Что нужно делать для развития недоношенного ребенка

Что нужно делать для развития недоношенного ребенка thumbnail

Когда ребенок рождается раньше срока, родителей, переживших первое потрясение, интересует очень многое. Когда мама сможет самостоятельно ухаживать за малышом? Какие врачи должны его наблюдать и до какого возраста? Будет ли ребенок здоровым, догонит ли сверстников по развитию? Рассказывает неонатолог Галина Асмолова.

— К счастью, сейчас детей, родившихся раньше срока, которые имеют инвалидизирующие состояния со стороны центральной нервной системы, тяжелые нарушения моторики, зрения и слуха, гораздо меньше, чем это было десять лет назад. За это время изменились подходы к реанимации недоношенных в родильном зале и в первые сутки жизни, к вопросам питания и развивающего ухода.

— Сегодня недоношенные лети чаще появляются на свет в результате самопроизвольных преждевременных родов или кесарева сечения?

— Преждевременные роды чаще всего вызывают ситуации, связанные с мамой: либо внезапная отслойка плаценты, либо развитие преэклампсии, то есть высокого артериального давления, либо кровотечение. При таких экстренных причинах неизбежно экстренное кесарево сечение.

А если это роды, которые сами начинаются после 32-й недели, и мы видим, что с сердцебиением плода всё нормально, то возможны и естественные роды, что немаловажно для ребенка.

Но процент кесаревых сечений среди недоношенных детей всегда выше, чем среди детей доношенных. Это вынужденная мера по спасению либо мамы и ребенка, либо ребенка, чтобы нанести ему меньшую травму при родах. Чем меньше травма, тем больше шансов на лучший исход.

Ребенок родился раньше срока: что делать родителям

— В прежние времена, если ребенок попадал в отделение реанимации, мама могла лишь навещать его по часам и сцеживать для него молоко. Как сейчас организован доступ родителей к недоношенным малышам?

— Надо понимать, что каждое отделение реанимации обладает своими возможностями с точки зрения нахождения там мамы. Где-то можно находиться большее количество времени, где-то — приходить в определенные часы, где-то — находиться с ребенком круглосуточно.

Даже если организовать совместное пребывание с ребенком в реанимации не получается, обязательно используются принципы развивающего ухода, которые снижают стресс у малыша и мамы. Это, например, метод «Кенгуру», когда кроха выкладывается маме на грудь, даже находясь на аппарате ИВЛ, но в стабильном состоянии. Телесный контакт и психоэмоциональная связь, которая образуется при этом, жизненно необходимы обоим и способствуют более быстрому выздоровлению малыша.

А еще — налаживанию грудного вскармливания, ведь при рождении ребенка раньше срока очень важно, чтобы у мамы пришло молоко и пришло желание кормить его грудью. Сейчас гораздо больше детишек выписываются из стационара и находятся потом на грудном вскармливании, причем даже не сцеженным молоком, а непосредственно из груди матери.

В реанимации большинство манипуляций выполняется врачами и средним медицинским персоналом, потому что это особое отделение. А вот после перехода в отделение патологии новорожденных, где есть возможности совместного пребывания, мама активно включается в процесс ухода за недоношенным ребенком.

— Мама становится опытнее, спокойнее?

— Конечно. Когда они с малышом выпишутся домой, она будет чувствовать себя гораздо увереннее, нежели мамы, которых мы выписывали лет десять назад. Порой они не знали, как правильно с обращаться с крохой, купать его или пеленать. А еще им было страшно от того, что с ним может что-то случиться: он ведь все равно еще очень маленький, может и срыгнуть, и не так покушать, и не так повернуться.

А практика ухода дает маме уверенность — это с одной стороны. А с другой, выполняя такие простые действия, как переодевание, купание, пеленание, мама делится с младенцем свой микрофлорой, своим микробиомом — и это гораздо здоровее для него, чем госпитальная флора, которая присутствует в стационаре. Устойчивый микробиоценоз у мамы и малыша — это заведомая профилактика инфекций и аллергических заболеваний в дальнейшем. Так что материнский уход за новорожденным нам важен с точки зрения контакта непосредственно с ее бактериями, а не только с бактериями, которые живут в стационаре.

— Чему важно научиться маме на втором этапе выхаживания?

