Развитие эмоциональной сферы ребенка в младшем школьном возрасте

Развитие эмоциональной сферы ребенка в младшем школьном возрасте thumbnail

Развитие эмоций и способов их выражения — сложный процесс, на который оказывают влияние особенности культуры, условия микросоциальной среды, характер созревания субъекта, уровень интеллектуального развития, объём получаемых знаний и представлений и т.д.

Однако в современных учебниках по педагогической психологии фактически отсутствуют главы, посвященные механизмам эмоционального развития младших школьников и охраны эмоционального здоровья. Эмоциональная жизнь ребенка, как правило, вынесена за рамки организованного педагогического процесса. Хотя еще Л.С. Выготский подчеркивал обязательную необходимость «моментов взволнованности» в учебно-воспитательном процессе [9, с. 24].

В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к. чему-либо. Помимо этого узкого понимания понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент — переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, которые сопровождают эти переживания. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и др.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.

Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вину. Остальные эмоции относятся к производным [19, с. 62].

Младший школьный возраст, это возраст интенсивного развития

эмоциональной сферы. На основе эмоциональной сферы развиваются все остальные функции, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Возникает произвольное и намеренное запоминание, способность произвольно сосредоточить внимание на нужном объекте, произвольно вычленять из памяти то, что нужно для решения текущей задачи; научается выделять цель, условия и средства ее достижения, появляется способность к теоретическому мышлению. Все эти достижения, и особенно поворот ребенка на самого себя, в результате учебной деятельности свидетельствуют о развитии эмоциональной сферы младшего школьника, о которой будет записано в следующем параграфе.

Эмоциональная сфера ребёнка с поступлением в школу резко меняется. Проявляется чувствительность к страхам, возникает стыд за плохие отметки в школе, развиваются положительные эмоции (радость) в игре, в общении со сверстниками, формируется интерес в процессе изучения предметов. Меняется уклад жизни ребёнка, изменяются его отношения с взрослыми и сверстниками, в нём укрепляется сознание нового положения школьника. По мнению Л.В. Тарабакиной, школьный возраст является значимым периодом жизни, определяющим становление эмоционального мира личности и механизмов его регуляции [32, с. 255].

Важность изучение возрастных особенностей эмоциональной сферы детей определяется тем, что имеется тесная связь эмоционального и интеллектуального развития. Е.И. Янкина отмечает, что нарушения в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста ведут к тому, что ребенок не может использовать другие способности, в частности интеллект, для дальнейшего развития [37, с. 101]. У детей с эмоциональными нарушениями преобладают такие отрицательные эмоции, как горе, страх, гнев, стыд, отвращение. У них имеется высокий уровень тревожности, а положительные эмоции проявляются редко. Уровень развития интеллекта у них соответствует средним значениям по тесту Векслера. Отсюда возникает задача — контроль за эмоциональным развитием детей и при необходимости применения психокоррекционных программ [34, с.29].

Так, одним из специфических новообразований младшего школьного возраста является начало становления системы произвольной регуляции, то есть становление самоконтроля как органичного свойства самосознания. В связи с этим, эмоциональные процессы у младшего школьника становятся все более избирательными и управляемыми. Появление ежедневных обязанностей и четко регламентированного социального контроля значительно ограничивает импульсивность эмоций.

За счет развития самоконтроля и уменьшения импульсивности поведения школьников расширяется подготовительный этап их деятельности, речевые действия все чаще заменяют внешнепредметные действия, позволяя ребенку в определенных пределах произвольно ограничивать двигательную активность. Так, проявление негативных эмоций приобретает качественно новый характер: злость, гнев, раздражение гораздо реже, чем в дошкольном возрасте, приводят к драке. Гораздо чаще ребенок выражает эти эмоции вербально, нежели физически.

В.П. Сергеева пишет о том, что, овладевая своим поведением, младшие школьники начинают более сдержанно выражать свои эмоции, в диапазоне их выражения чувств появляются новые оттенки — ирония, насмешка, сомнение и т.д. Вместе с тем наблюдается развитие выразительности эмоций (богатство оттенков интонации в речи, развитие мимики) [29, с.51].

Развитие эмоциональной сферы младшего школьника характеризуются тем, что прежде чем начинает действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность — эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия.

Итак, эмоциональная сфера младших школьников характеризуется [4, с. 68]:

1) легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;

2) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний — радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;

3) готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;

Читайте также:  Центр развития ребенка 16 в александрове

4) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам;

5) эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;

6) свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции.

