Развитие мотивации у ребенка в спорте

Развитие мотивации у ребенка в спорте thumbnail

 Мотивация к спорту у ребёнка, одна из важных тем, как для родителей, так и для тренера. И это касается абсолютно любого вида спортивной деятельности. Эффективная и приносящая положительные результаты деятельность спортсмена, да и любого человека, лежит через понимание мотива этой самой деятельности.

Мотивация служит основой к постановке и реализации цели

Особенно важно сформировать устойчивую мотивацию к занятиям спортом на самых ранних этапах тренировочного процесса. Поскольку ребенок не понимает и не осознаёт смысла и мотивов тренировок.

Это касается не только темы детей в каратэ, в любом виде спорта, в любом кружке, чем бы не занялся ребёнок, ситуация будет ровно такой же. Поэтому именно на начальной стадии спортивной карьеры нужно сформировать мотивацию к занятиям.

Детская психология такова, что дети не могут пробросить перспективу в будущее и прикинуть важность и нужность тренировок и спорта в целом.

Развитие мотивации у ребенка в спорте

Мотивация в зале и дома

Достижение успеха требует большого проявления воли спортсмена. Волевые качества формируются на протяжение длительного времени. Интенсивная воспитательная работа способствует укреплению воли устойчивой мотивации к занятиям.

Тренер, понимая психологию юных спортсменов учитывает психологические и физические особенности ребят. Их некое сопротивление новому режиму, силовым нагрузкам, опаска и стеснение других детей в группе.
Деятельность тренера и проявление в процессе работы с детьми положительных  личностных качеств — сильнейшая мотивация для ребёнка.

Намного проще не водить в спортивную школу ребёнка, чем водить. Ведь для того, чтобы посещать секцию карате родителям придётся подстраиваться под тренировочный процесс. Менять своё расписание, тратить время и силы, приобретать спортивную одежду и следить за её опрятным состоянием, переживаться за неудачи и сталкиваться с ленью ребёнка и ещё многие многие факторы. Решая эти «проблемы» взрослый человек знает для чего это нужно ему и его ребёнку, родитель мотивирован и ведёт своё чадо к определенной цели. Именно эту цель и нужно донести до ребёнка понятным, детским языком.

 Любой родитель начинает придумывать различные методы привлечения сына или дочки заниматься чем-то ещё помимо школы. Сталкиваясь с нежеланием ребенка заниматься в каком либо кружке или секции.  Все мы прекрасно знаем и понимаем, что ребенок очень непостоянен в своих желаниях и выборе.

Желание ребенка заниматься должно рождаться не от страха наказания, не от сюрпризов и денежного поощрения, а от искреннего стремления.

мотивация детей

Действия родителей для формирования мотивации к спорту у ребёнка.

Ниже перечислим несколько моментов которые будут способствовать формированию устойчивой мотивации у ребёнка:

  • проговаривать о необходимости спортивных занятий. Самый значимый и действенный пункт в формирование мотивации и отношения к спорту в целом. Постоянные беседы и разговоры о необходимости занятий. Аргументировать и приводить примеры для ребёнка, чтобы он понимал для чего ему это нужно. Дети воспринимают всё очень прямолинейно, как правило не «примеряя  на себя» те навыки и умения, которые они получают в спортивных секциях, клубах, школах развития. Поэтому, родителям нужно объяснять, зачем необходимо посещать занятия и столько времени и сил тратить на тренировки.

Например, не говорить очень абстрактно спорт это здоровье и бодрость. А привести конкретный пример,   что спортсмены выглядят подтянутыми и стройными, с крепкими мышцами, а не с отвисшими животами, как у большинства сегодняшних школьников. Либо пример того, что в спортсмена закладывается настрой на победу, что тебе (ребёнок) будет легче идти к своим достижениям, так как цель будет победа, а не участие в процессе. Участие это тоже очень хорошо, но наш мозг так устроен ему нужно задавать планку выше,  поверьте, результат будет. Постоянно проговоривать о том, какова цель занятий. Даже если родители настроенны не на большой спорт для ребёнка, а на гормоничное физическое развитие. Говорите об это ребёнку.