— Как только у малыша появляется синхронизация процессов сосания и глотания, его начинают прикладывать груди и учат маму кормить грудью и докармливать из бутылочки, если надо. Мама должна освоить правильные позы, в которых надо держать малыша, как его правильно укладывать, просто прикасаться к нему. Потому что любое общение с мамой для недоношенного ребенка — это развивающий уход. Он складывается из таких, казалось бы, мелочей, но имеет глобальное значение для нервно-психического, умственного, социального развития ребенка — того, на чем держится человек и социум.

А на третьем этапе мама — это соратник врача, без которого никакие назначения не будут работать. Врач может рекомендовать, прописать, но именно от того, как мама будет этим рекомендациям следовать, и зависит успех. И речь уже не только и не столько о медикаментозной терапии, сколько о терапии моторно-двигательной и эмоциональной. От понимания мамой ситуации и от ее усилий в период до трех лет очень многое зависит.

Какие врачи должны наблюдать недоношенного ребенка

— Какие специалисты будут сопровождать маму и ребенка дальше — в детской поликлинике и центрах катамнестического наблюдения?

— Не секрет, что недоношенный ребенок на выходе из отделения патологии новорожденных имеет определенную группу риска по развитию той или иной патологии, а иногда — уже хроническое заболевание. Так, например, у тех детишек, у кого при рождении были совсем незрелые легкие, у кого было длительное дыхание через аппарат искусственной вентиляции легких, к сожалению, есть такое состояние — бронхо-легочная дисплазия. Встречаются, хотя уже не так часто, те или иные степени ретинопатии недоношенных — проблемы с органами зрения из-за раннего срока рождения.

Читайте также:  Развитие миндалин у ребенка по годам

Поэтому по индивидуальным показаниям нужны узкие специалисты — такие, как пульмонолог, окулист, для какого-то малыша — кардиолог. Но для всех обязателен врач-невролог, который должен постоянно вести этого ребенка и осматривать его минимум раз в три месяца. Потому что неврологическое развитие — это динамическое развитие, и на каждом этапе необходимо оценивать, что происходит с динамикой тех или иных функций.

Мы не можем сказать заранее, что будет с этим малышом через три, шесть месяцев или через год. Даже если нам кажется, что у ребенка всё в порядке в том или ином возрасте, мы не можем его отпустить на шесть месяцев или на год, как доношенного ребенка. Только динамическое наблюдение позволяет нам, с одной стороны, активно вмешиваться в процесс тогда, когда в него надо вмешаться, чтобы не пропустить, а с другой стороны — направлять этого малыша и его семью к тем или иным достижениям в их жизни. И поэтому невролог, как и окулист — это обязательные врачи.

Еще один врач, который обязательно нужен, — это хирург-ортопед. Недоношенные часто имеют дефицит по микроэлементам и витаминам — витамину D, кальцию, фосфору, могут иметь те или иные проблемы с костной системой, и хирург-ортопед должен за этим наблюдать.

И, конечно, ребенку нужен педиатр, причем такой, который глубоко знает и понимает неонатологию, знает, как эти дети родились, как они выхаживаются. Этот врач, как и невролог, является основным, кто ведет этого малыша. Далеко не всегда он именно лечит, но грамотное назначение витаминов, микроэлементов, поддержка в тот или иной период, правильное составление графика вакцинации — всё это станет базой для будущего здоровья.

— Как «делятся обязанности» между врачами детской поликлиники и центров реабилитации недоношенных детей?

— Все специалисты, которые работают в центрах катамнестического наблюдения, доступны только планово. А иногда бывает нужна экстренная помощь. Мы не можем выехать на дом к этому малышу, не всегда можем в острый период той или иной болезни оказаться рядом с ним. Поэтому жизненно важно прикрепить ребенка к поликлинике там, где он проживает — для экстренных визитов.

Но не только. Так, выдать направление определенной формы по системе ОМС в то или иное место, где надо, скажем, проконсультировать ребенка, сегодня может только участковая поликлиника, и нам бывает очень нужна поддержка ее врачей.

Так что очень важно взаимодействие между врачами, понимание того, что мы в одной упряжке, и ребенок у нас один, он общий, а не отдельно чей-то. Мы всячески готовы выходить на связь с амбулаторным звеном и по вопросам, которые требуют просто разъяснения, и по стратегическим вопросам, например, той же самой вакцинации. Ведь далеко не всегда наши малыши могут соблюдать Национальный календарь прививок, для них есть особенности.

