Шарики в развитии ребенка

Шарики в развитии ребенка thumbnail

Губайдуллина Файруза Рахметовна
Проект «Шарики для малышариков»

«Шарики для малышариков»

Автор проекта: Губайдуллина Файруза Рахметовна

Вид проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети 2 группы раннего возраста

воспитатель Губайдуллина Файруза Рахметовна

Сроки реализации проекта: 01.09.2018 -31.05.2019

Цель проекта:

создание условий для развития сенсорного восприятия детей раннего возраста посредством разноцветных шариков.

Задачи проекта:

1. Развивающая – развивать сенсорные эталоны, цветовое сочетание, память, мелкую моторику пальцев рук, интерес к познавательной деятельности.

2. Воспитательная – доставить детям радость и удовлетворение от игр с шариками, создавать положительного психо-эмоциональный фон, воспитывать умение внимательно слушать воспитателя, воспитывать бережное отношение к шарикам, учить детей использовать цветные шарики в соответствии с назначением и их свойствами.

3. Образовательная – научить детей играть с разноцветными шариками, побуждать детей сравнивать и группировать их по цвету, по величине, определять свойство предмета.

Актуальность

Сенсорное развитие детей раннего возраста — важнейший этап воспитания. От овладения сенсорными навыками напрямую зависит умственное развитие ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это усвоение понятий о предметных свойствах (форме, цвете, величине) и формирование восприятия.

В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Поэтому этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. Этот процесс предполагает, прежде всего, необходимость расширить жизненный опыт ребенка, обогатить его чувственный мир, пробудить познавательную и исследовательскую активность. Для этого необходима специальным образом организованная, психологически безопасная среда, позволяющая ребенку ощутить себя в волшебном мире цвета, звука и ощущения.

Цветные пластмассовые шарики — предмет, прекрасно знакомый и понятный для взрослых. Но стоит взглянуть на шарик глазами малыша, ведь он таит в себе множество открытий! Для малыша разноцветные шарики — это интересный предмет, с которым он не просто играет, катает, берет, бросает, кладет, переносит, а эти шарики развивают мелкую моторику и сенсорику ребенка. Движение кистей и пальцев рук обладают особым значением для функционального развития мозга малыша, а также развития речи. Научными данными уже подтверждено,что: участки коры головного мозга, ответственные за речевую артикуляцию и мелкую моторику пальцев, находятся в одном и том-же иннервационном поле, то есть рядом. Из этого следует, что нервные импульсы, поступающие в кору головного мозга, от движения рук влияют на стимуляцию расположенных по соседству речевых зон и усиливают их активность.

Мною была разработана система игр с разноцветными шариками, основной целью которой является развитие сенсорного восприятия и развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста. Благодаря поддержке родителей в нашей группе появились настенные игры с шариками, сенсорная юбка, сухой бассейн, «Шариковый дождь», животные из шариков, дидактические игры с шариками «Шариковое дерево», «Веселые шарики», «Бусенки из шариков» и. т. д.

Игры с разноцветными шариками влияют:

Игры с разноцветными шариками

1. Игра «Веселые шарики»

Цель: развивать мелкую моторику рук, познакомить ребенка с основными цветами.

1. Показывая на красный шарик, попросить ребенка повторить цвета (красный, желтый, синий, зеленый).

2. Взрослый говорит, например – покажи красный (желтый, синий, зеленый) шарик, а ребенок будет показывать красный шарик.

3. Предложить детям поиграть с висячими шариками.

2. Игра «Сколько шариков

Цель: развивать мелкую моторику рук, обучение счету в пределах 4.

1. Показывая на шарики, спросить ребенка «сколько красных шариков (желтых, синих, зеленых).

2. Взрослый называет число, например 2, а ребенок должен назвать цвет шарика, который состоит из двух одинаковых цветов.

3. Игра «Большой и маленький»

Цель: Сравнение шариков разной величины, раскладывание однородных предметов разной величины на две группы. Учить понимать слова большой – маленький.

1.- Давайте поможем мишке собрать шарики. (Дети собирают мячи). Вот они! Сколько шариков! И большие, и маленькие! Варвара, какой ты шарик взяла? (большой). — Кристина, какой ты шарик взяла? (маленький)

4. Настенная игра «Волшебные шарики»

Цель: развитие тактильного восприятия, сравнение шариков разной величины, учить понимать слова большой – маленький.

1. Покажи мне большой красный шарик, а где маленький красный шарик? (зеленый шарик)

2. Какой шарик мягкий? А какой шарик твердый?

5. Пальчиковая гимнастика «Игра с бусинками»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, знакомство детей с понятием «много» и «один».

Воспитатель: — Посмотрите, что у меня ещё есть. (Высыпает бусины на поднос). Сколько здесь бусин?

Дети: — Много.

Воспитатель: — Какие они?

Дети: — Круглые.

Воспитатель: — Давайте, ребятки, сейчас мы с вами поиграем с бусинами. Возьмите по одной бусине. Юра, сколько бусин ты взял?

Читайте также:  Роль дополнительного образования в развитии личности ребенка

Ребёнок: — Одну.

Задавать этот вопрос каждому ребёнку. И я взяла одну бусину. У нас у всех по сколько бусин?

Дети: — По одной.

Воспитатель: — Пальчики решили поиграть с бусиной и покатать её, вот так. (Положить бусинку на ладошку и выполнять круговые движения указательным пальцем, а затем в соответствии с заданием всеми остальными пальцами вместе с воспитателем). Увидел это его братец, указательный палец, и ему тоже захотелось поиграть с бусиной.

6. Игра «Шариковый дождь»

Цель: развитие сенсорных представлений, регулирование эмоциональных состояний детей.

1. Ребята, а на улице идет дождь. А мы с вами не боимся дождя, и быстро пройдемся по дождю.

7. Игра «Шариковое дерево»

Цель: развитие сенсорного представления, мелкой моторики рук детей, воображения.

1. Ребята, есть такая страна, называется — мультстрана, там листочки деревьев из шариков. Давайте мы тоже с вами создадим свое шариковое дерево.

2. А давайте представим, что на этом дереве растет разные- разные фрукты, и мы сорвем их. Я сорву «зеленое» яблоко, а ты Кира? Артем?. и т. д.

8. Сенсорная юбка «Домики для шариков»

Цель: развитие сенсорного представления, мелкой моторики рук детей, научить группировать предметы, воспитывать бережное отношение к шарикам.

1. -Ребята наши шарики рассыпались, а давайте их собирать в свои домики (красный шарик -в красную кармашку, синий шарик – в синюю кармашку и. т. д.)

9. «Веселые шарики»

Цель: развитие сенсорного представления, научить детей правильно управлять своими эмоциями.

10. Сухой бассейн

Цель: оказание благотворного сенсорного воздействия, создание положительного психо-эмоционального фона, повышение двигательной активности детей, воспитание коллективизма.

11. Игра «Найди киндер игрушку»

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие зрительного восприятия, тактильных ощущений.

12. Игра «Фрушарики и овошарики»

Цель: развитие мелкой моторики рук, сенсорного восприятия, развитие мышления, памяти, речи.

— Ребята, сейчас вы выбираете себе шарик (желтый или красный) и этот шарик превратится в фрукты или в овощи.

13. Игра «Лабиринт для шариков»

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие зрительного восприятия, концентрация внимания, координации движений, усидчивости.

Источник

«У вас можно не спать? Тогда мы идем к вам!»: «Садик-Шарик» — камерный детский сад, который открыла Александра Ивлиева после рождения дочери. Девушка называет его пространством, свободным от преждевременного академического обучения. «Садик-Шарик» — это игровой детский сад, где нет разделения на группы, можно не спать после обеда, есть что хочешь и играть хоть день напролет. Александра уверена, что возможность полноценно наиграться — главное, что нужно ребенку в дошкольном возрасте.

Несмотря на то что у Александры есть свой детский сад, сейчас она в той же лодке, что и большинство родителей по всему миру, — сидит дома с ребенком. The Village спросил, как она помогает восполнить дефицит игры и общения со сверстниками своей четырехлетней дочке.

Александра Ивлиева, создательница первого в России игрового детского сада «Садик-Шарик»

Когда Алисе было полтора года, я думала, что никогда не отдам ее в сад и до школы она будет со мной. Но в районе трех лет у дочери возник запрос на общение с другими детьми. Мы живем в поселке в Подмосковье. Здесь специфический образ жизни: в лучшем случае найдется площадка, где дети могут собраться на пару часов в день. Но этого мало для построения долгосрочных дружеских отношений. Чтобы решить проблему общения, я звала в гости, но поход в гости с ребенком многим сложно организовать. Поэтому Алиса пошла в садик.

