Развитие отношений между матерью и ребенком

Развитие отношений между матерью и ребенком thumbnail

Главная →
Психология

Материнская любовь

Грудной ребенок не сможет выжить без тепла и заботливого ухода взрослых. Обычно выполнение этих задач возлагается на плечи матери. Однако эту роль может выполнять и другой человек. Надо учитывать два основных момента:

  • Грудной ребенок нуждается не только в пище и уходе, но также в любви и ласке. Только тогда он будет нормально развиваться в физическом, духовном и психическом плане.
  • Грудные дети с трудом привыкают к присматривающим за ними новым людям.

Связь между матерью и ребенком формируется уже во время беременности. Как только будущая мама почувствует движения малыша, она начинает с ним общаться — разговаривает с ним, поглаживает свой живот Эту форму близости плод начинает воспринимать на 6 месяце беременности. После рождения он может помнить голос матери.

Связь матери и ребенка после рождения

В формировании эмоциональной связи между матерью и ребенком большое значение имеет течение родов и первые часы после них. Очень важно в первые часы после родов правильно организовать первый телесный контакт матери и младенца. Ребенка лучше всего положить матери на живот, затем приложить к груди. Однако в настоящее время существует мнение, что этот первый опыт общения не влияет на дальнейшее психическое развитие ребенка.

Значение грудного вскармливания

По сути, не столь важно, как мать кормит ребенка: грудью или из бутылочки — главное, он должен чувствовать при этом ее любовь. Однако следует заметить, что грудное вскармливание способствует становлению глубокой эмоциональной связи между матерью и ребенком. Материнское молоко содержит целый комплекс специальных гормонов, регулирующих рост и развитие малыша. Грудное вскармливание в течение нескольких часов в лень обеспечивает тесный контакт новорожденного и его матери. Кроме того, из положения у груди во время кормления ребенок лучше всего может видеть лицо матери, т.е. материнское вскармливание содействует и развитию зрительных анализаторов. Наконец, было доказано, что в развитии привязанности ребенка к родителям большое значение имеет тактильное общение.

Психология отношений мать-ребенок

Мать и ребенок очень внимательно наблюдают друг за другом. Кроме того, почти все мамы способны подобрать оптимальные формы общения со своим ребенком, будь то игры, нежность или просто слова, и при этом совсем неважно, в какой стране они живут и какая у них национальность.

По данным психологических исследований, в первые годы жизни ребенок проходит три этапа развития:

  • Сначала младенец посылает свои «сигналы» (плач, крик, улыбку) тем, кто его окружает.
  • Примерно на третьем месяце он посылает эти «сигналы» только конкретному человеку (чаще всего матери). Улыбка является важным моментом в психоэмоциональном развитии ребенка. Она укрепляет связь малыша со взрослыми, призывает их к общению.
  • Было замечено, что ребенок, воспитывающийся в благополучной семье, начинает улыбаться на несколько недель раньше того, который растет в детском доме.
  • Однако истинная психоэмоциональная связь возникает примерно на седьмом месяце, когда ребенок стремится к общению со взрослым и начинает скучать, когда его нет рядом. Привязанность ко взрослым возникает у ребенка не только тогда, когда они ухаживают за ним и кормят, но и тогда, когда общаются и проводят с ним много времени.

Все дети (за очень редким исключением) испытывают чувство привязанности к близким людям, например, матери и отцу. То, насколько сильна эта привязанность, в наибольшей степени зависит от поведения матери или другого, близкого ребенку человека.

Материнский инстинкт

Материнство — это способность женщины выносить, родить и выкормить ребенка до определенного возраста, обусловленного его физиологическими потребностями. Чтобы реализовать эти задачи, у женщины есть материнский инстинкт, на его основе формируется материнское поведение.

Материнская любовь

Женщина должна созреть для того, чтобы стать матерью. Не всегда с первых дней жизни ребенка у матери инстинктивно возникает любовь к нему. Иногда это чувство появляется несколько позже.

Отношение матери и ребенка-подростка

В подростковый период период от матери требуется максимальная тактичность, терпение и уважение к подростку. В этот период подростки постепенно отдаляются от родителей. Изменяется их поведение, у них появляются новые интересы и цели. Подростки часто спорят с родителями, уделяют им меньше внимания, проводят больше времени со сверстниками, проявляют интерес к противоположному полу. Подростки склонны к экспериментам, стремятся испытать новые впечатления, при этом стараются быть похожими на взрослых. Мать должна смириться с тем, что ее ребенок уже вырос. Он все еще нуждается в ней, т.к. подростку нужен внимательный собеседник и друг, а не человек, который его наказывает и контролирует.