Моральные понятия и нравственные чувства младших школьников от первого к третьему классу заметно обогащаются, становятся более четкими, определенными. У первоклассников они обычно основаны на опыте собственного поведения и поведения близких, на конкретных указаниях и разъяснениях учителей и родителей. У второклассников и третьеклассников, помимо этого, прослеживается значительно большее влияние художественной литературы, кино, телевидения и просто восприятия и анализа окружающей социальной действительности [8, с. 95]. Соответственно меняется и моральное поведение. Если дети 7-8 лет совершают моральные поступки, следуя прямым указаниям старших, то третьеклассники в гораздо большей степени могут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь указаний со стороны.

Школьники младших классов, как показано Т.Б. Пискаревой, легче понимают эмоции, возникающие в знакомых им жизненных ситуациях, но затрудняются облечь эмоциональные переживания в слова. Лучше различаются положительные эмоции, чем отрицательные. Им трудно отличить страх от удивления. Неопознанной оказалась эмоция вины [25, с. 199].

В отличие от дошкольников, которые предпочитают воспринимать только веселые и радостные картины, у младших школьников возникает способность к сопереживанию при восприятии тягостных сцен и драматических конфликтов [8, с.123].

Положительные эмоции развиваются у детей младшего школьного возраста в игре и в исследовательском поведении. Показано, что момент переживания радости в детских играх по мере роста и развития ребенка сдвигается. У младших школьников оно возникает при получении желаемого результата, ему принадлежит завершающая роль, поощряющая доведение деятельности до конца. В младшем школьном возрасте, по мере взросления и накопления социального опыта, дети постепенно, на основе подражания, учатся радоваться за других [36, с. 129].

Возникают социально значимые связи с учителем и коллективом класса, которые становятся мощным фактором, влияющим на переживания младшего школьника. К третьему классу у школьников проявляется восторженное отношение к героям, выдающимся спортсменам. В этом возрасте начинают формироваться любовь к Родине, чувство национальной гордости, формируется привязанность к товарищам.

Закладываются основы нравственных, моральных, этических и социальных чувств, которые, в силу психических особенностей младшего школьного возраста, отличаются ситуативностью, незрелостью и сложностью объективной оценки собственных отрицательных поступков.

Необходимо отметить, что в современной психологической педагогике существует несколько иной взгляд на возможность значительного развития «высших чувств» в младшем школьном возрасте. В.П. Сергеева пишет о том, что нравственная сфера ребенка в этом возрасте характеризуется недостаточной отчетливостью осознания и понимания нравственных принципов. Вместе с тем, непосредственные переживания ребенка подсказывают ему, что является хорошим, а что плохим [29, с. 54].

Бреслав Г.М. отмечает, что в этом возрасте социальные чувства еще не развиты и малозначимы для школьника. В его системе ценностей еще отсутствуют не только идеальные эталоны Добра и Зла, но и ценностная ориентация на отношения между людьми. Возможным следствием этого является ситуативная нечувствительность к проявлениям жестокости, хотя обозначать поведение ребенка «аморальным» бессмысленно, так как ребенок во многом еще не способен понять смысл этой морали. Одним из важных показателей появления социальных чувств и мотивов являются угрызения совести, которые придают негативную окраску совершенным ранее негативным действиям, как несовместимым с известными социальными эталонами [7, с. 201].

Появление стыда и совести обеспечиваются первыми формами самоконтроля, не связанными с ситуативными социальными санкциями. Отметим еще раз, что у младшего школьника эти явления носят частный эпизодический характер, и прекрасно уживаются с нетерпимостью к чужим недостаткам и полным благодушием к своим. Собственные неправильные поступки ребенок не оценивает как таковые и протестует, когда сверстники отрицательно оценивают его поведение. В данном случае необходим авторитет взрослого, чтобы ребенок понял свой промах или хотя бы принял замечание. Переживания, захватывающие ребенка и подталкивающие его на неправильные поступки, заслоняют от него действительный смысл совершенного и не дают возможности объективно оценивать себя.

Таким образом, с поступлением в школу резко меняется эмоциональная сфера ребёнка. Проявляется чувствительность к страхам, возникает стыд за плохие отметки в школе, развиваются положительные эмоции (радость) в игре, в общении со сверстниками, формируется интерес в процессе изучения предметов. Меняется уклад жизни ребёнка, изменяются его отношения с взрослыми и сверстниками, в нём укрепляется сознание нового положения школьника.

Читайте также:  Понятие нормальное развитие ребенка

Источник

Эмоциональная сфера ре6енка младшего школьного возраста

В процессе трудовой, учебной и игровой деятельности у млодшего школьника изменяется общий характер эмоций. Чем взрослее ребенок, тем, как правило, он сдержаннее, более осознанно подходит к решению тех или иных проблем, повышается устойчивость в его эмоциональных состоянияхю Важно понимать, что для ребенка важно развиваться в обществе, поэтому для него важно то, как взрослые и сверстники поддерживают его в процессе выражения своих чувств. То, как ведет себя учитель с младшим школьником в значительной степени отражается и на его поведении, например доброжелательный стиль общения будет поддерживаться ребенком. Однако дети не всегда хорошо понимают собственные чувства и, соответственно, не всегда понимают чувства других людей. Так, например, они не всегда правильно трактуют мимику лица, которая призвана выразить ту или иную эмоцию, что, соответственно, влечет за собой ошибочную ответную реакцию.

