Развитие навыков английского у ребенка
С чего ребенку начать изучать английский?
С понимания того, что впереди его ждет увлекательный, полный фантазий и открытий процесс! Сам он в силу возраста понять это поначалу не может. Поэтому вся ответственность лежит на нас — родителях, педагогах, носителях. Мотивируем себя, а затем и ребенка.
Знание английского языка — важное подспорье малыша во взрослой жизни. Он будет не только свободно разговаривать с иностранцами, но и начнет развиваться как личность. В школе его не будет пугать страх перед неизвестностью. Ошибки не будут казаться «концом света». Ребенок начнет знакомиться с мировой культурой, читать книги в оригинале и после окончания школы сможет поступить в зарубежный университет. Знать английский язык в наши дни просто необходимо. Высокие зарплаты, солидные должности и уважение в глазах других людей.
Согласитесь, все это стоит родительских усилий и затрат. Мы готовим для ребенка трамплин для покорения новых высот!
С чего ребенку начать изучать английский?
Оптимальный возраст для освоения ребенком английского языка
Период раннего (0–3) и дошкольного (3–7) возраста. Почему это лучшее время для освоения языка?
1. Дети быстро и легко воспринимаю все новое.
2. У них отличная память («Впитывает как губка»).
3. Им легко дается произношение, правильная интонация. Ведь они так любят подражать взрослым и известным героям сказок/мультфильмов.
4. Малыши не боятся делать ошибки. У них отсутствует языковой барьер.
5. У дошкольников хорошо развита игровая активность. С помощью ролевых игр, песенок, театральных постановок, стихотворений можно сделать процесс освоения языка ненавязчивым и интересным.
Почитать подробнее про подходящий возраст можно также в этой статье.
С чего начинать само изучение?
С говорения, друзья. Точно так же, как ребенок осваивает свой родной язык, он будет учить иностранный. Не нужно начинать с алфавита или грамматических правил. Лучше заняться развитием навыка устной речи. Важно понимать, что если мы хотим научиться говорить, нам надо именно говорить. Да-да, даже на первых занятиях.
На курсе Little Lily мы как раз рассказываем о двух правилах, которые помогают ребенку произнести свои первые фразы на английском языке. Заметьте, не слова, а фразы! Изучение отдельных слов — это про развитие памяти. А аутентичные фразы помогают ребенку сразу использовать их в повседневной жизни.
С чего начинать само изучение?
Как пробудить в детях желание учить английский?
1. Использовать любимые активности ребенка — диалоги, стишки, песенки, поделки и всевозможные игры. Мы не зубрим английский по учебникам, а увлекаем ребенка игрой в английский язык.
2. Мотивировать при помощи специальной системы! С ее помощью оцениваем не знания детей, а их желание учиться и развиваться.
3. Использовать язык каждый день в повседневной речи. Необходимо погружаться детей в языковую среду. Например, если в семье есть человек, владеющий языком, все бытовые ситуации можно «перевести» на английский. Если такого человека нет, можно создать пассивный вариант среды и включать мультфильмы, аудиокниги, песни на иностранном языке.
Какие существуют программы, методики и форматы обучения английскому?
Начну с методик.
Так как методик существует огромное количество, то привожу самые популярные.
1. Карточки Глена Домана
Суть этой методики в том, чтобы демонстрировать ребенку специальные карточки с изображениями и проговаривать вслух, что на них изображено. Как работает методика? Слова, подобно фотоснимкам, запечатлеваются в мозгу малыша и он быстро запоминает их в большом количестве.
Плюсы такого подхода:
- Подходит для деток с рождения.
- Карточки можно изготовить самостоятельно.
- Заниматься по материалам легко, поэтому родители могут самостоятельно организовывать обучение.
- Нет привязки к какой-то одной теме. Можно всесторонне развивать ребенка, используя различную тематику (времена года, животные, цвета и пр.)
