Развитие личности ребенка раннего возраста предпосылки развития личности

Развитие личности ребенка раннего возраста предпосылки развития личности thumbnail
Развитие личности ребенка раннего возраста предпосылки развития личности

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В раннем возрасте формируются важные предпосылки для развития личности. Определенные изменения происходят, во-первых, в мотивационной сфере. Детям раннего возраста свойственна непосредственность, импульсивность поведения; они действуют под влиянием чувств и желаний, которые важны в данный момент.
Однако постепенно ребенок овладевает правилами поведения, учится подчинять свои желания необходимости, контролировать свои и чужие поступки. Особую роль в жизни дошкольника играют чувства, являясь побудительными силами, главными мотивами его поведения. На фоне хорошего настроения лучше образуются условные рефлексы, успешнее формируются умения и навыки. Положительные эмоции связаны с активизацией физиологических процессов в организме, отрицательные — угнетают их; у ребенка раннего возраста проявляется целая гамма чувств: любовь и привязанность к близким людям, смущение по отношению к незнакомым, огорчение при неудаче, страх и т. д.
Эмоциональное состояние ребенка на протяжении первых лет жизни очень неустойчиво. Малыш легко переходит от плача к смеху и наоборот, поэтому его легко успокоить. Поведение ребенка целиком зависит от внешних обстоятельств. Чувства побуждают ребенка к поступкам и в поступках они закрепляются. Уступая игрушку младшему, делясь с другим ребенком сладостями, малыш учится быть добрым. Очень рано у ребенка проявляется способность к сопереживанию.
Дети хорошо понимают настроение близких им людей. Отец двухлетней Наденьки пришел с работы больной. Услышав его голос, девочка с шумом бросилась к нему, но сразу заметила, что он невесел. Наденька присмирела, подумала и сказала: «Папочка, у тебя, наверное, головка болит, я тебе сейчас лекарство дам».
Ребенок учится оценивать свои и чужие поступки.
К старшим детям трехлетние относятся с благоговением, очень радуются, когда те приглашают их играть. К младшим детям доброжелательны, заботятся о них, опекают. Развитие эмоциональной сферы ребенка, богатство и разнообразие возникающих у него чувств по отношению к окружающим людям является существенной предпосылкой для формирования личности.
Особо важным моментом развития ребенка раннего возраста является возникновение стремления к самостоятельности. Оно означает одновременно появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желанием взрослых, что находит свое выражение в настойчивом «Я хочу», «Я сам». В этот период возникают трудности в воспитании — проявляются эгоизм, капризы, упрямство, «обесценивание» требований взрослых.
Ученые выявили конкретные условия появления негативизма у детей. Так, А. Н. Голубева отметила избирательный характер упрямства у детей по отношению к взрослым. Например, Сережа (2 года 9 месяцев) проявлял упрямство в детском саду только по отношению к одной воспитательнице, в семье — только по отношению к матери. Анализируя причины упрямства, А. П. Ларин пришел к заключению, что оно возникает при ущемлении свободы ребенка, т. е. при ограничении его самостоятельности и инициативы. Если между требовательностью и уважением взрослых существует равновесие, упрямство не возникает. В тех случаях, когда требовательность значительно превышает уважение, возникает упрямство типа «обиженных »; когда же требовательность очень мала, а уважения много, то возникает упрямство «баловня». Возможно и такое положение, при котором к ребенку не предъявляют никаких требований и не проявляют никакого уважения, тогда возникает упрямство «безнадзорности».
Возникающие в поведении ребенка в конце раннего возраста симптомы упрямства, негативизма показывают, что отношения совместной деятельности пришли в противоречие с новым уровнем его развития. Но «кризис» возникает только тогда, когда взрослые, не замечая у ребенка тенденций к самостоятельному удовлетворению желаний, продолжают ограничивать его самостоятельность, сохраняют старый тип отношений, ограничивают активность ребенка, его свободу. Если же взрослые тактичны, замечают самостоятельность, упражняют ее у ребенка, то трудности либо не возникают, либо быстро преодолеваются. Итак, к концу 3-го года жизни развитие высшей нервной деятельности обеспечивает активное бодрствование ребенка в течение 6-6,5 часа, умение заняться предлагаемой взрослыми деятельностью.
Продолжается интенсивное развитие общих движений (ходьба, бег и др.), совершенствуется работа основных анализаторов — руки, уха и глаза. Предметная деятельность становится ведущей в психическом развитии ребенка: в ней особую роль занимает деловое общение ребенка со взрослым. В процессе предметной деятельности зарождается наглядно-действенное мышление. Развитие подражательных и собственно произвольных действий создает предпосылки игровой и изобразительной деятельности. Ребенок к 3 годам охотно рисует, лепит, начинает конструировать. В повседневной жизни ребенок выработал некоторые гигиенические и бытовые навыки.
Речь становится средством общения ребенка, растет его словарный запас, он овладевает грамматическим строем языка. Ориентиром поведения стали оценочные отношения взрослых. Важнейшим новообразованием раннего детства является переход к обозначению себя личным местоимением — «я сам», появилось осознание себя как личности. Все эти новообразования готовят ребенка трех лет к новому возрастному периоду развития.

Особенности общения в юношеском возрасте

Ранний юношеский возраст – чрезвычайно важный и ответственный период в развитии личности человека.

Еще Ж..-Ж.. Руссо говорил о сознательном самоопределении как об основном содержании «второго рождения» личности в юности. К этому следует только добавить, что речь должна идти не столько о сознательном самоопределении, сколько о действенном самоопределении. Самоопределение юноши отличается от подросткового тем, что он уже начинает действовать, реализуя планы, утверждая тот или иной образ жизни, начиная осваивать выбранную профессию. Эту особенность юности хорошо выразил известный отечественный социолог В.И.Шубкин, назвавший юность судьбоносным периодом жизни, в котором цена ошибки не «двойка», а порой бесполезно прожитые годы.

Главным новообразованием ранней юности является готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению.

Потребность в общении

Старший школьный возраст – это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков самоопределения. Именно в этом выражается теперь самостоятельность юношей. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения.

Одним из пиков развития у человека потребности в общении является ранняя юность. Можно назвать несколько причин, объясняющих возрастающую заинтересованность в расширении сферы контактов. Наиболее явная из них – постоянное физическое и умственное развитие школьника и, связанное с этим, углубление его интересов. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности. Она во многом находит свое выражение в общении. В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой – в признании, защищенности и сопереживании. Это определяет рост потребности в общении и способствует решению проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения. С возрастом (от 15 до 17 лет) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она сильнее, чем у юношей.

Читайте также:  Принцип диагностики аномального развития ребенка

Изучая особенности общения старшеклассников, исследователи обращают особое внимание на разнообразие его функций. Во-первых, общение старшеклассника является очень важным «каналом информации». Во-вторых, – это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности. И, в-третьих, это вид эмоционального контакта, который способствует развитию эмоциональной сферы и формированию самоуважения, которое так важно в этом возрасте. В связи с этим потребность в понимании не предполагает особой рациональности: понимание должно носить характер эмоционального сочувствия, сопереживания. Естественно, что таким человеком в первую очередь мыслится сверстник, которого мучают те же проблемы и те же переживания.

Юноши и девушки находятся в постоянном ожидании общения – для них важен каждый новый человек. Общение в юности отличается особой доверительностью, исповедальностью, что накладывает отпечаток интимности, страстности на отношения, связывающие старшеклассников с близкими людьми. В силу этого в ранней юности так быстро переживаются неудачи в общении. В этом возрасте, по сравнению с подростковым, возникает и потребность в общении со взрослыми, особенно в ситуации неопределенности, затруднительности самостоятельного решения, то есть в какой-то проблемной ситуации. И доверие в большей степени связано не с интимностью или секретностью передаваемой информации, а со значительностью самой проблемы, с которой старшеклассник обращается к взрослому. Очень важно при этом, как юноша оценивает взрослого.

Показательным примером служат взаимоотношения с учителями. Особенности этих взаимоотношений определяются в первую очередь индивидуальными качествами учителей. Наиболее строгой оценке со стороны старшеклассников подвергаются такие качества, как справедливость, способность к пониманию, эмоциональному отклику, а также уровень знаний учителя и качество преподавания. Наряду с потребностью в общении в юношеском возрасте отчетливо проявляется потребность в обособлении. Это может быть обособление сфер общения, а может быть стремление к уединению.

Потребность в уединении выполняет в развитии старшеклассника разнообразные функции. Ее можно рассматривать и как отражение определенной стадии развития личности, и как одно из условий такого развития. Познание прекрасного, осмысление себя и других может быть эффективно лишь в уединении. Фантазии и мечты, в которых проигрываются роли и ситуации, позволяют компенсировать определенные трудности в реальном общении.Основным принципом общения и психической жизни в целом в юношеском возрасте является выраженный поиск путей к миру через нахождение пути к самому себе.



