Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

Надежда Жотина
Статья «Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности»

«Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности«

Модернизация дошкольного образования предъявляет высокие требования к по-строению воспитательно-образовательного процесса и совершенствованию системы взаи-модействия детей и взрослых. Ребёнок с момента рождения общается с другими людьми, но очень часто дети оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому ребёнок должен научиться работать в группе сверстников, подгруппе, в парах. Успешность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми — важный фактор его социализации, который оказывает влияние на развитие личности, на успешность обучения и на психологическое здоровье в целом.

Самостоятельно постичь суть окружающего мира — задача, непосильная для ребенка. Первые шаги в его развитии навыков общения и коммуникативной компетентности совершаются при помощи взрослого.

Что такое коммуникативная компетентность? По определению Петровской Л. А., социального психолога, коммуникативная компетентность – это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения.

Емельянов Ю. Н. (российский психолог, специалист в области социальной психологии) рассматривает это понятие как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения.

Я поставила цель: Создание условий для развития общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Задачи: развивать навыков самостоятельной познавательной деятельности; формировать навыки успешного общения; совершенствование межличностных

отношений.

Для решения поставленных задач образовательную деятельность осуществляю через утренний и вечерний сборы и работу в центрах активности. Это особая технология интегрированного обучения, смысл которой заключается в самостоятельной деятельности детей – исследовательской, познавательной, продуктивной, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. В общем виде эту деятельность,как технологию можно представить в виде последовательных этапов:

Первый этап «Выбор темы». Выбираем тему для более глубокого изучения. Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с использованием модели «трех вопросов».

Суть этой модели заключается в том,что воспитатель задает детям три вопроса:

• Что мы знаем?

• Что мы хотим узнать?

• Как узнаем об этом?

Тема: «Мой детский сад» (средняя группа)

Выход проекта: Сюжетно-ролевая игра «День рождения детского сада»

Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом?

В садике много игрушек. (Соня) Как появились новые игрушки? (Егор) У нашей воспитательницы. (Эдик)

Там работают воспитатели. (Владик) Кто привёз песок? (Динара) Спросить у мамы. (Карина)

В садике помогаем раскладывать ложки к обеду. Кто еще работает в садике? (Юля) Я спрошу у папы. (Игорь)

В садике мы играем в разные игры. (Алина) Кто стирает простыни? (Кира) Всё узнают в садике. (Артём)

Второй этап «Сбор сведений». Задача воспитателя – создать условия для реализации познавательной деятельности детей через:

• оснащение центров активности соответствующими материалами;

• организацию встреч с родителями или специалистами для вовлечение в образовательный процесс;

Третий этап «Реализация проектов». Задача воспитателя – создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через разные виды детской деятельности: коммуникативной, игровой, познавательно-исследовательской, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный труд, конструирование, изобразительную деятельность, музыкальную, двигательную

Реализация проектов по видам деятельности

Виды деятельности Формы работы

Игровая С/р игра «День рождения куклы», с/р игра «Музыкальное занятие», с/р игра «Физкультурное занятие», пальчиковая игра «Игрушки», игровая ситуация «Как мы собирались в детский сад»

Коммуникативная Составление и отгадывание загадок по теме проекта, ситуативный разговор «Вы проспали в детский сад», драматизация сказки «Теремок», домино «Игрушки» — соблюдение правил

Познавательно-исследовательская Беседа о сотрудниках детского сада. Экскурсии по детскому саду (в прачечную, на кухню, в медицинский кабинет. Целевые прогулки по территории детского сада. Составление рассказов по игрушкам (на выбор, д / игры «Один — много» — повторение, «Расскажи, где стоят игрушки» — ориентировка в пространстве,

Восприятие литературы Чтение рассказов и стихотворений З. Александровой «Катя в яслях», А. С. Клименко «Происшествие с игрушками», сказка «Дюймовочка», заучивание русской народной песенки «Ножки, ножки, где выбыли?»

Элементарный труд и самообслуживание Дежурство по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы.

Конструирование «Наш участок» — конструирование из крупного и мелкого строительного материала

Читайте также:  Готовность ребенка к развитию

Изобразительная Рисование «Цветочная клумба в нашем детском саду». Аппликация «Нарядный детский сад». Лепка «Игрушки для малышей»

Музыкальная Слушание «Новая кукла»

Этюды «Весёлая прогулка», «Катилось яблоко»

Двигательная Комплекс утренней гимнастики с кубиками. Физкультминутка «Скакалка». Подвижные игры на прогулке «Зайка серый умывается», «Лиса в курятнике», «Цветные автомобили», «Самолёты». Игра «Футбол».

