Развитие пластики и мимики ребенка

Антонина Калязина
Мимика, жесты, пластика как средства выражения эмоционального состояния дошкольника и основа театрализованной деятельности

Эмоции и чувства выражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам. Знания об эмоциях необходимы каждому для того, чтобы лучше понять других и самих себя. Не понимая себя, невозможно понять другого человека.

Старший дошкольный возраст является кризисным, и одним из проявлений этого кризиса является эмоциональная неустойчивость — дети стремятся привлечь к себе внимание и иногда не очень адекватными способами.

Богатство собственных переживаний каждого дошкольника помогает более глубоко понять происходящее, более тонко проникнуть в переживания окружающих, их отношения между собой.

Положительный эмоциональный настрой помогает окрашивать поведение ребенка в течение нескольких дней и даже недель. Ведь известно, устойчивое положительное настроение может перерасти в свойство личности, стать характерным, отличительным.

Настроение всегда имеет причину (окружающая природа, события, люди, выполняемая деятельность) и по-разному выражается в поведении. Однако не всегда эти причины осознаются. А выразительные движения лица и жестикуляция дают возможность ярче и образнее донести мысли и чувства. Мимика и жесты – это язык выразительных движений, функция которого заключается в непосредственном выражении того, что чувствует человек. Использование мимики и жестов позволяет более верно понимать других, контролировать и изменять свое поведение, ведь через мимику и жесты передается 55% информации о человеке.

Научить ребенка понимать и корректировать свой язык тела — значит помочь ему найти взаимопонимание в ближайшем окружении, заложить основы для будущей взрослой жизни, где умение общаться без слов является залогом успеха и признания в обществе. Этому помогут театрализованные этюды, направленные на развитие мимики и пластики движений.

О мимике и жестах, о работе по их развитию, опубликовано множество методических и практических рекомендаций, гораздо меньше информации представлено о развитии пластики движений тела.

Пластика — это искусство движения телом, которое воспитывает внешнюю технику актёра, где одним из важных моментов является мышечная свобода — умение естественно выполнять самые разнообразные движения.

Пластика — это мудрое движение на сцене, гармония движения и сознания. Она не только тренирует тело, но обращается к интеллекту человека, к его эмоциям. Не всякое движение на сцене становится знаком, выражающим состояние души и мысли персонажа, а лишь то, которое осознанно выстроено в процессе репетиций и освоено как необходимое действие. Занятия пластикой очень полезны каждому ребенку, так как позволяют свободно владеть своим телом, выразительно двигаться, способствуют общему оздоровлению. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности, как известно, является игра. Игры превращения, где дети становятся то птицами, то животными, то различными куклами помогут детям овладеть мышцами своего тела, произвольно напрягать и расслаблять их.

Предлагаю вашему вниманию некоторые игры, направленные на развитие творчества в двигательной деятельности (пластики тела).

«Веселая зарядка»

-Вы — проснувшиеся котята — потяните лапки (руки вверх, ноги вниз, выпустите когти (поработать пальчиками, поднимите мордочки (поднять голову).

— А сейчас вы упавшие на спину божьи коровки. Лапки к верху (работа рук и ног в воздухе, постарайтесь перекатиться со спины на лапки (встать на четвереньки).

-А вот вы — крадущиеся в джунглях тигры (мягкая, замедленная ходьба на четвереньках).

-Станем осенними листочками, качающимися на ветру (руки вверх, покачивающиеся движения). Полетаем, как оторвавшийся листок (медленный бег вокруг себя).

-Вдохнем поглубже и превратимся в воздушный шар, попробуем подпрыгнуть и взлететь плавно и мягко (прыжки с зависанием).

-Тянемся вверх, как жирафы (подъём на полупальцах руки вверх).

-Попрыгаем как зайчики, чтобы стать такими же ловкими (прыжки врассыпную).

-А теперь мы куклы – тряпичные и легкие, покачаемся из стороны в сторону.

-А сейчас мы пилоты, заведем мотор самолета, расправим крылья и полетаем (движение по кругу).

«Зеркальный танец»

Дети разбиваются на пары. Звучит музыка. Один ребенок из пары — зеркало, а другой — танцор. «Зеркало» с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения танцора. Затем пары меняются ролями.

«Сочини свой танец»

Ведущий встает в центр круга. В такт музыке (быстрой или медленной) он выполняет несколько танцевальных движений, все остальные копируют его танец. Затем он дотрагивается до любого игрока, тот выходит в центр, сочиняет свой танец, и далее по кругу.

«Тряпичная кукла»

С начало игроки знакомятся с тряпичной куклой, у которой все конечности мягкие и подвижные. Научить ребенка также расслабляться с начало на полу, а потом стоя.

«Шарик»

Надуваем шарик, широко разводя руки. Вдруг «шарик» лопается — хлопнуть в ладони, опуститься резко вниз и присесть.

«Кто как передвигается»

Игроки стоят в кругу, ведущий называет зверей, птиц и спрашивает, как они двигаются, а играющие стараются движениями ответить на вопросы.

«Бабочка, журавль, лягушка»

Игроки стоят в кругу, ведущий называет «Бабочка» — дети взмахивают крыльями бегут по кругу, «Журавль» — дети стоят на одной ноге, «Лягушка» — прыгают по кругу в приседе.

«Джаз тела»

Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала двигается голова и шея в разные стороны, вперед и назад. Затем только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее — движение рук в локтях, потом в кистях. Следующее движение бедрами, затем коленями, ступнями.А теперь надо постепенно прибавлять каждое движение по порядку : голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.

«Успей передать платочек»

Играющие выстраиваются в круг. В руках у двух детей платок. Под музыку платок начинают передавать из рук в руки. Как только музыка обрывается, передача прекращается, и тот, у кого в этот момент окажется в руках платок, выходит в центр круга и под хлопки детей танцует известные движения. Затем игра продолжается дальше.

«Заводные игрушки»

Цели:развитие умения передавать образ и характер персонажа и придумывать движения в соответствии с образом; развитие умения останавливаться вместе с музыкой и держать статичные позы.

Музыка звучит – игрушки танцуют. Музыка останавливается – игрушки встают в коробочки и замирают в статичных позах.

«Роботы и тряпичные куклы»

Цели:развитие умения придумывать движения в соответствии с заданным образом и двигаться под музыку своего персонажа.

Дети делятся на роботов и тряпичных кукол. У каждых своя музыка. Танцуют, услышав свою музыку выполняя характерные движения. Потом меняются.

Источник

 «Развитие мимики у дошкольников»

В последнее время резко увеличилось число детей с тяжелыми речевыми нарушениями, детей с дизартрией, когда искажается звукопроизношение вследствие нарушений иннервации мышц лицевого аппарата. Лицо детей невыразительно, амимично, им трудно выразить свои эмоции, часто они не могут нахмурить брови или подмигнуть одним глазом. Таким деткам необходим комплексный подход, включающий артикуляционную, дыхательную, пальчиковую и мимическую гимнастику. Сегодня мы подробнее рассмотрим упражнения для развития мимики у дошкольников. Чтобы развить подвижность мышц лица, нужно делать произвольные движения лицевыми мышцами. Эти упражнения-игры могут выполнятся родителями дома.

ИЗОБРАЗИ ЭМОЦИЮ. Предложить детям угадать и изобразить предложенное эмоциональное состояние (можно использовать графическое изображение, фотографии, репродукции и т.д.) В процессе выполнения задания необходимо побуждать детей к развёрнутому описанию демонстрируемых педагогом эмоциональных состояний человека:

— Вот так вы радуетесь.

— Вы грустите, сердитесь.

— Сейчас вы удивились.

— Давайте попробуем задуматься (погрустить, обрадоваться).

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 год 8 месяцев развивающие

КРАСИВЫЙ ПЕТУШОК. Дети стоят на ковре. Педагог предлагает им изобразить, как ходит по двору красивый петушок: он останавливается, огляделся, нахмурился – цыплята далеко ушли; испугался – собака зашла во двор; успокоился и опять важно прогуливается по двору.

ОСЕННИЙ ПАРК. Педагог предлагает детям представить, что они гуляют по осеннему парку.

— Посмотрите, какие красивые разноцветные листья! Полюбуйтесь ими. Давайте соберём букет из листьев. Какой красивый букет! Вдруг тучка набежала, нахмурилась погода, и мы нахмурились. Мы не хотим дождя. Опять солнышко показалось. Мы подарим букет маме. Она улыбнётся – и мы улыбаемся.

МЫШКИ. Педагог предлагает детям вообразить, что они стали мышками. — Мышки идут тихо-тихо, чтобы кошка не услышала. Остановились, прислушались, пошли дальше. Принюхались, улыбнулись: запахло сыром – побежали в кладовку. Откусили по кусочку сыра. Как вкусно! Услышали, как крадётся кошка. Испугались, побежали. Прибежали в норку. Улыбнулись. А теперь и мы улыбнёмся друг другу.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ МЯЧИКИ. Педагог предлагает детям вообразить, что они – разноцветные мячи. Педагог делает движения ладонью, как будто играет в мяч, дети подпрыгивают в такт движениям педагога. Затем педагог говорит, что все мячи укатились. Дети свободно бегают по ковру. Педагог предлагает им остановиться и улыбнуться друг другу.

МЕДВЕЖАТА. Педагог предлагает детям вообразить, что они медвежата. — Идут медвежата по лесу, переваливаются. Увидели

пчелиные ульи – улыбнулись, облизнулись. Очень захотелось мёда! Подошли поближе, но тут налетели пчёлы. Медвежата нахмурились, стали отмахиваться от пчёл, ведь они больно кусаются. Побежали скорее от опасного места. Вздохнули облегчённо: убежали от пчёл. Улыбнулись друг другу.

СНЕЖИНКИ. Педагог предлагает детям вообразить, что они превратились в снежинки. — Снежинки кружатся, взлетают, падают. Ветер подул – снежинки полетели, закружились, затем собрались в сугроб и остановились. Улыбнулись друг другу.

ВОЛШЕБНИКИ. Педагог предлагает детям вообразить, что они стали волшебниками и могут заглянуть в любую сказку. Дети тихонько передвигаются по комнате.

— Посмотрите, куда мы попали. Видите, как все дружно тянут репку, поможем им, улыбнёмся им. Пойдём в другую сказку. Вот Красная Шапочка встретилась с Волком. Испугались за неё, погрозили Волку пальчиком. Но мы знаем, что всё кончится хорошо. Посмотрим вот сюда. Как страшно! Баба Яга в ступе пролетела – мы испугались, замахали руками. Вернулись в группу. Улыбнулись друг другу.

МАМА СПИТ. Педагог предлагает детям вообразить, что они оказались в комнате, где спит мама.

— Идем по комнате тихо-тихо – мама заснула. Улыбнулись маме! Вдруг на улице громко залаяла собака. Нахмурились, погрозили пальчиком – не лай, собачка, мама спит. Ходим по комнате тихо, не шумим. Мама проснулась – улыбнулись маме! Улыбнулись друг другу!

КОСМОНАВТЫ. Педагог предлагает детям вообразить, что они стали космонавтами.

— Космонавтам предстоит полёт на космическом корабле. Мы в скафандрах, передвигаться в них по земле тяжело. Космонавты прощаются с Землёй – машут всем рукой. Полетели – немного страшно. Прилетели на Луну. Как интересно! Мы удивляемся. На Луне легко прыгаем с камня

на камень. Всё рассмотрели, изучили, захотели домой. Вернулись на Землю, улыбнулись!

ПУШИСТЫЙ КОТЁНОК. Педагог предлагает детям вообразить, что у них на руках пушистый маленький котёнок, погладить его, послушать, как он мурлычет. — Теперь поиграем с котёнком. На ниточке у нас бантик, котёнок бежит за бантиком, тянется за ним, подпрыгивает, а мы ниточку то поднимаем, то опускаем. Весело играть с котёнком!

ИГРАЕМ В СНЕЖКИ. Педагог предлагает детям вообразить, что выпал пушистый снег.

— Мы вышли на улицу поиграть в снежки. Слепили снежок, бросили его подальше, потом ещё снежок, ещё. Теперь погреем руки, подышим на них. У нас и ноги замёрзли – постучим одной ногой о другую. Весело! Вернулись в группу. Улыбнулись друг другу!

ХИТРАЯ ЛИСА. Педагог предлагает вообразить, что дети попали в сказку и стали хитрыми лисами. — Лиса ходит, мягко ступая, не спешит, она хитро улыбается, любуется собой. Но вот она задумала зайчика выгнать из избушки, стала сердитой. Когда пришёл петушок – испугалась. Но вы же знаете, что сказка закончилась для зайчика хорошо. Улыбнитесь друг другу.

ПОТЕРЯЛИ ИГРУШКУ. Педагог предлагает детям вообразить, что у них потерялась самая любимая игрушка. — Вы ходите по комнате, заглядываете в каждый уголок. Лица у вас грустные, озабоченные, расстроенные – чуть не плачете. Остановились, задумались. Опять начали поиски. Нашли игрушку – обрадовались. Улыбнулись друг другу!

ДОБРЫЕ ВОЛШЕБНИКИ. Педагог предлагает детям вообразить, что они добрые волшебники. И у каждого из них в руках волшебная палочка. — Лица у вас добрые, движения свободные, мягкие, воздушные. Вы ходите по группе, и всё, к чему прикасаетесь, расцветает, оживает, преображается. Волшебники красиво одеты, радуются жизни. Как красиво стало вокруг! Улыбнёмся и мы всему, что нас окружает!

После проведения таких игр-упражнений мимика у детей становится более подвижной, разнообразной, им становится легче выражать свои эмоции, разговаривать, общаться. А если сочетать упражнения для развития мимики с артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастикой, то и речь ребенка будет четкой, понятной и красивой.

Плюснина А.А.

03.12.2018 г.

Источник

Упражнения на развитие мимики, пантомимики. Ритмопластика.

1.  Упражнения на развитие мимики

Цель: развлечение, развитие мимики лица, экспрессии, воображения. Научить детей управлять выражениям лица, с помощью мимики выражать чувства, персонажей сказки.

  • «Мимический кубик»
    Ребенок с помощью мимики изображает эмоциональное состояние, схематически представленное на выпавшей грани кубика.
  •  «Мимический диктант»

Прослушав эпизод сказки, дети подбирают карточки-пиктограммы с мимическими выражениями, соответствующими различным эмоциональным состояниям персонажей сказки, и сами воспроизводят их.

  • «Изобрази с помощью мимики»

Педагог предлагает детям изобразить:

  • Какое лицо было у весёлого (грустного, голодного и т.д.) быка, когда он встретил в лесу барана.
  • Как кот выпрашивает колбасу.
  • Тепло-холодно.
  • Мне страшно.
  • Встретили хорошего знакомого.
  • Радость.
  • Встретил ёжика бычок

И лизнул его в бочок.

А лизнув его бочок,

Уколол свой язычок.

А колючий ёж смеётся:

— В рот не суй что попадётся!

    Ребятам предлагается мимикой и звуками изобразить:

    • встревоженного кота,
    • грустного барана,
    • восторженного петуха,
    • хмурого быка,
    • разгневанного поросенка.
    • «Узнай по интонации»

    Каждый ребёнок по очереди изображает или больного, или сердитого, или весёлого человека. При этом нужно произносить с определённой интонацией коротенькие слова:

    Ай-ай-ай!

    Ой-ой-ой!

    Ах! Ах! Ах!

    Ох! Ох! Ох!

    Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позы говорящего и интонации, кого изображает ведущий. Можно предложить детям объяснить подробнее поведение ведущего: отчего он грустный или чему он удивляется и т.д. За выразительность речи и за подробный рассказ дети поощряются.

    •  «Изобрази с помощью мимики»
    • Съешьте кислый лимон. (Дети морщатся)
    • Рассердитесь на драчуна. (Дети сдвигают брови)
    • Испугайтесь забияку. (Дети приподнимают брови, широко раскрывают глаза, приоткрывают рот)
    • Упражнение с зеркалом: «Мне грустно», «Я веселый»
    • Упражнение «Кривляка»
    • Очень жаль, пора прощаться (огорчение)
    • «Куда мы попали»
    • В дремучий лес (страх)
    • В цирк (интерес)
    • «Такая разная музыка»

     Дети слушают музыку, в соответствии с характером музыки (веселая, грустная) показывают эмоции.

    • «Щенок»

    Педагог.                                                 Дети.                              

    Читайте также:  Влияние искусства на развитие личности ребенка

    Щенок проснулся, потянулся,              Сидят на корточках, широко открывают глаза,

     тянутся, бегут по залу.

    Посидел и побежал.

    Набегался, устал, остановился,

    Тяжело задышал.                                      Останавливаются, тяжело и       часто дышат, высунув язык.

    Увидел сметану, съел ее,

    Облизывается.                                                            Облизывает губы.

    • «Толстяки и худышки»

    Педагог:

    Ты будешь толстяком помидором, а

    Ты – худышкой петрушкой и т.д. (Худышки втягивают щеки, толстяки их надувают.)

    Справа от меня овощи – худышки,

    Слева – овощи-толстяки.

    Встретились толстяки и худышки. (Смотрят друг на друга.)

    Удивились худышки: Ах, какие вы толстые! (Смотрят подняв брови и широко раскрыв глаза.)

    Рассердились толстяки: Не такие уж мы и толстые! (Хмурят брови, морщат губу и смотрят сердито.)

    Еще больше удивились худышки: О, да вы еще сердитые! (Округляют губы, как при произношении звука «о», поднимают брови.)

    Еще больше рассердились толстяки: У-у-у! мы действительно сердитые! (Вытягивают губы трубочкой, сводят брови.)

    Сморщили нос худышки: Ф-фу! Не хотим с вами в одном городе расти! (Морщат нос и произносят шепотом: «фу».)

    Скривили губы толстяки: Пф! Ну и не надо! (Изображают на лице возмущение, кривя уголки рта, произнося шепотом «пф».)

    • «Изобрази с помощью мимики»

    Педагог читает рассказ, а дети имитируют названые в нем движения.   «Прилетела пчелка в берлогу. Решила она сесть кому-нибудь из медвежат на язычок, но медвежата стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали двигать ими вправо и влево. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова раскрыли рты, языки отдыхают. Пришла мама-медведица и зажгла свет. Медвежата перестали жмуриться и морщить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее по лбу, двигая бровями вверх-вниз. Пчелка поблагодарила медвежат и улетела спать».                

    2. Пантомимика

    • Пантомимы:

    1.Расцвели, как цветы.

    2.Завяли как травка.

    3.Крадется волк за зайцем.

    4.Лисичка подслушивает.

    5.Тяжелая сумка.

    6.Вкусная конфета.

    7.Представь, что ты артист. Ты выступаешь (можешь спеть, рассказать стихотворение, станцевать). Ты с улыбкой принимаешь цветы, раскланиваешься.

    8.Ты цыпленок. Покажи, как живешь внутри яйца, а теперь ты разбиваешь скорлупу и вылупляешься. Помаши маленькими крылышками, расправь их. А теперь ты впервые увидел мир и очень удивился. Вот летит огромная птица, и ты испугался. А теперь цыпленок голоден и клюет зернышки.

    • «Угадай, кого покажу»

    Одни дети, по желанию, пантомимически, иногда помогая голосом, изображают героев сказки, а другие отгадывают их. В ходе игры педагог каждый раз спрашивает зрителей, по каким признакам они угадывали героев, тем самым ещё раз закрепляя представление о характерных особенностях персонажей сказки: волка, быка, барана, кота, петуха и свиньи.

    Например:

    «Гордый петушок» — идёт, высоко поднимая ноги, хлопает крыльями по бокам, кричит «Ку-ка-ре-ку!» и т.д.

    «Злой волк» — с широко открытыми глазами, оскалившись, зло рычит и т.д.

    • Детям предлагается изобразить одного и того же персонажа сказки, выполняющего разные действия, например, кот:

    • сладко спит;

    • просыпается, лапой умывается;

    • грозно фыркает;

         • пытается утащить сосиску;

         • боится собаки;

    • охотится.

    • «Превращение предмета»

       Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов: карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник и т.д. Для превращения можно брать как мелкие, так и крупные предметы.

    • «Превращение комнаты»

    Дети распределяются на две-три группы, каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников отгадывают, во что именно превращена комната. Например: магазин, театр, берег моря, больница и т.д.

    • «Превращение детей»

    По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, птиц, животных, насекомых.

    • Пантомимы:
    • Много снега – протопчем тропинку.
    • Как падает снежинка.
    • Лепим снежки.
    • Волк крадётся за зайцем – не поймал.
    • Кот на солнышке: жмурится, нежится.
    • Свинья в луже.
    • Холодно: мёрзнут ноги, руки, тело.
    • Сосулька.
    • Я мыл посуду и случайно уронил чашку (ДВ, 1994, №4, с.33; ст. гр., февраль, 1 неделя).
    • Как мама наряжается (ДВ, 1994, №2, с.15; ст. гр., март, 3 неделя).
    • Я пришивала пуговицу и случайно уколола палец (ДВ, 1994, №11, с.33; ст. гр., апрель, 1 неделя).
    • Этюд «Удивляемся»

    Педагог: «Ребята, представьте себе, что мы неожиданно попали в сказочный лес. Изобразите, как вы удивлены».

       И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны – вниз, пальцы разжаты:

    1) поднять плечи, повернуть голову направо;

    2) вернуться в исходное положение;

    3) поднять плечи, голову повернуть налево;

    4) вернуться в и.п. («поморгать глазками – удивились, куда же мы попали»).

    • Этюд «Листопад»

    Педагог: «Ребята, давайте теперь изобразим листопад в нашем сказочном лесу».

       И.п. – ноги вместе на «пружинке», руки внизу, голова опущена на грудь:

    1-3) сделать вдох, медленно встать на носки, руки через стороны поднять вверх («дерево растёт, набирается сил, тянется к солнцу»);

    4) сделать выдох, вернуться в и.п., руки уронить вниз, расслабляя, поочерёдно сгибая кисть в локтях («дует ветер и обрывает ветви и листья»).

    1. Показать, как Коза. Баба Яга, Красная Шапочка и др.
    • смотрится в зеркало;
    • пробует любимое блюдо;
    • пробует нелюбимое блюдо;
    • выслушивает комплименты;
    • выслушивает замечания;
    • садится на стул.
    1. Диалоги-пантомимы:
    • разговор двух «иностранцев», не знающих языка друг друга;
    • разыграть ситуацию, в которой один сказочный персонаж наступает на ногу другому;
    1. Загадки-пантомимы:
    • в магазине – отдать товар, который нужен покупателю, с помощью жестов
    • в зоопарке: отгадать, кто сидит в клетке
    • отгадать профессии (по характерным движениям и позе)
    • отгадать, каким образом происходило путешествие (на лодке, самолетом, поездом)
    • отгадать настроение.
    • отгадать, какая погода на улице
    • отгадай, что я ем (сладкую конфету, кислый лимон, горький перец) (Ст. гр., сентябрь, 3 неделя).

    Определить по походке прохожего (балерина, солдат, задавака, старый человек, манекенщица)

    1. Показать частями тела:
    • как твои плечи говорят: «я горжусь».
    • как твоя спина говорит: «я старый, больной человек».
    • как твой палец говорит: «иди сюда».
    • как твой рот говорит: «М-м-м, я люблю это печенье…»
    • как твое ухо говорит: «Я слышу птичку».
    • как твой нос говорит: «Мне что-то не нравится…»

    3. Ритмопластика

    а) Образные упражнения под музыку:
    Цель: передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений (та же для последующих игр).

    • «Осенние листья»

    Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию: «Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю» (М. Глинка «Вальс-фантазия»).

    • «Вальс снежинок»
      Предлагаемая ситуация: «То медленно, то быстро опускаются на землю снежинки, кружась и искрясь в своем волшебном танце».
    • «Дремучий лес»

    Страшно и неприглядно в дремучем лесу; ветви деревьев шевелятся, медленно извиваясь, заманивая путников в самую чащу (М. Мусоргский «Гном», «Картинки с выставки»).

    • «Времена года»
      Феи весны, лета, осени и зимы импровизируют свои волшебные танцы (отрывки из балета С. Прокофьева «Золушка»).
      Предложенные в данном разделе игры могут быть дополнены и заменены педагогом по своему усмотрению.
    Читайте также:  Развитие речи вашего ребенка

    б) Упражнения на развитие двигательных способностей детей

    Цели: развивать двигательные способности детей  — ловкость, подвижность, гибкость, выносливость; пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации), внимание; регулирование поведения; обучение приемам саморасслабления.

    • Этюды на выразительность жеста
    • Этюд «Тише»
      Два ПОРОСЁНКА должны перейти дорогу, на которой спит ВОЛК. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!».
      Выразительные движения: шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».
    • Этюд «Иди ко мне»
      Волк  манит к себе петушка, который сидит на жердочке.
      Выразительные движения: сидя на корточках, обе руки вытянуты
      навстречу петушку.
    • Этюд «Уходи!»

    Бык прогоняет волка. Выразительные движения: кисти рук расположены над головой, указательными пальцами вперёд.

    •   Этюд «Ласка»

     Детям предлагаются игрушки – персонажи сказки. Дети должны показать, как они любят свою игрушку – петушка, котика и т.д.

    • Игра «Преодолеем страх»

    Дети встают в круг (на расстоянии вытянутых друг от друга рук), воспитатель предлагает всем представить, что у них большой, огромный страх (как у волка из сказки).  Дети иллюстрируют это, разводя широко руки в стороны.  Далее просит показать, какие бывают глаза у того, кто боится (дети изображают большие, круглые глаза). Затем педагог говорит, что страх уменьшается, и вместе с детьми делает руками соответствующие движения. В конце игры предлагает посмотреть друг на друга и убедиться, что ни у кого нет страха, так как он исчез.

    • Этюд «Игра в снежки»
      Зима. Дети играют в снежки.
      Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, распрямиться и бросить снежок резким коротким движением, широко раскрывая пальцы.
    • Этюд «Игра с листочками»
      Дети гуляют по лесу. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся листочком, то шуршат листьями под ногами, то подбрасывают их вверх. Затем садятся на землю и начинают играть с листьями: то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдаль, то складывают букет.
    • Этюд «Дружная семья»

    Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один щепу дерёт, другой глину месит, третий печь кладёт, кто-то стены конопатит и т. п. Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а вполне реальные.