Минусы:
— В процессе обучения малыш чаще всего пассивен. Он не взаимодействует с преподавателем, не говорит фразы, а просто слушает и смотрит.
— Нет свободы творчества. Ребенок должен следовать инструкции и запоминать карточки несколько раз в день.
— Дети старше 3х лет этот метод считают скучным, однотипным. А у них в это время на первый план выходит игровая активность.
2. Игровая методика (от 1 года). Обучение через игры: подвижные, ролевые, настольные и пр.
Плюсы:
- Все ребята включаются в учебный процесс, так как игра увлекает.
- Даже трудный языковой материал может быть изложен доступно для детей.
- Материал усваивается быстрее, и занятие проходит на эмоциональном подъеме.
Минусы:
— Сложно поддерживать дисциплину на занятии.
— Требуется много времени на подготовку дидактического материала.
— После игровой активности ребенка трудно перевести на другую форму обучения, он может продолжить «играть».
Форматы обучения
Форматы обучения английскому
1. Самостоятельная организация занятий.
Самый простой и одновременно сложный способ обучения. С одной стороны, вы свободны в своих действиях, а с другой, успех всего обучения будет зависеть не только от вашего желания, но и от организованности и силы воли.
- Доверие близкому человеку. Заниматься английским с мамой или папой очень комфортно. Малыш находится в привычной для себя обстановке и с любимыми людьми.
- Неограниченность во времени. Занятия проводите тогда, когда удобно вам и малышу.
- Индивидуальность. Не подстраиваетесь под темп других людей (будь то педагоги или ребята в группе)
- Вы сами выбираете методику и материалы для подготовки занятий.
- Экономите деньги. В интернете много бесплатных пособий и материалов на английском языке, и из дома выезжать никуда не нужно.
— Подготовка занимает много времени. Нельзя взять из открытых источников первую попавшуюся информацию и озвучить ее ребенку. Занятия должны быть разносторонними и увлекательными.
— Английский взрослого должен быть на достаточно хорошем уровне, чтобы малыш слышал аутентичные фразы с первых занятий. Взрослый должен уметь отбирать подходящие по возрасту и уровню песни, стихи, книги и мультфильмы. Включать их в занятия в определенном порядке для более эффективного освоения английского языка.
2. Занятия с педагогом
Занятия английским с педагогом
- Педагог сконцентрирован только на одном ребенке. Он строит занятия определенным образом, учитывая стартовые знания и способности малыша.
- Индивидуальный темп обучения.
- Возможность заниматься дома в привычной обстановке. (Но так бывает не всегда.) или дистанционно.
- Тесный контакт с преподавателем (живое общение тет-а-тет).
— Высокая цена. Она на порядок выше курсов английского.
— Эффективность обучения зависит от квалификации педагога. На первых занятиях понять это не всегда возможно. К тому же, к отличным специалистам очереди бывают на месяцы вперед.
3. Английский для детей в языковой школе
- Квалифицированные преподаватели (иногда они еще и носители).
- Комплексная специально разработанная программа обучения, которая учитывает детские потребности и психику.
- Наличие всех необходимых материалов для результативных и разнообразных занятий.
- Общение со сверстниками и соревновательных дух.
— Высокая стоимость обучения.
— Отсутствие концентрации малыша на занятиях. В группах дети часто отвлекаются друг на друга, от этого процесс освоения нового происходит хуже, чем когда ребенок занимается наедине с педагогом.
— Невозможно подстроиться под интересы конкретного малыша. Если вдруг ему станет неинтересно, то педагог вряд ли поменяет программу занятий.
4. Онлайн обучение
Онлайн обучение английскому
- Экономия времени и денег. Не надо торопиться на занятия, закладывать время и деньги на дорогу.
- Английский у вас дома, в безопасной и комфортной для ребенка обстановке. Можно заниматься вместе с родителем. Осталось лишь включить компьютер/телефон/планшет и запустить программу.
