Развитие личности ребенка от рождения

Развитие личности ребенка от рождения thumbnail

Коллектив авторов

Развитие личности ребенка от рождения до года Издание второе

© ООО «Рама Паблишинг», 2010

* * *

Авторский коллектив

АВЕРИН Вячеслав Афанасьевич (Санкт-Петербург), доктор психологических наук, профессор, декан факультета клинической психологии, заведующий кафедрой общей и клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической академии.

ДОБРЯКОВ Игорь Валериевич (Санкт-Петербург), кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии с курсом детско-подростковой терапии Санкт-Петербургской академии последипломного образования, председатель секции пренатальной психологии, психопатологии и психотерапии Санкт-Петербургского общества психологов, психиатр высшей категории.

ОСОРИНА Мария Владимировна (Санкт-Петербург), кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Санкт-Петербургскoro государственного университета, вице-президент Петербургского психологического общества.

СЛОБОДЧИКОВ Илья Михайлович (Москва), доктор психологических наук, профессор Московского городского психолого-педагогического института, психолог высшей категории.

ПАТРАКОВ Эдуард Викторович (Екатеринбург), кандидат педагогических наук, заместитель директора по инновационному развитию Свердловского областного базового медицинского колледжа.

ЛЕБЕДЕВА Ирина Борисовна (Екатеринбург), кандидат медицинских наук, заведующая отделением повышенного уровня образования Свердловского областного базового медицинского колледжа.

МЕЛАМЕД Геннадий Моисеевич (Измаил), педиатр высшей категории, семейный врач.

НИФОНТОВ Сергей Анатольевич (Екатеринбург), старший преподаватель кафедры организации работы с молодежью Уральского государственного технического университета – УПИ, заместитель директора по научно-методической работе Государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Дом молодежи».

ЯКОВЛЕВА Юлия Анатольевна (Екатеринбург), медицинский психолог, юрист.

КОЧЕВА Елена Владимировна (Екатеринбург), психолог.

ИЛЬИНА Валентина Николаевна (Екатеринбург), практический психолог.

Благодарность читателям

ЗА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ жизни серия «Развитие личности ребенка» обрела почитателей в лице десятков тысяч взрослых – родителей, бабушек и дедушек, специалистов из разных городов России и из-за рубежа, в том числе из Германии, Израиля, Великобритании, США.

Письма, в которых читатели делились своими впечатлениями о содержании книг, убедили творческий коллектив в следующем:

1. Книги «Развитие личности ребенка» читает вся семья – большинство писем-откликов приходило от супружеских пар. Особенно приятно, что издания пользуются авторитетом и популярностью у пап – они высоко оценили основательность и энциклопедичность изданий, серьезный научный фундамент.

2. В письмах издателям, в высказываниях на форуме читатели подчеркивали, что книгам «Развитие личности ребенка» можно доверять, ведь они созданы авторитетными специалистами – психологами, педагогами, педиатрами.

3. Книги серии рекомендуют знакомым, родственникам – всем, у кого в семье растет человек.

4. Книги остаются в семье, ведь с таким надежным источником информации не страшно пройти путь молодых родителей еще раз. А потом, когда дети вырастут, подарить книги им.

5. Книги повышают психологическую грамотность родителей, отвечая на многие вопросы, связанные с развитием ребенка и взаимоотношениями с ним.

Благодарим вас, наши дорогие читатели, за то, что уверили нас в необходимости и важности выпуска книг серии «Развитие личности ребенка», и желаем дальнейших успехов в воспитании растущего человека!

Предисловие редактора

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! Если вы взяли в руки эту книгу, значит, вам по какой-то причине близка тема, связанная с развитием самых маленьких детей – от рождения до года. Возможно, вы родители, а может – бабушки или дедушки, близкие родственники или друзья молодой семьи. Главное, вас очень интересует, все ли в порядке с малышом, правильно ли он растет и развивается. Ведь вам вовсе не безразлично, каким он станет через год, два, три…

Наша книга поможет решить многие вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей в первый и самый ответственный год жизни, когда закладывается потенциал ребенка – личностный, интеллектуальный, творческий и физический. И от того, насколько правильно взрослые оценивают значимость этого периода, зависит здоровье и в конечном итоге счастье малыша.