Осознанность своих собственных чувств и чувств окружающих людей формируется у младшего школьника в процессе различных видов деятельности, предлагаемых учителем, когда ученик совершает определенные поступки, которые помогают ему развивать восприятие. Так, у учащихся может рождаться способность к сопереживанию, жалость, симпатия. Некоторые задания в какой то мере могут побуждать ученика к определенным поступкам. Так, постепенно формируются чувства товарищества, коллективизма. Данные чувства проявляются в потребности детей в коммуникации со сверстниками в результате коллективного участия в жизни школы и класса. В начале все эти качества передаются через педагога, который является авторитетом. В последствии, в процессе учебной и трудовой деятельности они развиваются, появляются друзья, развивается чувство солидарности. Чувство коллективизма проявляется, когда каждый из них становится небезразличен к оценке других детей из класса.

У младших школьников в процессе обучения активно развиваются интеллектуальные чувства. Это важно, поскольку это одна из самых важных задач преподавателя – не только научить ребенка механически решать те или иные задачи, но и научить его думать. Активное вовлечение в интеллектуальную деятельность связано с трудностями, которые ребенок должен преодолевать, сталкиваясь с успехами и неудачами. Потобный опыт несет с собой огромное количество самых разнообразных эмоций: сомнение, радость, удивление. Все эти эмоции побуждают развитие интеллектуальных чувств, которые ведут к успехам в учебной деятельности, помогают ребенку развиваться и познавать новое. Конечно, интеллектуальные чувства не остаются в статическом состоянии на протяжении всей жизни, и если в первом классе ребенка больше интересует следствие, нежели причина, то при правильном подходе к обучению, при использовании наглядных и ярких примеров, он начинает больше и больше интересоваться причинно-следственной связью, у него появляется потребность в познании нового. Таким образом он пытается удовлетворить свои интеллектуальные чувства и, вследствие этого, развивается.

Эстетические чувства, чувство прекрасного развиваются у младшего школьника в процессе чтения и осмысливания художественных произведений. У младшего школьника, как и у дошкольника, это чувство развивается в процессе восприятия литературных произведений, например – поэзии, так как именно поэзия имеет наиболее положительное влияние на развитие эстетических чувств. В исследованиях некоторых психологов особое внимание уделяется именно этому виду литературного искусства, так как именно благодаря ритму, выразительности произведений у детей возникают эмоциональные ассоциации при прочтении стихов. В поэзии дети чаще улавливают эмоциональный окрас, который автор пытается передать через описание природы, собственное отношение к определенным событиям. Стоит отметить, что подобное понимание у младших школьников появляется не сразу и должно быть развито в процессе обучения. То есть педагог должен подчеркивать и выделять эмоциональную сторону произведения. Только обладая определенным набором знаний и навыков школьники способны дать эмоциональную оценку не только художественным произведениям, таким как стихи, но и музыкальным произведениям, произведениям живописи. Таким образом без целенаправленного развития эстетических чувств младшие школьники не смогут понять эмоциональную сторону произведения, и будут воспринимать лишь сюжет, не видя того, что под ним скрывается.

Основным вектором развития чувств в школьном возрасте становится то, что чуствта становятся все более осознанными, мотивированными и сознательными. Ребенок учится контролировать себя, свои эмоции и, как следствие, свои чувства. Эти изменения обусловлены тем, что меняется образ жизни и характер деятельности школьника. Развивается его личность, и чувства и эмоции начинают играть все более и более важную роль в данном развитии. Ребенок начинает заботиться о своем внешнем виде, о состоянии своих учебников, о том, что ему надо рано встать и не опоздать в школу. У него формируется ответственность, причем это происходит достаточно быстро, за коротки промежуток времени, что не является редким явлением.

Ввиду крайней энергичности учащегося стоит отметить, что большая часть энергии должна тратиться на обучение. Избыток ее проявляется в играх, различных занятиях. Таким образом разнообразие видов деятельности школьника порождает гамм чувств и переживаний, которая влияет на формирование его будущих склонностей и способностей.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка с тнр в доу по фгос образец

Основные возрастные особенности эмоциональных реакций, состояний и чувств школьника сводятся к следующим:

1) по сравнению с дошкольниками понижается эмоциональная возбудимость, причём это происходит не в ущерб содержательной стороне эмоций и чувств;

2) начинает формироваться такое чувство, как чувство долга;

3) расширяется круг представлений и хороших знаний, и происходит соответствующий сдвиг в содержании чувств – они вызываются не только непосредственном окружением;

4) повышается интерес к предметному миру и к тем или иным видам деятельности.

