Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати

Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати thumbnail

Коллектив авторов Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати

  • Название:

    Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати

  • Автор:

    Коллектив Авторов

  • Издательство:

    Литагент Рама Паблишинг

  • Жанр:

    upbringing_book / pedagogy_book / psy_childs / на русском языке

  • Год:

    2017

  • Город:

    Екатеринбург

  • Язык:

    Русский

  • ISBN:

    978-5-91743-059-1

  • Рейтинг книги:

    4 / 5

  • Ваша оценка:

  • Избранное:

    Добавить книгу в закладки

Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Шестой том проекта «Развитие личности ребенка» рассказывает об актуальных вопросах подросткового возраста. Личность подростка – сложнейшее образование, где психофизиологические изменения тесным образом переплетаются с новыми возможностями познавательной и эмоциональной сферы, где многообразие чувств отражает сложность внутреннего мира, а поведение – новые способы построения отношения к себе и окружающим. Подростковые увлечения, любовь, сексуальное поведение и чувства, отношения со сверстниками и взрослыми, девиации, профессиональное самоопределение, служба в армии, поиск смысла жизни – книга содержит системные сведения обо всех аспектах этого возрастного периода. Издание может представлять интерес как для родителей и специалистов, так и для самих подростков.

Коллектив авторов: другие книги автора

Кто написал Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

Теперь уже доказано: развивается только тот, кто делает. Поэтому не стоит жалеть сил, чтобы научить ребенка делать – иного способа для развития нет. А если он и будет развиваться, то не в ту сторону. От родителей и других взрослых зависит, кто у них вырастет – Принц или Лягушка[16].

О Принцах и Лягушках

По мнению Э. Эриксона, Д. Эльконина, С. Рубинштейна, А. Леонтьева и других ученых, осуществляющих деятельностный подход в анализе развития человека, необходимо воспитывать в ребенке главное качество – его способность и умение меняться, превращаться из одного человека в другого, накапливая нужные знания, умения, а потом успешно переживать эти превращения.

Время, когда умения накапливаются, называется этапом эволюции. Это стабильное накопление чего-то нового в недрах старого. Это можно сравнить с жизнью ребенка в утробе матери. Время, когда количество переходит в другое качественное образование, называется кризис.

Принцы – это те дети, которые старательно накапливают количество, а потом храбро переходят в другое качество. Иллюстрацией может служить история главного персонажа сказки П. Ершова «Конек-Горбунок» о том, как Иванушка-дурачок прыгнул в три котла и превратился в Ивана-царевича. Эти котлы и есть кризис в жизни ребенка. А вот Царь прыгнул да и сварился; на этом его развитие и закончилось. И все потому, что Ванюша до котла поработал: и коней поймал, и Жар-птицу, и Царь-девицу. Даже Рыбу-кит выручил. А Царь никаких усилий не прилагал, бездельничал.

Принц – это тот, кто работает и не боится изменений. Он верит, что все изменения к лучшему. И если не получилось, всегда есть возможность начать снова. Он так и живет: работает, работает, а потом раз – и превращается в себя другого.

На языке психологии это звучит примерно так: кризис психического развития является временным пространством между двумя стабильными периодами, когда привычные способы решения жизненных задач становятся неэффективными в связи с появлением новых задач, требующих иных способов решения. Кроме того, каждый эволюционный период заканчивается созреванием новых структур, называемых психическими новообразованиями и требующих своего применения.

Другими словами, если у ребенка созрели нервные клетки для прямохождения, он обязательно должен ходить. Это кризис одного года. Ребенок начинает ходить, потому что созрели структуры для прямохождения и потому что чувство любопытства, свойственное возрасту, заставляет его исследовать незнакомое до сих пор пространство.

Подробнее о кризисах и качествах, которые уходят и которые по-являются, мы расскажем дальше. А пока вернемся к вопросу: кто такой Принц и кто такая Лягушка?

Принц – это такое человеческое существо, которое переходит через кризисы из одного психического состояния в другое, становясь постепенно достаточно самостоятельным для проживания в одиночестве. Принц становится Принцем не для того, чтобы жить в одиночестве – а для того, чтобы уметь при необходимости сохранить свою личность в сложных социальных условиях. Вот эта продуктивность с сохранением всех лучших человеческих качеств (умение любить, доброжелательность, работоспособность, креативность, не говоря уже о санитарно-гигиенических навыках) и есть главная цель развития.

Читайте также:  Развитие ребенка в первый год жизни проект

А что же Лягушка? Лягушка – это несостоявшийся Принц. Это потенциальный Принц, который на каком-то этапе не смог накопить новые способы действовать или не смог пережить кризис. Это Принц, у которого жизнь и задачи из одного периода, а способы их решения из предыдущего или даже из предпредыдущего. Как у первоклассника, который на просьбу учительницы прочесть стихотворение начинает плакать. Или у молодого военного пенсионера, которому нужно в сорок пять лет научиться работать на станке с ЧПУ. Он выпивает пол-литра водки, чтобы не бояться непосильной задачи. Он же не может научиться работать на станке. Он так и остался в подростковом возрасте, когда дети осваивают сферу интимно-личностных отношений и еще не умеют учиться. А алкоголь позволяет ему перенестись в эту сферу, где главный вопрос: «Ты меня уважаешь?» И неправда, что мужчины навсегда остаются мальчиками. Некоторые – становятся мужчинами.

Лягушке можно помочь стать Принцем. В любом возрасте у человека кроме зоны актуального развития, то есть того, что я знаю и умею сейчас, есть зона ближайшего развития, то есть то, что еще смогу узнать и сделать. Лягушке нужно вернуться в тот период, в котором она застряла, а затем пойти вперед и стать Принцем. Надо только, чтобы Лягушка захотела.

Читать дальше

Похожие книги на «Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати»

Представляем Вашему вниманию похожие книги на «Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати» списком для выбора. Мы отобрали схожую по названию и смыслу литературу в надежде предоставить читателям больше вариантов отыскать новые, интересные, ещё не прочитанные произведения.

Обсуждение, отзывы о книге «Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати» и просто собственные мнения читателей. Оставьте ваши комментарии, напишите, что Вы думаете о произведении, его смысле или главных героях. Укажите что конкретно понравилось, а что нет, и почему Вы так считаете.

Источник

Коллектив авторов

Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати

Автор концепции проекта «Развитие личности ребенка от рождения до шестнадцати лет» Валентина Николаевна Ильина, практический психолог

Научный редактор Лариса Арсеньевна Головей, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета

ООО «Рама Паблишинг», 2017

* * *

Авторский коллектив

АВЕРИН Вячеслав Афанасьевич (Санкт-Петербург), доктор психологических наук, профессор, декан факультета клинической психологии, заведующий кафедрой общей и прикладной психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга.

ГОЛОВЕЙ Лариса Арсеньевна (Санкт-Петербург), доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

ГРАНОВСКАЯ Рада Михайловна (Санкт-Петербург), доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета; академик Балтийской академии педагогических наук и Международной академии акмеологии.

САВЕНКОВ Александр Ильич (Москва), доктор психологических наук, доктор педагогических наук, директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета.

КАЗАНСКАЯ Валентина Георгиевна (Санкт-Петербург), доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

СЛОБОДЧИКОВ Илья Михайлович (Москва), доктор психологических наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета.

КУЛИКОВ Александр Матвеевич (Санкт-Петербург), доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры педиатрии и детской кардиологии Северо-Западного государственного медицинского университета имени И. И. Мечникова, руководитель Учебно-методического центра по развитию клиник, дружественных к молодежи (при поддержке ЮНИСЕФ).

ДАНИЛОВА Марина Викторовна (Санкт-Петербург), кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, психолог-консультант.

РЫКМАН Людмила Владимировна (Санкт-Петербург), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, руководитель Центра профессионально-личностного консультирования.

САПОЖНИКОВА Светлана Евгеньевна (Екатеринбург), кандидат психологических наук, доцент кафедры русского языка Уральского федерального университета им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина, главный редактор издательства «Рама Паблишинг».

ИСАЕВ Дмитрий Дмитриевич (Санкт-Петербург), кандидат медицинских наук, психотерапевт, сексолог.

ИЛЬИНА Валентина Николаевна (Екатеринбург), практикующий психолог, специалист Дома детства и юношества Кировского района г. Екатеринбурга.

ВОРОБЬЕВА Ульяна Трофимовна (Екатеринбург), педагог-психолог высшей категории, ведущий специалист Екатеринбургского центра психологической поддержки несовершеннолетних «Диалог», семейный психолог-консультант, гештальт-терапевт.

ШЕПТИХИНА Галина Васильевна (Екатеринбург), детский психолог-психоаналитик, специалист Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии (ЕКПП).

СМИРНОВА Александра Владимировна (Санкт-Петербург), преподаватель педагогического колледжа № 1 им. Некрасова.

НИФОНТОВ Сергей Анатольевич (Екатеринбург), специалист по работе с детьми и молодежью, замдиректора по развитию ООО «Центр новых информационных технологий».

ТКАЧЕВА Ольга Юрьевна (Пермь), заместитель директора МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Перми, методист-эксперт НУ «Пермский научно-исследовательский центр авитальной активности», детский и семейный психолог высшей категории.

ДЕРЯГИНА Юлия Юрьевна (Екатеринбург), психолог (консультант), тренер и супервизор Центра социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи «Форпост».

БАБИЕВСКАЯ Елена Кирилловна (Москва), психолог, психотерапевт, руководитель Психологического центра на Пятницкой, член Европейской ассоциации психотерапии (ЕАП), специалист по зависимостям, выходу из кризиса и улучшению качества жизни.

РОМАНЕНКО Ирина Викторовна (Москва) психотерапевт, индивидуальный и семейный коуч.

OРЛОВА Oксана Анатольевна (Москва), семейный и детский психолог, психотерапевт, гематолог-терапевт, ведущий специалист Пситерапевтического центра «Парабола».

Читайте также:  Консультация роль книги в развитии речи ребенка

CУСЛОВА Eлена Леонидовна (Москва), психотерапевт, семейный психолог, специалист по женско-мужским отношениям.

ЛАТЫПОВ Роберт Рамилевич (Пермь), историк, председатель Пермского краевого отделения Международного общества «Мемориал».

КИЗИЛОВА Ирина Дмитриевна, журналист, руководитель общественной правозащитной приемной Пермского краевого отделения Международного общества «Мемориал», член призывной комиссии Пермского края.

АНИКИНА Татьяна Владимировна (Екатеринбург), юрист.

Предисловие редактора

Дорогие читатели!

С радостным ожиданием, тревогой и волнением, удивлением и легкой грустью вы наблюдаете за тем, как ваш выросший ребенок вступает во взрослую жизнь. Каждый день он открывает что-то новое: в себе, в вас, в других окружающих людях, в мире. Это новое манит неизведанными перспективами и отзывается в сознании подростка множеством мыслей, чувственно-ярких образов, переживаний. Вокруг подростка – словно бурлящий поток, но и его внутренняя жизнь не менее бурная и сложная.

Ваш подросток, как и большинство его сверстников, ежедневно подбрасывает вам множество задач, для решения которых вам приходится изменяться. Но, как и многие поколения до вас, скорее всего, вы не успеваете приспособиться к своему подростку: он меняется слишком быстро, не оставляя вам времени на то, чтобы осмыслить, как правильно реагировать на его слова, действия и поступки, в которых все четче проступает его личность.

Признавать подростка, который до отчаяния настойчиво ищет ответ на очень важный вопрос «Кто я?», равновеликим себе – сложная задача для любого родителя. Но не потому, что возраст «трудный», а потому, что ваши уважение и безусловная любовь в этот период проходят особое испытание на прочность. Так сложно поддерживать, когда твою поддержку отвергают, любить – когда любовь дарят другим, уважать – когда то, что ты ценишь, обесценивается. Словно бы защищаясь от наших незнакомцев-подростков, мы забираемся на свои колокольни, откуда, пристально вглядываясь в их сегодня, строим прогнозы на близкое и отдаленное завтра уже взрослых детей.

К счастью, большинство подростков не замечают нашего отдаления. Мы для них – некая неизменная данность, часть того мира, который стал тесен и мал и из которого им во что бы то ни стало надо выбраться. И им это удается. Хотя не всегда без потерь и шишек, психологических травм и потрясений.

В то же время если у наших подростков едва ли есть выбор, становиться взрослыми или нет, то у нас, взрослых, выбор определенно есть: помочь развернуться их личности в полную мощь, осознать свое место в мире, стать самостоятельными, уверенными, окрыленными мечтами и жизненными перспективами – или отстраниться, отойти в сторону. Увы, есть и такие взрослые, кто расставляет на пути взросления препятствия, которые подросткам придется преодолевать в непростой борьбе за свою независимость.

Эта книга предоставляет возможность каждому взрослому сделать правильный выбор. Такой, который позволит проявить свою психологическую грамотность, умение наблюдать, слушать и слышать, понимать и в любой момент приходить на помощь ребенку, а также приобрести уникальный по своей значимости и ценности опыт взаимодействия с подростком.

Источник

Коллектив авторов

Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати

Автор концепции проекта «Развитие личности ребенка от рождения до шестнадцати лет» Валентина Николаевна Ильина, практический психолог

Научный редактор Лариса Арсеньевна Головей, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета

ООО «Рама Паблишинг», 2017

* * *

Авторский коллектив

АВЕРИН Вячеслав Афанасьевич (Санкт-Петербург), доктор психологических наук, профессор, декан факультета клинической психологии, заведующий кафедрой общей и прикладной психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга.

ГОЛОВЕЙ Лариса Арсеньевна (Санкт-Петербург), доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

ГРАНОВСКАЯ Рада Михайловна (Санкт-Петербург), доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета; академик Балтийской академии педагогических наук и Международной академии акмеологии.

САВЕНКОВ Александр Ильич (Москва), доктор психологических наук, доктор педагогических наук, директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета.

КАЗАНСКАЯ Валентина Георгиевна (Санкт-Петербург), доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

СЛОБОДЧИКОВ Илья Михайлович (Москва), доктор психологических наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета.

КУЛИКОВ Александр Матвеевич (Санкт-Петербург), доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры педиатрии и детской кардиологии Северо-Западного государственного медицинского университета имени И. И. Мечникова, руководитель Учебно-методического центра по развитию клиник, дружественных к молодежи (при поддержке ЮНИСЕФ).

ДАНИЛОВА Марина Викторовна (Санкт-Петербург), кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, психолог-консультант.

РЫКМАН Людмила Владимировна (Санкт-Петербург), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, руководитель Центра профессионально-личностного консультирования.

САПОЖНИКОВА Светлана Евгеньевна (Екатеринбург), кандидат психологических наук, доцент кафедры русского языка Уральского федерального университета им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина, главный редактор издательства «Рама Паблишинг».

ИСАЕВ Дмитрий Дмитриевич (Санкт-Петербург), кандидат медицинских наук, психотерапевт, сексолог.

ИЛЬИНА Валентина Николаевна (Екатеринбург), практикующий психолог, специалист Дома детства и юношества Кировского района г. Екатеринбурга.

ВОРОБЬЕВА Ульяна Трофимовна (Екатеринбург), педагог-психолог высшей категории, ведущий специалист Екатеринбургского центра психологической поддержки несовершеннолетних «Диалог», семейный психолог-консультант, гештальт-терапевт.

Читайте также:  Особенности развития детей сирот в доме ребенка

ШЕПТИХИНА Галина Васильевна (Екатеринбург), детский психолог-психоаналитик, специалист Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии (ЕКПП).

СМИРНОВА Александра Владимировна (Санкт-Петербург), преподаватель педагогического колледжа № 1 им. Некрасова.

НИФОНТОВ Сергей Анатольевич (Екатеринбург), специалист по работе с детьми и молодежью, замдиректора по развитию ООО «Центр новых информационных технологий».

ТКАЧЕВА Ольга Юрьевна (Пермь), заместитель директора МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Перми, методист-эксперт НУ «Пермский научно-исследовательский центр авитальной активности», детский и семейный психолог высшей категории.

ДЕРЯГИНА Юлия Юрьевна (Екатеринбург), психолог (консультант), тренер и супервизор Центра социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи «Форпост».

БАБИЕВСКАЯ Елена Кирилловна (Москва), психолог, психотерапевт, руководитель Психологического центра на Пятницкой, член Европейской ассоциации психотерапии (ЕАП), специалист по зависимостям, выходу из кризиса и улучшению качества жизни.

РОМАНЕНКО Ирина Викторовна (Москва) психотерапевт, индивидуальный и семейный коуч.

OРЛОВА Oксана Анатольевна (Москва), семейный и детский психолог, психотерапевт, гематолог-терапевт, ведущий специалист Пситерапевтического центра «Парабола».

CУСЛОВА Eлена Леонидовна (Москва), психотерапевт, семейный психолог, специалист по женско-мужским отношениям.

ЛАТЫПОВ Роберт Рамилевич (Пермь), историк, председатель Пермского краевого отделения Международного общества «Мемориал».

КИЗИЛОВА Ирина Дмитриевна, журналист, руководитель общественной правозащитной приемной Пермского краевого отделения Международного общества «Мемориал», член призывной комиссии Пермского края.

АНИКИНА Татьяна Владимировна (Екатеринбург), юрист.

Предисловие редактора

Дорогие читатели!

С радостным ожиданием, тревогой и волнением, удивлением и легкой грустью вы наблюдаете за тем, как ваш выросший ребенок вступает во взрослую жизнь. Каждый день он открывает что-то новое: в себе, в вас, в других окружающих людях, в мире. Это новое манит неизведанными перспективами и отзывается в сознании подростка множеством мыслей, чувственно-ярких образов, переживаний. Вокруг подростка – словно бурлящий поток, но и его внутренняя жизнь не менее бурная и сложная.

Ваш подросток, как и большинство его сверстников, ежедневно подбрасывает вам множество задач, для решения которых вам приходится изменяться. Но, как и многие поколения до вас, скорее всего, вы не успеваете приспособиться к своему подростку: он меняется слишком быстро, не оставляя вам времени на то, чтобы осмыслить, как правильно реагировать на его слова, действия и поступки, в которых все четче проступает его личность.

Признавать подростка, который до отчаяния настойчиво ищет ответ на очень важный вопрос «Кто я?», равновеликим себе – сложная задача для любого родителя. Но не потому, что возраст «трудный», а потому, что ваши уважение и безусловная любовь в этот период проходят особое испытание на прочность. Так сложно поддерживать, когда твою поддержку отвергают, любить – когда любовь дарят другим, уважать – когда то, что ты ценишь, обесценивается. Словно бы защищаясь от наших незнакомцев-подростков, мы забираемся на свои колокольни, откуда, пристально вглядываясь в их сегодня, строим прогнозы на близкое и отдаленное завтра уже взрослых детей.

К счастью, большинство подростков не замечают нашего отдаления. Мы для них – некая неизменная данность, часть того мира, который стал тесен и мал и из которого им во что бы то ни стало надо выбраться. И им это удается. Хотя не всегда без потерь и шишек, психологических травм и потрясений.

В то же время если у наших подростков едва ли есть выбор, становиться взрослыми или нет, то у нас, взрослых, выбор определенно есть: помочь развернуться их личности в полную мощь, осознать свое место в мире, стать самостоятельными, уверенными, окрыленными мечтами и жизненными перспективами – или отстраниться, отойти в сторону. Увы, есть и такие взрослые, кто расставляет на пути взросления препятствия, которые подросткам придется преодолевать в непростой борьбе за свою независимость.

Эта книга предоставляет возможность каждому взрослому сделать правильный выбор. Такой, который позволит проявить свою психологическую грамотность, умение наблюдать, слушать и слышать, понимать и в любой момент приходить на помощь ребенку, а также приобрести уникальный по своей значимости и ценности опыт взаимодействия с подростком.

Так устроен мир, что отрочество – это пора, когда здоровая, полноценная, гармонично развитая личность должна преодолеть себя и оторваться от детских привычек и приобрести навыки взрослой жизни. И если мы будем крепко держать эту личность путами нашей любви, ей придется разорвать их. Так надо. Ведь корабль, крепко пришвартованный к причалу, не сможет уйти в открытое море, и покачивание на волнах будет создавать лишь иллюзию движения к другим берегам.

Итак, наши подростки хотят стать взрослыми, уверенными в себе и самостоятельными. И пять частей нашей книги помогут вам создать для этого оптимальные условия. Отчасти благодаря тому, что вы систематизируете знания о подростковом возрасте и сможете свободно ориентироваться в возникающих ситуациях, понимать их причины и следствия. Ваши повзрослевшие дети тоже могут читать эту книгу, чтобы разобраться в том, что с ними происходит как в житейском плане, так и с точки зрения науки. Некоторые материалы, в частности об армии, адресованы напрямую подросткам.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник