Развитие мышления воображения ребенка дошкольного возраста

Развитие мышления воображения ребенка дошкольного возраста thumbnail

ГОУ «Педагогическая академия»

Кафедра воспитательных систем.

Тема: «Развиваем мышление и воображение ребенка»

Слушатель курсов:

«Психолого-педагогические основы педагогики, как ресурс развития личности ребенка в дошкольном возрасте»

Васильева Л.А.

МДОУ №40 «Колокольчик»

п. Фряново, воспитатель.

Научный руководитель:

к.п.н., доцент Коваленко Е.М.

Москва 2011г.

Развиваем мышление и воображение ребенка.

Творческая личность не возможна без хорошо развитого воображения. Благодаря ему человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы реальности, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, он может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире.

Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без практических действий.

В младшем и среднем дошкольном возрасте преобладает воссоздающее воображение, которое представляет собой создание образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Особенности этих образов зависит от опыта ребенка, информации, накопившейся в его памяти, и уровня понимания того, что он слышит от взрослых, видит на картинах. Дошкольники этого  возраста верят в образы, возникающие в воображение, почти как в реальное явление. Однако возникающие образы разрознены, не объединяются в целостную картину, зависят от изменяющихся внешних условий, которые каждый раз служат поводом для появления новых.

В старшем дошкольном возрасте активное воображение ребенка приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности и начинает ее опережать. Вместе с тем оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним при решении познавательных задач.

В воображении возникают замысел в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления, события и последующее ее дополнение деталями, предание ей конкретности, отличающей результаты воображения от мыслительной деятельности.

Приобретая активный характер, воссоздающее воображение ребенка значительно полнее и точнее, чем раньше, воспроизводит действительность. Ребенок  перестает путать действительное и вымышленное, реальное и фанатическое.

Воображение старшего дошкольника может приближаться к творческому воображению взрослого. Однако это творчества «для себя», к нему не предъявляется требование реализуемости, продуктивности. Основа активного воображения старшего дошкольника – сюжетно-ролевая и режиссерская игра. Рождаясь в игре, активное воображение переносится в другие виды деятельности – рисование, конструирование, сочинительство. Можно отметить оригинальность детских замыслов и результатов детского творчества. Развитие активного воображения у дошкольников хорошо осуществляется с помощью подобранных этюдов, игр-путешествий, игр-импровизаций, психогимнастик. Включение их в каждодневную жизнь детей вызывает у них неизмененный интерес, желание фантазировать, вместе со взрослым переживать воображаемые ситуации, дополнять предлагаемый взрослым образ новыми деталями. У детей развивается диалогическая и монологическая речь, звуковая культура языка, фонематический слух. В играх много стихов, которые дети не только читают вместе с взрослым, но и обыгрывают, ритмически оформляют. Это, в свою очередь, влияет на память, развитие чувства ритма и темпа.

В играх ребенок перевоплощается в живое или не живое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих. Игры развивают симпатию, учат быть внимательными, развивают память, мышление, любовь к природе.

В старшем дошкольном  возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер.

Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа служат не только реальный объект, но представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Ребенок как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но животных, предметов.

Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его: прочитанная сказка, мультфильм, игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел и ребенок произвольно планирует его реализацию, подбирает необходимые средства.

Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами. Дошкольник, например, придумывает себе друга – маленького человечка, с которым ребенок играет. Причина подобных фантазий кроется в личностных проблемах, которая есть у ребенка. Поэтому их появление – серьезный повод задуматься: какие потребности малыша не удовлетворяются, о чем он мечтает и к чему он стремится, какие видит взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Функции воображения:

  1. Позновательно-интелектуальная. Благодаря ней воображение ребенка лучше узнает окружающий мир, легче и успешней решает возникающие перед ним задачи.
  2. Аффективно-защитная. Она предохраняет легко ранимую душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

  1. Воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
  2. Оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
  3. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
  4. Воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Руководство развитием воображения.

На втором году жизни главным средством развития воображения является включения ребенка в мнимые ситуации, на которых основаны забавы, розыгрыши. Малыша катают на коленях, делая вид, что роняют. В мнимых ситуациях малыш участвует сначала с помощью реальных действий (бегает, ходит, прыгает), а потом условных (водит пальчиком по ладошке, как будто варит кашу). Взрослый учит его имитировать действия людей и животных: «Покажи, как …» (прыгает белочка, ходит медведь).

