Развитие памяти ребенка 3 класс

Развитие памяти ребенка 3 класс thumbnail

Классный руководитель 3 в класса Ростов-на-Дону МБОУ СОШ № 94

Оглавление

Память человека есть лист белой бумаги: иногда напишется хорошо, а иногда дурно..

Козьма Прутков

Цель занятия:

  • научить детей различным техникам запоминания информации.

Задача:

  • обучить приёмам логического, ассоциативного и образного запоминания.

Оборудование для детей: тетрадь, ручка, карандаш.

Дидактический материал: карточки со списком слов, 6 разноцветных карточек, ____________________________________________

.

Содержание урока

1. Приветствие. Создание мотивации.

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое память. Сегодня мы с вами узнаем, какие виды памяти существуют, о том какой вид памяти развит у каждого из вас лучше всего, а также о том, какие существуют хитрости и приемы для того, чтобы запомнить самое нужное и важное. Итак, начнем.

Кто из вас скажет, что такое «память» и что было бы, если бы ее не существовало?

(Дети по очереди предлагают свои варианты ответов).

Хорошо. Итак, память – это свойство человеческого мозга, позволяющее записывать, хранить и при необходимости воспроизводить информацию. 

А что было бы с нами, если бы у нас не было памяти? Мы бы не помнили, где живем, не помнили бы как выглядит мама, мы бы не смогли ничему научиться, потому что тут же забывали бы то, что узнали. Предположим, у какого-нибудь человека пропала память прямо на улице, когда он шел в школу. Прежде всего, такой человек не пришел бы к цели своего пути, а если бы его туда привели, не знал бы, что там делать. Он забыл бы себя, как его зовут, где живет. Забыл бы родной язык и не сказал бы ни слова. Более того, не смог бы сделать ни одного движения, шагу ступить, руку протянуть за стаканом воды, так как исчезла бы память на движения, навыки и умения, выработанные с детства,  прошлое бы для него больше не существовало. 

Существует даже такая болезнь – амнезия, когда человек может потерять память из-за какого-нибудь несчастного случая. Такой человек не помнит, как его зовут, кто его родные, где он живет, и кем он раньше был. Таким людям приходят на помощь окружающие, которые рассказывают им прошлое. Про это даже часто снимают фильмы. Кто-нибудь из вас видел какой-нибудь фильм, в котором человек теряет память? (Дети делятся впечатлениями). Теперь вы видите насколько важно это свойство человеческого мозга для всех нас?

2. Тест на определение доминирующего типа памяти.

Считается, что все люди делятся на тех, кто лучше запоминает то, что видит, на тех, кто лучше запоминает то, что слышит и на тех, кто лучше всего запоминает что-то при записывании. То есть память бывает визуальной, слуховой и моторной. Давайте узнаем, у кого из вас какой вид памяти лучше всего работает.

Задание 1.
(Раздать каждому ученику карточку со списком слов )
Нужно прочитать эти слова несколько раз в течение нескольких секунд, затем перевернуть карточку и на обратной стороне записать слова, которые запомнились.
(яблоко, морковка, ежик, слон, лиса, заяц, солнце, стакан, луна, кувшин, виноград, собака, машина, робот, молния) Норма 8-10 слов. Проверить результаты. Похвалить детей, попросить их сдать карточки (для дальнейшей обработки и выявления способа наиболее эффективной подачи материала).


Задание 2.
Проверка слуховой памяти. Учитель 2-3 раза читает слова, затем дети по памяти их записывают.
(книга, тетрадь, карандаш, окно, улица, небо, звезда, дерево, торт, змея, ковер, доска, пальма, остров, цирк) Норма 8-10 слов, Проверить результаты, затем попросить сдать результаты (также для дальнейшей обработки).

Задание 3.
Записать слова, написанные на доске, затем перевернуть лист бумаги и написать те же слова уже по памяти..
(Магазин, роза, море, облако, картина, корабль, малина, парус, фокусник, чайка, акула, волна, вагон, школа, тетрадь)
(Норма 5-7 слов)

А теперь давайте выясним у кого какой вид памяти лучше работает. Посмотрите на свои тесты и определите, в каком из заданий вы написали больше всего слов. Если в первом – значит, у вас хорошо развита зрительная память, если во втором – слуховая, если в третьем – моторная.

