Развитие устной речи ребенка

Екатерина Блохина
Развитие всех компонентов устной речи детей дошкольного возраста в различных формах и видах детской деятельности

Развитие компонентов устной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности

К компонентам устной речи относится: словарь детей, формирование грамматического строя речи, развитие и совершенствование звуковой культуры речи (в нее входит развитие фонематического слуха, развитие связной речи.

Рассмотрим каждый компонент в отдельности.

1. Развитие лексической стороны речи.

Обогащение, расширение и активизация словарного запаса детей. Обогащение детскую лексику новыми словами на основе углубления представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности. Способствовать не только количественному росту словаря, но и качественному совершенству. Поощрять проявление внимания детей к незнакомым словам и желание узнавать, что они обозначают.

2. Формирование грамматического строя речи.

Правильное употребление слов в словосочетаниях и предложениях (согласование в роде, числе и падеже, употребление предлогов,

Поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения. Обучение составлению и распространению простых предложений за счет однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых. Способствовать появлению в речи детей предложений сложных конструкций.

Учить выразительно использовать в речи простые предложения различные по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).

3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.

Развивать фонематический слух. Уточнять и закреплять произношение звуков родного языка. Вырабатывать четкое произнесение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи. Развивать интонационную выразительность в специальных игровых упражнениях, средствами театрализованной деятельности.

4. Развитие связной речи детей.

Диалогическая речь. В особых коммуникативных ситуациях упражнять детей в умении вести диалог (беседу, поддерживать и начинать его. Начать приобщать детей к правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным).

Объяснять (и закреплять через личный опыт в повседневной жизни и в других видах деятельности, что языковое насыщение диалога (какие слова и выражения употребляешь, с какой интонацией произносишь фразы и реплики) зависит от того, с кем и по какому поводу идет общение.

Учить детей сознательно отбирать и пользоваться языковым материалом в зависимости от социальной ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание).

Обучать ребенка быть вежливым и тактичным в диалоге со взрослыми и детьми.

Монологическая речь. Готовить к обучению монологическим типам речи (описанию и повествованию).

Описание. Упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия. Учить выделять объект речи при описании. Упражнять в умении соотносить объекты речи с соответствующими описаниями. Упражнять в умении составлять простые перечисления (объектов, качеств, свойств, состояний, действий и пр.). Учить расширять высказывания описательного характера. Упражнять в составлении высказываний описательного характера, состоящих из 2—4 предложений.

Повествование. Упражнять детей в восстановлении простых последовательностей в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или действия). Упражнять в составлении простых последовательностей (какие герои появлялись, какие события развивались, которые педагог соединяет в сюжеты (с использованием наглядности, без наглядности, с частичным использованием наглядности). Учить детей составлять повествовательные высказывания путем изменения знакомых текстов: по аналогии («Сказки на новый лад» — например, вспоминаем сказку «Репка», а затем ребенок рассказывает свою сказку «Свекла» («Морковка», «Редиска» и т. п., путем изменения или добавления отдельных эпизодов текста. Упражнять в пересказе произведений путем перевода стихотворного текста в повествовательный (прозу). Поощрять желание детей составлять собственные повествовательные высказывания (по рассказам в картинках, по собственным рисункам и т. п.).

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.

4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)

6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8. Плохая дикция. Общая интонационная и произносительная смазанность речи. Очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью. Это намного облегчит ему учебный процесс и снимет многие проблемы общения его с учителем.

Наша задача, как педагогов в сложившейся ситуации компенсировать имеющиеся нарушения речи, как в образовательной деятельности, так и во всех режимных моментах.

Работа по развитию речи детей потребует от педагогов создания в группе определенных условий. Для этого необходимо оборудовать речевой уголок — специальное место (обособленное от игровых зон, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи.

