Развитие безопасного поведения ребенка

Ольга Дороненкова
Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире. Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Жизнь нам регулярно доказывает необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложившихся условиях.

Всем известно, что детство это уникальный период в жизни человека – формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт, который мы получили в детстве, во многом определяет нашу взрослую жизнь. Благодаря заботе и любви, эмоциональной близости и поддержке родителей, воспитателей в начале пути, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к окружающему миру и окружающим его людям.

Те, кто долго проработал в детском саду, отмечают, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельное решение, не всегда знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правил безопасного поведения. Трудно не согласиться с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Всем нам известно, что круг проблем связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи. И это – одно из самых важных направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Предметы домашнего обихода, бытовые ситуации, скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах города могут стать причиной несчастных случаев. Социальные, экономические, криминогенные изменения, происходящие в стране в целом и городах в частности, привели к пониманию необходимости сообщения детям дошкольного возраста жизненно важных норм поведения в социуме.

В период дошкольного возраста ребенок знакомится с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Однако ему трудно представить степень их значимости. Любая общепринятая норма становится действенным регулятором поведения человека только тогда, когда она осознанна и принята им. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые должны выполнят неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением, так как безопасность это не стиль жизни, а адекватное поведение в неожиданных ситуациях.

Воспитание безопасного поведения – непрерывный, систематический и последовательный процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители, продолжающийся в системе дошкольного, школьного и т. д. образования.

В связи с вышеизложенным ставим перед собой цели:

1. Ознакомить дошкольников с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта.

2. Сформировать навыки безопасного поведения.

Для реализации поставленных целей,необходимо выполнить следующие задачи:

1. Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

2. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

3. Формировать умения и навыки ориентироваться в пространстве.

4. Развивать у детей самостоятельность и ответственность.

5. Воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведенияв различных ситуациях: в быту, на природе, на дорогах.

6. Формировать и закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «001»(при пожаре, «002»(вызов полиции, «003» («скорая помощь»).

7. Формировать и закреплять представления детей о правилах поведения с незнакомыми людьми.

8. Формировать представление у дошкольников о безопасности поведения в различных ситуациях.

9. Формировать навыки регулирования своих поведенческих реакций.

10. Учить детей выходить из сложных проблемных ситуаций.

11. Формировать знания о правилах безопасности дорожного движения.

12. Формировать предпосылки экологического сознания.

13. Обогащать словарный запас и развивать связную речь дошкольников.

Существуют средства ознакомления детей с основами безопасности. Самым важным средством ознакомления ребенка с основами безопасности, служит сама социальная действительность. Другим, не менее важным средством являются предметы, окружающие ребенка, созданные руками человека. Еще одним средством ознакомления с основами безопасного поведения является художественная литература. Она одновременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействием с окружающим.

Прежде чем начать работу по ознакомлению детей с безопасностью,необходимо знать и соблюдать следующие принципы организации работы:

• Принцип полноты

• Принцип системности

• Принцип учета местности (городская или сельская)

• Принцип возрастной адресованности

• Принцип интеграции

• Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье

• Принцип комфортности

• Принцип дифференцированного подхода

Так же необходимо создать условия для ознакомления детей с основами безопасности: воспитательная и предметная среда.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам после рождения

Немаловажную роль играет и деятельностный подход при ознакомлении детей с основами безопасности. Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребенку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира.

Большую роль в формировании навыков безопасного поведения детейиграет развивающая среда: уголки безопасности в группах, информационные уголки для родителей, познавательно агитационные материалы, иллюстративные стенды для детей и взрослых, макеты, дидактические игры, художественная литература,

Рассмотрим виды деятельности, через которые ребенок познает основы безопасноговзаимодействия с окружающим:

1. Игра.

2. Беседа.

3. Наблюдения.

4. Продуктивная деятельность.

5. Экскурсии.

6. Развлечения.

7. Дидактические игры.

8. Игровые тренинги.

9. Сюжетно-ролевые игры.

10. Решение ситуаций.

Как мы уже говорили ранее, в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – игра. Все занятия и все обучение, и изложение любой проблемы для детей должно быть в игровой форме. Во время игры можно разыграть множество ситуаций, которые могут произойти в реальном мире, дети практически учатся выходить из трудных положений. Из опыта работы, могу сказать,что детям нравятся сюжетно-ролевые игры на любую тематику: дорожную, в природе, дома и т. д. Хорошо на позитивной волне проходят рассматривании и обсуждение плакатов с различными ситуациями.

На базе детского сада имеется кружок «Веселый Светофорчик» о правилах дорожного движения, я являюсь его руководителем. Дети с удовольствием слушают то, что я им рассказываю, на следующий день они приходят в сад и рассказывают о том,что происходило на дорогах когда они шли или ехали домой и у них начинается оживленная дискуссия на тему: «Кто прав, кто виноват?». Иногда мы проигрываем ситуации на дрогах на макете перекрестка, и выясняем, кто и как должен был поступить в данной ситуации. Дети любят обсуждать реальные и придумывать новые ситуации на дорогах.