   Все остальные пункты это настрой ребёнка в нужное русло, а вот самый действенный способ это беседа и разговоры о необходимости спорта.

  • вызвать и проявлять интерес к спорту. Просмотр спортивных передач, спортивных журналов, фильмов о спорте и спортсменах;
  • личный пример родителей, способен очень сильно мотивировать ребёнка;

спортивная семья

  • хвалите за успехи ребёнка, но при этом всё должно быть в меру. Поддержка и одобрение должны быть дозированы, без гипертрофии небольших побед;
  • вызвать стремление к победе. Как пример помечтать вместе с ребёнком о том как он будет себя чувствовать когда одержит победу. Такими разговорами можно побудить ребёнка и вызвать чувство некой гордости за достижения, уверенности в силах;

победители сорекнований

  • ходите на соревнования как зрители и как участники. Тренер всегда оценивает силы каждого спортсмена. Допустим, ребёнок не готов к участию, ни физически ни эмоционально, такого спортсмена просто не допустят к соревнованиям. И ещё один момент важно объяснить детям, в соревнованиях всегда участвуют спортсмены примерно одинаковой подготовки, в одном спарринге не будут участвовать новичок и бывалый спортсмен;
  •  поддерживать интерес ребёнка. Спрашивать о тренировках, интересоваться результатами, какими-то, казалось бы примитивными вещами, сколько раз присел или отжался;
  • постановка небольших целей и достижение их. Согласитесь, преодолевать и побеждать маленькие трудности каждый день всегда приятнее, чем ставить одну глобальную и идти к ней годами. И как приятно будет ребёнку от видения своих собственных результатов здесь и сейчас;
  • поощрять ребёнка даже тогда когда нет результатов. Важным моментом при этом является то, что ребёнок действительно должен был постараться над достижением цели. Он долго и упорно работал, но результат был плохим, а родители вошли в положение и утешили чем-то приятным (поездка, поход в кино или кафе, игра, слова поддержки);
  • определить время для отдыха. Дайте ребёнку понять, что пять дней в неделю он ходит на тренировки, а суббота и воскресенье его законные выходные и в эти дни он делает что захочет. Без сомнений, ребёнку проще жить в чётком режиме, нежели быть предоставленному случаю;

отдых детей

  • рассказать о достижениях его тренера и ребят, занимающихся в клубе. Каждые пол года проходят аттестационные семинары, на которых ребята демонстрируют свои знания и повышают свои ученические степени. Получение очередного пояса целое событие для всех юных спортсменов и гордость для их родителей;
  • планировать будущее вместе с ребёнком. Это сработает только со старшими подростками. Тем не менее, подумайте вместе с ребёнком, какие положительные качества он приобретёт от занятий спортом. Каким образом может поменяться его характер, воля, самооценка и уверенность в собственных силах.

Подводя итог нужно ещё раз отметить о важности формирования мотивации детей в первый год начальной тренировочной деятельности.  Не важно каким видом спорта или кружком или секцией будет заниматься ребёнок, структура является универсальной. Тот факт что ребёнок несколько часов занимается полезным делом, а не зависает в телефонах и гаджетах, уже должен смотивировать родителей. Принять решительные меры по воздействию и поддержанию интереса к общему развитию. Для становления устойчивой мотивации требуется огромная работа как от тренера, так и от родителей.

каратисты дети

Мотивирующий фильм про живую легенду каратэ

Смотрите фильм про  Рафаэля Агаева.

Азербайджанский каратист, пятикратный чемпион мира, одиннадцатикратный чемпион Европы, победитель IX Всемирных игр и Всемирных игр боевых искусств 2013, чемпион Европейских игр 2015 года и Исламских игр солидарности 2013 и 2017 годов, Заслуженный мастер спорта Азербайджанской Республики.

