Заключение по теме рост и развитие ребенка

Заключение по теме рост и развитие ребенка thumbnail

Рост ребенка и его развитие (статья + формулы + таблицы)

Рост, длинна тела — один из важнейших показателей физического развития ребенка. Именно поэтому при рождении ребенка фиксируется не только его вес, но и рост. В последующем при развитии ребенка по изменению, прежде всего его роста можно будет судить о том, как он развивается. Именно рост будет потом определять уровень его физического развития, тогда как масса тела, будет говорить о гармоничности или не гармоничности развития ребенка.

Обычно длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения. Допустимые пределы колебаний ± 4 см. В норме рост ребенка (средняя длина при рождении 50-54 см) в течение 1-го года жизни увеличивается на 25 см (16-17 см в первые 6 мес. жизни и около 8 см в последующие 6 мес.).

В течение 2-го года жизни отмечается уменьшение скорости роста ребенка — рост увеличивается на 10-12 см в течение года.

На 3, 4 и 5-м годах жизни увеличение роста происходит относительно равномерно около 6-8 см в год.

С 5-го по 10-й год жизни (до пубертатного периода) рост увеличивается в среднем на 5-6 см в год.

Подростковый период характеризуется значительным увеличением скорости роста. Он начинается в возрасте около 10 лет у девочек и 12 лет у мальчиков:

  • Ускорение роста у мальчиков начинается в возрасте между 13-15 годами. В течение этого времени рост увеличивается на 20-25 см, 10 из которых приходится на год наибольшего его ускорения.
  • У девочек ускорение роста начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков, и почти заканчивается к 13 годам; в год максимальной скорости роста этот показатель достигает 8 см.

После этого пика скорость роста замедляется, и к возрасту 18 лет у девочек он почти заканчивается, у мальчиков — к 20 годам.

Факторы, влияющие на рост

  • Генетические факторы: определяют пределы биологического потенциала роста ребенка, а так же темпы роста. Они очень тесно связаны с внешнесредовыми факторами, влияющими на рост.

    • То есть, если родители ребенка низкорослые, то вероятность невысокого роста у ребенка также довольно велика, но при благоприятных внешних условиях — хорошем питании, отсутствии заболеваний, негативно сказывающихся на росте, благоприятном социальном и эмоциональном фоне в семье, можно рассчитывать на значительно больший рост у ребенка, по сравнению с его родителями. В этом отношении очень показателен пример — Было установлено, что африканское племя пигмеев имеет такой маленький рост только из-за недостатка белка в рационе. При переводе детей пигмеев на богатый белками рацион они вырастали чуть ли не в 2 раза выше своих родителей.
    • Также установлено, что благоприятное воздействие на рост ребенка, вопреки его неутешительной генетике, оказывают специальные физические упражнения, с помощью которых можно стимулировать зоны роста длинных трубчатых костей и позвоночника, увеличивая темпы роста.
  • Внешнесредовые факторы. К ним относятся:

    • Повреждающие воздействия во время внутриутробного развития или после родов, нарушающие рост и развитие. Они могут быть химической, физической, иммунологической природы или являться результатом инфекции.
    • Факторы питания, влияющие на рост (полноценные белки, соли, микроэлементы, витамины и др.), могут быть тесно связаны с социально-экономическими факторами.
    • Социальные и эмоциональные факторы, которые могут изменять ростовой потенциал, включают положение ребенка в семье, характер его взаимоотношений с родителями, воспитания, индивидуальные интересы и потребности родителей.

Таким образом, рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него многих факторов, как генетических, так и внешнесредовых.

Нормы роста

Важность оценки роста ребенка, делает очень актуальным вопрос о том, какие цифры роста являются нормальными для ребенка в том или ином возрасте, а так же, какие цифры позволяют заподозрить те или иные отклонения в развитии. Наиболее простым и общедоступным способом определения норм роста являются формулы. Они просты в обращении и любой человек, не имея медицинского образования, может ориентировочно определить соответствуют ли норме цифры роста его ребенка.

Рост ребенка первого года жизни можно оценить по формуле:

  • Для детей младше 6 мес: 66см — 2см х n, где n — число месяцев до 6мес; то есть, если ребенку, например, 4мес, то по формуле получается: 66см — 2см х 2 = 62см — это средний рост, который должен быть у ребенка в 4 месяца.
  • Для детей старше 6 мес: 66см + 1,5см х n, где n — число месяцев после 6мес; то есть, если ребенку 10мес, то по формуле его рост, в среднем, должен быть 66см + 1,5см х 4 = 72см.