Четвёртый этап «Презентация». Задача воспитателя – создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости за достижения, осмыслить результаты деятельности.Задаю вопросы: что удалось (не удалось? Какие были трудности? И. т. д.

Утренний сбор.

В ежедневном распорядке дня утренний сбор занимает важное место. Прежде всего, это возможность всем детям собраться вместе, рассказать, о чем ты думаешь, что чувствуешь, высказать свое мнение, задать вопросы. Как это важно, когда тебя слышат…

В кругу сидят понимающие тебя люди, маленькие и большие, желающие тебе добра и радости. Круг – это гарантия твоей защищенности. Тональность утреннего сбора определяет атмосферу первой половины дня всей группы, а для взрослых – утренний сбор своего рода индикатор понимания детей, их состояния и настроения. Утренний сбор может начинаться с небольшой медитации под мягкую спокойную музыку или с веселой песенки, небольшого стихотворения про всех и про каждого. Затем следует обмен впечатлениями, новостями. Через несколько минут можно начинать информационную часть – беседу, рассуждение, общий разговор, в ходе которого выявляются актуальные интересы и потребности детей. В ходе этой части педагог может увидеть, что из предложенного материала заинтересовало детей, а что нет; появились ли у детей вопросы и желание искать на них ответы. Организация и стиль проведения утреннего сбора не должны походить на традиционное занятие. Это, скорее, разговор на «вольную» тему, где каждый имеет право на суждение, на свой выбор, но где взрослый удерживает главную ценность – развитие у детей способности к самостоятельности мышления, самоорганизации.

В организации утреннего сбора мы стараемся использовать разные методы и приемы, которые дают возможность активизировать творческий потенциал детей и развивать их познавательный интерес. Сама форма организации утреннего сбора позволяет педагогу проявлять и реализовывать свои творческие идеи, не ограничиваться традиционными формами проведения занятия. Как правило,утренний сбор состоит из следующих этапов:

• Приветствие. «Ладошки» (дети касаются друг друга ладошками и говорят ласковые слова – комплименты).

• Работа с календарем. Какое время года? Назовите приметы осени. Игра «Найди «осеннюю картинку» — дети выбирают картинку из предложенных.

• Новости «Новости об игрушках».Приемы работы с новостями:

– рассказывают только 1 — 2(3) человека;

– можно определить принцип, по которому выбираются говорящие (жребий, считалка).Дети учатся задавать вопросы

• Пальчиковая игра ««Игрушки»

• Тема. Подводим к теме – загадка, короткое стихотворение и др.

Игра «Собери картинку» — дети работают в мини-группах.

Игра «Назови ласково». Игрушка – игрушечка; кукла — … и. т.

•Проблемная ситуация «Из группы исчезли все игрушки»

Игра-танец в парах «Кукла с мишкой бойко топают»

• Выбор деятельности. В конце утреннего сбора педагог рассказывает о той конкретной деятельности, которая запланирована на сегодняшний день. Он может показать новые игры, которые появились в центре, новые схемы или образцы для работы в центрах искусства, науки и природы или рукоделия, заготовки для создания книг или макетов и т. д.

Свой выбор дети закрепляют карточкой на Доске выбора. Работают в центрах активности. По окончании собираются на заключительный сбор,и делятся: что удалось? Какие были трудности? Кто тебе помог преодолеть их?

Вечерний сбор.

Важнейшим моментом в распорядке дня является вечерний сбор. Вечерний сбор позволяет детям и воспитателям проанализировать итоги своей деятельности в течение дня. Собравшись в круг,дети делятся впечатлениями о прожитом дне: вспоминают тему утреннего сбора, информацию, полученную на нем, высказываются, выслушивают друг друга, рассматривают сделанные работы.

Вечерний сбор, как и утренний,состоит из нескольких частей:

1. Веселая разминка (гимнастика для глаз, упражнение на дыхание и др.)

2. Игра по теме.

3. Подведение итогов.

Например:

1) Гимнастика для глаз

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

2) Игра «Найди две одинаковых игрушки»

3)Подведение итогов: Основной частью вечернего сбора является обмен впечатлениями от прожитого дня, подведение итогов (что получилось, что не удалось, презентация работ.

