Развитие мышления ребенка средствами конструктивной деятельности

Валентина Демидович
Развитие мышления средствами конструктивной деятельности у старших дошкольников

Развитие инженерного мышления через конструктивную деятельность

с использованием ИКТ.

Демидович Валентина Викторовна

воспитатель ГДО МОКУ «Лопчинская СОШ»

Мы живём в «век высоких технологий», где робототехника стала одним из приоритетных направлений в сфере экономики, машиностроения и других направлений деятельности человека. На современном рынке производственных отношений возникла необходимость в профессиях, требующие навыки работы с инновационными программируемыми устройствами, то есть назрела необходимость в инженерных кадрах.

На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является создание условий для познавательного развития детей дошкольного возраста через игровую конструктивную деятельность.

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Это самая любимая и естественная деятельность детей, которая сопровождает их в течение всего времени пребывания в детском саду. Именно игра в первую очередь способствует развитию ребёнка, формированию таких качеств личности как инициативность, самостоятельность, творчество.

В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.

Конструирование из строительного материала и других конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.

Ребёнок – прирождённый конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь малыш имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Ребёнок – дошкольник на опыте познаёт конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. То есть в процессе предметно-практической деятельности создаются благоприятные условия для комплексного воздействия на весь ход психофизического развития ребёнка.

Поэтому мне думается, что первый кирпичик в огромном здании инженерного мышления закладывается ещё в детском саду.

Именно в детском саду, в самом раннем возрасте малыш знакомится с деталями самого простейшего и гениального конструктора: матрёшкой и пирамидкой. Осваивая все способы и варианты игровых действий с этими игрушками, ребёнок переходит к более сложным конструкциям.

Конструктивная деятельность разнообразна и многогранна, её главное достоинство в интегративности познания окружающего мира. У детей, увлекающихся конструированием совершенствуется сенсорно-тактильная и двигательная сфера, быстрее развиваются пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, речь, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребёнка к школе.

Эти «маленькие Кулибины» часто даже не задумываясь творят чудеса, изобретая свои шедевры там, где взрослый мозг будет долго сомневаться, сверяться со схемой, проверяя на рациональность своё изобретение. Конечно, материально-техническое оснащение детских садов оставляет желать лучшего, но всё же мы, педагоги, не привыкли сидеть и ждать, и находим пути выхода из любого положения. Так одним из путей является тесное сотрудничество с родителями, ведь они самые верные помощники в том, что касается развития их детей. Если нет возможности приобрести какую-либо игру, родители, у которых она имеется, предлагают её детям нашей группы на какое-то время в течение всего года. Так ребёнок – хозяин, приобретает друзей по понравившейся ему игре, учится быть щедрым, а у его сверстников появляется возможность не только познакомиться с технической новинкой, но и проявить свои способности в познании нового.

Таким образом, в нашей группе появился электронный (инновационный образовательный) конструктор «Юный конструктор».Эта игра отличается простым и в тоже время оригинальным способом соединения деталей, множеством понятных схем, и быстрым результатам или отсутствием такового.

Многие схемы носят не только познавательный характер, но и пригодны для практического использования. Эта игра, которая тесно соединяет знания о физическом мире, удовольствие от полученного результата и практическую полезность от знакомства с удивительным миром техники. Моих воспитанников просто заворожили возможности этой игры.

Конструирование во ФГОС дошкольного образования определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать – а, значит, формированию и развитию инженерного мышления детей. Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Наша задача состоит в том, чтобы обратить внимание детей на динамичность окружающего мира, на происходящие вокруг превращения, преобразования. В составе предметно-развивающей среды нашей группы,в различных центрах находятся: большой и малый классический деревянный конструктор, пластмассовый конструктор из крупных деталей, пластмассовый конструктор «Изобретатель», конструктор «Теремок», конструктор-липучка «Мао», и конечно же «ЛЕГО»-конструктор из крупных и мелких деталей.

