Развитие я концепции ребенка в младшем школьном возрасте

Развитие я концепции ребенка в младшем школьном возрасте thumbnail

«Развитие «Я — концепции» у младшего школьника»

учитель начальных классов МОУ «СОШ № 57»

г. Саратова

Федосеева Ольга Анатольевна

Понятие «Я-концеции» вошло в словарь российского педагога-практика относительно недавно, в начале 70-х годов. Но изучение этой психологической структуры велось давно. В работах американского психолога и философа У. Джеймса (1922), основателя психоанализа З. Фрейда (1917; 1921; 1923) и его дочери детского психолога А. Фрейд (1936) заложены основы изучения этого психологического феномена.

Что же такое «Я-концепция», какую роль она играет в психической жизни ребёнка?

«Я-концепция» личности – это устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самом себе, на основе которой она строит своё поведение.

Изучение всего связанного с «Я-концепцией» имеет важное значение для понимания человеческого поведения, причин успехов и неудач в усвоении знаний учащимися. Содержание «Я-концепции» (или, по-другому, самооценки), как считают психологи, — один из наиболее важных результатов воспитания и обучения, т.е. того, что составляет содержание процесса социализации ребёнка.

Для педагогов и психологов всё более очевидным становится тот факт, что «Я-концепция» или самооценка ребёнка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение и успеваемость. Данные многих исследователей говорят о том, что неудовлетворительная успеваемость, незаинтересованность в учёбе, низкая мотивация, плохое поведение во многом обусловлены отрицательным отношением к себе и заниженной самооценкой.

Для того, чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительные представления о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением.

Проведённые исследование по изучению «Я-концепции» детей начальной школы показало: чем больше доверия вызывает источник информации, тем большее влияние он может оказать на наше самовосприятие. В этом одна из причин особо важной роли учителей и родителей в формировании «Я-концепции ребёнка».

Внутреннее вживание в роль школьника-дело постепенное. В 1 классе некоторую опасность представляет двойственное отношение ученика к учителю. Даже, если преподаватель ласковый и приветливый, ему всё равно приходится выступать в качестве ограничевающего авторитета, требующего соблюдать установленные правила поведения. Дети мечтают о расположении учителя, относятся к нему с восхищением и одновременно боятся его, проявляют упрямство. Выражается это в том, что одни становятся очень робкими, а другие -не дисциплинированными. Но если учитель правильно понимает поведение учеников, он не создаёт преждевременно плохого представления о них.

В 1 классе существует фантом школьной отметки. Ещё не поступив в школу, многие дети мечтают о том, что будут получать одни «пятёрки». Когда учитель выставляет отметки, ребёнок позитивно воспринимает только «пятёрку», остальные для него негативны. Ребёнок начинает коллекционировать отличные отметки. Ситуацию во многом создают сами родители. Большинство из них считают, что их дитя должно учиться в начальной школе только на «четыре» и «пять». Среди них бытует мнение, что, если у ребёнка уже на первой ступени основной школы проблемы с успеваемостью, то он до окончания школы не избавиться от репутации слабого, дальнейшая судьба их детей видится папам и мамам в мрачных тонах. Фантом школьной отметки в значительной степени участвует в образовании осей «Я-школьник» и «Я умею, Я познаю». Поэтому учителю в 1 классе не следовало бы в глазах детей и родителей придавать слишком большое значение отметкам.

Ещё одну опасность в начальной школе представляет тот факт, что дети получают знания главным образом в готовом виде. Тем самым ограничивается их самостоятельность в учебном процессе. Почти все без исключения первоклассники вначале ходят в школу с радостью, но после нескольких месяцев занятий это чувство мало-помалу ослабевает.

За недисциплинированностью, излишней подвижностью, дерзостью ребёнка очень часто скрывается эмоциональная неудовлетворенность в семье, и, следовательно, хронический недостаток признания и одобрения. Абсолютное большинство детей в начальной школе чутко реагируют на проявление благосклонности и любви учителя. Чувства учителя-это ключ к детскому «Я». Хороший принцип хвалить и одобрять в подходящих моментах за положительное поведение и не усиливать негативное поведение замечаниями, критикой и досадами.