Так, например, существует программа профилактики и иммунизации против тяжелого течения респираторно-синтициальной вирусной инфекции у недоношенных детей из групп высокого риска. Это глубоко недоношенные дети, с бронхо-легочной дисплазией и с тяжелыми пороками сердца. Программа работает уже восемь лет. Профилактика против РС-вирусной инфекции происходит не с помощью вакцин, это не прививка, а готовые антитела, которые помогают бороться с вирусом, если вдруг он попадает в организм.

Все мы с ноября по апрель, бывает, переносим ОРВИ, а их источником часто становятся респираторно-синтициальные вирусы, которые наряду с вирусами гриппа очень распространены. Но если у нас с вами дело может ограничиться легким насморком, то у недоношенного ребенка эта инфекция может протекать очень тяжело — вплоть до бронхита, бронхиолита и пневмонии. Особенно у детишек с изначально поврежденной легочной тканью, сердечными или иммунологическими проблемами на фоне недоношенности. Чтобы такого малыша защитить, мы ему вводим готовые антитела, которые будут препятствовать прикреплению вируса к дыхательным путям.

В этой программе нам жизненно необходимо взаимопонимание между врачами на всех уровнях — от отделения реанимации, отделения патологии новорожденных, где первый раз малыш получает эту инъекцию, до отделений реабилитации и катамнестического наблюдения и детской поликлиники.

Когда недоношенный ребенок догонит сверстников

— В каком возрасте недоношенные дети обычно выравниваются относительно сверстников? Как долго они требуют наблюдения и лечения?

— Чем меньше вес, с которым родился ребенок, тем длительнее, как правило, первый глобальный этап реабилитации. Если со здоровьем обычного ребенка все проясняется примерно в год, то недоношенному малышу надо к этому сроку прибавить те три-четыре месяца, которые ребенок «не досидел» внутриутробно, то есть только в полтора года мы можем делать какие-то приблизительные выводы.

Но реально возраст, до которого максимально активно ведутся реабилитационные мероприятия, — это 18–24 месяца. В первую очередь они касаются слуха, зрения и двигательного развития. Первые два года жизни — это тот самый сенситивный период, когда мы еще можем что-то принципиально изменить.

В дальнейшем для детишек, у которых остаются те или иные неврологические проблемы, будут в большей степени нужны специалисты психолого-педагогического звена. Хотя мы и сейчас стараемся, чтобы буквально спустя один-два месяца после выписки из стационара психологи и логопеды начинали работать и с мамой, и с ребенком — это нужно для развития речи.

Здесь такая закономерность: все, что можно сделать с моторной сферой, делается до трехлетнего возраста. А дальше на базе специализированных психолого-педагогических центров с детишками продолжают заниматься педагоги и логопеды, развивая в большей степени психическую сферу.

Читайте также:  Развитие речи ребенка при впс

Результаты этой работы мы оценим, когда ребенок пойдет в школу: станет понятно, к чему мы пришли как с точки зрения социального развития и поведения, так и с точки зрения возможностей обучения.

Конечно, эти результаты могут быть разными — в зависимости от степени поражения центральной нервной системы и от развития высших психических функций, то есть мышления, восприятия, памяти. Если ребенок может учиться в общеобразовательной школе, о нем, как правило, и не знают, что он родился раньше срока. Например, вместе с моим сыном учатся дети, которые были глубоко недоношенными, а теперь по итогам начальной школы — отличники.

Поэтому резервы и ресурсы совершенно точно есть даже у глубоко недоношенного ребенка.

Источник

Развитие недоношенного ребенка по месяцам до года

Малыши, которые появились на свет раньше предполагаемого срока, развиваются несколько иначе, чем доношенные младенцы. Их развитие идет в более быстром темпе, и уже к годику недоношенный ребенок практически не отличается от крохи, родившегося в срок.

Что нужно делать для развития недоношенного ребенка

Однако в первые месяцы после рождения отличия будут существенными – и во внешнем виде, и в скорости набора массы тела, и в освоении разных навыков.