Читайте также:  Развитие ребенка как предмет педагогической деятельности

Вот уже несколько десятилетий ЛЕГО-конструктор является одной из любимых детских игрушек. Его популярность среди детей обеспечивается многими показателями,а именно: визуальная привлекательность (яркий дизайн и многообразие деталей, чистый цвет, техногенность (простота и удобство крепления деталей, возможность дополнения, изменения, придумывания нового; его поли функциональность (игра выполняет как когнитивную, информационную так и коммуникативную функции); учёт возрастных особенностей, что позволяет использовать конструктор детям раннего возраста (наличие крупных деталей).

Актуальность применения ЛЕГО-технологий обуславливается еёвысокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных направлениях деятельности ребёнка. Конструирование по замыслу помогает формировать обобщённые представления о домах, закреплять знания о городском транспорте и правилах дорожного движения, отсчитать количество деталей для постройки моста по схеме. Так после знакомства с видами городского транспорта, дети тут же отреагировали изобретением современного вида мотоциклов. После знакомства с историей возникновения олимпийских игр, в игре появились спортсмены со спортивными снарядами.

В старшем дошкольном возрасте детей интересует всё: от внешнего вида самолёта до строительства моста. Сюжетное конструирование способствует развитию диалогической и монологической речи, например, при драматизации сказки П. П. Бажова «Серебряное копытце». Готовые, созданные детьми ранее постройки можно использовать в играх-театрализациях для настольного театра, которые очень нравятся детям любого возраста. Такие игры благоприятно влияют на эмоциональную сферу дошкольников.

Постройка ракеты будущего, будет способствовать закреплению знания о первом космонавте Юрии Гагарине. И пусть эта ракета пока похожа на ту, что нарисована на картинках, но при рассказывании о ней, дети – создатели наделяют этот летательный аппарат просто фантастическими космическими свойствами.

Конструированиепо готовой модели способствует усвоению опыта прошлых поколений: по рисункам-схемам, фотографиям. Известно всем, что одно из проявлений творческой способности – умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Ведь именно так рождаются гениальные инженеры-конструкторы, знания которых базируются на изучении работы предшественников.

Конструирование как процесс учит детей не только создавать, но и разрушать. Созидание и разрушение окружает нас и в повседневной жизни. Наша задача научить малышей разрушать не агрессивно, а спокойно и последовательно, для обеспечения созидания чего-то нового, более совершенного.

Конструирование, как и любая игра, способствует формированию и коррекции поведения участников процесса, развивает интерес к обучению.

Современное образование и воспитание подрастающего поколения невозможно без использования информационно-коммуникативных технологий. И хотя материально-техническое обеспечение наших дошкольных учреждений не позволяет идти в ногу с появляющимися новинками, а нехватка соответствующего материала для оформления развивающей среды, не позволяет в достаточной мере организовать самостоятельную исследовательскую деятельность воспитанников, но имеющееся оборудование помогает нам в решении многих задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Так наличие компьютера в группе позволяет объединить вокруг себя группу детей для проектной или развивающей деятельности.

В работе с ЛЕГО-конструктором, я использую методику Фешиной Елены Васильевны (Лего-конструирование в детском саду) созданную ей для дошкольников.

Интерактивная доска в нашем учреждении не в полной мере осуществляет свои функции, так как после действий детей нуждается в работе программиста, но используется как проектор для презентации того или иного познавательного материала; для показа слайдов в процессе игры, беседы, чтении художественной литературы; для увеличения изображения схемы, предмета или объекта из книги; даёт возможность показать вид объекта, предмета сверху и сбоку, что значительно расширяет возможности восприятия объекта со всех сторон.

Так показ слайдов используется при конструировании по условиям или образцу, при знакомстве с деталями конструктора или последовательность сборки. Показ видеоролика при знакомстве с новой игрой.

Чтение схем и создание собственного рисунка предмета позволит ребёнку в будущем хорошо ориентироваться в переплетении улиц посёлка и города, в обозначении нахождения собственного дома, детского сада, школы на карте района, квартала, «читать» географические и физические карты России.

Настоящее конструирование начинается тогда, когда дети создают что-то новое, небывалое. Они становятся творцами и проявляют творческие способности, как только отходят от готового набора и заранее написанных инструкций. На этом этапе важно не ограничивать свободу детского творчества навязыванием готовых штампов.

Да, все предметы на свете имеют свою форму, хотя, возможно существует и замечательное «бесформие» — что-то нелепое и непонятное,- непонятное для нас, взрослых… пока непонятное! Но может быть за ним – будущее!