Источник

В раннем возрасте начинают складываться предпосылки для формирования личности ребёнка. Ребёнок стремится удовлетворить не только биологические потребности, но и социальные, познавательные. Ребёнок начинает в раннем возрасте выделять себя из окружающих (Я и другие). Если в начале ребёнок говорит о себе в 3-ем лице, то к концу раннего возраста он использует местоимение «Я». У ребёнка выражается потребность в самостоятельности. Он заявляет «Я сам». У ребёнка закладываются основы самосознания (имя, пол). Начинает формироваться характер, формируется эмоциональная сфера (ребёнок обижается, гордится и т.п.). Это и является личностным образованием. К 3-м годам закладывается фундамент будущей личности.

На рубеже 3-х лет проявляется кризис. Это граница между ранним и дошкольным возрастом. Один из наиболее трудных моментов жизни ребёнка.

Симптомами начала кризиса являются:

— острый интерес к своему изображению в зеркале;

— ребёнок интересуется своей внешностью, ему любопытно, как он выглядит в глазах других;

— забота об эффективности «своих» дел, острое реагирование на неудачу.

Причиной кризиса является возникновение противоречий между желаниями и потребностями ребенка. В 3года ребёнок хочет сделать всё самостоятельно. Кризис 3-х лет – закономерное явление личностного развития. В период кризиса ребенок становится неуправляемым, трудновоспитуемым.

Основные формы проявления кризиса (Л.С.Выготский назвал их «семизвездье симптомов»):

негативизм – в поведении ребенка проявляется, когда он не хочет что-либо делать только потому, что это предложил взрослый, т.е реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Ребенок стремиться противоречить, делает все наоборот;

– упрямство – это реакция ребенка, когда он настаивает на своем требовании не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал и не хочет от своего решения отказаться (например, поведение в магазине игрушек);

– строптивость – реакция, направленная против установленных для него норм воспитания, против образа жизни, а не против конкретного взрослого;

– своеволие – стремление к самостоятельности, ребенок все хочет делать сам;

– протест-бунт – всё в поведении начинает носить протестующий характер, конфликты со взрослыми становятся постоянными;

–симптом обесценивания – проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Ребенок старается обесценить игрушку, отказывается от нее, в его лексиконе появляются слова и термины, которые означают все плохое, отрицательное, и все это относится к вещам, которые сами по себе никакой неприятности не приносят;

– деспотизм – желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим, которые должны беспрекословно выполнять все просьбы ребенка. Часто встречается в семьях с единственным ребенком. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. Если в семье несколько детей, то по отношению к младшим или старшим в семье проявляется ревность – требование постоянного внимания только к себе.

Читайте также:  Могилев дошкольный центр развития ребенка 2 г могилева

В этот критический период характерными в поведении ребёнка становятся невротические реакции – этопоследствия основных симптомов и капризы – неустойчивые эмоциональные состояния, проявляющиеся в негативных реакциях (плач, крик)

Таким образом, ребенок в раннем детстве – это существо, которое всегда находится во власти непосредственных аффективных отношений к окружающим, с которыми он связан. В кризисе трех лет происходит то, что называется раздвоением: здесь могут быть конфликты, ребенок может ругать мать, игрушки, предложенные в неподходящий момент, он может разломать их со злости, происходит изменение аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка.

Вопрос 11. Дать общую характеристику дошкольному детству как самоценному периоду в жизни человека. Раскрыть особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – большой отрезок жизни ребенка от трёх до шести (семи) лет. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Социальная ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым распадается. Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию, в которой ребенок стремится к самостоятельности. Перед ним возникает сложный мир взрослых людей. До этого времени ребенок привык жить вместе со взрослыми. Эта тенденция сохраняется, но должна быть другая совместная жизнь − жизнь ребенка в жизни взрослых. Но ребенок не может еще принять участие в той жизни, которую ведут взрослые, и тенденция превращается в идеальную форму совместной со взрослыми жизни.

Такой формой идеальной совместной жизни со взрослыми становится для ребенка игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В ней дети учатся полноценному общению друг с другом. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка

Центральные новообразования дошкольного детства: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам. Регулировать свое поведение дошкольнику помогает образ другого человека (взрослого, других детей).

Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя. К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка (умение по-разному оценивать себя в разных видах деятельности), самокритичность.

Источник

Ранний возраст — это период жизни человека с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей — формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

  1.  Предметная деятельность

Ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими. Эта деятельность подразумевает, что предмет используется в качестве орудия по закрепленным в данной культуре правилам и нормам — например, ложкой едят, лопаткой копают, а молотком забивают гвозди.

  1.  Развитие восприятия

Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет и формирование сенсорики. Исследования показали, что в первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление. Это связано с тем, что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классификация, подведение под понятие и другими.

  1.  Особенности мышления

«В раннем возрасте кроме наглядно-действенного мышления начинает формироваться и наглядно-образное.

Итак, ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность, целью которой является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами. Характерной особенностью мышления ребенка в этот период является его синкретизм, нерасчлененность. К концу раннего детства у детей формируются три основных сенсорных эталона — цвета, формы, размера. Общение со взрослым, совместная предметная деятельность могут существенно ускорить познавательное развитие детей.

Ранний возраст

 Ведущая деятельность — предметная

 Речь и речевое общение

Социальное развитие

Познавательное развитие

Ориентировка в свойствах предметов

Первоначальная культура мышления

Познание окружающего мира

Конструирование

Эстетическое развитие

Художественная литература

Изобразительная деятельность

Музыка

Физическое развитие

Здоровье

Базисные характеристики личности.

1. Предметная деятельность как ведущая деятельность раннего детства.

Предпосылки предметной деятельности формируются еще в младенческом возрасте. Целью предметной деятельности является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Самостоятельно, без помощи взрослого ребенок не может понять назначение предмета.

Исследователи Новоселова, Кисленко, Гальперин и др. изучали проблему развития предметной деятельности и выделили этапы ее развития:

1 этап: 1-1,5 года — ребенок не знает функций предметов;

2 этап: 2-2,5 года — жесткое закрепление функции за предметом;

3 этап: после 2,5 лет — отделение действия от предмета, ребенок осваивает функции предмета и начинает использовать одни предметы вместо других (предметы-заместители, когда ребенок начинает переносить усвоенные способы действия на другие предметы). В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).

2. Развитие психических функций в раннем возрасте

Речь становиться полноценным средством общения. Помимо речи, в раннем возрасте развиваются другие психические функции — восприятие, мышление, память, внимание.

Внимание и память непроизвольны.

Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами.

3. Проявление личности в раннем возрасте

 Этапы развития личности:

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого — некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка.

Читайте также:  Два пути развития ребенка акселерация амплификация

 Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности — вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным — и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.

К  трем годам, появляется местоимение «я».

4. Кризис 3-х лет

Кризис 3 лет — граница между ранним и дошкольным детством — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.

Характеристики кризиса 3 лет.

1) Первая из них — негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание.

 2) Вторая характеристика кризиса 3 лет — упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство — не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.

 3) Третья характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам — обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.

4) строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков);

 5) своеволие — т.е. ребенок хочет делать все сам; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, а стремиться к самостоятельности намерения, замысла.

6) протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями; по Л.С. Выготскому «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними»

 7) деспотизм — диктует свое поведение (если в семье 1 ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему. Все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью.

 Итак, я выполнила поставленные задачи и пришла к следующим выводам:

1) Ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность, целью которой является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Мышление — наглядно-действенное, основанное на восприятии и действии с предметами. Характерной особенностью мышления ребенка в этот период является его синкретизм. К концу раннего детства у детей формируются три основных сенсорных эталона — цвета, формы, размера. Общение со взрослым, совместная предметная деятельность могут существенно ускорить познавательное развитие детей.

2) Первые представления о себе как о личности появляются у детей к концу периода раннего детства. Эмоции и формирующиеся чувства ребенка могут быть подвержены изменениям в случае изменения ситуации. Эмоциональные реакции яркие и связаны с непосредственными желаниями ребенка. К концу периода раннего детства появляются первые признаки негативизма, которые являются симптомами кризиса 3 лет. Общение со взрослым имеет большое значение для развития личности детей раннего возраста.

3) Период раннего детства является наиболее благоприятным для развития речи. На процесс развития речи влияют различные факторы, среди которых можно выделить врожденные способности, желание ребенка общаться с окружающими, взаимодействие с матерью, порядковый номер рождения ребенка, наличие речевых нарушений у родственников и медицинские факторы.

Таким образом, формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка — сложнейший нервно-психологический процесс, осуществляющийся в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослыми. Период раннего детства является наиболее благоприятным для развития речи. На процесс развития речи влияют различные факторы, среди которых можно выделить врожденные способности, желание ребенка общаться с окружающими, взаимодействие с матерью, порядковый номер рождения ребенка, наличие речевых нарушений у родственников и медицинские факторы.

ИГРА

Игра как специфически детская деятельность неоднородна. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание грани между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. Подчинение игры задачам обучения наносит значительный ущерб детям, приводит к исчезновению самодеятельных игр из жизни детского сада и снижает познавательную мотивацию, которая является основой формирования учебной деятельности.

Для обеспечения развивающего потенциала игр нужны не только разнообразные игрушки, особая творческая аура, создаваемая взрослыми, увлеченными работой с детьми, но и соответствующая предметно-пространственная среда.

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

Развивающая предметная среда детства — это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и его личности. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природные среды и объекты, культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия и музей, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др.

Источник