    • Развитие активного внимания
    •  Игра «Слушай хлопок!»
      Дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу «петушка» (стоять, вытянув шею, руки прислонены к бокам), на два хлопка — позу «кошки» (присесть на корточки, выгнуть спинку), на три хлопка — возобновить ходьбу.
    • Игра «Пишущая машинка»
      Каждому играющему присваивается название буквы алфавита. Затем придумывается слово (название героев сказки) или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая «буква» слова хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово целиком напечатано, все дети хлопают в ладоши.
    • Игра «Четыре стихии»
      Это игра на развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
      Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
    • Игра «Что изменилось?»
      Ведущий ставит перед детьми от трех до шести-семи игрушек  (сказочные герои), дает сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время убирает одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.
    • Игра «Ухо — нос»
      По команде «Ухо!» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос!» — за нос. Ведущий выполняет вместе с детьми действия по команде, но через некоторое время «ошибается». Дети, не обращая внимания на «ошибки» ведущего, должны показывать только ту часть тела, которая называется ведущим.
    • «Что изменилось»
      1 вариант: перед детьми разложены театральные атрибуты. В течение 1 мин. дети запоминают их расположение, затем закрывают глаза. Педагог меняет атрибуты местами или один убирает. Дети должны определить, что изменилось.
      2 вариант: часть детей — «артисты», они показывают мизансцену из спектакля, остальные дети — зрители, запоминают ее, затем закрывают глаза. На сцене происходят изменения. Зрители должны восстановить мизансцену.
    • «Тень»

    Один ребенок (водящий) ходит по залу, делая произвольные движения (имитирует движения персонажей сказки). Группа детей (3-5 чел.), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все, что он делает.

    • «Внимательные звери»
      Дети находятся в «лесной школе», где педагог тренирует их ловкость и внимание, показывая, например, на ухо, нос, хвост и называя их. Дети внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет слово «ухо». Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.
    • «Зеркало»
      Дети стоят в парах напротив друг друга. Один ребенок — «зеркало», которое отражает все движения, позы, выражения лица за стоящим напротив ребенком. Затем дети меняются ролями.
    • «Дружные звери»
      Дети распределяются на три команды: волки, петухи, коты. Затем педагог называет поочередно одну из них, которая должна выполнить свое движение. Например, волки — топнуть ногой, петухи — хлопнуть в ладоши, коты — поклониться. Можно выбрать других животных и придумать другие движения.
    • Преодоление двигательного автоматизма
    • Игра «Стоп!»
      Дети идут под музыку. Внезапно музыка обрывается, но дети должны идти дальше в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!».
    • Игра «Замри»
      Дети прыгают под музыку, ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками рук над головой и по бедрам. Внезапно музыка обрывается, и играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Не успевшие «замереть» выходят из игры, оставшиеся продолжают игру под музыку. Играют до тех пор, пока не останется только один играющий, который признается победителем.
    • Игра «Пожалуйста!»
      Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий показывает движения (животных из сказки), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например: улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. п.
    • Игра «Запрещенное движение»
      Дети стоят лицом к ведущему, который  показывает движения (животных из сказки), и повторяют за ним. Затем выбирается одно животное, которое изображать запрещается. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.
    • Тренировка отдельных групп мышц
    • Этюд «Винт»
      Пятки и носки вместе, корпус поворачивается влево и вправо, руки свободно следуют за корпусом.
    • Этюд «Насос и мяч»
      Играют двое. Один изображает большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены, корпус наклонен несколько перед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). По мере надувания мяча» он постепенно выпрямляет ноги, туловище, голову, надувает щеки, руки отходят от боков, «Мяч» надут, и насос перестает накачивать. Шланг насоса выдергивается, и из «мяча» с сильным шипением выходит воздух. Тело вновь обмякает, возвращается в исходное положение. Затем играющие меняются ролями.

    Источник