3. Знакомство с методиками запоминания.

А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая поможет нам развить зрительную память.

Я покажу вам карточки разных цветов, а после вы по памяти нарисуете разноцветными карандашами в такой же последовательности квадраты таких же цветов. У кого точнее всего получится повторить такую разноцветную лесенку – тот выиграл.

А теперь мы поиграем в игру, которая развивает слуховую память.

Занятие проводится по аналогии с известной игрой «Снежный ком». Учитель называет одно слово, первый ребенок называет то слово, которое сказал учитель, и добавляет свое слово. следующий повторяет свое слово, слово, которое сказал первый ребенок, и добавляет третье. Потом эстафета переходит к следующему ребенку, он должен повторить 3 названных слова и добавить еще одно и т. д. Для «Эстафеты слов» лучше выбрать какую-нибудь тему, например: «Природа», «Погода», «На улице», «Спорт», «Фрукты». Можно договориться называть слова на какую-нибудь одну букву или только одушевленные существительные и т. д. Вот пример такой эстафеты на тему «Природа». Первый играющий говорит: «Деревья». Второй говорит: «Деревья, трава». Первый добавляет: «Деревья, трава, река». Второй: «Деревья, трава, река, лес». Проигрывает тот, кто ошибется в повторе или не сможет добавить еще одно слово. На первых порах можно играть в медленном темпе, постепенно доводя его до быстрого.

Читайте также:  Стадии развития ребенка педагогика

4. Выводы, заключение

И напоследок мне хотелось бы дать вам несколько советов по наилучшему запоминанию важной для вас информации.

Правильно тренируйте память. (несколько советов)
Ставь цель: запомнить надолго;
Заучивай с желанием: знать и помнить;
Тренируй внимание и наблюдательность. Вспоминай предмет, его детали;
Короткие стихи учи целиком;
Заучивай и повторяй небольшими частями лучше по одному часу 7 дней, чем 7 часов в один день;
Начинай повторять до того, как материал начал забывать;
Повторяя, не заглядывай в книгу, а старайся больше припомнить;
Ничего не учи накануне. Лучше понемногу, но каждый день.
Каждый день вспоминай: что делал, что ел, с кем разговаривал, о чём, кого видел, в какой одежде и т.д.

Как сохранить и улучшить память.
В подавляющем большинстве случаев сохранить память и даже улучшить ее несложно. Существует множество методик, среди которых можно выбрать ту, которая подойдет вам больше всего: рисование карт памяти, решение кроссвордов или заучивание стихов. Стимулируют развитие памяти физическая активность и путешествия (не обязательно далекие).
В любом случае здоровый образ жизни, включающий сбалансированное питание, отказ от вредных привычек и физическая активность является самым естественным способом сохранения памяти на долгие годы.
Снижение памяти можно предотвратить. Однако лучше всего не допускать возникновения проблем с памятью. К счастью сохранить память вполне по силам каждому человеку.

5. Рефлексия

Дети рассаживаются в круг, и каждый делится впечатлениями.

  • Что было интересного на занятии?

  • Что нового ты узнал?

  • Какой способ больше понравился? Почему?

Материалы:

  1. Сайт «Учебно-методический кабинет» https://ped-kopilka.ru/

  2. Ступаченко М.В. «Классный час: тренировка памяти» https://www.proshkolu.ru/

  3. Лебедева И.В. Занятие по психологии с учениками 3-го класса по теме: «Приемы успешного запоминания» https://festival.1september.ru/

Источник

Упражнение на развитие способности к переключению внимания

Предложите ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, вилка, воробей и т.д. Ребёнок должен, по договоренности, отреагировать на определённые слова. Ребёнок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, повторите задание снова.

Во второй серии можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда, как условлено, услышит слово, обозначающее например, растение.

В третьей серии можно объединить первое и второе задания, т.е. ребенок должен хлопнуть в ладоши при произнесении слова, которое обозначает животное, и встать при произнесении слова, которое обозначает какое-либо растение.

Упражнение на развитие устойчивости внимания

Для развития устойчивости внимания предложите ребёнку небольшой текст (журнальный, газетный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, «а»).