Мать имеет право воспитывать своего ребенка, но кроме этого, она несет за него ответственность. Часто эти понятия путаются, поэтому у матери при общении с ребенком возникают дополнительные трудности.

Отношения матери и сына

Мать — первая женщина в жизни сына. Для раннего детского возраста характерен Эдипов комплекс (он получил свое название по имени одного из героев древнегреческого мифа, царя Эдипа, который, по преданию, убил своего отца и женился на матери, не зная, что это его родители). Он обозначает группу противоречивых переживаний мальчика по отношению к отцу, в основе которых лежит бессознательное влечение к матери и ревность, а также желание избавиться от отца-соперника. Если роль матери в жизни сына очень велика, то во взрослой жизни он предпочитает девушек, похожих на его мать.

В период взросления сына от матери требуется тактичность — она не должна проявлять по отношению к нему чрезмерную заботливость, однако при этом их отношения должны оставаться теплыми и доверительными. У «маменькиных сынков» часто возникают проблемы в школе и при общении со сверстниками. Мать должна уважительно относиться к девочкам, которых сын приводит домой, и не навязывать ему свое мнение. Чаще всего подросток очень болезненно реагирует на критику в адрес понравившейся ему девушки, чувствует себя оскорбленным и неуверенным в себе.

Отношение матери и дочери

Семья

В жизни девочки мать играет очень важную роль. Согласно психоанализу, маленькая девочка считает мать своей соперницей и ревнует ее к отцу, т.е. у нее проявляется комплекс Электры. Со временем девочка избавляется от этого комплекса путем подавления тяги к отцу и идентификации себя с матерью. Таким образом, в течении длительного времени мать является примером для дочери и самым близким для нее человеком. Девочка-подросток часто боится, что не оправдает маминых надежд и считает себя недостойной ее любви. Только с началом периода полового созревания девочки начинают критически оценивать своих матерей, между ними возникает эмоциональная отчужденность. В этот же период у девочек происходит сексуальная идентификация. Они начинают уделять большое внимание своей внешности.

Читайте также:  Роль отца в развитии и формировании ребенка

После преодоления отчужденности мать и дочь могут стать настоящими и очень близкими подругами. Эта дружба помогает матери быть в курсе всех событий, происходящих в жизни дочери, и помочь ей советом в трудной ситуации. В свою очередь дочь перенимает у матери опыт.

Как сохранить хорошие отношения с ребенком?

  • Старайтесь не прерывать беседу с дочерью или сыном.
  • Не запрещайте в тех случаях, когда заранее знаете, что запрет будет нарушен.
  • Будьте последовательны в воспитании, не изменяйте постоянно запреты. Также не предъявляйте к ребенку завышенные требования. Старайтесь делать ему как можно меньше замечаний.
  • Не унижайте ребенка. Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций.
  • Слишком строгое воспитание вызывает у ребенка протест и желание всякий раз доказывать свою независимость.
  • Мать должна дать почувствовать подростку, что доверяет ему, даже тогда, когда не одобряет некоторых его решений или поступков.

Другие статьи по теме:

Воспитание детей школьного возраста

Воспитание подростков

Источник

Ìû ÷àñòî ñëûøèì èëè ïðîèçíîñèì ôðàçó «ß òåáÿ ëþáëþ!». Íî ìàëî êòî çàäóìûâàåòñÿ, äåéñòâèòåëüíî ëè ýòî ëþáîâü èëè òî, ÷òî ìû õîòèì ñ÷èòàòü ëþáîâüþ. Íåðåäêî ëþáîâü ïóòàþò ñ ýìîöèîíàëüíîé çàâèñèìîñòüþ, êîòîðàÿ ÿâëÿåòñÿ ñóððîãàòîì ëþáâè è ýìîöèîíàëüíîé áëèçîñòè.

Êîãäà ÷åëîâåê âûíóæäåí ïðèáåãàòü ê ðàçíîãî ðîäà çàìåíèòåëÿì? Òîëüêî òîãäà, êîãäà îðèãèíàë íåäîñòóïåí. À. Ìàñëîó ïðåäëîæèë òåðìèí «äåôèöèòàðíàÿ ëþáîâü», òî åñòü ïðèâÿçàííîñòü, îñíîâàííàÿ íà íåäîñòàòêå. ×åãî íå õâàòàåò òåì ëþäÿì, êîòîðûå ïîäìåíÿþò ïîíÿòèÿ è íàçûâàþò ñâîþ íåâðîòè÷åñêóþ ïîòðåáíîñòü â ýìîöèîíàëüíîé áëèçîñòè ëþáîâüþ?

Çàëîã ëþáûõ ãàðìîíè÷íûõ îòíîøåíèé — ýòî ýìîöèîíàëüíàÿ ñòàáèëüíîñòü èíäèâèäà, à æåëàíèå èñïûòûâàòü èëè íå èñïûòûâàòü òå èëè èíûå ýìîöèè — îñíîâíîé ìîòèâ ïîâåäåíèÿ ÷åëîâåêà. Áàçîâàÿ òðåâîæíîñòü, âûçûâàþùàÿ íåâðîç, ó ëþäåé çàâèñèìûõ ôîðìèðóåò æèçíåííóþ óñòàíîâêó è ãëóáèííûé ìîòèâ îáðåñòè ñïîêîéñòâèå è èçáàâèòüñÿ îò ñòðàõà. Ïîâåäåíèå íåâðîòèêà íàïðàâëåíî íà óñòðàíåíèå ýòîãî ñîñòîÿíèÿ, òî åñòü íà ñàìîãî ñåáÿ.

Âàæíî ïîíèìàòü, ÷òî ÷åëîâåê, êîòîðûé áîèòñÿ, ëþáèòü íå ìîæåò.  ëþáûõ îòíîøåíèÿõ «çàâèñèìûé» çàíÿò òåì, ÷òî óäîâëåòâîðÿåò òîëüêî ñâîè ïîòðåáíîñòè — èçáàâëÿåòñÿ îò òðåâîæíîñòè è èùåò ñïîêîéñòâèÿ, äî äðóãèõ è èõ ïîòðåáíîñòåé åìó íåò äåëà. Äëÿ âñåõ îêðóæàþùèõ åãî ëþäåé âñåãäà áóäåò óãîòîâàíà ðîëü èíñòðóìåíòà, ñ ïîìîùüþ êîòîðîãî ýòà èëëþçîðíàÿ áåçìÿòåæíîñòü áóäåò äîñòèãíóòà. Ïàðòíåð áåññîçíàòåëüíî ÷óâñòâóåò óòèëèòàðíîå îòíîøåíèå ê ñåáå è ýãîèñòè÷åñêóþ óñòàíîâêó. Ðàíî èëè ïîçäíî òàêîå ïîëîæåíèå âåùåé ïåðåñòàåò åãî óäîâëåòâîðÿòü.

Áàçîâàÿ òðåâîæíîñòü, ëåæàùàÿ â îñíîâå ýìîöèîíàëüíîé çàâèñèìîñòè, ôîðìèðóåòñÿ â äåòñòâå. Äëÿ ðåáåíêà æèçíåííî íåîáõîäèìî ÷óâñòâîâàòü ñåáÿ æåëàííûì, ëþáèìûì, ïðèíÿòûì. Ýòî âàæíûå óñëîâèÿ ãàðìîíè÷íîãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè. Åñëè äåòè æèâóò â ñèòóàöèè èãíîðèðîâàíèÿ, äåôèöèòà âíèìàíèÿ è ïîääåðæêè, òî âûðàñòàÿ îíè ïåðåíîñÿò ñâîè òðåáîâàíèÿ íà ïàðòíåðà è æäóò îò íåãî èëè âìåíÿþò â îáÿçàííîñòü äàòü èì òî, ÷åãî îíè òàê è íå ïîëó÷èëè îò ðîäèòåëåé. Îòëè÷èòåëüíàÿ ÷åðòà òàêîé òðåáîâàòåëüíîñòè — íåâîçìîæíîñòü åå óäîâëåòâîðèòü, åìó âñåãäà áóäåò íåäîñòàòî÷íî.

Õàðàêòåðíûå ïðèçíàêè ýìîöèîíàëüíîé çàâèñèìîñòè:

1. Íàâÿç÷èâûé õàðàêòåð. Òàêèå ëþäè íå âèäÿò ãðàíèö êîíòàêòà, «äóøàò ñâîåé ëþáîâüþ» è íàðóøàþò îäíî èç âàæíûõ ïðàâèë ýôôåêòèâíîé êîììóíèêàöèè: ïîçèòèâíàÿ îòêðûòîñòü ïðîÿâëÿåòñÿ íà óìåðåííûõ óðîâíÿõ áëèçîñòè. «ß òåáå âñþ æèçíü îòäàëà!» — «À êòî òåáÿ ïðîñèë?» Íåâðîòèê êëàäåò íà àëòàðü ëþáâè âñþ ñâîþ æèçíü, à çàòåì æäåò ïëàòû çà ñâîþ æåðòâó.

2. Îòñóòñòâèå óâàæåíèÿ ê ñåáå. «Çàâèñèìûé» âñåãäà áóäåò ïëàòèòü ëþáóþ öåíó, âåäü äëÿ íåãî ïðèâÿçàííîñòü ê äðóãîìó — æèçíåííàÿ íåîáõîäèìîñòü. Ïîêîðíîñòü, ñòðåìëåíèå óãîäèòü, èãíîðèðîâàíèå ñîáñòâåííûõ ïîòðåáíîñòåé, îòêàç îò ñâîèõ öåííîñòåé – æåëàÿ óäåðæàòü ïàðòíåðà, íåâðîòèê ãîòîâ íà âñå. Òèðàíèÿ â ñåìüå, ìíîãîëåòíèå èçäåâàòåëüñòâà – æåðòâà âïîëíå ãîòîâà òåðïåòü, åñëè ïîëó÷àåò èëëþçèþ ýìîöèîíàëüíîé áëèçîñòè.

3. ×óâñòâî îáèäû. Íåâðîòèê âîçìóùàåòñÿ ñâîèì çàâèñèìûì ïîëîæåíèåì, ñíà÷àëà îí âåäåò ìûñëåííûé ìîíîëîã, à çàòåì íà÷èíàåò âûñêàçûâàòüñÿ âñëóõ. Âñå, ÷òî îí ìîæåò ïðîèçíîñèòü, — ïðåòåíçèè. Íî âûõîäèòü èç ýòèõ îòíîøåíèé îí íå ñîáèðàåòñÿ èç-çà ñòðàõà ïîòåðÿòü ïàðòíåðà è îáâèíÿòü îí áóäåò èìåííî äðóãîãî, íå îñîçíàâàÿ, ÷òî òîëüêî îí ñàì è åãî óñòàíîâêè ïîñòàâèëè åãî â òàêîå ïîëîæåíèå.

4. Íåñïîñîáíîñòü áûòü îäíîìó. Íåâðîòèê, áóäü òî ìóæ÷èíà èëè æåíùèíà, èñïûòûâàåò òðåâîæíîñòü è íåñ÷àñòëèâ, åñëè ðÿäîì íåò ïðåäñòàâèòåëÿ ïðîòèâîïîëîæíîãî ïîëà. Îí â ïîñòîÿííîì ïîèñêå è õâàòàåòñÿ çà ïåðâîãî ïîïàâøåãîñÿ, ïîòîìó ÷òî íå èíòåðåñóåòñÿ äðóãèì ÷åëîâåêîì, îí åìó è íå íóæåí — âàæíî íàëè÷èå ñàìèõ îòíîøåíèé. Êàê ñëåäñòâèå — êîíôëèêòû, ðàññòàâàíèå è íîâûé ïîèñê, êîòîðûé íåâîçìîæíî îñòàíîâèòü, âåäü ãëàâíûé ìîòèâ — áûòü ëþáèìûì âñåìè æåíùèíàìè èëè ìóæ÷èíàìè. Ïîýòîìó ïðîìèñêóèòåò — ýòî íå ðàñïóùåííîñòü, à çàêîíîìåðíûé èòîã âîñïèòàíèÿ â óñëîâèÿõ äåôèöèòà ýìîöèîíàëüíîé áëèçîñòè.

5. Êàòåãîðè÷íîñòü, ïîçèöèÿ «âñå èëè íè÷åãî». Ëþáàÿ êðèòèêà âîñïðèíèìàåòñÿ êàê óíèæåíèå, ëþáîå òðåáîâàíèå êàê ïðåäàòåëüñòâî, à ëþáîå âíèìàíèå ê òðåòüèì ëèöàì — êàê ïðåíåáðåæåíèå. Òî, ÷òî ýòà ëþáîâü íå èñêðåííÿÿ, ìîæíî óáåäèòüñÿ òîãäà, êîãäà ÷òî-òî ìåíÿåòñÿ è æåëàíèÿ íåâðîòèêà íå èñïîëíÿþòñÿ. Ñâåðõçàáîòëèâàÿ ìàòü óáåæäàåò ñåáÿ è îêðóæàþùèõ, ÷òî äåéñòâóåò íà áëàãî ðåáåíêà, íî íà ñàìîì äåëå äëÿ ñâîåãî óñïîêîåíèÿ, è åñëè äèòÿ îòñòóïèò îò íàìå÷åííîãî ìàìîé ïëàíà – îí íåèçìåííî âñòðåòèòñÿ ñ åå ãíåâîì.