Подобные ситуации интересны и для ребенка 3-го года жизни, они оказывают положительное влияние на становление его воображения. Но основным руководством этим процессом становится обучение детей использованию предметов заместителей в игре и построению воображаемой ситуации. Только достаточно знакомые действие ребенок переносит в другую ситуацию, в том числе и воображаемую.

Условием для формирования воображения является освоение продуктивной деятельности, например умение наделять постройки определенным содержанием чему ребенка обучает взрослый с помощью обыгрывания.

Игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом воображения. Малыш, перевоплощаясь в разных персонажей, особенно в режиссерской игре, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.

Важным моментом в развитии воображения ребенка служит такая организация предметной среды, которая включает наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями предметы полуфункциональные: бросовый материал (коробки, катушки, обрывки ткани, бумаги) и природный (шишки, веточки, желуди). Действуя с ними ребенок осваивает замещение.

Основу для воображения создают разнообразные богатые представления собственный опыт дошкольника. Задача взрослого научить ребенка способам и средствам преобразования, развивать его комбинаторные способности. Освоение способов создания образов происходит при разрыве реальных связей, путем включения объектов в несвойственные им ситуации, наделения несвойственными функциями и соединения разнородных объектов в новый образ.

Руководство воображение требует от взрослого создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения и ситуаций, когда средства решения не определены. В младшем дошкольном возрасте целесообразно занять позицию незнающего, неумелого, чтобы показать, что одна и та же задача может решаться по разному. В 4-5 лет стимулом является соревнование со сверстниками «Кто придумает интереснее?», «Кто придумает иначе, чем у товарища?». А для старшего дошкольника следует создать такие условия, чтобы он сам встал в обучающую позицию, особеннов отношении младших детей, рассказывая им сказки, показывая инсценировки, организуя игры.

Читайте также:  Как правильно рисовать с ребенком 2 лет дома для развития

Список используемой литературы.

  1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. М., 2005г.
  2. Выготский Л.С. Воображения и творчество. М., 1996г.
  3. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986г.

Источник

Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребёнок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция).

О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков.

В первой половине дошкольного детства у ребёнка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребёнком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео- и кинофильмов. В данном типе воображения ещё мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе. В образах обычно воспроизводится то, что оказало на ребёнка эмоциональное впечатление, вызвало у него вполне определённые эмоциональные реакции, оказалось особенно интересным. В целом же воображение детей-дошкольников является ещё довольно слабым.

Маленький ребёнок, например трёхлетка, не в состоянии ещё полностью восстановить картину по памяти, творчески её преобразовать, расчленить и использовать далее отдельные части воспринятого как фрагменты, из которых можно сложить что-либо новое. Для младших детей-дошкольников характерно неумение видеть и представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной, под иным углом зрения. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творчески её преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, направленный характер.

Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определённый путь развития. О. М. Дьяченко показала, что детское воображение в своём развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причём основным орудием овладения им со стороны ребёнка являются сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детства у ребёнка, чьё творческое воображение развилось достаточно быстро (а такие дети составляют примерно одну пятую часть детей этого возраста), воображение представлено в двух основных формах: а) произвольное, самостоятельное порождение ребёнком некоторой идеи и б) возникновение воображаемого плана её реализации.

Специально подобранные упражнения, игры с правилами, стимулируют развитие мышления, в первую очередь наглядно-образного. Его становление и совершенствование зависят от развитости у ребёнка воображения. Сначала ребёнок приобретает способность просто механически заменять в игре одни предметы другими, придавая предметам-заместителям не свойственные им по природе, но определяемые правилами игры новые функции. На втором этапе предметы непосредственно замещаются их образами и отпадает необходимость практического действования с ними. Главные линии развития мышления в дошкольном детстве можно наметить следующим образом: дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредствованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путём использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

Словесно-логическое мышление ребёнка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.

Н. Н. Поддьяков специально изучал, как идёт у детей дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления, и выделил шесть этапов развития этого процесса от младшего до старшего дошкольного возраста. Эти этапы следующие.