Читайте также:  Дидактические игры по фэмп в развитии ребенка

Источник

Татьяна Фролова
Средства развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике

Средства развития конструктивного мышления дошкольников

в процессе обучения математике

Т. А. Фролова

МБДОУ «Детский сад № 129» г. о. Самара,

воспитатель

24.02.2020

Математическое развитие не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

О конструктивном мышлении говорили Н. Н. Поддьяков, А. А. Люблинская, Ж. Пиаже и др. Они отмечали, что у детей дошкольного возраста логическому мышлению предшествует конструктивное.

Под конструктивным мышлением в психологии понимают особый вид мышления, ко-торый возникает в процессе конструктивной деятельности. «Конечным продуктом» такой деятельности является конструкция. Конструктивное мышление — умение видеть объект в целом и при этом представлять себе соотношение его частей, а также мысленно поворачивать объект, «смотреть» на него с разных сторон.

Педагоги ДОУ активно используют в своей работе различные средства, способствую-щие развитию конструктивного мышления.

Интересной находкой стал открытый «Банк методов, средств, приемов по познавательному развитию», в том числе по развитию конструктивного мышления.

Банк пополняется педагогами, родителями и детьми по мере появления нового сред-ства в результате решения определенной педагогической задачи, если данного в наличии средства ребенку и педагогу будет недостаточно. Это уже творческое решение проблемы, и оно дает ребенку свободу, развивает творчество, делает его успешным во всех дальнейших начинаниях.

Обозначим некоторые средства для развития конструктивного мышления в процессе обучения математике из нашего «Банка методов, средств, приемов по познавательному развитию».

1. Графические диктанты.

С помощью графических диктантов можно определить умение ребенка слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать по правилам, применять образец. Использование графических диктантов способствует развитию мелкой моторики рук, активизирует зрительное и слуховое восприятие ребенка, умение ориентироваться на листе, дает простор фантазии и воображению.

Рекомендуется для работы с детьми, начиная с 4-5 лет. Задания на симметрию, уменьшение и увеличение предлагаются детям с 6-7 лет.

2. Логические игры и головоломки со спичками.

Логические игры со спичками развивают воображение и конструкторские навыки, логику и смекалку.

Логические задачи со спичками — это прекрасный способ развлечь и занять ребенка. Для детей это возможность в игровой форме развить свою логику и смекалку. Кроме того, логические игры со спичками развивают воображение и конструкторские навыки. В зада-чи со спичками можно играть с детьми дома, на улице или в дороге. Главное — найти ров-ную поверхность для раскладывания спичек.

Рекомендуется для работы с детьми 6-7 лет. Простейшие задания на составление фи-гур из палочек и спичек можно предлагать детям с 4-5 лет.

3. Цветные счетные палочки Кюизенера используются для развития у детей представ-лений о числе на основе счета и измерения.

Цветные числа предоставляют замечательную возможность конструировать модель изучаемого математического понятия и решать разнообразные задачи.

Рекомендуется для работы с детьми 2 -7 лет.

4. Логические блоки Дьенеша.

Логические блоки Дьенеша – это возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительного умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, начиная с 3-4 летнего возраста.

Дидактический набор Блоков Дьенеша -это целый блок развивающих материалов, в который входят альбомы с образцами игр и заданий для детей разных возрастных ступе-ней. Малыши, начиная с 2-х – 3-х лет, накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, познают окружающий предметный мир, выявляют свойства предметов – цвет, форму, размер, испытывая при этом радость созидателя, наблюдая, как под их руками плоскостные изображения превращаются в объёмные предметы. Логические блоки помогают заложить надёжный фундамент умственного развития и начала сенсорной культуры малышей.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками, дети овладевают различными мыслительными умениями, важными с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Рекомендуется для работы с детьми 2 -7 лет.

Читайте также:  Что нужно делать для развития недоношенного ребенка

5. Игра «Вычислительная машина «.

Упражняет детей в выполнении арифметических действий в пределах 10,создает предпосылки для усвоения идей информатики: алгоритм, блок — схема, вычислительная машина.