Мы выбрали сад «Малка» при Еврейском центре в Жуковке. Еврейские сады мягкие и бережные, а для меня было важно, чтобы Алису не обижали, уважали как личность, не заставляли делать то, чего она не хочет. Но со временем нас по ряду причин перестал радовать этот садик. Главное, там было мало игры: дочка приходила и говорила, что все хорошо, но опять не успели поиграть.

Игра — основная фишка дошкольного возраста от трех до семи. В России сюжетно-ролевую игру возрождает и популяризирует психолог Егор Бахотский. У него я прошла курс «Сопровождение игры» и стала человеком, который передает игровую культуру. Грубо говоря, учить играть. Наблюдает за игрой, иногда помогает, подсказывает всякие приемчики. Например, есть прием «стоп-игра», который дает возможность остановить игру. «Стоп-игра, мне правда страшно». Или: «Стоп-игра, ты слишком сильно бьешь меня подушкой». Для ребенка, который этим владеет, открывается другой мир. Он понимает, что можно играть безопасно.

Многие садики заявляют, что у них занятия в игровой форме. Но такая формулировка достаточно подлая: дети вроде играют, но на самом деле не играют. Потому что основная характеристика игры — свобода выбора. Свобода включения в деятельность и выхода из нее, свобода выбора роли. А занятия в игровой форме — все равно обязательные, форма тут не меняет содержание.

Есть садики, которые добавляют в программу игру по Бахотскому. Но речь об одном-двух часах в неделю. В идеале же игра должна быть целый день — не зря это ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Поэтому я решила открыть свой сад и наполнить его игрой. Хотелось создать максимально свободное пространство, где дети могли бы быть собой: творить, строить и крушить, бегать, кричать, не спать и не гулять, если не хотят. Воссоздать естественную развивающую среду в условиях коттеджного поселка.

Читайте также:  Значение сенсорной культуры в развитии ребенка

Раньше этот вопрос решался за счет большой семьи или культуры игрового двора. Сейчас игровая культура редко когда формируется сама. Дети от этого очень много теряют: школьные психологи часто ставят диагноз «не наигрался» детям, которым тяжело учиться в начальной школе и некомфортно находиться в коллективе.

А сейчас, когда многие дети остались совсем без игры со сверстниками, без общения, да еще и без прогулок, важность этих простых вещей стала очевидна. Занятия, которые были в садике, можно продолжать и онлайн, да вот только это не особо помогает сделать жизнь изолированного ребенка полноценной.

Мне было важно не затягивать этап реализации. Поэтому от задумки до открытия сада прошло всего десять месяцев. Определившись с идеей, мы начали искать помещение. Большинство садов идут по пути аренды, что достаточно рисково. Поэтому мы решили строить сами. Сначала я хотела поручить проектирование словенскому архитектору Юре Котнику, который спроектировал много классных садов в Европе. Но получалось долго, дорого, и было непонятно, кто сможет быстро воплотить его задумку здесь. Я стала искать быстровозводимые модульные дома в России. Выбрала купольный жилой дом «Скайдом». Это типовой проект — таких домов уже больше сотни. Но наш самый большой: диаметр 15 метров, площадь 300 квадратных метров.

Внутреннее пространство садика придумали в «Бюро Чехарда». Тут все деревянное, материалы сертифицированы и экологически безопасны. У нас почти нет стен и есть много предметов свободного назначения: палочки, тряпочки, каштаны, маты, кубики мягкого конструктора и все для того, чтобы дети могли строить свои дома. Есть «Бабашки» — деревянные блоки, из которых можно построить все что угодно. Дети все время из них что-то моделируют, параллельно упражняясь в кооперации.

В целом открыть сад, как наш, достаточно просто. Для детских садов в жилых домах есть отдельные, достаточно либеральные СанПиНы. Так государство поддерживает небольшие сады. Наш основной вид деятельности — присмотр и уход за детьми. Вы просто информируете Роспотребнадзор об открытии и гарантируете соблюдение норм. Такой бизнес сейчас планово не проверяют первые три года. Разве что могут прийти по жалобе. Но у нас и свои очень строгие внутренние правила. Есть пожарная лестница со второго этажа, пожарная сигнализация, огнетушители.