Так же во время бесед (беседы не на тему правил дорожного движения)мы рассматриваем предметы быта и рассуждаем: «Могут ли они быть опасными, если да, то почему?». Если еще год назад дети сбивчиво отвечали на поставленные вопросы, то теперь они более твердо отстаивают свое мнение, и четче описывают признаки предмета, по которым можно предположить что тот или иной предмет опасен.

В обязательном порядке в своей работе я затрагиваю здоровый образ жизни. Объясняю детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни, залог жизненного успеха и привлекательности. Ежедневно систематически с детьми дошкольного возраста формируем навыки личной гигиены. Рассказываю об устройстве и работе организма, обращаю внимание детей на его сложность и хрупкость, а также объясняю необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Необходимо уделять внимание эмоциональному благополучию дошкольников. Этому способствуют такие ситуации «Как устроено тело человека?», «Красота и здоровье», Одежда и здоровье», Отношение к больному», Действия при кашле и чихании», «Чем ты огорчен?» и т. д. в целях профилактики детских страхов, «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждое занятие следует позитивно. Но не следует превращать тренинг в веселую игру – дети должны относиться к данной деятельности серьезно.

В качестве дополнительного материала я включаю в работу ис пользование литературных произведений : стихотворений, загадок, пословиц, их можно использовать на разных этапах раскрытия проблемы в соответствии с педагогическими задачами.

В обучении детей безопасному поведению в окружающем мире не обходимся мы без помощи родителей в достижениях своих целей и задач. С родителями я провожу анкетирование, беседы, опросы, совместные экскурсии, дни открытых дверей, развлечения. Для родителей готовлю консультации на интересующие их темы. Иногда дается совместное задание для родителей и детей. Устраивается конкурс рисунков.Родители нам активно помогают: кто изготавливает атрибуты, кто помогает организовать экскурсию… В свою очередь и нам родители говорят приятные для нас вещи, то, что их дети стали внимательнее на дорогах и делают им, родителям, замечания. В наш скоростной век мы часто нарушаем те правила, соблюдение которых требуем от наших детей.

Все реализуемые направления по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения подчинены тому, чтобы ребенок научился эффективно взаимодействовать и общаться с окружающим миром. С использованием средств моделирования игровых ситуаций, навык большинства детей улучшился. Произошли существенные изменения в уровне сформированности навыков безопасного поведения. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание «правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасности у детей.

В целом от изучения основ безопасной жизнедеятельности я получаю положительный результат, что обещает хорошее будущее моим воспитанникам. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной ситуации позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации. Благодаря нашим стараниям дети ориентируются в окружающем пространстве, умеют с достоинством выходить из сложных ситуаций. А в связи с полученными знаниями в дошкольном возрасте им будет легко шагать по взрослой жизни.

Читайте также:  Центр развития ребенка юшуньская

Список использованных источников

1. Степаненко Э. Я., Филенко М. Ф. – Дошкольникамо правилах дорожного движения: Пособие для воспитателя дет. сада. — 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979.-63с., ил.

2. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. – Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-144с.

3. Саулина Т. Ф.Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольниковс правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.- 112с.: цв. вкл.

4. Белая К. Ю. – Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011.- 64с.

5. Лукина Л. И. – Безопасность ДОУ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007.-144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

6. Шалаева Г. П. Мои друзья – дорожные знаки. /Г. П. Шалаева – М.:СЛОВО: АСТ, 2009.-80 с. (школа раннего развития)

7. Шалаева Г. П. Большая книга для воспитанных детей/ Г. П. Шалаева. -М.: филологическое общество Слово, Эксмо, 2007 – 495 с.

8. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры/ авт. Сост. Н. В. Коломеец.- Волгоград: Учитель, 2011, 168с.

9. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры.- СПб: ООО «Издательство «Детство — пресс», 2010 – 128с.

10. Хромцова Т. Г. воспитание безопасного поведения быту детей дошкольного возраста. – М.: Педагогическое общество России. 2005г.

11. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз. 2004г.

12. Башинова С. Н., Матвеева Н. Г., Ульянова Э. Э. советы психолога по основам безопасности жизни детей. Детский сад от А до Я. Научно – методический журнал для педагогов и родителей – 2006г. №4.

13. Мартынов С.Здоровье ребенка в ваших руках:Советы практического врача-педиатра: Книга для воспитателей и родителей. – М. 1991г.

Источник

Демидова Ольга
Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста

Демидова О. А., воспитатель МБДОУ – детского сада №35, г Орёл

Сложившаяся сегодня обстановка вызывает беспокойство у всех людей. Изменились условия жизни, а вместе с тем изменились и правила безопасности и жизнедеятельности. Теперь они связаны с террористическими актами, большим скоплением людей, интенсивным движением транспорта на улицах города, технизацией жилища.

Особую тревогу мы испытываем за самых маленьких граждан-детей. Жизнь преподнося нам каждый день чрезвычайные ситуации, доказала о необходимости обучать не только взрослых, но и дошкольников основам безопасности. Ведь естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Ребенку интересно познавать этот удивительный мир,ему интересно абсолютно все: хочется потрогать, почувствовать, попробовать, увидеть.Именно мы: педагоги, воспитатели, родители должны быть «проводником» в этот мир безопасности. Мы должны научить различать опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое. Наша задача состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным действиям в неадекватных ситуациях.