Игра — автодидактическая. Ребенок сам находит и запоминает правильные ответы.Включаются сразу несколько анализаторных систем: ребенок видит, слышит, действует, эмоционально подкрепляет правильные решения.

Выполнив все задания, ребенок может повторять их опять (предлагается менять в кру-жочках цифры).

Рекомендуется для работы с детьми 5 -7 лет.

6. Круги Эйлера, классификационное дерево.

Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно ото-бразить отношения между понятиями или множествами объектов. Они были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях.

Построение и использование наглядных моделей в максимальной степени способствует развитию умственных способностей дошкольников. Если ребенок научится строить модели, отражающие обобщенные, существенные черты множеств объектов, он получит в свои руки инструмент, с помощью которого в дальнейшем сумеет познавать и конструировать действительность.

Модель «логического древа» является средством развития представлений детей о чи-словом ряде и развития логического приема «классификация».

Рекомендуется для работы с детьми 6 -7 лет.

7. Занимательный математический материал.

Головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах, их преобразовании, загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т. д. В самом начале организации непосредственно образовательной деятельности оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве «умственной гимнастики». Занимательные математические игры используют для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе. Педагогическое руководство состоит в создании условий для игр, поддержании и развитии интереса, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы.

Рекомендуется для работы с детьми 4 -7 лет.

8.Игры Воскобовича: Геоконт, квадрат Воскобовича.

Игры Воскобовича развивают конструкторские способности, пространственное мыш-ление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять.

9. Предметно-игровая система Кайе. Настольные игры «СТРОЙКАЙЕ», «РАДУГА», «СОТЫ КАЙЕ» и др.

Графическое конструирование, на примере предметно игровой системы Кайе, как вид игровой деятельности дошкольников, позволяет удовлетворить детскую потребность в самой игре, в эмоциональных переживаниях в ходе неё. В тоже время, графическое кон-струирование, является новым видом экспериментальной деятельности детей, позволяю-щей познать новое, сделать конкретную конструкцию своими руками. Дети в ходе этой игры учатся общению и взаимодействию, работая в парах и в коллективе сверстников, об-ращаясь за советом к взрослым.

10. Интерактивная система eBeam Projection (USB) .

Все вышеперечисленные средства могут быть применены с использованием интерактивной системы eBeam Projection (USB). С помощью этого оборудования любая поверх-ность (стена, например) может быть превращена в интерактивную доску.

Функции интерактивного оборудования:

— обычная доска, на которой можно рисовать и писать маркером;

— сенсорный монитор для компьютера на стене;

— функция «перетаскивания объектов» (игры с палочками, звуковой анализ слов и пр.);

— функция «затемнение экрана» (работа с картинками);

— функция «захват экрана» (фотоаппарат) (работа с фильмами, картинками);

«электронное перо», «волшебное перо» (рисование, моделирование, работа с картин-ками).

Рекомендуется для работы с детьми 5 -7 лет.

Таким образом, целенаправленная, систематизированная работа по развитию конструктивного мышления позволяет педагогам ДОУ показывать хорошие результаты в формировании у воспитанников элементарных математических представлений.

Список литературы

1. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей до-школьного возраста / Венгер Л. А., Дьяченко О. И., Говорова Л. И. и др. — М.: Просвещение, 1989. – 128 с.

2. Голубь В. Т.Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. — М.: ВАКО, 2010.- 144 с.

3. Касабуцкий Н. И.Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет / Касабуцкий Н. И., Скобелев Г. Н., Столяр А. А. — М.: Просвещение, 1999. – 84 с.

4. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. — М.: Просвещение, 1990. – 96 с.

5. Логические игры и головоломки со спичками. –Режим доступа: https://www.kindergenii.ru/matchs.htm/.

6. Ломова Н. В. Математика. Система развивающих упражнений / Ломова Н. В., Куколевская Г. И. – М.: УЦ «Перспектива», 1996. – 88 с.

7. Носова Е. А. Логика и математика для дошкольников / Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. –СПб: «Акцидент», 1996. – 79 с.

8. Электронный журнал для дошкольников «Кораблик». –Режим доступа: https://vscolu.ru/korablik_archive/korablik_archiv.html .

Источник