- Нет привязки ко времени и месту обучения. Вы сами выстраиваете график занятий английским для ребенка не в ущерб другим активностям. При этом заниматься можно из любой точки планеты, где есть интернет.
- Доступ к программе обучения. Вы всегда можете посмотреть программу, по которой занимается ваш ребенок и пересматривать занятия по несколько раз.
- Доступ к лучшим преподавателям, к которым не так просто попасть оффлайн. Они постоянно совершенствуют свои знания и практикуются за рубежом.
- Онлайн формат понятен детям, родившимся в эру смартфонов, компьютеров и интернета. Внимание таких детей рассеянно, дольше 20 минут концентрироваться на чем-то они не могут. Поэтому быстрое переключение активностей в онлайн формате не дает детям заскучать.
- Благодаря онлайн-обучению создается языковая среда дома — и это невероятно важно. Это то, чего невозможно достичь, занимаясь, например, на курсах всего два раза в неделю. Английский присутствует в жизни ребенка там, где он проводит бОльшую часть своего времени, а именно дома.
- Меньше стресса и простуд. Есть дети-интроверты, которым сложно привыкнуть к новым людям и обстановке. К тому же, когда ребенок учит английский в язык онлайн, он не заражается от одногруппников в сезон заболеваний (ОРВИ, грипп и пр.).
— Отсутствие личного контакта.
— Технические неполадки (перебои с интернетом).
Я предпочитаю в обучении использовать свой авторский подход, поэтому курс Little Lily включает в себя и видеоматериалы, и листочки с заданиями (worksheets), и обучение в игровой форме, и работу с карточками. Словом, все, что помогает заинтересовать ребенка английским и сделать обучение максимально комфортным. Онлайн формат тоже выбран сознательно. Вы экономите время, деньги и получаете детально проработанную программу, которая доступна из любой точки мира.
Помните, что независимо от способа обучения, главное — практика. Создайте для ребенка среду, где он будет погружаться в английский язык, много говорить слушать и играть. Тогда результата не придется долго ждать!
Рекомендуем:
Учимся счету на английском — Five Little Ducks
Чем полезны языковые лагеря
7 причин изучать английский малышу
Английский с пеленок. С чего начать.
Пальчиковая игра «The Grandma’s Glasses»!
Стихи про осень на английском
Источник
Современное общество диктует свои требования к понятиям «успешный» и «образованный» человек. Владение английским языком уже давно стало обязательным для каждого, кто планирует стать одним из таких. Поэтому обучение детей часто начинают с самого раннего возраста, «с пеленок» — все для того, чтобы использовать наиболее продуктивное время для изучения языка, когда этот процесс совершенно естественен. Такой подход помогает не только сэкономить время в будущем, но и помочь ребенку обогнать в развитии своих сверстников.
С какого возраста начать обучение детей английскому языку
Маленькие дети активно познают окружающий мир, каждый день получая новые знания и навыки. Это касается и общения: малыш стремится научиться разговаривать, чтобы понимать, что происходит вокруг, и чтобы быть понятым самому. Именно поэтому детский возраст, по мнению многих российских и западных экспертов, является наиболее продуктивным для обучения основам иностранного языка или даже воспитания ребенка-билингва. Конечно, процесс освоения знаний редко оказывается беспроблемным. Но если найти способ обойти препятствия, то знания, полученные на раннем этапе развития, останутся с человеком на всю жизнь. По этой причине так важно подобрать программу обучения, которая будет наиболее точно соответствовать особенностям возраста.
Первые знания о звучании и грамматических конструкциях языка ребенок получает еще до рождения, находясь в утробе матери. Многие ученые, в том числе и известный американский лингвист Ноам Хомский, считают, что именно этим фактом объясняется врожденность языковых навыков.
Особенности обучения детей английскому языку
Одни из ключевых особенностей ребенка младшего возраста, которые имеют отношение к организации процесса обучения, — быстрая утомляемость и неустойчивая концентрация внимания. Малышу дошкольного возраста бесполезно объяснять принципы построения предложений и особенности применения различных времен: эта информация будет сложна для восприятия, ведь ребенок еще не освоил даже родной язык. Более того, она может быть вредна, так как трудные понятия вызывают ощущение невыполнимой задачи, снижая мотивацию к обучению. Поэтому в возрасте до 6–7 лет малыш должен активно накапливать словарный запас и учиться строить предложения в «естественной» среде: слушая английскую речь, «впитывая» в себя ее правила на интуитивном уровне. В возрасте 6–10 лет ребенок уже готов глубже понять структуру языка, приобретая представление о его принципах, сравнивая его с родным. Получается, что система обучения должна зависеть от возраста ребенка: чем младше малыш, тем больше занятия должны напоминать игру и естественное общение.
Директор международного кадрового агентства по подбору английских нянь English Nanny Валентин Гроголь советует придерживаться при обучении детей младшего возраста английскому языку следующих принципов.
- Одним из самых важных является коммуникативный принцип — поскольку овладение иностранным языком начинается с общения, то на каждом этапе обучения малышу необходимо обеспечить возможность разговаривать, выражать свои мысли, комментировать действия именно по-английски.
- Также большое значение имеет принцип дифференцирования, когда в процессе обучения ребенок познает разницу между устной и письменной речью, воспроизведением и восприятием, построением диалога и монолога.
- И наконец, принцип интеграции, который заключается в объединении компонентов языка (фонетика, лексика, грамматика) в одно целое. Эти компоненты преобразуются в восприятии малыша в законченную и полную картину средств общения.
- Особенно следует отметить билингвальный принцип. Он основан на стабильном и длительном живом общении с ребенком на английском языке. В этом случае он становится настолько же привычным для малыша, как и родной.
Важно, чтобы занятия происходили в игровой, непринужденной форме, нельзя заставлять ребенка изучать английский язык — нужно, чтобы он сам стремился как можно больше узнать. Мотивация — еще один ключ к успешному результату, малыш должен понимать причину и видеть неоспоримые плюсы своего обучения (веселый процесс игровых занятий, общение со сверстниками, возможность понимать и быть понятым).
Популярные методики обучения
Детей до 10-ти лет можно условно разделить на две основные группы — малыши дошкольного возраста и дети, которые уже учатся в начальной школе. Для каждой из этих возрастных групп наиболее эффективны свои методы и приемы обучения.
Обучение английскому языку детей дошкольного возраста
- Игровая методика основана на естественной потребности ребенка познавать окружающий мир с помощью игры. Занятия, проходящие в непринужденной атмосфере, не только приносят малышу новые знания, но и доставляют ему немало удовольствия, побуждая продолжать обучение.
- Методика Николая Зайцева признана весьма эффективной и позволяет добиваться результатов в кратчайшие сроки. Она основана на использовании таблиц и специальных кубиков, разных по форме, структуре поверхности и даже звучанию — для того, чтобы создать у ребенка правильные ассоциации.
- Методику Глена Домана редко используют как самостоятельный инструмент — мы советуем дополнять ею другие программы обучения. Она заключается в регулярном просмотре специальных карточек, где крупными буквами написано слово и отпечатано изображение, соответствующее ему.
- Также очень полезен проектный метод, при котором ребенок самостоятельно или при некотором участии преподавателя выполняет творческое задание, а затем презентует его.
- Так как для детей дошкольного возраста очень важно применять частую смену вида деятельности, смешанная методика дает очень хорошие результаты при обучении английскому языку. Это значит, что все перечисленные методики комбинируются и дополняют друг друга, обеспечивая многогранный подход.
Глен Доман, автор одной из известных методик обучения иностранным языкам и руководитель Института развития человеческого потенциала в Филадельфии, считает, что в процессе роста мозга (до 6-ти лет) малышу не нужно дополнительных причин для обучения — мотивация получать новые знания заложена самой природой.