1. ребёнок ещё не в состоянии действовать в уме, но уже способен с помощью рук, манипулируя вещами, решать задачи в наглядно-действенном плане, преобразуя соответствующим образом проблемную ситуацию.

2. В процессе решения задачи ребёнком уже включена речь, но она используется им только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно-действенном плане. В основном же ребёнок по-прежнему решает задачи <руками и глазами>, хотя в речевой форме им уже может быть выражен и сформулирован результат выполненного практического действия.

3. Задача решается в образном плане через манипулирование представлениями объектов. Здесь, вероятно, осознаются и могут быть словесно обозначены способы выполнения действий, направленных на преобразование ситуации с целью найти решение поставленной задачи. Одновременно происходит дифференциация во внутреннем плане конечной (теоретической) и промежуточных (практических) целей действия. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, не отделённого ещё от выполнения реального практического действия, но уже направленного на теоретическое выяснение способа преобразования ситуации или условий задачи.

4. Задача решается ребёнком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе — память и опыт, накопленные в процессе предыдущих попыток решения подобного рода задач.

5. Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно-действенном плане с целью подкрепить найденный в уме ответ и далее сформулировать его словами.

6. Решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами.

Важный вывод, который был сделан Н. Н. Поддьяковым из исследований развития детского мышления, заключается в том, что у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более совершенными. Они трансформируются в <структурные уровни организации процесса мышления> и <выступают как функциональные ступени решения творческих задач>. При возникновении новой проблемной ситуации, или задачи, все эти уровни снова могут включаться в поиск процесса её решения как относительно самостоятельные и вместе с тем как составляющие логические звенья целостного процесса поиска её решения. Иными словами, детский интеллект уже в этом возрасте функционирует на основе принципа системности. В нём представлены и при необходимости одновременно включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Источник

Ольга Василенко
Развитие творческого мышления и воображения в старшем дошкольном возрасте

Формирующаяся личность ребенка – это сложная система, в которой дифференцируются и интегрируются все психические явления, которые развиваются в индивиде под воздействием разнообразных факторов. В свою очередь, индивидуальность каждого человека определяется и характеризируется психологической структурой его личности. Современные исследования свидетельствуют, что отдельные черты и свойства личности не просто объединены в единственную сплошную структуру, а еще и образуют определенную иерархию. Вся структура, в свою очередь, определяется каждой ее составляющей.

Индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста состоят из разных взаимосвязанных между собой форм проявления его психики.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка кемерово

В частности, важной составляющей психических процессов ребенка является мышление – психический процесс, с помощью которого дошкольник познает сущность предметов, явлений и взаимосвязи, которые существуют между ними. Можно назвать ряд свойств мышления,которые способствуют формированию у ребенка активной позиции: глубина; широта; гибкость; критичность и тому подобное.

Сфера мышления современного ребенка формируется под воздействием существенных изменений в окружающем нас мире, и, прежде всего, в семье и дошкольном образовательном учреждении. Эти же изменения существенно сказались на усилении психосоциального развития современных детей, становлении их социального интеллекта. Поэтому, глядя на современных детей, мы можем смело объявить не какую-то часть, а всех их вместе другими, по сравнению с нами, людьми.

Под адаптационными возможностями ребенка старшего дошкольного возраста понимают совокупность физиологических, биоэнергетических, психических, психологических и других свойств человека, которые организованы по принципу взаимодействия и предопределяют способность человека адаптироваться к конкретным требованиям деятельности, условиям естественной и социальной среды и прочее.

Результативной является такая планомерная деятельность, которая отвечает условиям целостности и системности в организации индивидуальной жизни во всех его проявлениях. Мышление дает ребенку возможность осуществления принципиально новых форм деятельности, благодаря высшему типу научения ориентировочной деятельности (через построение внутреннего плана действий). Ж. Пиаже рассматривал мышление как ведущее универсальное средство уравновешивания ребенка со средой. Развитие интеллекта, считал он,происходят по двум направлениям: первое связано с интеграцией когнитивных структур, а второе – с ростом объективности индивидуальных представлений о действительности. По его мнению, мышление и интеллект – это наиболее совершенная форма адаптации организма ребенка к среде, это такая когнитивная структура, которая последовательно вбирает в себя (интегрирует) все другие, более ранние формы «когнитивной адаптации». [45,86]

А. Валлон основной движущей силой перехода ребенка на более высокие ступени развития мышления считает взаимодействие ребенка со все более усложняющимися условиями его существования, и прежде всего с социальным окружением, с миром созданных человеком вещей, отношений, способов поведения и т. п. Различные типы деятельности являются, таким образом, необходимым условием и способом формирования психики ребенка. Ведущей формы деятельности в раннем возрасте является игровая деятельность, которая является потребностью ребенка и необходимым условием социализации детской личности. Игра, благодаря подражанию и перевоплощению, помогает ребенку в познании предметного и социального мира. Мышление ребенка развивается в процессе различных видов деятельностей, среди которых игра отличается тем, что активно способствует переходу мышления на качественно новый уровень. Вместе с позитивными изменениями мышления, в процессе игры меняется, совершенствуясь, и речь ребенка. [10,64]

Важным психическим процессом ребенка старшего дошкольного возраста также является сила и направленность его эмоционально-волевых психических процессов. Воля – это способность человека, которая проявляется в самоопределении и самоорганизации им своей деятельности и разных психических процессов.Основные функции воли заключаются в:

— выборе мотивов и целей деятельности;

— мобилизации психических и физических качеств для достижения поставленной цели;

— преодолении препятствий и сложностей на пути к реализации поставленных целей;

— стимуляции активности действия при недостаточной ее мотивации.

Дошкольники с сильными волевыми качествами, как правило, являются лидерами в группе одногодок, способны на проявление сильной энергии, терпеливости, усидчивости в разных видах деятельности, склонны к смелым и новаторским идеям. [15,72]

Однако ребята не только познают окружающую их действительность, не просто участвуют или не участвуют в жизни детского коллектива, но и определенным образом относятся к событиям и процессам, которые происходят вокруг них.

Эмоциональная сфера индивида включает следующие элементы:

— долговременные, постоянные чувства, которые входят в мировоззрение ребенка (чувства любви, прекрасного, привязанность к семье, друзьям и др.);

— многочисленные переживания, которые формируются у ребят под воздействием конкретных событий, ситуаций (чувство страха или радости, удовольствия или возмущения, интереса или безразличия, уверенности или сомнения и др.);

— эмоциональное состояние ребенка дошкольного возраста (его настроение, тонус, активность или депрессию, оптимистичное или пессимистическое отношение к жизни).

Под психическими состояниями понимают: активность или депрессию; оптимизм или пессимизм; заинтересованность или безразличие; апатию или творческий подъем; убежденность или сомнения и пр.

Л. Выготский обосновывал системность всех психических процессов ребенка и того, что развитие каждого из них всегда осуществляется под воздействием доминирующей в сознании функции. Это в определенной степени касается и таких многозначных психических процессов, как воображение и творчество. Л. Выготский отмечал большое значение воображения для всестороннего развития и деятельности ребенка. Ведь, по его убеждениям, «все, что нас окружает и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, – все это является продуктом человеческого воображения и творчества, которое базируется на этом воображении».[11,5]

В своих научных трудах и, в частности, в работе «Воображение и творчество в детском возрасте», ученый доказывает, что «творческая деятельность. находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия предыдущего опыта человека, потому что этот опыт является материалом, на котором формируется воображение».[11,10] Л. Выготский обстоятельно описывает психологический механизм воображения, который включает выделение отдельных элементов предмета, их изменяемость (преувеличение или приуменьшение, сочетание измененных элементов в новые целостные образы, систематизацию этих образов и их так называемую «кристаллизацию» в предметном воплощении. [11,34]

Старший дошкольный возраст – это сензитивный период для развития творческого мышления и воображения. Воображение тесно связано со всеми психическими процессами личности, особенное его значение в развитии речи. Развитое воображение дошкольника старшего дошкольного возраста является ценным качеством его личности, которое обеспечивает возможность легко преодолевать интеллектуальные нагрузки, является составляющей готовности ребенка к школе.

Гендерные особенности мышления в дошкольном возрасте определяются тем, что восприятие мальчиков и девочек сильно различается по своим физиологическим характеристикам. У девочек в дошкольном возрасте лучше развита речь, но их ответы носят более однообразный характер, а мышление более однотипно. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, так как они реже раскрывают его в словах.

