Развитие моторики у ребенка дцп

Развитие моторики у ребенка дцп thumbnail

Коррекционная работа  по развитию общей моторики с детьми  с диагнозом ДЦП.                                            Общая  моторика-это двигательная  деятельность,  которая  осуществляется  за  счет  работы   крупных  мышц  тела.

         У детей с  церебральным  параличом  задержано  и  нарушено  формирование  всех  двигательных  функций:  с трудом  и  опозданием  ребенок  начинает  удерживать  голову,  сидеть, стоять, ходить.

         Разнообразие  двигательных  нарушений  влияющих  на  развитие  моторики                 у  детей с ДЦП:                                                                                                                                                               Нарушения  мышечного  тонуса ( по  типу  спастичности,  ригидности,  гипотонии,  дистонии ).                                                                                                                                                     Ограничение   или невозможность   произвольных  движений  (парезы  и  параличи).  Наличие  насильственных  движений (гиперкинезы,  тремор).                                                          Нарушения  равновесия  и  координации  движений.                                                                       Нарушение  ощущений  движений.                                                                                                         Недостаточное  развитие  цепных  установочных  выпрямительных  ( стато-кинетических ) рефлексов.

Списочный  состав  группы-10 человек. 9 человек  с диагнозом   ДЦП.

У 6  детей — спастическая  диплегия:  поражены  и  руки , и  ноги , причем  нижние  конечности  затронуты  в  большей  степени, повышение  мышечного  тонуса ( спастичность)  в  конечностях ,  ограничение  силы  и  объема  движений  ;  ноги  приведены ,  согнуты  в  коленных  суставах, наблюдается  перекрещивание  ног  при  опоре  на  пальцы,  что  нарушает  опорность  стоп ,  осанку ,  затрудняет  стояние  и  ходьбу;  руки  приведены  к  туловищу ,  согнуты  в  локтевых  суставах,  пальцы  согнуты  в  кулаки .                                                                                                                                                                         1  ребенок  —  Атонически – астатическая  форма  — Со  стороны  двигательной  сферы  наблюдаются:  низкий   мышечный  тонус,  нарушение  равновесия  тела  в  покое  и  при ходьбе,  нарушение  ощущения  равновесия  и  координации  движений ,  тремор ,  гиперметрия (  несоразмерность ,  чрезмерность  движений  ).                                                              1 ребенок -Артрогриппоз- поражение  верхних  конечностей.

В МДОУ  созданы  хорошие  условия  для  развития  общей  моторики  у  детей  с ДЦП.  Группа  хорошо  оборудована,  есть  спортивный  комплекс, батут, скамейки, опорные  тележки, ходунки, поручни.  На  каждого  ребенка имеется  спортивный                              инвентарь: обручи, ленты, флажки, кубики, султанчики,  гимнастические  палки, ортопедические  мячи  разного  цвета  и  размера.  Для  мышечной  тренировки  используются  мячи,  кубы,  валики  разного  размера  и  веса.                                                                                                                  Физическое  воспитание  детей  с  церебральным  параличом  отличается  своеобразием.                                                                                                                          Специфические  особенности  развития  моторики  детей  требует  подбора  особых  сочетаний  методов  и  приемов,  которые  позволяют   формировать   определенные  двигательные  навыки  способствующие  развитию  основных  движений. В  работе  по  развитию  у  детей  общей  моторики  решающую  роль  играет  индивидуальный  подход  на  основе  учета  особенностей  двигательных  нарушений.  

Читайте также:  Логическое развитие для ребенка 2 года

В  своей  работе  используем  целый  комплекс  разнообразных  средств  и  приемов. Чем  тяжелее  двигательное  нарушение,  тем  больше взрослый  помогает  ребенку,  а  так  же  взрослый  проговаривает  последовательность  выполнения  движений.  При  выполнении  некоторых  движений  дети  выполняют  лишь  элемент.  

