Развитие мышления и воображения ребенка

Развитие мышления и воображения ребенка thumbnail

ГОУ «Педагогическая академия»

Кафедра воспитательных систем.

Тема: «Развиваем мышление и воображение ребенка»

Слушатель курсов:

«Психолого-педагогические основы педагогики, как ресурс развития личности ребенка в дошкольном возрасте»

Васильева Л.А.

МДОУ №40 «Колокольчик»

п. Фряново, воспитатель.

Научный руководитель:

к.п.н., доцент Коваленко Е.М.

Москва 2011г.

Развиваем мышление и воображение ребенка.

Творческая личность не возможна без хорошо развитого воображения. Благодаря ему человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы реальности, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, он может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире.

Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без практических действий.

В младшем и среднем дошкольном возрасте преобладает воссоздающее воображение, которое представляет собой создание образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Особенности этих образов зависит от опыта ребенка, информации, накопившейся в его памяти, и уровня понимания того, что он слышит от взрослых, видит на картинах. Дошкольники этого  возраста верят в образы, возникающие в воображение, почти как в реальное явление. Однако возникающие образы разрознены, не объединяются в целостную картину, зависят от изменяющихся внешних условий, которые каждый раз служат поводом для появления новых.

В старшем дошкольном возрасте активное воображение ребенка приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности и начинает ее опережать. Вместе с тем оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним при решении познавательных задач.

В воображении возникают замысел в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления, события и последующее ее дополнение деталями, предание ей конкретности, отличающей результаты воображения от мыслительной деятельности.

Приобретая активный характер, воссоздающее воображение ребенка значительно полнее и точнее, чем раньше, воспроизводит действительность. Ребенок  перестает путать действительное и вымышленное, реальное и фанатическое.

Воображение старшего дошкольника может приближаться к творческому воображению взрослого. Однако это творчества «для себя», к нему не предъявляется требование реализуемости, продуктивности. Основа активного воображения старшего дошкольника – сюжетно-ролевая и режиссерская игра. Рождаясь в игре, активное воображение переносится в другие виды деятельности – рисование, конструирование, сочинительство. Можно отметить оригинальность детских замыслов и результатов детского творчества. Развитие активного воображения у дошкольников хорошо осуществляется с помощью подобранных этюдов, игр-путешествий, игр-импровизаций, психогимнастик. Включение их в каждодневную жизнь детей вызывает у них неизмененный интерес, желание фантазировать, вместе со взрослым переживать воображаемые ситуации, дополнять предлагаемый взрослым образ новыми деталями. У детей развивается диалогическая и монологическая речь, звуковая культура языка, фонематический слух. В играх много стихов, которые дети не только читают вместе с взрослым, но и обыгрывают, ритмически оформляют. Это, в свою очередь, влияет на память, развитие чувства ритма и темпа.

В играх ребенок перевоплощается в живое или не живое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих. Игры развивают симпатию, учат быть внимательными, развивают память, мышление, любовь к природе.

В старшем дошкольном  возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер.

Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа служат не только реальный объект, но представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Ребенок как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но животных, предметов.

Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его: прочитанная сказка, мультфильм, игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел и ребенок произвольно планирует его реализацию, подбирает необходимые средства.

Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами. Дошкольник, например, придумывает себе друга – маленького человечка, с которым ребенок играет. Причина подобных фантазий кроется в личностных проблемах, которая есть у ребенка. Поэтому их появление – серьезный повод задуматься: какие потребности малыша не удовлетворяются, о чем он мечтает и к чему он стремится, какие видит взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Функции воображения:

  1. Позновательно-интелектуальная. Благодаря ней воображение ребенка лучше узнает окружающий мир, легче и успешней решает возникающие перед ним задачи.
  2. Аффективно-защитная. Она предохраняет легко ранимую душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

  1. Воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
  2. Оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
  3. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
  4. Воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
Читайте также:  Центр развития ребенка в копейске

Руководство развитием воображения.

На втором году жизни главным средством развития воображения является включения ребенка в мнимые ситуации, на которых основаны забавы, розыгрыши. Малыша катают на коленях, делая вид, что роняют. В мнимых ситуациях малыш участвует сначала с помощью реальных действий (бегает, ходит, прыгает), а потом условных (водит пальчиком по ладошке, как будто варит кашу). Взрослый учит его имитировать действия людей и животных: «Покажи, как …» (прыгает белочка, ходит медведь).

Подобные ситуации интересны и для ребенка 3-го года жизни, они оказывают положительное влияние на становление его воображения. Но основным руководством этим процессом становится обучение детей использованию предметов заместителей в игре и построению воображаемой ситуации. Только достаточно знакомые действие ребенок переносит в другую ситуацию, в том числе и воображаемую.