Большую роль в развитии речи детей играет речевая среда. Это связано с тем, что именно в данном возрасте отмечается рост критического отношения ребенка к речи окружающих (особенно к произношению звуков и слов); у детей появляется способность контролировать собственную речь. Исходя из всего сказанного, важно, чтобы:

• в окружении детей звучала чистая, правильная, грамотная, культурная и богатая речь;

• детям много выразительно читали;

• дети имели возможность прослушивать записи художественных произведений в исполнении профессиональных чтецов;

• окружающие взрослые умели тактично исправлять речевые ошибки и неточности ребенка;

• взрослые учили детей слушать себя, находить в собственной речи положительные и отрицательные моменты (например, педагог обращается к ребенку: «Как интересно ты сейчас рассказал про. Мне очень понравилось, как ты говорил. Как ты думаешь, что в твоей речи мне больше всего понравилось?» или «Как красиво ты сказал о цветке. Как ты думаешь, какие слова мне больше всего понравились? А какие слова понравились (не понравились) тебе?» И т. п.).

Рассмотрим, как осуществляется решение задач по развитию речи детей в некоторых видах деятельности.

Коммуникация решает задачи:

1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

2. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи –диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности

Читайте также:  Развитие быстроты у ребенка

3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи

Решение задач образовательной области «Коммуникация» осуществляется с учетом интеграции с другими образовательными областями в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Познание:

Работа по познавательному развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматический строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли в связные высказывания.

В дошкольном возрасте дети постигают мир природы и человека, начинают устанавливать связи и зависимости в окружающей действительности (знакомятся с целевыми связями, постигают понятие «последовательность» и его значение в жизни природы и человека).

Внимание детей обращается на то, что в любом объекте природы есть внешние характеристики (которые ребенок может определить сам) — цвет, форма, размер, запах, вкуси т. д. В то же время у каждого объекта есть свои секреты, о которых можно узнать не только от взрослых, но и самому увидеть при определенных условиях, — свойства предметов, повадки животных и т. д.

Большое значение для речевого развития играют средства, методы и приемы, использующиеся для познавательного развития детей.

В процессе познавательного развития воспитатели и дети создают различные коллекции по групповым и индивидуальным интересам, тематические альбомы «Все работы хороши», «Наши славные дела», «Домашние любимцы», «Моя семья» и др. Коллекции и альбомы широко используются в речевом развитии детей. Дети с удовольствием беседуют друг с другом, с воспитателями и гостями группы, рассматривая фотографии, картинки и коллекции.

Познавательная сфера детей обширна и многогранна. Она охватывает все стороны жизнедеятельности и развития ребенка. В программе большое значение отводится обогащению не только сознания детей познавательным содержанием, но, самое главное, их активной позиции в познании мира. Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляется возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Взрослые всегда готовы выслушать ребенка, ответить на его вопросы, совместно обсудить и решить познавательные проблемы. Такой подход создает максимально благоприятные условия для развития всех сторон речи детей.

Формирование элементарных математических представлений

Освоение математических представлений особое влияние оказывает на грамматический строй речи детей. Многие математические понятия закрепляются в соответствующих формах слов, словосочетаниях и предложениях. Например, осваивая пространственное расположение предметов (относительно друг друга, дети обязательно усваивают и их словесное обозначение (выше всех — ниже всех, медленно — медленнее, быстро — быстрее). Отвечая на вопросы воспитателя, рассматривая сюжетные картинки, создавая и меняя сюжеты, дети оформляют свои мысли в разные по сложности предложения.

Активно отрабатывается согласование числительных и существительных в роде, числе и падеже. Предлагаемые в методике формы и методы работы, игры и игровые упражнения, обыгрываемые сюжеты активизируют речь детей.

Осваивая математические представления, дети сопровождают свои действия объяснениями. Это положительно влияет на развитие связной речи детей, готовит их к усвоению сложного типа монолога — рассуждения. Активно используется работа парами, практикуются задания, построенные на вопросах воспитателя детям и вопросах детей друг другу (например, игровое упражнение «Угадай-ка» на разном математическом содержании). Подобные формы работы способствуют развитию коммуникативной функции речи.

Художественная литература

Ежедневное чтение детской литературы в детском саду, оказывают большое влияние на развитие словаря детей. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия (жанр, рифма, писатель, автор, иллюстрация, докучные сказки, поэзия, поэт, эпитет и др.) Введение понятия «сравнение» и работа с ним как со средством художественной выразительности оказывают большое влияние на богатство речи (образность, выразительность). Дети не только упражняются в умении выделять сравнения в художественных произведениях, но и участвуют в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы как, словно, будто.

