Коррекция интеллектуального развития ребенка

Коррекция интеллектуального развития ребенка thumbnail

Страница 2

Коррекция интеллектуального развития ребенка в дошкольном возрасте включает в себя задачи развития восприятия сенсорных способностей, наглядно-образного мышления и знаково-символической функции, начальных форм произвольного внимания и памяти.

Несмотря на то, что дети с умственной отсталостью находятся в специальных учреждениях, необходимы полная коррекция и компенсация дефектов их развития, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию. Решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития играет более раннее начало коррекционной работы, что позволит предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка.

В связи с особенностями развития умственно отсталые дети нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанного усвоения общественного опыта, особенно в раннем возрасте, у них практически не происходит. Для организации обучения и воспитания необходимо развить у таких детей интерес к окружающему. И здесь неоценимы дидактические игры, которые должны привлекать внимание, заинтересовывать. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношения к деятельности.

Умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся.

Основная коррекционная задача состоит в том, чтобы сформировать у умственно отсталых детей раннего и дошкольного возраста поисковые способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и, таким образом, подвести их к подлинной зрительной ориентировке.

Игры и упражнения, в которых дети действуют методом проб, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, формируют целостное восприятие. Для правильного и своевременного включения речи в процесс общения необходимо на первых порах ознакомления с предметом, с его качеством, свойством научить ребенка выделять эти свойства из других предметов, узнавать и воспринимать их, а уж затем давать слово как образец.

Для коррекции важно развитие тактильно-двигательного восприятия, которое также начинается с узнавания, а заканчивается формированием представлений. Не меньшее значение имеет и развитие слухового восприятия, которое помогает умственно отсталому ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты и т.д.

Правильное развитие целостного восприятия подготавливает и некоторые стороны причинного мышления. Когда ребенок правильно представляет себе предмет с его частями, он может осознать причину нарушения целого. Путь от восприятия к мышлению оказывает влияние на развитие наглядно-образного и логического мышления. Правильная и своевременная организация работы по формированию всех видов мышления приобретает особое значение, так как нарушение интеллекта и является основным дефектом развития подобных детей. Основные направления и задачи коррекции умственно отсталых детей:

Другие материалы:

Гендерная социализация в воспитании детей

Проблемы пола вызывали интерес у педагогов и мыслителей прошлого (Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Н.А. Бердяев и др.). Выделяя существенные психические различия представителей мужского и женского пола, они подчеркивали, что пол не есть одна из …

Сознание и
бессознательное

Основное отличие человека от животных связано со сферой сознания. Эволюция развила в человеке способности мыслить, рассуждать, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы. На вопрос …

Типизация «трудных» детей и подростков.

Психологи и педагоги предложили несколько систем типизации трудных детей. Почти все они относятся к детям более позднего возраста, когда трудный ребёнок становится асоциальным подростком. Одна из наиболее разработанных систем принадлежит …

Источник

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников происходит под влиянием окружающего мира. При общении со взрослыми ребёнок осваивает речевые навыки, в игре развивается логика, при знакомстве с природой малыш учится делать первые выводы и обобщения, в процессе рисования или лепки развивается творческая деятельность.

Процесс накопления знаний и умений происходит очень быстро. Психологи утверждают, что в более старшем возрасте этот темп значительно замедляется. Недостатки воспитания и обучения в раннем детстве негативно сказываются на дальнейшем развитии малыша. Поэтому очень важно начать развивать головной мозг как можно раньше. Самый лучший период начинается с 2-3 лет, когда ребёнок уже понимает, что происходит и его нейронные связи работают максимально эффективно.

КАКИЕ СПОСОБНОСТИ НАЗЫВАЮТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ?

Умственные данные маленького ребёнка иногда путают с информированностью, или с навыком использовать разные алгоритмы. Но это не одно и то же. Способности не являются знаниями или навыками. Их следует сравнивать с механизмом, который позволяет получать опредёленный багаж знаний, управлять им, а ещё научиться выполнять различные действия. Интеллектуальные способности – это мышление, которое организовано внутри человека, его деятельные активные мысли.