Конечно, такую ответственную тему можно доверить только профессионалам. Поэтому для вас трудились педиатры, психологи, педагоги, а также другие специалисты. Целью каждого из них было помочь родителям ответить на вопросы, встающие в период ожидания малыша и в первый год его жизни: дать сведения о психическом и физическом развитии, о режиме, кормлении и питании, о том, как ухаживать за ребенком, как определить, здоров ли он, как с ним играть, общаться, как научиться понимать этого маленького, но уже совершенно неповторимого человека, как радоваться с ним и вместе познавать мир.

В книге пять частей. Первая посвящена взаимоотношениям двух любящих людей, тому, насколько он и она готовы стать родителями, понимают всю ответственность, с которой должны подготовиться к встрече с малышом. Вторая часть рассказывает о сложном и интересном периоде, когда в жизни двоих появляется третий, со своим темпераментом и настроением, способный чувствовать отношение к себе и «рассказывать» об этом. Очень небольшой, но по значимости важнейший период новорожденности – от момента, когда малыш громким криком заявляет о своем приходе в мир, до полутора месяцев – описан в третьей части. Здесь же вы узнаете о психическом развитии ребенка от полутора месяцев до года. Родителям тех детей, которые испытывают проблемы со здоровьем, будет полезно прочитать четвертую часть. Завершает книгу пятая часть, в ней речь идет о том, насколько важна для любознательного малыша атмосфера его дома, с которого начинается познание мира и ощущение своей значимости в нем.

Многих родителей интересует вопрос: как создать такую атмосферу в семье, чтобы малыш чувствовал себя уютно и уверенно? Ответить на него вам помогут советы, помещенные в рубрике «На приеме у психолога», где также объясняется, почему взрослым необходимо научиться уважать и понимать друг друга, не бояться откровенно делиться своими страхами и сомнениями. Другие рубрики: «Азбука для пап и мам», «Секреты психологии», «Полезные советы», «Поиграйте с малышом» – предназначены для того, чтобы взрослые могли лучше понять мир ребенка и те процессы, которые он переживает в своем развитии.

«Развитие личности ребенка от рождения до года» является первой в настоящей серии. В последующих книгах мы расскажем о том, как развиваются все жизненно важные системы ребенка в периоды от года до трех, от трех до пяти лет, от пяти до семи, от семи до одиннадцати и от одиннадцати до шестнадцати. Чем обусловлено такое деление по возрастам?

Каждый человек в течение своей жизни переживает кризисные периоды, предшествующие наступлению новых этапов в его развитии (физическом, эмоциональном и т. д.). Такие кризисы, отделяющие один этап от другого, начинаются еще в детстве, причем каждый из них связан с подготовкой ребенка к определенным видам деятельности, получившим в психологии название ведущих.

Так, ведущим видом деятельности первого года жизни является непосредственно-эмоциональное общение. В период от года до трех на первый план выходит предметно-манипулятивая деятельность. В следующий период актуальной становится сюжетно-ролевая игра, которая постепенно уступает место учебной деятельности. Учебная деятельность в свою очередь сменяется интимно-личностным общением. А далее наступает период зрелости.

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 год и 3 месяца горшок

Каждая книга отражает сущность рассмотренного в нем возрастного периода, основные психические новообразования и проблемы этого возраста, включая медицинские и педагогические аспекты. При этом все они взаимосвязаны, линия одной темы находит логическое продолжение в следующем томе, и наоборот, более старший возраст требует обращения к более раннему периоду.

Непосредственно-эмоциональное общение, свойственное возрасту, о котором идет речь в этой книге, характеризуется особой, никогда более не повторяющейся атмосферой эмоционального контакта матери, а также других близких взрослых и ребенка. От того, каким будет это общение, во многом зависит дальнейшее развитие малыша и его становление как личности. Поэтому весь том построен на принципах взаимосвязи «ребенок – семья».

