Развитие игры у ребенка с нарушением зрения

Развитие игры у ребенка с нарушением зрения thumbnail

Елена Борн
«Особенности развития игровой деятельности дошкольников с нарушениями зрения»

Развитие сюжетно-ролевой игры слабовидящих детей дошкольного возраста в отличие от нормально видящих детей протекает несколько своеобразно и отстает в развитии.

Тифлопсихологические и тифлопедагогические исследования (М. И. Земцова, Л. И. Солнцева, Т. П. Свиридюк, Э. М. Стернина, С. М. Хорош) показали дидактическое и общеразвивающее значение игры для слепых и слабовидящих детей.

Л. И. Солнцева писала о том, что “обучая слепых детей игре, организуя их творческие игры, воспитатель активизирует слепых дошкольников, что дает возможность преодолевать недостатки в развитии вызванные слепотой”.

Э. М. Стернина отмечает, что в игре слепые и слабовидящие дети без особого труда могут научиться различать предметы по форме, объему, запаху, вкусу, звуку и практическому назначению. Это возможно благодаря непроизвольности интересов детей к действиям с предметами игры.

Т. П. Свиридюк описала применение дидактических игр и упражнений для сенсорного развития слабовидящих детей и показала, что формирование эталонов признаков и свойств предметов и явлений окружающей действительности в процессе игры проходят значительно эффективнее.

Работы С. М. Хорош отражают содержание и роль игрушки в становлении предметно-игровых и ролевых действий слепых дошкольников. Она показала, что процесс формирования действий с игрушками у слепых детей без обучения практически не складывается, и подчеркнула ведущую роль педагога в развитии игры детей.

Особенности игры слабовидящих детей дошкольного возраста до настоящего времени остаются не освещенными в литературе. А имеющиеся данные дефектологической науки об особенностях развития игры аномальных детей указывают на корекционно-воспитательные возможности игры в развитии слепых детей (Л. И. Солнцева).

Первые шаги в обучении игре детей с нарушением зрения связаны с использованием игрушек. Дети младшего дошкольного возраста предпочитают звучащие игрушки, которые больше, чем другие, задерживают их внимание. Малыши стараются взять в руки звучащий предмет, трясут его, подносят к лицу, уху, губам. даже не звучащей игрушкой они пытаются издать звук — бьют ею по столу, трясут, сильно размахивая рукой. Именно незвуковые игрушки вызывают у детей с нарушением зрения действий, не соответствующие их правильному употреблению.

Игрушки, с которыми дети так обращаются, как правило, незнакомы им или представляют трудность для узнавания в них известных предметов. Оно обусловлено тем что незнакомые вещи пока не вызывают подлинного интереса; у ребенка еще не сформирована познавательная самостоятельность, ориентировочная деятельность в новом пространстве, с новыми предметами дети еще не умеют осязательно обследовать предмет. Только у отдельных дошкольников наблюдаются ощупывающие движения. Однако дети с нарушением зрения выделяют характерные для данной конкретной игрушки опознавательные признаки уже при ее охватывании. Полюбившийся, заинтересовавший предмет узнается довольно легко, хотя это часто не связано с наличием у ребенка четкого и дифференцированного образа. Ребенок может узнать игрушку по определенному сигнальному признаку, который не всегда совпадает с существенным признаком данного предмета. Ребенок младшего дошкольного возраста с нарушением зрения часто боится новых вещей, нового пространства. Преодоление чувства страха приводит к значительному развитию активности детей, появлению интереса к внешнему миру. Создаются благоприятные условия для обучения действиям с игрушкой.

У детей младшего возраста различают две стадии игровой деятельности.

Первая — манипулирование предметами, характеризующееся значительной двигательной активностью и усилением ее под влиянием положительных эмоций, возникающих в результате действий с игрушками. Для этой стадии характерно желание ребенка повторно, многократно перемещать игровые предметы, действовать с ними. Однако неумение использовать их в соответствии с назначением приводит к тому, что ребенок стучит ими, вертит их в руках или машет в воздухе. Дети еще не могут взять на себя определенную роль и действуют с предметами в одиночку.

