Развитие мелкой моторики ребенка с зпр

Развитие мелкой моторики ребенка с зпр thumbnail

Ольга Пепкина
Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ ПОНЯТИЕ «ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными ограниченными повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные способности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.

Понятие ЗПР психолого-педагогическое. Оно утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и одновременно в значительном количестве случаев временный характер отставания, который с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией попадают в адекватные для них условия воспитания и обучения.

Одной из характеристик задержки психического развития является неравномерность формирования разных сторон психической деятельности ребенка.

Психологи и педагоги отмечают характерные для дошкольников с ЗПР импульсивность действий недостаточную выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкую продуктивность деятельности.

Задержка психического развития проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам (в том числе и навыкам интеллектуальной деятельности., личностной незрелости, поведению. Они испытывают значительные трудности в обучении, им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Учебные трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы – у них наблюдается нервное истощение, следствием чего являются быстрая утомляемость, низкая работоспособность, отказ от выполнения уже начатой деятельности, часто возникают головные боли. Все это в совокупности ведет к повышению отвлекаемости, быстрой утомляемости, пониженной работоспособности.

В данном проекте развитие мелкой моторики для детей с ЗПР рассмотрено на примере подготовительной группы детей с ЗПР в составе 10 мальчиков и 2 девочек.

Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти рук, недоразвитие мелкой моторики.

Дети исследуемой группы с заданиями на динамическую координацию справились в 84,4 % случаев, на статистическую координацию – 88,8%, задания на переключаемость выполнили только 66,6 % случаев.

Если не организовывать специальной коррекционной работы, нарушение моторики, нарушение моторики пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций скажутся при обучении детей письму, в первую очередь на внешней картинке письма, в каллиграфии.

В дошкольный период задержка в развитии моторных функций проявляется в быту, игровой деятельности, действиях с предметами. Так, эти дети, по словам родителей и моим наблюдениям, не любят завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Такая «нелюбовь» связана с трудностями овладевания точными дифференцированными движениями. Дети 5-6 летнего возраста неохотно выполняют задания по моделированию из мозаики, конструктора, при рисовании дают стереотипные изображения, не получаются у них работы из природного материала, лепка, вырезывании из бумаги.

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольной и школьной ступеней образования.

На сегодняшний день дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффетивности воспитания и развития детей.

От успешной совместной работы педагогов ДОУ и родителей во многом зависит качество семейного воспитания, и следовательно, дальнейшее развитие ребенка. Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в ДОУ, какой бы ни была высокой квалификация их работников, невозможно достигнуть цели гармоничного развития ребенка без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно- образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить. Семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формировании у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью профессиональной деятельности педагогов ДОУ была систематическая работа по повышению эффективности взаимодействия специалистов учреждения и родителей.

В своей работе с родителями мы используем:

— уголок для родителей

-книжки-раскладушки

-папки-передвижки

ПРОВОДИМ:

— родительские собрания

-педагогические консультации

-индивидуальные беседы

-день открытых дверей

— домашние задания и поручения.

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

У ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ С ЗПР

Можно предложить следующие игры:

«Переложи игрушки»

Ребенок сидит за столом, перед ним высокий прозрачный сосуд, справа лежат мелкие предметы (пуговицы, фишки). Ребенок должен держа сосуд, левой рукой, правой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются на стол и ребенок действует левой рукой.

«Забей мяч в ворота»

Играющий сидит за столом, у него небольшой шарик. На другом конце стола «ворота». Нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота. Можно играть вдвоем, тогда воспитатель и ребенок сидят по разные стороны стола, а ворота находятся по середине.

«Перебираем крупу»

Необходимы 2 пустые коробочки и одна – со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками, картонными квадратиками и кружками. Работая двумя руками, ребенок должен разделить смесь на две части.

«Разорви лист по линиям»

Лист бумаги произвольно расчерчивается на части. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге фигуры, предметы.

«Шаловливый котенок»

Заранее разматывается клубок ниток. Сначала правой, а затем левой рукой нужно смотать клубок.