Читайте также:  Развитие ребенка стенд в детском саду

Лучшее время для формирования интеллекта – это дошкольный возраст, когда малыш занимается анализом информации, рассуждениями. В это время он начинает понимать законы природы и связи между причинами и следствиями.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Способность разбирать, которая оформлена в навыке выделения разных особенностей и характеристик предмета.

Талант комбинировать вещи и предметы помогает созданию различных сочетаний элементов и их частей .

Умение рассуждать, которое проявляется в навыке формулировать идеи по порядку таким образом, что следующая фраза либо идет из предыдущей, либо имеет связи причины и следствия.

Дар планировать – это продумывание будущего с целью получить результат и/или достигнуть определённой цели.

Все вышеназванные элементы имеют характеристику и по количеству, и по качеству. Чем шире у малыша развит один из этих компонентов, тем с максимальным количеством данных он сможет справиться и тем меньше ошибок и неправильных действий он совершит.

К примеру, составляя мозаику в рисунок, ваш сын или дочь не будут бессмысленно двигать частички паззла, чтобы случайно попасть в правильное место. Ребёнок будет смотреть на края и рисунок частичек. К слову, именно этот вид деятельности следует рассматривать, чтобы диагностировать развитие интеллектуальных способностей дошкольника.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Первое проявление умственных талантов малыша проходит с помощью наглядного моделирования.

Визуальные образцы показывают характеристики и взаимосвязи объектов. Благодаря ним ребёнок познает истинные отношения предметов.

Глянем на картинку пятилетнего малыша. Его рисунок не является копией. Ребёнок имитирует, вычерчивает границы нарисованных вещей, животных, растений. Ему трудно изобразить дом, но он может нарисовать квадрат с треугольником наверху. Наглядное моделирование дошкольника усовершенствуется и становится более сложным на базе развития интеллектуальных способностей. Если начать с элементарных замещений настоящих объектов простыми формами, то к первому классу школы дети смогут самостоятельно построить макеты, с помощью символических обозначений.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Наглядное моделирование перед школой возрастает на более высокий уровень. Дети больше не используют макеты каких-то особых объектов. Они идут к обобщенным образам, которые отражают главные характеристики предметов.

Формируется конструктивная работа – отличный пример визуального макетирования, способствующего развитию умственных и креативных талантов. Если ребенок 6 лет создает пространственный макет, то это огромная страна с дворцами, лесами, горами.

Развитие умственных способностей старших дошкольников возможно благодаря тому, что дети осмысляют связи между причинами и следствиями. Они умеют сплотить разные элементы в целостную схему.

Дети в старших группах детского сада с радостью работают с математическими символами – числами, геометрическими фигурами. Это положительно влияет на развитие специфических арифметических талантов, которые тоже можно считать интеллектуальными.

ПРИЁМЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Существует много методик развития интеллектуальных способностей дошкольников. Какую из них выбрать и как развивать интеллект ребёнкарешают родители.

Система Марии Монтессори

Суть обучения по этой системе заключается в следующем: ребёнок сам выбирает, чем ему хочется заняться. Педагог помогает ребенку справиться с заданием только тогда, когда его просят. Эта система подходит для терпеливых и усидчивых малышей, но ребенок не учится работать в группе, отсутствуют ролевые игры.

Методика Никитиных

Развивающие и спортивные задания даются в порядке роста сложности. Если малыш не решает задания, его откладывают. Педагог решения задачи не дает. Позитивный момент: рациональное использование времени, физическое развитие. Негативный – отсутствие индивидуального подхода.

Методика Зайцева

Дети с 2-летнего возраста учатся читать с помощью кубиков, таблиц. Под музыкальное сопровождение «поют» части слова. Дети, которые учатся по этой методике, рано осваивают чтение, имеют хороший словарный запас, качественные речевые навыки. Но в школьном возрасте фонетические разборы слова и разборы по составу осваивают трудно.

Методика Сесиль Лупан

Дети выполняют те задания, которые хотят. В качестве наглядного пособия используется все, что есть под рукой. Задание взрослого: в интересной форме познакомить малыша со всем, с чем он сталкивается. Не стоит бояться, что ребёнок не поймет значения какого-то термина. Главный принцип методики: есть знание – будет понимание.

Ментальная арифметика

Методика всестороннего развития. Кроме памяти, быстрой реакции, логического мышления, ментальная арифметика развивает интуицию, творческие способности, воображение. Дети становятся уверенными в себе, самостоятельными, быстро адаптируются в новом коллективе.

Читайте также:  Вербальное и раннее вербальное развитие ребенка

Программа обучения условно разделена на 2 этапа. На первом ребёнок учится считать на косточках специальных счетов (абакусе) обеими руками одновременно. С помощью абакуса осваивает все основные математические операции.

На втором – обучение переходит на ментальный уровень. Постепенно ребёнок отвыкает от счетов и все расчёты производятся на воображаемом абакусе. Уже после первых месяцев обучения дети с легкостью изучают иностранные языки, вычисляют в уме 10-значные числа, быстро учат наизусть стихи и прозу.

«Академия развития интеллекта AMAKids» проводит обучение по методике ментальной арифметики. Занятия начинаются для малышей с 4-летнего возраста. Записывайтесь на первое бесплатное занятие и оцените лично преимущества нашей методики!

Источник

Статья:

В настоящее время в общеобразовательных школах появляется всё больше детей с отклонениями интеллектуального развития. Начальная школа претерпевает ряд нововведений, позволяющих таким детям комфортно обучаться в общеобразовательной школе. Эти преобразования обозначены как в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, так и в специальном стандарте: «ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Вопросы умственного развития мышления и интеллекта рассматривались в трудах В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, Н.С. Лейтеса, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и других выдающихся ученых.

Наиболее распространёнными отклонениям интеллектуального развития младших школьников являются такие нарушения интеллекта, как: умственная отсталость и задержка психического развития.

Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного).

Задержка психического развития (далее — ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте.

В отличие от умственной отсталости, которая неизлечима, задержка психического развития поддаётся устранению.

Коррекция интеллектуального развития ребенка в младшем школьном возрасте включает в себя задачи развития восприятия, сенсорных способностей, наглядно-образного мышления и знаково-символической функции, начальных форм произвольного внимания и памяти [4].

Особое значение в формировании субкультуры личности ребенка с проблемами Л. С. Выготский придавал средствам искусства. Он отмечал необходимость участия детей в разных видах художественно-творческой деятельности.

Обращая внимание на необходимость развития ребенка с проблемами в культурно-образовательном пространстве, Л. С. Выготский указывал, что развитие такого ребенка будет протекать иначе, чем у ребенка с нормой развития. Поэтому нужны «специально созданные культурные формы для того, чтобы осуществить культурное развитие дефективного ребенка». Одним из способов осуществления культурного развития является арт-терапия [1].

Арттерапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения [3].

В настоящее время различные виды арттерапии используются практически во всех странах как в медицине при нервно-психических, соматических заболеваниях, так и в общей, медицинской и специальной психологии, поскольку при любой структуре нарушения так или иначе затрагивается аффективная сфера.

Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности арт-терапии связаны с предоставлением ребенку с проблемами практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов художественной деятельности (рисунков, поделок, исполненных песен, плясок и т. д.) повышает самооценку, самоприятие ребенка с проблемами в развитии [2].

Говоря об арт-терапии, многие первым делом думают об изотерапии, лепке, но это лишь некоторая часть всего того, что включено в арт-терапию. Можно использовать материал для коррекции, а можно провести этот процесс с помощью образов, как например, в сказкотерапии и психодраме. Кроме того, в арт-терапию можно включать игротерапию, а это уже довольно обширный спектр коррекционных возможностей.

Арт-терапию как средство коррекции интеллектуальных нарушений младших школьников можно использовать и в групповой, и в индивидуальной форме. Они имеют свои специфические различия, но все же данные формы организации коррекционно-развивающих занятий объединяет то, что коррекция направлена на каждого ребенка, а не на всю группу в целом. Выбор формы зависит от вида нарушений развития ребёнка. В случае с интеллектуальными нарушениями целесообразнее использовать индивидуальную форму работы. Если в результате диагностик у детей будут обнаружены схожие проблемы, можно организовать работу в группе [3].