Рост детей старше года:

  • Для детей младше 8лет: 130см — 7см х n, где n — число лет до 8; то есть, если ребенку 6лет, то его приблизительный рост должен быть 130см — 7см х 2 = 116см
  • Для детей старше 8лет: 130см +5см х n, где n-число лет после 8; например, ребенку 11лет, его приблизительный рост должен быть 130см + 5см х 3 = 145см

Таким образом, с помощью нехитрых расчетов можно определить, соответствует ли ростовые показатели ребенка средневозрастным нормам. Правда, возникает вопрос, как считать, если ребенку, скажем, 4 года и 3 месяца. Считать по формуле на 4 года или на 5 лет. В данном случае, следует осуществлять расчет на возраст 4 года, так как возраст ближе к 4.

В целом, метод определения норм роста по формулам, имеет некоторую погрешность. Поэтому существует более точный метод определения уровня роста, а соответственно уровня физического развития ребенка. Это метод центильных таблиц. С их помощью можно определить уровень роста ребенка. Не смотря на кажущуюся сложность метода, на самом деле он очень прост. Взгляните на центильную таблицу для мальчиков:

Читайте также:  Диагностика развития ребенка школьного возраста

Таблица составляется по статистическим данным роста мальчиков всех представленных в ней возрастных групп. Находится строка, соответствующая возрасту ребенка и сопоставляется его фактический рост с представленными значениями в таблице. Если рост попадает в интервал 25%-75% , можно говорить о том, что он средний. Интервал 10% — 25% — рост ниже среднего, 75%-90% — рост выше среднего, 3%-10% — низкий рост, 90%-97% — высокий рост, до 3% — очень низкий рост, свыше 97% — очень высокий рост.

Центильная таблица для девочек:

©

Источник

Подводя итог, можно вывести ряд особенностей развития детей на третьем году жизни.

На 3-м году жизни у ребенка появляются постоянные образцы для сравнения — это хорошо знакомые ему предметы, имеющие ярко выраженную форму. Такими образцами могут быть не только реально воспринимаемые предметы, но и представления о них. Предметы треугольной формы ребенок, например, определяет как домик, а круглые — как мячик.

Впервые у ребенка третьего года жизни появляется стремление действовать как взрослый, выполнять его роль, властвовать, подобно взрослому, над вещами и событиями. Возросшие возможности приводят ребенка в противоречие со сложившимися ранее формами общения и деятельности. Это противоречие названо кризисом 3 лет. Основное проявление кризиса — требование самостоятельности, противопоставление своих желаний желаниям взрослых.

На третьем году жизни у детей продолжает увеличиваться длительность бодрствования. А быстрый темп физического развития замедляется.

Совершенствуется деятельность центральной нервной системы, что проявляется в увеличении работоспособности: дети могут заниматься одним и тем же видом деятельности до 20 мин.

Формируется самостоятельность детей. Если взрослые не удовлетворяют желание ребенка действовать самостоятельно, то часто возникают капризы, упрямство или вредная привычка к бездеятельному состоянию, постоянному ожиданию помощи окружающих.

На протяжении третьего года жизни происходит дальнейшее обогащение смыслового содержания речи. Дети хорошо понимают взрослого, когда он говорит о том, что непосредственно их окружает, связано с их переживаниями.

Словарь детей растет быстро, в нем насчитывается 1200-1500 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя еще не всегда правильно. В речи детей много глаголов, существительных, пользуясь которыми они строят простые предложения: «Я нарисую самолет», «Машину построю».

На третьем году жизни наряду с теми видами деятельности, которые отмечались ранее (наблюдение за окружающим, действия с предметами, игрушками, сюжетные игры), появляются новые. Дети любят рассматривать книжки, картинки, при этом говорят, спрашивают, с интересом и вниманием слушают, что им рассказывают взрослые.

Малыши начинают рисовать, лепить (правда, пока еще на занятиях, организованных воспитателем).

Постепенно развивается конструктивная деятельность. Играя со строительным материалом, ребенок не только воспроизводит показанные взрослыми постройки, но и пытается строить сам.

Дети третьего года жизни легче находят себе занятия, когда игрушки находятся у них на виду, поэтому основная часть игрушек должна быть в их распоряжении. Новые или еще недостаточно освоенные пособия и дополнительные к имеющимся в группе игрушки находятся у воспитателя и выдаются по просьбе детей, например, разборные дидактические игрушки, части которых легко теряются, если дети ими пользуются бесконтрольно.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что этот возраст является как бы переходным от раннего к дошкольному детству, и воспитатель, решая новые задачи с учетом возросших возможностей детей, вместе с тем сохраняет преемственность с работой в группах раннего возраста.

