Развитие перцептивной сферы ребенка

Развитие перцептивной сферы ребенка thumbnail

. ПЛАН

1. Начальный этап в сенсорно-перцептивного развития ребенка

2. Особенности сенсорно-перцептивного развития ребенка раннего возраста

3 сенсорные-пецептивний развитие ребенка от 3 до 7 г

31. Формирование сенсорных эталонов в процессе ориентирующих действий

32. Развитие наблюдения — целенаправленного восприятия

4. Развитие различных видов восприятия ребенка от рождения до 7 лет

. Литература

1. Альтхауз. Д,. Дум. Э.. Цвет — форма — количество:. Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста /. Пер с нем под ред. В. В. Юртайкина -. М:. Просвещение, 1984 —

64 с

2. Ананьев. Б. Г,. Рыбалко. Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей -. М:. Просвещение, 1964 — 304 с

3. Артемова. Л. В. Учись играя. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников -. М.:. Томирис — 112 с

4. Бауэр. Т. Психическое развитие младенца -. М:. Прогресс, 1979

— 320 с

5. Венгер. Л,. Пилюгина. Э.. Г,. Венгер. Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка /. Под ред. Л. Венгера -. М:. Просвещение, 1988 — 144 с

6. ВетлугинаН. Музыкальное развитие ребенка -. К, 1978 — 252 с

7. Запорожец. А. В,. Венгер. Л,. Зинченко. В. П,. Рузская. А. Г. Восприятие и действие /. Под ред. А. В. Запорожца -. М:. Просвещение, 1967 — 324 с

8. Запорожец. А. В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве / /. Избр психолог труды:. В 2 т -. М, 1986-Т 1 -. С 91-99

9. Ендовицкая. Т. В,. Зинченко. В. П,. Рузская. А. Г. Развитие ощущений и восприятий / /. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов /. Под ред. А. В. Запорожца,. Д. Б. Эльконина -. М, 1964 -. С 13-71

10. Люблинская. Г. О. Детская психология -. М.:. Высшая школа, 1974

-. С 114-153

11. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста /. Под ред. М. В. Антроповой,. М. М. Кольцовой -. М:. Педагогика, 1983 — 160 с

12. Мусейибова. Т. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста / /. Дошкольное воспитание — 1970 — № 3 -. С 36-41

13. Мусейибова. Т. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста / /. Дошкольное воспитание — 1972 — № 2 —

С 48-55

14. Проскура. Е. В,. Шибицкая. Л. Как учит самых маленьких

-. М.:. Сов школа, 1987 — 112 с

15. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /. Под ред. Л. Венгера -. М:. Педагогика, 1986 — 223 с

16. Репина. Т. А. Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и ее влияние на отношение к герою книги / /. Вопросы психологии — 1960 — № 5 -. С 115-124

17. Рихтерман. Т. Д. Формирование представлен в времени у детей дошкольного возраста -. М:. Просвещение, 1991 — 47 с

18. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду /. Под ред. А. П. Усовой,. Н. П. Сакулиной -. М, 1965

19. Урунтаева. Г. А. Дошкольная психология -. М:. Изд центр»Академия», 1997 -. С 141-157

1 Начальный этап в сенсорно-перцептивного развития ребенка

Ощущение и восприятие — начальный момент познания, его называют также сенсорно-перцептивной сферы личности. С помощью органов чувств человек получает информацию об окружающем

. Ощущение — это элементарный психический процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предметов и явлений окружающего, а также состояний внутренних органов при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств те.

Наиболее распространенная классификация ощущений за органами чувств предложена. Аристотелем: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. В настоящее время осязательные разделяют на тактильные (давления) и температурные. Выделяют промежуточные м между тактильными и слуховыми — вибрационные, что имеют место, когда мы распознаем музыку, держа руку на громкоговорители. Общие для всех анализаторов — болевые, которые не имеют специфического рецептортора.

Восприятие — это отражение предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств. В отличие от восприятия, в ощущение позволяет отображать лишь отдельные свойства предметов и объявлениящ.

Как и ощущение, восприятие возникает лишь при непосредственном воздействии на анализаторы. Переход от ощущения к восприятию означает более полное и сложное отражение предметов

Образ восприятия выстраивается благодаря активности человека. Неточности и ошибки в функционировании отдельного анализатора исправляются и уточняются с помощью слаженной работы др.. В результате человек на получает образ, адекватный действительноститі.