Предусмотренная в программе методика по приобщению к художественной литературе оказывает большое влияние на формирование связной речи. Все аналитические занятия построены в вопросно-ответной форме, на них широко используется совместное с педагогом обсуждение произведений. Систематический анализ произведений готовит детей к последующему более осознанному освоению структуры текста, правил построения связных высказываний.

Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей

Благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах. Методика работы с детьми включает обязательное рассматривание разнообразных природных объектов, явлений; сезонных изменений в их жизни. Процесс восприятия сопровождается высказываниями детей, в которых отражается эстетическое отношение к рассматриваемому объекту.

При организации совместного и самостоятельного творчества детей во второй половине дня воспитатель нацеливает детей на сочинении сказки по продукту изобразительного творчества, многие поделки, сделанные руками детей, обыгрываются в самостоятельных играх.

Содержание работы в рамках художественного труда способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. В течение года дети активно работают ножницами, пришивают пуговицы, работают со штампами и трафаретами. Используются приемы обрывания, процарапывания, складывания бумаги.

Отдельно хочется затронуть формы работы с детьми по развитию связной речи.

Соответственно большинство конкретных методов и приемов, используемых в практике детского сада, также подразумевают обязательное активное и руководящее участие взрослого в процессе формирования диалогической речи и взаимодействия. Например, организуя беседы с детьми, именно взрослый определяет тематику разговора, его содержательные моменты, вопросы и даже ответы детей.

При таком подходе самым инициативным, активным и коммуникабельным является взрослый. А ребенку отводится роль пассивного собеседника. Это отрицательно сказывается на коммуникативной позиции и самостоятельности детей, а процесс развития диалогического общения со сверстниками протекает стихийно.

Учитывая, что диалогическая форма речи в старшем дошкольном возрасте эффективно развивается в процессе речевого взаимодействия сверстников, в предлагаемой методике именно этому моменту будет уделяться особое внимание. При этом одним из важных условий диалогического взаимодействия является объединение старших дошкольников в пары (диалогические пары) с учетом их диалогической позиции (активная и пассивная, которая определяется на специальном занятии.

В старшей группе начинается целенаправленная работа по формированию навыков, необходимых для составления монологических высказываний. Обучение описательным и повествовательным высказываниям происходит раздельно. Сначала детей обучают составлять элементарные монологи-описания, затем раскрывают правила составления монологов повествовательного типа.

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Источник

Ольга Александровна Шохринова
Формирование навыков устной речи у детей младшего дошкольного возраста

Формирование навыков устной речи у детей

младшего дошкольного возраста

Содержание

Введение

Основные направления в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Читайте также:  Центр развития ребенка в энгельсе

1. Формирование словаря

2. Освоение звуковой кльтуры

3. Освоение грамматически правильной речи

4. Развитие связной речи

ВВЕДЕНИЕ

Усваивая родной язык, ребенок

усваивает не только одни слова… но и

бесконечное множество понятий,

воззрений на предметы, множество

мыслей, чувств, художественных

образов, логику и философию языка…

К. Д. Ушинский

Раннее детство – исключительно важное время для развития речи ребенка. Второй и третий год жизни являются особо чувствительным периодом в усвоении речи малышом.

Развитие речи побуждается развитием, усложнением общения взрослого с ребенком. Потребность ребенка в речевом общении с взрослыми должна всячески взрослыми поддерживаться, так как способствует ее быстрому совершенству. С развитием речи становится точнее и осмысленнее восприятие ребенком предметов, явлений. Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического и личностного развития.

Развивать речь ребенка, не включая ее в ту или иную деятельность невозможно. Поэтому основной задачей при развитии речи детей считаю не только и столько сообщать им новые слова, требовать повтора стихотворений, но и использовать речь как необходимое и незаменимое средство той или иной деятельности – игры, конструирования, решения практических задач, восприятия художественных произведений, общения с окружающими людьми.