Фиксируйте время и количество ошибок. Как вариант, ежедневно отмечайте результаты на графике. Это позволит вам проанализировать, как изменяется результативность.

Если вы делали все правильно, то должно быть улучшение результатов. Ознакомьте ребенка с ними, пора​дуйтесь вместе с ним.

Для тренировки распределения и переключения внимания можно изменить инструкцию. Например, так: «В каждой строке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни». Или так: «Зачеркни букву «и», если перед ней стоит буква «к», и подчеркни букву «е», если перед ней стоит буква «л». Фиксируйте время и ошибки.

Проводите эти развивающие упражнения в соревновательной форме.

«Отвечаем на вопросы». (развитие словесно-логического мышления)

Ребенок отвечает на вопросы:

1.​ Какое из животных больше — лошадь или собака?

2.​ Утром люди завтракают. А вечером?

3.​ Днем на улице светло, а ночью?

4.​ Небо голубое, а трава?

5.​ Черешня, груши, сливы, яблоки…; — это что?

6.​ Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7.​ Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?

8.​ Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время.)

9.​ Маленькая корова — это теленок. Маленькая со​бака и маленькая овечка — это?..

10.​ На кого больше похожа собака — на кошку или на курицу?

11. Для чего нужны автомобилю тормоза?

12.​ Чем похожи друг на друга молоток и топор?

13.​ Что общего между белкой и кошкой?

14.​ Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?

15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?

16.​ Какие ты, знаешь виды транспорта?

17.​ Чем отличается старый человек от молодого?

18.​ Для чего люди занимаются спортом?

19.​ Почему считается плохим, если кто-то не хочет ра​ботать?,,

20.​ Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?.

Правильные ответы:

1.​ Больше лошадь.

2.​ Вечером ужинают.

3.​ Темно.

4.​ Зеленая.

5.​ Фрукты.

6.​ Чтобы не было столкновения поезда с автомобилем.

7.​ Города.

8.​ Правильный ответ по часам и минутам. (Четверть седьмого, без пяти минут восемь и т.п.)

9.​ Щенок, ягненок.

10.​ На кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, хвост, ког​ти (достаточно назвать хотя бы одно подобие).

11.​ Правильным считается любой ответ, указывающий на необходимость снижать скорость автомобиля.

12.​ Это инструменты.

13.​ Это животные, умеющие лазить па деревьям, которые имеют лапы, хвост, шерсть и т.д.

14.​ Гвоздь — гладкий, а винт — нарезной; гвоздь забивают молотком, а винт вкручивают.

15.​ Виды спорта (спорт)

16.​ Как минимум ребенок должен назвать 3 вида транспорта: автобус, трамвай, метро, троллейбус..

17.​ Три существенных признака как минимум: «Старый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часть болеет и» т.д.

18.​ Чтобы быть здоровым, сильным, красивым и т.д.

19.​ Не будет денег, чтобы покупать продукты и одеж​ду, оплачивать квартиру и др:

Читайте также:  Коррекция интеллектуального развития ребенка

20.​ Так платят за пересылку письма.

Анализируя ответы, которые дает ребенок, следует иметь в виду, что правильными ответами могут считаться не только ответы, соответствующие приведенным приме​рам, но и другие, отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса.

Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, убедитесь в том, что ребёнок правильно понял содержание и сам вопрос.

 «Найди лишнее слово»

Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия должна состоять из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».

1. храбрый, злой, смелый, отважный.

2. яблоко, слива, огурец, груша.

3. молоко, творог, сметана, хлеб.

4.​ ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

5.​ платье, свитер, чашка, рубашка.

6.  книга, телевизор, радио, магнитофон.

«Определи понятие»

 Ребенку предлагаются следующие наборы слов:

1.​ Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

2.​ Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

3.​ Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

4.​ Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.

5.​ Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.

Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово «велосипед». Как бы ты объяснил это?»

Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?», или: «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»

Помогайте ребенку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дай​те ему возможность ответить самому.’

Игра «Запомни слова»

Оценка слуховой памяти – кратковременной и долговременной

Прочитайте ребенку любые 10 слов. Например: стол, тетрадь, часы, цапля, брат, яблоко, собака, окно, лампа, книга.

