Развитие речи вашего ребенка

#хакнем_русский_язык ???? новое направление нашей медиа-группы ????

Источник фото: gryphonhouse.com, авторское право принадлежит автору

Каждая мама знает, что ребёнок начинает разговаривать не раньше, чем в 7 месяцев, а некоторые и позже. А осознанно произносить слова дети начинают только после 12 месяцев. Согласно исследованиям учёных уже на седьмом месяце беременности проявляется активность в участках мозга плода, которые отвечают за речь. Поэтому врачи и рекомендуют разговаривать с ребёнком ещё до его рождения. Новорождённые дети уже могут отличать родную речь от иностранной. Однако развитие речи происходит постепенно, в несколько этапов.

До 1 года дети начинают произносить свои первые слова «мама», «папа», «баба», «ой». И уже в первый период родителям следует начинать обучать своего малыша родному языку. На этом этапе помогать ребёнку в освоении русского языка очень легко. Для этого достаточно много разговаривать с ним, и желательно без сюсюканий. Надо читать ребёнку сказки, детские стишки, давать ему слушать детские песни и колыбельные. А самое главное, чтобы взрослые не говорили на повышенных тонах в присутствии малыша, иначе он может начать говорить нескоро.

В период с 12 до 18 месяцев ребёнок уже произносит несколько слов. Обычно это названия предметов, которые он видит рядом с собой или предмет, который он хочет использовать сейчас. Малыш начинает говорить слова «нет» и «ещё».

На третьем этапе (1,5 — 2 года) ребёнок повторяет слова и фразы, услышанные от других людей. Он уже знает и говорит 50 слов. Это такие слова как «привет», «пока», «дай», «на», «пошли» и другие. Ребёнок уже начинает составлять простые предложения из 3 — 6 слов. Словарный запас начинает увеличиваться, потому что малыш часто задает вопрос «что это?». И родители могут помочь любимой дочке или сыну запомнить много новых слов, охотно отвечая на этот вопрос.

Некоторые дети не задают вопрос «что это?», а просто показывают пальцем на нужный им предмет. И тут очень важно, чтобы родители не выполняли все безмолвные просьбы ребенка, а говорили «скажи, что ты хочешь». Многие дети долго не говорят, потому что они видят, что взрослые прекрасно понимают их без слов. Так зачем говорить, если всё понимают и всё сделают, как они хотят.

Источник фото: csnk.ru, авторское право принадлежит автору.

В 2 — 3 года ребёнок уже может вести несложные диалоги и использовать в своей речи местоимения первого и третьего лица. На этом этапе очень активно развивается речь детей, поэтому важно следить за правильностью своей речи и много разговаривать с ними. Так как ребёнок расширяет свой словарный запас, повторяя за мамой и папой, то важно, чтобы родители произносили слова правильно.

В эти годы малыш очень подвижен, поэтому полезно использовать подвижные игры со стихами для развития речи. Чем активнее ребенок, тем лучше развиваются его речевые навыки. Полезно для развития речи ребенка использовать пальчиковые куклы, дети их просто обожают. Пальчиковые игры помогают как развитию речи, так и готовить пальцы к письму, а также улучшают работу мозга.

В 4 — 5 лет ребёнок уже может бегло говорить и даже составлять сложные предложения. Но и на этом важна помощь родителей в освоении русского языка. Читайте ему сказки, рассказы про животных, учите с ним стихи и детские песни, много разговаривайте. Именно возраст 5 лет считается возрастом «почемучек». Старайтесь отвечать на все «почему?» своего ребёнка и, если то возможно, развивайте диалог из вопросов «почему?».

В 5 — 6 лет уже можно изучать буквы, используя буквенные кубики, и составлять из букв слова. Так ваш ребёнок с удовольствием и легко научится читать сначала короткие слова из 2 — 3 букв, а потом и более сложные.

Источник фото: fotostrana.ru, авторское право принадлежит автору

А теперь вспомните, когда Ваш малыш произнёс первое слово, и какое это было слово? Когда он начал говорить короткими предложениями? Помните ли первые стишки или песенки, которые Вы выучили с ребёнком? А когда Ваше ненаглядное чадо начало бегло говорить? Помните, как развивали его речь? Жду Ваших ответов.

#хакнем_русский_язык ???? новое направление нашей медиа-группы ????

Автор: Зеленова Ирина Анатольевна, преподаватель английского и русского языков, педагогический стаж 23 года, город Москва. Обратиться к нашему эксперту за консультацией.

Источник

Юлия Фролова
Речевое развитие детей — проблемы и пути решения. Советы родителям

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький, около 1 года. Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово, когда начнет активно говорить, как быстро пополнится его словарный запас…

Читайте также:  Ребенок родился 37 недель какие особенности развития

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает. Беспокоит ли это нас сейчас? Какой бы вы хотели видеть речь ребенка? Грамотной, понятной, выразительной, осмысленной, богатой…. Это идеал. А что же получается на самом деле?

