении грамотой. Так при рисовании отмечается частичное соответствие изображению при наличии отдельных неточностей: замены и пропуски деталей изображения, искажения общего контура, нарушения направления движений, их персеверации и неправильное расположение фигур на листе бумаги. При рисовании по образцу и с натуры у части детей рисунки не соответствуют предъявленному изображению.
У большинства детей с ОНР отмечаются нарушения лицевого гнозиса, которые проявляются в нарушении опознания реальных лиц и их изображений.
Механизмы, обусловливающие особенности перцептивной деятельности детей с ОНР, связаны с нарушениями интегративной деятельности головного мозга, несогласованностью работы полушарий, наличием функциональной незрелости его коры, несоответствием развития ее электрической активности и регуляторных механизмов возрастному уровню, недоразвитием длительно формирующихся в онтогенезе ассоциативных нейронных связей. Выраженные локальные поражения и патологическая активность структур левого (вербального) полушария коры при ОНР сочетается с зеркальными локальными изменениями электрической активности в правом (невербальном) полушарии. Такое сочетанное поражение обоих полушарий обусловливает тяжесть клинической картины и трудности компенсации дефекта. При ОНР присутствует снижение эффективности познавательной деятельности, низкий уровень пластичности ЦНС, слабое развитие циклических процессов, через которые реализуются запись и считывание поступающей информации, затрудняется образование “нервных моделей” или репрезентаций взаимосвязанных во времени стимулов, без чего невозможно установление зависимостей между событиями окружающей среды, а следовательно — обучение и целенаправленное адаптивное поведение.
У детей 8-11 лет с общим недоразвитием речи имеется специфика функционирования нейрофизиологических механизмов зрительного восприятия. Структурно-функциональная организация процессов сенсорно-перцептивного анализа как вербальной, так и невербальной зрительной информации существенно отличается от таковой в норме и коррелирует с особенностями их познавательной деятельности. Условно можно выделить две группы детей с ОНР по состоянию их когнитивной сферы: с преимущественным дефицитом внимания и с преимущественным дефицитом памяти.
Для детей с дефицитом внимания свойственны слабая реактивность мозговых структур и недостаточность активационных процессов, что является следствием недостаточности механизмов не только вербальной, но и сенсорной систем. У таких детей наблюдаются незрелые процессы сенсорно-перцептивного анализа и анализа стимулов в вербальной системе в сочетании с повышенным вовлечением системы перцептивной и вербальной памяти.
Для детей с дефицитом памяти характерна недостаточность следообразования, что влияет на эффективность восприятия значимой информации и свидетельствует о недостаточности механизмов сличения информации с эталоном, о трудностях актуализации долговременной памяти и процессов семантического анализа; специфика зрительного восприятия ассоциируется с дисфункцией преимущественно диэнцефальных подкорковых образований и правополушарных височных структур мозга, что и обусловливает недостатки памяти и влияет на эффективность восприятия информации.
Учитывая тот факт, что для формирования полноценной речи и её развития необходима тесная связь слова с его чувственной основой, представляется весьма актуальной проблема детального изучения состояния тактильного, зрительного, двигательного, обонятельного и других видов восприятия у детей с патологией речи, а также задача использования сохранных функций для коррекции и компенсации речевых нарушений. Активизация чувственных ощущений способствует увеличению успешности называния предметов, повышению речевой активности, улучшению речевого восприятия. Актуальность подобных исследований отмечалось ещё Р.Е. Левиной, описавшей разные группы детей с речевым недоразвитием: дети с нарушенным слуховым восприятием, дети с нарушенным зрительным восприятием, дети с нарушениями психической активности. Во всех группах отмечаются нарушения мышления: малый запас понятий, их конкретность и ограниченность. У детей первых двух групп мышление страдает вторично. У детей третьей группы возможно первичное нарушение мышления, что проявляется в недостатках формирования логических операций.
Нарушения орального стереогноза при ОНР проявляются в трудностях опознания формы предметов, помещенных в рот (методика Р.Л. Рингеля). Нарушения пальцевого стереогноза обнаруживаются в виде нарушения опознания формы предметов без визуального контроля.
Дети с ОНР характеризуются недостаточной ритмичностью и дискоординацией движений, нарушением ориентации в схеме тела, общей незрелостью слухозрительных сенсорных функций, хаотичностью и аритмичностью движений, нарушениями запоминания, удержания и воспроизведения двигательной программы, трудностями в выполнении мелких дифференцированных движений, низким уровнем развития ритмического моторного ответа на неречевые стимулы при чётко выраженной доминантности зрительного восприятия ритма.
При ОНР отмечается истощаемость процессов внимания. Характерен низкий уровень распределения и концентрации внимания: период врабатываемости неустойчив, темп медленный, низкая продуктивность и точность работы. Значительно страдает устойчивость внимания. Медленный темп деятельности сочетается со значительным числом ошибок, что определяет невысокую точность реализации задания. Объем внимания не соответствует возрастным параметрам. Время выполнения задания может отвечать нормативным критериям, однако, допускается большое количество ошибок. Особенностью данной группы детей является недостаточное понимание инструкций к заданиям, а также неоднородность показателей внимания внутри группы. Характерным показателем расстройств произвольного внимания является отвлекаемость. Она присутствует при всех психических процессах, не только при оперировании с незнакомым, но и со знакомым материалом. Нередко отвлекаемость возникает даже при условии положительной направленности ребенка на выполнение деятельности, представляющей для него интерес.
Память. Запоминание детьми речеслуховой информации замедленное, наблюдаются выраженные признаки снижения числа воспроизведенных слов по мере их повторения. В количественном отношении отмечается снижение объема слухоречевой памяти.
У детей с ОНР отмечается снижение запоминания вербального материала и продуктивности запоминания. Нередки ошибки привнесения, повторное называние. Дети часто забывают сложные инструкции (трех — четырех ступенчатые), элементы и последовательность предложенных заданий. Наблюдаются трудности слухового анализа ритмических групп, недостатки запоминания акустических образов, нарушения перевода акустических образов в зрительно-пространственные.
Недостаточная продуктивность непроизвольной памяти у детей с общим недоразвитием речи отчетливо проявляется на стадии воспроизведения, когда ребенка просят припомнить тот или иной материал, в то время как задача запомнить его не ставится. Они быстро называют несколько запомнившихся моментов или действий но потом не предпринимают усилий, чтобы продолжить припоминание. Вместо того чтобы вспомнить, что им еще предлагалось, они начинают придумывать слова, т.е. отступают от предложенного им задания.
Необходимым условием высокой продуктивности деятельности запоминания является ее целенаправленность. Из-за недостаточно устойчивого внимания дети с общим недоразвитием речи часто отвлекаются от заучивания материала, что неизбежно снижает его эффективность.
Своеобразие зрительной памяти проявляется в снижении объема запоминания (1-2 стимула); инертности зрительных представлений; гетерономной интерференции (наложение зрительных образов).
Мышление. В настоящее время существуют разные точки зрения на состояние мышления при системных нарушениях речи.
Согласно одной из них сходство нарушения интеллекта при алалии и умственной отсталости. Такие авторы, как Р.А. Белова-Давид, М.В. Богданов-Березовский, М. Зееман считали, что нарушения мышления при алалии первично, так как это результат раннего органического поражения мозга, а нарушение речи — вторично.
Иной точки зрения придерживались Н. Н. Трауготт, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, С.С. Ляпидевский, считавшие, что при системных нарушениях речи мышление нарушено вторично. Авторами не установлено положительной корреляции между состоянием речи и состоянием интеллекта. В.А.Ковшиков и Ю.А. Элькин, придерживаясь этой позиции, доказали, что при осуществлении операций невербального характера со знакомыми предметами дети с недоразвитием речи не испытывают затруднений, их действия почти не отличаются от нормы и значительно превосходят таковые у детей с олигофренией. У части таких детей отмечается замедление темпа мыслительного процесса и большее по сравнению с нормой число попыток при выполнении мыслительных операций. Отрицательно влияют на процесс и результаты мышления свойственная многим детям эмоциональная возбудимость, двигательная расторможен- ность, отвлекаемость, негативизм (чаще речевой).
Дальнейшее развитие логопедической теории и практики позволило систематизировать и обобщить представления о речевых и неречевых нарушениях в структуре познавательной деятельности детей с ОНР. Так Е.М. Мастюкова, О.Н. Усано- ва, Т.Н. Синякова указывают, что недоразвитие речи имеет сложное сочетание нарушений речи и других психических процессов. Количественные показатели развития невербального интеллекта у таких детей колеблются преимущественно в пределах от нормы до низкой границы. Несформированность некоторых знаний и недостаточность самоорганизации речевой деятельности влияет на процесс и результат мыслительной деятельности.
Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская отмечают, что при недоразвитии речи наблюдается замедление развития всех психических функций. Познавательные процессы нарушаются на гностическом уровне, отмечается ослабленная способность к символизации, к овладению логическими операциями и низкое качество всех интеллектуальных операций, которые связаны с речью. Для познавательной деятельности характерна инертность, интеллектуальная пассивность, недостаточная оценка проблемных ситуаций. Речь для ребенка не является средством познания окружающего. В большей степени страдает вербальный интеллект, но возможны недостатки и невербального компонента.
А.Н. Корнев, предприняв попытку систематизировать психическое развитие детей с ОНР, доказать наличие трех основных механизмов недоразвития речи: неполноценность артикуляторного праксиса, когнитивный дефицит и дефицит языковой способности. Признаки дизонтогенеза психического развития таких детей проявляются в своеобразной асинхронии развития, в дисгармоничности развития мышления и интеллекта с дефицитом вербально-логических форм мышления, в дефиците коммуникативно-речевой компетенции, в своеобразных проявлениях эмоционально-волевой незрелости и в особых, специфичных формах социальной дезадаптации.
Т.Д. Барменкова состояние познавательной сферы детей с ОНР условно разделяет на четыре группы. Дети первой группы имеют достаточно высокий уровень сформированности невербальных и вербальных логических операций, соответствующий детям с нормальным речевым развитием. Познавательная активность, интерес к заданию у них высоки, целенаправленность деятельности устойчива и планомерна.
Уровень сформированности логических операций у детей второй группы ниже возрастной нормы. Речевая активность снижена, дети испытывают трудности приема словесной инструкции, у них ограничен объем кратковременной памяти, они не удерживают словесный ряд.
У детей третьей группы, целенаправленность деятельности нарушена при выполнении как вербальных, так и невербальных заданий. Для них характерны недостаточная концентрация внимания, низкий уровень познавательной активности, низкий объем представлений об окружающем, трудности усвоения причинно-следственных связей. Однако, потенциальные возможности для овладения абстрактными понятиями сохранена, если им будет оказана помощь со стороны педагога.
У детей четвертой группы наблюдается недоразвитие логических операций. Логическая деятельность их крайне неустойчива, отсутствует планомерность, познавательная активность низкая, контроль над правильностью выполнения заданий отсутствует.
Обобщая имеющиеся данные, можно отметить, что у детей с системными нарушениями речи наглядно-действенное мышление развивается относительно благополучно. Это обусловлено тем, что решение задач практическим способом осуществлятся без участия словесной регуляции. Но как только они переходят на следующую ступень в своем умственном развитии, наблюдается спад в их интеллектуальной деятельности. Так, например, они часто испытывают затруднения в сравнении двух и более признаков, с трудом восстанавливают последовательность событий, не удерживают в памяти словесный образ, нарушены счетные операции. Они с большим трудом усваивают действия наглядно-образного и логического мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, они отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Для многих из них характерна ригидность мышления.
В операциях вербального мышления детям трудно строить умозаключения, хотя в большинстве случаев они устанавливают правильные отношения между фактами действительности. Об этом можно судить по результатам выполнения тех же заданий в невербальной форме. Основная причина этих трудностей — языковые расстройства, ограничения в использовании языковых средств. Так составляя рассказ по серии сюжетных картинок они успешно справляются с заданием в невербальной форме (т.е. раскладывают картинки в нужной последовательности), но не могут составить рассказ о событиях либо используют при рассказе неправильные языковые средства.
Названные затруднения во многом определяются недоразвитием обобщающей функции речи и обычно успешно компенсируются по мере коррекции речевой недостаточности. Задания, сопряженные с рассуждениями, умозаключениями и опосредованными выводами вызывают у дошкольников с общим недоразвитием речи серьезные затруднения. Они мало осведомлены об окружающем мире, у них отмечается неравномерность развития словесно-логического мышления и речемыслительной деятельности, которое невозможно без анализа, синтеза, сравнения, обобщения — т.е. основных операций мышления.
Воображение. У детей с ОНР от нормы. Для них характерны недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения. Отмечается более низкий уровень пространственного оперирования образами, недостаточное развитие творческого воображения. Представления о предметах у них оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточен и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем тяжелее нарушение речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он часто оказывается беспомощным в создании новых образов. Их рисунки отличаются бедностью содержания, не могут выполнить рисунок по замыслу; затрудняются, если нужно придумать новую поделку или постройку. Воображение стереотипно. Оно проявляется в однообразных рисунках; медленном темпе создания объектов; недостаточной детализации воссоздаваемых образов. Для невербального творческого воображения характерен низкий уровень развития. Отмечаются стереотипные решения проблемных ситуаций, что говорит о недостаточно развитой оригинальности воображения у детей с ОНР.
У детей с ОНР недостаточно сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память, чем у нормально говорящих сверстников. Они малоактивны, не проявляют достаточной инициативы, это создает серьезные проблемы на их развитие и обучение.
Источник