Развитие познавательной активности ребенка через экспериментирование

Развитие познавательной активности детей через экспериментирование

«Умейте открыть перед ребенком 

в окружающем мире что-то одно, 

но открыть так, чтобы кусочек жизни 

заиграл перед детьми всеми красками

 радуги. Оставляйте всегда что-то 

недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и

 еще раз возвратиться к тому, что он узнал»

(В.А. Сухомлинский)

Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в целую жизнь. С первых минут и до последних дней человек неустанно познаёт мир, в котором он живёт. Сначала познания позволяют ему войти в мир, привыкнуть к миру; затем постепенно, но активно постигать накопленный до него опыт человечества; и наконец, став взрослым, внести свой позитивный вклад в обогащение этого мира. 

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, действие и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение материалов предметов. На каждом возрастном этаже познание мира осуществляется своими специфическими способами. 

Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать самих дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений закономерностей, в преобразовании опыта. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка; он настроен на познание мира, он хочет познать этот мир. 

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования и проектирования, который давно занял прочное место в школе. Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н.Н. Подъякова.

Обобщая собственный богатый фактический материал Н.Н. Подъяков, в 1997 году сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. 

В подтверждение Н.Н. Подъяков приводит доказательства:

  • игре надо учить, а в экспериментировании ребенок самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления;
  • в эксперименте объект преобразовывается;
  • некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается;
  • деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.

Достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими изучаемыми объектами и со средой обитания. 

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира. Л.С. Выготский неоднократно говорил: «Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами».

Работа педагогов направлена на развитие исследовательской деятельности детей. Основная задача в поисково-исследовательской деятельности дошкольника – возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому учим детей не всему, а главному, не сумме фактов, а уместному их пониманию, не столько стараемся дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке. Учебный процесс организуем по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребенок является не объектом обучения, а субъектом образования.

Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Наша задача помочь детям в проведении этих исследований, сделать их показными.

Методы и приемы, обеспечивающие реализацию познавательной деятельности:

  •  проблемные ситуации («Почему сухой песок рассыпается, а мокрый лепится?»);
  •  игры-экспериментирования;
  •  метод выбора (наблюдение, беседа, эксперимент, описание и др.);
  •  вопросы, стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие его успех в познании мира: «Доволен ли ты собой как исследователь?». 

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты. Их можно проводить как во время организованной деятельности, так и в самостоятельной. Опыты способствуют развитию у детей мышления, логики, творчества, позволяют показать наглядно связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставили детям возможность самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», дали обильную пищу детскому любопытству и пользуются большой популярностью.

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с бумагой, тканью, резиной, пластмассой, песком, глиной. Например, предлагаем слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов, песчинок, этим объясняется свойство сухого песка сыпучесть.

Опустив бумагу в таз с водой, узнаём, что бумага размокла и порвалась, из бумаги нельзя шить одежду. Проделав опыты с деревом и металлом, узнаём, что дерево легче, чем метал, потому что не тонет в воде. Проводя опыты с воздушным шариком, убедились, что резина растягивается при надувании, опустив его в таз с водой, наблюдаем, что он не тонет, не пропускает воду, не размокает.

В процессе проведения опытов стараться задействовать каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокус, они необычны, а главное, ребята всё проделывают сами. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к предметам, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.

Одним из важных моментов является то, что при проведении опытов дети становятся активными участниками. Дети очень любят эксперименты и активно исследуют предметы, но для этого необходимо время и последовательность подачи материала. При обсуждении результатов опытов следует подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям. 

Читайте также:  Индивидуальные маршруты развития ребенка в доу по фгос старшая группа

Дети лучше учатся чему-либо, если сами включаются в работу. Практическое соприкосновение с жизнью и есть тот метод, благодаря которому дети познают мир, явления природы. Они становятся раскованнее, могут отстаивать свою точку зрения. Эта работа помогает развить у детей мелкую моторику рук, некоторым перешагнуть через робость, неуверенность в своих силах.

Необходимо вместе с ребятами обсуждать тот результат, который получился в реальной жизни, и не нужно пытаться подогнать его под представления, которые кажутся правильными. В процессе экспериментов  идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации, обобщения. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно. 

Это способствует обогащению ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнаёт; оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развитие его человеческих, социальных чувств. 

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!»  

Игры-занятия побуждают детей к самостоятельному поиску способов действия, проявлению творчества. Дети учатся задавать вопросы: «Как это делать?», обращаются с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если…», учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство; самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами делают выводы. Занимательная игра-занятие с дошкольниками побуждает детей к самостоятельному поиску способов действий, проявлению творчества. Такие игры направлены на формирование у детей умения вычленять существенные признаки материалов, понимать причинно-следственные связи между материалами и познанием предметов. Занимательная игра-занятие с дошкольниками побуждает детей к самостоятельному поиску способов действий, проявлению творчества. Стараться организовать игры интересно, можно снять с себя судейскую роль, не делать никаких наставлений, дать возможность детям увидеть трудности и каждому самостоятельно справиться с ними. 

Для нас важно, что данная деятельность не задаётся заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

На практике всё больше убеждаемся, что ознакомление дошкольников с материалами предметов через действия с ними вызывает у ребенка интерес, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и т.д.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Механизмом оценки получаемых результатов оказывает эмоционально-положительное воздействие на состояние ребёнка при организации организованной деятельности. Педагог должен чувствовать и видеть, что именно происходит с ребёнком, как и насколько он «включён» в атмосферу сотрудничества, какова степень его «отдачи».

Ст.воспитатель

МАДОУ «Солнышко» Н.С. Наумова

Источник

Юлия Арифулина
Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности ребенка

«Развитие познавательной активности детей через детское экспериментирование. Виды детского экспериментирования».

Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности. Исследовательские качества наблюдаются у детей 1–2 лет. Экспериментированиес объектами происходит при помощи элементарных действий: размазывание краски по листу, попробовать на вкус, испытать на прочность (укусить, бросить, извлечь звук (хлопнуть ладонью, стукнуть о твёрдую поверхность). С развитием мелкой моторики и координации движений опытные исследования становятся насыщеннее, но спонтанность в экспериментировании сохраняется до достижения 5–6 лет. Средние дошкольники способны к более длительным наблюдениям, они активно пополняют словарный запас и стремятся использовать в самостоятельной деятельности приобретённые навыки. Воспитанники старшей и подготовительной групп проводят опыты и эксперименты по самостоятельно продуманному плану, фиксируют и оценивают полученные сведения. Следовательно, на протяжении всего периода обучения в детском саду воспитанники совершенствуют способность решения проблемных ситуаций практическими методами, как в совместной с педагогом деятельности, так и самостоятельно в различных режимных моментах.

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е. естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать и самовыражаться.

(2 слайд) В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в ДОУ.

Экспериментирование – метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в тех новых впечатлениях, которые он может получать. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал, потому что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением и развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Можно очень многое рассказывать, кажущаяся ненужной и скучной, информация забывается, но она скорее запомнится, если покажут что-то, когда рассказывают о чём-то, а еще лучше предложат самому попробовать.

Дети, по своей природе являются исследователями, они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что всё вокруг новое и интересное. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, через его действия, переживания, эксперименты, которые он проводит. Ребёнок изучает мир,как может и чем может: глазами, руками, носом, любыми доступными ощущениями. Можно заметить, как маленькие исследователи радуются, проводя ежедневные эксперименты; и как с возрастом этот интерес к исследованиям исчезает.

Читайте также:  Развитие речи у ребенка в возрасте 2 года

Задайте себе вопросы: «Почему так происходит? Кто в этом виноват?»

А это происходит из-за взрослых, которые часто говорят ребёнку,например: «Отойди от лужи, вымокнешь и испачкаешься! Не трогай песок, он грязный! Не бери снег в руки, он холодный! Не смотри по сторонам, споткнёшься!», и все эти фразы не лишены смысла.

Мы часто слышим их, как от родителей, так и от воспитателей, и естественно отбиваем интерес у ребёнка к исследованиям. Вспомните, как интересно взять снег в руки, попробовать, почему он такой (лепится – не лепится, что с ним происходит (почему тает); почему один песок пересыпается, а другой нет (сухой — мокрый).

Когда мы раз за разом запрещаем ребенку что-то, проходит время и ему совершенно не интересно становится происходящее рядом, это не заслуживает его внимания.Например: «Почему с деревьев листья опадают? Откуда дождик берётся? Почему корабли не тонут?»

Для того, чтобы дети не теряли этот интерес к окружающему миру, важно вовремя поддерживать стремление исследовать, экспериментировать всегда и везде.

Задача воспитателя — не пресекать, а способствовать активному развитию экспериментальной и исследовательской деятельности.

Что же такое исследовательская деятельность?