В наше современное время дети мало проводят времени в обществе родителей (все больше за компьютером, у телевизора, со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а развивающие речевые занятия дома – это вообще редкость.

Вот и получается, что ребенок подрастает и к моменту поступления в школу возникает множество проблем именно в его речевом развитии.

С какими же проблемами мы можем столкнуться?

1. Речь односложная – состоит из одних простых предложений (2 – 3 слова).

2. Бедный (недостаточный) словарный запас.

3. Наличие слов – паразитов, замусоривание речи, употребление нелитературных слов и выражений.

4. Неумение грамотно и доступно сформулировать вопросы и ответы.

5. Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст (а в школе это умение просто необходимо).

6. Неспособность высказать свои мысли, логически объяснить, доказать.

7. Речь не выразительна, дети не умеют использовать интонации, где-то произнести фразы с выразительной интонацией (с грустью, восторгом, в быстром или медленном темпе, выделить главные слова).

8. Плохая дикция, дети не выговаривают звуки (что потом может сказаться на письме).

Что же делать?

Самим родителям активно включиться в процесс стимуляции речевого развития своего ребенка:

1. В первую очередь большое внимание уделить рассказыванию:

— пересказы текстов

— составление рассказов по картинкам, по серии картин

— составление творческих рассказов, придумывание сказок

2. Разучивать с детьми стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память.

3. Улучшению звукопроизношения способствуют чистоговорки. Следует отметить, что скороговорки можно использовать только тогда, когда ребенок достаточно четко произносит все звуки.

4. Дети очень любят отгадывать и загадывать загадки (как литературные, так и «самодельные»). Это учит их делать выводы, анализировать, развивает мышление. При этом обязательно надо спросить у ребенка – как он догадался, почему он так думает.

Несколько советов родителям – что необходимо делать дома, чтобы улучшить речь ребенка.

1. В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть внятной, четкой, разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, ее правильностью.

2. Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам – логопеду, неврологу.

3. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным. И обязательно – обсуждайте с ребенком прочитанное.

И напоследок – любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое, что у нас есть.

Источник

Развитие речи у ребенка – показатель того, соответствует ли его физическое и психическое состояние устоявшимся нормам. Речевые способности могут тренироваться и оттачиваться разными методами. Важное условие, которое не стоит недооценивать – общение родителей с ребенком с первых же дней его появления на свет.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ: ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?

Речь закладывается вместе с мышлением, а потому ее нарушение нередко влияет на общее состояние человека. В частности, от речи зависят следующие аспекты:

  • Познавательные способности.
  • Развитость психики.
  • Поведенческие реакции.
  • Характер.
  • Коммуникационные навыки.
  • Навыки чтения и письма также зависят от моторной и сенсорной речи.

ПОЧЕМУ РЕЧЬ МОЖЕТ НАРУШАТЬСЯ?

Нарушение речи может быть связано с разными факторами. В частности, врачи выделяют следующие осложнения:

  • Патологии протекания беременности.
  • Сложности в процессе родов.
  • Родовые травмы с повреждениями мозга.
  • Аномальное строение дыхательной системы, ротовой полости.
  • Постоянный стресс из-за скандалов в семье.
  • Регулярные болезни.
  • Многоязычное окружение.
  • Родители не общаются с малышом на регулярной основе.

Чтобы малыш развивался нормально, нужно прививать ему социальную адаптацию. В частности, сюда можно отнести активные коммуникации со сверстниками, регулярное чтение книг, посещение кружков и центров раннего развития.

Однако основным условием развития речи является постоянное общение родителей с ребенком.

Развитие речи происходит в несколько периодов, которые мы рассмотрим далее.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Этот период длится с рождения малыша до достижения им одного года. В это время закладывается фундамент для вербального общения.

Читайте также:  Как делать ребенку карточки для развития

Первые звуки ребенка нельзя назвать полноценной речью. Хныкать ребенок начинает еще с момента рождения. Грудничок начинает кричать в качестве ответа на разные раздражители, окружающие его. Звуки очень важны для малыша, поскольку они помогают развивать слуховую зону коры мозга.

Поначалу новорожденный может произносить только гласные звуки. Затем к ним добавляются слоги из гласных и согласных. Сочетания звуков малыш произносит только на выдохе. Это помогает тренировать дыхательную систему.

Активное речевое развитие начинается с 3 по 5 месяц жизни ребенка. Малыш, слыша голос, начинает интуитивно искать говорящего, крутит головой, чтобы взглянуть в сторону долетающего звука. Зачастую дети подражают речи взрослых – их мимике, интонации, с которой произносятся слова.