У нас своя кухня с профессиональным оборудованием и поваром. Хотя по нормативам в домашнем садике можно готовить на обычной кухне. Меню разрабатывали с проектом «Накормим маму». Совпали во взглядах на базовые принципы питания: сократить молочку (коровье молоко — сильный аллерген), заменить рафинированный сахар более полезными альтернативами (например, сиропом топинамбура). Фабричных сладостей у нас вообще нет. Десерты подаем раз в день, на полдник, и это всегда что-то самодельное вроде печенья, шарлотки, банановых кексов.

То, что помещение «Садика-Шарика» не арендованное, дает нам надежду пережить кризис. Но чтобы сохранить наш главный актив — воспитателей, — нам нужно работать, нужно зарабатывать на зарплату.

Мы открылись недавно, и последние недели до принудительных каникул у нас каждый день бывало от пяти до десяти человек. Вообще, сад рассчитан на 20 детей. Это условно две группы — дети поменьше и дети побольше. Ребята ходят по своему графику. Участвуют в занятиях, но не академических, а творческих: рисуют, красят, лепят, мастерят, ставят спектакли, делают аппликации. Все занятия добровольные, но большинству детей самим интересно принять участие в том, что предлагает педагог. Периодически дети устраивают концерты на музыкальных инструментах — барабанах, гитаре, синтезаторе. Несмотря на то что в садике есть 20 кроваток, практически никто не спит. В тихий час мы читаем сказки. И играем, играем, играем.

Людям кажется, что раз в этом саду нет дополнительных занятий, отдельного психолога, подготовки к школе, то стоимость не может быть такой высокой. На самом деле мы просто предлагаем другое. У нас очень квалифицированные воспитатели, в том числе Монтессори-педагоги. При приеме на работу у меня была анкета с базовыми вопросами вроде «В чем вы видите смысл детского сада?» или «Что вы будете делать, если два ребенка не поделили игрушку?» Тех, кто отвечал что-то вроде «Поставлю в угол», на собеседование даже не приглашала. Опыт работы в системном или классическом частном детском саду был скорее минусом. Мне было важно посмотреть, как люди общаются с детьми, насколько готовы жить в новой концепции. Важно было умение играть, а это вообще не зависит от образования и опыта. Нужно обладать определенным складом характера: уметь спокойно наблюдать за детьми, принимая последствия, и быть готовым их ликвидировать. В результате все наши воспитатели так или иначе нашлись через знакомых.

Один из наших образовательных результатов — маленькие победы, которые получаются у детей без помощи взрослых. Такие небольшие шажки в развитии личности мы подмечаем и описываем в ежемесячных отчетах для родителей. Например: поделился игрушкой, не конфликтовал. В сад приходят дети с разным базовым уровнем социальных навыков. Задача воспитателей — научить детей конструктивно разрешать конфликты. Все эти достижения не выложишь в соцсети и не предъявишь рынку. Но для родителей уже огромный шаг, что ребенок, например, научился справляться со своей фрустрацией более экологичным способом, чем валяясь на полу и рыдая. А научился он этому, глядя на других детей.

Читайте также:  Показателем социального развития ребенка является

Важное отличие игрового детского сада — после обеда никого не заставляют спать

Наш сад не подойдет родителям, для которых важно академическое обучение в дошкольном возрасте. Формально у нас нет подготовки к школе. Мы не гарантируем, что научим здесь писать, читать и считать. Другой вопрос, что ребенок, скорее всего, сам всему этому научится во время игр в школу, в журналистов, в почту. Мы отслеживаем сенситивные периоды. Если ребенок начал интересоваться буквами — даем ему прописи, деревянные буквы, настольные игры. Начал интересоваться цифрами — вместе с воспитателем отвечает на вопросы, что сколько весит, сколько стоит, сколько в сантиметрах. Дети учатся считать до 12, потому что в любой настолке два кубика, и нужно уметь считать, чтобы ходить по полю.

Если родители хотят языковой сад, это тоже не к нам. У нас нет билингвальных педагогов. Я не вижу в этом практического смысла. Мы не можем сказать, что будет нужно нашим детям через 10–15 лет. В условиях неопределенности лучшее, что мы можем сделать, — дать им универсальные навыки, которые точно нужны любому человеку. Например, навыки коммуникации, кооперации, критического мышления и креативности. Ребенок, который умеет принимать решения и сохранил мотивацию к учебе, при необходимости выучит язык за год-два. Если вы живете в России и пойдете в русскую школу, важнее свободно владеть русским языком, иметь богатый словарный запас, уметь доносить свою мысль. Потому что при приеме в школу будут смотреть на хорошую речь, умение удерживать внимание, тот же словарный запас, знание цифр от 0 до 10, умение ориентироваться в пространстве и времени. Человек, который умеет учиться, умеет обрабатывать информацию, освоит все что угодно.

«Садик-Шарик» совсем молодой, и до закрытия он динамично развивался. Мы отрабатывали методологические, технические, организационные вещи. Обживали пространство, выстраивали общность детей, родителей и сотрудников садика. Несмотря на то что весь апрель мы не сможем принять детей из-за карантина, несколько семей внесли ежемесячную плату. Эта поддержка для нас невероятно значима не только по очевидным финансовым соображениям, но и потому, что таким образом родители признают ценность нашего особенного, игрового садика.

«Садик-Шарик», как и большинство других детских садов в России, закрыт уже вторую неделю в рамках «борьбы с распространением коронавируса». Карантин как массовый социальный эксперимент, в рамках которого родители вынуждены проводить со своими детьми в разы больше времени, чем обычно, губителен для «Садика-Шарика» как конкретного предприятия. Но очень полезен для популяризации самой идеи игрового детского сада.

Мне кажется, родители, приглядевшись к своим детям-дошкольникам, должны заметить, что их главный интерес — игра. Дети прекрасно могут жить без занятий английским языком, шахматами и балетом, но без возможности играть с вовлеченными партнерами им тяжко. А родителям тяжко быть партнерами в игре, что абсолютно естественно. Игра — территория детей. Детям нужны другие дети для игры и общения.

К сожалению, взрослый не может заменить компанию детей, даже если это специально обученный взрослый, который умеет играть. Одно из главных свойств игры — добровольность. Если вы обреченно садитесь играть с ребенком, потому что в ленте фейсбука как раз попался пост «во что играть с ребенком», особого толку не будет. Такая игра не насытит ребенка, он по-прежнему будет требовать родительского внимания. Вообще, нытье на тему «поиграй со мной» нельзя понимать буквально. Дело не в игре как таковой — это просто форма запроса на общение. Примерно как если бы мужчина приглашал «сходи со мной в оперу». Ему важна не опера, а свидание. Если вы ненавидите оперу, не нужно соглашаться и мучиться весь вечер. Лучше заменить ее чем-то, что понравится обоим. Кино, например. То же с ребенком. Не хотите играть — не играйте! Пригласите его вместе почитать, приготовить обед, собрать стеллаж. Насытившись совместной деятельностью, ребенок пойдет и прекрасно поиграет сам — вам останется только наблюдать, как игра помогает ему справиться с тревогами. У кукол карантин, они не могут пойти друг к другу в гости: ждут, когда пройдет вирус. Вирус слеплен из пластилина и коварно лежит посреди дороги. Но вот появляется супер-Алиса, и подлый вирус вмиг побежден: растоптан (и, естественно, размазан по полу).

Если есть возможность поддержать игру, которую придумала дочка, я стараюсь не отказываться. Поддержать инициативу, признать ценность придуманного ребенком сюжета или сделанного открытия требует минимум вложения сил с моей стороны, но много значит для дочки. Особенно мне нравятся игры, где можно быть манекеном. Например, сейчас я переписываюсь с The Village из «салона красоты». Правда, пришлось сначала убедить «мастера», что в хороших салонах можно во время процедуры сидеть с ноутбуком.

Общий принцип — не пытаться постоянно занять ребенка игрой. Предложить ему какое-то занятие — это тупиковый путь, который истощает родителей, превращая их в аниматоров, а детей поощряет требовать новые и новые развлечения. Истинная игра возникает в воображении, а чтобы оно включилось, ребенку полезно иногда поскучать. Он может некоторое время ходить, ныть, жаловаться на скуку — но в конечном итоге придумает себе дело, которое увлечет его сильнее и будет полезнее для его развития, чем любое занятие из списка «чем заняться с детьми в карантине». Мне кажется, лучшее, что родители могут сделать сейчас — это ровно то, что мы делаем в «Садике-Шарике»: признать за детьми право быть детьми и дать им максимум свободы, даже если это грозит изрядным бардаком в квартире.

Источник