Это особый вид интеллектуально — творческой деятельности на основе поисковой активности, которая направлена на постижение устройства вещей, связи между какими-то явлениями окружающего мира, их систематизацией.

Есть ещё одно определение, исследовательское поведение — это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации от внешнего мира.

Исследовательская активность, это естественное состояние каждого ребёнка, потому что он настроен на познание мира, он хочет всё знать. Исследовать, открыть, изучить – для ребёнка это сделать шаг в неизвестное.

(3 слайд) Познавательно — исследовательская деятельность зарождается у детей в самом раннем возрасте. Сначала она представляет собой простое экспериментирование (с вещами, погремушками, в ходе которого, например,возникает простейшее деление предметов: по цвету, форме, назначению.

В младшем дошкольном возрасте познавательно — исследовательская деятельность начинается через игру. Мы предлагаем детям пересыпать, переливать различные материалы и вещества.Знакомим со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла.

(4 слайд). В старшем дошкольном возрасте- в виде детского экспериментирования с прогнозами.Например: «Что произойдет с бутылкой воды в сугробе? Почему все грани кубика квадратные? Почему так называется? Почему пластилин прыгает? Каким станет зернышко через 10 дней?» — вопросы начинают задавать дети старшего возраста воспитателю, родителям, чтобы получить ответ и понять, почему это так. Взрослому нужно быть готовым дать ответы на эти вопросы и помочь детям, в их экспериментально — исследовательской деятельности.

В чем же заключается цель экспериментирования?

(5 слайд) Цель экспериментирования:

-Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию (активизируются его мыслительные функции, ребёнок начинает понимать и запоминать многое, и это у него откладывается в памяти естественно).

(6 слайд) Задачи экспериментирования:

-Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.

-Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.).

-Формировать умение детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.

-Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью.

-Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия. (Происходит накопление фонда умственных приёмов — операций, ребёнок при исследовании, при экспериментировании мыслит, он принимает какие- то решения, делает для себя какие-то заключения).

(слайд 7) Виды занятий по экспериментированию.

Игры-эксперименты. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности. На занятии присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных условиях (царство снега и льда, в гостях у Феи воздуха и др.).

• Моделирование. Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние). К моделированию в опытно-экспериментальной деятельности способны дети 3–4 лет (например, моделируют вихрь при мощи кусочков бумаги и создания воздушного потока, педагогу важно учитывать возрастные особенности детей, модель должна быть понятной и доступной.

• Опыты. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру. Необходимо провести инструктаж по работе в мини-лаборатории или экспериментированию на рабочем месте, проговорить совместно с воспитанниками правила безопасности. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка. Дошкольники ставят опыты с водой, воздухом, различными видами почвы, магнитами. Комплексные виды опытов в детском саду обычно направлены на расширение представлений о свойствах почвы, воды, воздуха.

Занятие-экспериментированиеимеет свою структуру:

(слайд 8) Структура занятия-экспериментирования:

1. Создаётся проблемная ситуация — почему и происходит исследовательская деятельность и эксперимент.

2. Выдвижение гипотез.

3. Подбор материала для проверки гипотез, предметов которые помогают в исследовании.

4. Проверка гипотез — что получилось при использовании материала.

5. Формулирование и оформление вывода.

6. Фиксация результатов.

7. Вопросы детей.

Все этапы исследований мы должны озвучить и тогда ребёнок понимает, для чего организуется экспериментальное задание. Здесь, в структуре занятия-экспериментирования возникает такое понятие как проблемная ситуация – при которой ребёнок решает для себя какие-то задачи, но ему не хватает данных и он сам их ищет. Постановка проблемных задач, что это значит? Это неопределённость вопроса, противоречивые данные, специально допущенные ошибки.

Читайте также:  Отставание речевого развития у ребенка из дома ребенка

(слайд 9) Для создания этих проблемных ситуаций педагогу нужно использовать следующие методические приёмы:

— Подведение детей к противоречию и предложению самостоятельно найти способ его разрешения.

— Изложение разных точек зрения на один и тот же вопрос.

— Предложить детям рассмотреть явления с разных позиций.

— Побуждать детей к сравнению, к обобщению, к выводам.

— Постановка конкретных вопросов на обобщение и логику.

-Постановка конкретных задач.

Если «ребёнок – исследователь» найдёт поддержку у воспитателя при своих исследованиях и научится проводить эксперименты, выполняя различные действия, то предполагается, что когда ребенок вырастет, то станет «исследователем – взрослым». Малыш вырастет умным, наблюдательным человеком, который может самостоятельно делать выводы, мыслить логически; человеком, который всю свою жизнь будет находить в окружающем мире что-то интересное и необычное вокруг себя.

Почему необходимо детское экспериментирование в ДОУ?

1. У детей появляется возможность контакта с предметами, что позволяет понять их качества, свойства (мягкое — твёрдое, горячее — холодное и т. д.)

2. Возникает экспериментальная деятельность, которая пробуждает любознательность.

3. У детей углубляются знания о природе — живой и неживой, в целом расширяется кругозор.

4. Дети учатся размышлять, анализировать, делать выводы.

5. Развивается речь детей.

(слайды 10,11,12)

Какие же есть эксперименты в детском саду?

Классификация экспериментов:

В основу классификации экспериментовдошкольников могут быть положены разные принципы:

1. По характеру познавательной деятельности детей:

-иллюстративные (детям все известно,

-поисковые (не знают заранее объект, не знают, каков будет результат,

-решение познавательных задач.

2.По месту проведения опытов:

в групповой комнате;

на участке;

3.По количеству детей:

индивидуальные (1-4 ребенка);

групповые (5-10 детей);

коллективные (вся группа).

4.По продолжительности:

кратковременные,

длительные.

5.По причине проведения:

случайные;

запланированные;

поставленные в ответ на вопрос ребенка.

6.По месту в образовательном цикле:

первичные;

вторичные;

заключительные и итоговые.

7.По характеру мыслительных операций:

констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

8.По способу применения в аудитории:

демонстрационные (при которых в группе имеется всего один объект, находящийся в руках педагога). Воспитатель сам проводит опыт (демонстрирует его, а дети следят за ходом и результатами;

фронтальные (у детей имеется раздаточный материал на столах для экспериментирования).

Требования к экспериментам меняются в зависимости от характера наблюдений.

— случайные — подготовки не требуют;

— запланированные — начинаются с выбора объекта, постановки задач.

(слайды13,14,15)

Объекты детского экспериментирования:

-Объекты неживой природы.

-Объекты живой природы.

-Другие материалы.

Исследовательское поведение дошкольника – главный источник получения представлений, информации. Задача воспитателей помочь детям в проведении этих исследований, в выборе объекта исследования, в методе его изучения, при сборе материала. Умозаключения детей основываются на их собственном проведённом опыте, а воспитатель должен направить ребёнка, помочь выразить словами какие — то вещи, если он ещё не понимает, как об этом рассказать. Воспитатель должен помочь подвести итог эксперимента и сделать правильный вывод. Существуют правила при выборе темы в поисково — экспериментальной деятельности, она должна быть интересна ребёнку, увлечь его. Если ребёнку что-то не интересно, а вы пытаетесь его заставить провести какое- то исследование, ребёнок будет не активным, не внимательным, не будет стремиться закончить этот эксперимент, не скажет никаких выводов по поводу окончания данного эксперимента. Поэтому выбранная тема должна заинтересовать детей. Больше всего интерес к экспериментам возникает в старшем и подготовительном к школе возрасте.

Воспитателю следует предложить детям несколько тем на выбор, по их интересам, которые могут выполнить дети на данном этапе. НОД необходимо четко разрабатывать, формулировать вопросы, задачи, действия, которые будет выполнять ребёнок. Если ребёнок проводит эксперимент сам, либо по вашему заданию, вы всегда должны быть рядом, так как может возникнуть ситуация, при которой что-то не получается, и тогда вы должны прийти на помощь. Ребёнку необходимо закончить эксперимент, чтобы не возникло желание в следующий раз даже не приступать к действиям, ведь все равно ничего не выйдет.

Задача,которая стоит перед воспитателем: учить детей видеть, выделять проблемы, ставить перед собой цели эксперимента, отбирать материал для самостоятельной деятельности, развивать настойчивость к доведению эксперимента до конца, решительность, целеустремлённость.

Воспитатель должен всегда поощрять детей, которые ищут собственные решения задачи, различные ходы, чтобы провести и закончить эксперимент, решить задачу, но не должен выпускать из поля своего зрения тех детей, кто работает медленно, им нужно помочь, дать время.

(слайд 16) В заключение хочется процитировать слова В. А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад №11

городского округа Орехово – Зуево

Выступление с презентацией на педагогическом совете «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»на тему: «Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности ребенка».

Подготовила:

воспитатель Арифулина Ю. В.

2018 г.

Источник