Условием для формирования воображения является освоение продуктивной деятельности, например умение наделять постройки определенным содержанием чему ребенка обучает взрослый с помощью обыгрывания.

Игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом воображения. Малыш, перевоплощаясь в разных персонажей, особенно в режиссерской игре, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.

Важным моментом в развитии воображения ребенка служит такая организация предметной среды, которая включает наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями предметы полуфункциональные: бросовый материал (коробки, катушки, обрывки ткани, бумаги) и природный (шишки, веточки, желуди). Действуя с ними ребенок осваивает замещение.

Основу для воображения создают разнообразные богатые представления собственный опыт дошкольника. Задача взрослого научить ребенка способам и средствам преобразования, развивать его комбинаторные способности. Освоение способов создания образов происходит при разрыве реальных связей, путем включения объектов в несвойственные им ситуации, наделения несвойственными функциями и соединения разнородных объектов в новый образ.

Руководство воображение требует от взрослого создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения и ситуаций, когда средства решения не определены. В младшем дошкольном возрасте целесообразно занять позицию незнающего, неумелого, чтобы показать, что одна и та же задача может решаться по разному. В 4-5 лет стимулом является соревнование со сверстниками «Кто придумает интереснее?», «Кто придумает иначе, чем у товарища?». А для старшего дошкольника следует создать такие условия, чтобы он сам встал в обучающую позицию, особеннов отношении младших детей, рассказывая им сказки, показывая инсценировки, организуя игры.

Список используемой литературы.

  1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. М., 2005г.
  2. Выготский Л.С. Воображения и творчество. М., 1996г.
  3. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986г.

Источник

Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребёнок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция).

О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков.

В первой половине дошкольного детства у ребёнка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребёнком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео- и кинофильмов. В данном типе воображения ещё мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе. В образах обычно воспроизводится то, что оказало на ребёнка эмоциональное впечатление, вызвало у него вполне определённые эмоциональные реакции, оказалось особенно интересным. В целом же воображение детей-дошкольников является ещё довольно слабым.

Маленький ребёнок, например трёхлетка, не в состоянии ещё полностью восстановить картину по памяти, творчески её преобразовать, расчленить и использовать далее отдельные части воспринятого как фрагменты, из которых можно сложить что-либо новое. Для младших детей-дошкольников характерно неумение видеть и представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной, под иным углом зрения. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творчески её преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, направленный характер.

Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определённый путь развития. О. М. Дьяченко показала, что детское воображение в своём развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причём основным орудием овладения им со стороны ребёнка являются сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детства у ребёнка, чьё творческое воображение развилось достаточно быстро (а такие дети составляют примерно одну пятую часть детей этого возраста), воображение представлено в двух основных формах: а) произвольное, самостоятельное порождение ребёнком некоторой идеи и б) возникновение воображаемого плана её реализации.

Читайте также:  Умственное и речевое развитие ребенка

Специально подобранные упражнения, игры с правилами, стимулируют развитие мышления, в первую очередь наглядно-образного. Его становление и совершенствование зависят от развитости у ребёнка воображения. Сначала ребёнок приобретает способность просто механически заменять в игре одни предметы другими, придавая предметам-заместителям не свойственные им по природе, но определяемые правилами игры новые функции. На втором этапе предметы непосредственно замещаются их образами и отпадает необходимость практического действования с ними. Главные линии развития мышления в дошкольном детстве можно наметить следующим образом: дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредствованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путём использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

Словесно-логическое мышление ребёнка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.

Н. Н. Поддьяков специально изучал, как идёт у детей дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления, и выделил шесть этапов развития этого процесса от младшего до старшего дошкольного возраста. Эти этапы следующие.

1. ребёнок ещё не в состоянии действовать в уме, но уже способен с помощью рук, манипулируя вещами, решать задачи в наглядно-действенном плане, преобразуя соответствующим образом проблемную ситуацию.

2. В процессе решения задачи ребёнком уже включена речь, но она используется им только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно-действенном плане. В основном же ребёнок по-прежнему решает задачи <руками и глазами>, хотя в речевой форме им уже может быть выражен и сформулирован результат выполненного практического действия.

3. Задача решается в образном плане через манипулирование представлениями объектов. Здесь, вероятно, осознаются и могут быть словесно обозначены способы выполнения действий, направленных на преобразование ситуации с целью найти решение поставленной задачи. Одновременно происходит дифференциация во внутреннем плане конечной (теоретической) и промежуточных (практических) целей действия. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, не отделённого ещё от выполнения реального практического действия, но уже направленного на теоретическое выяснение способа преобразования ситуации или условий задачи.

