Развитие послушного поведения ребенка

Одна из проблем, с которой часто родители обращаются к психологу — ребенок непослушный. А есть ли подводные камни в безусловном послушании наших детей?

На детской площадке было шумно – дети бегали, скатывались с горки, качались на перекладине.

А возле лавочки, где сидели родители и бабушки, стоял мальчик в чистеньких джинсах и в безупречно чистой футболке. Мальчику на вид было не больше 5 лет, он с интересом поглядывал на ребят, но оставался возле своей бабушки и внимательно слушал , как она рассказывала своим приятельницам по детской площадке, какие успехи у ее внука Максима — и в музыкальной школе, и в фигурном катании, и по всем предметам в школе.

-Не могу его уговорить на улицу выйти погулять – сидит рисует или буквы в тетрадке пишет. Вчера перемыл мне посуду, в комнате его – чистота, в столе – все в коробочках, все на местах. Если кроссовки на улице испачкает, расстраивается, плачет, — не без гордости рассказывает бабушка.

-У вас золотой ребенок, — хором говорят мамы деток, которые с криками и визгом, с разодранными коленками и испачканными в песке футболками проносятся мимо – они играют в догонялки.

— Папа у нас строгий и дед бывший военный – у нас во всем порядок. Макс, слава богу, послушный мальчик, никаких с ним проблем никогда не было. — Продолжает счастливая бабушка Максима.

Да, о таком «золотом ребенке», послушном и дисциплинированном мечтают все мамы, а так ли это хорошо?

Очень часто родители жалуются — «ребёнок меня не слушается», «приходится его заставлять», «он упрямится и капризничает». Не припомню такого случая, чтобы мама беспокоилась о том, что ее ребенок слишком послушный и покладистый – ведь с такими детьми намного проще и спокойнее.

А ведь повод для беспокойства есть.

Беспрекословное выполнение всех указаний взрослых вовсе не является нормой, хотя многие родители об этом только и мечтают.

Абсолютное послушание вашего ребенка – это серьезные проблемы в его будущей взрослой жизни. «Шелковый ребенок» очень удобен для своих родителей, но расплачиваться ему придется самому, и в своей будущей взрослой жизни он столкнется с серьезными проблемами, которые не позволят ему быть успешным и счастливым человеком.

Давайте разберемся почему.

Послушные дети приучены не проявлять инициативу.

Ребёнок привыкает, что им постоянно руководят, он знает, что все его действия должны быть согласованы с родителями и одобрены ими. С возрастом это выливается в неспособность принимать самостоятельные решения, тем более — стать лидером, ярким человеком, который сможет руководить другими людьми.

Модель поведения, когда за тебя кто-то решает все вопросы, становится для такого дисциплинированного ребенка привычной, закрепляется в его сознание. Необходимость принять самостоятельное решение – будет для него серьезным испытанием и тормозом в его личностном развитии.

Такой безынициативный человек, как правило, начинает искать «костыли» в своей жизни в лице руководителей и начальников, и не только в своей деятельности, но и в личной жизни.

Как этого избежать?

  • Во-первых, уважайте мнение вашего малыша. Спрашивайте его, советуйтесь с ним — это повысит его самооценку.
  • Оставляйте ребёнку свободу выбора. Пусть он решает сам какие-то вопросы: какими игрушками ему играть, с какими детьми дружить, что он будет есть, что смотреть или читать, в какие кружки ему ходить. Поддерживайте выбор малыша, пусть он чувствует, что его выбор уважают.
  • Ребенок должен научится защищать свои границы. Примерно в три года в жизни ребёнка начинается период, когда он осознаёт свои желания и учится их отстаивать, это время бунта и начало взросления, психологического отделения, сепарации его от родителей.
  • Время, когда ребенок осознает себя личностью. В этот период малыш готов на все отвечать словом «нет». И если это «нет» встречает жёсткий и бескомпромиссный отпор, то в дальнейшем ребёнку будет сложно отстаивать свои границы, свою независимость, свое мнение не только от родителей, но и от окружающих.

Просто «нет» не должно быть очень много.

Должна быть красная зона запретов (например, нельзя бить, щипать и кусать маму, обижать младших, девочек, животных- все эти строгие «нет» в последствии станут основой внутренних моральных правил взрослого человека). В остальных случаях – подумайте, прежде чем что-то запретить.