«По кочкам через болота»

На столе рассыпают мелкие камушки- «кочки». Зажав в щепотку 1, 3, 5 пальцы одной руки, ребенок шагает указательным пальцем и безымянным «по кочкам» с одного края стола к другому, «выбираясь из болота. Следить, чтобы на весу был всегда только один палец. «Кочки» можно нарисовать и на листе бумаги.

«Строители»

Для игры подойдут небольшие кубики, кольца от пирамидок. Ребенку дается задание собрать из мелких кубиков один большой, построить башню, колодец, скамейку, стульчик, диван, домик, поезд, заборчик, телевизор, машину.

«Шофер»

На столе раскладываются маленькие предметы (фигурки животных, солдатики, кубики) на расстоянии 5-7 см друг от друга. Понадобится так же фишка – пластмассовый или деревянный кружок. Передвигая фишку одним пальцем, нужно «объехать» все препятствия, ничего не задев. Играть попеременно разными пальцами.

«На морском берегу»

Для игры понадобится дощечка с накатанным слоем пластилина и горсть мелких камешков.Ребенку предлагается выложить на дощечке фигурки из камешков: солнышко, облако, дерево, змею, мячик, удочка, рыбку.

«Шнуровка»

Берется большая карточка, на которой по краям, а так же в центре в определенной последовательности сделаны отверстия. Края отверстий окрашены в разные цвета.При помощи длинной толстой нитки ребенок выполняет следующие задания:

-провести нитку через все отверстия по краю карточки,

Читайте также:  Протокол родительского собрания влияние семьи на развитие ребенка

— протянуть нитку в каждое второе отверстие

-провести нитку только через дырочки, обведенные красным (чередуя красное и синее и т. д)

-выполнить «обметку через край»

-в центре карточки сделать шнуровку, как на ботинке.

«Художник»

Ребенок ставит локоть ведущей руки на стол, берет в руки «волшебную палочку» (указку, карандаш, счетную палочку). По просьбе взрослого «волшебная палочка» рисует по воздуху предметы, фигуры, пишет буквы. Рука при этом остается неподвижной, работают только пальцы, и кисть. Следить, чтобы «палочка» была зажата пальцами правильно и «рисунок» был похож. Можно так же предложить задания на «срисовывание»простых контурных изображений: лодочка, ракета, человечек, коробка, лампочка, коврик. Коврик, стакан, груша, бублик.

«Будь внимательным»

Ребенок убирает руки за спину. Педагог дает команду показать на каждой руке определенное колличество пальцев (например, покажи на правой руке 3 пальца, а на левой руке 4 пальца). Ребенок выполняет задание за спиной и вытягивает руки вперед. Правильность проверяется совместно.

Игры с пуговицами и бусинами – нанизывание на нитку, застегивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую разные петли. Ребенок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой – маленький.

ПАЗЛЫ- красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.

Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие- дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.

НИТЯНЫЕ УЗОРЫ.

Для работы нужны толстые нитки либо тонкие веревочки. Пользуясь карточками-образцами, требуется выполнить задание на выкладывание узоров, петель, завязывание узелков и связывание веревочек.

Одним из самых Эффективных способов развития мелкой моторики являются игры-шнуровки по Монтессори. Они развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, развивают пространственное ориентирование,способствуют пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева», формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант, способствуют развитию речи, развивают творческие способности.

Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки – и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. В играх со шнуровками так же развивается глазомер, внимание, проходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика) а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи.

Задача педагогов и детских психологов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно- координированных движений пальцев и кистей рук.

Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким – либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы.) 5-10 мин как бы перемешивает содержимое. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

Опознание фигур, цифр, или букв «написанных» на правой и левой руке.

Опознание предмета, буквы, цифры, на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант – ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает

ЛЕПКА ИЗ ПЛАСТИЛИНА геометрических фигур, букв, цифр.

ПЕРЕКАТЫВАНИЕ КАРАНДАША между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.

ИГРЫ С РИСОВАНИЕМ.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму – то можно поиграть в игры с рисованием. Обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель для ребенка. И каждый старается нарисовать запутаннее.). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но в принципе, их легко изготовить и самим.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.

Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные, простые. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а так же процессы, происходящие в природе.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Самым простым является изображение пальцами различных фигурок.

Например:

«Очки». Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.

«Бинокль». Большой палец каждой руки вместе с остальными образует кольцо. Посмотреть в «бинокль»

«Птичка пьет из бочки». Поднести к «бочке» вторую руку, указательный палец опускать в отверстие и поднимать.

«Кораблик». Округленные ладони снизу плотно прижаты друг к другу и слегка приоткрыты сверху.

«Цепочка». Большой и указательный пальцы левой руки образуют кольцо.Через него попеременно пропускаются колечки из пальцев правой руки: большой – указательный, большой – средний и т. д. Поменять положение пальцев на левой руке и продолжить упражнение.

«Шарик». Пальцы каждой руки соединит в щепотки и приблизить друг к друг. Дуть на них, при этом пальцы принимают форму шара. Затем шар сдувается, и пальцы, принимают исходное положение.

«Колокольчик». Локти поставить на стол, пальцы обеих рук образуют замок. Средний палец одной руки опущен вниз, как язычок колокольчика, и ребенок им двигает.

«Лиса». Ладони прижать друг к другу. Согнуть вовнутрь мизинцы и указательные пальцы, большие поднять вверх.

«Малыш взбирается на дерево». Локоть правой руки поставить на стол, два пальца левой руки «взбираются» вверх по предплечью.

«Полет птицы». Руки поднять ладонями к себе и скрестить у запястий. Большие пальцы цепляются друг за друга. Остальные пальцы растопырить и махать ими.

ИНСЦЕНИРОВКИ.

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки. Пальцевые игры могут проводиться как индивидуально, та и использоваться в ходе физкультминуток.

ИГРА «ДВА КОЗЛЕНКА».

(На обеих руках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).

Как — то раз к кому — то в гости

Шел козленок через мостик,

(держим кисти горизонтально, сближаем руки).

А на встречу шел другой,

Возвращался он домой.

(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха)

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами – бух!

(на слово «бух» — хлопаем в ладоши).

И с моста в водичку – плюх!

Читайте также:  Кто писал выписку из истории развития ребенка

(роняем руки на колени).

ПАССИВНАЯ ГИМНАСТИКА (МАССАЖ)

МАССАЖ включает в себя следующие типы движений:

— поглаживание: совершается в разных направлениях.

— растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее).

— вибрация: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев (можно использовать вибромассажер).

— массаж с помощью специального мячика:мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев:практический совет: мячик должен быть твердым, т е не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным.).

— сгибание и разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак, каждый палец по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.

Пальчиковый театр – это увлекательная дидактическая игра,которая:

— стимулирует развитие мелкой моторики.

— знакомит ребенка таким понятием как форма, цвет, размер.

— помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д).

развивает воображение, память, мышление и внимание.

— помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции.

— формирует творческие способности и артистические умения.

— знакомит с элементарными математическими понятиями.

Используемый материал.

1. Шевченко С. Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»

2. Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под ред. М. А. Васильевой. – М. «Просвещение».

3. Шеповских Е. Развитие мелкой моторики (Дошкольное воспитание. 2000. — №5.)

Источник

Особенности развития мелкой моторки у детей с ЗПР

Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клиницисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Она отмечала, что исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию

Таким образом, можно выделить следующие наиболее важные группы причин, которые могут обусловить ЗПР :

1) причины биологического характера, препятствующие нормальному и своевременному созреванию мозга;

2) общий дефицит общения с окружающими, вызывающий задержку в усвоении ребенком общественного опыта;

3) отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности, дающей ребенку возможность посильного «присвоения» общественного опыта, своевременного формирования внутренних психических действий;

4) социальная депривация, препятствующая своевременному психическому развитию.

Из приведенной классификации видно, что три группы причин ЗПР из четырех имеют ярко выраженный социально-психологический характер. ЗПР ребенка может быть обусловлена действием как отдельного неблагоприятного фактора, так и совокупностью факторов, складывающейся в процессе взаимодействия. В любом случае, ЗПР у дошкольников — это комплексное явление, которое охватывает всю совокупность психических процессов человека.

Нарушения темпа нервно-психического развития могут быть выявлены уже в раннем возрасте (до 3-х лет). Последствия раннего органического поражения мозга или функциональная незрелость ЦНС обуславливают ряд отклонений, затрудняющих взаимодействие ребенка с окружающей средой, вследствие чего не складывается полноценная база для последующего развития высших психических функций. На первом году жизни показателями нарушения темпа нервно-психического развития могут служить:

— снижение ориентировочной активности и потребности в ориентировочно исследовательской деятельности, что проявляется в слабой выраженности ориентировочных реакций, замедлении реакции зрительного и слухового сосредоточения;

— более позднее появление «комплекса оживления», недостаточная активность при эмоциональном общении со взрослым;

— в доречевом периоде — более позднее появление гуления, лепета, первых слов, неадекватная реакция на жесты, мимику и интонации взрослых, этапы гуления и лепета растянуты во времени;

— замедленный темп формирования статических (связанных в равновесием) и локомоторных (способность к передвижению) функций;

— запаздывание в развитии ручной моторики и зрительно-моторной координации.

Выраженность перечисленных недостатков психомоторного и речевого развития зависит от степени тяжести поражения ЦНС. Проблемы в развитии ребенка могут усугубляться ранней сенсорной и эмоциональной депривацией, если он воспитывается в неблагоприятных социальных условиях.

В норме основными достижениями ребенка к 1 году являются овладение самостоятельной ходьбой, специфические манипуляции с предметами, коммуникативно-познавательная активность, понимание обращенной речи в хорошо знакомой ситуации, появление первых слов. К этому возрасту общение со взрослым приобретает не только эмоциональный, но и ситуативно-деловой характер. Нормально развивающийся ребенок активно сотрудничает со взрослыми. Эти достижения становятся основой для развития психики на втором и третьем году жизни — развития общей и мелкой моторики, сенсорно-перцептивной деятельности, овладения действиями (использованием предметов по назначению), дальнейшего формирования речи, овладения предметно-игровой деятельностью. Особое значение имеет своевременное развитие речи, за счет чего происходит качественная перестройка и интеграция психических функций.

В раннем возрасте (от 1 года до 3-х лет) отклонения в развитии ребенка становятся более очевидными, даже если они не имеют грубого характера. Прежде всего, следует обращать внимание на развитие общей и мелкой моторики, сенсорно-перцептивной деятельности (как ребенок реагирует на предметы, узнает ли их, стремится ли их исследовать, находит ли одинаковые, использует ли их по назначению). Важный диагностический показатель — коммуникативная активность ребенка, его возможности сотрудничества со взрослым. В этот возрастной период в норме происходит бурное развитие речи. У проблемного ребенка обнаруживается недоразвитие речи, при этом несформированной оказывается не только активная речь, но и понимание обращенной к ребенку речи.

Однако, оценка уровня психомоторного и речевого развития ребенка должна производиться очень осторожно. На его развитие могут влиять многие факторы: унаследованные особенности организма, общее состояние здоровья, особенности условий жизни и воспитания. Задержку психомоторного развития могут вызвать различные неблагоприятные условия, воздействующие на развивающийся мозг в перинатальном или постнатальном периоде, или неблагоприятное сочетание этих факторов. Безусловно, дифференциальная диагностика в раннем возрасте затруднена. При различной локализации нарушений может наблюдаться сходная симптоматика (например, «безречевым», неговорящим, может быть ребенок как с нарушенным слухом, так и с умственной отсталостью, алалией, аутизмом). Нарушения могут касаться одной или нескольких функций, сочетаться или не сочетаться с различными неврологическими отклонениями.

Дети раннего возраста с отставанием психомоторного развития отличаются рядом особенностей. Как правило, это соматически ослабленные малыши, отстающие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций, при обследовании выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям. Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно привлечь и удержать. Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность. Такие дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в определении их свойств. Однако, в отличие от умственно отсталых дошкольников, они вступают в деловое сотрудничество со взрослым и с его помощью справляются с решением наглядно-практических задач.

Такие дети почти не владеют речью — пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но способность ребенка активно использовать фразовую речь значительно снижена.

Читайте также:  Роль современной семьи в развитии ребенка

У этих детей манипулятивные действия с предметами сочетаются с предметными действиями. При помощи взрослого они активно осваивают дидактические игрушки, однако способы выполнения соотносящих действий несовершенны. Детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. Их общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливают несформированностъ навыков самообслуживания — многие затрудняются в использовании ложки в процессе еды, испытывают большие трудности при раздевании и особенно в одевании, в предметно-игровых действиях.

В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изо-деятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков.

Явное отставание детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников психологи-исследователи В. И. Лубовский, Л. И. Переслени, И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева и др. отмечают при анализе их мыслительных процессов. Отставание характеризуется недостаточно высоким уровнем сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса (Т. П. Артемьева, Т. А. Фотекова, Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени). У. В. Ульяненковой выделены уровни сформированности общей способности к учению, которые соотносятся ею с уровнем интеллектуального развития ребенка Кроме того, У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии (М. С. Певзнер). В исследованиях многих ученых (И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева, С. Г. Шевченко) отмечается специфика развития познавательной деятельности детей с ЗПР. Так, С. Г. Шевченко, изучая особенности речевого развития детей с ЗПР, отмечает, что дефекты речи у таких детей отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности .

ЗПР у ребенка может быть обусловлена действием как отдельного неблагоприятного фактора, так и совокупностью факторов, складывающейся в процессе взаимодействия. В любом случае, ЗПР у дошкольников — это комплексное явление, которое охватывает всю совокупность психических процессов человека.

Моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.

Анализ особенностей психического развития рассматриваемой категории детей позволяет сделать следующие выводы:

1. В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изо-деятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков.

2. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса с вышеописанной категорией детей обусловлены тем, что категория детей с ЗПР полиморфна и разнородна по составу. Для того чтобы определить образовательные потребности и возможности каждого ребенка, необходима углубленная диагностическая работа. Обучение и воспитание данной категории детей будет эффективным только в том случае, если оно строится с учетом результатов углубленного психолого-педагогического обследования.

3. Диагностическая работа, на мой взгляд, должна строится с опорой на основные психолого-диагностические принципы, признанные отечественной специальной психологией и коррекционной педагогикой и раскрытые в трудах Л.С. Выготского, А. Р. Лурии, В.И. Лубовского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. При обследовании необходимо использование апробированных методов и диагностических методик изучения детей дошкольного возраста, в том числе — детей с отклонениями в развитии. Это широко известные специалистам методики и диагностические комплексы Л.А. Венгера, С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, Е.А. Стребелевой, У.В. Ульенковой, О.Н. Усановой, Л, С, Цветковой и др.

Важнейшим фактором, определяющим динамику возрастного развития, является своевременно, т. е. в раннем и дошкольном возрасте, организованная коррекционно-педагогическая помощь. Дети с перечисленными вариантами ЗПР могут быть направлены в специализированные детские сады или коррекционные группы при массовых детских садах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуального развития дошкольника. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что дошкольники с нарушениями в мелкой моторике при поступлении в первый класс часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы.

У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостачточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.

Для выявления уровня отклонений мелкой моторики применяются различные диагностические методы, часть из которых была использована мной в данной работе. Это позволило мне составить представление о характере нарушений мелкомоторных функций у наблюдаемой группы детей и на основании результатов обследовать разработать рекомендации по проведению коррекционной работы с ними.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахутина Т.В. Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: становление нейропсихологии. // Вопросы психологии, 1996 — № 5

2. Бабаева Т.И., Михайлова З.А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду: издание 3 – е переработанное. – СПб.: Детство – Пресс , 2004.

3. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие для вузов. — М.: НЦ ЭНАС, 2004.

Источник