Развитие личности ребенка по выготскому

Развитие личности ребенка по выготскому thumbnail

Теория Л.С. Выготского о развитии личности ребёнка. Культурно-историческая теория

Над вопросами развития личности ребёнка в разные времена трудились светлейшие умы психологической науки. Дело это чрезвычайно важное, и всякий хороший родитель должен неустанно пополнять свои знания об этом, ещё отнюдь не до конца описанном и разъяснённом, процессе, чтобы стать лучшим воспитателем и наставником для своих детей. Одна из теорий развития личности, интересная и, бесспорно, заслуживающая пристального внимания, является культурно-историческая теория Л. С. Выготского. Рассмотрим же её основные положения и обоснования.

Одним из значительнейших достижений Выготского считается его открытие факта, сегодня уже повсеместно признанного, влияния ребёнка на взрослого. До этого в психологии было распространено иное мнение, подразумевавшее что ребёнок является лишь объектом воздействия со стороны взрослого. Выготский же утверждал, что родитель оказывается под влиянием своего ребёнка с таким же успехом, а порой родитель не может даже понять, как сильно он оказался зависим от своего ребёнка, и в какой значительной степени он управляет его действиями и поступками. Подобный взгляд был инновационным во времена Л. С. Выготского.

Но не это главное. Наиболее интересны с практической точки зрения, мысли Выготского относительно влияния окружающей среды на развитие личности ребёнка. В то время как принято считать, будто социальная среда является лишь одним из образующих факторов в становлении личности человека, Выготский утверждал, что её роль — самая важная, главная. Именно социальная среда делает ребёнка тем, кем делает, был уверен он.

При этом, развитие определённых личностных характеристик происходит не само по себе, а неотрывно от социального взаимодействия, неотрывно от творческого процесса овладения новыми навыками. Развивается ребёнок обычно в «зоне ближайшего развития», как её назвал Выготский. В этой зоне расположены навыки и действия, которые ребёнок не может выполнить самостоятельно, но он уже достаточно умён и сообразителен для выполнения такой работы вместе со взрослым, с его помощью. Именно в процессе диалогичного взаимодействия со взрослым во время работы, слишком сложной для него одного, и происходит то самое развитие личных качеств и черт характера ребёнка.

теория выготского о развитии ребенка

Попробуем разобраться подробнее, что всё это значит. У каждого ребёнка есть навыки, которыми он уже овладел (например, умеет есть кашу, правильно держа ложку и не измазывая во время еды всё лицо), и навыки, которыми ему овладеть предстоит в ближайшем будущем (завязывание шнурков на ботинках). Именно в процессе объяснения взрослым принципов и сути правильного вязания узлов, его общения с малышом, и последующих попытках применить на практике полученные знания, завязав свой первый неумелый узелок — и случается то самое развитие, которого мы все так жаждем для своих детей. Другими словами, развитие ребёнка напрямую зависит от коммуникативного взаимодействия со взрослым в процессе передачи ещё не изученных, но уже доступных к изучению навыков.

Взрослый как бы подтягивает ребёнка на новый уровень, на новый этап развития. Область ближайшего развития, разумеется, каждый год (а в маленьком возрасте даже каждый месяц) разная. И заботливый родитель должен постоянно оглядывать пространство ребёнка, в размышлениях о том, нет ли каких-нибудь способов научить ребёнка тому, что ему пока ещё самому не под силу.

Это, согласитесь, сильно отличается от нашего традиционного подхода к воспитанию ребёнка, ведь он предусматривает довольно-таки немалое время, уделяемое ребёнку практически ежедневно. Стоит только малышу попробовать помыть полы разлитым чаем, как мы тут же кричим на него, ругаем и за разлитый чай, и за липкий пол, и сами принимаемся оттирать эти результаты самодеятельности. Но умный родитель не станет слишком расстраиваться по этому поводу. Куда правильнее будет налить ребёнку воды в тазик, вооружить его шваброй, показать, как её нужно отжимать, как менять грязную воду, почему мыть нужно из дальнего угла комнаты по направлению к выходу — и так далее. А когда ребёнок справится — обязательно похвалить его за проявленную инициативу, возбудить в нём чувство гордости за «самостоятельно» выполненное «взрослое дело», поощрить его ответственное поведение.

И такое отношение нужно распространять на все, даже ещё более житейские, чем описанная, ситуации. При каждом удобном случае помогать ребёнку — не запрещать ему делать самому, не делать вместо него, а делать вместе с ним. Так и только так можно будет постепенно переводить его на следующие этапы его развития.

теория выготского о развитии ребенка

На этих самых этапах тоже следует остановиться чуть подробнее. Выготский был уверен, что развитие личности — это не постепенный и плавный процесс, а скачкообразный. Он напоминает карабканье на гору. Взбираться по отвесной скале приходится не постоянно, вместо этого вы переходите с одного плато на более высокое. Так и развивающаяся личность — какое-то время он на одном плато, долго пытается перепрыгнуть, взобраться на другое, и однажды это начинание оканчивается победой.

Но на новом плато всё новое — ценности, навыки, ориентиры, приоритеты. Эти переходы могут быть весьма болезненными и разочаровывающими для ребёнка. Как тут верить в себя, если ещё неделю назад ты мечтал быть военным лётчиком, а уже сегодня хочешь стать художником или музыкантом? Да и не только дезориентация в личных целях, но и многие другие меняющиеся факторы делают переходы и личностное развитие ребёнка порой весьма болезненным процессом.

Поэтому, всем нам нужно не только проводить больше времени с детьми, обучая их новому. Не только подбадривать их даже в начинаниях, совершенно точно обречённых на провал. Но также нужно быть готовым к тому, что сам ребёнок может и не справиться со своими победами. Вы должны быть чутким и понимающим родителем, знающим, что-то, что вам кажется пустяковой бедой, для ребёнка может быть серьёзной неприятностью. И тут тоже ему нужны вы — добрый и мудрый, взрослый родитель.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Автор: Искандер Милевски

Оглавление темы «Проблемы современного человека»:

1. Негативные эмоции — тормоз на пути к успеху. Учимся контролировать эмоции

2. Как правильно реагировать на критику? — это знает каждый, но получается не у всех

3. Скромность не в моде. Можно ли избавиться от застенчивости?

4. Как и кому сказать нет? Стоит ли всегда отказывать?

5. Может ли женщина перевоспитать мужчину? Как изменить мужчину?

6. Сочувствие и сострадание — нужно ли воспринимать эти эмоции?

7. Болит душа? — обращаемся за помощью к психологу и к психотерапевту

8. Муж сравнивает вас с другими женщинами? — научим мужчин тому, что не стоит говорить женщине

9. Сплетни и слухи. Как на них реагировать?

10. Почему у нас не хватает времени для себя?

Источник

Научная школа, созданная Л.С. Выготским, основывается на таких положениях, как:
— личность в своей основе имеет социальную и историческую природу;
— развитие личности происходит целостно;
— культурное развитие личности заключается в присвоении общественно выработанных форм поведения посредством речевых знаков;
— для понимания природы психического развития личности необходимо выйти за рамки индивидуального и обратиться к истории человеческой культуры и искусства;
— обучение ребенка должно быть построено таким образом, чтобы оно вело за собой развитие. [1]

В своей статье я попытаюсь рассмотреть эти понятия применительно к системе современного образования, в частности дошкольного.
С самого рождения ребенок начинает учиться — выражать свои эмоции и желания; затем ходить, говорить. Мне повезло — я помогаю деткам раннего возраста получать свое первое образование — дошкольное. И свою статью хочу посвятить всемирно известной научной школе — школе Л.С. Выготского.

В основе научной школы лежат идеи культурно-исторической теории развития. Это концепция психического развития человека, которая была разработана в 20-30 гг. ХХ века при участии таких известных ученых как А.Н. Леонтьев и А.Р. Лурия.

По мнению Л.С. Выготского, человек — существо прежде всего социальное. Личность есть понятие социальное. Личность возникает в результате культурного развития. [1] Если говорить о современном образовании, то очень важно, какой взрослый (педагог, родители) оказывается рядом с ребенком в момент «вхождения» маленького человека во взрослый мир, «в культуру».

Развитие психических функций заключается в следующем: каждая функция, заложенная генетически, с течением времени преобразуется в высшую психическую функцию: формируется память, мышление, воображение, произвольность и т.д. Все это формируется во взаимодействии ребенка со взрослым в дошкольном возрасте. В настоящее время данная теория весьма актуальна. В нашем обществе происходят изменения относительно функций образования, профессионального статуса педагога. Возрастает необходимость в развитии личности обучающихся. Обучение и развитие направлено на качественное изменение человека, на развитие его способности к самореализации, способности адаптироваться к стремительно меняющемуся миру. В дошкольном возрасте это развитие набирает бешеные темпы. Своеобразным орудием такого развития, по мнению Л.С. Выготского, является слово (знак).

Л.С. Выготский описал сам процесс приобретения новых форм поведения. Этот процесс он назвал интериоризацией. Интериоризация — это формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. [1]

Но может ли ребенок самостоятельно открыть и освоить систему научных понятий или любое культурное орудие? Нет. Л.С. Выготский отводит эту важную роль в руководстве детским развитием взрослому. Взрослый открывает ребенку правила употребления различных орудий, раскрывает значения знаков и способов движения в системе научных понятий. В результате, формируется инициативная и готовая к переменам личность. Возникает вопрос — кто этот взрослый, каким должен быть сегодня педагог, проводящий значительную часть времени с ребенком? Это специалист новой формации — образованный, творческий, готовый к обучению или самообразованию на протяжении всей своей жизни.

Здесь необходимо сказать еще об одной идее, выдвинутой великим ученым Л.С. Выготским. Это теория «О зоне ближайшего развития», которая основана на двух понятиях — зоне актуального и зоне ближайшего развития.

Зона актуального развития или действия — наличный уровень подготовленности учащегося, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить самостоятельно без помощи взрослого. [2, 3]

Зона ближайшего развития характеризует процесс взаимосвязи между развитием и обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности, он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач. [2]

Именно в таком ключе должны работать сегодня педагоги современного образования, начиная с раннего возраста в дошкольном учреждении. Такое обучение ведет к формированию в будущем личности, успешной в разных видах деятельности; личности, способной на повышение квалификации с учетом своих интересов и потребностей.

И наоборот, полагал Л.С. Выготский, если взаимодействие осуществляется относительно того содержания, которое ребенок уже освоил, развития не происходит. [1] Современный педагог обязательно должен помнить об этом. Да, в зоне актуального развития работать проще. Но наша задача состоит в том, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с детьми. Ведь как много может дать ребенку дошкольный возраст, его детские годы! И наша обязанность — помочь своим подопечным прожить этот период полноценно и ярко. Думая об этом, мы вспоминаем слова Л.С. Выготского: «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой». [1,2] Такое обучение было названо развивающим. Идея его стала популярной во многих странах мира. Призываю каждого педагога в нашей стране помнить об этом.

И не будем забывать, что все эти гениальные идеи были сформулированы Л.С. Выготским в двадцатые годы прошлого века. В настоящее время, они весьма актуальны. Это мощный инструмент для новых психологических исследований и развития наших потомков.

Список литературы.

1. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. // Выготский Л. С. Психология. — М., 2002.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Психология. — М., 2002.

3. Психологический словарь, 2000.

Приложение.

А теперь я хотела бы привести примеры из собственной практики. Помимо того, что я работаю педагогом-воспитателем в группе детей раннего возраста, я преподаю английский язык детям от 3-х до 7-ми лет. Свои занятия я стараюсь проводить, помня о зоне ближайшего развития.

Примеры.

Средством запоминания знакомых слов на английском языке являются карточки и слово, которое я называю, показывая ту или иную карточку. На первом занятии дети повторяют слова вместе со мной, далее — могут называть их сами.

Развитие личности ребенка по выготскому

1) Занятие в группе с детьми 4-5 лет

Развитие личности ребенка по выготскому

Здесь дети пытаются взять на себя роли знакомых персонажей. Они уже знают, как назвать зайца и лягушку на английском языке, как поздороваться и задать простые вопросы. Но проговорить это все в диалоге, да еще взять на себя роль персонажа, пока без помощи педагога не могут. Сегодня они повторяют все за мной, а через несколько занятий говорят уже они, а мы с остальными детьми становимся зрителями мини-спектакля.

2) Изучение новых слов с детьми 3-4 лет

Развитие личности ребенка по выготскому

Мы не повторяем от занятия к занятию, как назвать, например, лошадь на английском языке. Мы постоянно узнаем новые слова, добавляя уже известные. В данном случае, вводится цвет лошади (коричневый). Дети вспоминают название лошади на английском языке (a horse), цвет (brown), а я помогаю связать эти два слова — a brown horse. Через несколько занятий дети делают это самостоятельно.

Источник

Культурно-историческое направление в психологии развития

1. Теория развития Л. С. Выготского.

2. Деятельностная теория онтогенеза А.Н. Леонтьева.

3. Концепция Д.Б. Эльконина.

4. Теория развития личности Л.И Божович.

5. Модель развития общения М.И. Лисиной.

6. Теория развития психики А. Валлона.

7. Эко-психологическое направление (У. Бронфенбреннер, К. Ригель, В.А. Петровский).

Теория развития Л. С. Выготского

Согласно представлению Л.С. Выготского, психическое развитие человека должно рассматриваться в культурно-историческом контексте его жизнедеятельности. С точки зрения сегодняшнего понимания выражение «культурно-историчес­кая» вызывает ассоциации с этнографией и культурной антропологией, взятых в исторической перспективе. Но во времена Л.С. Выготского слово «историческая» несло идею внесения в психологию принципа развития, а слово «культурная» подразумевало включенность ребенка в социальную среду, являющуюся носите­лем культуры как опыта, наработанного человечеством.

В работах Л.С. Выготского нет описания социально-культурного контекста того времени, но есть конкретный анализ структур взаимодействия с окружающей его социальной средой. Поэтому в переводе на современный язык, может быть, теорию Л.С. Выготского следовало бы называть «интерактивно-гене­тической». «Интерактивно» — потому что он рассматривает реальное взаимодей­ствие ребенка с социальным окружением, в котором развиваются психика и со­знание, а «генетической» — потому что реализуется принцип развития.

Одна из фундаментальных идей Л.С. Выготского — о том, что в развитии поведения ребенка надо различать две сплетенные линии. Одна — естественное «созревание». Другая — культурное совершенство­вание, овладение культурными способами поведения и мышления.

Культурное развитие заключается в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало процессе своего исторического развития и какими являются язык письмо, система счисления и др.; культурное развитие связано с усвоением таких приемов поведения, которые основываются на ис­пользовании знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции.

Культура видоизменяет природу со­образно целям человека: изменяется способ действия, структура приема, весь строй психологических операций наподобие того, как вклю­чение орудия перестраивает весь строй трудовой операции. Внешняя деятельность ребенка может переходить во внутреннюю деятельность внешний прием как бы вращивается и становится внутренним (интериоризироваться).

Л.С. Выготский создал законы психического развития ребенка:

— Закон сложной организации развития во времени: развитие имеет ритм, не совпадающий с ритмом времени и меняющийся в разные годы жизни (например, год жизни младенца не будет равен году жизни взрослого по степени изменений личности).

— Закон метаморфозы: развитие является цепью качественных изменений, поэтому ребенок является не просто маленьким взрослым, но существом с качественно отличной психикой.

— Закон неравномерности (гетерохронности) детского развития: каждая сторона психики имеет свой оптимальный период развития.

— Закон формирования высших психических функций, которые первоначально возникают как форма коллективного поведения, сотрудничества с другими людьми, а позже становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка (интериоризируются).

В своей периодизации развития Л.С. Выготский предлагает чередовать ста­бильные и критические возрасты. В стабильных периодах (младенче­ство, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный воз­раст, подростковый возраст и т.д.) происходит медленное и неук­лонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды (кризис новорожденнсти, кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет, пубертатный кризис, кризис 17 лет и т.д.) эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований.

Огромная многосторонняя работа привела Л. С. Выготского к построению концепции связи обучения и развития, фундамен­тальными понятиями которой являются зона ближайшего и актуального развития. Мы определяем тестами или другими способами уровень психического развития ребенка. Но при этом совершенно недостаточно учитывать, что ребенок может и умеет сегодня и сейчас, важно, что онсможет и сумеет завтра, какие процессы, пусть сегодня не завершив­шиеся, уже «зреют». Иногда ребенок нуждается для решения задачи в наводящем вопросе, в указании на способ решения и т.д.

Тогда возникает подражание, как все то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но чему он может обучиться или что может выполнить под руководством или в сотрудничестве с другим, более взрослым или бо­лее знающим человеком. Но то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно. Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем разви­тие завтрашнего дня — зону ближайшего развития.

Л. С. Выготский критикует позицию исследователей, считающих, что ребенок должен достичь определенного уровня развития, его функции должны созреть, прежде чем можно будет приступить к обучению. Получается, считал он, что обучение «плетется в хвосте» у развития, развитие всегда идет впереди обучения, обучение просто надстраивается над развитием, ничего не меняя в нем по существу.

Л. С. Выготский предложил совершенно противоположную пози­цию: только то обучение является хорошим, которое опережает развитие, создавая зону ближайшего развития. Обучение — это не раз­витие, но внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но культурно-исторических осо­бенностей человека. В обучении создаются предпосылки будущих новообразований, и, чтобы создать зону ближайшего развития, т.е. по­родить ряд процессов внутреннего развития, нужны правильно построенные процессы обучения.

Ранняя смерть помешала Л. С. Выготскому эксплицировать свои идеи. Первый шаг в реализации его теории был сделан в конце 30-х гг. психологами Харьковской школы (А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорож­цем, П.И. Зинченко, П.Я. Гальпериным, Л.И. Божович и др.) в комплексной программе исследований развития психики ребенка (изу­чалась роль ведущей деятельности в психическом развитии ребенка» содержание и структура детской игры, сознательность учения и т.д.). Ее концептуальным стержнем стало действие, выступившее и какпредмет исследования и как предмет формирования.

Источник

Читайте также:  Игры для ребенка год и 1 месяц развитие