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник

(рецензий 15 / оценок +44)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+7

Возможно, для кого-то книга стала полезной, но не для меня…
Несколько идеи из начальных глав, которые для меня стали индикаторами низкого качества текста:
— нельзя (почему???) отказываться от помощи родственников и друзей (удивительно, что психолог не в курсе, что на первом месте должно стоять психологическое спокойствие мамы и, соответственно, ребенка, а не родственников);
— родители должны руководствоваться в воспитании двумя вещами — (1) требовать от ребенка только то, что он может, и (2) слушать желания и понимать интересы ребенка (Вас не смущает такая последовательность???)…
Книгу пока не дочитала до конца, но начало не впечатлило…

Update: книгу дочитала, и оценку понижаю — книга не просто бесполезная, местами она просто вредная и ужасная.
Еще примеры:
— раздел о массаже — общие слова на три четверти страницы (хотя как здорово было бы почитать больше о простых техниках массажа малыша), зато об аутизме намного больше устаревшей неверной информации (пишут, что это умственное расстройство, требующее медикаментозного лечения, хотя интеллект часто сохранен, а закалывают аутистов только в странах с отсталой медициной);
— раздел о питании мамы тоже не выдерживает критики. На мой взгляд недостаточно описать все витамины, надо бы сказать, чего мы в достатке получаем из пищи, а что надо принимать дополнительно (например, витамина А более чем достаточно в пище, и его передозировка вредна для ребенка; прием кальция тоже должен быть оправдан — ранее окостенение косточек черепа, например, очень нежелательно), ну и т.д.

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+1

Возрастная аудитория:

От 18 лет

Книга, которую я советую прочитать всем будущим родителям, желательно, еще на этапе планирования беременности.

При своем небольшом размере это издание собрало под обложкой очень широкий круг тем, начиная от психологических особенностей семьи и основных идей перинатальной психологии и заканчивая значением фольклора в воспитании ребенка, организацией безопасного пространства для разного возраста малыша и рекомендациям по питанию во время беременности.

Все темы описаны достаточно подробно, понятно, без лишней «воды». В целом, подход довольно современный, хоть и встречаются вкрапления «совкового» наследия, что, возможно, имеет свои плюсы — можно познакомиться и с такой точкой зрения.

Есть очень полезные таблицы по развитию ребенка, описания игр с малышом на разных этапах его взросления, много практичных советов по организации быта новоиспеченных родителей и уходу за ребенком.

Конечно, идеальных «родительских» книг не существует, но эта однозначно стоит внимания.

P.S. А я уже заказала следующую часть серии, т.к. через месяц ребенку исполняется год, и хочется быть «во всеоружии» 😉

(рецензий 10 / оценок +26)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

0

Возрастная аудитория:

От 18 лет

Одна из немногих книг психологов, которую можно советовать молодой семье (и маме и отцу). Охватывает период от планирования ребенка до годовалого возраста. Книга от психологов, поэтому ждать практических советов о массаже и купании в ней не стоит. Акцент делается на том как развивается личность ребенка, что на него влияет на затрагиваемых этапах (планирование, беременность, роды, первый год жизни). Как родителям помочь ребенку, к каким последствиям могут привести ошибки или просто неосознанное поведение… Написана простым языком, с ссылками на источники, но без научных подробностей..

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+1

Книга может быть полезна очень молодой маме, совсем без житейского опыта в качестве развлекательного чтения. Много общих рассуждений, практических советов почти нет. Половина книги про период ДО РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА, создание семьи.

Читайте также:  Метод тестового развития ребенка разработал

Например, в разделе «Массаж» нет конкретных советов, но есть информация по времени, полезности и указание на то, что нужно посоветоваться со специалистом. В остальных разделах то же самое.

Жалко потраченных денег.

(рецензий 650 / оценок +742)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+1

Качество иллюстраций:

 
10

Возрастная аудитория:

Общая аудитория

Очень полезная книга!Читается легко!Можно читать и перечитывать!

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

0

Отличная книга отличного содержания! Одна из немногих книг о психологии детей, которую приятно читать и перечитывать. Интересная подборка теоретических знаний прекрасно приправлена практическими историями из жизни. Книгу нужно читать не только мамам, но также папам (а в идеале и бабушкам-дедушкам).
Кстати, это едиственная книга, которую отец моего ребенка прочитал добровольно, да еще после этого несколько недель строил планы «куда плыть дальше»… теперь заказали все оставшиеся книги серии. Надеюсь, что они также оправдают наши ожидания.

