Развитие общения ребенка со сверстниками в первые семь лет жизни

Ирина Малышенкова
Общение детей раннего возраста со сверстниками

В возрасте до 1 года малышу достаточно общения с взрослыми, но когда он подрастает, ему необходимо общаться с другими детьми.

В первый год жизни ребенка все его окружение — это родители, бабушки и дедушки, если есть братья и сестры. Ребенку достаточно этого. С ним играют, его окружают вниманием и заботой. Но примерно с 1,5 лет ребенок тянется к другим детям. И чем старше он становится, тем больше потребность в общении с ровесниками.

Как общаются малыши?

Общение детей раннего возраста со сверстниками происходит с помощью различных действий, анализ которых позволил выделить 4 основные категории:

1. Отношение к сверстнику как к «интересному объекту». Ребенок рассматривает сверстника, его одежду, лицо, подходит близко к нему. Такие действия проявляются и по отношению к другим детям, и к взрослому, и даже к неодушевленным предметам.

2. Действия со сверстником как с игрушкой. Причем эти действия отличаются бесцеремонностью. При этом сопротивление «игрушки» вовсе не интересует малыша, ребенок может схватить ровесника за волосы, похлопать по лицу. Эта форма уже не встречается в общении с взрослыми.

3. Наблюдение за другими и подражание им. Здесь дети смотрят глаза в глаза, дарят улыбки, вербальные формы общения (характерна для общения как с детьми, так и с взрослыми).

4. Эмоционально окрашенные действия, характерные только для взаимодействия детей друг с другом. Малыши прыгают вместе, хохочут, подражая друг другу, падают на пол и кривляются. Причем к этой категории относятся и негативные действия: дети пугают друг друга, дерутся, ссорятся.

Совместные действия между детьми второго года жизни еще не носят постоянного характера, они возникают спонтанно и быстро затухают, так как дети еще не умеют договариваться друг с другом и учитывать обоюдные интересы. Очень часто конфликты возникают из-за игрушки.

К концу второго года жизни дети уже вступают в совместную игровую деятельность, которая доставляет им большое удовольствие.

На третьем году общение между детьми активизируется. Особенность этого общения – «яркая эмоциональная окрашенность», «особая раскованность и непосредственность». Большинство совместных игр основано на стремлении детей подражать друг другу.

Т. е. если для детей 1, 5 лет в большей степени характерно отношение к сверстнику как к объекту действий, то ближе к 3 годам все чаще можно наблюдать субъектный подход во взаимоотношениях с ровесником.

Несмотря на то, что дети раннего возраста нуждаются в контактах со сверстниками, им все еще нужна помощь взрослого в установлении и поддержании контактов и в разрешении возникающих конфликтов.

Наш опыт показывает, что если взрослый привлекает внимание детей друг к другу, обращаясь к ним по имени, хвалит детей в присутствии их сверстников, подчеркивает достоинства, то в этом случае дети с большим интересом относятся к совместному общению, они чаще улыбаются, доброжелательно относятся друг к другу, стремятся вызвать интерес и сочувствие. В результате между ними чаще возникают совместные игры.

Все общение детей друг с другом сводится к игре. Они находятся в тесном контакте. Главное отличие общения со сверстниками от общения с взрослыми – повышенная эмоциональность. Ребенок, играя с другими детьми, чаще смеется, громче разговаривает, больше бегает. Также общение детей отличает то, что у них нет строгих правил и норм поведения. Они прыгают, носятся, ищут новые занятия.

Что дают игры со сверстниками?

Общение со сверстниками более многогранно. В общении с взрослыми ребенок более зажат, он зависит от мнения родителей. А в играх с другими детьми проявляются все скрытые черты характера. Ребенок самоутверждается и выражает свою индивидуальность, он больше проявляет инициативу. Кстати, именно в играх со сверстниками ребенок получает новые умения и знания. Видя, что делают другие дети, он повторяет за ними. Дети, которые любят играть, всегда найдут контакт со сверстниками. Важно, чтобы всегда была возможность для такого общения, для этого многие психологи советуют водить детей туда, где есть его ровесники.

Что делать взрослым?

Должны ли взрослые вмешиваться в игры детей?

Именно родители или воспитатели делают все, чтобы детям было комфортно друг с другом. Если назревает ссора, то вмешательство просто необходимо. А вот, если дети спокойно играют в песочнице, делятся игрушками, то можно просто наблюдать за происходящим. В то же время именно взрослые учат детей совместной игре, особенно важно играть в сюжетно-ролевые игры. Нужно помочь детям придумать сюжет, чтобы им было интересно. Например, мы катаем кукол в колясках, играем в магазин. Понятно, что для всестороннего развития ребенка ему просто необходимо общение со сверстниками. Именно в таких играх дети выражают свою индивидуальность, лучше узнаю себя и окружающий мир. Разумеется, хорошо, когда ребенок ходит в садик. Но если так получилось, что ему приходится сидеть дома, то нужно чаще гулять во дворе или ходить в различные игровые комнаты. Тогда жизнь ребенка будет более насыщенной и эмоциональной.

Организация общения между детьми в течение дня в группе

Мы стараемся организовать общение между детьми в течение всего дня. Хорошее настроение малышей, расположение их друг к другу нужно поддерживать с момента прихода в группу. С этой целью предлагаем малышам поздороваться друг с другом, называя каждого ребенка по имени, обращаем внимание детей на то, как они красиво одеты, как умеют снимать курточку и сапожки и пр. Если в групповой комнате уже есть дети, мы привлекаем их внимание к вновь пришедшему малышу, предлагаем им поздороваться с ним.

У нас в группе соблюдается ритуал прощания детей перед уходом домой, предлагая ребенку сказать сверстникам «до свидания», помахать ручкой.

Во время режимных моментов обращаем внимание малышей на то, как каждый из них хорошо кушает, умывается и т. д. Укладывая детей спать, побуждаем их желать друг другу спокойного сна.

Для поддержания интереса детей друг к другу используем различные игровые приемы, чтение потешек, пение песенок, упоминая в них имя каждого малыша.

Хорошим приемом, сближающим детей, является совместный просмотр детских работ: рисунков, фигурок из пластилина, построек из кубиков и пр. При этом мы стараемся обязательно похвалить каждого ребенка, побуждая других малышей похвалить сверстника.

Созданию доброжелательных отношений между детьми способствуют также совместное рассматривание детских фотографий, празднование детских дней рождений.

Необходимым условием поддержания добрых отношений между детьми является привлечение их внимания к эмоциональному состоянию друг друга. Поэтому мы стараемся побуждать детей радоваться вместе со сверстником, проявлять сочувствие, жалость. При этом нельзя принуждать малышей, заставлять их делать что-то против воли, отрывать от занятий.

Сближению детей способствует совместное наблюдение за различными событиями и явлениями, естественно возникающими в течение дня (наблюдение за тем, как умывается кошка на дорожке за окном, как птичка вьет гнездо на дереве, как едет машина, идет дождик, гуляют дети и пр.). Иногда мы предлагаем нескольким детям вместе понаблюдать за тем или иным явлением, задать вопросы, ответить на вопросы малышей. Если дети уже умеют говорить, просим их рассказать сверстнику об увиденном.

Первые контакты между детьми иногда осложняются тем, что малыши не умеют учитывать интересы и состояния друг друга, порой воспринимают сверстника как неодушевленный объект, ссорятся из-за игрушек, «борются» за внимание к себе взрослого.

Читайте также:  Мамонтенок студия развития ребенка

Чаще всего, когда дети ссорятся из-за игрушки, мы стараемся мягко разрешать конфликты между детьми, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия, переключения внимания малышей на другие виды деятельности или предметы. В данной ситуации взрослый может :

• отвлечь внимание ребенка другой игрушкой, интересным занятием или предложить ему такую же игрушку;

• организовать совместную игру с игрушкой, вызвавшей конфликт;

• помочь детям установить очередность в игре с игрушкой.

Выбирая тот или иной способ улаживания конфликта, взрослый должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (умение играть, пользоваться речью, принимать правила очередности, а также степень эмоциональной напряженности ситуации. В достаточно спокойной ситуации мы предлагаем детям совместную игру или установить очередность действий. При этом объясняем детям, что нельзя обижать друг друга, а нужно уметь договариваться. Если же конфликт перешел в драку, дети вряд ли услышат увещевания взрослого, и тогда его действия должны быть более решительными. Он может встать между детьми, протянуть между ними руку и спокойно и твердо сказать, что запрещает им драться. Если драку прекратить не удается, взрослый может взять игрушку, ставшую причиной раздора, и предупредить, что не отдаст ее, пока дети не договорятся между собой.