Особенности развития при недоношенности

К недоношенным младенцам относят деток, которые родились на сроке беременности от 21 до 37 недель. Их развитие отличается такими особенностями:

  • Малыши осваивают основные навыки на несколько месяцев позже доношенных сверстников. Если кроха родился до 32 недели вынашивания, то отставание составляет 3-4 месяца, а у деток, которые родились после этого срока, отставание будет всего в 1-2 месяца.
  • Малышам с массой тела менее 1500 г требуются специальные условия сразу после родов, поэтому их держат в кувезах, в которых условия приближены к внутриутробным. После набора веса до 1700 г малыш перемешается в кроватку, у которой имеется подогрев. Когда масса тела малютки достигнет 2000 г, специальной тепловой поддержки больше не требуется.
  • Из-за особого функционирования нервной системы крохи при рождении раньше срока такие малыши нуждаются в повышенном внимании. Очень важно окружить малютку лаской и после выписки создать дома комфортные условия.

Терморегуляция недоношенного ребенка имеет свои особенности. В комнате должна быть температура в диапазоне 20-22°С, а влажность – 50-70%. Подробнее об этом смотрите в передаче доктора Комаровского.

Внешний вид

Недоношенный младенец выглядит так:

  • Масса тела младенца очень низкая, а рост крохотный.
  • Кожа крохи тонкая, с множеством морщин, в первые дни выражено красная.
  • Ушные раковины тоненькие и мягкие, могут слипаться.
  • На спине и конечностях (а иногда и на лице) есть мягкий волосяной пушок, который называют лануго.
  • Голова малютки выглядит непропорционально большой, она соответствует примерно 1/3 длины тела.
  • Живот ребенка большой, а пупок располагается ниже.
  • Шея и конечности карапуза короткие.
  • Пластинки на ногтях очень тонкие, почти прозрачные.
  • Внешние половые органы не полностью сформированы – у мальчиков яички не опустились в мошонку, а у девочек наблюдается зияние половой щели.
  • Большой родничок из-за недоразвитого черепа сместился.
  • На маленьком родничке могут быть участки без кожи.
  • Ребенок вялый и слабый.

Что нужно делать для развития недоношенного ребенка

Рост и вес в таблице

В зависимости от начального веса младенца выделяют несколько степеней недоношенности:

  • 1 степень – дети весом от 2 кг до 2,5 кг. Обычно они рождаются на сроке 36-37 недель. К году такие малыши увеличивают свою массу в 4-5 раз.
  • 2 степень – малыши с массой тела от 1,5 кг до 2 кг. Такой вес характерен для младенцев, родившихся на 32-35 неделях беременности. К году масса их тела увеличивается в 5-7 раз.
  • 3 степень – детки с весом 1-1,5 кг. Таких малышей называют детьми с низкой массой или глубоко недоношенными детками. Они появляются на свет на 28-31 неделе вынашивания, а к году их вес увеличивается в 6-7 раз.
  • 4 степень – младенцы с массой тела менее 1000 г. Такой вес называют экстремальным. Они рождаются на сроке до 28 недель и увеличивают свою массу к году в 8-10 раз.

Что нужно делать для развития недоношенного ребенка

Темп набора массы недоношенным в первый год жизни будет примерно таким:

Прибавка в росте также определяется степенью недоношенности младенца и будет составлять:

Что нужно делать для развития недоношенного ребенка

Уход за недоношенным новорожденным имеет свои особенности. Обязательно ознакомьтесь с нашей статьей.

1 месяц

Недоношенные малыши первого месяца жизни могут не проявлять активность. Они зачастую бывают малоподвижными, а их мышечный тонус снижен. Вес они набирают очень медленно и чаще всего просто компенсируют потерю веса в первые дни жизни.

Читайте также:  Обследование моторного развития ребенка

Сосательный рефлекс нередко отсутствует, поэтому малыша кормят с помощью зонда. Деткам, неспособным дышать самостоятельно, проводится искусственная вентиляция легких.

Что нужно делать для развития недоношенного ребенка

Маме в первый месяц следует постоянно быть рядом с малюткой, обеспечив ему телесный контакт и возможность слышать ее голос.

2 месяца

К началу этого месяца малыш начинает активнее набирать массу и прибавлять в длине тела больше, чем его доношенные сверстники. Однако он, как и раньше, быстро устает и сильно ослаблен. Очень важно обеспечить крохе усиленное питание. Если малыш не сосет грудь, желательно сцеживать молоко и кормить его необходимое количество раз.

Что нужно делать для развития недоношенного ребенка

К концу месяца карапуз учится приподнимать головку в положении на животике.