4. Задача решается ребёнком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе — память и опыт, накопленные в процессе предыдущих попыток решения подобного рода задач.

5. Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно-действенном плане с целью подкрепить найденный в уме ответ и далее сформулировать его словами.

6. Решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами.

Важный вывод, который был сделан Н. Н. Поддьяковым из исследований развития детского мышления, заключается в том, что у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более совершенными. Они трансформируются в <структурные уровни организации процесса мышления> и <выступают как функциональные ступени решения творческих задач>. При возникновении новой проблемной ситуации, или задачи, все эти уровни снова могут включаться в поиск процесса её решения как относительно самостоятельные и вместе с тем как составляющие логические звенья целостного процесса поиска её решения. Иными словами, детский интеллект уже в этом возрасте функционирует на основе принципа системности. В нём представлены и при необходимости одновременно включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Источник

РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Катя, 4-летняя девочка дошкольного возраста, взволнованно сказала маме: «… а потом мы выпили розовое молоко, полученное от розовой коровы»

Воображение — способность человека к спонтанному созданию или преднамеренному построению образов, представлений, идей объектов которые в пережитом опыте воображающего в целостном виде ранее не воспринимались или же вообще не могут быть восприняты посредством органов чувств.

Развитие мышления и воображения ребенка

Каждый ребенок рождается с воображением. Его восприятие часто намного более творческое, чем у взрослого.  Когда он видит пару цветов, то может сразу представить, какой цвет получится при смешении. И вы будете удивлены, но у детей часто есть идеи об изменении мира. Футуристическое видение, о котором любой логический взрослый ум мог только мечтать!

Недавние
исследования также показали, что творчество и инновации являются главными
приоритетами и основным направлением деятельности организаций в любой
области.

Это означает, что важно прививать такое мышление детям с юных лет. Иногда родители и взрослые подпитывают воображение детей и радуются их творческим мыслям и поступкам.  В других случаях мы можем (сознательно или неосознанно) задушить детское воображение, возможно, беспокоясь о том, что дети перестают чувствовать грань между вымышленным и реальным миром. Однако большинство детей старше трех лет знают, что розовых коров на самом деле не существует, но имеют возможность творчески мыслить и представлять.  Позволить детям использовать свое воображение полезно, и есть много преимуществ воображаемой игры в развитии ребенка.  По словам Сьюзен Энгель, доктора философии, автора книги «Настоящие дети: создание смысла в повседневной жизни», дети в два с половиной года понимают разницу между реальным и вымышленным.  Но когда они находятся в режиме игры, они могут потерять из виду это различие, или оно становится неважным.

Читайте также:  Развитие устной речи ребенка

Эйнштейн
сказал: «Воображение важнее знания». 
Воображение — это дверь к возможностям. Через творческую и воображаемую
игру, дети узнают о мире.  Во время
творческой игры дети выражаются вербально и невербально, планируют
(преднамеренно или непреднамеренно), действуют, взаимодействуют, реагируют и пробуют
разные роли.  Больше возможностей для
обучения появляется, когда дети участвуют в творческой игре с куклами,
транспортными средствами, кубиками, камнями, картоном или коробками.  Использование творческого мышления при
замешивании игрушечного теста, создание рецептов путем смешивания грязи и воды,
работа с художественными материалами, разбрызгивание луж или воображаемый
полет может способствовать дальнейшему развитию ребенка.

Воображение способствует когнитивному и социальному развитию.  Каждый хочет воспитать ребенка, который достигнет своего самого высокого интеллектуального и социального/ эмоционального потенциала.  В дошкольном образовании большая роль уделяется развитию навыков оригинального мышления и творческому подходу к решению проблем.  Воображение, поиск новых способов ведения дел и эксперименты помогают развить оригинальное мышление у детей и способствовать творческому решению проблем.  Кроме того, воображение строит социально-эмоциональное развитие, позволяя детям видеть различные решения, таким образом повышая уверенность детей.  Воображение и креативность — это также навыки, которые понадобятся нашим детям, в дальнейшей жизни.

Ниже
приведены советы и рекомендации по развитию воображения и творческого
мышления вашего ребенка:


ПРОВОДИТЕ ВРЕМЯ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ

Польза
природы для развития ребенка бесконечна. 
Поскольку природа постоянно меняется, она предоставляет бесчисленные
возможности для открытий, творчества и решения проблем.  Мир природы вдохновляет детей на размышления,
на желание задавать вопросы, делать предположения и развивать
творческое мышление.  Дети могут рисовать
на песке, делать рисунки из веток или просто лежать на земле и смотреть
на небо.

Развитие мышления и воображения ребенка


ПРИДУМЫВАЙТЕ СЦЕНАРИИ

Когда ваш
ребенок придумывает сценарий, он примеряет множество разных ролей и организует
свои мысли, развивая социальные и словесные навыки.  Это могут быть игры абсолютно различных
тематик: врач, зоопарк, ферма, космическая станция, школа или магазин.  Присоединяйтесь к образной игре, взяв на себя
какую-то роль.  Поиграйте с мягкими
игрушками или куклами.  Пусть ваш ребенок
проведет время вместе с вами.  Если
ваш ребенок увлекается супергероями, подумайте о силе, которую ваш ребенок
хотел бы иметь, развейте это в форме игры, поддержите и помогите.  Придумайте вместе с ребенком своего
супергероя!

Прекрасный
пример того, как некоторые элементы фэнтезийной игры и, в частности, игра
в супергероев, могут быть чрезвычайно полезны для детей, история о мальчике
Никите. У него было состояние, которое требовало, чтобы он регулярно
сдавал анализы крови примерно с двух с половиной лет.  Мама заранее купила ему костюм Железного
Человека, который она хотела вручить ребенку дома, сразу после больницы.  У ее сына, однако, были другие
идеи!  Он хотел носить его в больницу,
потому что он знал, что Железный Человек был могущественным и сильным,
и ничто не могло повредить ему, когда он носит свой костюм.  Таким образом, этот маленький мальчик носил
свой костюм Железного Человека каждый раз, когда он посещал больницу, и это
помогало ему чувствовать себя достаточно сильным, чтобы справиться с регулярными
анализами крови.

Развитие мышления и воображения ребенка


СЛОВЕСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Словесные
интерактивные действия, от рифм до загадок, от звуков до фонетики,
от написания текстов до простых мелодий, могут вдохновлять и развивать
творческие умы.  Одновременно эти занятия
расширяют словарный запас и помогают ребенку выучить фонетику.  Эти игры также являются идеальным и увлекательным
способом провести время в автомобильных поездках.


ПООЩРЯЙТЕ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Искусство — это творческое выражение, которое питает воображение.  Живопись, скульптура, коллаж, глина, рисунок или любой другой вид искусства — это способ для детей работать с эмоциями, принимать решения и выражать свои идеи.  Работа с художественными материалами дает ощущение свободы, а также способствует сосредоточенности и концентрации.  Художественная деятельность также развивает мелкую моторику и координацию рук и глаз.  Кроме того, занятия искусством придают уверенности, потому что дети приобретают навык владения материалами, что приводит к новому творению.

Развитие мышления и воображения ребенкаРазвитие мышления и воображения ребенка


ЧИТАЙТЕ

Сделайте
время чтения запоминающимся и обсудите другие возможные сценарии или
окончания истории, используя воображение вашего ребенка.  Придумайте историю с вашим ребенком,
пусть он будет главным героем увлекательного приключенческого рассказа. По очереди
с ребенком развивайте этот рассказ, придумывая продолжение.

Развитие мышления и воображения ребенка


ЗАДАВАЙТЕ НАВОДЯЩИЕ НА РАЗМЫШЛЕНИЯ ВОПРОСЫ

Задавать
вопросы, которые провоцируют творческое мышление, — это эффективный способ
помочь вашему ребенку выразить свои идеи и поделиться своими взглядами,
одновременно давая ему понять, что его идеи важны.  «Как ты думаешь, что произойдет,
если …?»  «Какая разница
между собакой и кошкой?» 
«Какими еще способами можно это сделать?»

 
ОГРАНИЧЬТЕ ВРЕМЯ НА ГАДЖЕТЫ

(телевидение, фильмы, компьютер, планшет, смартфон, видеоигры и т. д.). 

Воспитывать
воображение детей в эпоху цифровых технологий непросто.  Фокусировка на экране — это пассивный
способ обучения детей.  Альтернативой
было бы побудить детей создавать что-то новое и необычное.  Кинестетическое вовлечение детей, с использованием
всего их тела и их пяти чувств, развивает мышление.

Развитие мышления и воображения ребенка


НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ПРО СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

Неструктурированное,
незапланированное время дает детям возможность воображать и творить.

Раннее
детство — это самое лучшее время для развития воображения детей.  Поэтому, если ваш ребенок приходит домой и говорит:
«… а потом мы пили розовое молоко, полученное от розовой
коровы» или что-то подобное, подхватите и поддержите этот порыв детской
фантазии.

Развитие мышления и воображения ребенка

Источник