Даже самая обычная обстановка может быть опасной, если не знать элементарные правила безопасного поведения на улице, в лесу, дома, даже на детской площадке. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются дети, которым присущи подвижность, любознательность. Следовательно, обучение детей основам безопасного поведения, является на сегодняшний день актуальной педагогической задачей. В решении, которой должны быть задействованы не только педагоги и родители, которые зачастую являются примером для своих детей, но и различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.

Таким образом, во-первых, детям нужно дать необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения; во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке. Помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте; и главное развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, при этом важно научить дошкольника объяснить свое поведение. Если он сможет объяснить, как он вел себя, почему это случилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так.И совершенно очевидно: чем раньше дети получают сведения о том, какдолжен вести себя человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций. [1, с. 42].

Дошкольный возраст является фундаментом формирования человеческой личности. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, опасных ситуаций. В детском саду можно использовать следующие формыорганизации учебно-воспитательного процесса и методы работы с детьми:

Читайте также:  Задержка физического развития ребенка до года

-занятия, игры-занятия;

— праздники, развлечения, досуги;

— беседы;

— тренинги;

— дидактические игры, сюжетно-ролевые игры;

— наблюдения, экскурсии, целевые прогулки,

— заучивание стихов по ОБЖ;

— отгадывание загадок, кроссвордов;

— чтение художественной литературы,

— рассматривание иллюстраций, альбомов;

— сбор фотоматериалов, просмотр видеофильмов;

— театрализованные представления,

— обыгрывание ситуаций (правильного и неправильного поведения)

— встреча с интересными людьми (сотрудниками ГИБДД, МЧС)

— участие в конкурсах разного уровня прямых и дистанционных, как детей, так и педагогов,

— мультимедийные презентации (когда нельзя рассказать, а только показать);

— работа над проектами.

Они должны быть яркими и привлекательными, заинтересовывать детей. Чаще использовать наблюдения в реальной обстановке. Использовать кружковую и театральную деятельность.

Используя вышеперечисленные формы и методы работы с детьми, мы можем научить ребенка осознанно действовать в той или иной обстановке, чтобы столкнувшись с опасной ситуацией, дети не начали решать её методом проб и ошибок, а умели находить быстрое решение проблемы с наименьшим ущербом для здоровья.

Преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то ребенок мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка дошкольного возраста к некоторой логичности один из важных показателей способствующий эффективному обучению его правилам поведения в различных опасных ситуациях. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит здоровье и безопасность.

Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни можно разделить на два периода. Первый – это дети 3-5 лет (младшая и средняя группа, второй – дети 5-7 лет (старшая и подготовительная группа).

Первый период — это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Осуществление работы с детьми данного возрастного периода должно быть направленно на накопление первичных знаний об опасностях и поведения в них. Ребенок 4-5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить по телефону нужную информацию.

Говоря о втором периоде, то есть о детях 5-7 лет, следует сказать об изменении психологической позиции детей в этом возрасте: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду, а это в свою очередь свидетельствует о том, что такие дети могут осознанно отвечать за свои поступки, контролировать свое поведение, а так же других детей и людей в целом. Работа с такими детьми должна быть направлена на закрепление и систематизацию полученных знаний во время первого возрастного периода, а так же применением этих знаний в повседневной жизни. [2, с. 8].

Многие отечественные психологи В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, занимались вопросами формирования у детей компетентности безопасного поведения. В 1995 году была разработана программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Сейчас в дошкольных учреждениях используют различные программы по безопасности, где в доступной форме для детей от младшего дошкольного возраста до старшего доносятся знания по вопросам безопасного поведения.

Можно условно выделить основные источники опасности для ребенка-дошкольника:

— опасности, с которыми может столкнуться ребенок дома (или бытовые);

— опасности контактов с незнакомыми людьми (дома или на улице;

— опасности с которыми может столкнуться на улице, проезжей части;

— опасности на природе

Насыщенность и разнообразие пособий, атрибутов, дидактического и наглядного материала позволяет каждодневно организовывать игровую деятельность, беседы, занятия, где дети получают новые знания и применяют на практике уже полученные.На примере литературных произведений таких как: «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Кот, петух и лиса», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др. можно разобрать опасные ситуации которые подстерегали героев.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в целевых ориентирах, прописано, что на этапе завершения дошкольногообразования ребенок должен:

• пытаться самостоятельно объяснять поступки людей,

• обладать начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет,

• быть способным к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, и может соблюдать правила безопасного поведения.

Для того чтобы ребенок четко знал и понимал, как вести в той или иной опасной ситуации, работа по формированию у него компетенций безопасного поведения, должна вестись комплексно, с непосредственным участием всех сторон образовательного процесса, ведь только работая сообща можно уберечь детей, от окружающих их опасностей.

Список литературы:

1. Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые мир вокруг [Текст] / М.: Академия, 2008—152с.

2. Чермашенцева О. В. «Основы безопасного поведения дошкольников: занятие, планирование, рекомендации» [Текст]Волгоград: Учитель,2008. — 226с.

Источник