Источник

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Физическое развитие ребёнка — это совокупность морфологических и функциональ­ных признаков в их взаимосвязи и зависимости от окружающих условий, харак­теризующих процесс созревания в данный момент времени.

В клинической педиатрии термин «физическое развитие» трактуется как динамический процесс роста (увеличение длины, массы и развитие отдель­ных частей тела) и биологического созревания ребенка в различные пе­риоды детства.

Алгоритм оценки физического развития

Определение паспортного возраста

 
 

Измерение массы тела Измерение роста
 
Измерение окружности головы
 
 
Измерение окружности груди
 

Оценка результатов измерения

Оценка гармоничности физического развития

 
 

Заключение по физическому развитию

1. Определение паспортного возраста ребёнка:

Дата измерения — Дата рождения = Паспортный возраст ребенка

2. Измерение массы тела:

Вес детей до 18 мес должен измерять на весах с возможностью «обнуления шкалы», калибровки и возможностью оценить прибавку веса до 10 г.

Детей следует взвешивать либо голыми, либо в чистом подгузнике.

Взвешивание лучше проводить в утренние часы.

Для этого следует положить ребёнка на весы, зафиксировать на шкале его массу тела, записать показатели.

Вес детей старше 18 месяцев следует взвешивать на весах со шкалой деления 100 г.

Взвешивание лучше проводить в утренние часы, с минимальным количеством одежды.

Для взвешивания следует поставить ребёнка на весы, зафиксировать на шкале его массу тела, записать показатели.

3. Измерение длины тела и роста:

Ребёнка до 2 лет следует измерять в лежачем положении (дина тела), ноги должны упираться в фиксированную перегородку измерительного стола.

Ребёнка следует положить так, чтобы:

-голова упиралась в стационарную перегородку

-ноги были выпрямлены

— пятки «смотрели» на ножную перегородку, пальцы ног – вверх.

При правильном положении ребёнка зафиксировать его длину, записать показатели.

Рост ребёнка с 2 до 18 лет следует измерять с использованием стадиометров (ростомеров), когда он стоит спиной к шкале, сверху подвижный ограничитель. Измерения лучше проводить в утренние часы, на выдохе, положение головы – верхний край уха и глаз располагаются на одной горизонтальной прямой

Ребёнка поставить без обуви и головного убора прямо, спиной к шкале, стопы полностью на полу, ноги разогнут. Пятки, ягодицы, лопатки прижаты к шкале.

Читайте также:  Методики диагностики личностного развития ребенка

При правильном положении ребёнка зафиксировать его длину, записать показатели.

4. Измерение окружности головы:

Этот параметр необходимо определять только у детей до 36 мес.

Измерение окружности головы производят по «окципитально-фронтальной» окружности — наибольшей окружности головы с точностью до 1 см.

Следует использовать гибкую не растягивающуюся градуированную ленту.

Накладывают ленту по линии над бровями, затем — над ушами, сзади- по самой широкой части головы.

При правильном положении ленты зафиксировать показатели, записать результаты.

5. Измерение окружности груди:

Следует использовать гибкую не растягивающуюся градуированную ленту.

Измерения следует проводить у раздетого ребёнка, на выдохе, с опущенными руками.

В положении стоя или сидя расположить ленту спереди на уровне сосковой линии, сзади — подлопаточной.

При правильном положении ленты зафиксировать показатели, записать результаты.

6. Оценка результатов измерения.

По лученные показатели могут быть переведены в процентили или Z-показатели.

Найти положение полученных измерений в центильных интервалах по

таблицам стандартов для каждого показателя в зависимости от возраста и пола ребенка.

Центильные распределения наиболее строго и объективно отражают распределение признаков среди здоровых.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста в интервале от 25 до 75 центиля

Каждый измеряемый признак (рост, масса тела, окружность груди)

может соответственно быть помещен в свою область, или свой

≪коридор≫, центильной шкалы в соответствующей таблице. Никаких

расчетов при этом не производится. В зависимости от того, где

расположен этот ≪коридор≫, можно формулировать оценочное

суждение и принимать врачебное решение.

В одномоментной оценке принято относить к вариантам нормы

измерения, отнесенные к 3-5 интервалам, т.е. в зону от 10 до 90 центиля.

Следует считать, что положение показателей в зонах 2 и 6 интервалов

(кроме длины тела) является основанием для включения ребенка в

группу ≪наблюдения≫ участкового педиатра и отнесения ко 2-й группе здоровья.

Положение показателей в зонах 1 и 7 интервалов свидетельствует о

необходимости углубленного исследования для дифференцировки

возможных заболеваний.

Найти положение полученных измерений в центильных интервалах по

таблицам стандартов для каждого показателя в зависимости от возраста

и пола ребенка.

Z-показатель или стандартное отклонение является более точным прогностическим фактором, особенно у детей, которые оказываются ниже 5-го или выше 95-го центиля.

Современные графики Z-показателя (номограммы) массы тела, роста имеют ось Х (для возраста) и ось У (для веса, длины/роста, окружности головы).

Полученные значения массы тела, длины/роста, окружности головы нужно нанести на графики Z-показателя. По горизонтали (ось Х) найти возраст ребёнка, используя линейку начертить вертикальную линию из данной точки. По вертикали (ось У) найти измеренное значение веса, длины/роста, окружности головы. Используя линейку начертить горизонтальную линию до её пересечения с осью Х. Место пересечения обозначить точкой.

При интерпретации результатов Z-критерия за средние значения принимается интервал -1+1. По рекомендациям ВОЗ значения Z= -2и -3 для роста являются показателями задержки роста, для веса -недостаточного веса и исхудания. Значения Z=+2 и +3 для массы могут расцениваться как проблемы с ростом, по графикам соотношения веса к росту — как избыток массы тела и ожирение.

7. Оценка гармоничности физического развития:

Находят разность между максимальным и минимальным номерами

коридоров центильной шкалы, полученных для массы, роста и

окружности груди относительно возраста. Если разность равна 0 либо 1

– физическое развитие гармоничное, если разность равна 2 – физическое

развитие дисгармоничное, если разность равна 3 и более –физическое

развитие считают резко дисгармоничным.

8. Заключение по физическому развитию.

Даётся заключение о соответствии фактических антропометрических данных долженствующим по сравнению с таблицами перцентелей или графиков Z- показателей.

Формулируется общая оценка антропометрических данных и степень гармоничности физического развития.

Пример оценки физического развития

Ребенок Н., девочка, паспортный возраст на момент обследования 11 месяцев. Длина тела – 72 см, окружность груди – 47 см, масса тела – 9,5 кг.

Рост по таблице перцентелей попадает в ≪коридор≫ № 4, оценивается как ≪средний≫. Окружность грудной клетки по таблице – ≪коридор≫ № 4, оценка ≪средняя≫, масса тела по таблице – ≪коридор≫ № 4, оценка ≪средняя≫. Таким образом, у девочки Н. среднее, соответствует возрасту, развитие гармоничное, так как все ее параметры находятся в 4 коридоре и разность между ними равна 0.

Заключение: физическое развитие среднее, гармоничное,

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

С появлением ребенка в семье родители начинают тщательно следить за процессом его развития, чуть ли не ежедневно измеряя рост, вес, проверяя основные рефлексы и навыки. Контроль в этом случае действительно необходим, но нужно понимать, что на рост и развитие малыша будут оказывать влияние многие факторы, часто не зависящие от заботы и внимания родителей. Речь идет о:

  • наследственности;
  • здоровье матери во время вынашивания ребенка;
  • эндокринных функциях;
  • интоксикации во время беременности;
  • внутриматочных инфекциях;рост и развитие ребенка критерии развития
  • акушерских травмах разного характера;
  • несвоевременном появлении на свет;
  • природных факторах;
  • условиях проживания;
  • климате;
  • психической среде;
  • поле ребенка;
  • воспитании и уходе и пр.

Нужно помнить о том, что рост и развитие малыша в определенном смысле действительно должны соответствовать нормам, но лишь с учетом его индивидуальных особенностей и перечисленных выше факторов.

Человеческий организм — это единая система со слаженным механизмом действия, где каждый орган по-своему важен. Главное отличие организма ребенка от организма взрослого — это непрерывный рост и развитие.

Читайте также:  Развитие эмбриона ребенка по дням

Закономерности процесса становления организма

Развитие организма ребенка протекает по закономерностям, связанным с функциональными особенностями, свойственными разному возрасту. Каждый малыш появляется на свет с наборомрост и развитие ребенка критерии развития биологических свойств. На их основе и происходит дальнейший рост и совершенствование его организма.

С первых дней жизни важнейшим фактором, оказывающим влияние на рост и развитие, становится окружающая среда. Со временем начинает иметь значение половая принадлежность. Считается, что мальчики до определенного возраста развиваются немного позже девочек.

Кроме того, нужно отметить критические периоды развития, во время которых детский организм становится особенно уязвимым к факторам внешней среды. Как правило, такие периоды проявляются в возрасте 3 лет, 6-7 лет, затем в 12-13 лет у девочек и в 14-15 лет у мальчиков.

Согласно основным закономерностям изменяются параметры тела детей, развиваются внутренние системы и органы. Нужно отметить, что рост и развитие протекают скачкообразно и зависят от возраста.

Наиболее активным является развитие головного мозга, масса которого уже в первые полгода увеличивается почти в два раза. Масса тела ребенка также увеличивается, но в разные возрастные периоды с разной интенсивностью. Наиболее активно этот процесс протекает в первые полгода жизни малыша.

Рост ребенка увеличивается, но опять же неравномерно. Так, например, в первый годрост и развитие ребенка критерии развития жизни ребенок вырастает по несколько сантиметров в месяц, тогда как в остальные годы вплоть до переходного возраста и полового созревания процесс этот будет заметно медленнее.

Девочки начинают взрослеть на год или даже два раньше мальчиков, что проявляется в особенностях развития всех систем организма и ярко обозначенных половых признаках, в поведении, интересах.

Детский, подростковый и юношеский возраст можно разделить на семь основных периодов. Каждый период имеет свои критерии роста и развития – подробнее об этом ниже.

Период новорожденности: особенности

Новорожденным ребенок будет считаться только первые 10 дней после появления на свет. В этот период его организм будет активно адаптироваться к новым условиям, функции его будут отличаться неустойчивостью.

Подтверждением незавершенности процесса развития новорожденного являются потеря массы тела в первые дни жизни, желтушка, связанная с особенностями работы печени. Лишь к концу второй недели, при условии качественного ухода и соблюдения режима питания, процесс развития ребенка стабилизируется.

Грудной возраст

В этот период рост и развитие малышей происходят особенно интенсивно. Критерии развития следующие: длина тела должна увеличиться в это время как минимум в 1,5 раза рост и развитие ребенка критерии развитияс момента появления на свет, масса тела — не менее чем в 3 раза. Начиная с 6 месяцев у большинства малышей появляются первые зубы.

Отмечается активное нервно-психическое развитие, повышается двигательная активность. К году кроха уже умеет самостоятельно ходить, делает попытки произносить первые слова. Заметно совершенствуется развитие основных психических функций, таких как мышление, внимание и память.

Раннее детство

К этому периоду относят возраст от года до трех лет. В это время рост и развитие ребенка не настолько активны, как в предыдущие периоды. На втором году жизни формируются сложные функции мозга, развивается активная речь, основные органы и системы.

На этом этапе крайне важно обеспечить ребенку полноценный уход, соблюдая режим питания, чтобы уберечь его от инфекций. Дело в том, что в раннем возрасте иммунная система крохи несовершенна, поэтому защита организма не всегда справляется с испытаниями.

Первое и второе детство

Первое детство — это период с 3 до 6 лет. Так же как и в раннем возрасте, рост детей в это время не слишком интенсивный. Оценивать его можно, принимая во внимание следующие критерии: в год прибавка роста должна составлять в среднем 5-8 см, тогда как масса тела увеличится всего на 2 кг.

Мальчики и девочки в этом возрасте в отношении формы тела и пропорций практически не отличаются друг от друга. У большинства из них с 6 лет появляются рост и развитие ребенка критерии развитияпервые коренные зубы, продолжается процесс развития основных систем и органов, переходят на новый уровень интеллектуальные способности.

Второе детство охватывает период с 7 до 12 лет у мальчиков и до 11 лет у девочек. В это время наиболее ярко выражена интенсивность роста именно у девочек, половое созревание которых наступает на несколько лет раньше. Девочки становятся выше, крупнее мальчиков, у них заканчивается смена зубов.

К окончанию этого периода у девочек начинается развитие половых признаков: формируются молочные железы, появляются волосы в лобковой части и в подмышечных впадинах. У мальчиков этот процесс практически не выражен до 13 лет.

Подростковый и юношеский периоды

Подростковый возраст приходится на период с 12 до 15 лет у девочек и с 13 до 16 лет у мальчиков. При этом у последних половое созревание только начинается, когда у девочек этот процесс будет находиться уже на стадии завершения. Рост у тех и других в этом возрасте снова будет интенсивно увеличиваться, наряду с этим активно будут расти все части тела и внутренние органы.рост и развитие ребенка критерии развития

В подростковом возрасте происходит активная перестройка основных физиологических систем организма, главные характеристики которого к окончанию периода уже будут максимально близки к характеристикам организма взрослого человека. У мальчиков наиболее интенсивным станет развитие мышечной системы, у девочек — молочных желез и тазобедренной части.

В юношеском возрасте рост и формирование основных систем и органов организма заканчивается, и ребенок по пропорциям практически ничем не отличается от взрослого.

Источник