Противоположная опасность заключается в том, что очень часто полагают, будто можно легко повысить заниженную самооценку ребёнка только путём создания положительных подкреплений и, щедро расточать похвалы в адрес такого ребёнка, стараясь сделать так, чтобы он занял в классе какое-нибудь «высокое место», которое поможет ему уверовать в свои силы. Однако нет никакой гарантии, что ребёнок воспринимает это именно так, как мы рассчитываем. Его интерпретация наших действий может быть неожиданно негативной. Например: «Почему меня, такого толстого, назначили капитаном команды? Наверное, учитель хочет, чтобы убедились, какой я безнадёжно тупой»

Читайте также:  Цели развития личности ребенка

Любое действие или слово учителя может быть расценено ребёнком с заниженной самооценкой, в негативном свете. Неважно, насколько положительно эти действия или слова учителя будут расценены другими детьми, насколько учитель сам будет вкладывать в него искренние положительные намерения-ребёнок может отреагировать отрицательно в любом случае. Вот почему важно, чтобы у ребёнка с раннего возраста формировалось положительное отношение к себе.

Обобщая, можно сказать, каким путём и в какой последовательности можно добиться самопонимания и повысить самоуважение ребёнка.

  1. Сообщаем ученику, что он добился хороших результатов, даже если в действительности его результаты были средними.

  2. Сообщение о своих хороших результатах ученик получает от людей авторитетных и значимых для него.

  3. Сообщаем ученику о хороших результатах в форме внушения, т.е. с соответствующим эмоциональным воздействием: подаём руку, похлопываем по плечу и т.п.

  4. Даём ученику возможность закрепить впечатление о хороших результатах (например, поможем добиться ему хороших результатов, предложив более лёгкий материал, не сообщая при этом ребёнку о том, что он выполняет облегчённый вариант).

  5. Создаём в окружении ребёнка благожелательное отношение к нему (попробовать повлиять на других учителей, на одноклассников, у которых о нём отрицательное мнение).

  6. Чтобы помочь ученику достичь хороших результатов, мы «болеем за него», «держим его сторону» даже тогда, когда он учится слабо или показатели у него не стабильны.

Если удалось повлиять на образ «себя» ребёнка, встаёт проблема, как закрепить позитивные перемены в нем. Ведь нельзя ожидать, что у ребёнка с нарушенным образом «себя» после нескольких бесед с учителем, как по волшебству, сразу появится позитивное отношение к себе. Но это не значит, что все попытки учителя помочь не имеют смысла. Основное здесь-это сотрудничество и координация воспитательных методов всех, кто работает с ребёнком.

Литература.

  1. Психологический словарь. – М., 1997

  2. Концепция воспитания личности растущего человека/ Кузнецов Г.А., Чиркова Н.А. и др. – Саратов 2000

  3. Степанов Е.И., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.:ТЦ Сфера, 2002.

  4. И.В.Егоров Развитие «Я-концепции» у детей младшего школьного возраста. /Начальная школа/ 2002, №3

  5. Н.А. Полякова Готовимся к зачёту по педагогике. Саратов 2008.

Источник

Я-концепции в младшем школьном возрасте

Сознание и чувство «Я» не возникают у человека сразу. Отдельные компоненты этой сложной установочной системы складываются постепенно и сосредоточены на детстве и юности — периоде формирования личности. На данных возрастных этапах решается свой комплекс специфических задач, в результате решения которых под влиянием объективных социальных условий и педагогических воздействий, складывается система отношений к миру, взаимодействие с миром, к самому себе, т.е. « Я — концепция ».

Младший школьный возраст один из самых ранних и ответственных в плане развития и формирования « Я — концепции » период, так как для младшего школьника характерна тенденция к развитию и расширению сферы «Я».

Появление таких новообразований в данном возрасте как рефлексия и интроспекция (самонаблюдение) приводят к тому, что младший школьник меняет взгляд на окружающий мир, вырабатывает свои собственные взгляды, собственное мнение, представление о ценностях. Говоря о ценностных характеристиках имеется в виду психологическая категория, которая выражает избирательное отношение индивида, в том числе и ребенка, к материальным и духовным явлениям, к социальному окружению.

Прежде всего, это связано с социальной ситуацией развития и усложняющими видами деятельности, в условиях которых и происходит «осознания себя в обществе», через видения себя в других людях и установления отношений их к нему и его к ним. Согласно общепринятому положению в отечественной психологии о ведущей у младшего школьника учебной деятельности, происходит индивидуальное и социальное развитие . Прежде всего формируется позиция «Я» по отношению к обществу, формируются приемы умственной деятельности( развитие мышления, способности анализировать, обобщать, сравнивать(, а также воспитываются определенные личностные качества. Таким образом, учение становится социально значимым видом деятельности и основным мотивом управления собой.

