Дидактические игры для развития памяти ребенка

елена воронистая
Дидактические игры на развитие памяти

Память — это способность человека к воспроизведению прошлого опыта, длительному хранению информации. Память играет одну из ключевых ролей в процессе обучения. Конечно, невозможно заниматься с ребёнком так, чтобы он запоминал всё непроизвольно, но чем интереснее для него будут занятия, тем прочнее и быстрее он будет усваивать материал.

По характеру запоминания выделяют следующие виды памяти:

двигательную— направленная на запоминание и повторение движений;

эмоциональную – отвечающую за воспоминание чувств и эмоций совместно с объектами, их вызывающими;

образную, которая в свою очередь делится на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую;

словесно-логическую – направленную на запоминание, сохранение, воспроизведение мыслей, понятий, выводов и т. п. и тесно связанную с мышлением и обучением.

Игры на развитие двигательной памяти

«Слушай и исполняй»

Цель: развитие двигательной памяти.

Ведущий называет вслух несколько движений, не показывая их. Ребёнку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.

«Кукловод»

Цель: развитие двигательной памяти.

• Завязать ребенку глаза и водит его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 3-4 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, и т. д. Затем развязать «кукле» глаза и просить самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

• Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить «куклу», заставить присесть, согнуть руки, сделать полный оборот через левое плечо и

т. д.

«Зеркало»

Цель: развитие двигательной памяти.

Ведущий стоит в центре полукруга и демонстрирует разнообразные позы или движения. Дети повторяют за ним. Можно предложить повторять не то движение, которое выполняет ведущий в данный момент, а то, которое он делал до этого (движение с запаздыванием).

«Робот»

Цель: Развитие двигательной памяти.

Ведущий «программируете» ребенка — встаёт у него за спиной, поднимаете его руку, ногу, опускаете их и т. д. Затем ребёнок сам старается повторить те же движения.

Игры на развитие эмоциональной памяти

«Весёлый-грустный»

Показать ребёнку разноцветные карточки с наклеенными на них изображениями воздушных шаров, салютов, дождя, больного человека, лошади, солнца, разбитой чашки и т. д. затем спросить его, какие эмоции вызывает та или иная картинка? Нравится ли ему цвет картинки, фон? Задача взрослого – вовлечь ребёнка в активный процесс восприятия, в который сознательно включается эмоциональный фактор, что способствует долговременной памяти.

«Четвертый лишний»

Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций.

• Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным:

-радость, добродушие, отзывчивость, жадность;

-грусть, обида, вина, радость;

-трудолюбие, лень, жадность, зависть;

-жадность, злость, зависть, отзывчивость.

• В другом варианте игры педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал.

-грусти, огорчается, веселиться, печалиться;

-радуется, веселиться, восторгается, злиться;

-радость, веселье, счастье, злость;

«Снежки»

Цель: развитие эмоциональной памяти.

Мысленно поиграем в снежки.

Задание №1: представь снег. Вспомни, какого он цвета. Всегда ли он белый?

Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться, с чем можно сравнить снег в ясный зимний солнечный день.

Задание №2: Вспомни, как хрустит снег под ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнивать хруст снега под ногами человека.

Задание №3: Представь, что ты держишь в руках пригоршни снега. Что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?

Игры на развитие образной памяти

Зрительная память

«Опиши предмет»

Цель: развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности.

В эту игру можно играть где угодно — на прогулке, в групповой комнате, дома. Вместе с ребенком выбираем знакомый вам обоим предмет, человека, машину, продукт питания и т. д. И нужно припомнить как можно больше отличительных его свойств, признаков. Называть можно по одному признаку, по очереди. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить что-нибудь об этом предмете, когда будет его очередь.

«Фотоаппараты»

Цель: развитие зрительной памяти.

Ребёнку в течении 5 секунд показывают карточку с изображением, затем убирают её. Попросите его показать, что на ней было изображено. Если ребёнок затрудняется ответить, задайте ему наводящие вопросы: сколько, какого цвета и т. д.

«Запомни и запиши цифры»

Цель: развитие зрительной памяти, мелкую моторику.

Взрослый показывают ребёнку карточку с цифрами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд, стараясь запомнить как они идут по порядку. Затем карточка убирается, а ребёнок должен назвать или написать увиденные цифры в заданном порядке.

«Пуговица»

Цель: развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления.

Материал: игровое поле, пуговицы

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Слуховая память

«Запомни слова»

Цель: развитие слуховой памяти, внимания, словарного запаса.

Взрослый медленно и чётко называет слова, знакомые ребёнку в этом возрасте и доступные ему для повторения, детям 5 лет – 6-7 слов. Играющие должны повторить их в этом же порядке. Пропуск слов или их перестановка не допускается. На начальном этапе для облегчения процесса запоминания подбираются слова, связанные по смыслу (например, лето, прогулка, купание, игра, мячик, солнце, затем абсолютно разные.

«Постучи, как я»

Цель: развитие слухового внимания и памяти.

Взрослый предлагает ребёнку прослушать не сложный ритм, который он отстучит, и попробовать повторить его за ним, сохраняя количество, частоту и силу ударов.

«Любимые животные»

Цель: развитие слуховой памяти.

Взрослый читает несколько стихотворений о животных. Затем ребёнок должен пересказать содержание каждого из них. Если эта игра проводится с группой детей, тогда каждый ребёнок пересказывает по одному стихотворению. Для игры хорошо подходят стихи А. Л. Барто.

«Я положил в мешок»

Цель: развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания.

Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и груши». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя, и так далее.

Осязательная память

«Чудесный мешочек»

Цель: закрепить названия объемных геометрических форм, развивать у детей умения на ощупь определять объемную геометрическую форму.

Ход игры: предложить детям узнать на ощупь объемные формы лежащие в мешочке, называя признаки форм. Например: у куба — 8 углов и 6 сторон.

Усложнение: по указанию воспитателя выбрать конкретную форму и ее сопоставить с объектами окружающего мира. Например: «Достань из мешочка трехгранную призму. Какие предметы природного и рукотворного мира имеют такую же форму?»

«Нарисуй, что у тебя в руках».

Цель: развитие осязательной памяти.

Оборудование: вырезанные из картона различные формы.

Ход игры: предложить детям зарыть глаза и ощупать одну из форм, лежащую в мешочке, описать ее. Фигуру убрать, а ребенок должен по памяти нарисовать то, что он запомнил.

Читайте также:  Отклонения в развитии ребенка

«На что похожа?»

Цель: развитие осязательной памяти, вариативности воображаемого образа.

Оборудование: кусочек меха, шерсть, кожа, бумага…

Ход игры: дать детям почувствовать прикосновение какого-либо материала и пофантазировать — что это может быть? Например: положить на детскую ладошку кусочек меха; предполагаемые ответы — вата, пух, мягкая игрушка, шерсть кошки и т. д.

«Жмурки».

Цель: уметь узнавать на ощупь друг друга, учить ориентироваться в пространстве.

Ход игры: выбирается среди детей «жмурка», который, с завязанными глазами, ловит бегающих детей. Поймав ребенка, он должен узнать его на ощупь по одежде. Если отгадывает — «жмуркой» становится другой ребенок.

Усложнение: отгадывание происходит по рукам, по волосам ребенка.

Обонятельная и вкусовая память

«Что приготовил повар на обед?»

Цель: развитие обоняния, вкуса.

Ход игры: предложить детям по запаху определить меню сегодняшнего обеда. Например: щи, гороховый или рыбный суп и т. д. Подтвердить запах вкусовыми качествами блюда.

«У самовара…»

Цель: развитие вкусовых качеств у детей и обоняния.

Оборудование: чай из мяты, душицы, чабреца.

Предшествующая работа: познакомить детей с лекарственными травами — мятой, душицей, чабреца.

Ход игры: 1 этап — предложить детям чай из знакомых трав на пробу.

2 этап — ребенок выбирает понравившийся чай по запаху и вкусу и называет, из какой он травы.

«Поможем обезьянке».

Цель: развивать умение детей определять по запаху съедобное — несъедобное.

Оборудование: разложены по стаканам продукты питания: хлеб, фрукты, овощи; предметы туалета: мыло, духи, зубная паста.

Ход игры: предложить детям от имени больной обезьянки, которая потеряла нюх и зрение, определить по запаху съедобные для нее продукты.

Словесно — логическая память

«Поймай мяч — подари слово»

Цель: развитие словесно-логической памяти, внимания, образного мышления.

Оборудование: мяч

Ход игры. Игра проводится с группой детей. Дети стоят по кругу.

Мяч у одного из детей, который начинает игру, он передает мяч рядом стоящему и называет какое-либо слово, которое каким-то образом связано с этим ребенком. (например: гимнастика — так как девочка занимается гимнастикой или почемучка так как ребенок задает много вопросов и т. п.)

Всем детям, по очереди необходимо придумать слово и «подарить» его рядом стоящему, по кругу. После того как мяч оказался у того ребенка, который начинал игру, мяч пускаем против часовой стрелки, и игра усложняется, так как надо вспомнить слово, подаренное соседу не самим ребенком, а другим игроком. После того как мяч прошел весь круг против часовой стрелки, правила игры еще более усложняются. Ребенок, начинавший игру, кидает мяч кому захочет, а тот, поймав мяч, называет слово, которое подарили игроку, кидающему мяч. Затем другой ребенок кидает мяч кому захочет, и поймавший называет слово кидавшего мяч.

«Пары картинок».

Цель: развитие смысловой памяти

Приготовьте 7-8 картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса. Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить. Через 1-2 мин. Уберите картинки с правого ряда. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки назвал те которые убраны.

«На что похоже»

Цель: развитие словесно-логической памяти образного мышления, внимания детей.

Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Ведущий предлагает запомнить 10 слов глядя на одного, выбранного самими детьми ребенка. Можно использовать части тела, одежду, пуговицы, карманы, складки, узоры, пряжки, застежки, заколки и т. п. Например: детям предлагается такой список слов: павлин, ромашка, клубника, дорога, чемодан, поросенок, тарелка, окно, холодильник, песня. Далее ведущий называет по очереди слова, а дети смотрят на внешний вид выбранного ребенка и пытаются связать с ним названное слово. Если с первого раза у детей не получилось, то ведущему необходимо помочь детям наводящими вопросами. Например: «На какой цветок похож воротник у девочки? (ромашка)».»А губки красные как что?» (клубника)»,У пуговицы 2 дырочки как носик у кого? (поросенка)»,»А лицо круглое как что (тарелка)» и т. п. После того как дети разместили все 10 слов на выбранном ими ребенке, дети, глядя на ребенка, пытаются воспроизвести весь ряд предложенных слов.

«Каскад слов»

Цель: развитие словесно-логической памяти, внимания, произвольности запоминания.

Оборудование: список из слов от 1 до 10 знакомых и понятных детям, но между собой логически не связанных.

Предварительная подготовка: заранее подготовить несколько списков из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребенку. Расположить их необходимо так:

1. Солнце

2. Дом, кот

3. Петух, пень, пила

4. Собака, луна, река, линейка

5. Стол, пень, вода, свеча, школа.

6. Линейка, машина, брат, мел, птица, хлеб.

7. Чайка, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын.

8. Дерево, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мед.

9. Шар, яблоко, шапка, морковь, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки.

10. Гора, река, ягоды, сумка, санки, пила, дети, покрывало,яблоко, мыло.

Ход игры: игра проводится с одним ребенком. Предложить ребенку повторять слова за читающим. Начинать необходимо с одного слова, затем два слова, три слова и т. д. Ребенок должен повторять обязательно в той же последовательности в которой читающий представил ребёнку (интервал между словами 1 секунда). Когда ребенок не сможет повторить определенный словесный ряд, зачитывают ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов). Если во второй попытке ребенок справился с этим словесным рядом, то следует переходить к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

Источник

Мария Малыхина
Дидактические игры и упражнения для развития памяти

ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

«Фотоаппараты»

Цель: развитие памяти и внимания.

1 вариант: детям на секунду показывается карточка с любым изображением, они должны как можно подробнее описать его.

2 вариант: показывается картинка с изображением какого-либо сюжета (30 секунд, после чего дается другая, подобная первой картинка, но на ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо сказать, что изменилось.

3 вариант: на столе раскладываются любые предметы, игрушки и т. п. (в количестве не больше 7 штук для ребенка 5-6 лет, если ребенок младше, то число предметов должно быть меньше). Ребенку дается 30 секунд, чтобы запомнить, что и где лежит. Затем он отворачивается. Взрослый переставляет предметы, либо что-то убирает совсем или замещает на другой предмет. Ребенок должен определить, что изменилось («Что изменилось?»).

4 вариант: игра проводится с группой детей. Выбирается один человек, внешний вид которого дети должны запомнить. Затем он выходит из комнаты и что-то изменяет в своей внешности (взрослый может помогать ребенку). После чего он возвращается, и дети должны найти отличие.

«Опиши соседа»

Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности.

В принципе, описывать можно что угодно, а не только соседа. Игра удобна тем, что проводить ее с ребенком можно где угодно — на прогулке, в групповой комнате, дома. Можно устроить что-то типа соревнования. Вы вместе с ребенком выбираете знакомый вам обоим предмет, человека…все, что угодно. И нужно припомнить как можно больше отличительных его свойств, признаков. Называть можно по одному признаку, по очереди. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить что-нибудь об этом предмете, когда будет его очередь.

Читайте также:  Влияние среды на рост и развитие ребенка развития

«Сделай, как я!»

Цель: развитие памяти и внимания.

Материал: спички, палочки.

Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.

Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.

Примечание: в принципе, использовать можно не только спички, но и счетные палочки, пуговицы, бусинки, карандаши, руки и т. д.

«Пуговица»

Цель: развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления.

Материал: игровое поле, пуговицы

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

«Запомни точки»

Цель: развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления.

Вывешиваются плакаты и предлагается задание — внимательно рассмотреть и запомнить расположение точек. Затем эти плакаты убираются, и дети по памяти воспроизводят увиденное.

• •

• •

• • •

• • •

• •

«Разложи карточки»

Цель: развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления.

У каждого ребенка набор карточек с изображением цифр, знаков и т. д. подобные карточки имеются и у педагога, которые он выставляет на наборном полотне. Дети рассматривают карточки, их расположение, запоминают и воспроизводят.

«День и ночь»

Цель: развитие памяти и внимания.

Материал: предметные картинки.

На доске 6-8 картинок. Детям предлагается запомнить изображения. По команде «Ночь!» дети закрывают глаза. Педагог переворачивает две картинки. Команда «День!» – дети открывают глаза и называют перевернутые картинки.

Упражнение «Геометрические фигуры»

Материал: набор карточек с геометрическими фигурами.

Время демонстрации одной карточки — 10 секунд. После демонстрации одной из карточек следует попросить ребенка воспроизвести фигуры в той последовательности, в которой они были изображены на карточке.

«Запомни картинки»

Материал:карточки с следующими картинками: перо, гора, дерево, замок, палка, чернила, пчела, капуста, гриб, апельсин.

Ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

Эту игру можно организовать и с несколькими детьми, и в парах. Выигрывает тот из ребят, кто больше предметов запомнил.

«Какой игрушки не хватает?»

Материал:игрушки: зайчик, попугай, медведь, крокодил, собачка.

Поставить перед ребенком на 1 минуту 4—6 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку.Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?»

Игру можно усложнить:

• увеличить количество игрушек;

• ничего не убирать, а только менять игрушки местами.

Игра может восприниматься ребенком, как новая, если взять другие игрушки.

«Матрешки»

Цель: развивать внимание и наблюдательность.

Правила игры: нужно внимательно посмотреть на рисунки и указать различия у матрешек.

Детям предлагается посмотреть на четыре предмета и сравнить их, найти различия.Вопросы к детям:

— Одинаковые ли волосы у матрешек?

— Одинаковые ли платки?

— Одинаковые ли ножки матрешек? И т. д.

При повторном проведении игры предлагается сравнить матрешек без вопросов.

«Художественный салон»

Цель: учить устно описывать выбранный предмет, развивать память, сосредоточенность, речь-описание.

Материал: различные предметы народных промыслов или их изображе-ния, фотографии.

Игровые правила. По памяти описать предмет, который игрок хочет «купить».

Предметы «Художественного салона» выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные играющие — «покупатели». Они выбирают предмет покупки, запоминают и точно по памяти описывают его «продавцу». «Продавец» может задавать вопросы,например: «Как украшен край изделия? Какой там цветок?». Когда «продавец» определит, что это за предмет, он продает его. Игра продолжается. «Продавец» и «покупатели» меняются ролями.

Что изменилось?

Цель: закреплять представление о какой-либо росписи, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять их.

Материал: предметы разных промыслов.

Игровые правила. Игрок, первым заметивший изменение, должен быстро поднять руку для ответа, правильно определить, что изменилось. Если ответ верный, он становится ведущим.

Воспитатель (или ведущий) ставит перед игроками пять предметов различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, игроки отворачиваются. Ведущий меняет предметы местами или убирает какой-либо.Задача играющих: угадать, что изме-нилось. Если задача решена, выбирается другой ведущий, игра продолжается.

«Радио»

Цель: развивать память, активизировать речь детей.

Игровые правила. По памяти рассказывать об особенностях одежды детей своей группы.

Игровые действия. Отгадывание по описанию товарищей.

Воспитатель, обращаясь к детям,говорит: — Сегодня мы будем играть в новую игру, называется она «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся. Сначала я буду диктором. Закрою глазки и по памяти опишу ребенка нашей группы. Слушайте. Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, клетчатый фартук, в косичках белые ленты. Она хорошо поет песни, дружит с Верой. Кто знает эту девочку?

Так воспитатель начинает игру, показывая детям пример описания. Дети называют девочку из своей группы. «А теперь диктором будет кто-нибудь из вас»,— говорит воспитатель. Нового диктора выбирают при помощи считалочки.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

«Кукловод»

Цель: развитие двигательной памяти.

1 вариант. Воспитатель- «кукловод» завязывает глаза ребенку и «водит» его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи,в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д. Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

2 вариант. Дети могут делать такие упражнения парами: один человек – «кукловод», другой – «кукла».

3 вариант. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить «куклу», согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.

«Зеркало»

Цель: развитие двигательной памяти.

Ведущий стоит в центре полукруга и демонстрирует разнообразные позы или движения. Дети повторяют за ним. Можно предложить повторять не то движение, которое выполняет ведущий в данный момент, а то, которое он делал до этого (движение с запаздыванием).

Упражнение «Паровозик»

Несколько детей встают «паровозиком» друг за другом. По сигналу разбегаются, а затем по команде должны найти свое место.

СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ

«Я положил в мешок»

Цель: развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания.

В эту игру можно играть с детьми, например, во время длительных поездок, на прогулке.

Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки».Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.

Читайте также:  Сенсорного развития ребенка с отклонениями

«Соберем букет», «Соберем урожай фруктов»

Цель: развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания.

Первый ребенок называет цветок. Второй повторяет и добавляет свой. Третий повторяет два цветка и добавляет в букет третий и т. д.

(Игра «Соберем урожай фруктов» проводится аналогично игре «Соберем букет»).

«Запоминаем вместе»

Цель: развитие слуховой памяти.

Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье. Четвертому ребенку придется повторить уже три слова, а потом назвать свое и т. д.

Это упражнение целесообразно проводить неоднократно. От разу к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, то есть будет увеличиваться объем памяти.

«Прогулка в картинках»

Цель: развивать зрительную и слуховую память и внимание.

Во время прогулки на улице нужно обращать внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, можно беседовать с ребенком о том, зачем все это нужно.

По возвращении домой (в детский сад) попросите ребенка нарисовать те знаки, которые он запомнил.

«Гуляем по зоопарку»

Пусть ребенок закроет глаза и представит, что мы гуляем по зоопарку. «Я буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвала».

Итак, тюлень, лось, баран, тигр, крокодил.

Задания:

• Перечисли всех животных, которых ты знаешь.

• Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых называл я.

• Найди на картинках животных, которых назвал ты.

• Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.

ОСЯЗАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

Упражнение «Нарисуй фигуру»

Цель: развитие осязательной памяти.

Материал: фигура, вырезанная из твердой бумаги или картона.

Задания:

• Закрой глаза и ощупай эту фигур

• Расскажи, что ты чувствуешь. Как думаешь, как выглядит эта фигура?

• Фигура убирается, а ребенка просят нарисовать по памяти то, что он запомнил. «Нарисуй фигуру, которую ты только что держал в руках»

Это упражнение можно повторить с помощью других фигур.

Упражнение «Фигуры»

Цель: развитие осязательной памяти.

Материал: геометрические фигуры, вырезанные из твердой бумаги или картона.

Задания:

• Сначала необходимо обсудить с ребенком то, как называются эти фигуры.

В тех случаях когда ребенок не знаком с названиями, не старайтесь заставить его учить их. Будет гораздо лучше, ее вы совместными усилиям придумаете подходящие для этих фигур названия. Например, первая фигура похожа на солнышко, вторая — на домик, третья — на окно, четвертая на пряник, пятая — на шкаф. Вариантов может быть много, но, в конце концов, надо остановиться на том варианте, который выберет ребенок.

• Ребенок с закрытыми глазами ощупывает фигуры и называет их.

Упражнение «Круг, треугольник и квадрат»

Цель: развитие осязательной памяти.

Материал: геометрические фигуры круг, треугольник и квадрат, вырезанные из твердой бумаги или картона и разделенные на несколько частей.

Задания:

• Ребенок собирает из частей круг, треугольник и квадрат. Если задача решена, то можно двигаться дальше.

• «Закрой глаза и собери из частей сначала круг, затем — треугольник и квадрат».

• Расскажи, какую фигуру тебе было легче собирать. Как ты думаешь, почему ты быстрее собрал круг, нежели квадрат? Ты старался как-нибудь запомнить те части, из которых ты собирал фигуры? Расскажи, как ты запоминал эти части?

ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

«Угадай-ка!»

Взрослый дает словесное описание какого-то знакомого детям предмета и просит отгадать.Например: «Маленький пушистый зверек прыгает с дерева на дерево и очень любит орешки».

«С какой ветки детки?»

Показать детям ветки сосны, ели, орешника и плоды (шишки, орешки). Дети должны вспомнить и назвать эти деревья.

«Узнай, кто это»

Показать детям части предмета и спросить, какой это предмет.Например: крыша дома; туловище птицы; морда и хвост собаки.

«Чей силуэт?» (изображены силуэты зверей, птиц).

«Найди свой предмет»

В этой игре детям раздают половинки различных предметов. Играющие должны найти недостающие детали (половинки) к своим предметам.

«Воспроизведение рассказа»

Цель: развития смысловой памяти.

Для детей дошкольного возраста можно предложить следующие варианты рассказов для запоминания:

Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.

Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

Жила-была девочка Зоя. Построила Зоя из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала его катать. «Ту-ту машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство.

Детям рассказ зачитывается. Затем ребенка просят воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту.

При воспроизведении рассказа обязательно обратить внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребенок понял смысл рассказа. Если ребенок с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы. Например,к первому рассказу:

• Что подарила мама детям?

• Как играли дети?

• Почему они перестали играть?

• Кого позвали дети и зачем?

ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

Игры и упражнения на смысловое соотнесение

Упражнение «Запомни слова»

Детям предъявляются 6 картинок для запоминания. Одновременно зачитываются 6 слов, каждое из которых связано по смыслу с одной из картинок. Предлагается запомнить только слова к картинкам.

Упражнение «Найди нужную картинку»

Детям предлагается из предложенных картинок найти такую, которая помогла бы запомнить данное слово.

Упражнение «Слова»

Детям предлагается 5-6 слов, им необходимо придумать слова,связанными с ними по смыслу:

Мёд (пчела) Гриб (лес) Лопата (Огород) Лодка (речка) Мех (шуба)

Упражнение «Пары слов»

Детям предлагается запомнить слова (например: лес, окно, гриб, стол, вода, чашка). Для этого нужно объединить близкие по каким-нибудь признакам или ситуациям слова (лес — гриб; стол — чашка; вода —. и т. д.). Вначале этот прием отрабатывали на картинном материале, затем на словесном.

Упражнение «Вспомни слово»

Взрослый называет пары слов, связанных по смыслу.Например:

окно — цветок лыжи — холод

чашка — молоко книга — учитель

нога — палец дорога — машина

После этого он поочередно называет первое слово из пары и просит ребенка вспомнить второе слово.

Игры и упражнения на классификацию

Игра «Запомни слова»

Детям предлагается запомнить несколько слов.Например: велосипед, яблоко, автобус, груша, машина, слива.

Задания: воспроизвести слова; разделить слова на две группы по одному общему признаку

Упражнение с обручем

Расположить предметы (или фигуры) так, чтобы все округлые фигуры оказались внутри обруча.

Упражнение с двумя обручами

Разложить карточки так, чтобы в кругу из черной линии были картинки с изображением диких животных, а в обруче из прерывистой линии – все маленькие животные.

Упражнение «Раздели на группы».

Разделить фигуры на группы (по форме, размеру, цвету).

Источник