3 месяца

Набор веса в этом возрасте идет достаточно активно, поэтому многие малыши удваивают свой вес при рождении. Кроха хорошо реагирует на звуки и свет, но по-прежнему большую часть суток младенец спит.

4 месяца

Недоношенный малыш этого возраста уже умеет поднять и некоторое время удерживать свою голову. Кроха научился фиксировать взгляд на контрастном предмете, а также начал издавать звуки, которые напоминают гуление. В режиме дня малютки непременно должны быть прогулки, гимнастика, массаж и купание.

Что нужно делать для развития недоношенного ребенка

Нередко в этом возрасте повышается тонус мышц, из-за чего младенец часто просыпается или с трудом укладывается в кроватку.

5 месяцев

В этом возрасте недоношенный малыш дарит маме первую осознанную улыбку. Из-за немного увеличенного тонуса конечностей движения малютки пока немного судорожные, но кроха уже способен удерживать в ручке погремушку небольшого размера. Психическое развитие идет высокими темпами. Малыш уже с легкостью отыскивает источник звука, поворачивая голову.

6 месяцев

Младенец этого возраста начинает догонять по развитию сверстников, родившихся доношенными. Его вес утраивается, если сравнить с весом, с которым малыш родился. Он узнает близких и различает их голоса, много лепечет, смеется, занимается с игрушками. Если кроху поддерживать под мышки, кроха будет упираться ногами в поверхность и отталкиваться, как пружинка.

Что нужно делать для развития недоношенного ребенка

Некоторые 6-месячные малыши осваивают перевороты на живот со спинки.

7 месяцев

Малыши этого возраста с легкостью переворачиваются на живот, берут игрушки в руки, могут немного подползать к расположенной перед ними игрушке, подолгу лепечут, учатся кушать с ложки. «Речь» карапуза настолько многообразна, что вполне сравнима с лепетом доношенных младенцев. Если младенец родился на сроке 35-37 недель, у него начинают резаться первые зубки.

8 месяцев

К этому возрасту младенец уже довольно хорошо научился контролировать собственное тело. Он осознанно переворачивается, стоит на четвереньках и раскачивается, пробует садиться и ползать.

Психологическое развитие карапуза также прогрессирует. Малыш понимает обращенную к нему речь, отыскивает названный предмет, с удовольствием слушает песенки и стишки, активно впитывая всю полученную информацию.

9 месяцев

В этом возрасте многие малыши уже способны самостоятельно сидеть, а также начинают подниматься на ножки, держась за перила кроватки или манежа, а затем садиться обратно. Появляются первые зубки у карапузов, родившихся на сроке 32-34 недели.

Когда кроха бодрствует, он подолгу занимается игрушками. Ребенок уже может выполнять несложные просьбы, например, махать при прощании или давать руку, чтобы поздороваться. В «речи» карапуза появляются короткие слова или лишь первые слоги слов. Малыш учится воспроизводить интонацию речи взрослого.

Что нужно делать для развития недоношенного ребенка

10 месяцев

К этому возрасту большинство малышей учится самостоятельно стоять и, держась за ограждение, передвигаться вдоль него. Появляются первые зубки у малышей, родившихся на сроке до 31 недели.

У карапуза уже получается длительно удерживать взгляд на игрушке, которая движется. Особенно интересны малышу разнообразные вкладыши и мячики.

Кроха уже хорошо знает собственное имя и с интересом слушает речь взрослого, изучая новые слова.

11 месяцев

Некоторые малыши в этом возрасте совершают свои первые шаги. Те детки, кто пока не готов ходить, быстро ползают, легко встают и садятся. Малышам 11 месяцев очень нравятся кубики и пирамидки, а также разные каталки и машинки. Ребенок знает множество бытовых действий и выполняет их по просьбе. В его речи появляется много коротких слов, обозначающих животных и предметы.

12 месяцев

К году недоношенные малыши почти не отличаются от родившихся в срок карапузов ни физическими показателями, ни психоэмоциональным развитием, ни приобретенными навыками. У некоторых малышей движения могут быть еще излишне резкими и нескоординированными, но в целом детки этого возраста весьма подвижны и активны.

Что нужно делать для развития недоношенного ребенка

Подробнее о развитии недоношенных новорожденных смотрите в следующих видео.

Источник