⠀Многие проблемы у взрослых возникают из-за того, что человек не может сказать твердое «нет» и жертвует своими интересами, своим мнением. Такой человек часто делает то, что ему не нравится, но устраивает окружающих. Он живет, удовлетворяя потребности ближних, забывая о себе, печальное зрелище.

Своим примером учите своего ребенка говорить «нет» и отстаивать свое право.

⠀Уважайте маленького человека, его мнение, его потребности – без этого невозможно нормальное психическое становление личности.

Покорность, зависимость от чужого мнения – признак низкой самооценки, отсутствия веры в себя. Ребёнок считает себя плохим, неумелым, недостойным и примерным поведением всячески старается заслужить любовь родителей. Разве это правильно?

Ребенка надо принимать безусловно. Не потому, что он был послушным, убрал игрушки, помог маме и съел кашу. Любовь не надо заслуживать, и любят своего ребенка не за дисциплину, послушание и порядок или в противном случае все это больше похоже на дрессуру.

Подавление инициативы, а тем самым эмоций – это путь к различным хроническим и инфекционным заболеваниям. Подавленные эмоции, даже если отсутствуют внешние проявления недовольства, –это подавленный иммунитет. Необходимость держать всё в себе формирует скрытный характер и мешает налаживанию социальных связей, контактов, мешает общению, наносит вред даже взрослому, не говоря о ребенке. Хронически скрываемые эмоции – это заболевания ЖКХ и бронхиальная астма, и это давно доказано.

Часто случается и такое — сегодня вы не нарадуетесь на своего послушного отпрыска, а завтра ваш «шелковый» и «золотой» ребенок в критическом подростковом возрасте может взбунтоваться, «вырваться на свободу» и, оборвав психологическую связь с родителями и зависимость от них, записать их в своих врагов. Не правда ли грустный финал безоговорочного послушания?

Так ли хорош ли послушный ребенок?

И повод ли это нам, родителям, этим гордиться? Скорее всего –это повод задуматься — правильно ли мы его воспитываем, не ущемляем ли его интересы.

Стоит посмотреть и на себя. Очень часто удобные дети растут у таких же удобных взрослых. Способны ли вы говорить «нет» и высказывать свое мнение открыто? Как часто не учитываете свои интересы ради сохранения хороших отношений с другими людьми? Если такое с вами происходит, начните быть «неудобным» и покажите в этом пример вашему ребенку.

Читайте также:  Центр развития и коррекции ребенка в московском

Только самодостаточный взрослый способен воспитать ребенка с нормальной самооценкой.

Для ребёнка ненормально безропотно подчиняться воле взрослого вопреки собственным желаниям.

Послушание не цель воспитания, а только средство. Цель — это счастливый и здоровый ребёнок, самостоятельный и инициативный. Способность настоять на своём, вера в свои силы, нормальная самооценка — всё это невозможно без возможности высказать и отстоять свое мнение даже через конфликт, протест и бунт.

Люди, которые всегда находятся под властью других, не имеют хорошей и престижной работы, не достигают успехов в личной жизни. Им страшно что-то менять в жизни, они не готовы рисковать и принимать правильные нестандартные решения.

Умение слушать и слышать своего ребенка никак не связано со вседозволенностью и избалованностью.

Когда ребенок знает свои границы и уважает чужие, он способен придерживаться правил и может себя контролировать. Для формирования границ очень важно с самого детства обозначать их и проговаривать. Сначала малыш учится осознавать границы своего тела, затем взрослые учат его признавать границы других людей, прежде всего родителей.

Осознание своих и чужих границ, способность и готовность соблюдать правила, то есть все то, что входит в понятие послушания, никак не мешает ребенку проявлять лидерские качества, быть любознательным и инициативным.

Дисциплина и порядок должны быть в жизни малыша. Дети, соблюдающие режим, живущие в относительно размеренном ритме, соблюдающие однозначные правила, по которым у родителей нет противоречий, менее тревожные. А детская тревожность — настоящий бич нашего времени. Но, конечно, не должно быть муштры, подавления личности.

Дисциплинированность может быть губительна для ребенка, если она чрезмерна, и в этом ее отрицательная сторона. Когда ее нет совсем — тоже плохо.

Иногда мы видим крайности — ребенку совсем ничего не запрещают, он растёт свободным ото всех правил, делает то, что считает нужным. Человек, не уважающих чужих границ и общепринятых норм вырастает в личность «без берегов». Свобода самовыражения — это одно, а отсутствие границ — совершенно другое.

Следование правилам — это хорошо, дальновидно и удобно. Но важна золотая середина: пусть ваш ребенок растет без страха, с хорошей самооценкой и уважением к самому себе, пусть у него будет ограниченное число понятных ему запретов, и тогда определенно можно сказать, что мы подготовили его к взрослой жизни — а это главная задача нас, родителей.

Источник

Будучи трехлетним мальчишкой, Никита больше всего любил играть с мячом и со своей четырехлетней сестрой Лизой. Но во что бы дети не решили играть, каждый раз все заканчивалось одинаково: заплаканная Лиза бежала к маме и рассказывала, что Никитушка в очередной раз ударил ее кулаком. Нахмуренная мама встревала в детский конфликт, отчитывала взъерошенного Никиту и заставляла его извиниться перед сестрой. Потом она ставила детей перед собой, просила их обнять друга и улыбнуться. Если Никита отказывался, то его отправляли в угол подумать над своим поведением.

«Больше всего я хотела научить своего малыша дисциплине. Я уже устала получать постоянные жалобы от других родителей на то, что мой сын швыряется песком в других детей. Иногда у меня опускались руки и я готова была расплакаться», – вспоминает мама Никиты и Лизы. «Изо всех сил старалась научить своего сына слушаться, чтобы он играл с другими ребятами на площадке мирно и красиво, чтобы нас не боялись приглашать на детские праздники и дни рождения его сверстников».

Но что именно значит это мистическое понятие – «дисциплинировать» малыша? Кто-то до сих пор считает, что воспитать послушного ребенка можно одним единственным способом – кнутом и розгой. И при каждом неповиновении, ребенка следует хорошенько выпороть, чтобы «другой раз неповадно было». Но чем дальше ученые исследуют детскую психологию, чем дольше наблюдают за становлением характера у малышей, тем меньше поддержки встречает такой подход у медицинского сообщества.

Сегодня большинство исследователей сходятся во мнении, что дисциплина в воспитании – это, прежде всего, установление определенных и четких правил, призванных уберечь вашего малыша от агрессивного (укусы или удары), опасного (выбегание на дорогу) или неуважительного (бросание пищи на пол) поведения. Но дисциплинировать маленького ребенка, для которого ново и интересно все – от букашки до луны – не так просто, как может показаться. И чтобы научиться этому, психологи советуют следовать нескольким простым правилам.

1. Ищите компромиссы между детскими желаниями и взрослыми запретами

Некоторые привычки малышей имеют временный характер и им просто нужно дать возможность перерасти.

«Если всегда говорить ребенку «нет, этого нельзя делать», малыш будет ассоциировать вас с запретом, закроется и будет делать все то же самое, но уже в тайне. Зачем ему очередной раз что-то спрашивать, если заранее известно, что вы откажете», – рассуждает доктор Пирсон, автор «The Discipline Miracle». Определите важные границы, которые преходить нельзя, но в остальном дайте ребенку свободу действия, даже если вам не понравиться его выбор. Некоторые привычки малышей имеют временный характер и им просто нужно дать возможность перерасти. Например, если ребенок хочет носить одежду только фиолетового цвета – позвольте ему. Закройте глаза на допустимые мелочи, чтобы оставить малышу свободу для самовыражения.

Этот же подход используйте, если хотите приучить вашего малыша к порядку. Не нужно останавливать ребенка каждый раз, когда он бросил на пол игрушку. Предложите ребенку вместе с вами перед сном обойти комнату и сложить все игрушки, разбросанные за день, в комод. Сделайте это вашим ежедневным ритуалом перед сном. И не забудьте похвалить малыша (это обязательно!), когда он, таки, навел порядок.

2. Старайтесь оградить ребенка от предметов-провокаторов

Некоторые малыши ведут себя неуправляемо, когда они голодны, утомлены или долгое время находились в запертом пространстве.

Некоторые выходки малыша можно вполне предотвратить. Если ваш ребенок любит хватать коробочки с полок в супермаркете, возьмите с собой в магазин игрушку, которая отвлечет внимание малыша, пока вы закупаете продукты. Если малыш играет с рулоном туалетной бумаги, разворачивая его и растягивая за собой по всей квартире, – спрячьте или поставьте рулон в недоступное для ребенка место.  Если ваша маленькая дочь или сын любят рисовать на обоях, наклейте на стену ватман. Разрешите детям рисовать на стене, но только в специально отведенном месте. Но если и это не поможет – спрячьте фломастеры.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка с овз в доу образец

Такие нехитрые трюки помогут, во-первых, оградить малютку от соблазнов, которые ему трудно контролировать, но в которых так сложно себе отказать. А во-вторых, минимально ограничат волю ребенка, не создавая для него дополнительных ограничений.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему рожать с мужем можно и нужно: преимущества парных родов

Кроме того, как утверждает Харви Карп, доктор медицины и автор книги «Самый счастливый малыш», некоторые малыши ведут себя неуправляемо, когда они голодны, утомлены или долгое время находились в запертом пространстве. Поэтому, прежде чем громоздить запреты и наказывать малыша за провинности, удостоверьтесь, что он хорошо поел, хорошо выспался (минимум 10 часов ночного сна) и играл на свежем воздухе (что помогает не только насытить клетки кислородом и получить витамин Д, но и сжечь накопившуюся в молодом организме энергию).

3. Будьте последовательны в своих наставлениях

Если однажды вы сказали сыну, что кусаться нельзя, продолжайте повторять это каждый раз, когда он нарушит запрет. Чтобы в голове ребенка не путались вопросы, почему вчера еще было нельзя кусаться, а сегодня уже можно.

Послушание и дисциплина – это не что-то само собой разумеющееся. Правила поведения и хорошего тона должны воспитываться в ребенке с самых ранних лет. Как малышу узнать, что можно делать, а чего нельзя, если вы ему об этом не скажете? Как маленькому Никите понять, что обижать сестру, отбирать игрушки у других ребят – это плохо, а убирать за собой игрушки – это хорошо, если мама и папа не объяснят ему этих простых вещей. Да, вероятно некоторые истины Никитушка уяснит не с первого раза. Но поэтому и важно родителям уметь сохранять терпение и последовательность в любых ситуациях.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Папин вклад: какую роль отец играет в воспитании ребенка и чем чревато его отсутствие

Если после третьего предупреждения «Нельзя!» малыш продолжает кусаться, найдите в себе терпение объяснить ребенку в очередной раз, что так делать нельзя и (очень важно!) почему так делать нельзя. Неподдельный интерес и детское любопытство исследовать окружающий мир наощупь и на вкус могут будоражить воображение юного исследователя. И тот факт, что ребенок не слушается вовсе не означает, что он неуправляем или своеволен. Таким образом маленький карапуз знакомиться с этим миром, о котором ему известно гораздо меньше, чем нам – взрослым.

Самое главное в таком подходе выдержать последовательность. Если однажды вы сказали сыну, что кусаться нельзя, продолжайте повторять это каждый раз, когда он нарушит запрет. Чтобы в голове ребенка не путались вопросы, почему вчера еще было нельзя кусаться, а сегодня уже можно. Только благодаря последовательности в действиях и терпению в сознании малыша будут формироваться представления об элементарных правилах поведения.

4. Держите свои эмоции под контролем – не повышайте голос

Когда вы повышаете голос, малыш запомнит ваши эмоции, мимику, движения, выражение лица, жесты, но не содержание ваших словоизлияний.

Не будет откровением для молодых родителей, что повышать голос на ребенка не следует. Крик несет в себе только устрашающую функцию, но никак не воспитательную. Когда вы повышаете голос, малыш запомнит ваши эмоции, мимику, движения, выражение лица, жесты, но не содержание ваших словоизлияний. Для ребенка ваши эмоции будут своего рода развлечением. Вероятно, в следующий раз он и будет избегать нарушать запреты, но не из-за того, что он понял их значение. А от того, что будет опасаться вашей реакции. Все эти страхи, в конечном итоге, осядут где-то в подсознании и могут найти выражение в самых неожиданных формах. Чей-то малыш начнет грызть ногти, кто-то постоянно будет теребить пальцами колпачок от ручки, а кто-то будет мочиться в постель до школьного возраста.

Чтобы избежать детских травм и уберечь своего малыша – контролируйте свои эмоции.

Мозг ребенка – это чистый лист. Ему еще не известны нормы морали и правила этикета, запреты и табу, условные обозначение и понятия об обязательствах. Он не знает, что такое хорошо и что такое плохо, и как работает волшебное слово. Все это малышу только предстоит освоить и понять. И как ребенок постепенно учиться держать головку, переворачиваться, сидеть, стоять без поддержки и, наконец, ходить, точно так же учиться он дисциплине и послушанию. На это тоже необходимо время и практика. И самое главное, чтобы у родителей, хватило терпения и мудрости поддержать своего малыша на этом нелегком пути.

Будьте своему ребенку лучшим другом!

Больше интересных статей наwww.muliersite.ru

Источник

Казалось бы, послушный ребенок — мечта любого родителя. Однако так ли это хорошо, когда дети беспрекословно выполняют любые просьбы и воспитаны в рамках абсолютного послушания? В действительности быть послушным бывает очень вредно для ребенка. Чрезмерное послушание вредит формированию его личности, негативно отражается на его будущем.

Речь пойдет именно о чрезмерном послушании. Приучать ребенка к дисциплине, определенным нормам и границам важно и нужно, это бесспорно. Однако порой родители слишком увлекаются воспитанием “удобного” ребенка, забывая о его границах и потребностях. Такой подход к воспитанию гораздо проще, ведь он требует меньше усилий и терпения, чем понадобилось бы на мудрость, осознанность и поддержку. Дети, воспитанные в слишком суровых рамках, лишены возможности развиваться правильно, гармонично. Они послушны, родители ими гордятся, их ставят в пример другим… Но за этим могут скрываться серьезные проблемы и опасности.

Какие взрослые вырастают из очень послушных детей?

  • Безынициативные

Если с детства человеком руководят, диктуя каждый шаг, ему будет невероятно сложно проявлять инициативу, решать что-либо самостоятельно. О формировании лидерских качеств и речи быть не может.

  • Ведомые

Ребенок привыкает к тому, что все его отказы и попытки выразить собственное мнение не поощряются родителями. В результате такой человек теряет способность отстаивать свою точку зрения, может даже не видеть смысла в ней. Он не будет настаивать на своем, а просто выполнит любую просьбу, не имея практики говорить “нет”. Такие взрослые слишком подвержены влиянию других.

  • Неуверенные в себе

Низкая самооценка — результат чрезмерного управления ребенком. Он не смог сделать ничего такого, что дало бы ему внутренние силы и уверенность в своих возможностях. Такой человек всю жизнь стремится доказать себе и своим родителям, что он хороший, достойный, способный. Только он сам в это с трудом верит.

  • Обладатели различных психосоматических заболеваний
Читайте также:  Развитие ребенка в липецке

Послушание, предполагающее безропотное выполнение всего и всегда, скрывает в себе огромное количество эмоций, которые ребенок привыкает держать в себе, проглатывать и замалчивать. С возрастом в нем скапливается все больше и больше обиды, негодования, гнева, которые благополучно трансформируются в хронические недуги.

  • Девиантные, неуправляемые

К сожалению, очень часто самые послушные мальчики и девочки в период подросткового кризиса превращаются в отчаянных, отбившихся от рук бунтарей. Все потому, что они пытаются наверстать самостоятельность и право выбора, которых были лишены. Однако такие дети остаются психологически незрелыми, они не способны контролировать свои действия (ведь всегда за них это делали другие), не могут противостоять дурному влиянию. Послушные детки превращаются в страшную проблему для своих родителей.

  • Жертвы манипулирования

Когда такие “удобные” дети вырастают, на смену родительскому влиянию приходит влияние супругов, начальства, друзей и т.д. Поскольку в детстве не формируется умение отстоять себя, человек становится слабохарактерным, даже безвольным. Такими легко управлять, манипулировать, так как они привыкли выполнять приказы, не вдаваясь в суть и не вникая в свои чувства при этом.

  • Не определившиеся, эмоционально незрелые

Как правило, из слишком послушных детей получаются взрослые, не интересующиеся ничем, не имеющие планов, целей, предназначения. Регулярные запреты по делу и не очень делают послушного ребенка безразличным. Сформировавшееся в детстве стойкое безразличие крайне сложно трансформировать потом в интерес или любопытство. Да и как эти люди поймут, чего хотят в жизни, если с детства за них решали, когда они сыты или замерзли? Огромную часть взрослой жизни такой человек тратит на то, чтобы понять, найти и принять себя.

  • Не идентичные, неполноценные

Личность, с детства не имеющая возможности понимать свои потребности, эмоции и чувства, теряет свою целостность, собственное “Я”. Такой человек не умеет доверять себе, полагаясь по привычке на мнение кого угодно, только не свое собственное. Их чувствами и желаниями не интересовались, за них решали другие, поэтому у человека атрофировано самопонимание, самопринятие.

  • Тревожные

Неуверенность в себе, непонимание собственного внутреннего мира, неумение оценивать свои действия самостоятельно и полагаться на личное мнение — все это приводит к повышенной тревожности. У человека накапливается много негативного опыта, связанного с неадекватно работающими механизмами реагирования и поведения, от чего тревожное состояние лишь усиливается.

  • Недолюбленные, недопонятые

Послушные дети зачастую послушны именно потому, что ищут одобрения родителей, хотят внимания и любви. Чрезмерно требовательные родители обесценивают эти потребности ребенка и его чувства, для них важнее результат — послушание. Вырастая, такой человек продолжает зарабатывать одобрение, только уже в отношениях с противоположным полом. Он готов пойти на любые жертвы, переступить через себя, пытаясь заслужить любовь, что, конечно, ни к чему хорошему не приводит.

Как помочь послушному ребенку вырасти счастливым?

  • У ребенка всегда должен быть выбор.

Маленькие дети вполне способны самостоятельно решить, в какую игру им играть или какой фрукт съесть на ужин. Детям постарше можно доверить выбор посерьезнее. Главное — всегда прислушиваться к ребенку. Он сам решит, когда и что захочет выбрать самостоятельно, а когда предпочтет положиться на авторитетное мнение родителей. Не бойтесь отпускать детей и увеличивать им свободу выбора, это для них очень важно.

  • Поддерживайте ребенка, но давайте почувствовать ответственность.

Когда ребенок начинает тренироваться в самостоятельности и инициативности, покажите ему, что вы всегда рядом и поддержите любое его решение или поступок. Однако обязательно следует объяснять детям, что ответственность за их решения также будет лежать на них и с возможными ошибками им, скорее всего, придется разбираться самостоятельно.

  • Уважайте детское “нет”.

Как бы родителям порой ни хотелось, чтобы их чадо было самым послушным, нужно помнить, как важно для ребенка научиться отказывать, перечить и сопротивляться. Этот навык необходим каждому человеку, чтобы обезопасить себя, защитить свои границы. В жизни полно ситуаций, когда ребенок может вполне безнаказанно отказать родителям в чем-то. Если они правильно отнесутся к отказу, это будет ценным уроком для ребенка на будущее.

  • Дарите безусловную родительскую любовь.

Нельзя любить ребенка за что-то: за поведение, заслуги, послушание, успеваемость в школе и пр. Такая модель детско-родительских отношений разрушительна и для родителей, и особенно для ребенка. Дети должны чувствовать, что их любят и принимают просто за то, что они есть, такими, какие они есть. Это чувство для каждого человека является фундаментом гармоничного развития личности.

  • Давайте право на эмоции.

Позвольте детям чувствовать, проявлять и выражать эмоции, не подавляя и не обесценивая их. Мальчикам можно плакать, если им грустно, больно или горько. Девочки могут проявлять агрессию, когда их кто-то обидел или разозлил. Каждому человеку иногда хочется кричать, топать ногами, кусаться или рыдать в подушку. Ребенок со временем научится понимать и контролировать свои эмоции, дайте ему такую возможность.

  • Общайтесь по душам.

В отношениях между родителями и детьми доверительное общение и умение найти общий язык крайне важны для всех, но зависит это по большей части от взрослых. Постарайтесь приложить усилия для формирования этой связи с вашим ребенком. Искренне интересуйтесь его жизнью, его внутренним миром, его мнением. Спросите напрямую, чего бы он хотел, что он чувствует, как он думает. Научите ребенка задавать эти вопросы самому себе мысленно.

  • Загляните внутрь себя.

Все вертится вокруг детей, но для родителей важно также прислушаться к себе, проанализировать свое состояние. От того, насколько взрослые ладят сами с собой, напрямую зависит воспитательный эффект. Почему вам так нужно, чтобы ребенок беспрекословно подчинялся? Откуда взялась эта чрезмерная требовательность? Зачем необходимо так преувеличенно заботиться о ребенке? Возможно, послушный ребенок — вы сами? Не бойтесь разбираться в себе, это необходимо и вам, и вашим детям.

Послушные дети — это гордость, спокойствие и удобство для родителей. Однако для ребенка быть иногда немножко непослушным — значит жить полной, интересной, собственной жизнью. Постарайтесь в воспитании детей найти ту золотую середину, которая позволит вам оставаться любящими родителями, а им — вырасти счастливыми взрослыми.

Источник