Попросите ребёнка повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке.

Если 6-7-летний ребенок повторяет 5 — 6 слов, то это показатель хорошей кратковременной памяти.

Назовите ребенку те слова, которые он не назвал, и так повторяйте 5 раз. Обычно к пятому повторению ребёнок называет 9—10 слов.

Вернитесь к этому упражнению через час и, не называя слов, попросите ребенка вспомнить их. Долговременная память для ребенка 6-7 лет считается хорошей, если он припомнил 7-8 слов.

Игра: «Я — фотоаппарат»

Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д.

Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

Так можно развивать у детей не только память, но и внимание.

Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку. Поэтому старайтесь придумывать разные игры. Например, играйте с ребенком в Шерлока Холмса или в разведчика.

 Приемы, помогающие запоминанию

  1. Если ребенок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу, и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ребёнку потом вспомнить эти слова.

То же самое можно попросить сделать ребенка и при прочтении фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло потом ему вспомнить прочитанное.

Такой прием позволяет значительно повысить продуктивность запоминания.

  1. Прочитайте ребенку небольшой рассказ, затем попросите его кратко пересказать содержание прочитанного. Если ребенок не смог этого сделать, прочитайте рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: «О чем этот рассказ?» Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с кой-то аналогичной историей, сравните эти истории (чем их сходство и различие). Отвечая на ваши вопрос, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность.

Такая эвристическая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка.

А затем снова попросите ребенка сделать пересказ, вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.

  1. Известны различные мнемонические техники, облегчающие запоминание. Например, цвета светового спектра — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый — легко запоминаются с помощью фразы: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (первые буквы слов напоминают названия цветов спектра).

При запоминании, например, номера телефона можно придумать какие-либо близкие ребенку аналогии к каждой цифре.

«Вербальная (словесная) фантазия».

Предложите ребенку придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, живот​ном) или о чем-либо ином по выбору и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной ми​нуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим показателям:

1.​ Быстрота воображения.

2.​ Необычность, оригинальность образов воображения.

3.​ Богатство фантазии, глубина и детализированность образов.

4.​ Эмоциональность образов.

Быстрота воображения оценивается высоко в том случае, если ребенок придумал сюжет рассказа в отведённое время самостоятельно.

Если в течение одной минуты ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то подскажите ему какой-либо сюжет.

Необычность, оригинальность образов воображения оценивается высоко, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, или пересказал известное, но при этом внес в него что-то новое, оригинальное.

Читайте также:  Ранняя стимуляция доречевого раннего речевого развития ребенка

Богатство, глубина и детализированность фантазии оцениваются по достаточно большому числу различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, разнообразных характеристик и признаков, по наличию в рассказе разнообразных деталей и характеристик образов.

Если ребенок использует в своем рассказе более 7 таких признаков, а объект рассказа изображен не схематически, то богатство фантазии у него развито хорошо.

Эмоциональность образов воображения оценивает по тому, насколько ярко и увлечений описываются продуманные события, персонажи, их поступки.

Игра «Невербальная фантазия»

Эта игра предназначена для развития воображения и творческих способностей.

Попросите ребенка изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет (поезд, машину, чайник, самолёт) или какое — либо действие (умывание, расчёсывание, рисование, плавание).

Если с первого раза не получается, покажите сами, как это нужно делать. Поиграйте в «угадайку»: ребенок угадывает, что вы изобразили, а затем наоборот — вы должны догадаться, что изображают жесты и мимика ребёнка. Старайтесь придумывать смешные варианты.

Игра «Четыре стихии»

Цель: развить внимание, связанное с координацией слухового аппарата.

Дети сидят в кругу, учитель договаривается с ними, что если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — руки вперед, «воздух» — руки вверх, «огонь» — вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, тот выходит из круга. Кто победит —  все дети аплодируют.

Задание «Запоминай порядок»

Цель: развитие памяти.

Учитель показывает в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спрашивает последовательность их расположения. Выигрывает тот, кто назовёт более точно.

Игра «Попугай»

Цель: развитие навыка работы в парах, развитие внимания, памяти, развитие умения работать по образцу, учить понимать другого человека.

