Ритм в развитии мышления ребенка

Ритм в развитии мышления ребенка thumbnail

Что такое ритмика?

Ритмика (от греч. rhythmos — порядок движения) – это практические занятия, в ходе которых музыкальные образы передаются при помощи движений. В процессе выполнения специальных упражнений дети учатся воспринимать музыку и выражать полученные эмоции телом. Музыкальное сопровождение (аккомпанемент и фонограмма) – это важнейший компонент занятий ритмикой. Педагог специально подбирает различные по жанру, темпу, ритму и характеру мелодии, чтобы малыши могли познакомиться с музыкой во всем ее многообразии. Танцевальные движения помогают более глубоко прочувствовать музыкальный материал и являются вспомогательными средствами выразительности. На занятиях ритмикой используются, в основном, простые музыкально-ритмические движения следующих видов:

  • Танцы (импровизации, хороводы, пляски, элементы народных и бальных танцев и так далее);
  • Упражнения (бег, ходьба, прыжки, наклоны, повороты, приседания, упражнения с предметами и многое другое);
  • Игры (сюжетные и несюжетные);
  • Драматизации.

Занятия для детей дошкольного возраста проходят в игровой форме под музыку или пение. В сюжетных играх малыши вживаются в образы различных персонажей, имитируют повадки животных и птиц, разыгрывают мини представления. В несюжетных играх дети выполняют танцевальные движения и групповые перестроения. Занятия построены таким образом, что энергичные физические действия чередуются с успокаивающими упражнениями. Это позволяет избегать переутомления и поддерживать активность детей на оптимальном уровне.

Танцы в ритмике всегда несут в себе какую-либо идею. На занятиях дети не просто двигаются под музыку, а учатся передавать свои эмоции через движения.

Что такое ритмика?

О пользе ритмики для детей

Занятия ритмикой не только приносят детям массу положительных эмоций, но и способствуют разностороннему развитию дошкольников. Чем же полезна ритмика?

  1. Развитие музыкального восприятия (чувства ритма, темпа, характера и эмоциональной окраски музыки);
  2. Эстетическое развитие;
  3. Развитие творческих способностей и артистизма;
  4. Снятие эмоционального напряжения;
  5. Развитие коммуникативных способностей;
  6. Развитие навыков самоконтроля;
  7. Формирование правильной осанки, укрепление мышц;
  8. Улучшение координации движений;
  9. Развитие быстроты, гибкости, пластичности, выразительности движений;
  10. Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).

О пользе ритмики для детей

В каком возрасте можно начинать заниматься ритмикой?

По мнению основателя данного направления Э. Жак-Далькроза, формировать своеобразное «мышечное чувство» имеет смысл с первых лет жизни ребёнка. На занятиях для малышей 2-3 лет происходит знакомство с такими характеристиками музыки, как громко/тихо, быстро/медленно, весело/грустно. Крохи с большим удовольствием выполняют ритмические движения, тем самым развивая свою координацию и ловкость. Дети 3-4 лет уже могут научиться двигаться в такт музыке, ходить паровозиком, выстраиваться в хоровод, выполнять несложные танцевальные движения в парах и даже импровизировать. Чем старше дети становятся, тем более сложный музыкальный и танцевальный материал используется в занятиях. Дошкольники 4-6 лет обладают довольно развитыми воображением, наглядно-образным мышлением, памятью, а значит, им легче эмоционально выражать суть танца. Детям старшего дошкольного возраста подходят сложные по пластике и композиции произведения, требующие быстрой смены движений различной амплитуды. Таким образом, программы занятий ритмикой для дошкольников строятся с учетом возрастных психофизических особенностей детей. Также педагог всегда обращает внимание на индивидуальные возможности каждого ребенка.

Самое главное на занятиях ритмикой – это удовольствие, которое малыш получает от процесса движения.

В каком возрасте можно начинать заниматься ритмикой?

Ритмические упражнения, которые можно выполнять дома

Занятия ритмикой проводятся в групповой форме и под руководством профессиональных педагогов, поэтому их полноценная реализация в домашних условиях труднодостижима. Если Ваш кроха по каким-либо причинам не может посещать занятия, то наиболее доступным и эффективным способом познакомить ребенка с миром ритмики является игровая гимнастика. Мини занятия желательно проводить несколько раз в неделю по 15-30 минут в хорошо проветриваемом помещении. Хвалите кроху за проявление внимательности и творческих способностей, позвольте ему дать волю своим чувствам. Важно, чтобы малыш получал удовольствие от процесса, поэтому заставлять ребенка повторять движения, если он этого не хочет, совершенно бессмысленно. Вот несколько несложных ритмических упражнений, которые можно выполнять с ребенком дома:

  • «Ходьба» (музыка — Н. Богословский «Марш»). Предложите малышу на время стать настоящим солдатом и попробовать промаршировать в такт музыке. Это упражнение отлично развивает чувство ритма и темпа, а также координацию движения.
  • «Пилот» (музыка — Л. Банникова «Самолет»). Эта игра развивает умение ориентироваться в пространстве и чувство равновесия. Под музыку ребенок должен сначала «завести мотор», вращая перед собой согнутыми в локтях руками, затем встать на одной ноге, раскинув руки в стороны, изображая самолет. После этого малыш может свободно бегать по комнате, а по окончанию музыки, он должен остановиться и опуститься на одно колено.

В ритмических упражнениях слуховые и зрительные впечатления соединяются друг с другом, а полученные от них эмоции естественным образом выражаются в движении.

Ритмические упражнения, которые можно выполнять дома

  • «Ветер и ветерок» (музыка — Л.В. Бетховен «7 лендлеров»). Благодаря этому упражнению дети учатся внимательно слушать музыку и воспринимать ее характер. Его суть заключается в том, что ребенок поднимает руки вверх и раскачивает или с различной амплитудой под музыку, изображая то тихий ветерок, то сильный ветер.
  • «Замри» (музыка — И. Кишко «Марш»). Для игры Вам понадобится несколько карточек со схематическим изображением человека в различных позах (например, правая рука поднята вверх, а левая отведена в сторону, поза ласточки и так далее). Вначале крохе марширует под музыку, а затем замирает в выбранной заранее позе.
  • «Регулировщик» (музыка — М. Раухвергер «Автомобиль»). В этой игре взрослый может выступать в роли регулировщика, а дети – водителей и пешеходов. Представьте, что в городе сломались все светофоры, а управлять дорожным движением приходится одному регулировщику. Вначале включается фонограмма, и малыши начинают движение, затем взрослый ставит музыку на паузу и командует повернуться направо, налево и еще раз направо. После выполнения задания «водители» должны припарковаться в заранее выбранном месте, а пешеходы продолжают движение.

Также в интернете Вы можете найти множество примеров логоритмических упражнений, одна из основных задач которых – развитие речи малышей.

Выводы

Ритмика для детей сегодня стала важным компонентом системы воспитания дошкольников. Занятия вводят малышей в мир музыки и движений, развивают пластику, координацию движений, грациозную походку. При помощи пластических средств выразительности ребенок начинает проявлять свои эмоции, что благоприятно сказывается на его общем эмоциональном фоне и способствует гармоничному формированию характера.

Заключение

Занятия ритмикой в Монтессори-центре «Созвездие» для детей от 2 до 6 лет построены в форме игры. Это наиболее знакомая и приятная для дошкольников форма активности. Малыши с удовольствием прислушиваются к ритму музыки и воспринимают ритмические движения. Наши опытные педагоги учитывают индивидуальные особенности детей (возраст, способность концентрировать внимание, возможность реализовать тот или иной комплекс упражнений, эмоциональный ресурс для восприятия музыкальной композиции), чтобы каждый малыш мог получить максимальную пользу от занятий. Ждем Вас в нашем центре!

Читайте также:  Распечатать для развития ребенка 4 года

Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана

Источник

«Методы и приёмы развития чувства ритма

у детей дошкольного возраста»

Автор доклада: Бабкина Юлия Валерьевна, музыкальный руководитель

Обособленное структурное подразделение «Детский сад № 10 «Улыбка»

МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 9 «Родничок», города Няндома.

«Жизнь есть музыка с её живым и творящим ритмом» (Эмиль Жак-Далькроз)

Одной из задач музыкального развития ребенка в дошкольной организации является развитие музыкальных способностей, а именно развитие чувства ритма.

Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

По мнению К.В.Тарасовой, чувство ритма имеет три основных компонента:

  • темпа — способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;

  • метра – способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и не акцентированных звуков;

  • ритмического рисунка – способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков, пауз.

Если чувство ритма несовершенно, то у детей замедляется становление развернутой речи, она не выразительна и слабо интонирована. В результате этого дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Для того чтобы развить чувство ритма у дошкольника, необходимо научить его воспринимать, правильно координировать движения с воспринятой на слух музыкой или ритмическим рисунком. Под влиянием музыкально-ритмических упражнений, устанавливается гармония во взаимодействии психических и физических функций. На музыкальных занятиях, для развития чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи используются упражнения и игры.

Используя игры и упражнения, я решаю следующие задачи:

1. Развитие у детей звуковысотного, ладового чувства, динамического, тембрового слуха, чувства ритма и метроритмического чувства.

2. Совершенствование умения передавать ритмический рисунок слова.

3. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

4. Развитие речедвигательной координации.

5. Развитие навыков элементарного импровизационного движения.

6. Помочь детям через музыкально-речевые игры войти в мир музыки, ощутить и пережить её чувственно.

Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей. Детские стихи помогают развить память, выразительную и эмоциональную речь, они являются основой хорошего литературного вкуса. Стихи следуют подбирать небольшие, с ярким, хорошо запоминающимся текстом и сюжетом.

В работе с детьми я использую следующие методы и приёмы развития чувства ритма:

1. Речевые игры со звучащими жестами.

Звучащие жесты – это игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, т. к. подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре.

Звучащие жесты – это самый эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей.

2. Ритмические игры «Эхо – ответ».

В играх приём «эхо» дает возможность ребенку постоянно участвовать, быть ведущим. Сначала ребенок способен только повторять то, что слышит, а после у него появляется свой вариант, свой ритмический рисунок, своя модель, свой образ, своя мелодия.

3. Игры на координацию речи с движением.

Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи. Основной целью использования игр на координацию речи с движением у детей является — преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением, а также, формирование понятной, наиболее приближенной к естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной.

4. Игры с палочками (клавесы).

Главная цель игр с палочками состоит в том, что решается целый комплекс задач, связанных с развитием речевых интонаций голоса, развитием мелкой моторики, развитием координации движений. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь.

5. Ритмические игры с предметами.

Ритмические игры с предметами служат для восприятия и воспроизведения музыкального ритма в соответствии с музыкальным отрывком пьесы, используя предметы.

6. Ритмические цепочки.

Ритмические цепочки – это цепочки звуков, слогов или слов. Выполнение речевых упражнений: произношение имен или ряда слов, состоящих из названий деревьев и цветов, позволяет детям хорошо ориентироваться в соотношении звуков по длительности и перенести эти навыки в исполнительство на музыкальных инструментах.

7. Ритмические партитуры.

Ритмические партитуры помогают усвоить понятия «долгий» и «короткий» звук на примере графического изображения ритмических блоков. Основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Развивают ритмический слух и внимание.

8. Игра на детских музыкальных инструментах.

Ритмический слух развивается в обучении игре на детских музыкальных инструментах. Игра на шумовых и особенно, ударных, инструментах способствует развитию чувства ритма у детей. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети более четко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.

Главные принципы моей системы – деятельность и творчество помогают превратить занятие в увлекательную музыкально-эстетическую игру.

Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.

Список информационных источников

1. Далькроз Жан. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. 6 лекций. Перевод Н. Гнесиной // 2-е изд. Журнала » Театр и искусство», 1914.

2. Каплунова, И.М., Новоскольцева, И.А. Этот удивительный ритм. / И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева // Издательство «Композитор. Санкт-Петербург» 2007.

3. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии. / Под редакцией Е.А. Медведевой // М.: Издательский центр «Академия» 2002.

3. Нищева, Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно — развивающей работы в детском саду. / Н.В.Нищева // ДЕТСТВО-ПРЕСС. Санкт-Петербург. 2002.

4. Ратнер, Ф.Л., Юсупова Ю.А. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. / Ф.Л. Ратнер, Ю.А. Юсупова // М.: Владос, 2006.

Источник

Макарова Александра
Развитие чувства ритма у детей младшего и среднего дошкольного возраста

Читайте также:  Пять месяцев ребенку развитие рост вес

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 69»г. СЫКТЫВКАРА

Методическая рекомендация

«Развитие чувства ритма у детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством использования музыкально-дидактических игр, упражнений, наглядных пособий»

Методические рекомендации признаны оказать помощь воспитателям, педагогам дополнительного образования, музыкальным руководителям.

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность»

Составитель: Макарова А. А.

Музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад №69»г. Сыктывкара

Первая квалификационная категория

г. Сыктывкар 2018

Пояснительная записка

«Пространство и время наполнены материей,

подчиненной законам вечного ритма»

Эмиль Жак-Далькроз

Развитие ритмического слуха является неотъемлемой частью в развитии музыкальности детей.Оно помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в различных видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, музыкально-дидактических играх и т. д. Ритмическое восприятие является одной из основ музыкального развития. Ритм – элемент развития интеллекта. В переводе с греческого, ритм – соразмерность, чередование различных длительностей звуков в музыке. Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том,что оно:

— помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей;

развивает познавательные способности;

— воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;

Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально — ритмических движений, дети более чётко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах. В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической культуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она не выразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитее слуховых и моторных способностей тормозит развитее ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения безусловную положительную роль играют дидактические материалы по становлению чувства ритма у детей дошкольного возраста. Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом; они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника. Проблемами развития чувства ритма занимались и занимаются многие педагоги и музыканты. Огромный вклад для решения этой проблемы внёс немецкий композитор, музыкант, педагог Карл Орф (1895-1982). Орф широко использовал в своей работе музыкальные инструменты и говорил о том, что сначала был барабан, барабан вызывал танец, а значит барабан-это метафора, псевдоним ритма, следовательно, сначала был ритм. Орф говорил, что ритму нельзя научиться, его можно разбудить, освободить в человеке. В программе М. А. Трубниковой «Учимся играть по слуху» так же уделяется большое внимание развитию чувства ритма, т. к. оно является важной ступенью к обучению игре на музыкальных инструментах. Психолог Б. М. Теплов отмечал,что: «Музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими «внемузыкальными» средствами познания, познавательное значение музыки развивается до широчайших приделов».

Актуальность:

Занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов — мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста. То же самое можно сказать о развитии музыкально-ритмического слуха у детей, так как музыкальные задания, выполняемые с помощью наглядных пособий, значительно активизирует умственную деятельность ребенка, которая приобретает творческий характер. К наглядным пособиям можно отнести музыкально-дидактические пособия и настольные музыкально-дидактические игры.

Музыкально-ритмические пособия в основном используются на музыкальных занятиях в качестве учебного материала. Музыкально-дидактические игры могут использоваться детьми вне музыкальных занятий в самостоятельной деятельности. Для этого в каждой группе целесообразно иметь набор музыкально-дидактических игр (в музыкальных уголках, которые имеют свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать.

Основным принципом в развитии музыкально-ритмического слуха (как и в любом другом) является принцип от простого к сложному, позволяющий малышам постепенно осваивать разнообразие движений, игр, упражнений.

Для развития чувства ритма можно использовать различные приёмы: природные (хлопки, притопы, голос, ударные, шумовые инструменты. А так же различные наглядные средства: музыкально-дидактические игры и пособия.

Именно наглядность — эффективное средство познания объективной деятельности ребёнка. Наглядность не только облегчает познавательную деятельность детей, но и организует их восприятие, активизирует процесс запоминания. Сложность и своеобразие музыкального ритма, особенность его восприятия требует привлечения вспомогательных «внемузыкальных» средств.

Цель:

Развитие чувства ритма у детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством использования музыкально-дидактических игр, упражнений, наглядных пособий.

Задачи:

1. Развивать у детей чувство ритма, способность ощущать в музыке, движении и речи ритмическую выразительность;

2. Формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично двигаться под музыку;

3. Воспитание личностных качеств (доброта, терпеливость, уважение друг к другу);

Развитие чувства ритма, как и любой другой вид деятельности, требует предварительную подготовку.

Предварительная работа:

1. Мониторинг по выявлению музыкальных способностей воспитанников;

2. Консультации для воспитателей;

3. Встреча с родителями с консультацией об актуальности данной проблемы;

4. Изготовление родителями нетрадиционных музыкальных инструментов из бросового материала;

5. Изготовление музыкально-дидактических пособий по данной теме;

6.Знакомство с народными сказками: «Колобок», «Теремок», просмотр видео на мультимедеа;

Участие родителей в реализации поставленных задачь:

1. Консультации и беседы для родителей на тему «Развитие ритмического слуха детей дошкольного возраста»;

2. Изготовление музыкальных инструментов своими руками из бросового материала, проявление фантазии и выдумки каждой семьи;

3. Организация выставки творчества «Музыкальные игрушки».