6. Âðàæäåáíîñòü ïî îòíîøåíèþ ê äðóãèì ëþäÿì. Ðåáåíîê, íå ïîëó÷àÿ îò ðîäèòåëåé ëþáâè è ïîääåðæêè, ôîðìèðóåò â ñåáå íåäîâåðèå è âðàæäåáíîñòü ê îêðóæàþùåìó ìèðó. Íåâîçìîæíî ëþáèòü ÷åëîâåêà è æåëàòü åìó çëà. Ýòó ÷åðòó íàãëÿäíî äåìîíñòðèðóåò ñèòóàöèÿ èçìåíû — åñëè â îòâåò íà ïîäîáíîãî ðîäà ïðåäàòåëüñòâî ó ÷åëîâåêà âîçíèêàåò æåëàíèå îòîìñòèòü, òî åìó ñòîèò óñîìíèòüñÿ â èñêðåííîñòè ñâîèõ ÷óâñòâ.

Читайте также:  Методические рекомендации по развитию ребенка от года

7. Ëþäè òàêîãî ñêëàäà ìîãóò ïîëó÷àòü ëþáîâü, ê êîòîðîé îíè ñòðåìÿòñÿ, íî íå ìîãóò ïðèíÿòü åå. Îùóùåíèå ñ÷àñòüÿ è ñïîêîéñòâèÿ êàê ðåçóëüòàò îòíîøåíèé äëÿ íèõ âðåìåííû. Ñòðàõ, íåäîâåðèå, ïîäîçðèòåëüíîñòü ðàíî èëè ïîçäíî âîçüìóò âåðõ íàä òåìè ïîçèòèâíûìè ýìîöèÿìè, êîòîðûå ñîïðîâîæäàþò áëèçîñòü. Ó íåâðîòèêà ñóùåñòâóåò áåññîçíàòåëüíàÿ âíóòðåííÿÿ óñòàíîâêà, ÷òî íèêòî íå ñìîæåò ïîëþáèòü åãî, åñëè äàæå ìàìà íå ñìîãëà ýòîãî ñäåëàòü. Óáåæäåíèå, ÷òî òåáÿ íåâîçìîæíî ëþáèòü, âåäåò ê íåñïîñîáíîñòè ëþáèòü ñàìîìó.

Ñóùåñòâóåò êðàéíÿÿ ñòåïåíü íåâðîòè÷åñêîé ïîòðåáíîñòè â ëþáâè — êîíòðçàâèñèìîñòü. Ñ îäíîé ñòîðîíû, ýìîöèîíàëüíî çàâèñèìûé ÷åëîâåê, ïûòàÿñü èçáàâèòüñÿ îò ñâîåé òðåâîæíîñòè, èùåò äðóãîãî, êîòîðûé äàë áû åìó óñïîêîåíèå, à ñ äðóãîé — íå èñïûòûâàåò óäîâëåòâîðåíèÿ, êîãäà îí ðÿäîì. Åãî ñòðàõ òîëüêî óñèëèâàåòñÿ, ïîäïèòûâàÿñü ñòðàõîì ïîòåðÿòü òî, ÷òî äëÿ íåãî ÿâëÿåòñÿ ãëàâíîé öåííîñòüþ. Ñòðàõ, ÷òî æèçíü ðàçðóøèòñÿ, åñëè åãî áðîñÿò èëè ïðåäàäóò, ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî íåâðîòèê ïðåäïî÷èòàþò âîîáùå íå çàâîäèòü îòíîøåíèé è îñòàåòñÿ îäèíîêèì òîëüêî ëèøü ïîòîìó, ÷òî òðåâîæíîñòü, âûçâàííàÿ âîçìîæíîñòüþ áûòü îñòàâëåííûì, íàìíîãî âûøå, ÷åì òà, ÷òî ñîïóòñòâóåò îòñóòñòâèþ áëèçêîãî ÷åëîâåêà.

Åñòü ëè ó òàêèõ ëþäåé âîçìîæíîñòü ïîñòðîèòü îòíîøåíèÿ?