Планируем  и  проводим  подготовительную  работу.  Для  каждого  ребенка  отрабатывается  исходное  положение. При  проведении  занятий,  упражнений, игр  по  развитию  общей  моторики  не  допускаем   переутомляемости  детей.  Для  каждого  ребенка  дозировка  индивидуальна.                                                                                                                               В  ходе  коррекционной  работы  решаем  следующие  задачи:                                                                         1. Формирование  контроля  над  положением  головы и ее  движениями.                                                         2. Обучение  разгибанию  верхних  частей  туловища .                                                                                       3.  Тренировка  опорной  функции  рук  ( опора  на предплечья  и  кисти ).                                   4. Развитие  поворотов  туловища (переворачивания  со  спины  на  живот  и с живота  на  спину ).5. Формирование  функции  сидения  и  самостоятельного присаживания .                                       6. Обучение  вставанию  на  четвереньки ,  развитие  равновесия  и  ползания  в  этом  положении .  7.Обучение  вставанию  на  колени ,  затем  на  ноги.                                                          8.Развитие  возможности  удержания  вертикальной  позы  и  ходьбы  с  поддержкой .                         9. Стимуляция  самостоятельной  ходьбы  и  коррекция  ее  нарушений.   10.  Уменьшение  гипертонуса  мышц ,  укрепление  ослабленных  групп  мышц и нормализация   мышечного  тонуса .                                                                                                                                           По  результатам  диагностики  нами были  разработаны  коррекционные  комплексы  на  каждого  ребенка ,  коррегирующие  упражнения  на  спортивном  комплексе  (Упражнения  на  гимнастической  стенке :  «Выше  поднимись» ,  « Лягушка» ,             «Змейка» ,»Потянем  ноги!»  и т.д.); Батуте –«Стой» , «Возьми игрушку» , «Неваляшка» ,  «Удержись» и т.д.  Ортопедическом  мяче –«Крылышки», «Аист»  ,»Хлопни» , «Бабочка» ,» Веточка «,  «Елочка « ,  « Зайчик» и т. д. ; упражнения  по  укреплению  мышц  стопы  и  профилактики  плоскостопия. Все  комплексы  общеразвивающих  упражнений  включают  упражнения  с  предметами  :  мячом ,  палкой ,  обручем и др.   Применение  предметов усиливает  эффективность упражнений ,  дает  детям  выбор  различных  мышечных  ощущений  ( упражнения  с  мячами  разной  массы )  ;  они  являются  зрительными  ориентирами ,  ограничителями  движений ( гимнастическая  палка  позволяет  фиксировать положение  рук ,  способствует  более  точному  выполнению  движений )

Развитие  общей  моторики у  детей  с ДЦП  достигается :   организации развивающей  среды ;  осуществлении  индивидуально – дифференцированного  подхода; использовании  различных  средств .  оптимизирующих  развитие  общей  моторики  с  помощью  специально  разработанной  программы , представленной  упражнениями  для  мышечной  тренировки ,    подвижными  и  малоподвижными играми ,лечебными  играми и упражнениями  на  спортивном  комплексе , батуте , ортопедическом  мяче .

 Особенности физического развития детей с ДЦП

В работе Е.М. Мастюковой, о нейроонтогенетическом подходе к структуре двигательного дефекта, отмечается, что целесообразно выделить два типа нарушения при этом заболевании. Первый тип связан с задержкой формирования тех или иных функций, например, отставание функций сидения, стояния, ходьбы, произвольного захватывания.

Второй тип отражает наличие примитивных форм двигательной активности, не характерных для данного возраста ребенка и поэтому патологических, например, сохранность хватательного рефлекса после 6-7 месяцев жизни, шагательный рефлекс после 4-6 недель жизни.

В дошкольном возрасте дети предпочитают сидеть с полусогнутыми ногами, согнув спину, несколько наклонившись вперед, с опущенными разогнутыми руками.