В рамках личностно-ориентированного взаимодействия мы придерживаемся следующих правил при разрешении детских конфликтов:

• избегать директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию (например, «Отдай куклу», «Не обижай Катю», «Играйте вместе»);

• не унижать ребенка («жадина», «злюка» и пр.);

• применять тактичные приемы поддержки слабого и обиженного ребенка и способы воздействия на более сильного и агрессивного;

• использовать косвенные способы, побуждающие ребенка высказать свои переживания и желания (например: «Ты хочешь сказать… Очень важно сказать…»);

• тактично интерпретировать переживания обиженного ребенка, помогая детям лучше понять состояние друг друга и договориться (например: «Я думаю, Катя расстроена. Правда, Катя? Вы обе хотите играть с одной куклой. Как же теперь быть?»);

• использовать запреты лишь после исчерпания других способов разрешения конфликта;

• запрет должен быть сформулирован в такой форме, которая позволяет детям договориться между собой (например: «Я не разрешаю играть с этой машинкой, пока вы не договоритесь»).

Специальные игры и занятия, направленные на развитие общения между детьми, которые мы используем в группе.

Для сближения детей, организации их совместной деятельности, поддержки положительных взаимоотношений используем разнообразные игры. При этом учитываем возраст ребенка, его умение и желание общаться со сверстниками.

Совместные игры нескольких детей требуют от них собранности и самостоятельности. Они помогают малышам пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально-практическое взаимодействие с группой сверстников.

Совместные игры должны строиться на простых, хорошо знакомых детям движениях. Такие игры приучают ребенка внимательно наблюдать за действиями других детей, повторять их, прислушиваться к сверстникам и взрослому, согласовывать свои действия с действиями ровесника.

В ходе игры мы предлагаем малышам вместе выполнить какое-нибудь действие (попрыгать, поднять ручки, присесть, похлопать в ладоши, покружиться и др., побуждаем их подражать действиям друг друга. В дальнейшем игру усложняем, предлагая малышам по очереди выходить в центр круга и самостоятельно придумывать новые движения, которые будут повторять другие дети. Иногда просим малышей передать по цепочке какое-нибудь действие (погладить, обнять, назвать по имени стоящего или сидящего рядом сверстника и т. п.).

Поддерживаем инициативу ребенка, если он сам пытается затеять игру со сверстниками, предоставляем детям больше свободы в организуемых играх. Но очень часто дети настолько увлекаются беготней, что перестают видеть друг друга. Не допуская перевозбуждения малышей, мы предлагаем им более спокойное занятие.

Таким образом, следует соблюдаем баланс между подвижными, эмоционально насыщенными и более спокойными играми, в которые удобно играть сидя на ковре или за столиком. К таким играм относятся пальчиковые игры, в которых дети также могут подражать друг другу. Их организуем в любое время дня, чередуем с подвижными играми. Пальчиковые игры помогают нам занять всю группу детей, сидящих на стульчиках в ожидании обеда или полдника. Эти игры нравятся детям и очень хорошо успокаивают их.

Развитию совместной деятельности способствуют и хороводные игры, созданные по образцу народных игр и построенные на основе сочетания простых повторяющихся движений со словом. Они предполагают синхронность движений и физический контакт участников. Одновременное многократное повторение действий объединяет детей, удовлетворяя их потребность в подражании. В хороводных играх создаются оптимальные условия для развития у ребенка умения согласовывать свои действия с действиями партнера. Хороводные игры исключают конкуренцию между детьми. По своему характеру они близки к играм-забавам. Хороводные игры приобщают малышей к образцам народного поэтического творчества. Сочетание движений со словом помогает ребенку осознать и осмыслить содержание игры, что, в свою очередь, облегчает выполнение действий. Нам эти игры помогают завоевать симпатию детей, их доверие и разумное послушание. В хороводные игры мы включаем мелодичные стихи и песни детских поэтов и композиторов.

Подобные игры обогащают коммуникативный опыт детей. Общаясь друг с другом в такой форме, они учатся выражать свои эмоции, сопрягать действия, «договариваться» на языке действий, чувствовать состояние сверстника.

Организуем и игры с правилами, в которых у малышей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью, вовремя выполнять игровые действия, которые определяются ролью, а также согласовывать свои действия с действиями сверстника. Во многих играх этого типа игровая ситуация предусматривает чередование действий двух видов – активных движений и их торможения, что требует от детей определенных усилий. Образный характер игр способствует развитию воображения, а совместная деятельность – сближению и объединению детей.

Для развития игрового взаимодействия детей организуем, такие игры с правилами, в которых малыши по очереди берут на себя центральную роль. Ведущий должен действовать перед другими детьми, чувствуя на себе их внимание. В ходе таких игр дети не только овладевают элементами ролевого поведения, но и учатся преодолевать робость, внутреннее напряжение, возникающее у некоторых малышей, когда они оказываются в центре внимания.

Особую группу игр, способствующих развитию общения между детьми, составляют совместные игры с различными предметами и игрушками. Часто дети раннего возраста бывают так поглощены игрой с предметами, что совершенно не замечают сверстника. Малыши еще не умеют играть друг с другом, ссорятся из-за игрушек, отнимают их друг у друга. Но тот факт, что игрушки часто служат помехой к взаимодействию детей, не означает, что предметы должны быть исключены из сферы их общения. Очень важно создавать ситуации, сочетающие предметные игры и общение сверстников.

Для того чтобы избежать ссор, в совместных предметных играх детей раннего возраста должен участвовать взрослый, задачей которого является обучение детей и помощь им в распределении игрушек, координации и согласовании действий. При этом в группе мы следим не только за последовательностью выполнения игровых действий, но и организуем общение детей по ходу их выполнения: называем малышей по именам, привлекаем их внимание к действиям партнера, его желаниям, предлагаем помощь, хвалим, вместе радуемся полученному результату. Совместные со взрослым и интересные детям занятия помогают малышам видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре.

Читайте также:  Влияние детского сада на развитие ребенка

В ходе совместных предметных игр мы играем в мяч, собираем и разбираем пирамидки, делаем различные постройки из кубиков (домики, дорожки, поезда и др., песка, выкладываем фигурки из деталей мозаики и колец пирамидок, изготавливаем бусы для кукол т. п. Мы организуем совместные игры с куклами и другими игрушками. Для того чтобы детям было интересно играть в такие игры, действия с предметами лучше всего включать в сюжет.

В ходе игры следует как можно чаще ласково обращаться к детям, делая акцент на том, как хорошо они играют вместе. Это способствует привлечению внимания детей друг к другу.

Рекомендуемая литература:

Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова «Развитие общения детей со сверстниками» «Мозаика-синтез», М. 2008

«Психология общения в детском возрасте», 3 – издание, Волков Б. С., Волкова Н. В., из серии «Детскому психологу» Питер, 2008 г. — 272 с.

Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком. Период раннего детства. СПб. : Речь, 2006. — 176 с.

Источник

Развитие общения со сверстниками в

дошкольном возрасте

Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляниями, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь со взрослым. Разговаривая со старшими, ребенок использует общепринятые высказывания и способы поведения. В общении со сверстниками дети более раскованны, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию. «Здравствуйте, Елена Анатольевна! Наташка, привет! У меня жвачка есть! Хочешь?» — говорит Алеша (4 года 11 мес). В контактах с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответными. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. А в итоге беседа с ровесником часто не получается, потому что каждый говорит о своем, не слушая и перебивая друг друга. В то же время инициативу и предложения взрослого дошкольник чаще поддерживает, старается ответить на его вопросы, выполнить задание, внимательно выслушать. Общение со сверстниками богаче по назначению и функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более разнообразны. От взрослого он ждет оценки своих действий или информации. У взрослого ребенок учится и постоянно обращается к нему с вопросами («А как нарисовать лапы?», «А куда положить тряпочку?»). Взрослый же выступает арбитром разрешения возникших между детьми спорных моментов. Общаясь с товарищами, дошкольник управляет действиями партнера, контролирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой. В среде ровесников малыш демонстрирует свои способности и умения.

   На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как, бы переломы. От двух до семи лет отмечается два таких перелома; первый происходит приблизительно в четыре года, второй— около шести лет. Первый перелом внешне проявляется в резком возрастании; значимости других детей в жизни ребенка. Если к моменту своего возникновения и в течение одного-двух лет после этого потребность в общении со сверстником занимает достаточно скромное место (ребенку двух-трех лет гораздо важнее общаться со взрослым и играть с игрушками), то у четырехлетних детей эта потребность выдвигается на первое место. Теперь они начинают явно предпочитать общество других детей взрослому или одиночной игре.

Второй перелом внешне выражен менее четко, однако он не менее важен. Он связан с появлением избирательных привязанностей, дружбы и с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми.

Эти переломные моменты можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитии общения детей. Эти этапы, по аналогии со сферой общения со взрослым, были названы формами общения дошкольников со сверстниками.

Первая        форма -эмоционально-практическое    общение со сверстниками (второй-четвертый годы жизни). Потребность в общении со сверстниками складывается в раннем возрасте. На втором году у детей наблюдается интерес к другому ребенку, повышенное внимание к его действиям, а к концу второго года появляется стремление привлечь внимание сверстника к себе, продемонстрировать свои достижения и вызвать его ответную реакцию. В полтора-два года в репертуаре детей появляются особые игровые действия, в которых выражается отношение к ровеснику как к равному существу, с которым можно баловаться, соревноваться, возиться.

Особое место в таком взаимодействии занимает подражание. Дети как бы заражают друг друга общими движениями, общим настроением и через это чувствуют взаимную общность. Подражая сверстнику, ребенок привлекает к себе его внимание и завоевывает расположение. В таких подражательных действиях малыши не ограничиваются никакими нормами; они принимают причудливые позы, кувыркаются, кривляются, визжат, хохочут, прыгают от восторга. Причем все эти подражательные действия сопровождаются чрезвычайно яркими эмоциями.

По-видимому, такое взаимодействие дает ребенку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом. Это переживание своей общности с другим человеком вызывает бурную радость. Эмоционально-практическое взаимодействие, которое протекает в свободной, ничем не регламентированной форме, создает оптимальные условия для осознания и познания самого себя. Отражаясь в других, малыши лучше выделяют самих себя, получают зримое подтверждение своей активности и уникальности. Получая от сверстника ответную реакцию и поддержку, ребенок реализует свою самобытность, что стимулирует его инициативность.

В младшем дошкольном возрасте содержание потребности в общении сохраняется в том виде, как оно сложилось к концу раннего возраста: ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддерживал и усиливал общее веселье.

Каждый участник такого эмоционально-практического общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике дети воспринимают лишь отношение к себе, а его самого (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Другой ребенок является для них как бы зеркалом, в котором они видят только себя.

Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно как по своему содержанию, так и по средствам. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Характерно, что введение в ситуацию привлекательного предмета может разрушить взаимодействие детей; они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. На данном этапе общение детей еще не связано с их предметными действиями и отделено от них. Основные средства общения — локомоции или экспрессивно-выразительные движения. После трех лет общение все больше опосредуется речью, однако речь пока крайне ситуативна и может быть средством общения только при наличии зрительного контакта и выразительных движений.

Следующая форма общения сверстников — ситуативно-деловая. Она складывается примерно к четырем годам и до шестилетнего возраста. После четырех лет у детей (в особенности у тех, кто посещает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в жизни. Напомним, что этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра становится коллективной — дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.

Читайте также:  Игры с картинками и рисунками для развития ребенка

Общение в ролевой игре разворачивается как бы на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношений (т.е. от лица взятых ролей — врач-больной, продавец-покупатель, мама-дочка) и на уровне реальных отношений, т.е. существующих за пределами разыгрываемого сюжета (дети распределяют роли, договариваются об условиях игры, оценивают и контролируют действия других). В совместной игровой деятельности постоянно происходит переход с одного уровня на другой — переходя на уровень ролевых отношений, дети подчеркнуто меняют манеры, голос, интонации. Это может свидетельствовать о том, что дошкольники отчетливо разделяют ролевые и реальные отношения, причем эти реальные отношения направлены на общее для них дело — игру. Таким образом, главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество.

Сотрудничество следует отличать от соучастия. При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, одинаково, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника. При ситуативно-деловом общении дети заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие и было названо сотрудничеством. Потребность в сотрудничестве становится главной для общения детей этого возраста.

Наряду с потребностью в сотрудничестве отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. «Невидимость» сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. Дети внимательно и ревниво наблюдают за действиями друг друга, постоянно оценивают и часто критикуют партнеров, остро реагируют на оценку взрослого, данную другому ребенку. В четырех-пятилетнем возрасте они часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от других детей свои промахи и неудачи. В этот период некоторые дети огорчаются, видя поощрение сверстника, и радуются при его неудачах.

Все это позволяет говорить о качественной перестройке отношения к сверстнику в середине дошкольного возраста. Суть этой перестройки заключается в том, что дошкольник начинает относиться к себе через другого ребенка. Сверстник становится предметом постоянного сравнения, с собой. Это сравнение направлено не на обнаружение общности (как у трехлеток), а на противопоставление себя и другого. Только через сравнение своих конкретных достоинств (навыков, умений) ребенок может оценить и утвердить себя как обладателя определенных качеств, которые важны не сами по себе, а только в сравнении с другими и в глазах другого. Ребенок начинает смотреть на себя «глазами сверстника». Итак, в ситуативно-деловом общении появляется конкурентное, соревновательное начало.

Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые. Дети много разговаривают друг с другом (примерно в полтора раза больше, чем со взрослыми), но их речь продолжает оставаться ситуативной. Если в общении со взрослым в этот период уже возникают внеситуативные контакты, то общение со сверстниками остается преимущественно ситуативным: дети взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в наличной ситуации.

В конце дошкольного возраста у многих (но не у всех) детей складывается новая форма общения, которая была названа внеситуативно-деловой. К шести-семи годам значительно возрастает число внеситуативных контактов. Примерно половина речевых обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. В этом возрасте опять становится возможным «чистое общение», не опосредованное предметами и действиями с ними. Дети могут продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий.

Однако, несмотря на эту возрастающую тенденцию к внеситуативности, общение в этом возрасте происходит, как и в предыдущем, на фоне совместного дела, т.е. общей игры или продуктивной деятельности (поэтому данная форма общения и сохранила название деловой). Но сама игра к концу дошкольного возраста меняется. На первый план выступают правила поведения игровых персонажей и соответствие игровых событий реальным. Соответственно подготовка к игре, ее планирование и обсуждение правил начинают занимать значительно большее место, чем на предыдущем этапе. Все больше контактов осуществляется на уровне реальных отношений, и все меньше — на уровне ролевых.

Конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей. Однако наряду с этим между старшими дошкольниками появляются первые ростки дружбы, умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые внеситуативные, психологические аспекты его существования — его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с личностными вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел.

Таким образом, развитие внеситуативности в общении детей происходит по двум линиям: с одной стороны, увеличивается число внеситуативных, речевых контактов, а с другой — сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. Ребенок начинает выделять и чувствовать внутреннюю сущность другого, которая хотя и не представлена в ситуативных проявлениях, но становится все более значимой для ребенка.

К шести годам значительно возрастает способность дошкольников к сопереживанию сверстнику, стремление помочь другому ребенку или поделиться с ним. Характерно, что все эти действия, направленные на поддержку сверстников, как правило, сопровождаются положительными эмоциями — улыбкой, взглядом в глаза, жестами, выражающими симпатию и близость. Часто вопреки правилам игры дети пытаются помочь своим партнерам, оправдать их действия перед взрослыми, защитить их от наказания. Все это может свидетельствовать о том, что поведение, направленное на сверстника, побуждается не только стремлением соблюсти моральную норму, но прежде всего непосредственным отношением к другому.

Бескорыстное желание помочь сверстнику, что-то подарить или уступить ему, безоценочная эмоциональная вовлеченность в его действия могут свидетельствовать о том, что к старшему дошкольному возрасту формируется особое отношение к другому ребенку, которое можно назвать личностным. Суть этого отношения заключается в том, что сверстник становится не только предпочитаемым партнером по совместной деятельности, не только предметом сравнения с собой и средством. самоутверждения, но и самоценной целостной личностью. Сравнение себя со сверстником и противопоставление ему превращаются во внутреннюю общность, которая делает возможными более глубокие межличностные отношения.

Эмоционально-практическая форма общения побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний. Ситуативно-деловая создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, творчества. А внеситуативно- деловая формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания. В то же время она позволяет ребенку уточнить представления о самом себе.

Однако такое личностное отношение складывается далеко не у всех детей. У многих старших дошкольников эгоистическое, конкурентное отношение к сверстникам остается преобладающим. Такие дети нуждаются в специальной психолого-педагогической коррекционной работе.

Список литературы:

 Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений

. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Источник