Периоды речевого развития ребенка презентация

Периоды речевого развития ребенка презентация thumbnail

Слайд 1

ЭТАПЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Автор: учитель – логопед Дысина Наталия Борисовна ГБОУ д/с №399 МОСКВА 2012г.

Слайд 2

Б.М. Гриншпун предложил выделить в развитии детской речи 5 периодов: доречевой – 1 год жизни ребёнка (с 3 до 6 месяцев и с 6 до 12 месяцев) 1 – 1,5 г. 1,5 – 2 г. 2 – 3 г. 3 – 5 лет 6 — 7 лет

Слайд 3

Доречевой период 1 месяц Ребёнок внимательно смотрит в лицо наклонившегося над ним человека. Кричит, когда голоден, когда хочет спать, когда у него болит живот или промокли пелёнки. 2 месяца Ребёнок улыбается в ответ на ласковое обращение к нему. Когда он спокоен, то издает несколько гнусавые гортанные звуки.

Слайд 4

Доречевой период 3 месяца Хорошо заметен так называемый «комплекс оживления». Когда к ребёнку обращаются, он улыбается, оживляется и начинает беспорядочно двигать руками и ногами. При этом он может издавать протяжные, гортанные звуки, гласные и звукосочетания.

Слайд 5

Доречевой период 3 — 6 месяцев Ребёнок громко хохочет, если с ним играют, и плачет со слезами, когда чем-то обижен или недоволен – что является одним из показателей нормального нервно – психического развития. В этом же возрасте (3 месяца) появляется гуление — мягкая голосоподача, отражающая физиологический комфорт ребёнка.

Слайд 6

Доречевой период Ребёнок издаёт звуки, напоминающие сочетания гласных («а», «э», «ы») и согласных («г», «х»). Например: «гы», «эга». Гуление – есть у всех детей; может запаздывать, проявляться по-разному. Тренирует дыхание, артикуляцию (правильное положение органов речи).

Слайд 7

Доречевой период 5 месяцев Ребёнок начинает петь — длительно тянет звуки, похожие на гласные, причём их высота и громкость меняются на протяжении звучания. Услышав человеческий голос или другой звук, поворачивает голову и смотрит в ту сторону. Повод для обращения к оториноларингологу: ребёнок не реагирует на звучащие игрушки, не поворачивается на голос. А также, если ребёнок перестал гулить, но не начинает лепетать.

Слайд 8

Доречевой период 6-8месяцев Появляется лепет — многократное повторение «цепочек» слогов. Ребёнок несколько раз повторяет один и тот же слог, например: «ба-ба-ба», «ля-ля-ля». Лепет не у всех детей; может запаздывать. Тренирует голос, дыхание, артикуляцию; подготавливает механизм слогообразования. В этом же возрасте ребёнок охотно по просьбе взрослых играет с ними в ладушки-ладушки.

Слайд 9

Понимание речи. Дети больше реагируют на общую ритмико-мелодическую структуру слова, фразы, на интонацию, а не на смысл.

Слайд 10

10 месяцев Ребёнок начинает проявлять стеснительность при общении с незнакомыми людьми. Он подражает звукам речи, которые произносят взрослые, и отзывается на своё имя.

Слайд 11

1 год Ребёнок, прощаясь, машет ручкой «пока-пока». Правильно реагирует на вопрос: «Где мама?»; «Где папа?». На требования «дай!», «покажи!» либо выполняет, либо качает головой в знак отрицания. Произносит множество бессмысленных последовательностей из разных слогов: «тя-бя-ти», «ма-ти-тя» и т. д. По интонации эти последовательности похожи на речь взрослых. Сознательно употребляет первые короткие слова («мама», «папа», «дядя», «дай» и т. д.)

Слайд 12

Важные диагностические параметры речевого развития ребёнка к 1 году жизни: — первоочерёдное усвоение основных аспектов человеческой коммуникации /глаза в глаза, ритуалы приветствия и прощания/, хорошее понимание обращённой речи, завершение лепетной стадии и появление первых слов, сформированность базовых навыков глотания и жевания.

Слайд 13

1 год – 1,5 года Понимание речи – на бытовом уровне, простые инструкции. Словарь – 8-12 слов (общеупотребительные, звукоподражания). Звукопроизношение – гласные, П-Б, Т-Д. Поведение не регулируется речью взрослых.