Невероятно трудолюбивый, спортсмен ворвавшийся в историю каратэ и завоевавший сердца многих любителей и гуру каратэ.  Все наивысшие эпитеты и восторженные слова подходят Рафаэлю Агаеву.

Читайте также:  Сенсорный опыт и познавательное развитие ребенка

Его рвение к победе и любовь к картаэ мотивируют и заряжают энергией.

Фильм Бриллиант мирового карате • Фильм о Рафаэле Агаеве

————читайте далее:

— Мотивация детей к занятиям спортом со стороны тренера

— Каратэ — это

— Спорт — это труд

Источник

На чтение 8 мин.Просмотров4.5k.

Что такое спортивная мотивация и что делать родителям, чтобы интерес ребенка к спорту не угас? Рассказываем в этой статье.

Спорт — неотъемлемая часть гармоничного развития ребенка. Именно поэтому все больше родителей отдают своих детей в секции, но ребенок — существо непоседливое, и энтузиазм, вызванный новыми впечатлениями, очень быстро угасает. Еще вчера ваше чадо радостно бежало на тренировку, а сегодня капризничает и хочет смотреть мультики вместо похода в спортзал.

Чаще всего кризис наступает в первые полгода, и рано или поздно перед родителями встает вопрос, что делать в этой ситуации: заставлять, ругать, наказывать или, наоборот, не давить на ребенка и сдаться?

Психология мотивации

Осознанная деятельность невозможна без мотивации, и спорт — не исключение. Чтобы мотивировать и себя, и другого человека (особенно ребенка) правильно, нужно понимать, что это явление из себя представляет и как работает.

Совершать любые действия нас побуждают мотивы. Они могут быть самые разные: желание получить материальную вещь или самоутвердиться, моральный долг, интерес к самому процессу и так далее. Мотивацией психологи называют совокупность этих мотивов плюс какие-либо внешние факторы (например, влияние другого человека или жизненные условия).

Самыми распространенными мотивами, побуждающими человека заниматься спортом, являются:

  • стремление к физическому и моральному совершенству — спорт развивает тело, укрепляет организм, воспитывает характер;
  • стремление к самоутверждению — спорт дает возможность стать лидером, снискать уважение окружающих, получать похвалу и признание, а также иметь успех у другого пола;
  • социальные факторы — мода на здоровый образ жизни, престиж спорта в городе/стране/мире, много друзей-спортсменов, семейные традиции;
  • стремление к удовлетворению духовных потребностей — спорт дарит новые впечатления, позволяет почувствовать себя частью чего-то большего, дает больше возможностей для общения со сверстниками и авторитетными фигурами.

В целом все эти мотивы объединяет чувство удовлетворения, которое испытывает спортсмен.

В спорте мотивация бывает:

  • общая — формируется постепенно и постоянно, в сознание закладываются долгосрочные цели и мотивы для занятий спортом;
  • конкретная — актуальная для отдельной тренировки, соревнования или этапа подготовки.

Это обязательно нужно учитывать и подогревать интерес ребенка как к занятиям в принципе, так и к каждому отдельному событию.

Подходящий спорт

Ни один совет по правильной мотивации не поможет, если заставлять ребенка заниматься тем, что ему не нравится и не подходит. Именно поэтому в первую очередь нужно хорошо подумать, какая дисциплина подойдет вашему малышу.