(рецензий 114 / оценок +521)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+9

Побоялась заказывать сразу все книги этой серии. Заказала сначала две эту и от года до трех. Боялась потому, что очень меня напрягало название серии «авторитетные психологи» . Объясню почему. Мне казалось, что книга будет читаться тяжело. Но как же радостно обмануть свои ожидание и в очередной раз понять, на сколько мышление стереотипно.
Книга очень легко читается. С читателем авторы ведут интересный диалог. Рассказывая по порядку о всех этапах семейных отношений, психологическом, физическом развитие ребенка. Вообщем это книга в любом случае будет интересна родителям, лучше всего будущим. Конечно объем небольшой и темы раскрыты не все подробно. Если уже многое читали и ранее тогда будет понятно о чем автор говорит, но это просто все невозможно описать в одной книге. Например, автор пишет о том, что ребенку будет обидно, если в утробе девочка, а ждут и желают мальчика. Но не на какие конкретные факты и исследования нет ссылок. Поэтому это вроде и так понятно, а с другой стороны звучит как-то наивно. Рекомендовать можно и нужно. Но не как единичное пособие, а как одно из, стоящих на «родительской полке». в дополнение можно взять Сирсов и Сью Герхард «Как любовь формирует мозг ребенка» и обязательно, если найдете в продаже, а можно и в библиотеке Януш Корчак «Как любить ребенка» даю ссылки

(рецензий 9 / оценок +22)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

0

Прекрасная книга для тех, кто собирается стать родителем или только что им стал. Особенно ее полезно читать перед тем, как только вы начинаете планировать пополнение, т.к. психология развития личности ребенка начинается именно с этого момента. Книга содержит много примеров и ситуация для самостоятельного изучения, что несомненно делает читателя не только наблюдателем, но и действующим героем ситуаций. Информация в книге будет полезна нетолько будущим родителям, но и бабушкам и старшим детям. книге также приводятся примеры первых игр и различные варианты занятий с крохой.

(рецензий 23 / оценок +40)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

0

Покупая книгу, даже не догадывалась, что она так затягивает.
Книга содержит ряд полезной информации и для молодой семьи, которая только планирует малыша. Раскрыто очень много вопросов, которые взрослый человек, родитель никогда бы не задал себе, что, безусловно радует. Так как все мы люди разные и мыслим по разному, имея возможность что-то важное упустить!
Написана понятным и грамотным языком. Поразил круг специалистов, написавших это «чудо»! Если и начинать повышение своей психологической грамотности в области детской и семейной психологии, то только с нее!
Качество бумаги тоже порадовало. Приятно взять в руки и глаза радует.

(рецензий 17 / оценок +25)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+1

Замечательная книга. Ее лучше приобрести еще до рождения малыша! Причем еще на этапе создания семьи))) В книге помимо интересной информации также предлагаются игры с малышом. Есть приложение с критериями развития в определенный период. Есть предметный указатель.
В книге 5 частей
1. семья, где двое — ты и я
2. жизнь до рождения
3. самый важный — первый год
4. здоровье до рождения и в первый год жизни
5. малыш и цивилизация.

(рецензий 428 / оценок +987)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+1

Полезная книга, помогающая лучше понять себя, ребенка, и как действовать в определенных ситуациях.
Странички белые, но немного просвечивают.
Добавляю фото:

Источник

Фото: https://pixabay.com/ru

В своем развитии человек проходит несколько возрастных периодов, каждый из которых важен, и отражается на дальнейшей жизни человека. Рассмотрим более подробно особенности развития личности от рождения до юности.

От рождения до года, норма: доверие к людям.

Самое главное, что должен получить ребенок в данном периоде — материнскую любовь, заботу. Только имея любовь, ребенок принимает решение — доверять миру. Если малыш не получил любовь — он миру доверять не сможет.

Читайте также:  Шарики в развитии ребенка

Этот временной отрезок самый важный в формировании личности человека (при условии, конечно, нормальной беременности). Поэтому врачи неустанно твердят о необходимости матери находиться рядом с малышом, заботиться о нем.

Правильное развитие дает малышу: доверие к людям, нормальную привязанность ребенка к родителям, удовлетворение потребностей малыша, в том числе в общении.

Неправильное, аномальное развитие личности формирует: недоверие к людям, эмоциональную изоляцию.

Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.

От одного года до трех лет, следующий важный период.

В этот период у ребенка формируется самостоятельность, уверенность в себе. Родители должны помочь малышу почувствовать себя самостоятельным. Научить самостоятельно выполнять простые поручения.

Правильное развитие ребенка формирует — самостоятельную личность.

Неправильное, аномальное развитие, излишнее сюсюканье, или, наоборот, чрезмерная строгость, лишает ребенка этого дара. Личность ребенка формируется с отклонениями, в сторону сомнения в себе. Появляется гипертрофированное чувство стыда, чувство своей неполноценности, ущербности. Заметить неправильное развитие личности ребенка можно по следующим признакам: странное хождение — на цыпочках, пальчиках, семенящими шагами. Походка, как бы говорит о неуверенности малыша (не путать со здоровой временной неуклюжестью). Слабо развитая речь, нечеткий, слабый и вялый голос. Мало энергии у ребенка, он как бы извиняется и за эту энергию, за свои дела. «Извините, что я вот тут сейчас пройду», говорят походка, позы, жесты малыша.

Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.

От 3-х до 5 лет — следующий значимый промежуток.

В это время формируется любознательность, активность, творческий потенциал, и, что особенно важно, полоролевое поведение.

При правильном развитии малыш ведет себя активно, живо интересуется всем, что его окружает: игрушками, людьми, окружающем миром. Задает множество вопросов. Понимает к какому полу он относится, ведет себя в соответствии со своей половой принадлежностью, подражает взрослому, своего пола. Живое воображение, здоровая любознательность, полоролевое поведение— показатель правильного развития детской личности.

Аномальная линия развития приводит к пассивности и безразличности к людям, вялости, отсутствию инициативы, инфантильности. К зависимости от родителей, от других детей, от взрослых. Развивается зависть. Признаки полоролевого поведения отсутствуют.

Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.

Чем взрослее становится ребенок, тем труднее корректировать неправильно формирующуюся личность. Поэтому, еще раз хочется отметить, дорогие родители, не затягивайте с коррекционными мероприятиями, если вы заметили, что с ребенком, что-то не так, что развитие не соответствует возрасту и полу, не затягивайте, ведите малыша к специалисту.

Чем раньше будут исправлены ошибки, тем лучше и для ребенка, и для родителей.

От 5 до 11 лет — период формирования любви к труду, развитие познавательных и коммуникативных навыков.

Правильное развитие дает ребенку интерес и любовь к труду. Он сам будет проявлять заинтересованность, предлагать свою помощь маме и папе. Попросится постирать вместе с мамой, почистить картошку, прибить гвоздь вместе с папой. В данный период формируется у ребенка чувство долга, стремление к успеху, освоение простых работ, действий.

Аномальное развитие — закрепляет в ребенке чувство собственной неполноценности. Нет развития трудовых навыков, либо они слишком слаборазвиты. Ребенок начинает избегать сложных заданий, тяготится соревнованиями. Развивается: зависимость, слабоволие, слабохарактерность, пассивное поведение, чрезмерная конформность. Конформность— повторение, подобие другого, чрезмерное послушание, отсутствие своих взглядов.

Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.

Период от 11 до 20 лет — период полового созревания, здесь и подростковый период и ранняя юность.

При правильном развитии личности — окончательно формируется половое поведение. Личность ведет себя в соответствии со свои полом: выбирает методы общения, игры, одежду, прическу, занятия, профессию.

Для данного возраста характерно: активный поиск себя, выбор профессии, становление мировоззрения, умение подчиняться, умение при необходимости быть лидером.

При аномальном векторе развития личности — путаница ролей. Низкая активность, фиксация на себе, большое желание разобраться в себе, в ущерб общению со сверстниками. Потеря трудовой активности, поведение, несвойственное полу, смешение добра и зла, путаница в моральных и мировоззренческих установках.

Если личности не оказать помощь в данный промежуток времени, во взрослую жизнь выйдет человек, неготовый к ней. Дальнейшая взрослая, самостоятельная жизнь: выбор, поступки, которые будет совершать индивид, развитие которого происходило с аномалиями, — будут неверными, сопряжены со множеством ошибок. Возможно, что за человека выбор и все решения будет принимать кто-то другой, что разумеется, критично для жизни.

Автор: Лубянская Светлана, клинический психолог

Используемый материал: эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона

Источник