44. Проблема «кризиса» подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии

подросткового возраста проходит три фазы:

— негативную (предкритическую) — фазу ломки старых привычек, стереотипов;

— кульминационную (как правило, это 13 лет, хотя возможны значительные индивидуальные варианты);

— посткритическую — фазу формирования новых структур, построения новых отношений.

Два пути протекания возрастных кризисов (Л.С. Выготский):

— кризис независимости (наиболее распространенный), симптомами которого являются упрямство, негативизм, обесценивание взрослых, протест-бунт, ревность к собственности (требование не входить в комнату, не трогать ничего на столе, «не лезть в душу»); вариант самоопределения «Я уже не ребенок»;

Читайте также:  Всестороннее развитие ребенка введение

— кризис зависимости, симптомы которого противоположны: чрезмерное послушание, зависимость от старших, регресс к старым интересам, формам поведения (если развитие осуществляется по этому пути, то в дальнейшем может проявиться запоздалый кризис 17-18 лет); вариант самоопределения «Я ребенок и хочу оставаться им».

С точки зрения развития наиболее благоприятным является первый вариант, однако, как правило, в симптомах кризиса присутствуют обе тенденции, одна из которых доминирует. Даже для здоровых подростков в этот период характерны неустойчивость настроения, физического состояния, самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания.

Таким образом, подростковый возраст — это период возрастного кризиса, позитивный смысл которого состоит в удовлетворении подростком потребности в самопознании и самоутверждении через борьбу за независимость в относительно безопасных условиях, не принимающую крайних форм, при этом кризисные симптомы — это эпизодические явления, интенсивность и способы, выражения которых различны. Особенности проявления и протекания подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития, положением подростка в мире взрослых.

Источник

Лекция 8

Характерные особенности личности младшего школьника

Становление личностных качеств.

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сенситивного периода) будет значительно труднее. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста (Дубровина И. В., 1997).

Параллельно с физическим развитием и развитием когнитивной сферы у младшего школьника формируется самосознание, начинают складываться первые представления о себе, возникают устойчивые формы социального взаимодействия, становление моральных и социальных норм.

Появляются суждения о собственной социальной значимости — самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Число факторов, влияющих на самооценку в процессе обучения, заметно расширяется. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью. Однако к 11-12 годам у ребенка складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка теперь выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я.

В процессе учебной деятельности у младшего школьника происходит индивидуальное и социальное развитие. Прежде всего, формируется позиция «Я» по отношению к обществу, формируются приемы умственной деятельности, способности анализировать, обобщать, сравнивать, а также воспитываются определенные личностные качества. Он имеет совесть, он знает, что значит должен, обязан, у него пробуждается чувство гордости или стыда.

Таким образом, учение становится социально значимым видом деятельности и основным мотивом управления собой.

Итак, личность младшего школьника развивается под влиянием учебной деятельности:

· ребенок постепенно подчиняется все большему количеству обязательных истин,

· происходит развитие произвольности, соотношение себя реального и себя идеального.

· интенсивно развивается рефлексия на себя и самосознание, структура которого укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями.

Развивается ответственность, т.е. способность понимать соответствие результатов своих действий необходимым целям и нормам, побуждает чувство сопричастности общему делу и чувство долга.

Развиваются нормы общественного поведения, им усваивается нравственное поведение, развитие потребности следовать положительному эталону поведения.

Происходит усвоение обязанностей, как правило, младшие школьники выполняют требования учителя беспрекословно, не вступают с ним в споры, доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя. Они не претендуют на самостоятельность и независимость.

Направленность на внешний мир выражается в интересе к фактам, событиям. При возможности дети подбегают к тому, что их заинтересовало, стараются потрогать незнакомый предмет руками, рассказывают об увиденном ранее.

Направленность личности младшего школьника выражается в его потребностях и мотивах. У детей этого возраста сохраняется ряд потребностей, которые были характерны для дошкольника:

• потребность в игровой деятельности, но уже с другим содержанием;

• потребность в движениях;

• потребность во внешних впечатлениях.