Особенности работы мозга у девочек и мальчиков определяют еще и разницу восприятия. Девочки более чувствительны к шуму, звукам, у них выше кожная чувствительность, их больше раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновение. Игры же мальчиков чаще опираются на дальнее зрение, и при этом они максимально используют все предоставленное им пространство.

Большую часть информации девочки воспринимают на слух, а мальчики — зрением. То что, девочке можно объяснить, мальчику лучше показать.

Девочки быстрее включаются в процесс обучения, они внимательны. Мальчики «раскачиваются» дольше, слушают «вполуха». Но к тому моменту, когда мальчики достигают пика работоспособности, девочки уже начинают уставать. Часто самый важный материал на занятиях они усваивают раньше, зато у мальчиков дольше сохраняется интеллектуальная активность.

Мальчикам нужен высокий темп работы. Девочкам быстрый темп мешает. Они лучше работают при поэтапном выполнении заданий.

Мальчиков интересует суть оценки: например, вы говорите об изображении на рисунке или о скорости, с которой он нарисован. Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает упомянутые нами эпизоды проделанной работы, затрагивая вполне определенные отделы мозга.

Читайте также:  Направления раннего развития ребенка

Для девочек важно, кто их оценивает и как. Такие слова активизируют сразу все отделы их мозга, и они живее реагируют на обращение.

Огромный взнос в теоретически-экспериментальные исследования творческого мышления и воображения был сделан широким кругом отечественных ученых, среди которых выдающееся место принадлежит Л. Выготскому и С. Рубинштейну.

С. Рубинштейн был глубоко убежден, что творческое мышление и воображение играет существенную роль в жизнедеятельности человека. Ведь, как психический процесс, оно связано с потребностью и возможностью личности творить что-то новое и потому может обеспечивать переработку и превращение новых образов, которые хранятся в памяти человека. Основы развития воображения закладываются еще в дошкольном возрасте.

Для старшего дошкольного возраста характерны следующие черты развития творческого мышления и воображения:

1. старший дошкольник начинает отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя продукты воображения (сформированные образы);

2.впервые появляется целостное планирование: ребенок может уже к началу действий построить план выполнения (в случае воображения – план развертывания идеи произведения) и последовательно реализовывать его, нередко корректируя во время выполнения;

3. дети точно реализуют свои творческие замыслы, обычно дополняя их в процессе выполнения разнообразными деталями. [43,17]

Для развития творческого мышления детей старшего дошкольного возрастанеобходимо применять следующие приемы:

— закреплять возможность пользоваться способом включения при создании основных образов-идей своих достижений;

— формировать умение представлять замысел собственного творения в виде наглядной модели и разворачивать ее в сюжетный рассказ;

— формировать операции моделирования, но основной акцент делать на стимулирование свободной операции с моделями, знаками, символами;

— особенное внимание следует уделять использованию способа включения, при котором заданный персонаж становится второстепенным героем придуманной сказки, чем обеспечивается оригинальный поворот сюжета. [20,49]

При этом у старших дошкольников могут возникать определенные трудности. К примеру, при переходе к самостоятельному моделированию некоторые дети могут предлагать примитивные решения, и только специальная отработка необходимых умений поможет им составлять более интересные, сложные, оригинальные и сюжетно организованные образы. Следует также отметить, что установка на определенность знаний, однозначность ответов на все вопросы, усвоение готовых схем превращения действительности ведут к снижению роли воображения, практически к полному его исчезновению у многих воспитанников, особенно если данные тенденции имеют место и далее – в начальной школе.

Чтобы избежать или минимизировать указанные негативные явления, психологами и педагогами разработаны следующие рекомендации. Впервые нужно использовать решение, в котором заданный объект служит просто внешним толчком к произвольно конструируемому образу, включаясь в него, как второстепенная деталь. Именно в этом случае и происходит, с одной стороны, опора на впечатления, которые ребенок получает от реальной действительности в соответствии с задачей дорисовывать предложенное изображение, а с другой – свободное манипулирование этими впечатлениями и использование их в качестве отдельных элементов нового образа. [21,107]

Игровая деятельность ребенка – это своеобразная форма выявления им своей активности, в которой на уровне своих знаний и умений он воссоздает действия взрослых и отношения между ними, познает предметы и их функции, социальную действительность своего окружения. В дошкольном возрасте ребенок уже пытается действовать самостоятельно. Но его физические и умственные возможности еще очень ограничены, поэтому он реализует свои стремления к общению в игровой форме.

В дошкольной игре формируются все компоненты личности ребенка, происходят значительные изменения в психике, готовится переход к новой, высшей стадии развития. В игре выразительно проявляются особенности познавательных процессов, фантазии ребенка, его эмоциональность, активность, развивается творчество, потребность в общении. [11,17]

Связывая содержание выдуманной игровой ситуации с конкретными предметами, которые в игре заменяют реальные, ребенок активизирует свою память, воображение, мышление.

Во время игровой деятельности у ребенка развивается такое психическое новообразование как образное мышление, которое представляет собой сплав интеллектуальных и когнитивных процессов. Образное мышление формируется в раннем возрасте вместе с любознательностью ребенка, но свое интенсивное развитие и особенное значение приобретает именно в старшем дошкольном возрасте. Воображение принимает непосредственное участие в возникновении предвидений, предположений, когда решается определенное задание. С развитием воображения дети овладевают произвольными познавательными процессами, учатся ставить цель и достигать ее. Воображение принимает непосредственное участие в создании образа своего «Я», позволяет ребенку поверить в свои возможности, рисковать, надеяться на успех. Все это дает основание утверждать, что развитие воображения содействует эмоциональному развитию старшего дошкольника.

Игровые ситуации дети воспринимают более естественно, чем серьезные обсуждения. Игры помогают детям расслабиться, раскрыться и почувствовать себя уютно. Эти факторы являются очень важными для развития психических процессов ребенка, в частности – воображения. В этом контексте важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цель. Процесс игры заключается в осуществлении поставленной цели, дети составляют план, избирают средства его осуществления. С развитием детей, ростом их сознания сложнее становится цель, более четким – план, постепенно игра переходит в общественную работу. [50,119]

Таким образом, среди множества психических процессов старшего дошкольного возраста особое место занимает мышление как особенная форма индивидуально-умственного опыта, где категория умственный опыт раскрывается как особая психическая реальность, которая определяет свойства интеллектуальной деятельности ребенка, а также его личностные качества и особенности социального взаимодействия. В процессе психического развития ребенка создается соответствующая иерархия структур, которые надстраиваются одна над другой, взаимодействуют между собой и в то же время не тождественны друг другу. На вершине этой иерархии находится мышление, которое имеет определяющее влияние на совокупность всех психических процессов ребенка. Ведь мышление и интеллект ребенка определяются как состояние равновесия, к которому тяготеют все последовательно расположенные адаптации сенсомоторного и когнитивного порядка. Являясь совершенной из всех форм психической адаптации, мышление является наиболее эффективным орудием взаимодействия ребенка с окружающим миром. В психологии исследовано много научных фактов, которые указывают на определяющую роль мышления в развитии действия.

Подводя итоги отметим, что для всех возрастных этапов детей дошкольного возраста, и для старших дошкольников в том числе, характерна общая черта – творческое образное мышление является еще очень неустойчивым, оно не всегда подчиняется поставленной задаче, но ему присуще умение направлять представления в нужное русло, подчинять их определенным целям.

Поэтому уже в дошкольном возрасте особенно важно формировать образное наглядное представление, развивать интуицию, стимулировать потребность в раскрытии и расширении творческих возможностей ребенка.

Следовательно, активизировать творческое мышление можно путем развития воображаемых образов. Для этого необходимо учитывать возрастные особенности воображения детей старшего дошкольного возраста, применять приемы развития воображения, проводить анализ и коррекцию трудностей с созданием детьми воображаемых представлений.

Выводы по теоретической части исследования

Проанализировав развитие образной креативности в отечественной и зарубежной психологии мы видим, что креативность рассматривается как неоднозначная характеристика личности, которая формируется в процессе творческой деятельности человека, это широкая характеристика, которая определяется не только способностью к творчеству,но и комплексом других психических свойств личности: эмоциональной подвижностью, мотивацией, эмпатией, определенным интеллектуальным уровнем, коммуникативными качествами, определенным восприятием и тому подобное. Рассмотрев личностно-ориентированный (А. Адлера, Ф. Баррона, А. Маслоу, К. Роджерса, Д. Хари?