При гиперкинетической форме влияние распространяется на разгибание мышц голеней, разгибанием мышц шеи и спины. Дети передвигаются вперед на прямых ногах, опираясь на передние отделы несколько повернутых вовнутрь стоп. Равновесие при ходьбе поддерживается боковыми качаниями туловища и некоординированными взмахами рук.

Читайте также:  Параметры умственного развития ребенка

Данный вопрос освещен в методическом пособии под редакцией Шматко. Она указывает на то, что основным проявлением двигательных нарушений бывает неустойчивая ходьба, неумение самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого дети затрудняются одеться, раздеться, зашнуровать ботинки, завязать бантик, застегнуть пуговицу и молнию.

У данной категории детей (с ДЦП) может быть поражена правая или левая рука, они не могут совершать действия больной рукой. Отмечается нарушение координации движения: ходят на широко расставленных ногах, походка их крайне неустойчива, а при испуге или волнении могут упасть. Навыки самообслуживания у них чаще всего недостаточно сформированы, предметно-практическая деятельность крайне ограничена, не готовы к овладению навыками рисования, письма. Иногда у детей отмечается повышенное слюноотделение. Эти дети быстро устают, особенно во время активных действий, и поэтому нуждаются в частых паузах.

      Особенности двигательных нарушений у детей с церебральным параличом проявляется при подвижных играх. Выполнение упражнений на занятиях физической культуры затруднено за счет того, что дети не могут воспроизвести правильно исходные положения, сохранить устойчивость в статической позе, выполнить упражнения с нужной амплитудой, осуществить движения слитно и в нужном темпе, согласовать движения рук, туловища и ног.

У дошкольников с ДЦП отмечаются трудности при упражнении с различными предметами: затруднен захват и удержание предметов различной формы. Нередко при выполнении упражнений у детей появляется нарушение дыхания: оно становится поверхностным, аритмичным.

                Возможности коррекции двигательных нарушений при ДЦП

     После обследования ребенка МПК даются рекомендации по ортопедическому режиму. Дальнейшая работа осуществляется совместно с методистами ЛФК,  воспитателями, логопедами. Такая комплексная работа помогает достичь наиболее положительного результата. Основными направлениями работы по коррекции двигательных нарушений являются формирование навыков самообследования, развитие практической деятельности и подготовка руки к письму. При этом важно помнить, что овладение двигательными навыками происходит поэтапно и требует большого времени.

Воспитание двигательных навыков у детей с ДЦП целесообразно проводить в ходе интересных и понятных для них игр.

Важной задачей является обучение ребенка самостоятельному приему пищи, различные действия во время одевания, развитию движений руки.

Как указывает К.А. Семенова, в своей работе,  является воспитание необходимого двигательного стереотипа. Целью таких упражнений является коррекция вертикальной позы, обучение ходьбе в новых условиях.

Для воспитания чувства равновесия и координации движений больного намеренно пытаются вывести из положения равновесия с помощью различных мячей. Мяч кидают на разную высоту и в разных направлениях так, чтобы он ловил его справа, слева, на уровне груди или отставил ногу в сторону. Ходьбе обучают постепенно. Сначала, когда больной ходит с опорой на ходунки, следят за положением туловища. Ребенок не должен наклоняться вперед, в сторону, подтаскивать ноги.

При ДЦП необходимо длительное, планомерное и последовательное лечение: в клиниках, санаториях, курортах, интернатах, специализированных ДОУ. Решению этой задачи способствуют различные формы организации занятий физическими упражнениями.

С помощью разнообразных средств физического воспитания у детей формируется та основа естественных видов двигательных действий, которая затем помогает свободно управлять двигательными актами, входящими в игровые и трудовые операции. Общеразвивающие и коррегирующие упражнения и игры систематизированы по характеру основного воздействия на организм: дыхательные упражнения, упражнения по коррекции позо-тонических реакций. Позотонические реакции проявляются в закономерном изменении тонуса мышц, туловища и конечностей в зависимости от общей позы.

О возможностях восстановительного лечения ДЦП изложено Т.Г. Шамариным и Т.И. Беловой. В литературе приводятся данные по исправлению двигательных нарушений у детей с ДЦП (Шамарин, Белова, Шматко, Беляева).

Авторы рекомендуют воспитание способности самостоятельно сидеть проводить с 5-6 месяцев жизни ребенка (то есть, придерживаясь последовательного развития функцией во временном измерении).

Приведем некоторый набор упражнений:

Ребенок лежит на мяче. Голова и туловище выдвигаются вперед за счет перекатывания мяча. Руками активно или активно-пассивно разогнутыми в локтевых суставах ребенок должен ладонями опереться о пол.

Положение «сидя». Туловище фиксировано в разгибательной позиции, голова выпрямлена. Левой рукой ребенок держится за перекладину, правой – активно или активно-пассивно дотягивается до нагрузки, находящейся спереди, сбоку или сверху от ребенка, берет и подносит к лицу.

Положение «сидя». Голова и туловище выпрямлены. Левой рукой ребенок держится за канат, правой активно или активно-пассивно дотягивается до игрушки, находящейся спереди, сбоку, вверху от ребенка, берет ее и подносит к лицу.

Источник

Особенности развития мелкой моторики детей с ДЦП

Развитие моторики у ребенка дцпДетский
церебральный паралич (ДЦП) — заболевание центральной нервной системы при
ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей
головного мозга.
Одной из особенностей, характеризующей ДЦП,
является нарушение мелкой моторики рук, тонуса их мышц, наличие
насильственных усилий, неточность движений руками и нарушение
формирования конечностей.
Разнообразие двигательных
нарушений у детей с детским церебральным параличом обусловлено рядом
факторов, связанных со спецификой заболевания.
1. Нарушение
мышечного тонуса (по типу спастичности, ригидности, гипотонии,
дистонии). Любой двигательный акт сопровождается мышечный тонус. Часто
наблюдается повышение мышечного тонуса — спастичность, когда мышцы
напряжены (характерно нарастание мышечного тонуса при попытках
произвести то или иное движение, особенно при вертикальном положении
тела).
2. Ограничение или невозможность произвольных движений
(парезы и параличи). В зависимости от тяжести поражения мозга может
наблюдаться полное или частичное отсутствие тех или иных движений.
Полное отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением
двигательных зон коры головного мозга и проводящих двигательных путей,
называется центральным параличом (ребенок затрудняется или не может
поднять руки вверх, вытянуть их вперед, в стороны, согнуть или разогнуть
ноги, затрудняется ходьба), а ограничение объема движений — центральным
парезом (страдают в первую очередь наиболее тонкие и дифференцированные
движения, например изолированные движения пальцев рук).
З. Наличие
насильственных движений характерны для многих форм ДЦП. Они могут
проявляться в виде гиперкинезов (непроизвольных насильственных движений,
обусловленных переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз) и
тремора (дрожание пальцев рук и языка).
4. Нарушение равновесия и
координации движений (атаксия). Туловищная атаксия проявляется в
неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе. В тяжелых случаях ребенок
не может сидеть или стоять без поддержки. Отмечается неустойчивость
походки: дети ходят на широко расставленных ногах, пошатываясь,
отклоняясь в сторону. Нарушения координации (ребенок не может точно
захватить предмет и поместить его в заданное место; при выполнении этих
движений он промахивается, у него наблюдается тремор).
5. Нарушение
ощущений движений (кинестезий). Развитие двигательных функций тесно
связано с ощущением движений. Ощущение движений осуществляется при
помощи специальных чувствительных клеток, которые дают информацию о
положении конечностей и туловища в пространстве, степени сокращения мышц
(так у детей с детским церебральным параличом бывает ослаблено чувство
позы или искажено восприятие направления движения — движение пальцев рук
по прямой ощущается как движение по окружности или в сторону).
6.
Недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных рефлексов
(статокинетических рефлексов). Статокинетические рефлексы обеспечивают
формирование вертикального положения тела ребенка и произвольной
моторики, при их недоразвитии ребенку трудно удерживать в нужном
положении голову и туловище. В результате он испытывает трудности в
овладении навыками самообслуживания, трудовыми и учебными операциями.
7.
Синкинезии — это непроизвольные содружественные движения,
сопровождающие выполнение активных движений (например, при попытке взять
предмет одной рукой происходит сгибание другой руки; ребенок не может
разогнуть согнутые пальцы рук, а при выпрямлении всей руки пальцы
разгибаются).
Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом могут иметь различную степень выраженности.
При
тяжелой степени ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной
деятельностью. Он не может самостоятельно обслуживать себя.
При
средней степени двигательных нарушений дети овладевают ходьбой, но ходят
неуверенно, часто при помощи специальных приспособлений (костылей,
канадских палочек и т. д.). Навыки самообслуживания у них развиты не
полностью, так же как и манипулятивная деятельность.
При легкой
степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно как в
помещении, так и за его пределами. Могут самостоятельно ездить на
городском транспорте. Они полностью себя обслуживают, достаточно развита
манипулятивная деятельность. Однако у детей могут наблюдаться
неправильные патологические позы и положения, нарушение походки,
движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила.
У детей с ДЦП наблюдается:
1. Нарушение координации движения глаз и рук.
2.
Замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие,
обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживание за
предметами.
3. Нарушение координации движений, общая психомоторика, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений.
4. Ребёнок недостаточно узнаёт предметы на ощупь.
5. Двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляции моторики и звукопроизношения.
6.
Нарушается взаимодействие зрительно – моторных и оптико –
пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных
движений руки.
7. Отмечаются пространственные нарушения и
пространственная дезорганизация (дети часто не могут довести начатое
дело до конца) .
8. Трудности в воспроизведении движений по образцу.
9. Нарушается темп выполнения и воспроизведения.
10. Снижена двигательная память и замедленный, неуверенный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.
11. Если движения пальцев рук отстаёт, то задерживается и речевое развитие.
Все перечисленные особенности у детей сочетаются с общей моторной недостаточностью.
Причины
недостаточного развития моторики различны и многообразны. Но ДЦП не
является прогрессирующим заболеванием. Чтобы развитие зрительного,
тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к
норме, необходимо систематически проводить специальную коррекционную
работу.
С возрастом при правильном лечении, реабилитации и
своевременно организованной коррекционной работе состояние ребенка, как
правило, улучшается.
Развитие мелкой моторики и координации движений
являются одними из важнейших аспектов развития детей. Руки участвуют во
всех рабочих движениях ребёнка.
Формирование двигательных функций, в
том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия
ребенка с окружающим предметным миром. Руки – это наш рабочий орган.
Именно через него мы получаем сведения о мире, играем, исследуем,
творим. Формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев
рук, стимулирует развитие нервной системы, всех психических процессов и
речи. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики дают возможность
развивать мышечные и тактильные ощущения, расширяют кругозор,
стимулируют развитие творческого воображения. Благодаря таким играм
ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается
внимательность и способность сосредотачиваться.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить с детьми углубленную работу в этом направлении
На
основе движения и определенных видов практической деятельности
формируются процессы восприятия, которые имеют активный характер и
являются познавательными. Постепенно с их развитием появляются
психологические предпосылки для освоения более сложных видов
практической деятельности, что, в свою очередь, способствует развитию
более высокой ступени восприятия. Одновременно в процессе усвоения
детьми ряда умений и навыков происходит совершенствование тонкой
моторики рук, что положительно влияет на развитие речи и
совершенствование коммуникативных навыков. В процессе занятий, связанных
с предметно-практической деятельностью, также формируются личностные
качества ребенка — усидчивость, целеустремленность, аккуратность,
трудолюбие; расширяются представления об окружающем мире; параллельно с
этим происходит формирование пространственных представлений.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка причины

Источник