Читайте также:  Развитие ребенка до года презентация

Список литературы

  1. Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1965. — С. 318.

  2. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 248 с.

  3. Михальченко К. А. Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 60-63.

  4. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие для студентов вузов. / М.: ТЦ , 2000. – 512 с.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник

Коррекционно-развивающее занятие

на тему:

«Коррекция интеллектуального развития»

Класс:

1

Цель урока:

  1. Коррекция интеллектуальное развитие.

  2. Развитие психических процессов.

  3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

  4. Развитие эмоционально-выразительных движений.

  5. Воспитание организованности, сплоченности, дисциплинированности обучающихся.

    Организационный момент

      Психологический настрой на урок

      И вот позади уж давно перемена,

      Пора нам всем дружно

      Приняться за дело.

        Пальчиковая гимнастика

        Ловко прыгаем по кочкам,

        Раз, два, три, четыре, пять.

        Ровно чтоб писать по строчкам,

        Надо пальцы укреплять.

        hello_html_257c7166.jpg

          Упражнение «Цвет-движение»

          Подбери нужное понятие к смысловому ряду, и зарисуй его

          Новый, современный, большой-

          Круглый, тяжелый, полосатый-

          Спелое, ароматное, наливное —

          Теплая, вязанная, красная —

            Минута релаксации «Снежинки»

            Вы попали в волшебный зимний лес. Чудесный, морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки. Ваши ручки легкие-легкие — это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже легкое-легкое, как будто оно снежное. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. С каждым вздохом и выдохом вы все выше и выше поднимаетесь над волшебным лесом. Но вот пришла пора возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза и улыбнитесь ласковому ветерку и хрупкой снежинке.

              Упражнение «Алфавит»(работа с плакатом на доске)

              Прочитай слова, зашифрованный в цветочках, яблоках, грушах, звездочках.

              hello_html_mc3228f3.jpg

                Дыхательная гимнастика «Погончики»

                Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжаты. Плечи в момент вдоха напряжены, руки вытянуты в струну (они как бы тянутся к полу), пальцы рук широко растопырены.
                На выдохе вернитесь в исходное положение: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки — выдох ушел абсолютно пассивно. Подряд нужно сделать 8 вдохов-движений. Затем пауза 3-5 секунд и снова 8 вдохов-движений, до 96. Это упражнение можно делать сидя и даже лежа.
                Норма 12 раз по 8, 6 раз по 16 или 3 раза по 32.

                  Упражнение «Зоркий глаз»

                  Поставить знак вопроса в круге, крестик в треугольнике, квадрат закрась желтым цветом, прямоугольник синим цветом.

                    Физкультминутка

                    Раз, 2, 3, 4, 5 – начинаем в мяч играть.

                    Правой, левой набиваем

                    И в ворота забиваем.

                    Чтоб в ворота мяч забить,

                    Надо очень ловким быть.

                      Упражнение «Соедини цифры»

                      Соедини цифры в обратном порядке от 8 до 1.

                      1 4 6

                      7 2 3

                      8 5

                        Игра «Бывает — не бывает»

                        • «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься»

                        • Мальчик поехал в лес на лыжах. Там он стал собирать голубику.

                        • Я была в лесу. Там я видела в норе петуха.

                          Упражнения для активизации работы мышц глаз.

                          • Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко
                            соответствующего глаза и подержите 1-2 с. Повторите 3-5 раз.

                          • Вытяните руки вперед, смотрите на конец пальцев вытянутой руки,
                            расположенной по средней линии лица. Медленно приближайте палец, не
                            сводя с него взгляда. Повторите 3-4 раза.

                            Упражнение «Пропусти число»

                            Сосчитай от 1 до 20. Если встретиться число 2 или числа, в состав которых входит цифра 2, то их не надо произносить, а хлопнуть в ладоши (2, 12, 20 )

                              Итог урока

                              5

                              Источник