Учитель демонстрирует упражнение с кем-то из ребят. Он просит ребенка, например, назвать любое время суток, рассказать о событиях лета, о себе. Учитель изображает роль попугая, стараясь подхватить интонацию ребенка, повторить его голос. Дети разбиваются по парам, играют, внимательно наблюдая за партнером и отражая мимику, жесты.

Игра «Изображение предметов»

Цель: воспитание наблюдательности, умение видеть другого, развитие воображения.

Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети пытаются его отгадать. Кто отгадал – становится ведущим.

Игра «Зеркало»

Цель: развитие навыка работы в парах

Дети распределяются по парам. Встают лицом к лицу, смотрят друг на друга и повторяют движения.

Игра «Вежливость»

Дети должны выполнить задание ведущего только в том случае, если он горит слово «пожалуйста». Содержание команд связано с физкультурными упражнениями:

1. Руки вперёд

2. Руки к плечам, пожалуйста

3. Руки на пояс, пожалуйста

4. Присядь

5. Прыгай

6. Прыгай, пожалуйста

7. Перестань прыгать, пожалуйста

8. Наклонись

9.Наклонись, пожалуйста

10. Хлопни в ладоши.  

До начала игры необходимо проверить, понимает ли ребёнок инструкцию задания. Успешность выполнения задания зависит от внимания.                                                                          

Упражнение «Сделай как я»

 Дети выстраиваются в шеренгу. Ведущий выполняет несложные упражнения, которые остальные участники должны выполнить в точности. Попеременно каждый ребенок выступает сам в роли «задающего движение».

Упражнение «Наоборот»

Дети делятся на две группы и становятся в шеренги напротив друг друга. Одна группа детей, предварительно сговорившись, выполняет движение, другая — пытается их повторить наоборот.

Игра “Сочиним историю”

Ведущий “Начинаем историю: “Жили-были …””, следующий ребёнок продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более содержательным и осмысленным, и игра продолжается. В конце проводится обсуждение, трудно ли было выполнять задание, следить за ходом сочинения истории.

Игра “За что мы любим”

Когда мы общаемся с другими людьми, мы обычно обнаруживаем, что они нам могут нравиться или не нравится. Чаще всего мы оцениваем внутренние качества человека. Давайте попробуем оценить, какие качества в людях мы ценим и принимаем.

 Задание будет выполнено письменно. Выберите в классе человека, который по многим своим проявлениям Вам очень нравится. Не указывая самого человека, напишите, пять качеств, которые вам особенно в нем нравятся. Начали! Ваше время вышло. Теперь, пожалуйста, по очереди прочитайте вашу характеристику, а мы попробуем определить, к какому человеку относится ваша характеристика.

Игра “Слепец и поводырь”

“Очень важно в жизни каждого человека доверять людям! Как часто этого не достает, и как много мы от этого теряем. Пожалуйста, давайте все встанем, закроем глаза и походим по комнате в разные стороны в течение нескольких минут. Так, хорошо. Теперь произвольно разбейтесь на пары. Один из вас закроет глаза, а другой будет водить его по комнате, давая возможность коснуться различных предметов и помогая избежать столкновения с другими парами, давая соответствующие пояснения по поводу их передвижения и т.п. Итак, один с открытыми глазами становится впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. Пожалуйста, начали. Хорошо, а теперь поменяйтесь ролями. Каждый должен пройти школу “доверия”. Пожалуйста, начали. А теперь сядьте в круг, подумайте и скажите, кто чувствовал себя уверенно, надежно, у кого было желание полностью довериться партнеру?

Литература

Завьялова Т.Л. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников/ Т.Л.Завьялова, И.В.Стародубцева. – М.: Аркти, 2008.

https://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/uprazhnenija-dlja-razvitija-pamjati-mladshih-shkolnikov/page-3.html

https://adalin.mospsy.ru/l_01_03.shtml

https://primorushka.ucoz.ru/index/0-122

https://rudiplom.ru/lectures/psixokorrekcionnaya-i-razvivayushhaya-rabota-s-detmi/1379.html

https://www.avsim.su/forum/topic/119209-prof-otbor-po-faq/

https://www.psi.lib.ru/practica/test/munsb.htm

Источник