Виды восприятия различаются по: 1) конкретным содержанием объекта (восприятие текста, искусства, природы, учебного материала) 2) формами существования материи (времени, пространства, движения), 3) ведущим анализато тором (зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, осязательное, кинестетических или двигательное.

Ощущение и восприятие составляют процессы чувственного познания

протяжении дошкольного детства сенсорно-перцептивный развитие ребенка проходит важные этапы, во многом определяют познавательную деятельность человека вообще. Ряд психологических и психофизиологических их исследований (Денисова. Н. М,. Фигурин. Н. Л,. Еще-лованов. Н. М,. Аксарина. Н. М,. Голубева. Л. Г,. Кистяковский. М. Ю и др.) раскрывают, как происходит сенсорно-перцептивный развитие в немовлячому вицмовлячому віці.

Читайте также:  Роль родителей в укреплении и развитии организма ребенка

Для понимания закономерностей развития сенсорно-перцептивной сферы младенца важно принять во внимание, что его моторное развитие отстает от развития анализаторов. Ограниченность двигательных возможностей младенца пяти сдерживает и развитие чувства и восприятия, ибо, как отмечалось выше, эти процессы носят активный характер и на основе движений анализаторов формируется адекватный перцептивный образ. Сразу после рождений ния ребенок совершает хаотичные, неуправляемые движения ручками, ножками, не может держать головку, останавливать взгляд тощщо.

Первые ощущения тесно связаны с эмоциональной сферой ребенка. По реакциями новорожденного на различные зрительные раздражители заметно, что он различает среди них неприятные и приятные. Приятные раздражители вызывают хотя и непродолжительное сосредоточения, ребенок как бы»замирает»Неприятные — порождают беспокойство, попытки блокировать поступление сигналов из окружения: закрывает глаза при очень ярком свете, отдергивает ручку хо лее холодных, горячего, начинает плакать тощ плакати тощо.

Движения глаз развиваются постепенно, остановить взгляд новорожденный не может, только к концу первого месяца он может сосредоточить его на несколько секунд. Лучше ребенку дается отображения движущихся предметов. Уже е в конце первой декады жизни малыш прослеживает глазами движущийся предмет. Появление в 2-3 недели конвергенции глаз позволяет ребенку лучше различать предметы на разном расстоянии от анализатора. Расстояние эта постепе во растет: в 4-5 недель составляет 2-4 м, в 3 мес — 4-7 м. С 6-10 недель возникают круговые движения глаза, позволяющее отслеживать предмет, движущийся по коло колу.

Слуховой анализатор малыша также от рождения полностью готов к функционированию. На первом месяце жизни малыш сосредотачивается на голосе взрослого, приятных, тихих мелодичных звуках. Новорожденный не е любит громких, резких звуков: вздрагивает, беспокоится, плачет. От шума ребенок легко просыпается. Первые игрушки ребенка — звуковые, они привлекают малыша своей способностью издавать звук вследствие определенных х действий с ними: потрясти погремушку. Между зрительным и слуховым анализаторами постепенно устанавливаются связи: в 2-4 месяца ребенок начинает возвращать лица к источнику звука (голос взрослого, игрушкаашка).

Развитие сенсорно-перцептивной сферы не только опирается на развитие моторики ребенка, но и способствует последнем. Стремление ребенка рассмотреть, прислушиваться развивает как анализаторни мышцы, так и движения всь ього тела, до 3-х месяцев они становятся лучше управляемыми, плавными, свободными. Интенсивно развивается осязательный анализатор, способствуя появлению действия хватания. Сначала рука ребенка случайно наталкивается на пред цели, расположенные рядом (кубик, погремушка, платок), захватывает их, вызывая радость малыша. С 5 месяцев хватание становится более точным, направленным на определенный предмет. Ребенок может свободно достать, схватить и утр имати подвешенную игрушку, или взять ее из рук взрослого. Довольно часто наблюдаются ложные движения, в 8 месяцев их становится меньше, в 12 месяцев ребенок сразу захватывает нужный предмет, находящийся на п евний расстоянии от неід неї.