Обучение английскому языку детей младшего школьного возраста
Для детей, учащихся в начальных классах школы, актуальны программы и методы, свойственные классической системе образования.
- Ассоциативный подход применяется при изучении любого иностранного языка, ведь он основан не на простом «зазубривании» слов и конструкций, а на создании устойчивых звуковых или зрительных ассоциаций с тем или иным словом.
- Коммуникативный метод, как следует из его названия, использует общение как способ получения новых знаний. Здесь основной упор идет на разговорные навыки, а также на умение воспринимать живую речь на слух.
- Аудиолингвальный и аудиовизуальный методы основаны на исключении родной речи из процесса обучения. Главное здесь — это прослушивание записанных диалогов и просмотр фильмов на английском языке.
- Одна из самых действенных и эффективных — методика погружения. Естественное изучение английского языка происходит в непосредственном и живом общении со взрослыми. Вокруг ребенка создают определенную языковую среду, где обучение проходит так же непринужденно, как и в случае с родным языком. Особенно наглядно можно наблюдать успехи у детей, с которыми работают няни, гувернантки, репетиторы — носители языка.
Независимо от того, отдадите ли вы предпочтение какому-то одному методу или используете их комбинацию, необходимо правильно построить процесс обучения.
Как лучше организовать обучение детей английскому?
Изучение английского языка может быть весьма эффективным, особенно если подобрать подходящий вашему ребенку тип занятий:
- Обучение в рамках получения классического образования — ставший уже привычным метод, по большей части доступный школьникам начальных классов. Многие частные детские сады также способны предложить дополнительные занятия по английскому языку. Но следует заранее уточнить о такой возможности в выбранном вами дошкольном учреждении. Плюсом данного вида обучения является его сравнительно недорогая стоимость, но если вы не позаботились о выборе специализированной школы или дошкольного учреждения, то вряд ли вам смогут предложить хороший уровень подготовки.
- Обучение в языковой школе является хорошим вариантом для первых шагов в освоении языка. Однако следует ответственно подойти к выбору школы в целом и преподавателя в частности. В основном это групповые занятия, поэтому ребенок учится не только языку, кроме того он получает навыки выстраивания межличностных отношений со сверстниками. Это может быть эффективный метод для обучения английскому языку, если выбрать сильного преподавателя, который умеет найти подход к детям младшего возраста, заинтересовать их и увлечь новыми знаниями.
- Обучение ребенка языку в Англии или иной англоговорящей стране, конечно, станет прекрасным методом освоения предмета. Но не так уж много родителей решаются лишить малыша своей заботы и внимания, подвергая его психику опасности. Возможным выходом станут регулярные совместные поездки в англоговорящие страны, посещения языкового лагеря или кратковременные программы обучения английскому языку по обмену.
- Домашнее обучение с привлечением гувернеров и нянь из англоговорящих стран — это один из самых эффективных, безопасных и комфортных способов обеспечить малышу получение первых навыков общения на английском. Кроме того, англоязычная няня способна привить ребенку основы культуры своей страны, расширяя его кругозор. Такое обучение поможет избежать обычных побочных эффектов раннего обучения, например, смешивания двух языков. Общаясь с няней и родителями, ребенок начнет осознавать разницу в применении русского и английского, проводя между ними условную границу.
Организация обучения английскому языку детей младшего школьного или дошкольного возраста — это именно тот труд, который обязательно окупится в будущем. Но прежде всего стоит позаботиться о комфорте вашего малыша — занятия должны приносить радость, протекать в удобной и приятной для ребенка атмосфере, чем более она будет напоминать семейную — тем лучше. Тогда, пользуясь заложенными природой способностями, ваш малыш быстро научится говорить по-английски. Легче всего (если, конечно, ваш супруг — не носитель языка) «погружения» в англоязычную среду можно добиться, наняв для ребенка няню или гувернантку из Соединенного Королевства.
Источник