Слайд 14

1,5 – 2 года Понимание речи – удерживают в памяти и выполняют двухступенчатые инструкции. Активно стремятся к речевому контакту со взрослым, обращаются с просьбами. Формируется интонационная сторона речи /интонация требования, вопроса/. Словарь – до 200 слов.

Слайд 15

1,5 – 2 года Активно используются изобразительные, указательные жесты . Слоговая структура – 2-3х сложные слова. Звукопроизношение – В-Ф, ЛЬ, К, Г, Х. /тенденция к смягчению/ К 2 годам появляется фраза . Поведение не регулируется речью взрослого.

Слайд 16

2 — 3 года Активность в речи и познавательной деятельности. Любимое слово: «Почему?» Чем лучше умственное развитие ребёнка, тем больше преобладает в его речи познавательная сторона, тем больше вопросов он задаёт и тем внимательнее выслушивает ответы на них. Чем раньше ребёнок задал вопрос «почему?», тем полноценнее его умственное развитие, чем позже — тем явственнее задержка. Если трёхгодовалый ребёнок ещё не задает этого вопроса, то родители должны задавать его сами и сами же отвечать на него, стимулируя тем самым познавательный интерес ребёнка.

Читайте также:  Центры развития ребенка запорожье

Слайд 17

2 — 3 года Словарь – до 1000 слов. Звукопроизношение – появляются свистящие звуки ([С], [С’],[З], [З’], [Ц]). Осваиваются основные грамматические категории. Не понимают и не конструируют сложноподчинённые предложения. «Расцвет» конструктивной речевой деятельности – неологизмы /показатель нормального речевого развития/.

Слайд 18

2 – 3 года Речь ситуативная . Активно развивается самокоммуникация, эгоцентрическая речь /показатель нормального речевого развития/. Большой интерес к детским текстам: стихи, сказки. Хорошо запоминают. Поведение хорошо регулируется речью взрослого.

Слайд 19

3 – 5 лет Заканчивается формирование фонетико- фонематической стороны. Хорошо развита лексико-грамматическая сторона. Пользуются и сложноподчинёнными предложениями. Активное становление монолога /описание, повествование/.

Слайд 20

3 – 5 лет Эгоцентрическая речь свёртывается во внутренний план. Интерес и понимание слов с обобщающим, абстрактным значением. Формируется чувство языковой нормы. Сформированы предпосылки к овладению чтением.

Слайд 21

Чем обширнее словарный запас у ребёнка, тем лучше он понимает окружающее. Основная роль на этом этапе психоречевого развития принадлежит семье. Чем богаче словарный запас и эмоциональность речи родителей, тем богаче будет словарный запас ребёнка и тем глубже и полнее он будет познавать окружающий его мир.

Слайд 22

Звукопроизношение С 3 до 4 лет появляются шипящие звуки ([Ш], [Ж],[Ч], [Щ]). С 4 до 5 лет появляются сонорные звуки ([Л], [Р], [Р’]). Если многие звуки произносятся неправильно («каша во рту» — дизартрия), то между тремя и четырьмя годами необходима консультация логопеда и занятия по выработке правильного произношения.

Слайд 23

К шести годам ребёнок должен овладеть развёрнутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Он легко пересказывает прочитанные ему рассказы и сказки, составляет рассказы не только по серии картинок, но и по сюжетной картинке. С 7 лет начинается школьный период развития речи ребёнка. К 17 годам он овладеет письменной речью и постигнет всё богатство родного языка в целом. 6 -7 лет

Слайд 24

Закономерности развития речи в норме Наиболее интенсивно развивается импрессивная речь по отношению к экспрессивной. Структурные компоненты языка развиваются неравномерно (лексико-грамматическая сторона раньше, фонетико-фонематическая позже).

Слайд 25

Становление фонематического слуха у детей в норме (по Н.Х. Швачкину) 1. Период дофонемного развития речи — до 11 месяцев /понимание речи строится не на восприятии специфических языковых средств – фонем, а на улавливании общей ритмико — мелодической структуры слова, фразы/

Слайд 26

2. Период фонемного развития речи – с 11 месяцев до 1 года 10 месяцев 1 стадия. Различение гласных различение А от других гласных; различение И – У, Э – О, И – О, Э – У; различение И – Э, У – О. 2 стадия. Различение согласных — различение наличия согласных /крот-рот/;

Слайд 27

различение сонорных и артикулируемых шумных: М – Б, Р – Д, Н – Г, Й – В; различение твёрдых и мягких согласных: Н- НЬ, М – МЬ, Б – БЬ, Д – ДЬ; различение носовых и ротовых соноров: М – Л, М – Р, Н – Л, Н – Р, Н – Й, М – Й; различение носовых соноров: М – Н; различение плавных ротовых соноров: Р – Л;

Слайд 28

различение соноров и неартикулируемых шумных: М – З, Л – Х, Н – Ж; различение губных и язычных: Б – Д, В – З, Ф – Х, В – Ж; различение взрывных и щелевых: Б – В, Д – З, К – Х, Д – Ж; различение переднеязычных и заднеязычных: Д – Г, С – Х, Ш – Х;

Слайд 29

различение глухих и звонких согласных: П – Б, Т – Д, К – Г, Ф – В, С – З, Ш – Ж; различение шипящих и свистящих: Ж – З, Ш – С; — различение плавных ротовых соноров и Й: Р – Й, Л – Й.

Слайд 30

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Презентация размещена на www.nsportal.ru

Слайд 31

Использованные источники: презентация Свининой Н.А.; Нищева Н.В. Если ребёнок плохо говорит. — СПб.: ООО «Издательство «Детство — Пресс», 2011.

Источник

Основные периоды развития речи у детей Подготовила учитель логопед МАДОУ №19...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Основные периоды развития речи у детей Подготовила учитель логопед МАДОУ №19

Описание слайда:

Основные периоды развития речи у детей Подготовила учитель логопед МАДОУ №19 г. Гая Левченко Н.В. 2019г.

2 слайд

Б.М. Гриншпун предложил выделить в развитии детской речи периоды: 1.доречевой

Описание слайда:

Б.М. Гриншпун предложил выделить в развитии детской речи периоды: 1.доречевой – 1 год жизни ребёнка (с 3 до 6 месяцев и с 6 до 12 месяцев) 2. 1 – 1,5 г. 3. 1,5 – 2 г. 4. 2 – 3 г. 5. 3 – 5 лет 6. 6 — 7 лет

Читайте также:  Развитие движений ребенка от рождения до 7 лет

3 слайд

1 месяц Ребёнок внимательно смотрит в лицо наклонившегося над ним человека. К

Описание слайда:

1 месяц Ребёнок внимательно смотрит в лицо наклонившегося над ним человека. Кричит, когда голоден, когда хочет спать, когда у него болит живот или промокли пелёнки. 2 месяца Ребёнок улыбается в ответ на ласковое обращение к нему. Когда он спокоен, то издает несколько гнусавые гортанные звуки. 3 месяца Хорошо заметен так называемый «комплекс оживления». Когда к ребёнку обращаются, он улыбается, оживляется и начинает беспорядочно двигать руками и ногами. При этом он может издавать протяжные, гортанные звуки, гласные и звукосочетания.

4 слайд

3 - 6 месяцев Ребёнок громко хохочет, если с ним играют, и плачет со слезами,

Описание слайда:

3 — 6 месяцев Ребёнок громко хохочет, если с ним играют, и плачет со слезами, когда чем-то обижен или недоволен – что является одним из показателей нормального нервно – психического развития. В этом же возрасте (3 месяца) появляется гуление — мягкая голосоподача, отражающая физиологический комфорт ребёнка. Ребёнок издаёт звуки, напоминающие сочетания гласных («а», «э», «ы») и согласных («г», «х»). Например: «гы», «эга». Гуление – есть у всех детей; может запаздывать, проявляться по-разному. Тренирует дыхание, артикуляцию (правильное положение органов речи).

5 слайд

5 месяцев Ребёнок начинает петь - длительно тянет звуки, похожие на гласные,

Описание слайда:

5 месяцев Ребёнок начинает петь — длительно тянет звуки, похожие на гласные, причём их высота и громкость меняются на протяжении звучания. Услышав человеческий голос или другой звук, поворачивает голову и смотрит в ту сторону. Повод для обращения к оториноларингологу: ребёнок не реагирует на звучащие игрушки, не поворачивается на голос. А также, если ребёнок перестал гулить, но не начинает лепетать. 6-8месяцев Появляется лепет — многократное повторение «цепочек» слогов. Ребёнок несколько раз повторяет один и тот же слог, например: «ба-ба-ба», «ля-ля-ля». Лепет не у всех детей; может запаздывать. Тренирует голос, дыхание, артикуляцию; подготавливает механизм слогообразования. В этом же возрасте ребёнок охотно по просьбе взрослых играет с ними в ладушки-ладушки. Понимание речи. Дети больше реагируют на общую ритмико-мелодическую структуру слова, фразы, на интонацию, а не на смысл.

6 слайд

10 месяцев Ребёнок начинает проявлять стеснительность при общении с незнакомы

Описание слайда:

10 месяцев Ребёнок начинает проявлять стеснительность при общении с незнакомыми людьми. Он подражает звукам речи, которые произносят взрослые, и отзывается на своё имя. 1 год Ребёнок, прощаясь, машет ручкой «пока-пока». Правильно реагирует на вопрос: «Где мама?»; «Где папа?». На требования «дай!», «покажи!» либо выполняет, либо качает головой в знак отрицания. Произносит множество бессмысленных последовательностей из разных слогов: «тя-бя-ти», «ма-ти-тя» и т. д. По интонации эти последовательности похожи на речь взрослых. Сознательно употребляет первые короткие слова («мама», «папа», «дядя», «дай» и т. д.)

7 слайд

Важные диагностические параметры речевого развития ребёнка к 1 году жизни: -

Описание слайда:

Важные диагностические параметры речевого развития ребёнка к 1 году жизни: — первоочерёдное усвоение основных аспектов человеческой коммуникации /глаза в глаза, ритуалы приветствия и прощания/, хорошее понимание обращённой речи, завершение лепетной стадии и появление первых слов, сформированность базовых навыков глотания и жевания.

8 слайд

1-1,5г. 1,5-2г. Понимание речи – на бытовом уровне, простые инструкции. Слова

Описание слайда:

1-1,5г. 1,5-2г. Понимание речи – на бытовом уровне, простые инструкции. Словарь – 8-12 слов (общеупотребительные, звукоподражания). Звукопроизношение – гласные, П-Б, Т-Д. Поведение не регулируется речью взрослых. Понимание речи – удерживают в памяти и выполняют двухступенчатые инструкции. Активно стремятся к речевому контакту со взрослым, обращаются с просьбами. Формируется интонационная сторона речи /интонация требования, вопроса/. Словарь – до 200 слов.

9 слайд

1,5-2 года Активно используются изобразительные, указательные жесты. Слоговая

Описание слайда:

1,5-2 года Активно используются изобразительные, указательные жесты. Слоговая структура – 2-3х сложные слова. Звукопроизношение – В-Ф, ЛЬ, К, Г, Х. /тенденция к смягчению/ К 2 годам появляется фраза. Поведение не регулируется речью взрослого.

10 слайд

2-3 года Активность в речи и познавательной деятельности. Любимое слово: «Поч

Описание слайда:

2-3 года Активность в речи и познавательной деятельности. Любимое слово: «Почему?» Чем лучше умственное развитие ребёнка, тем больше преобладает в его речи познавательная сторона, тем больше вопросов он задаёт и тем внимательнее выслушивает ответы на них. Чем раньше ребёнок задал вопрос «почему?», тем полноценнее его умственное развитие, чем позже — тем явственнее задержка. Если трёхгодовалый ребёнок ещё не задает этого вопроса, то родители должны задавать его сами и сами же отвечать на него, стимулируя тем самым познавательный интерес ребёнка.

11 слайд

2-3 года Словарь – до 1000 слов. Звукопроизношение – появляются свистящие зву

Описание слайда:

2-3 года Словарь – до 1000 слов. Звукопроизношение – появляются свистящие звуки ([С], [С’],[З], [З’], [Ц]). Осваиваются основные грамматические категории. Не понимают и не конструируют сложноподчинённые предложения. «Расцвет» конструктивной речевой деятельности – неологизмы /показатель нормального речевого развития/. Речь ситуативная. Активно развивается самокоммуникация, эгоцентрическая речь/показатель нормального речевого развития/. Большой интерес к детским текстам: стихи, сказки. Хорошо запоминают. Поведение хорошо регулируется речью взрослого.

Читайте также:  Показатели физического развития ребенка физиология

12 слайд

3-5 лет Заканчивается формирование фонетико- фонематической стороны. Хорошо р

Описание слайда:

3-5 лет Заканчивается формирование фонетико- фонематической стороны. Хорошо развита лексико-грамматическая сторона. Пользуются и сложноподчинёнными предложениями. Активное становление монолога /описание, повествование/. Эгоцентрическая речь свёртывается во внутренний план. Интерес и понимание слов с обобщающим, абстрактным значением. Формируется чувство языковой нормы. Сформированы предпосылки к овладению чтением.

13 слайд

3-5 лет Чем обширнее словарный запас у ребёнка, тем лучше он понимает окружаю

Описание слайда:

3-5 лет Чем обширнее словарный запас у ребёнка, тем лучше он понимает окружающее. Основная роль на этом этапе психоречевого развития принадлежит семье. Чем богаче словарный запас и эмоциональность речи родителей, тем богаче будет словарный запас ребёнка и тем глубже и полнее он будет познавать окружающий его мир. Звукопроизношение С 3 до 4 лет появляются шипящие звуки ([Ш], [Ж],[Ч], [Щ]). С 4 до 5 лет появляются сонорные звуки ([Л], [Р], [Р’]). Если многие звуки произносятся неправильно («каша во рту» — дизартрия), то между тремя и четырьмя годами необходима консультация логопеда и занятия по выработке правильного произношения.

14 слайд

6-7 лет К шести годам ребёнок должен овладеть развёрнутой фразовой речью, фон

Описание слайда:

6-7 лет К шести годам ребёнок должен овладеть развёрнутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Он легко пересказывает прочитанные ему рассказы и сказки, составляет рассказы не только по серии картинок, но и по сюжетной картинке. С 7 лет начинается школьный период развития речи ребёнка. К 17 годам он овладеет письменной речью и постигнет всё богатство родного языка в целом.

15 слайд

Закономерности развития речи в норме Наиболее интенсивно развивается импресси

Описание слайда:

Закономерности развития речи в норме Наиболее интенсивно развивается импрессивная речь по отношению к экспрессивной. Структурные компоненты языка развиваются неравномерно (лексико-грамматическая сторона раньше, фонетико-фонематическая позже).

16 слайд

Становление фонематического слуха у детей в норме (по Н.Х. Швачкину) 1. Перио

Описание слайда:

Становление фонематического слуха у детей в норме (по Н.Х. Швачкину) 1. Период дофонемного развития речи — до 11 месяцев /понимание речи строится не на восприятии специфических языковых средств – фонем, а на улавливании общей ритмико — мелодической структуры слова, фразы/

17 слайд

2. Период фонемного развития речи – с 11 месяцев до 1 года 10 месяцев 1 стади

Описание слайда:

2. Период фонемного развития речи – с 11 месяцев до 1 года 10 месяцев 1 стадия. Различение гласных различение А от других гласных; различение И – У, Э – О, И – О, Э – У; различение И – Э, У – О. 2 стадия. Различение согласных — различение наличия согласных /крот-рот/; различение сонорных и артикулируемых шумных: М – Б, Р – Д, Н – Г, Й – В; различение твёрдых и мягких согласных: Н- НЬ, М – МЬ, Б – БЬ, Д – ДЬ; различение носовых и ротовых соноров: М – Л, М – Р, Н – Л, Н – Р, Н – Й, М – Й; различение носовых соноров: М – Н; различение плавных ротовых соноров: Р – Л;

18 слайд

различение соноров и неартикулируемых шумных: М – З, Л – Х, Н – Ж; различение

Описание слайда:

различение соноров и неартикулируемых шумных: М – З, Л – Х, Н – Ж; различение губных и язычных: Б – Д, В – З, Ф – Х, В – Ж; различение взрывных и щелевых: Б – В, Д – З, К – Х, Д – Ж; различение переднеязычных и заднеязычных: Д – Г, С – Х, Ш – Х; различение глухих и звонких согласных: П – Б, Т – Д, К – Г, Ф – В, С – З, Ш – Ж; различение шипящих и свистящих: Ж – З, Ш – С; — различение плавных ротовых соноров и Й: Р – Й, Л – Й.

19 слайд

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Выберите книгу со скидкой:

Периоды речевого развития ребенка презентация

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-841760

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник