Сенсорный опыт и познавательное развитие ребенка

Наталья Данькова
Проект «Познавательное развитие через сенсорное воспитание»

Аннотация.

Проект “ Познавательное развитие через сенсорное воспитание ” направлен на развитиепредставлений о образе мира: о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности, о мире предметов.

В рамках проекта разработаны конспекты совместных мероприятий родителей с детьми, конспекты занятий для дошкольников, с учетом их возраста и уровень развития. Занятия предусматривают постепенное усложнение представлений “о мире” через игры и упражнения.

Данный материал поможет педагогам ДОУ, используя окружающую обстановку, последовательно развивает ощущения и восприятия детей

Введение в проект

Актуальность проекта. Тема познавательного развития детей дошкольного возраста актуальна и перспективна, так как в ней решается одна из самых актуальных и значимых задач детского сада – происходит зарождение первичного образа мира у ребенка дошкольника.

Ведущим местом в работе с детьми младшей группы является сенсорное развитие,формирование у детей представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, необходимых для восприятия окружающего мира.

В период дошкольного детства познавательная активность ребенка имеет свою специфику на каждом возрастном этапе. В этот период образ мира формируется и находится на начальной стадии развития и функционирования познавательной сферы человека, которая обеспечивает ему нормальное и полноценное интеллектуальное и эмоциональное существование и развитие личности в нашем мире.

Вид проекта. Познавательно-творческий.

Участники проекта. Дети младшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Цель проекта. Создание условий для развития у детей младшего дошкольного возраста сенсорных эталонов через дидактические игры.

Задачи проекта:

1. Учить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных цветах и формах, и об отношении предметов по величине.

2. Познакомить детей с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине.

3.Учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.

Развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Гипотеза реализации проекта.

В результате сенсорного воспитания ребенок овладевает способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением; происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется относительная самостоятельность в познавательной и практической деятельности.

Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни.

Этапы реализации проекта

Вводный

1. Сбор информации

-. И ндивидуальные беседы с детьми,

— Индивидуальные беседы с родителями

— Анкета»Выявление интересов и знаний родителей воспитанников первой младшей группы по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников«

2. Диагностика с целью изучения освоенных сенсорных эталонов

Диагностические игровые задания

3 Изучение учебно- методической литературы по проблеме

Сбор материала (иллюстрации, открытки, произведения)

4 Создание развивающей среды

Внесение игр по теме:

1сюжетно ролевых,

2 дидактических,

3 настольно- печатных

Основной

1. Осуществить отбор тем расширяющих сенсорные представления дошкольников

1 Д/игра «Разложи фигуры по цвету».

Цель: закреплять представления о шести цветах, закреплять названия цветов спектра.

2

Д/игра «Собери матрешку».

Цель: учить детей устанавливать отношение предметов по величине.

3 Д/игра «У кого такая же?».

Цель: закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии.

4 Д/игра «Собери фрукты по цвету».

Цель: учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет.

5 Д/игра «Собери пирамидку».

Цель: закреплять представления об отношениях по величине, учить располагать в порядке убывания.

6 Д/игра «Собери бусы».

Цель: учить чередовать предметы по форме.

7 Д/игра «Найди предмет такой же формы».

Цель: учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.

8Д/игра «Разложи собачек по росту».

Цель: учить детей располагать предметы по убывающей величине.

9 Д/игра «Чудесный мешочек».

Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы.

10 Д /игра «Большой маленький»

Цель: учить детей раскладывать предметы на две группы и др.

2. Организация и проведение консультаций для родителей и педагогов

1Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания

2 Активная консультация для педагогов ДОУ по теме: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста».

3 Создание папки передвижки:

Читайте также:  Калькулятор развития веса ребенка

а «Сенсорные эталоны»

1Эталоны цвета

2 Эталоны формы

3Эталоны велечины

4 Эталоны вкусового восприятия

б «Сенсорные игры»

Игры своими руками

4. Работа с родителями

1Семинар–практикум с родителями

«Сенсорное воспитание детей раннего возраста

5. Совместная деятельность

1Пальчиковые игры

2Дидактические игры

3 Настольные игры

4 Индивидуальная работа

6Чтение художественной литературы

1 В Сутеев

«Петух и краски».

«Ципленок и утенок»

«Под грибом»

2В. Степанов

«Разноцветные желания»

3 С. Маршак

«Мяч»

4Р. н. с. Колобок

Итоговый

1. Презентация проекта, подведение итогов.

1Демонстрация сенсорной игры педагогам ДОУ

2 Диагностические задания для детей с целью выявления освоенных сенсорных эталонов

Источник

Сенсорное развитие ребёнка – способ познания мира.

                  Из опыта работы воспитателя 1 категории

                  Волковой Светланы Борисовны.

                  МОУ Новоталицкая СОШ, Ивановская обл.

Введение

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности,  служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е., от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских психологов и педагогов.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другоё стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, школе, и для многих видов труда.

Считаю, что выбранная мной тема, очень важна, т.к. сенсорное развитие ребёнка – это основа формирования полноценного восприятия окружающей действительности и познания мира. Если ребёнка не обучать специально, восприятие может остаться поверхностным и не создать необходимой основы для умственного развития, овладения разными видами деятельности.

В своей работе я использую различные методы и приёмы на занятиях по познавательной деятельности, по развитию речи, по математике, по ИЗО. В свободное от занятий время, в утренние и вечерние часы предлагаю детям различные дидактические игры (закрепление цвета, формы, величины, ориентировка в пространстве);  настольно-печатные игры, конструкторы, мозаику, пазлы (развитие мелкой моторики мышц пальцев рук, развитие конструктивных способностей, ориентировка в пространстве и воображение). Во время наблюдений на прогулке, опираясь на опыт детей, даю им представления о внешнем виде животных, птиц, насекомых, растений. В процессе обследовательских действий помогаю развивать обаняние, слух, осязание (опираясь на тактильные ощущения).

Важную роль в освоении сенсорных  эталонов играет развитие мелкой моторики пальцев рук. Движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Сенсорное развитие тесно связано с развитием речи. С целью развития мелкой моторики проводятся: пальчиковая гимнастика, работа с пластилином, игры с мелкой мозаикой.

Все приведённые выше приёмы способствуют накоплению сенсорного опыта, усвоению сенсорных эталонов, что является базой для дальнейшего развития умственных, физических, эстетических способностей.

Значение сенсорной культуры для развития   ребёнка

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребёнка сенсорной культурой.

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает всё это. Но, если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию. Особенно в период дошкольного детства. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества.

Читайте также:  Роль семьи в развитии ребенка литература

Сенсорное воспитание – целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.

Задачи сенсорного воспитания детей от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это обогащение ребёнка впечатлениями. Следует создать для ребёнка условия, чтобы он смог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная с четвёртого года жизни, у детей формируются сенсорные эталоны: устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрические фигуры и отношения по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества предметов.

Понятие « сенсорный эталон».

Сенсорные эталоны – это образцы, которые были выработаны в процессе общественно-исторического опыта. такими эталонами являются основные цвета, геометрические фигуры, различная высота музыкальных звуков, выраженная в нотах.  Если ребёнок знаком с эталонами и их словесными обозначениями, ему легче ориентироваться в окружающем мире.

Эталоны цвета.     Сенсорными эталонами  восприятия цвета служат    хроматические (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, чёрный).

Эталонами формы  служат геометрические фигуры. Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Здесь имеется ввиду  умение узнавать фигуру, называть её и действовать с нею.

Особый характер носят эталоны величины. Величина – свойство относительное, её точное определение производится с помощью условных мер. Обычно, величина устанавливается в зависимости от  места, занимаемого предметом в ряду однородных предметов, и обозначается словами «большой», «маленький», «самый большой» и т.д.

Знакомство с каждым видом эталона имеет свои особенности.

Дети лучше запоминают цвета спектра и особенно их оттенки, если получали их самостоятельно – при смешивании разных цветов.

Знакомя детей с геометрическими формами, педагог обучает детей приёму обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки.

Формированию представлений о величине способствует выстраивание предметов в ряду убывающей или нарастающей величины.

Представления об основных разновидностях цвета, формы, о соотношении величин, которые дети усваивают, становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов.

Более сложным является обучение детей обследованию формы предметов. Прежде всего, возникает необходимость отделить геометрические фигуры от других предметов, придать им значение образцов. При обследовании предмета детей приучают к соблюдению строгой последовательности осмотра по определённой схеме. При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера.

Обучение обследованию проводится с учетом возраста детей: младшим дают предметы более простые по форме(мячик, кубик, башенка), окрашенные в основные цвета, без лишних деталей; старшие могут рассматривать и анализировать все окружающие их предметы, выделять большие количества качеств (цвет, форму, вес, твердость или мягкость, фактуру материала и др.). Дети, с которыми последовательно проводится работа по обследованию, выделяют и называют большое количество признаков каждого предмета. Это и есть аналитическая мыслительная деятельность ребенка, которая позволит ему в будущем вглядываться в предметы и явления, замечать в них существенные и второстепенные стороны, видоизменять их в нужном направлении. В результате систематического ознакомления детей с предметами или их изображениями у них развивается наблюдательность.

Большие возможности для сенсорного воспитания предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим, особенно с природой. Действуя с различными предметами, ребенок получает множество ощущений: его окружают цвета, запахи, звуки.

Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей четвертого года жизни в изодеятельности и конструировании

Сенсорное воспитание — это развитие восприятия ребенком и формирование представлений о внешних свойствах и качествах предметов. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание ребенка. Поэтому нормальное эстетическое развитие не возможно без опоры на полноценное восприятие. Развитие восприятия и ощущения  происходит успешнее в условиях целенаправленной, содержательной деятельности: -рисование  –лепка –аппликация –конструирование. Эти виды деятельности вызывают  и  потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками на листе бумаги. В период первых трех лет-период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте развиваются речь, совершенствование движений; формируются нравственные качества, складываются черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного  чувства, зрения. Ребенка обучают различать величину, форму и цвет предмета через дидактические игры. Рассматривая объект, ребенок, как правило, выделяет в это возрасте один наиболее яркий признак и, ориентируясь на него, передает изображение предмета в изобразительной деятельности через цветовую гамму, в конструировании лепки- через форму и цвет. Это основа важнейших способностей, обеспечивающих успехи музыкантов, художников, архитекторов, конструкторов. Именно этот возраст наиболее благоприятен для  совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В системе дидактических игр дети младшей группы овладевают основными умениями и навыками различных видов продуктивной деятельности в игре и учении. Дидактические игры, проводимые вне занятия, обучают и закрепляют знания в игровой форме.

Читайте также:  Проверка ребенка на развитие

Дидактические игры позволяют развивать восприятие, чувственность и тактильные ощущения ребенка. Игра — это особый вид деятельности дошкольника, она всегда носит творческий характер. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявлять активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть.  Дидактические игры, проводимые вне занятия и являющиеся составной частью занятия, обучают и закрепляют знания в игровой форме.

Практическая часть

На базе дошкольного учреждения в младшей группе мной была проведена экспериментальная работа. В нее вошли дидактические игры — занятия по изодеятельности: на закрепление у детей представлений о форме, цвете, величине окружающих предметов. Первоначально было проведено  обследование 18 детей и выявлены их знания в области цвета, формы, величины. Далее с девятью из 18 детей были проведены специальные игры-занятия:

Цвет: 1. «Спрячь мышку»

Цель: закреплять у детей представления о шести цветах  (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый)

2. «Подбери по цвету»

Цель:  закреплять представления о шести цветах  (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый)

3. «У кого какое платье»

Цель:  учить детей выбирать предметы по слову, обозначающему цвет. Группировать оттенки одного цветового тона.

Форма: 1. «Подбери фигуру»

Цель: закреплять знания детей  о геометрических фигурах, упражнять в их назывании. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования фигур приемом обведения и накладывания

2. «Кому какая форма»
Цель: учить детей группировать геометрические фигуры( овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины

3. «Геометрическое лото»

Цель: учить детей сравнивать форму  изображаемого предмета с геометрической фигурой  и подбирать предметы по геометрическому образцу.

Величина: 1. «Башня»

Цель: Закрепить представление об относительности величины предметов, об отношениях по величине между плоскими предметами  объёмными

Конструирование: 1. «Узкая и широкая дорожка»

Цель: закреплять умение прикладывать кирпичики длинной стороной друг к другу, распределяя постройку по поверхности.

Вывод:

 Данные, полученные в ходе долголетней работы и в результате проведенной работы, подтверждают факт, что дидактические игры о изодеятельности повышают уровень сенсорного развития детей во второй младшей группе. На основании этого можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр в развитии восприятия формы, цвета, величины, а так же конструирования — очень велика. Результаты работы дают возможность говорить о необходимости целенаправленного систематического проведения дидактических игр. Обращает на себя внимание факт зависимости знаний детей от постоянства проведения на занятиях и вне  дидактических игр. По данным, полученной в ходе проведенной работы, можно утверждать, что девять их 18 детей участвовавших в эксперименте, при повторном обследовании показали лучший результат по сравнению с детьми, с которыми занятия не проводились. Дидактические игры по изодеятельности и конструированию повышают сенсорную культуру детей и развивают  сенсорные восприятия  основных эталонов.

Источник