Çàâèñèìûé ÷åëîâåê ìîæåò ïðèâëå÷ü ê ñåáå âíèìàíèå ýìîöèîíàëüíî ñòàáèëüíîãî ïàðòíåðà, íî çàäåðæàòüñÿ âñåðüåç è íàäîëãî ñ íèì ìîæåò òîëüêî òîò, êòî íàõîäèòñÿ â òàêîì æå ïîëîæåíèè, òî åñòü íåâðîòè÷åñêè çàâèñèìàÿ îñîáü. Ïñèõè÷åñêè çäîðîâûé ÷åëîâåê ñîçíàòåëüíî, à ÷àùå áåññîçíàòåëüíî «ðàñêóñèò» èñòèííóþ ïðèðîäó òàêîé ëþáâè è ñêîðî ðåòèðóåòñÿ. Ïîýòîìó øàíñû ïîñòðîèòü äîëãîñðî÷íûå è ãàðìîíè÷íûå îòíîøåíèÿ â ýòîì ñëó÷àå ñòðåìÿòñÿ ê íóëþ.

Ê. Õîðíè â êíèãå «Íåâðîòè÷åñêàÿ ëè÷íîñòü íàøåãî âðåìåíè», îáúÿñíÿÿ íåâðîòè÷åñêóþ ïðèâÿçàííîñòü, ïðèâåëà îòëè÷íóþ àíàëîãèþ ñ äåðåâîì: ÷åëîâåê ëåçåò íà äåðåâî â îäíîì ñëó÷àå äëÿ îáîçðåâàíèÿ îêðåñòíîñòåé, â äðóãîì — ñïàñàÿñü îò äèêîãî æèâîòíîãî.  ïåðâîì ñëó÷àå îí ìîæåò âûáèðàòü äåðåâî, íàèáîëåå ïîäõîäÿùåå äëÿ åãî öåëè, âî âòîðîì — ãîòîâ çàáðàòüñÿ íà ÷òî óãîäíî, ëèøü áû âûæèòü.

Îñíîâà äëÿ ëþáîãî ðàçóìíîãî âûáîðà, â òîì ÷èñëå è ñïóòíèêà æèçíè — ýìîöèîíàëüíàÿ ñòàáèëüíîñòü, èìåþùàÿ â ñâîåé îñíîâå ñàìîäîñòàòî÷íîñòü. ×åëîâåê, îáëàäàþùèé òàêèì êà÷åñòâîì, ñïîñîáåí ñòðîèòü òîëüêî ïîçèòèâíûå îòíîøåíèÿ, îí ÷óâñòâóåò ñâîþ ïðèòÿãàòåëüíîñòü, íàñòðîåí ïîëó÷àòü ëþáîâü è ïîëó÷àåò åå. Ýòî ãëàâíîå ëåêàðñòâî îò íåñ÷àñòíîé ëþáâè è ýìîöèîíàëüíîé çàâèñèìîñòè. Êîãäà ÷åëîâåêó äîñòàòî÷íî ñàìîãî ñåáÿ, è îí ÷óâñòâóåò ñåáÿ ñïîêîéíî è íàåäèíå ñ ñîáîé, è ðÿäîì ñ äðóãèì. Îòíîøåíèÿ äëÿ íåãî — íå ñïîñîá ñïàñåíèÿ, à äîïîëíèòåëüíûé áîíóñ ê åãî è òàê ñîñòîÿâøåéñÿ æèçíè.

Àâòîð: Ñàâèëîâà Åëåíà Ïåòðîâíà

Èñòî÷íèê: https://ïñèáëîã.ðô/%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D1%8C-%D0%B…

Источник

Особенности отношений матери и ребенка: с чем предстоит столкнуться

Здоровое психологическое развитие ребенка в первое время практически целиком зависит от взаимодействия с матерью.

дети

258

Поделиться

Елена Тарарина

Здоровое психологическое развитие ребенка в первое время практически целиком зависит от взаимодействия с матерью. Основа многих проблем (как в раннем детстве, так и во взрослой жизни) лежит в действиях матери и в выбранных ею способах удовлетворения потребностей младенца.

Однако материнское поведение влияет на развитие ребенка не только во время контакта с ним. Личностный стиль поведения матери, ее привычки и особенности характера также играют значительную роль.

Развитие отношений между матерью и ребенком

Материнство и готовность к нему

Готовность стать матерью — первый фактор, от успешности прохождения которого будет зависеть очень многое не только в детстве, но и во взрослой жизни будущего ребенка.

Исследователи выделяют несколько критериев:

1. Личная готовность, которая включает в себя и психологическую зрелость матери. Это адекватная возрастно-половая самоидентификация, способность к принятию решений, способность брать на себя ответственность.

2. Сформированная модель родительского поведения. Это понимание роли матери и отца, установки и паттерны, полученные из собственной семьи, понимание аспекта воспитания, создание необходимых условий и т. д.

3. Мотивационный аспект рождения ребенка. Если рождение ребенка предполагает какую-либо самореализацию женщины, сохранение отношений с партнером, достижение определенного социального статуса или психологическую компенсацию собственных отношений с родителями, — это не имеет никакого отношения к осознанной, зрелой мотивации.

4. Знание, понимание и адекватная оценка собственной компетенции: отношение к ребенку, реагирование на его потребности, установка на определенное изменение жизненного режима, знание о физическом и психологическом развитии детей в разных возрастах, навыки обучения и воспитания и т. д.

Однако именно эмоциональное общение, особенно в самом раннем возрасте, является наиболее важным в процессе развития маленького человека.

Как появляется «материнский инстинкт»

«Материнский инстинкт» (или материнская компетентность) развивается на протяжении нескольких этапов с самого раннего возраста.

Он зависит от нескольких важных аспектов. Рассмотрим их внимательнее.

1. Отношение девочки с собственными родителями

Наиболее важный период для формирования будущей матери происходит от момента зачатия до трех лет.

На этом этапе создается большая или меньшая значимость эмоциональных отношений на основе связи матери и дочери. Еще не родившийся ребенок уже находится в эмоциональном контакте со своей матерью.

Соответственно, от этого первого опыта ребенка зависит дальнейшее его отношение к людям и другим детям в его взрослой жизни.

2. Игровое поведение

На этом этапе в процессе игры девочка впервые пробует себя в роли матери, например, играя с куклами.

Основное представление о взаимоотношениях с младенцем формируется в возрасте от 5 до 10 лет. В этом возрасте важен так называемый «период няньченья», при котором формируется хорошее эмоциональное отношение к детям. При отсутствии такого этапа уже у взрослой женщины могут возникать негативные реакции по отношению к детям.

3. Пубертатный период

Происходит разделение на половую и материнскую сферы. В период подросткового возраста важно соответствие полового и сексуального поведения ребенка.

Окончательно материнская сфера формируется при взаимодействии с собственным ребенком. Этот этап включает в себя беременность, роды, послеродовой период и младенческий возраст. Здесь образовывается эмоциональная привязанность к ребенку.

Отношение беременной матери к своему ребенку также видоизменяется. Различают фазы симбиоза («я и мой ребенок — одно целое») и сепарации (мама — младенец). На фазе сепарации ребенок представляется самостоятельной личностью со своими собственными потребностями. Успешное прохождение этой фазы позволяет матери грамотно и гибко взаимодействовать с новорожденным младенцем, выстраивая нужные детско-родительские отношения.

Читайте также:  Развитие любознательности при подготовке ребенка к школе

РЕКОМЕНДУЕМ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ:

4 ноября

55 уроков

Видеокурс

Избавитесь от обид и боли в отношениях с мамой, которые много времени истощали вас

Когда привязанность к матери приносит вред

Привязанность ребенка к матери — неотъемлемая часть развития. Исследователи выделяют несколько типов привязанности.

Естественная (безопасная) привязанность

Ребенок чувствует себя хорошо рядом с мамой, он знает, что его необходимые потребности удовлетворяются. Когда мамы рядом нет, он расстраивается, но может отвлечься на другие вещи; радуется, когда мама снова рядом, но не «приклеивается» к ней, а через какое-то время возвращается к своим занятиям.
Такие дети активны, любопытны, самостоятельны и обладают чувством защищенности.
Такой тип привязанности формируется у ребенка, когда мать эмоционально доступна и способна вести диалог с ребенком и реагировать на его сигналы.

Амбивалентная привязанность
Ребенок тревожен как в присутствии (в меньшей степени), так и в отсутствии мамы. Вместо радости возвращения мамы может выражать свою обиду, что его оставили. Такие дети бессознательно провоцируют родителей на наказание, добиваясь, на самом деле, контакта. Могут чувствовать себя ненужными, одинокими.
Этот тип возникает при непостоянных (нестабильных) отношениях с матерью. Ребенок находится то в центре внимания, то его игнорируют. Он не знает, будет ли защищен, и не чувствует себя в безопасности.