Хорошо, если он уже без ума от футбола или мечтает стать пловцом, но, если у самого ребенка нет конкретных пожеланий, стоит выбирать спорт по следующим критериям:

  • Темперамент ребенка. Безусловно, использовать тип личности ребенка как жесткое руководство к действию и рассматривать только подходящие его темпераменту виды спорта не стоит. И все-таки особенности характера малыша нужно учитывать и рассматривать те дисциплины, в которых ему будет комфортно и в которых он с большой вероятностью добьется успеха.
  • Физические данные. Истории профессиональных спортсменов регулярно доказывают, что изначальные параметры не приговор и не гарантия успеха, но учитывать физическую форму вашего ребенка все же стоит. Так, например, высоким и подвижным дорога в баскетбол и волейбол, быстрым и ловким — в футбол, а легким и координированным — в гимнастику или легкую атлетику.
  • Цели и задачи. Между занятиями спортом для души и с заделом на профессиональный уровень есть принципиальная разница. В первом случае лучше выбрать секцию со щадящими нагрузками и удобным расположением, во втором — искать максимально профессионального тренера и тот вид спорта, которым ребенок будет по-настоящему «гореть».

Советы родителям

После того как вы определитесь с видом спорта, заинтересуете ребенка и отведете его на первое занятие, начнется непростой путь воспитания спортсмена. Как правило, дети приходят в секцию уже с какими-то первоначальными мотивами. Главная задача — сохранить и развить их. На тренировках этим будет заниматься тренер, в остальное же время важно участие и правильное поведение родителей.

Как же привить малышу любовь к спорту и мотивировать его продолжать тренировки?

Демонстрируйте поддержку

Это первый и самый главный способ мотивировать ребенка. Поддерживайте его во всех начинаниях, старайтесь ходить на все соревнованиях, забирайте и встречайте из секции хотя бы первое время и, конечно, подбадривайте в случае проигрыша. Дайте ребенку понять, что вы им гордитесь, а его старания для вас приятны и важны. Особенно родительское участие важно для совсем маленьких спортсменов, ведь в этом возрасте мама и папа все еще остаются центром вселенной.

Важно: мотивируя таким образом, не переусердствуйте. Если ребенок будет думать, что только таким образом заслужит ваше признание, уважение и похвалу, он может продолжать заниматься тем, что ему совсем не нравится или не подходит. Родительская поддержка должна быть спокойной, без оттенка жертвенности.

Рассказывайте о плюсах

Регулярно, но ненавязчиво рассказывайте ребенку, почему спортом заниматься полезно и нужно. Главное — делайте это соответственно возрасту. Вряд ли пятилетнему мальчику покажется убедительным аргумент «спортсмены нравятся девочкам», а подростков сложно привлечь разговорами о профилактике заболеваний. Подумайте, что важно для вашего ребенка (популярность, уважение, самоутверждение, карьера, красота), и делайте упор именно на это.

Используйте книги и фильмы

Этот пункт логично вытекает из предыдущего. Подкрепите аргументы интересными книгами и фильмами о том виде спорта, которым занимается ваш ребенок. Особенно хороши киноленты о великих спортсменах — они очень вдохновляют и заряжают на успех. На Youtube можно смотреть зрелищные видео с соревнований и показательных выступлений. А еще лучше, если среди спортивных звезд ребенок найдет кумира и, глядя на него, будет стремиться достичь таких же высоких результатов

Замечайте мелочи

Конечно, вы не ожидаете, что после недели тренировок ваш ребенок станет вторым Харламовым или Акинфеевым. Очень важно показать это малышу — подмечайте даже самые, казалось бы, незначительные изменения и хвалите ребенка не только за крупные победы, но и за маленькие успехи. Освоил новый прием, пришел первым на кроссе, занял призовое место в районном соревновании — все это можно и нужно отмечать. Самое главное — не перехвалить юного спортсмена, чтобы ни он, ни вы сами не заразились звездной болезнью.

Будьте примером

Будьте примером для ребенка

Личный пример важен в любом аспекте воспитания, и спорт — не исключение. Очевидно, что увещевания о пользе спорта от родителей, которые все свободное время проводят на диване перед телевизором, не подействуют даже на маленького ребенка. Точно так же в семье, где физическая активность — органичная часть повседневной жизни, проблем с мотивацией у малышей практически не бывает.

Если вы «не дружите» со спортом, хотя бы измените образ жизни: регулярно делайте зарядку, много гуляйте пешком, отправляйтесь вместе с ребенком в аквапарки и на природу. Покажите на своем примере, что движение — это жизнь, что спорт приносит море положительных эмоций. Также можно устраивать совместные занятия: это не только полезно, но и повод проводить с ребенком больше времени.

Читайте также:  Методики развития ребенка от 1 года какую выбрать

Не сравнивайте с другими детьми

А вот чего делать точно не нужно, пытаясь мотивировать ребенка заниматься спортом, так это сравнивать со сверстниками в контексте «А вот Саша из параллельного класса…». В лучшем случае вас ждет еще большее сопротивление, помноженное на упрямство, в худшем — поломанная самооценка, неуверенность ребенка в себе и все вытекающие из этого проблемы.

Введите систему поощрений

Этот пункт неслучайно стоит в конце списка. Самый просто способ мотивировать ребенка — обещать ему награды за посещение тренировок и победы на соревнованиях. Никто не захочет упустить новую игрушку, гаджет или любимый десерт, но такая мотивация не будет подлинной, да и ребенок привыкнет к товарно-рыночным отношениям. Впрочем, это не значит, что нельзя поощрять детей за старания на тренировках, — просто убедитесь, что малыш ходит на них не только ради подарков.

Не давите

Если ребенок категорически не хочет ходить на тренировки, капризничает, плачет или отказывается стараться, не игнорируйте эти тревожные сигналы. Возможно, причина в тренере, коллективе или слишком больших нагрузках — выявив проблему, вы сможете ее решить. Но может оказаться и так, что вашему ребенку просто не нравится спорт или он хочет заниматься чем-то другим.

Поговорите с ним по душам. Если вместо отработки приемов или забрасывания мяча в кольцо он мечтает учить иностранный язык, рисовать или углубленно изучать математику, дайте ему эту возможность. Физическую же активность можно перенести из зала в парк или домой, заменив тренировки подвижными играми и выездами на природу.

Подводим итог

Маленькие дети не всегда понимают, чего хотят, поэтому, отдав ребенка в секцию, родители должны деликатно и мудро его направлять. Независимо от того, планируете ли вы вырастить чемпиона или ваша цель — занятия для общего развития, спорт подразумевает трудности и упорную работу, которая чаще всего и вызывает желание бросить занятия.

Помните, что для ребенка спорт должен быть источником здоровья и положительных эмоций, поэтому мотивировать нужно также через позитив. Проводите больше времени вместе, смотрите фильмы и передачи о спортсменах, хвалите ребенка за достижения и обязательно объясните, что неудачи — такая же часть этого пути, и в них нет ничего страшного.

Если вы чувствуете, что нежелание ребенка заниматься спортом становится категорическим и вы не справляетесь сами, поговорите с тренером и не стесняйтесь обратиться к психологу. Компетентные люди помогут разобраться в проблеме и не травмировать малыша.

Источник

Спортивная психология Дети в спорте психология победы

Спортивная психология.

Дети в спорте: психология победы.

О мотивации.

     Известный российский спортивный психолог Р.М. Загайнов, тренировавший таких чемпионов как Алексей Ягудин (фигурное катание), Гарри Каспаров (шахматы), Сергей Бубка (легкая атлетика) и др., выделяет спортсменов-чемпионов и говорит об их особой «абсолютной мотивированности».

    И, если для такого спортсмена мотивация на победу, желание быть первым во всем проявляется еще в детстве и проходит красной нитью через всю жизнь, затрагивая все виды деятельности, то для основной массы спортсменов мотивацию нужно постоянно активизировать.

    На начальном этапе спорт привлекает детей тем, что, например, способствует развитию определенных качеств характера, таких как смелость, решительность, настойчивость, формируется спортивное телосложение, присутствует желание быть похожим на известного игрока, а также потребность в признании и уважении окружающих.

    Кроме того, если ребенок по каким-либо причинам неуспешен в школе и не пользуется уважением одноклассников, то он решает реализовать себя в спорте. Известный психолог Е.П. Ильин приводит такой пример: «Мировая рекордсменка по плаванию 70-х годов XX века Линн Гаутчи писала: «В школе я себя чувствовала глупой и комплексовала по поводу своей внешности, которую считала не очень привлекательной. Поэтому бассейн был тем местом, где я получала основу для самоуважения. Там я была звездой, и никто не смел обидеть меня. В бассейне я обретала блеск и красоту. К тому же я по-настоящему любила плавание». В этом примере желание самореализоваться и самоутвердиться в обществе выступает мощным мотиватором на достижение успеха.

    Хотелось бы отметить, что на начальном этапе занятий спортом в мотивации детей отсутствует материальная составляющая, а превалирует потребность в общении с такими же ребятами-спортсменами, удовольствие от тренировок, причастность к спорту. Хотя в дальнейшем с возрастом приоритеты могут меняться.

     У юных спортсменов с недостаточной природной мотивацией можно наблюдать ее колебания. Это нормально. Дело в том, что дети ориентированы на быстрый результат – стать успешным спортсменом, обыграть известного игрока, быть лучшим, но не ориентированы на длительный, сложный, порой монотонный процесс тренировок с успехами и неудачами.

   Поэтому в определенные периоды времени мотивация может быть на высоком уровне, например, ребенок посмотрел матч с авторитетным для него игроком и, наблюдая за профессиональным спортсменом, увидел с какой заразительной легкостью тот ведет мяч и обходит соперников.  Или же родители в очередной раз рассказали о том, как сложно и в то же время престижно быть лучшим игроком и о том, что для победы важно ежедневно трудиться, что нужна целеустремленность, сила воли, определенные жертвы, на которые придется идти ради тренировок – друзья собираются в кино, а он, как настоящий спортсмен, говорит, что он занят – подготовка к соревнованиям.

    С другой стороны, монотонность тренировок, периодические неудачи или опять же необходимость идти на тренировку вместо поездки с классом на природу могут отрицательно сказываться на желании ребенка заниматься спортом.

    Кроме того, со временем накапливается усталость, появляется эмоциональное выгорание, все это вместе с отсутствием быстрого, желаемого результата негативно влияет на мотивацию. В такой ситуации важна активность тренера, его умение заинтересовать ребенка, превратить тренировки в увлекательный процесс.

    Положительно влияют на мотивацию хорошие, доверительные отношения с тренером, когда достигается понимание друг друга с полуслова и тренер демонстрирует логичное, предсказуемое для ребенка поведение — при наличии ошибок звучит разумная, спокойная критика с коррекцией действий и непременно похвала, если получилось новое упражнение.

    В то же время мотивация на достижения может снижаться, если совсем не поощрять ребенка, не отмечать его даже небольшие успехи. Не исключается адекватная критика. Но цель ее — скорее информирование игрока о наличии ошибок и способах их исправления.

    Продуктивная тренировка также может выступать хорошим мотиватором – у ребенка появляется уверенность в собственных силах, желание повторить и закрепить то, что он теперь умеет, проверить свои силы в соревнованиях.

    Хороший матч с заведомо более сильным соперником, несмотря на то, что он не привел к победе, но игрок был активен, сумел использовать отработанные с тренером техники и приемы и выложился по максимуму, может мотивировать спортсмена на достижение более высоких результатов.

    Нахождение игрока среди других спортсменов, даже если они потенциальные соперники (сборы, отборочные соревнования), тем не менее, повышает мотивацию – здесь срабатывает принцип: мы – профессиональные спортсмены, мы занимаемся одним делом. То есть осознание себя частью референтной группы обязывает соответствовать этой группе, стремиться к новым достижениям, стать лучшим из лучших, дабы заслужить уважение членов команды.

Читайте также:  Оформление инвалидности ребенку по задержки развитие

    Общеизвестно, что высокий уровень мотивации увеличивает эффективность деятельности, но если ребенок демонстрирует чрезмерное желание выиграть, то результат ухудшается. Согласно закону Йеркса-Додсона, по мере того, как мотивация увеличивается, соответственно, увеличивается и показатель успешности, но при достижении определенного максимума мотивации качество деятельности резко снижается. Дело в том, что чрезвычайно высокий уровень мотивации способствует появлению психологического напряжения и вызывает определенные эмоциональные реакции: волнение, стресс, а это в свою очередь приводит к ухудшению эффективности деятельности.

    Таким образом, ребенок будет максимально эффективным в матче или соревнованиях при среднем, оптимальном уровне мотивации.

Об эмоциях.

    В процессе спортивной деятельности дети испытывают самые разные эмоции и, конечно, трудно переоценить их влияние на качество тренировок и успешность выступления на соревнованиях.

    Всем известно волнение игроков перед началом матча. Важную роль играет значимость соревнования для ребенка (например, накануне мама говорит, что он обязательно должен обыграть Ваню, тем самым делая этот матч значимым для сына), индивидуальные психологические особенности (тип нервной системы, характер), обстановка на соревнованиях: это и поведение окружающих, и атмосфера, и место проведения соревнований и многие другие факторы.

    Выделяют три вида предстартовых эмоциональных состояния. Первое – это состояние воодушевления, когда спортсмен уверен в себе, своих силах, ощущает прилив энергии, находится на подъеме и с нетерпением ждет начало старта. Это состояние является оптимальным для успешного выступления.

    Второе – это лихорадочное состояние, которое наблюдается при вышеупомянутой чрезмерно высокой мотивации и характеризуется эмоциональной неустойчивостью (волнение, стресс, раздражительность), расстройством в координации движений — в таком состоянии трудно сконцентрироваться.

    Третье эмоциональное состояние, наблюдаемое у некоторых спортсменов –это апатия. Это может быть вызвано неадекватной нагрузкой (перетренированностью) либо, если спортсмен долгое время находился в состоянии ожидания матча и «перегорел». При этом игрок испытывает сонливость, вялость, страдает внимание, концентрация, ему сложно собрать себя, организовать.

    Негативное влияние на деятельность спортсмена во время соревнований оказывает состояние тревоги. Оно может быть связано с более сильным соперником, с незнакомым местом проведения матча, с неуверенностью в собственных силах, с недостаточно закрепленным навыком и др.

Способы регуляции эмоционального состояния.

     Выше мы рассмотрели как эмоциональное состояние спортсмена может способствовать успешности его деятельности либо вызывать ее полную дезорганизацию. Поэтому нужно знать приемы, способствующие уменьшению психического напряжения.

    Начнем с того, с какой установкой Ваш ребенок идет на соревнования.

     Простой пример: ребенок недавно начал заниматься теннисом. Спустя какое-то время тренер посоветовал родителям поучаствовать в соревнованиях с другими детьми. И родители настраивают мальчика на победу, хотя понимают, что на данный момент у него нет подготовленности к победе над более опытным участником: нет стабильности в подаче, трудности с приемом крученых мячей и т.п.

    И, когда в процессе игры с соперником, преимущество оказывается на стороне другого игрока, ребенок растерян, разочарован, понимает, что не оправдал надежды родителей (эмоции захлестывают). И часто исход в такой ситуации — это либо слезы, либо агрессивные реакции с бросанием ракетки, либо «сливание» игры.

    Вопрос: что можно сделать, чтобы ситуация не была столь трагичной для ребенка? Чтобы он не «слил» игру, но получил ценный опыт поражения?

   Можно идти на матч с другой установкой.

    Вы объективно понимаете, что у Вашего ребенка, несмотря на небольшой опыт занятий теннисом, уже есть сильные и слабые стороны игры. Например, он великолепно бьет слева двумя руками и мастерски делает укороченные. И перед соревнованиями стоит напомнить ему о его преимуществах в игре и в дополнение, при возможности, например, потренировать смэш, который дается ему непросто. Но заранее обсудить, что данное соревнование является проверкой его умений, чтобы родители и тренер могли понять, что именно у него не получается и над чем и как нужно поработать.

    Так, здесь сработает мотивация не на победу, но мотивация на избегание ошибок, на проверку своих возможностей на сегодняшний день, на испробование техник и приемов, на проверку их освоения ребенком, чтобы понять, в каком ключе продолжить тренировки и на что сделать акцент.

    По окончании матча речь идет не о проигрыше, а о том, что получилось хорошо, а над чем нужно продолжить работу. Например, была отличная подача, но трудно было принимать укороченные мячи соперника или так называемые «свечки».

    При такой мотивации Вы будете удивлены, насколько у Вашего ребенка изменится эмоциональное состояние, отношение к матчу, к сопернику, более того, по окончании соревнования он с интересом будет рассказывать ход «схватки» и анализировать, что получилось, а какие техники надо потренировать.

    И, напоследок, несколько слов о саморегуляции. Во время соревнований психическое напряжение порой чрезвычайно велико и нужно уметь расслабиться, чтобы сохранить энергию до конца матча. Для этого существуют различные дыхательные техники, их сочетают с напряжением и расслаблением мышц.

    Кроме того, существуют аутогенные тренировки – они могут оказывать различный эффект на спортсменов, поэтому важно понимать, когда их лучше использовать.

    Как способ снятия эмоционального напряжения во время соревнований можно использовать замещающую деятельность. Например, во время теннисных турниров мы можем наблюдать как спортсмен прыгает на месте или делает имитацию ракеткой без удара по мячу – такие действия способствуют сбросу накопившегося напряжения. Для некоторых спортсменов хорошей разрядкой является речь – во время небольших пауз они могут что-то проговаривать вслух.

    Существует много способов снятия психического напряжения, связанных не только с релаксацией, дыхательными упражнениями, но и с изменением отношения к соревновательной деятельности, с моделированием различных обстоятельств, при которых могут проходить матчи, с изменением установки, изменением уровня притязаний.

    Для каждого спортсмена способы снятия психического напряжения различны и подбираются с учетом его индивидуальных особенностей (характер, тип нервной системы и тп).

    Спорт профессиональный или любительский меняет характер и способствует формированию сильного характера – ребенок учится взаимодействовать в команде, становится более собранным, ответственным, самостоятельным, получает опыт отстаивания своих интересов или интересов команды, учится не только проигрывать и выигрывать, но и мыслить: во время игры ему приходится анализировать действия соперника, самостоятельно принимать решения, выбирать тактику.

    Пусть спортивные достижения Вашего ребенка способствуют становлению сильной и уверенной в себе личности, для которой занятия спортом являются не только удовольствием, но и возможностью реализоваться, самоутвердиться и найти свое призвание.

На моих консультациях Вы сможете узнать:

— насколько ребенок психологически и технически готов к участию в соревнованиях;

— как правильно ставить спортивные цели, чтобы ребенок с легкостью и желанием шел к их достижению;

— как управлять мотивацией ребенка;

— как справиться с состоянием страха, волнением перед матчем;

— как сбрасывать напряжение во время матча;

— что такое мертвая точка и второе дыхание.

Прием ведется:г. Москва ст. м. Крестьянская застава, Пролетарская

Запись по тел. +7 916 970 81 31 звонки, смс, Viber, WhatsApp

С 10:00 до 21:00

С наилучшими пожеланиями,

                                                Марина.

Источник