На второй стадии развития игровой деятельности дети знают, каково применение реального предмета, обозначаемого игрушкой, но действовать с ней не умеют. У детей нет двигательного умения, моторика их недоразвита. Например, ребенок знает ножницы, знает, что ими можно стричь, резать, но действует двумя руками. Дети пытаются выполнить несколько последовательных действий, представляя деятельность врача или парикмахера. Сначала, например, берут ножницы, потом шприц. Последовательность действий может быть любая.На этом этапе ребенок впервые включает в игру социальные отношения: пациент — врач, парикмахер — клиент, но это происходит лишь в словесном плане.Он говорит: «доктор лечит больного, делает ему вот так». И показывает на себе. Таким образом, игра осуществляется в одиночку. Огромным препятствием в развертывании игры в этот период становится недоразвитие двигательной сферы ребенка, мелких движений кистей рук. Подлинные игровые действия заменяются словесными объяснениями пока еще очень примитивными, типа «Я делаю чик-чик» и т. д.

Характерной чертой ребенка с нарушением зрения среднего дошкольного возраста является активное включение в творческую ролевую игру. Ребенок этого возраста уже охотно берет на себя роль, однако все игровые действия подчиняет не сюжету задуманной игры, а предметной ситуации. Предметы, игрушки определяют характер деятельности ребёнка. Он выполняет все действия, которые можно сделать с наличными предметами, все операции, которые возможно ими осуществить. Творческая игра носит обобщенный характер. Ребенок лечит не конкретного больного с его больной рукой, головой, глазами. Он делает укол, потому что есть шприц и потому что врачи, как правило, назначают уколы, стрижет ногти на руках, измеряет температуру и т. д. Все эти действия определяются, с одной стороны, общим правильным представлением о том, что может делать врач больному, а с другой — наличием игрушек, позволяющих это выполнить. Однако действия производятся без учета конкретных жалоб «больного». Всем детям измеряют температуру, потом делают укол и т. д. «Пациент»так же приходит к врачу с общей просьбой: «Полечи меня». У детей с нарушением зрения этого возраста не возникают вопросы об отсутствующих атрибутах игры, дети не спрашивают, что «болит» или, что надо сделать. Ребенок действует ради самого процесса действования. Но и действия его тоже несовершенны. Так же как и в младшем дошкольном возрасте много словесных решений игровых ситуаций. Однако их решение происходит несколько иначе, нежели у малышей. Если дети младшего возраста с нарушением зрения изображают голосом звуки, которые производятся при действии предметами, то средние дошкольники неумение действовать ножницами, машинкой заменяют словесным объяснением, дети не умеют пальцами раскрыть и закрыть ножницы, но уже могут держать их над головой товарища, вести рукой по полосам,приговаривать: «Вот я сейчас тебя постригу». Играющие дети, имея слишком бедные знания и представления о разыгрываемой ими ситуации, пытаются использовать все предметы, не учитывают деталей и производят ненужные и неверные действия. Например, играя в парикмахерскую, все дети бреют девочек (поскольку в наборе игрушек есть прибор для бритья, и девочки не протестуют.

Читайте также:  Роль игры в развитии ребенка консультация для воспитателей

Для дошкольника старшего возраста с нарушением зрения наиболее характерна развитая творческая игра с подчинением своих действий ее законам. Ребенок 6—7-летнего возраста не только правильно употребляет игрушки, но и стремится мотивировать свои действия, объясняет их, активно добивается взаимодействия с товарищами. Это уже более высокий этап деятельности дошкольника. Ребенок не только подчиняется предметной ситуации, но и сам активно создает игровую ситуацию и подчиняет свои действия определенной цели. Если он изображает врача, то спрашивает «пациента», что у него болит и в соответствии с жалобами и просьбами организует свою деятельность. Как в младшем, среднем, так и в старшем возрасте у дошкольника с нарушением зрения игра нередко переводится в речевой план. Речь слепого дошкольника вполне удовлетворяет его потребности в элементарном общении. С помощью речи он может многого добиться, и поэтому он использует речь и для решения практических проблем, представляющих для него трудность.

Дети с нарушением зрения стремятся играть вместе с детьми своего возраста. Однако самостоятельно преодолеть трудности ориентировки в пространстве и в координации общей деятельности они не могут поэтому, если отсутствует помощь со стороны воспитателя, дети играют в одиночку или рядом с товарищем и, выполняя элементарные действия все возникающие трудности пытаются решить словесно, приговаривая обращаясь к словесным описаниям. Дети старшего дошкольного возраста с нарушением зрения могут адекватно использовать элементарные предметы, имеющиеся у них под рукой, для замены ими других, необходимых в игре, домысливая те качества, которые диктуются предложенной ситуацией. Так, палка служит ложкой для кормления, а катушка от ниток — табуреткой или стульчиком. Отрыв действия от конкретного предмета у детей, скованных еще большими двигательными трудностями и сложностью ориентировки, идет дальше. Их двигательная и игровая активность заключается лишь в процессуальном или манипулятивном действовании с предметом, вся остальная ситуация додумывается и разрешается словесно.

Бедность знаний и представлений об окружающем мире — серьезное препятствие в развертывании творческой игры. Для дошкольника с патологией зрения характерно накопление некоторого запаса словесных знаний и представлений, не имеющих под собой конкретного образного содержания. Такие словесные знания могут успешно реализоваться и конкретизироваться в игре.

В течение всего дошкольного периода происходят изменения в содержании игр детей, различные игровые моменты приобретают для них большую значимость.

Дошкольники младшего возраста с нарушением зрения группы действуют с предметами, не объединенными общей идеей или целью.

В содержание игры дошкольников 4-5 летнего возраста происходит объединение их в целостную ситуацию. Дети выполняют игровые действия, соответствующие игровой ситуации, в произвольном порядке.

В старшем возрасте содержательная сторона игры получает большее развитие, действия уже подчиняются ведущей идее, выбор игрушек становится более сознательным, целенаправленным.

Своеобразие развития творческой игры проявляется в формировании игрового действия. Логика развития этого действия у дошкольника с нарушением зрения иная, чем у зрячего. Для игры ребенка с нарушением зрения характерна диспропорциональность развития, с одной стороны, моторики, страдающей вторично в результате потери зрения, и, с другой стороны, знаний об окружающей жизни и речи, опережающих формирование двигательных навыков.

Читайте также:  Номер формы истории развития ребенка

Игра для дошкольника с нарушением зрения не замена реального действия, а сама жизнь, активное участие в жизни общества.

Важное значение для развертывания игры имеет формирование взаимосвязанности, взаимодействия детского коллектива. Если игра детей с нарушением зрения находится лишь на стадии манипулятивных действий, коллективная игра не получается. С возникновением предметных действий, объединенных общей задачей и выполнением ребенком определенной роли, возникают первые зачатки коллективной игры. Сама игровая ситуация ставит дошкольника с патологией зрения перед необходимостью наладить связи со своими товарищами. Наличие развернутых форм речи позволяет осуществлять эти коммуникации, но вначале они остаются лишь речевыми.

Таким образом, у слабовидящих детей вследствие недостаточности, зрительно-сенсорного опыта наблюдаются неточные, фрагментарные представления о предметах и действиях с ними, что приводит к сдерживанию хода развития предметно-игровых действий, обедненности сюжета игры и снижению уровня совместных действий детей в игре. Предметные действия характеризуются не только обедненностью и фрагментарностью, но и сам процесс овладения ими у слабовидящих детей растягивается во времени.

Список литературы:

1.Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей детского сада / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М.: Просвещение, 2002.- с. 192.

2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. –СПб: Союз, 1999. — 324с.

3. Выготский Л. С. В 6 т. – М.: Педагогика, 1983.–Т. 5-346с.

4. Егорова Л. В. Общение слепых младшего дошкольного возраста // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. – М.:ВЛАДОС, 1981. — 142с.

5. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справ. -метод. пособие для учителя / В. П. Ермаков – М.: Просвещение, 1990. — 223с.

6.

Источник

Развитие зрительного восприятия

Игры и игровые упражнения для формирования сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения

Восприятие цвета

«Волшебный цветок»

Цель – развитие цветовосприятия, учить соотносить по цвету

Ход игры: детям предлагается цветок с разноцветными лепестками, на каждый лепесток необходимо посадить бабочку соответствующего цвета.

Инструкция: «Посмотрите, какой у меня красивый цветок. Как вы думаете он волшебный? Давайте посадим на цветок бабочек, будьте внимательны. На красный лепесток – красную бабочку, на синий – синюю» (если детям тяжело можно 2-3 лепестка выполнить совместно)

Наглядный материал:

hello_html_m23965344.jpg

«Рассади божьих коровок»

Цель – развитие цветовосприятие, учить соотносить цвета и их оттенки

Ход игры: детям предлагается «рассадить» божьих коровок, на одной картинке от самого светлого к самому темному, на другой – наоборот.

Инструкция: «Посмотрите, кто к нам прилетел? Давайте посадим каждую божью коровку в свой домик. Сначала, на красном цветке, сделаем это от самой светлой к самой темной, а на зеленом – наоборот».

Наглядный материал:

hello_html_23fe4b52.png

«Помоги зайке найти цвет»

Цель — закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание

Ход игры: детям предлагается помочь зайчику найти цвета

Инструкция: «Посмотрите, кто к нам прискакал? Давайте поиграем с зайчиком, а что это он у нас такой грустный? Зайчик хотел принести нам раскраски, но по дороге совсем забыл какие бывают цвета, давайте поможем ему вспомнить. Зайчик будет показывать цвет, а вы называть все предметы этого цвета, которые вы видите в группе, договорились?»

Наглядный материал:

Восприятие формы

«Помоги зайке найти форму»

Цель — закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание

Ход игры: детям предлагается помочь зайчику найти формы

Инструкция: «Посмотрите, кто к нам прискакал? Давайте поиграем с зайчиком, а что это он у нас такой грустный? Зайчик по дороге совсем забыл какие бывают формы, давайте поможем ему вспомнить. Зайчик будет показывать форму, а вы называть все предметы этой формы, которые вы видите в группе, договорились?»

Наглядный материал:

Рисунок из геометрических фигур

Цель — закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание

Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинку и найти спрятанные геометрические фигуры

Инструкция: «Посмотрите, какая у меня красивая картинка. Что на ней нарисовано? А теперь присмотритесь внимательно. Колобок и лиса сделаны из геометрических фигур. Каких?»

Наглядный материал:

hello_html_m6b66468f.jpg

«Рыбалка»

Цель — закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание

Ход игры: детям предлагается поймать рыбок разной геометрической формы

Инструкция: «Давайте отправимся на рыбалку! Посмотрите сколько рыбок плавает в пруду. Чем они отличаются? (ловим рыбок определенной формы)»

Наглядный материал:

hello_html_2d99439b.jpg

hello_html_2d99439b.jpg

hello_html_m73eee526.jpg

hello_html_m73eee526.jpg

Восприятие величины (размера)

«Разложи по полочкам»

Цель — закреплять умение узнавать различать величину предметов, развивать зрительное внимание

Ход игры: детям предлагается расставить матрешек по полочкам.

Инструкция: «К нам на занятия пришли матрешки. Они все разного размера. Поставьте больших матрешек на верхнюю полку, средних – на среднюю, маленьких – на низкую»

Наглядный материал:

hello_html_6ad59ec.png

hello_html_6ad59ec.png

hello_html_6ad59ec.png

hello_html_4089a619.jpg

Игры и игровые упражнения на свойства зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения

Читайте также:  Развитие мотивации у ребенка

Предметность восприятия — это его способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора разрозненных ощущений, а в форме отдельных объектов.

Избирательность — приобретаемая или вырабатываемая способность личности к направленному восприятию.

Целостность — свойство восприятия,состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не м. б. наблюдаемы

Структурность и детальность — свойство восприятия объединять воздействующие на орган зрения стимулы в целостные и сравнительно простые структуры.

Константность — относительная стабильность некоторых свойств образа предмета в сознании человека, проявляющаяся при изменении условий его восприятия

Апперцепцияэто процесс, в результате которого элементы сознания становятся ясными и отчетливыми.

Антиципация (предвосхищение) — предвосхищение, предугадывание, представление о предмете или событии, возникающее до акта их восприятия, ожидание наступления события.

Осмысленность — свойство человеческого восприятия наделять воспринимаемый объект (или явление) определенным смыслом, обозначать его знаком

Обобщенностьэто отражение единичного случая как особого проявления общего.

Все свойства восприятия взаимосвязаны, в играх и в игровых упражнениях используются чаще в совокупности. Они зависят от жизненного опыта и индивидуальных особенностей детей и взрослых. При взаимодействии дается более полное и объемное представление об окружающей действительности.

«Наложенные изображения»

Цель – развитие предметности, избирательности, структурности восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть изображения и найти все спрятанные предметы

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки и найдем все спрятанные изображения»

Наглядный материал:

hello_html_2a062cb0.png

«Зашумленные изображения»

Цель – развитие предметности, избирательности, структурности восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть изображения и найти все спрятанные предметы

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки и найдем все спрятанные изображения»

Наглядный материал:

hello_html_m6d9a6edc.png

«Разрезные картинки»

Цель – развитие целостности и константности восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть части картинок и собрать целую.

Инструкция: «Давайте рассмотрим части картинок, можно ли собрать целую картинку? Давайте попробуем»

Наглядный материал:

hello_html_m5f50cb13.jpg

hello_html_2e570d73.jpg

«Точечные изображения»

Цель – развитие целостности, осмысленности и константности восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть точечные картинки, назвать, что на них изображено»

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки, как вы думаете, что на них изображено?»

Наглядный материал:

hello_html_4418dfd3.png

«Силуэтные изображения предметов»

Цель – развитие целостности, осмысленности и константности восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть силуэтные картинки, назвать, что на них изображено»

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки, как вы думаете, что на них изображено?»

Наглядный материал:

«Найди заплатку»

Цель – развитие целостности, осмысленности и константности восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть коврик, с недостающими деталями и подобрать их»

Инструкция: «Посмотрите какой красивый ковер, но он весь в дырочках, давайте подберем заплатки»

hello_html_m75c44191.jpgНаглядный материал:

«Дорисуй»

Цель – развитие целостности, осмысленности и антиципации восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинки и дорисовать их.

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки, как вы думаете, что на них изображено? Дорисуйте»

Наглядный материал:

«Найди ворону»

Цель – развитие целостности, осмысленности и апперципации восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинку и найти в соседней ворону.

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинку, смотрите, в ней ворона, давайте найдем такую же в соседней картинке»

Наглядный материал:

«Назови одним словом»

Цель – развитие осмысленности и обобщенности восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинки и назвать их одним словом

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинку, что на ней изображено? Как мы можем назвать все это одним словом?»

Наглядный материал:

hello_html_50600d80.jpg

hello_html_m7344ed49.jpg

Игры и игровые упражнения на развитие прослеживающих функций глаза у детей с нарушениями зрения

  1. «Проследи взором за движением лучика фонаря»

Цель – развитие прослеживающих функций глаза

Ход: ребенку предлагается проследить за движениями фонарика

Инструкция: «Давай следить за лучиком солнца»

  1. «Нарисуй глазами круг (треугольник, квадрат) по часовой и против часовой стрелки»

Цель – развитие прослеживающих функций глаза

Ход: ребенку предлагается нарисовать геометрические фигуры глазами

Инструкция: «Давай нарисуем глазками круг (треугольник, квадрат), сначала в одну сторону, а теперь в другую»

  1. «Догони куклу»

Цель — развитие прослеживающих функций глаза

Ход: ребенку предлагается «догнать» куклу глазами

Инструкция: «Кукла от нас убегает, давай догоним ее глазками»

  1. «Посмотри, как качается фонарик»

Цель — развитие прослеживающих функций глаза

Ход: Педагог маятникообразно качает фонарик, постепенно изме­няя высоту, сначала снизу-вверх, затем сверху-вниз. Дети следят за перемещением качающегося фонарика.

Инструкция: «Давай последим, как качается фонарик»

  1. «Флажок»

Цель — развитие прослеживающих функций глаза

Ход: ребенку предлагается проследить за передвижениями флажка (вперед, назад, по кругу)

Инструкция: «Давай поиграем с флажком, он летит вперед, назад (повторяем несколько раз)»

Источник