Отставание речевого развития у ребенка из дома ребенка

Отставание речевого развития у ребенка из дома ребенка thumbnail

По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.

Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.

Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:

  • 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
  • 8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
  • 1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
  • 1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
  • 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
  • 2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
  • 3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

Основные причины задержки речевого и психического развития

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
  • эпилепсия и другие психические заболевания;
  • ишемия головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП;
  • опухоль головного мозга;
  • патологии сосудов головного мозга;
  • лейкодистрофии;
  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

Читайте также:  Какова роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста

ЗПРР с элементами аутизма

В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

Аутичные черты в поведении ребенка:

  • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
  • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
  • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
  • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
  • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.

Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.

Как лечить ЗПРР

При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.

Основные методы лечения ЗПРР:

Микротоковая рефлексотерапия — метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.

Занятия с дефектологом и логопедом. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.

Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.

Дополнительные способы коррекции ЗПРР:

  • Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
  • Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
  • Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.

Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.

Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.

Лечение ЗПРР за границей

Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.

К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.

Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.

Читайте также:  Замедление роста и развития ребенка

Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.

Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.

Где лечить ЗПРР в Москве

В российской столице находится несколько клиник, в которых предлагают разные методики коррекции ЗПРР.

Техники, применяемые в московских медицинских центрах:

  • Стимулирующая терапия: воздействие на головной мозг электрическими и магнитными импульсами, стимуляция речевой, слуховой, зрительной активности («Клиника восстановительной неврологии»).
  • Психологическая помощь пациентам: развитие познавательных и поведенческих процессов, речи и умения общаться, подготовка к письму, психотерапия и т. д. («Медикор плюс»).
  • Патогенетическая технология: аутонейритотерапия — активация речевых центров мозга, введение ноотропов в мозг или лимфу под действием микротоков, иглорефлексотерапия, ЭЭГ-музыкотерапия, логопедия («CORTEX»).
  • Малоинвазивная микрохирургическая операция: присоединение дополнительных сосудов к речевым зонам головного мозга («Александрия»).

Мы назвали лишь несколько примеров лечения ЗПРР, предлагаемого в Москве. Согласно отзывам пациентов, лечение у столичных врачей тоже может иметь хорошие результаты.

Источник

групповые занятия по запуску речи в центре «Логослов», г. Казань

Знали бы Вы, дорогой мой читатель, какие только сказки я про задержку речевого развития (далее- ЗРР) за всё время своей практики я не услышала! От банального «в садик пойдет-заговорит» до «чтобы ребёнок заговорил, нужно не давать ему есть. Захочет есть- скажет.»(дикость, правда)?

Сегодня я развею несколько довольно популярных мифов, которыми заблуждаются родители.

Миф 1. Ребёнок пойдёт в детский сад и обязательно заговорит.

Не всегда! Внимательно посмотрите на детей в младших группах- отсилу половина из них говорит.

Как правило, подобное (запуск речи в садике) происходит, когда дома у ребёнка была либо гиперопека, либо ему не хватало общения, либо у ребёнка слабо развитый пассивный словарь.

Как только малыш попадает в среду детского сада, ему волей-неволей приходится учиться общаться- ведь там абсолютно другие условия, другая среда, другие люди. Чтобы получить что-то желаемое, нужно это сказать. Так и запускается речь неговорящего малыша в детском саду.

НО! Если причины отсутствия речи более серьезные и имеют неврологический характер- то детский сад НЕ ВЫХОД из безречья. Только работа грамотных специалистов в тандеме с родителями поможет ребёнку заговорить.

Вывод. Детский сад не всегда помогает малышу обрести речь. Дабы не терять драгоценное время и вовремя помочь ребёнку, не следует ждать, когда Вам дадут место в детском саду. Если малышу 2,6 и он не говорит, нужно уже пулей лететь к неврологу.

занятия по запуску речи в центре «Логослов», г. Казань

Миф 2. Не нужно учить ребёнка звукоподражаниям, нужно сразу учить ребёнка говорить полноценными словами.

Не «би-бип», а сразу «ма-ши-на» значит. Ого-го, а малыш сможет сказать такое сложно слово? Ведь для этого нужен навык, который приходит не сразу.

Использование звукоподражаний помогает малышу учиться повторять за взрослыми, соединять слоги в слова, произносить гласные и согласные звуки, говорить простейшие слоги (как открытые- ко-ко, к примеру, так и закрытые- ав-ав). Это отличная тренировка для артикуляционного аппарата, после которой малышу будет намного легче говорить полноценные слова!

Поэтому, чтобы ребёнок заговорил вовремя, нужно уже с младенческого возраста учить ребёнка звукоподражанию.

игровые материалы для запуска речи

игровые материалы для запуска речи

игровые материалы для запуска речи

Миф 3. Основной материал для запуска речи у двухлетки и трёхлетки — карточки и наглядные пособия.

Нет, нет и еще раз нет!

Маленьким детям интересен предметный мир! Им нужны игрушки- то, что можно пощупать, потрогать, с чем можно поиграть. Интерес к книгам и карточкам, как к инструментам учебной деятельности, у них еще не сформирован.

Родителям на ушко.

Если Вы пришли к логопеду с проблемой безречья ребёнка- обратите внимание на кабинет специалиста. Если там висят плакаты, есть полка с настольными играми, книгами, пособиями, и очень мало игровых предметов- это не Ваш специалист. Скорее всего, это мастер по работе с говорящими детьми, а не с неговорящими малышами.

С неговоряшкми нужно играть! И нужно подбирать игры именно «ДЛЯ ЗАПУСКА РЕЧИ». Если у Вас нет возможностизаниматься с логопедом-дефектологом, могу посоветовать Вам в помощь следующие пособия:

пособия для запуска речи неговорящих детей

пособия для запуска речи неговорящих детей

Я ни в коем случае не утверждаю, что ребёнку не нужно работать с карточным (бумажным) материалом. Обязательно нужно! Только это должно быть частью коррекционной работы, а не занимать 100% времени занятия (как это, как правило, бывает). А в случае с сенсомоторной алалией работать с карточками просто необходимо.

Читайте также:  Замедленное развитие ребенка причины

Желаю здоровья Вам и Вашим детям!

Интересная статья?

Нажмите палец вверх и подписывайтесь на мою страницу. У меня очень много интересных мыслей, которые я хотела бы донести до Вас! Развитие речи и общее развитие детей, исправление нарушений речи, отношения детей и родителей, а также тонкие и очень щепетильные детали логопедической работы, реальные истории из моей практики- всё это Вы найдёте на моём канале.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Задавайте свои вопросы! Буду очень признательна Вам.

Источник

«Не волнуйтесь, мамочка, ведь мальчики обычно позднее девочек начинают разговаривать».
«Ну что вы, ничего не нужно с этим делать, сама заговорит, через годик-другой».
«Нет повода расстраиваться – у вас просто «молчун» растет».
«Да просто глицин подавайте, и все».
«Ждите, речь сама прорвется».

Эти и многие другие «успокаивающие» фразы, наверное, не раз слышали родители детей, которым был поставлен диагноз ЗРР. Но в этих словах больше вреда, чем пользы, так как они дают ложную надежду, что «все пройдет само».
«Само» ничего не бывает.

От специалистов, которые руководствуются таким халатным, попустительским подходом к коррекции нарушений речи (не уверена, что «это», вообще, допустимо называть коррекцией), нужно уходить. Иначе вы рискуете потерять время и деньги. И если деньги можно заработать, то время вам никто не вернет. Это драгоценный ресурс, особенно когда дело касается здоровья ребенка.

Итак, первое, что нельзя делать родителям: нельзя недооценивать диагноз ЗРР.
Задержка развития речи у детей при несвоевременном обращении к специалистам или при непрофессиональном подходе к коррекции провоцирует развитие других проблем. Если ничего не предпринимать, то у ребенка вскоре появятся сложности с взаимодействием в коллективе (ведь без развитой речи сложно общаться со сверстниками и взрослыми), проблемы с эмоциональной сферой, с развитием психических процессов, включая мышление и воображение.

Качественная и целенаправленная работа с речевыми патологиями у ребенка требует комплексного решения при содействии специалистов различных областей: врача-невролога, логопеда, педиатра, педагога и психолога.

Каждый из специалистов обеспечивает проработку проблемы с позиции своей профессиональной этики и надлежащих методов с учетом типа ЗРР: афония, брадилалия, тахилалия, дислалия, алалия, афазия или какой-либо другой вид нарушения речи.

В отсутствие серьезных физиологических патологий речевого аппарата и органических повреждений зон головного мозга, отвечающих за речь (ее развитие), коррекция задержки речевого развития преимущественно сосредотачивается на работе психолога и логопеда.
Такая работа подразумевает как индивидуальные, так и групповые занятия этих специалистов с ребенком. Также психолог и логопед подготовят список заданий для выполнения их ребенком дома, вместе с родителями.
В рамках такой «домашней коррекции» при легких формах ЗРР родителям нельзя позволять ребенку просто показывать пальцем на предметы/объекты (как он привык ранее), которые его интересуют. Несмотря на очевидное удобство такой формы взаимодействия, на сформированные бытовые привычки общения, родителям детей с ЗРР необходимо мотивировать ребенка на проговаривание слов, звукопроизношение их частей (насколько это возможно, конечно).
Допускать тыканье пальчиком вместо произношения звуков/частей слов/целых слов – это второе, что нельзя делать родителям при коррекции проблем с речью у ребенка.

Третье, что нельзя делать – это «сюсюкать», коверкать слова, поощрять неправильное произношение слов.
Например, на произношение малышом в возрасте 2-3 лет «мяа» вместо «мама» или, например, «циоек» вместо «цветочек», родителям необходимо дать негативную оценку действия малыша («Ваня, так нельзя говорить. Это неправильно») и сразу показать ребенку, как правильно произносить эти слова.
В этом возрасте ребенок в рамках коррекции речи должен интенсивно учиться произносить уже отдельные слова и простые фразы.
Конечно же, случаи ЗРР, где причиной нарушения служат сложные патологии речевого аппарата и различные дисфункции работы головного мозга, сюда не относятся.
Такое поведение родителей в ответ на неправильное произношение слов допустимо только при легких видах ЗРР и ЗРР психологической этиологии.

Надеяться на народную медицину, гомеопатию (в качестве единственного варианта решения проблемы), а также на прочие неэффективные, граничащие со знахарством методы – это четвертое, что нельзя делать родителям при ЗРР.
Только наука, профессионализм, работа в системе «ребенок-специалист-семья» могут быть максимально полезны в работе с задержкой развития речи.

И, пятое, что никогда нельзя допускать любящим и заботливым мамам и папам, бабушкам и дедушкам – опускать руки и отчаиваться.
Вера в лучшее, в свои силы, вера в своего ребенка, в его ресурсы, и, конечно же, упорный труд наряду с работой в слаженной команде обязательно принесут результаты.

Вот увидите.
И обязательно услышите.

_________

1 бесплатная консультация (вопрос психологу)!

Источник