Лепет – этап, который начинается с 5 месяцев. В 7-9 месяцев ребенок умеет произносить много разных слогов. Уже в 10 месяцев малыш легко распознает речь. Он должен откликаться на свое имя, имитировать звуки, которые были услышаны от родителей.

В год малыш в случае с нормальным развитием должен уже произносить порядка 5-10 слов. Годовалый ребенок имеет слабый артикуляционный аппарат, а потому ему тяжело произносить слова, в которых присутствуют разные слоги.

БАЗОВОЕ ОВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКОМ

С года до трех длится период начального овладения языком. Обычно этот период отличается следующими особенностями:

  • Каждое слово отвечает за некоторое действие или некоторый предмет.
  • Ребенок может пропускать некоторые слоги, выпускать некоторые буквы.
  • Ребенок называет одним и тем же словом совершенно разные вещи.
  • Малыш знает, что такое нога, рука и другие части тела. Он легко распознает все это на куклах.

Ближе к трем годам малыш уже способен произносить предложения, в которых фигурируют 2-3 слова, причем в речи появляются наречия, местоимения, союзы. Словарный запас малыша достигает 200-300 слов. Ребенок легко распознает разных животных, знает, как называются предметы в доме.

Постепенно к трем годам ребенок начинает овладевать шипящими буквами, буквами «р», «л».

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЯЗЫКА

С трех лет и до поступления в первый класс школы ребенок совершенствует свои языковые навыки. Речь развивается уже в ходе вербального общения. Интеллектуальные способности малыша начинают расти.

Словарный запас ребенка становится широким, однако слова передаются не всегда в верном значении. Развитие речи у детей-дошколят зависит во многом от окружения, от того, насколько теплыми являются отношения в семье, имеется ли забота о ребенке.

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Наконец, финальный период – развитие письменной речи. Словарный запас увеличивается, языковые познания становятся достаточно широкими.

МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЧИ ПО ПЕРИОДАМ

С появления на свет до года. В данный период родители должны тщательно контролировать развитие речи у малыша. Новорожденный все воспринимает на слух: звуки погремушек, голос родителей, звуки природы. Важно, чтобы родители все комментировали – начиная от кормления грудью и заканчивая процесс пеленания. Каждую игрушку стоит именовать, чтобы ребенок понимал, как она называется. То же самое касается и имен близких людей и родственников.

Чтобы развитие речи шло быстрыми темпами, родители должны ласково разговаривать с ребенком. В 7 месяцев для развития речи можно использовать названия продуктов, которые вводятся в рацион питания. Можно также рассказывать, что молоко дает корова, которая говорит «му». Это помогает расширить познания ребенка.

Для того чтобы малыш больше говорил, нужно стимулировать это желание. Существуют такие игры, как сорока, ладушки и т.д. Они помогают развивать речь ребенка к 9 месяцам.

С года до двух лет. Чтобы развитие речи шло быстрее, вы можете читать малышу книжки. Также можно вместе петь, проговаривать слова. Годовалый малыш обычно уже знает, как называются предметы, окружающие его, может произносить отдельные слова и строить из них предложения. Для улучшения вербальных навыков можно проводить достаточно частые прогулки, посещать цирк и т.д. Пригодятся активные игры, развитие пальцев. Важно менять простые слова в лексиконе малыша на более сложные, правильные – к примеру, вместо «му» запоминать «корова».

С двух до трех лет. На данном этапе необходимо всячески поправлять ребенка, если он говорит неправильно. Старайтесь обогатить его речь новыми словами. Чем теснее будет вербальный контакт с родителями, тем лучше будет речевое развитие малыша. Если ребенок задает какой-либо вопрос, надо постараться на него максимально точно ответить.

Дошкольный возраст. Развитие речи идет совместно с получением новой информации. Потому для развития речевого аппарата у детей следует придерживаться следующих правил:

  • Активно общаться с ребенком.
  • Читать сказки, книги, обсуждать их.
  • Рассказывать про свои эмоции и впечатления.

Важно, чтобы окружающие говорили правильно, грамотно, избегая «плохих» слов. Дети часто запоминают то, что услышали от взрослых, и активно это воспроизводят.

ЧТО ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА

  • Если ребенок испытывает дискомфорт, но не плачет.
  • Если после 3 месяцев нет гуления.
  • В 5-7 месяцев ребенок не реагирует на голоса, не распознает интонации.
  • В 9 месяцев у малыша нет лепета.
  • В 12 месяцев ребенок не понимает речи и не произносит слов.
  • В 2 года не узнает близких, не может справиться с банальными заданиями.
  • В 3 года не может прочесть стихи или пересказать сказки.
Читайте также:  Туапсе центр развития ребенка

Развитие речи у ребенка – важный показатель его здоровья. Речь поддается тренировке, если заниматься этим каждый день. Тогда малыш будет свободно говорить и отвечать нормам развития для своего возраста.

Здоровья Вам и Вашему малышу!

Понравилась статья — ставьте лайк! 🙂

Еще почитать полезности можно на нашем сайте

Источник

Анастасия Гришина
Памятка для родителей «Этапы развития речи вашего ребенка»

Развитие речи малыша

1 месяц

Малыш начинает осваивать, так называемую,сенсорную речь: формируется речевой слух и сосредоточение — кроха прислушивается, когда к нему обращаются взрослые, и издает в ответ тихие гортанные звуки «г», «к».

2 месяца

Быстро отвечает улыбкой при общении.

Кричит с разной интонацией.

Начинает гулить.

3 месяца

Внимательно слушает обращенную к нему речь.

Начинает различать интонацию взрослого.

Гулит нараспев.

4 месяца

Продолжительно гулит нараспев.

Отвечает взрослому (теперь малыш способен «поддержать» получасовой диалог с мамой и другими близкими).

Пытается подражать интонациям взрослых.

5 месяцев

Продолжительно певуче гулит с цепочками звуков.

Различает ласковый тон (оживляется, улыбается, смеется, гулит в ответ) и строгий (пугается, хнычет, кричит).

6 месяцев

Лепечет, произносит отдельные слоги («ба», «ма», «на»).

Подолгу общается сам с собой.

Узнает по голосу близких.

7 месяцев

На вопрос «где?» ищет знакомый предмет или игрушку и указывает на него (нее) пальцем.

Продолжительно и активно лепечет.

8 месяцев

Начинает понимать и выполнять простые просьбы типа «дай ручку».

Пытается повторять за взрослыми слоги и жесты.

9 месяцев

Выполняет более сложные просьбы: «поцелуй маму», «принеси шарик».Знает свое имя, откликается на зов.

Привлекает к себе внимание словами и жестами.

Говорит с разной интонацией.

10 месяцев

Повторяет за взрослым новые слоги.

Произносит первые лепетные слова («ма-ма», «па-па», «ба-ба»).

По просьбе взрослого показывает части своего и чужого лица и тела: глазки, носик, ушки и т. д.

11 месяцев

Говорит «дай», «на» и т. д.

Понимает значение слова «нельзя».

1 год

Легко повторяет новые слоги.

Машет головой в знак отрицания и ручкой на прощание.

Произносит 6 -10 облегченных слов («ням-ням», «ля-ля»).

1-1,5 года

Интенсивно пополняет свой пассивный словарный запас.

Выполняет поручения взрослых.

Подолгу эмоционально лепечет, подчеркивая «смысл» мимикой, жестами, интонацией.

Подражает различным звукам (мяукает, жужжит).

Называет свое имя и показывает на пальчиках возраст.

Пытается связать в предложение два слова.

В 1,5 года произносит около 30 простых по звуковому составу слов.

1,5-2 года

Понимает смысл слова, фразы, активно анализирует речь взрослых.

Пытается соотнести слова с абстрактными значениями, хотя и понимает их часто по-своему. Например, связывает слово «мужчина» только со своим папой.

Подражая взрослым, легко произносит знакомые и незнакомые слова – как адресованные ему, так и случайно услышанные от окружающих.

Говорит фразами. Начинает понимать грамматический строй речи.

Строит интонационно четкие вопросительные и восклицательные предложения. Очень любит задавать вопросы «что это?», «кто это?».

В 2 года имеет активный словарный запас из 100-300 слов.

2-2,5 года

Говорит существенно «чище», владеет большей частью звуков родной речи.

Достаточно связно строит предложения (структура речи приближается к речи взрослого, хотя правила грамматики использует еще неточно, заменяя их собственными).

Активно использует новые слова во время диалогов со взрослыми.

Задает вопросы «когда?», «где?».

В 2,5 года имеет словарный запас из 500-1000 слов (в этом возрасте мальчики обычно несколько отстают от девочек – менее активно используют в речи новые слова, но к 3 годам догоняют ровесниц).

2,5-3 года

Понимает почти все, что ему говорят (пассивный словарный запас растет очень быстро).

Произносит артикуляционно-сложные звуки и слоги (иногда правильное произношение сочетается с выдуманным).

Дополняет речь ритмичными движениями, жестами, мимикой.

Постоянно задает вопросы (в том числе «почему?» и «зачем?») и легко отвечает на те, что адресованы ему.

Использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Достаточно свободно говорит (может рассказать о прошедшем дне, однако пересказать текст еще не способен).

Может начать ругаться, используя бранные слова, которые где-то услышал (не ругайте ребенка, ведь это тоже одно из проявлений развития речи – просто объясните, почему некоторые слова лучше не произносить).

В 3 года имеет словарный запас из 2000-3000 слов. Грамматический строй речи практически аналогичен строю речи взрослого.

Источник