дальнейшем хватания значительно совершенствуется. До 8 месяцев ребенок удерживает предмет, прижимая его пальцами ладони. Пальцы еще не получили достаточной гибкости, в движениях ребенка выступают как единое целое до конца эта 1-го года возникает и совершенствуется способность захватывать и удерживать предметы пальцами. Роль пальцев при этом дифференцируется. Особенно важно противопоставление большого пальца остальным. До 10-11 м ис ребенок заранее складывает пальцы по форме и величины предмета, который хочет взять: для мячика растопыривает и округляет пальцы, для карандаша — составляет их пальцем. Чтобы приспособить свою руку к пре дуете, ребенок должен учитывать его форму, принимает на зрение. Зрение при этом направляет движения ребенка, возникают зрительно-двигательные координации. Развития последних способствуют манипуляции ребенка с предметампредметами.

Совершенствование хватание предметов с 6-ти месяцев приводит к манипуляций ребенка с ними. Удерживая предмет, ребенок поворачивает его различными сторонами, бьет об пол, сжимает, бросает, трясет, перекладывает. Ее зрительные анализаторы направлены на разглядывание, прислушивание, вкушение на вкус. При этом ребенок ориентируется в пространстве: например катит мячик в ту сторону, где нет препятствий. В процессе манипуляций ребенок узнает о различных свойствах предметов — форму, величину, гущу, вес, упругость, температуру, устойчивость и др.. Обследование объектов свидетельствует о зарождении интереса к й х свойств и о том, что теперь предметы начинают выступать как нечто постоянно существующее в окружающем мире, с неизменными свойствами. В 9-10 месяцев ребенок ищет пропавшие из поля восприятия предметы следовательно, понимает, что предмет находится в другом месте місці.

Развитие зрительного восприятия ускоряет понимания речи ребенком. Взрослый показывает предмет и спрашивает:»где?». АЛЮКОМ предмета в ответ на просьбу взрослого»покажи, где? «покажи, де?».

Заключение об особенностях сенсорно-перцептивного развития в немовлячому возрасте:

— ведущую роль в развитии сенсорно-перцептивной сферы играют зрение и слух;

— развитие сенсорно-перцептивной сферы зависит от уровня развития моторики ребенка и способствует последнему;

Читайте также:  Задачи развития ребенка в детском саду образец

— развитие моторики, в частности действия хватания, приводит к интенсивному манипулирования предметами, становится условием их восприятия;

— адаптация руки к захвата предмета в соответствии с его формы свидетельствует о выделении ребенком формы и размера предметов;

— развиваются мижанализаторни связи — зрительно-слуховые и зрительно-двигательные координации;

— начинает формироваться первые познавательное действие — обследование предметов

Источник

Развитие ощущений в детском возрасте. Ощущение начинает развиваться сразу после рождения ребенка. Спустя непродолжительное время после рождения ребенок начинает реагировать на раздражители всех видов. Однако существуют различия в степени зрелости отдельных чувств и в этапности их развития.

Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность. При появлении на свет ребенок дрожит из-за различия температуры тела матери и температуры воздуха. Реагирует новорожденный ребенок и на прикосновения, причем наиболее чувствительны у него губы и вся область рта. Вполне вероятно, что новорожденный может ощущать не только тепло и прикосновение, по и боль.

Уже к моменту рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая чувствительность. Новорожденные дети по-разному реагируют па введение им в рот раствора хинина или сахара. Через несколько дней после рождения ребенок отличает молоко матери от подслащенной воды, а последнюю – от простой воды.

С момента рождения у ребенка уже достаточно развита обонятельная чувствительность. Новорожденный ребенок по запаху материнского молока определяет, есть в комнате мать или нет. Если ребенок первую неделю питался материнским молоком, то он будет отворачиваться от коровьего, лишь почувствовав его запах. Однако обонятельные ощущения, не связанные с питанием, развиваются достаточно долго. Они мало развиты у большинства детей даже в четырех-, пятилетнем возрасте.