Основная форма речи детей на третьем году жизни – фразовая. Фразы 2 -3 и более слова большей частью аморфны, состоят из неизменяемых слов – корней. Достижением речевого развития на 3 году жизни считается овладение способами грамматического оформления высказывания, т. е. включение в речь существительных, изменяемых по числам, падежам; глаголов – по числам, временам и лицам, приемов согласования существительных и местоимений с прилагательными, глаголами и др. В своей работе я использую несколько приемов, направленных на развитие речи детей:

1. Совместное рассматривание предметов

2. Чтение потешек

3. Знокомство с новым словом

4. Рассматривание картинок

5. Поручения, требующие ответа-действия

6. Звуковое обозначение своих действий

7. Спектакль игрушки

8. Драматизация и инсценировки

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (2-3 ЛЕТ)

1. Формирование словаря

2. Звуковая культура речи

3. Грамматический строй речи

4. Связная речь

1. ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ

Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойства, связи и отношения.

У детей от 2 до3 лет происходит бурный рост словарного запаса (к концу 2 года ребенок употребляет до 300 слов). Это главным образом слова основного словарного фонда языка, т. е. общеупотребительные слова, необходимые для общения. Уровень развития детей различен. Некоторые малыши на первых порах, приходя в детский сад, пользуются автономной речью, которой научили их родители, считая, что «автономные» слова (ням- ням, нака, би-бика, бяка, ля-ля) более доступны детям. Поэтому моей задачей является научить детей правильно и четко говорить слова, а в дальнейшем использовать их в своей речи. Для этого я использую в своей работе предметные и сюжетные картинки, игрушки, многократно повторяю новое слово или фразы.

Например: играя или рааматривая картинку, малыш называет машину «би-бикой». Я объясняю малышу, что правильно нужно говорить «машина». Повторяю слово несколько раз, четко проговаривая каждый слог, прошу малыша повторить слово вместе со мной, а затем самостоятельно, задавая вопрос «Что это? Как нужно правильно сказать?»

На занятиях учу детей объединять предметы по их назначению и признакам, усваивать видовые и родовые понятия (корова, коза, лошадь -животные; чашка, тарелка – посуда; платье колготки, рубашка – одежда).

Вместе с тем учу детей определять и правильно называть предметы и их качества (твердый, мягкий, оценивать предметы и явления по сходству и различию.

В своей работе я использую ряд упражнений,предусматривающих обогащение словаря ребенка:

Подбор определений

Собака. Какие бывают собаки? (большие, маленькие, добрые, злые, умные, лохматые)

Подбор действий к действию

На стене висят тик — так говорят? Что это? (Часы)

Подбор к действию объектов

Кто и что плавает? Летает? (рыба, лодка, утка; самолет, птичка, бабочка, листья и т. д.)

Распространение и дополнение предложений

Дети бегут (Куда? Почему? Зачем) Кошка лежит (Где? На чем)

Ежедневно с детьми я беседую на различные темы: «Какие игрушки есть у Вас дома?», «Что вы видели по дороге в детский сад?», «Что Вы делали в выходные дни дома?»; начинаю рассказывать сказку или потешку, а дети договаривают; играю в игры предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи («Угадай, что звучит», «Кто что делает», «Игра с матрешками», «Гости», «Что за форма, «Далеко – близко»).

2. ОСВОЕНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Основной задачей воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни является обучение их в первую очередь правильному произношению звуков, отчетливому и внятному произношению слов.

Чтобы научить детей правильно произносить звуки, отчетливо и ясно произносить слова, пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, я, прежде всего, учу их слышать и внимательно слушать речь окружающих, т. е. развиваю слуховой аппарат, восприятие. Развитие слухового восприятия – важная предпосылка для формирования звуковой стороны речи. Если ребенок не слышит речи взрослого, являющейся для него эталоном, то он не сможет в последствии развивать свою речь. Есть не мало примеров, когда ребенок, попадая в другую, не человеческую среду общения, усваивает звуки животных, птиц или вообще не говорит, если ему не с кем общаться.

Не маловажным этапом в развитии рачи ребенка является развитие у него голосового аппарата. Голосовой аппарат у детей третьего года жизни еще недостаточно окрепший. Малыши не всегда умеют им правильно пользоваться. Часто они говорят тихо (или наоборот крикливо, не умеют говорить шепотом, когда этого требует обстановка. Поэтому следующая моя задача – научить детей пользоваться голосом с различной силой (говорить громко, умеренно, тихо, т. е. развивать у них голосовой аппарат. В своей работе по развитию голосового аппарата я использую дидактические игры «Чей голос?», «Отгадай, кто к нам пришел» и др.

При произношении некоторых звуков (в, ф, с, з, и др.) детям не хватает достаточной силы выдоха, поэтому во время занятий и в свободное время я провожу специальные упражнения –игры на развитие речевого дыхания: «Ветерок», «Снежинки», «Паровоз».

Совместное произношение звуков, звукосочетаний, слов, фраз, я обязательно периодически чередую с индивидуальными ответами. Это дает возможность выявить ребенка, который не правильно воспроизводит звук или звукосочетание, говорит недостаточно громко и четко. С таким ребенком я провожу индивидуальную работу.

Свои занятия я провожу в игровой форме, создавая специальные игровые ситуации. Это стимулирует детей к подражанию, к самостоятельному высказыванию. Для работы я пользуюсь игрушками, предметами. Часто мы с детьми играем в сказку, наряжаясь в костюмы, разыгрываем сценки, что позваляет детям закрепить различные звуки и звукосочетания. Детям очень нравиться изображать того или иного героя, они с удовольствием произносят звуки, слова своего персонажа. У ребенка проявляются положительные эмоции, хорошее настроение, фантазия.

Читайте также:  Социальное развитие ребенка с нарушениями речи

Работа по закреплению звуков, по улучшению словопроизношения проводится не только на занятиях, но и в быту, во время игр и в процессе других видов деятельности. Я мого читаю детям народных песенок, потешек, стихотворений, разучиваю их с ними. Это знакомит детей с художественным словом. Но вместе с тем это способствует усвоению правильного звукопроизношения. Многие из потешек и песенок, наверное, и создавались для того, чтобы «поиграть» малышу звуками. Художественное слово я использую при умывании, кормлении, одевании и т. д.

Игры – занятия по звуковой культуре речи составляю из 2-3 частей в зависимости от поставленной задачи. Мои наблюдения показали,что наиболее рационально использовать такую структуру занятий:

1 часть – уточнение и закрепление правильного произношения звуков

2 и 3 часть – игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия, на словопроизношения, на развитие голосового аппарата.

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба) ребенка. Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти, я с детьми провожу артикуляционную гимнастику, а для правильного произношения звуков – проговариваем чистоговорки.

Для стимулирования речевого развития дете, улучшения артикуляционных движений, развития движения пальцев рук я провожу пальчиковую гимнастику.

3. ОСВОЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ

Вместе с ростом словаря у ребенка начинается важнейший этап освоения родного языка – овладение его грамматической структуры. Усвоение грамматики с ростом словаря происходит также очень интенсивно. В целом же в грамматическом отношении речь детей младшего возраста еще несовершенна и, поэтому на данном этапе развития речи ребенка моей задачей является научить его грамотно формулировать фразу, предложение. В своей работе я использую специальные речевые задания. Для детей с низким уровнем развития речи я даю простые задания.Например: «Повтори слово птичка, собака» или «Скажи, птичка летает, собака лает». Детям с высоким уровнем развития речи я даю задания более сложные.Например: «Артем,подайди к Елене Федоровне и скажи ей: «Елена Федоровна завяжите мне, пожалуйста, шапку». Такие задания дают ребенку образец речи, и не только образец правильного построения фразы, а пример использования речи в конкретных условиях общения. Можно даже сказать, что подобное задание не только способствует формированию грамматической, правильной лексической речи, но и воспитывают культуру речевого обращения, «речевого поведения». Так же эти задания полезны потому что, ребенок научится сознательно, осознанно строить свою речь, пусть в элементарной форме, осознавать то, как говорят другие, как говорит он сам. Речевые задания я даю ребенку, чтобы он обратился к другому ребенку («Полина скажи Игнату: «Игнат, дай мне, пожалуйста, куклу.») или к нескольким детям («Света,скажи девочкам: «Девочки, помогите мне прибраться в кукольном уголке, пожалуйста»). Тем самым активизируется речевое общение между детьми.