Читайте также:  Семинар по раннему развитию ребенка

Чтобы инициировать высказывания детей,мы предлагаем вопросы:

• Что тебе сегодня понравилось?

• Что сегодня узнал нового?

• Во что ты сегодня играл и с кем?

• Всё ли у тебя получилось? Если нет, то в чём причина?

• Какую поделку сделал? Представь её ребятам.

Таким образом, целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня или недели, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира, что позволит, устанавливать вербальные и невербальные контакты с взрослыми и детьми в различных видах деятельности.

Список литературы

1. Оберемок С. М. –Новосибирск: Фонд «Ребенок в обществе»;

2. Свирская Л. Программа «Сообщество«;

3. Федосова Н. Е. Переходим вместе на ФГОС дошкольного образования;

4. Журнал РОСТ № 3 (21, 2013. – С. 16-18;

5. Журнал Современное Дошкольное образование№4 (56,2015. – С. 32-36;

6. Персональный сайт [Электронный ресурс] URL:

https://nsportal.ru/nadezhda- georgievna-zhotimna

Источник

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками как условие успешной социализации.

Ющак Т.В., воспитатель

МБДОУ№24, г. Ангарск

      Человеческое дитя становиться человеком только в кругу людей, и этот процесс называется социализацией. Ребенок при этом активно осваивает формы общения, ценности, привычки и обычаи общества: он начинает говорить на языке своего окружения, разделять общие представления о добре и зле, демонстрировать свои чувства: любовь, отвращение и т. д. – так, что другие люди его безошибочно понимают.

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни — это и эмоциональный, и информационный стресс.

Общение со взрослыми является одним из решающих факторов развития личности и самосознания ребенка. Благоприятный опыт сотрудничества с ними влияет на развитие у ребенка представления о себе, своих возможностях, стимулирует формирование таких личностных качеств, как любознательность, стремление к самостоятельности, настойчивости, целенаправленность в деятельности.

Взрослый вводит ребенка в окружающий мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнять действие, направляя его движения. Он учит поведению и обращению с вещами, каждый раз озвучивая словом эти действия.

Полноценное общение со сверстниками возникает не сразу, дети поначалу играют не вместе, а рядом, каждый со своей игрушкой.

В общении со сверстниками выделены следующие этапы:

  • Эмоционально практическое (2-4 года);
  • Ситуативно – деловое (4-6 лет);
  • Внеситуативно – деловое общение (6-7 лет).

На втором году жизни, дети проявляют интерес и внимание друг к другу, но контакты между ними эпизодичны и кратковременны. К концу второго года жизни и на третьем году между детьми разворачивается особый вид общения – эмоционально-практическая игра. В такой игре дети общаются непосредственно, без каких- либо предметов. Как правило, такая игра протекает бесконфликтно и сопровождается яркими положительными эмоциями. В ходе таких игр дети начинают чувствовать и понимать друг друга. Опыт общения со сверстниками учит ребенка жить в коллективе, ладить с другими людьми. Благодаря этому опыту малыш приобретает умение отстаивать свои права. Играя со сверстниками, он учится согласовывать свои действия с действиями другого ребенка. Важную роль в дальнейшем развитии общения детей со сверстниками, в его обогащении играет взрослый. Привлекая внимание детей друг к другу, выделяя их положительные качества, организуя совместную предметную деятельность, он способствует налаживанию положительных взаимоотношений между детьми.

Вся жизнь в детском саду насыщена игрой, в процессе которой они чувствуют себя более раскованно, свободно и естественно. Социализация дошкольника осуществляется прежде всего в игре. В игровом пространстве дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничеству. Возникающие между ними контакты по поводу игрушек или других предметов становятся первой формой социального общения со сверстником, формируется опыт координации своих действий и взаимопонимания. В игре действия дошкольника направлены не столько на внешний предмет, сколько на изображение действия как такового. Игра изнутри мотивирует детскую деятельность, что позволяет актуализировать внутреннюю социальную направленность субъекта во внешний мир, стимулируется социальная активность ребенка. Игры помогают адаптироваться в социальной среде. Малыши приобретают определенный социальный опыт через игровую деятельность, которая позволяет им по собственной инициативе включаться в предлагаемую деятельность, объединяться общими эмоциональными переживаниями (поют песенки, улыбаются друг другу, заглядывают друг другу в глаза, прикасаются друг к другу – это совместная радость, доброжелательность), проявляют заинтересованность, активизируются.