Более сложный путь развития проходят зрение и слух, что объясняется сложностью строения и организации функционирования данных органов чувств и меньшей зрелостью их к моменту рождения. В первые дни после рождения ребенок не реагирует на звуки, даже очень громкие. Это объясняется тем, что слуховой проход новорожденного заполнен околоплодной жидкостью, которая рассасывается лишь через несколько дней. Обычно ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели, иногда этот срок затягивается до двух-трех недель. Первые реакции ребенка на звук имеют характер общего двигательного возбуждения: ребенок вскидывает ручки, шевелит ножками, «дает громкий крик. Чувствительность к звуку первоначально низка, но возрастает в первые педели жизни. Через два-три месяца ребенок начинает воспринимать направление звука, поворачивает голову в сторону источника звука. На третьем-четвертом месяце некоторые дети начинают реагировать па пение и музыку.

Что касается развития речевого слуха, то ребенок, прежде всего, начинает реагировать па интонацию речи. Это наблюдается на втором месяце жизни, когда ласковый тон действует на ребенка успокаивающе. Затем ребенок начинает воспринимать ритмическую сторону речи общий звуковой рисунок слов. Однако различение звуков речи наступает к концу первого года жизни. С этого момента и начинается развитие собственно речевого слуха. Сначала у ребенка возникает способность различать гласные, а на последующей стадии он начинает различать согласные.

Наиболее медленно у ребенка развивается зрение. Абсолютная чувствительность к свету у новорожденных низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. С момента появления зрительных ощущений ребенок реагирует на свет различными двигательными реакциями. Различение цветов растет медленно. Установлено, что ребенок различает цвет уже на пятом месяце, после чего он начинает проявлять интерес ко всякого рода ярким предметам.

Ребенок, начиная ощущать свет, в первое время не может видеть предметы. Это объясняется тем, что движения глаз ребенка не согласованы: один глаз может смотреть в одну сторону, другой – в другую или вообще может быть закрытым. Ребенок начинает управлять движением глаз лишь к концу второго месяца жизни. Предметы и лица он начинает различать лишь на третьем месяце. С этого момента начинается длительное развитие восприятия пространства, формы предмета, величины и удаления. По отношению ко всем видам чувствительности следует отметить, абсолютная чувствительность достигает высокого уровня развития уже в первый год жизни. Несколько медленнее развивается способность различать ощущения. У ребенка дошкольного возраста эта способность развита несравненно ниже, чем у взрослого человека. Бурное развитие этой способности отмечается в школьные годы. Следует отметить, что уровень развития ощущений у разных людей неодинаков. Это во многом объясняется генетическими особенностями человека.

Процесс развития восприятия у детей. В первые месяцы жизни развитие сенсорных функций, перцептивных действий, направленных на восприятие, опережает развитие телесных движений и оказывает на них влияние. Начиная с 3-4 месяцев, сенсорные функции включаются в практические действия, перестраиваются на их основе и постепенно сами приобретают более совершенный ориентировочно-исследовательских перцептивных действий.

При анализе особенностей восприятия ребенка важно помнить, что восприятие – результат длительного филогенетического и онтогенетического (индивидуального) развития. Оно формируется в процессе жизнедеятельности человека, его активных взаимоотношений с предметами и явлениями окружающей действительности. Для общего развития ребенка важнейшее значение имеет опыт манипулирования с предметами и двигательная активность. Для развития восприятия большое значение имеет речевое общение со взрослыми, правильная организация учебной деятельности, игровая деятельность, рисование, различные виды конструктивной деятельности, создающие благоприятные условия для формирования различительной чувствительности и все более тонкой дифференциации свойств предметов. К дошкольному возрасту у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части. Помимо контура предмета здесь выделяется его структура. Формирование перцептивных действий под влиянием обучения проходит ряд этапов:

Читайте также:  Последовательность развитие у ребенка

1. Перцептивные проблемы, связанные со становлением адекватного образа, решаются ребенком в практическом плане путем действий с материальными предметами.

2. Сенсорные процессы сами превращаются в своеобразные перцептивные действия, которые выполняются с помощью собственных движений перцептивных аппаратов.

3. Начинается процесс сворачивания перцептивных действий, их сокращения до необходимого и достаточного минимума.

4. Дети приобретают способность быстро и без внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их друг от друга, обнаруживать и использовать связи и отношения, существующие между ними.

Источник

Сенсорное развитие — это развитие восприятия признаков предметов окружающего мира при помощи разных органов чувств (см. табл. 13.9).