Развитие отношений между матерью и ребенком

Привязанность избегания
Внешне кажется, что ребенок не нуждается в присутствии мамы, он не реагирует на ее уход или возвращение, отстраняется от нее, когда его пытаются взять на руки — это выглядит как самостоятельность ребенка, однако таким образом малыш пытается подавить в себе потребность в матери. Такое происходит, когда ребенок не чувствует к себе любви, не чувствует свою «нужность», когда мать не проявляет заботы, критикует и не показывает своих чувств.
Такие дети часто становятся недоверчивыми, с ними трудно найти эмоциональный контакт или построить близкие отношения. Во взрослой жизни это сильные и самодостаточные люди, однако за такой маской скрывается страх снова, как в детстве, быть отвергнутым и ненужным.

Симбиоз (симбиотическая привязанность)
Дети болезненно реагируют на любые действия мамы, не относящиеся к ним. Выражают ревность, не отступают от матери ни на шаг. Почти всегда находятся в полутревожном состоянии.

Матери таких детей обычно сами находятся в постоянной тревоге и страхе совершить ошибку. У них установлены некие «незыблемые» правила, от которых нельзя отступить ни на шаг. Уверены, что только они способны правильно заботиться о ребенке, и только с ними ребенок чувствует себя хорошо. Несмотря на эту уверенность, они очень часто реагируют только на видимые потребности ребенка, игнорируя остальные.

Дети не могут понять своей собственной индивидуальности и отделить себя от матери. Естественно, последствия этого дают о себе знать и во взрослой жизни.

Практика

Техника «Мой ребенок в образе растения»»
(Автор И. Шевцова.  Модификация Е. Тарариной)  из книги “Арт-кухня: волшебные рецепты“

Цель: диагностика субъективного восприятия матерью ребенка и их взаимоотношений.

Задачи:

  • исследование особенностей восприятия родителем своего ребенка;
  • выявление наличия (отсутствия) конфликтной ситуации в семье;
  • выявление неосознаваемых чувств и установок на воспитание;
  • прояснение в сознании клиента его реальных отношений с ребенком и возможных вариантов улучшения этих отношений.

Инвентарь:  лист бумаги (А-4), цветные карандаши.

Время работы:  20-30 минут.

Возрастные рамки применения: от 18 лет и старше.

Алгоритм работы

Нужно цветными карандашами нарисовать ребенка в образе растения на листе бумаги А-4. Арт-терапевт не отвечает ни на какие дополнительные вопросы для уточнения задания. Во время рисования может звучать тихая, спокойная музыка.

По окончании рисования родителю предлагается рассказать о своем растении: Что это за растение?  Где растет? Какое оно?

В ходе рассказа задаются следующие вопросы:

  • Конкретизируйте каждую нарисованную деталь – высоту ствола, наличие листьев на стебле, нераскрывшийся бутон или распустившийся цветок.
  • Что это означает для растения?

О процессе создания рисунка:

  • Что было нарисовано сначала?
  • Вносились ли исправления?
  • По окончании работы хочется ли внести в нее изменения?
  • Было ли желание сосредоточиться на процессе рисования?

Об отношении и чувствах:

  • Какие чувства сопровождали вас в процессе рисования?
  • Что вы чувствуете сейчас, глядя на свой рисунок?
  • Как чувствует себя растение?
  • Как ему с другими растениями?
  • Насколько рисунок отражает ваше восприятие ребенка, отношения к нему?

Вопросы для обсуждения: 

  • Что нового вы  узнали о своем восприятии ребенка?
  • Как это отражается на его поведении и воспитании?
  • Какие действия в воспитании могут улучшить ваши отношения с ребенком?

В ходе выполнения упражнения следует обращать внимание на состояние и чувства родителя. Могут возникнуть глубокие переживания, связанные с виной, стыдом, раздражением. Задача – дать человеку высказаться. В процессе обсуждения клиент может пожелать внести изменения в свой рисунок. В этом случае обязательно нужно выяснить, что именно его не устраивает,  что означают исправления.

Необходимо отметить, что наличие горшка, в который помещено растение на рисунке,  свидетельствует о гиперопеке, игнорировании самостоятельности ребенка.

Выводы. Техника может использоваться в семейной терапии как диагностическая и терапевтическая форма осознания клиентом своих отношений с ребенком.

  • Вы психолог?
  • Вы ищете психолога?
  • Вы хотите попасть в сообщество профессионалов и общаться на интересные для вас темы?  Все это возможно в нашем чате психологов в Telegram >>>  Присоединяйтесь нас уже больше 2000 участников!

Найти специалиста возможно также в нашем каталоге международной федерации арт-терапии >>>! 

Понравилось? Расскажите друзьям:

Получайте уникальные статьи и техники — подпишитесь на нашу полезную рассылку и получите в подарок «Словарь арт-терапевта»

Источник