Речевые задания хорошо помогают обучать детей задавать вопросы: «Где?», «Какой?», «Куда?» и т. д., употребляя сложные предложения.Например: «Саша, спроси у Елены Федоровны, куда она положила Никитину игрушку». Ребенок может задавать вопрос различными способами в зависимости от развития его речи.

Для построения грамматически правильной речи я использую так же предметные и сюжетные картинки, игрушки, книжки с иллюстрациями. Рассматривая картинку,я сначала задаю вопрос: «Что изображено на картинке?» Сначала ребенок отвечает односложно, не заостряя внимания на цвет, форму, размер изображенного предмета (например: машина).Тогда я начинаю уточнять: «Какого она цвета?» (желтая, красная). Затем я даю ребенку образец построения связного и грамматически правильного высказывания.

Для закрепления грамматически правильной речи я провожу с детьми дидактические игры («Отгадай кто к нам пришел», «Какой?», Кто что делает?» и др.)

4. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Осваивая грамматически правильную речь, ребенок параллельно учится построению связного высказывания. Начиная обучение детей развитию речи, я предлагаю сначала для рассматривания предметные картинки и игрушки, глядя на которые дети используют для высказывания простые предложения («На картинке красный шарик» или «На картинке курочка клюет»). Затем предлагаю сюжетные картинки, на которых изображено много разных предметов, действий, качеств, которые ребенок должен назвать. А главное, на них изображено какое-то событие, и малыш, отвечая на мои вопросы, учится последовательно, связно о нем рассказывать.

Развивая связную речь, монологическую речь, я использую в своей работе литературные тексты (сказки, рассказы). Ребенок учится пересказывать знакомые сказки с несложным сюжетом («Колобок», «Курочка ряба»). При этом вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на мои вопросы. Включать в мой рассказ отдельные слова и предложения, как бы помогая мне. Так малыш подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения. Многие дети почти дословно запоминают тексты народных сказок, усваивают последовательность действий уже к концу третьего года жизни. Так же я предлагаю детям пересказывать маленькие рассказы с несложной фабулой. Для этого я использую лаконичные рассказы Л. Н. Толстого, Е. Чарушина, Я. Тайца, В. Степанова, Э. Машковской.

А как помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища- кукольный театр, мультфильмы, различные праздники! Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе. Большую роль в развитии связной речи играют бесседы с детьми в утренние и вечерние часы о том, что они видели, гуляя на улице, как и во что играли дома и т. д. Очень нравится детям играть в подвижные игры со словами,например: «Пес Барбос», «У медведя во бору», «Змейка», «Пузырь», «Кошка и мышки» и др. Эти игры способствуют развитию речи ребенка, памяти, мышления, воображения, основных движений малыша, эмоций, сближению малышей друг с другом. Нередко в свободное время можно наблюдать, как малыш, взяв игрушку — собачку, играет в игру «Пес Барбос», приговаривая все слова и весь текст. Иногда он приглашает поиграть вместе с ним других детей, а иногда воображает, что вокруг собачки уже стоят дети. Очень любят малыши играть в сказки. Они используют для этого игрушки или наряжаются в костюмы. Это способствует развитию речи детей вне занятий, дает положительные эмоции ребенку, развивает фантазию.

После овладения детьми связной речью я перехожу к составлению с детьми небольших сюжетных рассказов. Для этого я использую игрушки или картинки, позволяющие наметить простую сюжетную линию,например: девочка,корзинка, грибок; девочка, лейка, цветы; девочка, елочка, ежик; мальчик, машинка, кубики. Для образца я придумываю свой рассказ, а затем предлагаю ребенку придумать рассказ самому. Сначала ребенок просто повторяет мой рассказ, но постепенно начинает придумывать самостоятельный рассказ.

Источник