Перцепция — прием сенсорных (чувственных) раздражителей и их переработка в высших отделах головного мозга.

Развитие сенсорного восприятия напрямую зависит от перцептивных способностей ребенка. Необходимыми условиями для их развития служат оптимальная деятельность мозга, анализаторных каналов, осуществляющих перцептивные процессы и достаточная сенсорная стимуляция, начиная с ранних этапов жизни ребенка. Отставания в развитии перцептивных способностей объясняются поражением и незрелостью мозга в раннем возрасте, сенсорными нарушениями (нарушения зрения и слуха), нарушением когнитивных процессов, эпилепсией, нарушениями церебральной функции.

Для формирования полисенсорного восприятия большое значение имеет развитие ощупывающих движений рук, одновременно со зрительной фиксацией предмета. Неумение ребенка хватать и удерживать предмет в руке или, наоборот, выпускать предмет из рук свидетельствует об отставании в сенсомоторном и перцептивном развитии. С целью стимуляции развития этих умений ребенку вкладывают в руку различные по форме, величине, тяжести и фактуре предметы, и привлекают внимание к исследуемому объекту, формируя возможность ориентироваться в предметном мире путем разнообразных манипуляций с объектами. Предметы, игрушки подбирают соответственно психомоторным возможностям ребенка.

Работа по стимуляции зрительно-моторной координации и формированию дифференцированных движений рук проводится в соответствии с закономерностями функционального развития (по Е. М. Мастюковой)[1].

От 1—3 месяцев — активизация зрительного и слухового внимания. Развитие тактильных ощущений при дополнительной зрительной стимуляции посредством манипулирования звучащими игрушками (погремушками) ярких оттенков. Ребенка побуждают к захвату предметов, вкладывая в руку ребенка.

От 4—8 месяцев — развитие функции активного, произвольного захвата игрушек, варьируя их величину, фактуру и вес.

От 9—18 месяцев — развитие возможности узнавать знакомые предметы на расстоянии, захватывать с участием большого пальца и конечных фаланг других. В игре ребенка учат исследовать предметы путем повторных проб действий с ними, в том числе проб с опорожнением и наполнением. Проводят игры-упражнения с наливанием и выливанием воды. Малыша обучают использовать предметы по назначению. Учат пить из чашки, пользоваться ложкой. Усложняют варианты заданий по захвату и манипуляции игрушками разнообразных размеров и форм. Ребенку предлагают игрушки, в захватывании которых необходимо участие большого пальца и конечных фаланг остальных («игрушки на ниточках»).

От 9—19 месяцев — развивают зрительное восприятие глубины пространства в вертикальной и горизонтальной плоскости. Формируют манипулятивную деятельность на основе развития зрительного и тактильно-осязательного восприятия: складывание кубиков, игры с песком и водой, использование простейших сборных игрушек. Привлекают внимание ребенка к различению предметов по форме, цвету, величине (вкладыши, пазлы, «чудесный мешочек»). Ребенок продолжает играть двумя руками, но уже выделяется преобладающая рука, хотя четкого доминирования нет.

В процессе развивающей работы с ребенком в форме игр и сеансов предметного взаимодействия зрительно-тактильные связи совершенствуются.

К трем годам у ребенка развиваются зрительно-моторные навыки, зрительное восприятие частей и целого, умение распознавать цвета, форму и величину предметов. В процессе манипулятивной деятельности ребенок обращает внимание на движения рук. На этом возрастном этапе для стимуляции развития используют пластилин, краски, цветные мелки и карандаши. Обучают ребенка графическим навыкам: провести линию, нарисовать круг и т.п. Формируют навыки простейшего конструирования с использованием кубиков и строительного материала. Целенаправленно развивают мелкую моторику рук в играх и манипуляциях с различными предметами, в том числе с предметами одежды, обуви (шнуровка, расстегивание пуговиц).

К четырем годам навыки предметной деятельности в процессе сенсорного воспитания совершенствуются и усложняются. Ребенок учится пользоваться цветными карандашами, красками, мелками и фломастерами. Малыша обучают вырезанию и склеиванию, определению на ощупь различных материалов (песок, бумага, мех), а также геометрических форм. Детей учат использовать навыки предметной деятельности в повседневной жизни.

Источник