Момент поступления ребенка в школу говорит не только о том, что его познавательные процессы переходят на новый, более высокий уровень, но и о том, что возникают новые условия для его развития как личности, роста его способности чувствовать и воспринимать окружающий мир. В этот период на его личностное развитие влияет не только обучение, как его основной вид деятельности, но так же игра, труд, общение со сверстниками. Все это играет крайне важную роль в его развитии. Именно эти виды деятельности влияют на будущие деловые качества ребенка, которые впоследствии так или иначе проявятся уже в подростковом возрасте.

Важно, что уже в младшем школьном возрасте у ребенка формируется и закрепляется волевой мотив достижения, который впоследствии становится устойчивой чертой характера. Конечно это происходит не сразу, а лишь к III – IV классам. В начале обучения окончательно оформляются остальные личностные свойства, необходимые для реализации этого мотива. Особенностью детей младшего школьного возраста является безграничное доверие к взрослым. Данное доверие напрямую затрагивает важное личностное новообразование – самооценку, так как данная черта зависит от оценок, которые взрослые дают ребенку, его поведению и действиям. Таким образом, у младших школьников уже может быть сформирована самооценка, которая, в свою очередь, уже может быть адекватной, завышенной или заниженной.

Еще одним важным моментом является постановка многими детьми цели, которая является осознанной. Сам по себе контроль собственных действий достигает того уровня, когда дети уже думают о результатах и могут управлять своим поведением на основе принятых решений, намерений и, как уже было упомянуто, поставленных целей. В данном случае поставленная цель влияет на поведение ребенка, не позволяет ему отвлекаться на посторонние задачи.

Параллельно с волевой мотивацией достижения успехов и под ее влиянием в младшем школьном возрасте совершенствуются два других личностных качества ребенка: трудолюбие и самостоятельность. В качестве стимулов деятельности выступают те, которые порождают у младших школьников положительные эмоции.

Эмоции ребенка отличаются яркостью, непосредственностью и большим разнообразием. Широкий диапазон положительных и отрицательных эмоций, переживаемых ребенком, позволяет ему уловить тончайшие смысловые оттенки происходящих событий, ориентироваться в окружающей действительности. В быстрых сменах настроения, в ситуативности переживаний малыша довольно рано можно подметить устойчивость эмоциональных проявлений, так или иначе связанных с теми или иными событиями жизни. Эмоциональные особенности ребенка обусловлены воздействием ряда факторов, в том числе темпераментом, динамикой отношений.

Ребенок очень рано усваивает систему отношений в той среде, в которой он живет. Непосредственно воспринимая эмоциональную атмосферу семьи, подражая взрослым, малыш перенимает их ценностные ориентации, отношение к людям, к окружающему миру. Эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от ее содержания и структуры. Так, в процессе обучения изменяется содержание чувств младшего школьника и происходит их дальнейшее развитие в плане все большей осознанности, содержательности, устойчивости. Участие в учебной деятельности и, соответственно, общение с учителем, коллективом класса требует сдержанности в чувствах, что в первое время дается ученику с трудом. Импульсивность поведения, особенно на первом году обучения, часто проявляется у первоклассника. Но младший школьник, начиная с первого класса, старается справиться с сильным волнением, побороть свои желания, подчиниться требованиям, т. е. постепенно произвольность поведения начинается отражаться и на сфере чувств. К 2-3 классу начинает проявляться все большая сдержанность в проявлении чувств. Наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости, ученику необходимо управлять своими чувствами, выполняя повседневные школьные обязанности, требования учителя, классного коллектива. Благодаря этому дети 9-11 лет часто производят впечатление большой уравновешенности и кажутся в этом отношении порой более похожими на взрослых, даже больше, чем подростки, выглядящие часто более возбудительными.

В общем и целом стоит отметить, что общее настроение младшего школьника можно охарактеризовать как веселое, жизнерадостное. Для его возраста это абсолютно нормально, как и для любого ребенка. Подобная непосредственность и живость дают педагогу возможность определить индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка и, в последствие корректно реагировать на них. Однако стоит отметить, что, согласно исследованиям Л.С. Славиной, в младшем школьном возрасте у некоторых детей начинают проявляться склонности к аффективным состояним. По мнению исследователя это можно объяснить тем, что ребенок не может удовлетворить свои эмоциональные желания. Таким образом можно отметить, что в каждом случае необходим достаточно индивидуальный подход, учитывающий особенности характера.

Источник