Личностное развитие ребенка старшего дошкольного возраста

Доклад на родительское собрание «Развитие личности 5-6 летнего ребенка»

Педагог-психолог Благих А.В.

Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом. Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это, дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. «А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер? Обоснуй». У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.

Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. В   играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей, воспитателей,  выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу».  Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребёнка.

       Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта.  Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в гpyппах старших дошкольников. Интерес детей к школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное — связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового.

     К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.

     Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.        

     Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.

      Ha фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

      Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.

     Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.

Вам как его родителям важно:

 ♣ С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его маги- ческого мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.

Читайте также:  Социальное развитие ребенка 4 года жизни

♣ Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению

♣ Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать. — Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками. Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.

♣ Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их.

♣ Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность

Источник

Личность начинает складываться в дошкольном детстве. У детей старшего дошкольного возраста появляются достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, которые позволяют отследить становление произвольности поведения.

Содержание понятия «личность» в отечественной психологии основано на принципе, сформулированном Л.С. Выготским: принцип единства аффекта и интеллекта. Целостная структура личности определяется направленностью и активностью, характеризуя строение мотивационной сферы человека.

Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать своё место в окружающем мире. Другая сторона — развитие чувств и воли. Они обеспечивают соподчинение мотивов, устойчивость поведения.

У дошкольников развитие личности прослеживается в формировании самосознания, которое состоит из знаний ребёнка о себе, своём месте в реальной жизни и способности оценить собственные поступки, действия по сравнению с другими. В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. В период дошкольного детства происходят существенные изменения в личностном развитии, что отражается:

В перестройке мотивационной стороны психической деятельности, проявляющейся в преобладании познавательных и социальных мотивов.

В формировании социальной позиции, навыков саморегуляции и произвольности.

В формировании самостоятельности в практической и познавательной деятельности.

В способности адаптации к изменяющимся условиям.

О развитии личности ребенка мы судим по изменениям во всей структуре психической деятельности, по смене ведущей деятельности, по изменению активности и появлению основных новообразований личности.

Развитие ребенка и его личности, по Л.С. Выготскому, идет по линии осознанности и произвольности в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и со сверстниками. Таким образом, личность понималась Л.С. Выготским как осознание себя и отношений к себе как к физическому, духовному и общественному существу.

Базисные характеристики личности в дошкольном детстве складываются не одновременно и находятся в постоянном изменении. На каждом этапе они имеют свою специфику и требуют создания особых условий для полноценного развития. При отсутствии своевременного возникновения новообразований личности у ребенка могут в дальнейшей его жизни появиться серьезные деформации в поведении.

Основными психологическими новообразованиями личности детей старшего дошкольного возраста являются:

1. Произвольность — это управление своим поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами, одна из форм волевого поведения, новая качественная характеристика саморегуляции поведения и деятельности ребенка.

2. Соподчинение мотивов. В деятельности ребенка возникает умение выделять основной мотив и подчинять ему целую систему действий, доминирование мотивов достижения успеха над внешними ситуативными мотивами.

3. Самостоятельность — качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. Она обеспечивает независимую постановку и решение проблем, возникающих перед ребенком в повседневном поведении и деятельности.

4. Креативность — способность к творчеству. К показателям креативности относятся: оригинальность, вариативность, гибкость мышления. Развитие креативности зависит от уровня развития когнитивной сферы (восприятия, мышления, памяти, воображения), произвольности деятельности и поведения, а также информированности ребёнка в окружающей действительности.

5. Изменения в самосознании и адекватная самооценка. Самосознание — это интегральное образование личности, результат развития самостоятельности, инициативности, произвольности. У детей в период дошкольного детства проявляется способность к конструктивным взаимодействиям с окружающими, что приводит к появлению адекватной самооценки и осознанию своего места в окружающем мире по отношению к сверстникам и реальной действительности.

Возраст 6-7 лет является решающим в процессе становления личности. В старшем дошкольном возрасте идет интенсивная амплификация базовых составляющих психического развития, в процессе которой складывается ведущее личностное образование — детская компетентность. Дошкольный возраст — это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Соподчинение мотивов приводит к овладению детьми новыми мотивами деятельности, появляются доминирующие ценностные установки, изменяется характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Ребёнок способен оценить себя по отношению к окружающему миру в соответствии с нормами и правилами общества. Развитыми личностными новообразованиями детей старшего дошкольного возраста являются произвольность, креативность, детская компетентность, становление нравственной позиции и возникновение обобщённо-интеллектуального переживания.

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ «ЯСЛИ – САД №150 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

СТАТТЬЯ: СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рыжикова Марина Викторовна

воспитатель

Донецк

Аннотация: В статье представлено обобщение процесса становления ценностных основ личности детей старшего дошкольного возраста в современной дошкольной образовательной организации. Раскрыто педагогическое содержание работы по формированию социально — личностных основ детской личности, взаимоотношений между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями воспитанников и педагогами.

Читайте также:  Развитие ребенка до года кратко

Ключевые слова: дошкольное образование, социально – личностное развитие ребенка, социализация, развитие личности, образовательный процесс, социальная среда, социальная адаптация.

Проблемы социально- личностного развития и воспитания детей дошкольного возраста кроются в тех переменах, которые происходят в нашем обществе и государстве. Это следствие последних изменений в политической, экономической и социальной жизни нашего государства, результат утраты привычных нравственных устоев. Изменения в жизни людей заставляют общество вновь обозначать новую, значимую в этот конкретный момент времени систему жизненных приоритетов, смыслов.

Социально — личностное развитие – является важнейшим направлением развития и образования детей дошкольного возраста, которое обусловлено необходимостью общества в воспитании современного поколения. Во- первых, способных найти «себя» и свое место в жизни; во-вторых, принимающих значение соблюдения норм и ценностей данного общества; в – третьих, успешно социализирующихся; в-четвертых, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию, проявлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

В течение многих лет исследований ученых в области дошкольной педагогики и психологии доказан тот факт, что именно в первые годы жизни ребенка закладываются основные структуры его личности, что возлагает важную миссию и особую ответственность по воспитанию необходимых качеств у нового подрастающего поколения на родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений. Следовательно, проблема социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста становится особо актуальной в теории и практике современного дошкольного образования.

Исключительно важное место в социальном развитии ребенка занимает дошкольное образование. С.А.Козлова говорила, что дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, постепенное осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он научится относиться внимательно к своему физическому и психическому здоровью. Осознав себя, научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И став школьником, сможет более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности.

Образование и социальный мир вокруг нас меняется — меняются и дошкольники. Современные дети стали способнее, чувствительнее, активнее, чем раньше. Поэтому цель – помочь каждому ребенку полностью раскрыть свой потенциал, и эта важнейшая миссия возложена на педагогов дошкольного образовательного учреждения.

В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Итак, социализация – это процесс формирования и развития личности происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности. Степень социализации детей старшего дошкольного возраста является важным критерием его адаптации к школьной, а затем и взрослой жизни в социуме. Главную роль в том, каким вырастает ребенок, как пройдет его становление, играют люди в непосредственном взаимодействии, с которыми протекает его жизнь. Таковыми выступают родители, а в дошкольном образовательном учреждении педагоги.

Старший дошкольный возраст – конечный этап начального звена социализации ребенка на уровне дошкольного образовательного учреждения. Приход ребенка в дошкольное учреждение требует от ребенка социальной адаптации: умения находиться в новых условиях, соблюдение правил коллектива, отстаивать собственные мысли, следовать социальным нормам поведения.

Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» является инновационным образовательным программным документом для дошкольного образовательного учреждения. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей старших дошкольников в различных видах деятельности и охватывает образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом, у детей формируются представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитываются социальные чувства, активная жизненная позиция.

Первым институтом социализации для дошкольника является дошкольное образовательное учреждение. Здесь ребёнок получает первый опыт общения с чужими взрослыми, учиться взаимодействовать с группой сверстников.

Учитывая, что ребенок проводит большую часть времени в дошкольном образовательном учреждении, очень важно, чтобы его окружали доброжелательные, отзывчивые, чуткие, внимательные педагоги. В связи с этим, необходимо придавать важное значение психопрофилактической работе, в рамках которой должны организовываться как индивидуальные, так и групповые беседы.

Участники процесса социально-личностного развития дошкольников в дошкольном учреждении:

— музыкальный руководитель помогает в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов, формирование умения выражать собственное эмоциональное отношение как отклик на проявление социальных ценностей;

— педагог – психолог ведет работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности, формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания;

— воспитатель — родитель привлекает внимание взрослых к индивидуальным особенностям, потребностям, интересам и желаниям ребенка, обучение внимательному отношению к его внутренним переживаниям, умению выслушивать и понимать;

— воспитатель – ребенок создание условий эмоционального комфорта для каждого ребенка, а также положительный эмоциональный климат в группе, воспитание культуры общения с окружающими; формирование умения выражать собственное эмоциональное отношение как отклик на проявление социальных ценностей;

— воспитатель – профессионал уточняет представления о собственной системе личных и профессиональных педагогических смыслов, составляет индивидуальный план профессионального роста и совершенствования; расширяет и уточняет знания воспитателей о гуманной педагогике, о возможностях внедрения ценностного подхода в работу современного воспитателя.

Читайте также:  Родительское собрание речевое развитие современного ребенка

Основная работа по данному направлению осуществляется в течение всего времени пребывания детей дошкольном образовательном учреждении. Совместная деятельность педагога с детьми начинается с утреннего кругового сбора, где он устанавливает эмоциональный контакт, обогащает словарный запас, учит детей взаимодействию друг с другом, каждому ребенку предоставляется возможность высказаться о прошедших значимых событиях, о накопленной информации по выбранной теме. Очень важный момент на сборе — это дидактическая часть, здесь дети вместе с педагогом планируют свою деятельность в центрах активности. В центрах активности они взаимодействуют друг с другом: общаются, конфликтуют, учатся договариваться, планируют дальнейшую деятельность, все это ведет к достижению поставленной цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что такая организация образовательного процесса с детьми в виде совместной деятельности с взрослыми способствует социально-личностному развитию каждого ребенка. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым, способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

В целях повышения социального статуса дошкольного образовательного учреждения и семьи уделяется большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально – личностному направлению работы с детьми старшего дошкольного возраста составляется план работы с родителями в этом направлении, а работа с родителями проходит через различные формы работы: родительские собрания, консультации, праздники, досуги, родительские уголки. Успешность данного взаимодействия будет зависеть от уровня профессионализма педагогов. Задача педагогов – раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения, воспитать душу и характер подрастающего человека, но состоит эта работа не в максимальном ускорении развития детей, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «дорогу» школьного возраста, а, прежде всего, в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала, способствовать совершенствованию знаний, умений, навыков, формирование психологической готовности. Это достаточно длительный процесс, требующий немалых усилий и соблюдения взаимосвязанных этапов педагогической технологии социально – личностного развития:

— создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды, включающей систему условий индивидуализации, гендерных особенностей детей и социализации;

— сбор и анализ информации об индивидуальных особенностях воспитанника (личностные качества, умения, потребности, взаимоотношения с сверстниками и т.д.);

— осуществление работы с детьми по социально – личностному развитию (разнообразие форм, методов, приемов);

— коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Организация деятельности по социально — личностному развитию с детьми старшего дошкольного возраста доступна в следующих формах:

— организация образовательной деятельности;

— совместная деятельность педагога с детьми;

— совместная деятельность детей;

— индивидуальная работа воспитателя с ребенком.

Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т.е. включения во все моменты образовательного процесса. Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра. Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Задача педагогов дошкольного учреждения состоит в том, чтобы научить детей играть, а значит – научить жить. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, формируются морально — нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимовыручка и др. В процессе участия в дидактических играх «Найди свою группу», «Давай думать вместе», «Пословица недаром молвится» дети учатся общению, пробуют себя в различных ролях и ситуациях. Они учатся быть лидерами и подчиняться решению большинства, становятся инженерами, конструкторами, дизайнерами, учителями, шахтерами, проживая и переживая эти роли в ситуациях, которые могут им помочь во взрослой жизни.

Таким образом, для ребенка, который социализируется, соответствующими эталонами изменения социальной среды является семья, дошкольное образовательное учреждение, ближайшее окружение. У детей старшего дошкольного возраста могут быть сформированы ценностные основы личности, которые представляют собой зачатки приоритетных ориентаций взрослого. Передача взрослым и присвоение ребенком ценностей наиболее успешно осуществляется в межличностных отношениях в ходе совместного взаимодействия. Педагогическими усилиями и условиями формирования ценностных основ личности в старшем дошкольном возрасте является комплекс методов и форм совместной деятельности, направленных на активизацию взаимосвязи эмоционального, познавательного компонентов. Реализация игровых приемов в работе с детьми облегчит адаптацию детей к новым социальным условиям, поможет им адекватно воспринимать себя и окружающий мир.

Список литературы:

1.Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие. — М., 2012. — 330 с.

2.Игра как средство социально-эмоционально развития детей 3-5 лет./ Составитель Жукова Р.А.. – Волгоград.:2006.- 112 с.

3.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. — М.: изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: «МОДЭК», 1995.

4. Полковникова Н.Б. Педагогическая работа по формированию ценностных основ детской личности в социально-коммуникативном развитии старшего дошкольника \ Дошкольное воспитание,2016 №12

Источник