Работа с воспитателями:

1. Помощь воспитателей в изготовление пособий, музыкально-дидактических игр, демонстрационного материала;

2. Чтение художественной литературы, беседы с детьми;

3. Консультации для воспитателей на тему «Роль развития ритмического слуха детей младшего возраста»

Практическая часть:

Сборник пособий и дидактических игр для развития ритмического слуха для детей 2 младшей и средней групп.

«Весёлая тучка»

Цель:

Познакомить детей с короткими и долгими звуками, используя в игре хлопки.

Пособие.

Наглядное пособие с плоскостным изображением тучки и капелек разной величины.

Описание:

К детям на занятие приходит сказочный поросенок, который знакомится с детьми, играет, а самое главное рассказывает детям, что сегодня он побывал в осеннем лесу и встретил там весёлую тучку, которая играла с ним, брызгая на

Читайте также:  Развития ребенка карточки сделать

него своими весёлыми капельками. Капельки капали на него, то быстро, то медленно. Капельки были то маленькие, то большие. Одновременно с рассказом выкладываются на наборном полотне маленькие и большие капельки, проигрывая их длительность на фортепиано и прохлопывая ритм. Затем ещё раз предлагается детям прослушать, как звучали большие капельки (долгими, протяжными, тянущимися звуками, и маленькие (быстрыми, отрывистыми, частыми звуками).

С помощью наглядного пособия дети точно усваивают соотношение длительности и размера предлагаемого схематичного изображения капелек.

После того как дети научились различать долгие и короткие звуки, можно перейти к знакомству детей с различными ритмическими рисунками. На занятиях дети вновь встретились со знакомым им уже персонажем — поросенком, который рассказывал им, что, гуляя по весеннему лесу, он встретил знакомую весёлую тучку. Но неожиданно подул сильный ветер, и все весёлые капельки перемешались.

Рассказывая об этом, на наборном полотне выкладывается ритмический рисунок: ооО ооО

Наши капельки запели свою весёлую песенку:

«Ветер дул, задувал.

Капли все размешал».

Одновременно с пением озвучивается полученный ритмический рисунок, выложенный на наборном полотне в хлопках или ударных музыкальных инструментах.

«Весёлая и грустная погремушка»

ЦЕЛЬ:

Учить детей самостоятельно определять части музыкального произведения, различать характер, длительность звука, выкладывая кружочки соответствующие настроению погремушки.

Пособие:

Наглядное изображение грустной и весёлой погремушки с набором плоскостных кружочков для выкладывания ритма на наборном полотне.

Описание:

Дети действуют в соответствии содержания текста,который предлагался на слова:

Погремушки, погремушки,

Вот веселые игрушки,

Громко, громко так гремят,

Веселят они ребят.

Дети передают ритм коротких звуков, четко ударяя погремушкой о ладонь.

На слова:

Погремушки не гремят,

На коленочках лежат.

Детки тихо так сидят,

Погремушки не гремят.

Дети кладут погремушки на колени.

На слова:

Звон, звон, звон, звон

Погремушек перезвон.

Динь- дон, динь- дон,

Что за странный перезвон.

Дети передавали ритм долгих звуков.

На последующих занятиях предлагается детям определить по музыкальной фразе,какая погремушка: весёлая или грустная и как она гремит, предлагая детям самим передать характер погремушки короткими или долгими звуками, медленными или быстрыми ударами. Так же, на примере пособия «Весёлая тучка», кружочками выкладывается знакомый детям ритмический рисунок (ооО ооО).

«Петушок цыплёнок курочка»

ЦЕЛЬ:

Упражнять детей в восприятии и различении двух ритмических рисунков, состоящих из долгих и коротких звуков.

Пособие:

Набор картинок с изображением курочки, петушка, цыплёнка, набор зёрнышек разной величины, настольное наборное полотно на каждого ребёнка.

Описание:

К соответствующему изображению дети выкладывают ритмический рисунок

зёрнышками разной величины.

ПЕТУШОК (ооО. ооО)

КУРОЧКА (Ооо. Ооо)

ЦЫПЛЁНОК (оОо. оОо)

Со всеми ритмическими рисунками детей знакомят заранее, прохлпывая и играя на ударных музыкальных инструментах.

«Кого встретила Таня в лесу»

ЦЕЛЬ:

Использовать в практической деятельности знакомые ритмические рисунки. Передавать в движении ритм животных, связывая их с танцевальными движениями.

Пособие:

Картина с прорезью по середине в которое вставляется вставка с изображением животных.

Описание:

Детям предлагается прослушать ритмический рисунок того или иного героя, и ответить кого встретила Таня в лесу. Если ответ правильный педагог выдвигает картинку с нужным изображением, ребёнок может подвигаться изображая данного героя, припевая слова совместно с педагогом.

Медведь (ООООО) ТОП-ТОП-ТОП-ТОП

Заяц (ооооооо) прыг-прыг-прыг- прыг

Лиса (ООооо, ООооо) Я- ЛИ- си-ич-ка, Я- СЕС- три-ич-ка

Волк (ооО. ооО) я-вол-ЧОК, я-вол-ЧОК, у- ме-НЯ, сер- бо-ЧОК.

Усложнив эту игру можно предложить детям выложить на наборном полотне ритмический рисунок кружочками, которые заменят следы героев.

Детям, которые затрудняются самостоятельно справиться с заданием, предлагается выбрать нужную карточку с готовым ритмом. Для этого нужно иметь несколько разнообразных наборов.

Музыкально-дидактическая игра

«Теремок»

Цель:

Учить детей воспроизводить знакомые ритмические рисунки, развивать творческие способности

Пособие: Плоскостной теремок с окошками вкладышами.

Описание:

В каждом окошке изображён герой сказки с соответствующим ритмическим рисунком. Когда дети чётко усвоят и запомнят ритмы каждого животного, окошки можно закрывать чистым листом бумаги, чтобы дети самостоятельно отгадывали. По желанию можно менять месторасположение животных в окошках.

«Повтори ритм знакомых песен»

Цель: Учить детей находить по ритмическому рисунку нужное изображение песенки или попевки, простукивая музыкальным молоточком по столу или на ударных инструментах.

Пособие:

Набор карточек с изображением сюжета или героев песен с ритмическим рисунком мелодии песни. Молоточки на каждого ребёнка. Настольное наборное полотно с набором кружочков и полосок разной величины и цвета.

Описание:

Детям предлагается прослушать отрывок из музыкального произведения. Ребёнок, выбрав нужную карточку с изображением, говорит про кого песня или название музыкального произведения. Молоточком выстукивает ритм песни по столу. (Упражнение подготавливает руку к игре на металлофоне). Если ребёнок справился можно предложить выложить самостоятельно ритмический рисунок на наборное полотно с помощью кружочков или полосок разного цвета по желанию ребёнка, которые имеются в наличии.

«Волшебные часики»

Цель: Учить детей находить нужный ритмический рисунок задаваемый педагогом

Пособие:

Картонная основа с кармашками, в которые помещают изображения с ритмическими рисунками, вращающаяся стрелочка.

Описание:

После того как дети усвоили все ритмические рисунки и достаточно точно могут их воспроизвести, можно предложить детям поиграть в игру «Повтори ритм». Один игрок задаёт ритм, а другой стрелочкой выбирает нужную картинку.Как вариант: один ребёнок стрелочкой указывает на рисунок, остальные дети выстукивают ритм молоточком по столу или хлопками, стараясь, чтобы ритм звучал в унисон.

При необходимости ритмические рисунки можно поменять на картинки с изображением героев детских песен и поиграть с детьми в игру «Угадай мелодию». Педагог играет фрагмент песен из репертуара данной возрастной группы, а ребёнок выбирает, с помощью стрелочки нужную картинку.

«РИТМИЧЕСКИЕ ГОРОШКИ»

Цель:

Двигая горошки по вертикальным верёвочкам, сложить заданный ритмический рисунок на белой полосе.

Пособие:

Картонная основа с натянутыми поперёк верёвочками и нанизанными на них кружочками разной величины (сверху маленькие, снизу большие). Посередине выделенная белая полоса, на которой выкладывается ритм. Выложенный ритмический рисунок ребёнок может сыграть на любом из ударных инструментах, изготовленных из бросового материала, сделанных руками педагогов или родителями. Дети с большим удовольствием играют на них в оркестре на занятиях или в самостоятельной деятельности.

ВЫВОД:

Развитие музыкально-ритмического слуха является фундаментом к последующему гармоничному музыкальному развитию ребенка, как в обучении игре на музыкальных инструментах, пении, хореографии так и во многих других разделах художественной деятельности, поэтому развитие чувства ритма в детском саду необходимо начинать на музыкальных занятиях с первой младшей группы. У детей формируются определенные навыки воспроизведения ритма, которые порой, проявляются неосознанно.

Источник