Читайте также:  Речевое возрастное развитии ребенка

В основную часть непосредственно образовательной деятельности следует включать такие формы работы, как:

  • Личный пример. В сочетании с пояснениями и уточнениями личный пример – одна из самых действенных форм работы, способствующих усвоению образцов поведения, коммуникативных, эстетических и нравственных норм.
  • Игровая ситуация – практическая форма работы, в ходе которой ребенок «проживает» предложенную ему ситуацию, учится взаимодействовать с партнером, усваивает новые знания, конструктивные приемы общения.
  • Беседа – универсальная форма работы, в ходе которой педагог знакомит детей с новыми понятиями, закрепляет пройденный материал. Беседа может быть основой организованной образовательной деятельности, может проводиться в режимные моменты, индивидуально и по подгруппам.
  • Наблюдение – также может применяться при усвоении детьми норм общения со взрослыми и сверстниками, при ознакомлении с профессиями, овладении некоторыми видами труда.
  • Игра – одна из основных форм социализации ребенка.
  • Чтение художественной литературы – значительно расширяет арсенал форм и методов работы по социально – коммуникативному развитию дошкольника.
  • К наглядным методам относится работа с серией сюжетных картинок, отображающих определенную ситуацию в динамике. Задача педагога в случае необходимости помочь ребенку наводящими вопросами проанализировать действия героев, оценить их, предложить свое решение ситуации (как нужно поступить и почему).

Социальный и эмоциональный опыт ребенка, приобретаемый в детском саду, оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь, общение детей друг с другом способствует накоплению ценных для развития личности переживаний. При таких условиях деятельность детей не только учит, но и воспитывает ребенка, формирует у него опыт активного отношения к окружающему.

Чем шире у ребенка практика общения, тем легче он адаптируется к новым социальным условиям. Прежде чем привить детям навыки конструктивного общения, необходимо, чтобы ребенок идентифицировал себя с детским коллективом. Поэтому каждый вид непосредственно образовательной деятельности можно начинать с ритуала приветствия, цель которого – положительно настроить детей на предстоящее действие, погрузить их в атмосферу событий, отвлечь от прочих проблем, переживаний, страхов, настроить на совместную деятельность.

Участие родителей является неотъемлемой частью успешной социализации ребенка. Они активно участвуют в жизни группы и детского сада, проявляя интерес, выдумку, фантазию, энтузиазм.

Традиционно в ДОУ сложились следующие формы работы с семьями:

  • Анкетирование «Готов ли ребенок к детскому саду», «Здоровый образ жизни».
  • Консультации на разные темы.
  • Беседы – индивидуальные и подгрупповые.
  • Родительское собрание.
  • Посещение режимных моментов (утренняя гимнастика, закаливание после сна и т.д.)
  • Фотовыставки: «Я и моя мамочка», «Папа – моя гордость».
  • Родители принимают совместное с детьми участие в конкурсах «Безопасность моего ребенка», совместные выставки рисунков «Здоровый образ жизни», поделок «Новогодние поделки». Победители и участники торжественно награждаются дипломами.
  • Организуются совместно с родителями развлечения: «Зимние забавы», «Мой папа – самый сильный». Родители с детьми соревнуются, играют, поют песни, танцуют.

Такие формы работы сплачивают детей и взрослых, способствуют развитию свободного общения между взрослыми и детьми. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости.

Дети чувствуют сотрудничество, доверие между родителями и воспитателями – это помогает создать успешную социализацию ребенка.

               Показатели успешной социализации дошкольника:

  • Точность и адекватность отражения объективной реальности в субъективной картине мира;
  • Эмоциональное принятие и усвоение социальных и моральных норм и правил;
  • Благоприятный социометрический статус ребенка в группе, наличие взаимных симпатий;
  • Сформированность социальных переживаний и эмпатии;
  • Навыки произвольной регуляции поведения в соответствии с социальными нормами и правилами;
  • Способность находить спонтанные, социально приемлемые формы самовыражения, искренность и относительная (по возрасту) независимость;
  • Положительная устойчивая самооценка и адекватный уровень притязаний; личный опыт социального взаимодействия и принятия решений в разных ситуациях социального взаимодействия.

Источник