Вместе с тем у младших школьников появляются и новые потребности:

• точно выполнять требования учителя;

• овладевать новыми знаниями, навыками, умениями;

• получать хорошие отметки, одобрение со стороны взрослых;

• быть лучшим учеником;

• выполнять общественную роль.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения ребенка с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление образа его «Я» — его самооценки. Ребенок начинает выделять себя из среды, осознавать себя как личность, давать себе моральную оценку – осознание своего внутреннего опыта.

Развитие Я – концепции в младшем школьном возрасте.

Я-концепция — это обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности (Реан А. А.).

Читайте также:  Периоды речевого развития ребенка презентация

Я-реальное — представление личности о себе, о том, «какой я есть». Я-реальное может быть в большей или меньшей мере реалистичным.

Я-перспективное — модель, в которую может быть преобразовано Я-реальное в процессе реализации определенных потребностей.

Говоря о Я-концепции ребенка, следует отметить, что она включает в себя как констатирующий реальный образ Я (Я-реальное), так и Я-перспективное, т. е. то, на что Я-реальное ориентировано.

Так, у детей в начале этапа среднего детства можно констатировать наличие не только ожидания и устремленности на предстоящие личностные преобразования (например, стать школьником), но и осознание себя (каким школьником я буду). Это позволяет включить в образ собственного Я ребенка различные качества личности, необходимые для успешного выполнения школьных учебных и организационных обязанностей.

Ребенок с готовностью принимает свой новый статус ученика, так как в нем содержится общественная значимость. Важность его учебной деятельности постоянно подчеркивают взрослые, что дает основание ребенку считать, что его учеба и он — обучающийся значимы для окружающих взрослых.

Общение с одноклассниками и другими сверстниками также обогащает Я-концепцию ребенка. Предоставляя другим детям информацию о себе и получая от них сведения об их восприятии его «персоны», ребенок существенно расширяет свой Я-образ. Возможно, именно взаимодействие со сверстниками и делает Я-образ ребенка более динамичным в его развитии.

Развитие самооценки.

Самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру, в значительной степени определяя социальную адаптацию личности, и является регулятором ее поведения и деятельности. Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия (Реан А. А., 2001). Самооценка — одна из составляющих Я-концепции человека, она связана с отношением к себе или отдельным своим качествам, это аффективная оценка представления человека о самом себе. Она может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа-Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Предметом самооценки и определенного самовосприятия может, в частности, стать тело человека, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений (Р. Берне, 1986).

Качества, которые мы приписываем своей личности, далеко не всегда являются объективными, и очевидно, что с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Самооценка представляет собой всю совокупность оценочных характеристик черт личности человека и связанных с ними переживаний.

Таким образом, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения к своей личности. Поэтому негативная самооценка предполагает самоотрицание, неприятие всего, что входит в сферу человеческого Я; она снижает уровень притязаний человека, ограничивая его жизненные перспективы (Берне Р., 1986).

Структура самооценки представлена двумя компонентами — когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй — его отношение к себе.

Когнитивный компонент самооценки — комплекс убеждений о себе, которые могут быть как обоснованными, так и необоснованными. Показатели когнитивного компонента самооценки: мера реалистичности, способ ориентации при обосновании самооценки, разнообразие и широта самооценочных суждений, форма (проблематичная или категоричная) выражения суждений о себе.

Эмоциональный компонент самооценки — эмоциональное отношение к этому комплексу убеждений (оценочные характеристики составляющих когнитивной самооценки и связанные с ними переживания), сила и напряженность которого зависит от значимости для личности оцениваемого содержания.

В процессе оценивания себя эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни тот ни другой не может быть представлен в чистом виде. Знания о себе человек приобретает в социальных контактах, и они неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых зависит от значимости для личности оцениваемого содержания.

Взаимодействия эмоционального и когнитивного компонентов самооценки не носят в младшем школьном возрасте однозначного, линейного характера. Наиболее отчетливо во взаимодействии когнитивного и эмоционального компонентов самооценки ребенка прослеживаются следующие тенденции:

— наиболее высокий уровень развития когнитивного компонента соотносится либо с адекватно высокой, либо с явно заниженной самооценкой, т. е. с выраженной неудовлетворенностью ребенка собой, отражающей его рефлексивно-критическое отношение к себе;

— высокий уровень развития когнитивного компонента как бы задает полярную меру удовлетворенности ребенка собой, в основе которой лежит либо уверенно-адекватное, либо повышенно-критичное отношение ребенка к себе;

— более низкие уровни сформированности когнитивного компонента менее жестко связаны с мерой удовлетворенности ребенка собой.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник